image У каждого человека в жизни возникал момент, когда ему приходится искать работу. Глядя на людей, которые меня окружают, очень часто видишь, как они мучаются: «Написать сюда или не написать? Что же будет, если напишу? Меня примут? Если откажут? Здесь нужно то, то, то и вот это!» И так дальше, дальше и дальше… Эту подборку вопросов можно продолжать довольно долго. Но, по большей части, все они сводятся к одному-единственному изречению: «Люди боятся сделать первый шаг». Причём боязнь возникает практически на каждом этапе выбора работы, начиная от поиска компании, заканчивая прохождением собеседования и ожидания его результатов. Я расскажу, как я искал себе работу, почему так искать хорошо. Какие есть плюсы и минусы в данном способе поиска.

Поиск работы я разделяю на несколько этапов:
  1. Резюме
  2. Сопроводительное письмо к резюме
  3. Поиск компаний
  4. Собеседования
  5. Ожидание ответов и выбор

Итак-с. Начну с самого избитого, то, что обсуждалось не одну сотню раз.

1. Резюме.

По большей части, в этом разделе излагается повторение одной из статей, которая писалась на хабре, под влиянием которой я и сделал своё резюме. Здесь я изложу кратко то, что мне пришлось по душе. Подход к составлению резюме, на мой взгляд должен быть неформальным. Не нужно перечислять 250 тысяч своих достижений (если, конечно, таковые имеются). Почему? Встанем на сторону работодателя. Если это крупная компания, то соискатели пачками присылают предложения и о найме. И просматривать каждый новый подобный файлик (или не файлик) порядком надоедает. Поэтому в самом начале резюме должно быть указаны всё самое весомое: проекты, которые были реализованы; технологии, которыми вы владеете; языки (программирования-непрограммирования) — всё то, что считаете нужным, а главное, чтобы это было написано тезисно. Всё это нужно для HR`ов, которые очень часто ищут определённые пунктики, потому что именно они очень часто просматривают анкету соискателя.

Но помимо HR'ов, следует указывать информацию и для других людей, которые потенциально могут заинтересоваться вами. В частности, это интервьюеры — те люди, которые Вас будут собеседовать. После основной части, чуть ниже, стоит писать информацию, которая ориентирована непосредственно на них. Для этих людей стоит писать менее официально. Например, если у Вас есть исследовательская работа, то вполне себе классным, было бы указать полученные результаты. Не нужно писать 3 тома «Войны и Мир». Но 1-2-3 предложения вымолвить можно. Если же это проект, никому неинтересно, как назывался эта задача, гораздо интереснее понять, что зашито внутри. Поэтому стоить раскрыть ключевые моменты. Укажите книги, которые вы читали (как профессиональные, так и не очень). Разумеется, не следует перечислять всю школьную программу. Во всём нужно знать меру. И опять же, можно это сдобрить некоторыми впечатлениями, полученными от книги. Куда лучшим вариантом будет указать ссылку на книжную полку, к примеру, goodreads.ru.

Аналогичным образом было бы неплохо поступить со StackOverFlow (качественный аккаунт может сыграть очень красивую игру). Уметь грамотно ставить вопросы и не менее грамотно отвечать на них — отличный навык, который очень ценится.

Конечно, не забудьте прикрепить информацию о репозитории с Вашими исходниками.

2. Сопроводительное письмо.

Если основное блюдо ваше резюме готово, то можно сделать «гарнир» сопроводительный текст к нему. Для чего это делать? Когда вы отсылаете письмо, первое, что видит человек — это текст в этом письме. Одинокий рикреплённый файлик смотрится не очень хорошо. Лучше указать, чем вы хотели бы заниматься, то в чём видите свои сильные стороны. Это разбавит холодность прикреплённого файлика. Пусть даже сопроводительный текст будет повторять резюме, ничего страшного. Кашу маслом не испортишь.

