Я Юля Трусова, старший UX-редактор в Авито. Мы набираем стажёров уже второй год. В прошлом взяли одного — теперь он в штате и работает младшим редактором. В этом году мы искали сразу трёх стажёров.
115 тестовых нам прислали
13 человек попали в лонг-лист
5 собеседований мы провели
3 кандидата прошли отбор
В этой статье разберём типичные ошибки и покажем удачные решения. Статья пригодится тем, кто решит попробовать силы в следующем году, откликнется на вакансию UX-редактора в Авито или захочет устроиться в другую компанию.
Частые ошибки
Мы не будем вставлять скриншоты из настоящих заданий, чтобы никого не обидеть, но покажем ошибки на вымышленных, близких к реальным примерах.
Невнимательно прочитали задание
В первом задании мы просили написать пуши для тех, кто добавил в избранное объявления о продаже или аренде недвижимости. Но очень часто нам присылали тексты про товары.
Ошибка встречалась и в задании на интерфейс. В нём мы просили написать тексты для продавцов: им нужно разрешить доступ к микрофону, чтобы принимать звонки покупателей в приложении Авито.
Но некоторые кандидаты обращались к покупателям.
Кроме того, требовалось написать тексты для трёх элементов, но несколько человек ограничились одним экраном.
Ключевой этап в работе UX-редактора — погружение в задачу. Если не разобраться, что к чему, текст обманет ожидания и запутает пользователя.
Не попали в тон
Было две крайности: некоторые кандидаты выбрали сухие и бюрократичные формулировки вроде «свяжитесь с продавцом для уточнения информации».
Другие уходили в чрезмерную игру — встречались отсылки к сказкам, фильму «Матрица» и советским песням. Это дело вкуса, но массовому сервису вроде Авито лучше оставаться нейтральным, отсылки и шутки будут понятны не всем.
Попадались письма в стиле телемагазина — его выдаёт большое количество вопросов и описание ситуаций, которые вряд ли произошли бы в реальной жизни.
Давление и манипуляции
Агрессивная подача не помогает построить долгосрочные отношения с пользователями и завоевать их доверие. Люди ценят, когда о них заботятся, а не пытаются что-то впарить.
Эта ошибка встречалась во всех трёх заданиях, но чаще всего в пушах. Попадались и манипуляции. «Один шаг к удачной сделке» — в числе таких примеров.
Проблемы со структурой
Любой продуктовый текст — будь то интерфейс или рассылка — это не набор предложений на листе бумаги. Нужно сразу прикинуть, как текст впишется в макет или вёрстку.
Чаще всего ошибка встречалась в письмах. Многие кандидаты не подумали о заголовке, месте для картинки и теме письма.
Тяжёлые формулировки
Через некоторые задания было сложно продраться. Старайтесь писать полегче, длинные предложения разбивайте на несколько, делите текст на абзацы. Есть способ проверить, легко ли читается ваш текст: попробуйте произнести фразу вслух.
Многословность
Люди не любят много читать и скорее уйдут заниматься более интересными делами, если текст будет слишком длинным. Постарайтесь выражать суть кратко.
В задании на пуши и интерфейс мы оговорили количество символов или строк, но не все кандидаты уложились в лимит.
Неудачные кнопки
Многие из них неточно передавали, что произойдёт при нажатии. На экране поп-апа попадались кнопки «Звонить» или «Попробовать звонок» — они говорят о том, что сразу начнётся вызов. Но это не так, да и звонить пока некому.
Та же ошибка часто встречалась в письмах.
Люди невнимательно читают текст — в каких-то сценариях неточная кнопка может оказаться критичной. Пользователи просто не поймут, что от них требуются какие-то действия.
Ошибкой были и кнопки вроде «Хочу попробовать!» и «Давайте скорее». Они вряд ли соответствуют чувствам пользователя. Вынуждая их нажимать, мы как будто приписываем человеку эмоции и можем вызвать раздражение.
Словечки Чумы
Во втором задании мы просили написать письмо о прямом эфире с участием блогера Чумы Вечеринки. Многие авторы не устояли перед желанием сымитировать её стиль общения. Но письмо получит широкая аудитория, которая Чуму не знает. Слова «гутарить» и «ентот» могут оттолкнуть многих людей.
Хорошим решением было пояснить, кто такая Чума, и подумать о пользе эфира для тех, кто просто зашёл поискать одежду на Авито. Цитаты блогера было бы достаточно, чтобы показать читателю тон и создать правильные ожидания об атмосфере стрима.
Ошибки и неопрятности
Редактор должен обладать близкой к идеалу грамотностью, поэтому на пропущенные запятые и «ищишь» мы смотрели с грустью. Лишние пробелы, неправильные кавычки и дефисы вместо тире делают текст неопрятным и портят впечатление о нём.
Изучите базовые правила типографики. Будьте последовательны и внимательны к мелочам — если один раз написали «YouTube», не стоит во второй раз писать «youtube».
Забыли открыть доступ
Такое встречалось редко, но пару раз пришлось просить пустить нас в документ. Это касалось не только тестового задания, но также резюме и портфолио. К заданиям, присланным в последний момент, мы не успели запросить доступ. Будет обидно упустить предложение о работе по этой причине — лучше лишний раз всё проверить.
