Многие сисадмины работают с GNU/Linux, но лишь немногие проходят сертификацию в Linux Foundation и, наверное, ещё меньше читали правила на сайте Фонда. Поэтому я решил сделать перевод (местами вольный) «Кодекса профессионального поведения» (англ. Professional Code of Conduct), который заявлен как обязательный к исполнению всеми, кто планирует сертификацию или уже имеет таковую. Сам я как раз готовлюсь к сертификации LFCS (Linux Foundation Certified SysAdm), хоть я и разработчик. С пингвинами же знаком давно, как основную систему дистрибутивы GNU/Linux использую с 2007 года и те или иные админские задачи выполняю тоже давно, поэтому тема мне весьма близка и почитать такой документ было интересно, вот и делюсь.

Итак, каждый GNU/Linux сисадмин, до и после сертификации в Linux Foundation, должен:

  1. Выполнять свои обязанности беспристрастно, с должной осмотрительностью и профессиональным подходом.

  2. Обращаться к приватной информации в компьютерных системах только тогда, когда это необходимо для выполнения должностных обязанностей. Сохранять конфиденциальность информации, полученной в ходе работы, за исключением случаев, когда раскрытие требуется в соответствии с законом. Не использовать такую информацию в личных целях и не передавать тем, кто может использовать эту информацию во вред.

  3. Предоставлять услуги в рамках своей компетенции, честно и открыто заявляя о любых ограничениях своего опыта и имеющегося образования. Поддерживать должный уровень компетентности в необходимых областях и соглашаться выполнять только те виды работ, для которых он обладает необходимыми навыками, знаниями и опытом.

  4. Стремиться обеспечить необходимую целостность, надёжность и доступность компьютерных систем, за которые он несёт ответственность.

  5. Проектировать и поддерживать каждую компьютерную систему, с которой он работает, в соответствии с целями этой системы, заявленными владеющей системой организацией.

  6. Информировать соответствующие стороны о результатах выполненной работы, включая раскрытие всех известных ему существенных фактов, которые, если не будут известны, могут исказить отчёт о результатах работы.

  7. Не участвовать в неправомерных финансовых операциях, таких как взяточничество, двойная бухгалтерия и т. п.

  8. Соблюдать все законы, регулирующие его работу, если только, в исключительных случаях, такое соблюдение не противоречит общественным интересам.

  9. Не преследовать в своей работе цели, неблагоприятные для его работодателя или клиента, за исключением случаев, когда ставятся под угрозу высшие этические соображения, в таких случаях необходимо проинформировать работодателя или другой соответствующий орган о таких этических проблемах.

  10. Избегать взятия на себя обязательств перед одним клиентом, таких как соглашение о неразглашении, договорённости о проведении работ или иных, которые противоречат обязательствам перед другим клиентом.

  11. Не допускать дискриминации по признаку расы, национального происхождения, пола, сексуальной ориентации, религии, возраста или инвалидности в: (1) приёме на работу, продвижении по службе, увольнении или ином изменении статуса занятости любого лица; или (2) принятии или прекращении предоставления услуг любому клиенту.

  12. Выявлять, документировать и сообщать работодателю или клиенту о существенных нарушениях общественных интересов, о которых стало известно в ходе использования программного обеспечения или в ходе работы со связанными с выполнением должностных обязанностей документами.

  13. Убедиться, что у него нет профессиональных или иных договорных обязательств, несовместимых с настоящим Кодексом.

  14. Участвовать в любом расследовании нарушений на экзаменах Фонда. Отказ от сотрудничества может быть основанием для отмены сертификации или отмены права на участие в ней.

  15. Сообщить Фонду в том случае, если не может более продолжать выполнение работ, используя свои профессиональные навыки и компетенции, до истечения срока сертификации.

И да пребудет с вами sudo-сила!

Комментарии (29)


  1. unsignedchar
    03.09.2021 10:16
    +4

    "Кодекс - это просто свод указаний, а не жёстких законов" (ц)

    И все эти указания применимы и к сисадмину, и к любому сотруднику, от которого что-то зависит.