Обязательно указывайте тему. Делать это лучше так, чтобы она выделялась в списке пришедших сообщений. Помимо того, что это с большей вероятностью убережёт ваше письмо от попадания в спам, кроме того, оно будет намного быстрее замечено.

Перед тем как отсылать письмо, лучше всего найти человека, который занимается кадрами, его имя и фамилию. После чего стоит указать в письме, либо в заголовке именно их. Опять же, это нужно для того, чтобы письмо с меньшей вероятностью угодило в спам. Плюс, для поднятия кармы.

3. Поиск компаний.

Пожалуй, это самая трудная для многих часть. Во-первых, отправлять резюмешки и звонить нужно во все, даже в самые неприглядные места. Здесь у людей часто возникают «если». Но как я позвоню непонятно куда? Это очень просто. Берёте телефон, находите на сайте номер абонента, после чего лёгким движением руки осуществляете набор клавиш на вашем устройстве и жмёте «Вызов». Обычно отвечает девушка или мужчина (исключений пока что не было). После этого нужно уверенно высказать Ваши намерения: «Ищу работу такую-то. Хотел бы заниматься тем-то и тем-то.»

Время от времени попадаются очень дельные компании, в которых есть прекрасные вакансии. Иногда, право, обращение с вопросом о несуществующей вакансии вызывает некоторое смущение со стороны человека на другом конце провода. Но даже если разговор не заладился, не стоит забивать себе голову всякой ерундой. Вы этого человека даже в живую не видели. И вряд ли когда-нибудь увидите. Так что всё нормально. Если же совсем большие тараканы по этому поводу, то для таких целей можно купить отдельную симку, дабы никто Вас не выследил. Но глобальная слежка развита не настолько сильно, поэтому переживать не стоит.

Далеко не все компании выкладывают активные вакансии. Иногда они просто ещё не успели этого сделать. Был случай, когда я пришёл на собеседование на вакансию программиста С++, в процессе выяснилось, что эта позиция появилась буквально пару дней назад. И генеральный директор был в некотором замешательстве: откуда я узнал про набор сотрудников на данное рабочее место!?

Однажды я случайно (перепутал в адресе сайта букву) и набрёл на компанию, которая занимается производством железнодорожного оборудования и рельсов. Позвонил туда. Оказалось, что головной офис компании находится в Таллине и здесь находится целый отдел программистов, есть открытые вакансии. Но в силу удалённого местоположения, мне данное предложение не подошло.

Аналогичная ситуация складывается и с отправкой писем. Письма нужно отправлять копипастом и едва ли не на все попавшиеся под руку адреса компаний. Разумеется, нужно удалять все признаки пересылки, чтобы не огорчать работодателей. Здесь есть одно «Но». Отправку нужно делать с умом. Посылать следует, по-возможности, на тот адрес, на которым ваше письмо будет прочитано. Иными словами, не стоит отправлять сообщение о поиске работы на адрес, предназначенный для СМИ. Замечена закономерность, что часто эти письма не переправляются на адреса отдела кадров. В маленьких компаниях вполне себе можно связаться с генеральным директором или человеком аналогичной должности. Сразу после отправки было бы очень неплохо продублировать это сообщенице звоночком, дабы повысить шансы на ответ.

Где же искать компании? Это тоже просто.

Первый способ. Можно их мониторить по таким сервисам как HH, Мойкруг, да мало ли их? Заходим на подобный ресурс, выбираем объявлением. После чего переходим на сайт компании через гугл, либо по прикреплённой ссылочке, которая, как правило, находится здесь же, рядом. На сайте компании, ищем e-mail и телефон, начинаем процесс устройства на работу посылку сообщений.

Второй способ. Вытащить все компании, которые есть у Вас в голове. Все ресурсы. Найти их сайты и отправить туда резюме вышеуказанным образом. Важно, что это могут быть самые крутые и невероятные компании: Google, Space-X — что появится в мыслях, туда и пишите.

Третий способ. У всех есть интересы. Так и вбить же свои интересы в гугл, да поискать там сайты, на которых эти интересы находятся. Глядишь, часть из них да и окажется объектами, которым интересны разработчики.

