Власти Китая запретили детям и подросткам часто заниматься видеоиграми. Эта инициатива отлично иллюстрирует глобальный тренд – ужесточение законодательных норм, защищающих несовершеннолетних от вредного и опасного онлайн-контента. Эксперты Научно-технического центра Главного радиочастотного центра (НТЦ ГРЧЦ) сравнили опыт правового регулирования в этой сфере ведущих стран мира.
Все на борьбу с вредным контентом
Власти КНР ограничили время, которое несовершеннолетние тратят на онлайн-видеоигры. С 1 сентября дети могут заниматься ими с 20:00 до 21:00 в пятницу, субботу, воскресенье и в праздничные дни. При этом гейминговые платформы обязаны проверять при регистрации реальное имя пользователя и номер его мобильного телефона. Ранее в августе государственные СМИ Китая назвали видеоигры «духовным опиумом».
Чрезмерное увлечение такими играми формирует зависимость у детей, считают власти и регулярно ограничивают доступ к ним. Так, с июня нынешнего года в КНР вступили в силу поправки к закону «О защите несовершеннолетних». Согласно им, поставщики интернет-услуг должны внедрять средства для ограничения времени нахождения в Сети.
Обязательная процедура подтверждения личности в онлайн-видеоиграх действует в Китае уже год.
В целом в КНР еще в 2004 году была внедрена система фильтрации контента «Золотой щит» («Великий китайский файрвол»), которая ограничивает доступ к некоторым интернет-ресурсам и соцсетям, расположенным на серверах за пределами страны. Они не подконтрольны Пекину и считается, что могут нести вредный и противоправный контент. Тогда же был создан китайский центр жалоб на незаконные материалы в Сети, который, кроме прочего, должен заниматься защитой несовершеннолетних от влияния вредной информации.
Евросоюз сейчас обновляет прежние цифровые правила, отмечается в материалах НТЦ ГРЧЦ. В 2018 году в ЕС пересмотрели директиву об аудиовизуальных медиауслугах – введены меры по защите детей от видеоконтента, который «может нанести ущерб их физическому, умственному или моральному развитию».
Проект постановления Европарламента и Совета о едином рынке цифровых услуг (Закон о цифровых услугах) предусматривает обязательства онлайн-платформ по устранению рисков для несовершеннолетних. «Закон направлен на принятие компаниями (международными интернет-корпорациями. – Прим. RSpectr.) мер по защите потребителей и использование эффективных механизмов для выявления нежелательного контента», – поясняют эксперты. В НТЦ ГРЧЦ отмечают, что пока государствам-членам Евросоюза сложно договориться о том, какая информация является вредоносной, но законной, из-за исторических и культурных различий стран.
Итальянский парламент еще в 2017 году утвердил закон №71/17. Согласно ему, родители детей или несовершеннолетние старше 14 лет могут потребовать от сайтов, размещающих контент, удалить вредоносные материалы в течение 48 часов.
В Великобритании же государственное регулирование рассматривается как основное средство обеспечения безопасности в Сети, а самоограничение выступает в качестве дополнительной защиты пользователей. Законопроект о безопасности в интернете (Online Safety Bill) распространяется на два типа сервисов:
онлайн-посредники, делающие доступным контент, произведенный, загруженный или распространенный другими пользователями;
поисковые системы.
При этом сервисы, которыми могут пользоваться несовершеннолетние, должны:
анализировать влияние вредоносного содержания;
ограничивать доступ к подобному контенту;
вести отчетность и возмещать ущерб.
«Устанавливается обязанность удаления контента при наличии соответствующего запроса от государственного органа, а также обеспечение и облегчение возможности обжалования пользователями», – говорят эксперты ГРЧЦ. Нарушителям положений Online Safety Bill грозит штраф до 18 млн фунтов стерлингов или до 10% выручки компании от деятельности по всему миру.
В Ирландии сейчас обсуждают законопроект «О безопасности медиа», который призван заменить саморегулирование государственным и защитить несовершеннолетних. По версии законодателей, вредоносный онлайн-контент включает:
Материалы, распространение которых является уголовным преступлением в соответствии с законодательством Республики.
Запугивание, угрозы, унижение или преследование.
Содержание, которое может способствовать пищевому расстройству.
Материалы, поощряющие членовредительство или самоубийство или дающие инструкции о том, как это сделать.
Австралийский законопроект «О безопасности в интернете» 2021 года предлагает создать систему обжалования нежелательного онлайн-содержания. В его положения входит борьба с кибербуллингом, особенно в отношении детей. Понятие вредоносного контента в законопроекте дано крайне широко и включает в себя дезинформацию, пропаганду терроризма и суицида, отмечают эксперты.