  1. amarao
    03.09.2021 10:26
    +4

    Половина тут - это требования закона. Вторая - вообще к жизни администратора никак не относится. Решения о том, как относиться к проблемам безопасности обычно принимает техдиректор (и бывают валидные кейсы, когда "да, там есть проблема малого уровня, игнорируем, есть более важные проблемы"), задача администратора - сообщить о них.

    В целом, трудные вопросы не раскрыты. Например, что делать администратору в условиях конфликта совладельцев бизнеса, когда один из них требует действий, вредящих другим? (выключить сервер, убрать пользователя).


    1. nullc0de
      03.09.2021 10:33

      amarao уволится или занять нейтральную позицию и послать их в суд, чтобы без решения суда не возвращались. Еще не известно чем это все может закончится и кто победит, могут крайним в суде сделать сисадмина.


    1. hbr1222
      03.09.2021 15:28

      Это как раз нетрудный вопрос. То же самое, что и без конфликта - слать их лесом.

      Компанией управляет директор. Вассал моего вассала - не мой вассал.


      1. amarao
        03.09.2021 17:42
        +1

        А вот у меня есть принцип, что с кем зарплату обсуждаешь, того и слушаешь. Алсо, директоров может быть несколько.


        1. hbr1222
          03.09.2021 18:49

          Ну, видимо, поэтому для вас это трудный вопрос.

          Неважно сколько директоров, так или иначе, если вы не в Valve, то есть цепочка управления, у каждого сотрудника кроме главного босса есть непосредственный руководитель.

          Придумать какой-нибудь вырожденный случай можно и для вас - скажем, человек, с которым обсуждали з/п, уже не с компанией :).

          В общем, я не то чтобы ваш принцип атакую, он имеет право на жизнь, просто мне кажется не очень разумным применение его именно к "системному администратору"=линейному персоналу. Принятие решений по поводу того кто из собственников прав а кто нет подразумевает и принятие ответственности за эти решения. А ответственность должна соответственно оплачиваться. И человек, который разруливает такие конфликты, должен сидеть там, с остальными директорами. Так что, если вы, скажем, техдир, то уже больше смысла имеет, да.


          1. amarao
            04.09.2021 10:36
            +1

            В случае ухода человека, с которым обсуждалась ЗП, я ищу человека, с которым ЗП будет обсуждаться. Если такого человека нет, то из компании пора уходить, потому что карьерных перспектив нет.

            ... Насчёт "системный администратор" = линейный персонал... В очень крупных компаниях это так (и там сверху есть техдиректор, который обычно и есть главный админ). В компаниях поменьше обычно администратор, хоть и линейный персонал, обладает специфичными способностями, подобно главбуху. В основном это касается интимнейших вопросов, вроде настроек DNS-серверов у регистратора, прав доступа и т.д.

            В крупных компаниях эти вопросы разделены между отделами и такой драмы не возникает, но если уйти с уровня "тикер на бирже", то обычно администратор - это человек с "доступами", и в случае конфликта основателей, самая разумная стратегия - это слушаться человека, который твой настоящий начальник. Настоящий начальник - тот, с кем повышение ЗП обсуждаешь. Он может тебя "делегировать" другому, но "настоящесть" не меняется.

            ЗЫ Чтобы не было недоразумений - речь не о том, кто собеседовал. Речь о том, к кому будешь идти с вопросом по повышении ЗП. Знание этого человека - 101 жизни в офисе.


  1. ArcherGodson
    03.09.2021 10:29
    -1

    Как работать в РФ, исполняя п. 7?


    1. Gim6626 Автор
      03.09.2021 10:31

      А п. 8 как вам в этом отношении?


      1. chemistmail
        03.09.2021 13:33
        +2

        Не вижу проблем ни с 7 ни с 8 пунктом.
        С бухгалтерией сталкивался только в самом начале карьеры, а про нарушения законов, у нас законов то раз два и обчелся.
        Можно примерами детализовать?