Чтобы понять, насколько этот метод эффективен, я приведу некоторую статистику. Во время поисков работы я разослал порядка 200 резюме. Сейчас читатель ужаснулся. Много! Много, да немного. Если учесть, что резюме рассылаются массово, то это совсем небольшое количество. Условно говоря, на 1 отправку одного письма уходит порядка 2-х минут: найти сайт (лучше найти стек сайтов сразу — так быстрее), создать новое письмо скопипастить туда текст, прикрепить резюме, вставить почтовый адрес, нажать кнопку отправить. 2 * 200 = 400 минут. Т.е. около 6,5 часов. Это не так много, если заниматься этим раз в несколько дней по 2 часа, скажем.

Теперь, что касается feedback с этих 200-т писем. Для студентов, порядка 9-10 ответов на 30 писем (для людей других категорий эти цифры могут варьироваться но не слишком сильно). Из них 1-2 письма актуальные, т.е. те, которые что-то предлагают: зовут на собеседование, либо же, присылают задачку, которую нужно закодить. Таким образом, с 200-т писем получит в районе 10 писем с задачами или приглашениями на очное (онлайн-собеседование) собеседование.

4. Собеседования.

Когда приходишь на собеседования, практически невозможно понять, что будут спрашивать тебя там. Но сам факт того, что вы здесь оказались, означает то, что работодатель заинтересовался вами. Маловероятно, что Вас пригласят на собеседование и будут спрашивать то, чего вы не знаете, т.е. то, чего вы не указывали в резюме. Ну а коли будут, то интервьюер будет понимать, что вы этого не знаете с большой вероятностью. ваше незнание выглядеть не будет очень уж странным.

Когда я прихожу на собеседование, я иду туда с расчётом порешать интересных задачек или пообщаться. Именно с таким настроем. Не стоит думать о том, что чего-нибудь будет не получаться. От всего нужно получать какой-то профит. Так и здесь — нужно идти с настроем получить удовольствие. Можно сказать, что мне не нравится отвечать на вопросы от дяди. Но никто не заставляет Вас это делать. К вопросам нужно подходить как к задаче, которую нужно решить. Тут можно воспротивиться и сказать, что мне такая задача не нравится! Но возникает вопрос: «Что на этом собеседовании вы делаете?» Зачем идти на ту работу, которая не нравится? Не нужно соглашаться на всё подряд, чтобы потом страдать. Либо же, следует понимать, что вы там будите печалиться, а такие посты читать не стоит.

Иногда помогает узнать, кто будет проводить собеседование. Если это крупная компания, то об этом человеке можно узнать некоторую информацию, касаемо его личностых качеств или вопросов, которые он любит задавать. Это очень полезно. Личностные качества добавят вам представления об личности этого человека.

Если не удалось узнать, кто проводит собеседование, то скорее всего это станет известно в офисе компании. Опять же, здесь будет некоторое время для того, чтобы погуглить информацию об этом человеке, ибо между приходом в офис и началом собеседования есть некоторый зазор в большинстве случаев.

5. Ожидание ответов.

Ответы от компаний приходит не все в одно и то же время. Это происходит из-за нескольких причин. Во-первых, отправить письма в одно и то же время не представляется возможным. Копиями же отправлять письма я крайне не советую. Во-вторых, период ответа может колебаться от одного дня до нескольких недель. И, в-третьих, период собеседований может растягиваться на месяцы. Причём, время прохождения прямо пропорционально зависит от существенности вакансии и компании. Т.е. чем крупнее и серьёзнее компания, должность, тем дольше там проходят этапы устройства на работу. В связи с этим здесь возникает ряд проблема: какой компании отдать предпочтение? Если одна компания вам уже ответила, а иная ещё нет. Хорошего рецепта я дать не могу. Но придерживаюсь той идеи, что нужно выбрать то место, куда Вы хотите попасть и идти прямой дорогой к цели, ибо если вас будет штормить в процессе достижения цели: будет происходить метание от одной вакансии к другой, то Вы вряд ли выберете именно то, что вам нужно.