Федеральный закон США «О защите конфиденциальности детей в интернете» 1998 года требует, чтобы сайты излагали свою политику конфиденциальности и получали верифицируемое согласие родителей до сбора или использования персональных данных (адрес, номер телефона или номер соцстрахования). Его цель – защитить ребенка от опасного поведения в Сети. Согласно норме, школы или библиотеки должны фильтровать или предотвращать доступ к вредным или представляющим угрозу для детей материалам. Это дает им право на получение скидок на телекоммуникационные услуги и доступ в Сеть через программу универсальных услуг для школ и библиотек, также известную как E-rate.
Технологии сильнее законов?
В мире нет единообразного подхода к определению вредоносного онлайн-содержания и к правовому регулированию ограничения его распространения, заключают эксперты НТЦ ГРЧЦ.
Основным механизмами защиты детей от вредоносного контента являются фильтрация и возрастная категоризация.
Они устанавливаются в том числе частными компаниями в соответствии с законодательными требованиями некоторых государств. В основном такие меры реализуются в школах и общественных библиотеках.
Государства признают, что саморегулирование не оправдало себя и необходимо вводить меры на законодательном уровне, констатируют аналитики. Они отмечают, что правовой контроль над потенциально вредоносным контентом для детей в интернете в РФ является одним из передовых, поскольку в нём присутствуют многие механизмы, которые другие страны мира только начинают вводить.
Положения базового закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» распространяются и на интернет. Кроме того, в России существует целая система различных законодательных актов в этом направлении:
С 1 февраля 2021 года вступили в силу изменения в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которыми вводятся новые обязанности для социальных сетей в отношении контроля за опасным контентом.
Согласно приказу Роскомнадзора (РКН), с 2022 года соцсети должны публично отчитываться о результатах деятельности по выявлению и блокировкам социально опасного контента.
Приказом РКН от 02.04.2021 №45 установлены требования к электронной форме для направления жалоб пользователей на опасную и незаконную информацию.
По мнению руководителя проекта HostFly.by Александра Хмыля, сейчас нужные законы, которые помогут детям правильно использовать онлайн-возможности, расскажут об опасностях и способах защиты. «На государственном уровне необходимо поощрять создание безопасного контента, внедрять регулирование, которое не позволит монетизировать опасное поведение в Сети», – рассказал он RSpectr.
Законов для защиты детей от информации принято немало, но никогда не будет правовых норм, запрещающих оставлять ребенка один на один с интернетом, отмечает в разговоре с RSpectr управляющий партнер адвокатского бюро «Матюнины и Партнеры» Олег Матюнин. «Технологии стали могущественнее законов. Родители, дающие ребенку смартфон, сами создают “дыру в безопасности"», – говорит он. Даже некоторые дистанционные программы и курсы для младших школьников устроены таким образом, чтобы затягивать и удерживать ребенка, продавать платные подписки, обращает внимание эксперт. По его мнению, задача правового регулирования на ближайшее будущее и долгосрочную перспективу заключается в защите от информационного потребления и развитии живых форм общения, образования и существования.
Комментарии (5)
AcidVenom
01.09.2021 13:22+2правовой контроль над потенциально вредоносным контентом для детей в интернете в РФ является одним из передовых, поскольку в нём присутствуют многие механизмы, которые другие страны мира только начинают вводить.
Никто сам не разберется, все зарегулировать, всех спасти. В том числе от самих себя.
TakashiNord
01.09.2021 17:58+2как же мы были счастливы, когда нас никто не регулировал. 20 лет назад.
никто не думал за нас, и не принимал за нас решения, не разжевывал инфу и не клал в рот. Из видеокассет и надписей на заборах мы узнавали все еще школах. И выросли жестокими, и походу, тупыми - раз мы постоянно пытаемся что-то зарегулировать...
Moskus
01.09.2021 18:52+3"Как различные страны, мотивируя это защитой несовершеннолетних, вводят цензуру".
Аргументация за подобные меры, "по загадочной причине", почти всегда сводится к чему-то вроде "ну это же очевидно, что надо так делать". Вот реально выяснить, на сколько любая из подобных мер даёт искомый эффект (который не заключается в "подросток не может пойти на этот конкретный сайт и прочитать там про самоубийство") - это уже из области фантастики. А то может оказаться, что никакого эффекта нет.
sergix
05.09.2021 15:18или наоборот из-за отсутствия видео игр решил полезть и почитать))
Комплексный эффект от цензуры просчитать практически не возможною, что и вызывает такие странные решения...
Конечно хотелось бы получать эффект на уровне нравственности, а не запрета, например "зачем мне гуглить матерящихся дурачков, когда могу посмотреть ..."
yoda776
Не проще ли просто выгнать школоту из интернетов?