        1. ArcherGodson
          05.09.2021 09:31


    1. Shaz
      05.09.2021 11:19

      Абсолютно спокойно. Какие у вас с ним проблемы?


      1. ArcherGodson
        10.09.2021 17:01

        Приходишь в компанию, а там дво


        1. ArcherGodson
          10.09.2021 17:06

          йная бухгалтерия, серая ЗП, "левые" схемы работы с партнёрами и нелегальный уход от налогов.

          у меня с этим нет проблем, проблемы есть, если серьёзно относиться к данному кодексу.


          1. Shaz
            10.09.2021 17:09

            Кажется это лучше всего объясняет что нужно делать.


  1. xDMITRYx
    03.09.2021 10:37
    -3

    В России, любители форматировать народ по западным образцам, существуют со времен династии Романовых, если не раньше. "Успехи" такой деятельности можете наблюдать сегодня.


    1. Gim6626 Автор
      03.09.2021 10:44
      -2

      А что здесь специфически "западного"?


      1. xDMITRYx
        03.09.2021 14:05
        -1

        В том-то и дело, братан. В России уже не понимаю, где свое, где чужое. А бескультурными людьми очень легко манипулировать. Особенно, когда человек, или даже целый народ, не хочет подумать своей головой и просто обезьянничает с других.


        1. Kazehay
          04.09.2021 17:32

          А чего только с Романовых? А как же навязанная монотеистическая религия и грекоподобный алфавит?


          1. xDMITRYx
            07.09.2021 09:38

            Можно начать с варягов, конечно. :)


        1. qrKot
          04.09.2021 20:02

          Братан, ты в курсе, что у тебя имя "чужое"?


          1. xDMITRYx
            07.09.2021 09:38

            Хорошо, что ты это понимаешь)


  1. mezantrop
    03.09.2021 10:44
    +1

    Какое отношение кодекс поведения имеет к сертификации? Можно же быть хорошим человеком и законопослушным гражданином без того, чтобы получить Linux сертификацию. Или если что, у вас отнимут драгоценный сертификат? :)


    1. Gim6626 Автор
      03.09.2021 11:04

      Я думаю смысл в том, что они дают подтверждение знаний и навыков человека и хотят чтобы это подтверждение не приводило к вреду "общественным интересам". Социальная ответственность Фонда.


      1. mezantrop
        03.09.2021 12:07
        +2

        Социальная ответственность Фонда.

        Ответственность Фонда или ответственность получателя сертификата?

        Если есть ответственность, то есть и санкции. Вопрос, какие? И какова процедура отзыва сертификата?

        Пожалуйста, не принимайте мой комментарий всерьез, это почти что шутка и все же, бьюсь об заклад, они не тестируют "моральные" качества на экзаменах и не спрашивают справку о несудимости. Подозреваю, они не могут отозвать сертификат из-за "аморальности" человека. Или все же могут? А если это так, то значит сей кодекс чистой воды фикция. А это в свою очередь говорит о том, что либо им по закону требовалось навалять СoC для сотрудников и сертифицируемых, либо это их собственная инициатива, чтобы: а) все выглядело как у взрослых или б) кто-то в Фонде делает вид, что работает, а на самом деле получает ЗП, за то что плодит бумажки и (плюет, что тратит энергию впустую)


        1. Timnet
          07.09.2021 06:08

          Вы выразились точнее чем я намеревался.


  1. Ryav
    03.09.2021 13:05
    +1

    А может кто кратенько рассказать про сертификацию — что даёт, что в себя включает и как проходит, где можно подготовиться?


    1. chemistmail
      03.09.2021 13:35

      Один из курсов молодого бойца. Их несколько семейств, некоторые конторы предпочитают брать с корочками, смысл, типа если есть сертификат, то есть какая то гарантия что человек понимает что делает. Но эт не точно.


  1. xDMITRYx
    07.09.2021 10:04

    Вообще все это покрывается обычной порядочностью, Трудовым кодексом, в крайнем случае - Уголовным. Зачем россиянам еще что-то дополнительно говорить про терпимость? Они и так живут в режиме сверхтерпимости.