Выбирать я предлагаю исходя из Ваших интересов. Ставить их во главу угла. Причём, следует откинуть все те, компании, вероятность попадания в которые ниже 50%. На вероятность попадания, влияет то, сколько собеседований прошло, насколько качественно с вашей стороны они прошли, поведение HR'а. Скажем, если HR постоянно забывает о вашей кандидатуре, то данную вакансию не стоит рассматривать как серьезную, даже если вам очень хочется попасть на данную должность, ибо в самый последний момент всё может обломаться, а для Вас это обернётся большим расстройством. Но решать, разумеется, вам.

Но опять же, среди всех предложений, которые вам поступили, следует выбрать 1 и несколько на запасной вариант. Но следует понимать, что от запасных вариантов в определённый момент может придётся отказаться в связи со слишком долгим процессом устройства на основное предложение.

Очень часто бывает так, что HR не звонит в течение 5-ти или более дней. В таких случаях, я считаю, что нужно позвонить в отдел кадров и уточнить вопрос по вашей кандидатуре. Это стоит сделать, так как ваше письмо могло попасть в спам, о Вас могли забыть (если это произошло единожды, то ничего страшного в этом нет, но если это постоянно, то скорее всего это означает то, что фирма не заинтересована в Вас, либо же HR крайне некомпетентен, что менее вероятно). Нет ничего страшного, если Вы напомните о себе, так как Ваш звонок не отнимет много времени у специалиста по кадрам, а лишь напомнит, что Вы заинтересованы в вакансии, а Ваши намерения вполне серьёзны. Конечно, ежедневный звонки на пользу вряд ли пойдут. Но, скажем, позвонить раз 5-7 дней – вполне нормально.

Комментарии (2)


  1. maxru
    05.10.2015 15:11
    +1

    Если это крупная компания, то соискатели пачками присылают предложения и о найме.

    Нет

    лучше всего найти человека, который занимается кадрами, его имя и фамилию

    У крупных компаний вероятнее всего не найдёте. Или найдёте руководителя HR, который подбором вообще не занимается.

    Т.е. чем крупнее и серьёзнее компания, должность, тем дольше там проходят этапы устройства на работу.

    Нет, это специфика работа кадровых агентств, если услугами таковых решила воспользоваться компания. В самой компании, вполне возможно, ваше резюме никто не видел в принципе.


    1. Hedgehogues
      05.10.2015 20:12
      +1

      Если это крупная компания, то соискатели пачками присылают предложения и о найме.


      Неоднозначно. Видимо, это зависит от компании. Согласен, что далеко не во всех компаниях огромное количество соискателей ломится. Но когда искал работу, сложилось такое впечатление. Было несколько статей, в которых говорилось про огромное количество людей.

      У крупных компаний вероятнее всего не найдёте. Или найдёте руководителя HR, который подбором вообще не занимается.


      Это тоже спорно. Наверное, в таких гигантах как Apple, Acronis, Google, будет сложно найти. А вот в компаниях рангом чуть меньше — вполне можно. Опять же, чем мешает написать руководителю HR, который передаст ваше резюме человеку рангом пониже. Очень сомневаюсь, что из
      HR отдела резюме уйдёт куда-нибудь.

      Нет, это специфика работа кадровых агентств, если услугами таковых решила воспользоваться компания. В самой компании, вполне возможно, ваше резюме никто не видел в принципе.


      Так я про кадровые агенства и не говорю. Я пишу про то, что их не нужно использовать. Нужно писать напрямую, сразу в фирму. Зачем писать в кадровые агенства? А вот с фирмами такое наблюдается. Так было с Acronis, так было с Касперским. Мелкие компании имеют другую специфику. В отличие от крупных, они либо не отвечают вообще, либо сразу. Крупные же отвечают, как правило, долго.