Знания, как и деньги, невозможно бесконечно копить: рано или поздно их приходится куда-то вкладывать. В случае с финансами это позволяет приумножить и сохранить капитал. Что же касается знаний, то упаковка их в удобную для восприятия форму повышает вашу экспертность, позволяет расширить круг общения, найти единомышленников, коллег, партнёров и даже заработать денег, ну и, конечно же, передать накопленный опыт. Да и вообще приятно, когда кто-то ссылается на тебя, как на авторитетный источник информации. И вот тут возникает вопрос: какую форму представления собственных знаний выбрать? Можно написать серию статей, организовать собственный блог или даже сочинить книгу, причём у каждого из этих вариантов есть как свои достоинства, так и недостатки. Давайте-ка их обсудим.

Статьи


Пожалуй, статья — это самый простой и удобный способ упаковки информации с точки зрения трудозатрат. Здесь, на «Хабре», много успешных авторов подобных публикаций, я думаю, они подтвердят мои слова. История лонгридов, размещаемых на общедоступных площадках, в Рунете началась ещё в эпоху ЖЖ, и именно эта платформа положила начало популярности данного формата. И несмотря на то, что сам «Живой Журнал» уже давно утратил былые позиции, его дело живёт и процветает: на свет появился, например, «Яндекс.Дзен», где можно писать практически о чём угодно.

Обычно работа над статьёй состоит из двух этапов: сбор информации и собственно написание материала, причём первый пункт этого короткого списка подчас занимает намного больше времени, чем второй. Но если исходные данные уже накоплены, проанализированы и систематизированы, текст можно подготовить за день-другой. Отдельным талантам хватает и нескольких часов, правда, этот скилл дается после долгой прокачки литературных навыков.



Чтобы статья получилась годной, нужно придерживаться всего лишь нескольких несложных принципов. Популярные наставления по писательскому мастерству гласят, что художественные произведения — неважно, рассказы это или даже целые романы, — имеют трёхактную структуру, то есть, состоят из завязки, развития сюжета, и (кто бы мог подумать?) кульминации с развязкой. Несмотря на то, что мы тут обычно пишем не про приключения Гарри Поттера в Средиземье, техническая публицистика использует схожий подход. Статья начинается с «лида»: вступления, кратко повествующего, о чём вообще будет текст и «презентующего» читателю всю остальную историю. Ко всему прочему, такой анонс — это всё, что видит потенциальный читатель до ката, пролистывая ленту на своём телефоне или компьютере. Далее следует, собственно, развёрнутый рассказ о похождениях классов, функций и регулярных выражений. И заканчивается вся эта эпопея заключением, которое подводит итоги и озвучивает выводы. Если при этом автор разбивает текст на абзацы, большую «простыню» делит на тематические главки с подзаголовками и снабжает публикацию подходящими иллюстрациями, у него с высокой долей вероятности получится шедевр, достойный пулитцеровской премии. Ну, или, как минимум, пары плюсов.



Подобрать подходящую площадку для публикации тоже, в общем-то, несложно — выбор довольно широк для текстов как на русском, так и на английском языках, причём практически любой тематики (ссылки перечислять не буду, — они у всех на слуху). Преимущества очевидны: на подготовку такого контента уходит относительно немного времени и сил — по сравнению с альтернативами. Кроме того, автор быстро получает обратную связь от аудитории благодаря отзывам и обсуждениям, и имеет возможность что-то оперативно исправить в материале. Но главное — он может изучить полезные комментарии, советы и мнения, основанные на опыте коллег. Помимо «Хабра» я опубликовал кучу статей в «Хакере», и считаю, что комментарии читателей — это вообще самое ценное, что есть в размещении собственных текстов на подобных площадках в сети (помимо гонораров, конечно). Некоторые отзывы легли в основу новых публикаций, подарив мне интересные идеи. Раньше, в эпоху «бумажных» журналов, в которые я также помногу писал, этого очень не хватало.

