Данная статья посвящена построению персональной образовательной и карьерной траектории, традиционным подходам и современным цифровым решениям в этой области. Сразу предупрежу, что статья написана скорее в академическом стиле; технические подробности планируются к публикации чуть позже.

Обозначу основные термины и определения статьи. Профессиографией является технология изучения требований профессиии по личностым качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным способностям и задаткам, качествам в деловой сфере, знаниям, умениям и состоянию физического здоровья человека.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет к работнику. Существуют различные подходы к разработке профессиограммы, что позволяет создать классификацию с характеристикой содержательных аспектов. Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с экспертом-психологом. И это большая проблема как кадровых служб, так и учащихся и работников, которые в реальной жизни часто вынуждены решать вопросы выбора образования и профориентации без возможности использования существующих методик и наработок.

Зачем нужна профессиограмма

Eсли будет разработана устойчивая система подбора кадров по их личностным, правовым и некоторым другим характеристикам, то это поможет уже на первом этапе решить такую важную проблему, как качество исполнения своих профессиональных обязанностей, соответствие и способность справляться с возложенными задачами. В случае профессиональной непригодности человек подвергается значительным психологическим перегрузкам, что приводит к неудовлетворенности своей деятельностью, безразличию к работе, что может послужить причиной для перехода в другие структуры или изменения профиля работы. А это потеря времени, денег и нервов.

Подходы к составлению профессиограммы

  1. Комплексная профессиограмма, где учитывается широкий круг характеристик труда в целом. Указывается цель, характер и условия труда; характеристика профессии, область применения профессиональных знаний, воздействия на работника, польза для работника.

  2. Аналитическая профессиограмма. Данный подход подразделяется на два блока. В первом блоке описываются объективные характеристики профдеятельности, которые не зависят от определенного человека и вырабатываются в общественном опыте. Второй блок включает в себя сочетание психологической деятельности человека и его качеств с объективной деятельностью, но не совпадающих с ней. Если говорить другими словами, то аналитическая профессиограмма отличает формально заданную структуру профдеятельности и психологическую составляющую труда, а также психологические особенности самого сотрудника.

  3. Психологически ориентированная профессиограмма включает в себя: внешнюю картину труда, трудовое поведение (рабочий день, затраченное время на то или иное трудовую деятельность, рабочее место и др.) и внутреннею картину труда (то как реагирует личность, ее особенности – способности, опыт, навыки, характер, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные процессы – внимание, память, воля и др.).

  4. «Модульный подход» в профессиографировании. Структура модуля: объективные характеристики типового элемента, психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом.

  5. Также существует еще один подход, основанный на выделении профессиональных задач, его называют задачно-личностным модульным подходом. В этом случае «модуль профессии» понимается как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». Таким образом в состав модуля входит объединение конкретной задачи труда и связанных с ней предметов, условий, действий и результатов с определенным набором психологических качеств.

Типы профессиограмм

(в зависимости от поставленных задач)

  1. Информационные - предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес

  2. Ориентировочно-диагностические - служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности

  3. Конструктивные - служат для совершенствования систем производства, для проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала

  4. Методические - служат для подбора адекватных методов исследования систем производства, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы

  5. Диагностические - служат для подбора методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы профессионально-важных качеств, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики)

Разделы, которые должна включать в себя каждая профессиограмма:

  1. Общая информация (историческая справка, общественная значимость и пр.)

  2. Содержание труда. Психологические характеристики (предмет труда, профессиональные обязанности и цель труда, средства труда, характер труда, организация труда, функции труда, контакты, ответственность в труде, условия труда, факторы психофизиологической напряженности).

  3. Требования профессии (к индивидуальным способностям и особенностям, к личностным способностям и качествам, к состоянию здоровья, к допрофессиональному и профессиональному образованию).

  4. Родственные профессии.

Главный вопрос - что со всем этим делать конкретному человеку ? Собственно, ответ на этот вопрос может помочь найти соответствующим образом разработанная система поддержи принятия решений.

Основная идея - реализовать наработанные академические и методические знания в форме, удобной и интересной для использования старшеклассниками, студентами, молодыми специалистами, и всеми "желающими перемен".

На ранних стадиях разработки логика поиска персональной траектории основывалась только на сопоставлении данных hh.ru и профессионально-важных качеств, а также данных об образовании пользователя.

Алгоритм построение образовательной траектории - ранняя версия
Алгоритм построение образовательной траектории - ранняя версия

Как оказалось, этого категорически недостаточно для качественного построения профессиограммы и, как следствие, индивидуальной образовательной траектории.