Что было классно
Дальше будут скриншоты из настоящих заданий — авторов трёх из них мы позвали на стажировку.
Изучили продукт
Чтобы задание о пушах получилось хорошим, нужно было зайти на Авито и посмотреть, какая недвижимость у нас есть. Те, кто это сделал, заметили разные категории и догадались, что нужно ориентироваться на них в текстах.
Мы радовались, когда кандидаты подтягивали заголовки объявлений в пуш и использовали кавычки «ёлочки».
Подумали о потребностях аудитории
С этого нужно начинать работу над текстом. Авторы сильных заданий строили версии о том, что мешает покупателям квартир связаться с продавцами. Они размышляли о пользе звонков в приложении и догадались, что письмо про Чуму получат люди, которые интересовались любой одеждой и не знают блогера.
Ничего страшного, если у кандидата не получится попасть в точку: мы понимаем, что без опыта и знания продукта изнутри это сложно сделать. Но рассуждения о потребностях аудитории были плюсом.
Выходили за рамки текста
Классно, если кандидаты заметили логические несостыковки и предложили варианты решений. В задании на интерфейс встречались предположения, что поп-ап может быть системным.
Лайк тем, кто заметил, что иллюстрация не подходит сообщению про звонки, и предложил показать, как будет выглядеть вызов.
При написании письма стоило подумать, как человек найдёт это объявление в день стрима. Хороший вариант — предложить читателю сохранить его в избранном.
Сделали макеты в Фигме
Выполнение в Фигме не спасёт плохое задание, но покажет ваши навыки. Стажёрам предстоит думать не только о смысле текста, но и о том, как он ляжет на макет. Если мы видим, что человек с этим справляется, это огромный плюс.
Объяснили логику
Всегда интересно узнать, как автор задания пришёл к таким решениям. При прочих равных рассуждения могут стать преимуществом.
Предложили несколько вариантов
Способность придумать разные решения покажет вашу изобретательность и пригодится в работе: иногда мы тестируем тексты, чтобы выбрать самый эффективный вариант.
Что ещё мы оценивали
Желательно, чтобы у человека был опыт работы с текстом: даже если это фриланс, корпоративная газета или блог. Но на отсутствие опыта можно закрыть глаза, если задание получилось блестящим.
Мы обращали внимание на сопроводительные письма. Классно, если кандидаты уже сделали первые шаги в UX-редактуре, но чувствуют, что нужна помощь наставника.
Умение складно писать, рассуждать и учиться для нас важнее, чем опыт в IT. Мы готовы обучать UX-редактуре практически с нуля, если видим подходящие задатки и вайб.
Важно, чтобы стажёр искренне интересовался диджитал-коммуникациями. Об этом может говорить чтение тематических каналов в Телеграме и прохождение онлайн-курсов. Здорово, если кандидат может назвать пару компаний с прекрасными текстами.
На образование мы не смотрим. В нашей команде есть экономист, журналист, философ, историк, политолог, пиарщик, два филолога и маркетолог. Профильного высшего образования по профессии UX-редактора пока не существует.
Диплом курса по UX-редактуре или «Школы редакторов» покажет вашу заинтересованность в профессии, но не повлияет на результат, если тестовое задание будет плохим.
Можете посмотреть, какие тексты написали мы. Дополнили их комментариями о том, как рассуждали, чтобы было проще понять логику.
Конкурс в этом году был очень серьёзным: уровень финалистов выше, чем обычно ожидается от стажёров. Выбрать было непросто — спасибо всем, кто потратил время и прислал тестовые задания.
Комментарии (9)
rafinirovannoe
09.09.2021 18:47+3По-моему, эту статью можно использовать как методичку для начинающих UX-редакторов, спасибо за труд.
sav6622
14.10.2021 10:24Вы бы не разбор тестовых заданий делали, а сайт проверяли, достали уже глюки, которые длятся годами, а также свеженькие:
Свеженький 1: Невозможно заказать с доставкой товар, пропали совсем пункты выдачи в Петербурге (и скорее всего везде), на карте нет ни одного, для разных товаров пробовал уже.
Старенькое 1: Достали постоянные срабатывания антидоса вашего или антиспуфа, регулярно при просто серфинге с уникальных адресов получаю что "ой у нас нет такого товара" еще раз обновить - о уже есть
Старенькое 2: продолжаются выкидывания периодически из авторизаций, благо щас три штуки держит более-менее (две на ПК и одна мобильная).anna_lesnykh
27.10.2021 16:43Привет! Простите, что не сразу заметила ваш комментарий. Приду уточнить в личку актуальность проблем и передам ответственным инженерам.
trak
Не хочу токсичить. Но в каком месте у вас UI? Что на андроиде, что на сайте все похоже то-ли на газету СпидИнфо, толи на рассыпанные этикетки от бутылок
sourbarberry
UI свою задачу выполняет, подходит максимально широкой аудитории.
Но причем тут UI, если статья про UX-редактора? UX редактор - это человек, который занимается текстами в интерфейсе, а не макеты в Фигме рисует.
trak
а проглядел, пардон, действительно, UX.