После примерно полугода работы была сделана технология построения траектории, которая удовлетворила более 70% пользователей и примерно 80% экспертов в отдельных профессиональных областях. Для построения в режиме реального времени оптимизированной под пользователя образовательной траектории "движок" задействует около 15000 записей справочных таблиц. При этом, к сожалению, прошлось поначалу формировать в полуручном режиме большое количество таблиц соответствия профессионально-значимых качеств, профессий, образовательных программ и курсов, личностных качеств и пр. На более поздних этапах развития идеи задача свелась к оптимизационной и решалась при помощи библиотек scikit learn и других ML-библиотек python.

Отдельной задачей оптимизации профилей пользователей является выбор адекватных метрик для оптимизации. Неожиданно хорошо себя зарекомендовали метрики, которые используются в методике кластеризации методом опорных векторов SVM.

При этом изначальная логика соответствует общему академическому подходу:

  1. Текущий профиль пользователя

  2. Цели пользователя

  3. Формирование последовательности шагов, обеспечивающих достижение цели.

Приведу общую схему итерационного прохождения траектории:

Общая схема сопровождения пользователя
Общая схема сопровождения пользователя

В результате проделанной работы пришел к следующим выводам:

  1. Технология построения образовательной траектории может быть реализована, но это сложный и трудоемкий путь. Несколько человеко-лет профильных специалистов.

  2. Бесполезно строить образовательную траектории в отрыве от огромного количества образовательных стандартов, профилей образовательных программ и пр. Гармонизация этого "зоопарка" требует немало ручного труда.

  3. CusDev на самых ранних стадиях - ключ к успеху. Именно уточняя и обобщая боли каждого сегмента целевой аудитории можно сделать нечто жизнеспособное. И тут скрыты ценнейшие инсайты, например, самая платежеспособная аудтория - мамы старшеклассников (!).

  4. Образовательная траектория нужна если не всем, то многим. Помощь в осознанном принятии решения в области образования реально экономит годы жизни.

Комментарии (2)


  1. altai2013
    21.11.2021 13:46
    +1

    «После примерно полугода работы была сделана технология построения траектории, которая удовлетворила более 70% пользователей и примерно 80% экспертов» — как и чем определялось удовлетворение пользователей и экспертов? Кто выступил в роли пользователей и экспертов?


    1. Marcucci Автор
      22.11.2021 10:21

      Спасибо за вопрос, это как раз был ключевой момент. Было проведено изначально около 40 интервью школьников, студентов и молодых специалистов. Составлена сводная таблица их ожиданий и проблем, и в приоритете были "я не знаю, какой профессии мой тип и образование соответствует и почему", "я попробовал профессию Х, мне не зашло, теперь ищу что-то новое, не непонятно как это сделать" и пр. Так что из гипотезы о востребованности такого сервиса понимание его нужности стало фактом.

      Затем встал вопрос о метриках качества. И тут была опасная развилка.
      С одной стороны, есть традиционные методы построения психологических профилей, например "ваш тип личности оптимален для работы типа человек-человек", такие результаты часто получаются на сайтах "традиционных" тестов, например, солидный корпус такого рода тестов есть на сайте hh.ru и еще много где. Эти тесты имеют прекрасную точность по метрике типа ROC-AUC ... и никому не нужны ввиду их банальности.
      С другой стороны, есть "ручная" работа опытных психологов, педагогов, руководителей лабораторий и отделов, которые умеют выявить перспективные предрасположенности молодежи и выстроить их начало карьеры так, что все довольны. Но это ручной труд и "химия" интуиции, эмоциональной включенности в человека и всего прочего, не поддающегося оцифровке.

      Мы выбрали метрику, которая на начальных этапах трудоемка, но сочетает оба этих подхода. Сначала человек проходит ряд тестов, строится цифровой его профиль, он или она указывают свою карьерную цель, и из базы образовательных программ формируется набор курсов, который ведет к цели. И после этого опытнейшие эксперты по профориентации (в том числе руководители учебных программ РАНХиГС, спасибо вам!) вручную "профориентировали" ребят и формировали их карьерную траекторию. И вот только затем сравнивали с тем, что порекомендовал наш ИИ-движок, и оценивали его.

      Сразу скажу, что получилось далеко не сразу, и еще есть над чем работать, но в сентябре на выборке из 36 старшеклассников и студентов были получены те самые метрики - удовлетворили более 70% пользователей и примерно 80% экспертов.
      Чуть более точно - все результаты эксперты оценивали по 5-балльной шкале, по каждой специальности было минимум 5 экспертов. И если хотя бы один из экспертов считал, что рекомендация "на тройку", то такую рекомендацию признавали неудовлетворительной.

      Лучше всего у нас получается строить траектории в области "цифровых профессий", там больше данных и они нам понятнее. Хуже всего - по редким профессиям, например, для человека с опытом работы инструктора в автошколе и амбициями в сторону стремительной карьеры на гос.службе метрика была стабильно неудовлетворительна. Но это нормально )