Но есть в написании статей и свои недостатки. Главный из них заключается в том, что размещение своего материала в коллективном блоге или в электронном журнале — вещь короткоживущая. В течение нескольких дней статья сползает в ленте всё ниже и ниже, пока, наконец, не канет в бездну. После чего люди натыкаются на неё разве что случайно в глубине выдачи поисковых систем. Найти через пару лет собственную заметку, которую когда-то ты разместил сам уже не помнишь где — та ещё задача. В общем, если вы работаете на долгую перспективу, тут есть о чём поразмыслить.

Итак, что даёт публикация статей в коллективных блогах и электронных журналах среднестатистическому автору? Обратную связь с читателями, потенциальную аудиторию для вашего личного проекта или стартапа, если у вас таковой есть, повышение экспертности и узнаваемости, портфолио, которым можно похвастаться перед потенциальными работодателями, а также возможность отыскать коллег и единомышленников, что очень ценно.

Собственный блог


Говорят, время standalone-блогов безвозвратно ушло. Когда-то они были прекрасной альтернативой всяким «Живым Журналам», «Блоггерам» и «Лайвинтернетам», да и в эпоху их расцвета собственный сайт с подборкой статей считался необходимой вещью для каждого уважающего себя автора. Например, моя кошмарная домашняя страничка существует в сети аж с 2000 года, что ничуть не мешало мне параллельно писать ещё и в ЖЖ. Но со временем популярность личных блогов стала понемногу сходить на нет, а изначально созданный для них простой и удобный движок Wordpress и вовсе превратился в монструозную систему, позволяющую конструировать сложные веб-приложения любого уровня: от интернет-магазинов до настоящих космодромов с блекджеком и куртизанками. От былой лёгкости и удобства не осталось и следа.



Единственный плюс, который лично я вижу в ведении standalone-блога в наши дни, так это то, что в этом случае ты сам себе админ. Захотелось прикрутить какой-нибудь плагин, расширяющий функционал блога — всегда пожалуйста. Кроме того, вдохновляет полное отсутствие жёстких ограничений на тематику и содержание постов — никто не забанит тебя за нецензурную лексику, критику какого-нибудь бренда, откровенную рекламу или ссылку на конкурента. В остальном же минусов, пожалуй, намного больше. Прежде всего, придётся тратить время, силы и средства на раскрутку проекта — сайты индексируются намного хуже и медленнее, чем популярные площадки, выдающие контент конвейерным способом. Обновлять личный блог придётся регулярно, чтобы он не просел в выдаче, и дабы интерес аудитории к нему не угасал. В случае с коллективными площадками вроде «Хабра» можно писать под настроение, не выдерживая жёсткий график — хуже от этого не станет (если вы, конечно, не коммерческий блог, продвигающий таким образом свои продукты: здесь регулярность — основополагающий фактор успеха, но отнюдь не главный).

Лично я не знаю ни одного случая, за исключением, пожалуй, сайта Еasyelectronics.ru от хаброюзера DIHALT, когда созданный силами одного автора тематический блог сумел набрать популярность и превратиться в отличный источник качественных публикаций на техническую тематику. Я имею в виду ситуацию, в которой блог создаётся фактически на голом энтузиазме его основателя и владельца, без финансовой подпитки и поддержки какого-нибудь крупного бренда или корпорации. Если вам знакомы другие подобные проекты, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.



В общем и целом, личный блог дарит своему автору полную свободу действий, но свобода эта относительная. На регулярное обновление, техническую поддержку, раскрутку и продвижение проекта, скорее всего, уйдёт столько сил и средств, что это быстро превратится в отдельную работу на полную ставку, и не факт, что с зарплатой. Заниматься чем-то подобным на пенсии можно и ради собственного удовольствия, но если ты вынужден зарабатывать себе на хлеб, свободного времени может и не хватить…

Соцсети


Современной альтернативой standalone-блогов стали социальные сети. Вместо личного сайта люди заводят персональную страничку или сообщество и постят туда котиков продукт своего интеллектуального труда. Инструментарий для публикации статей в социалках постепенно совершенствуется: в том же «В Контакте» не столь давно появился более-менее вменяемый текстовый редактор. Да и сама VK понемногу сворачивает на путь WeChat, который из простого мессенджера вырос в глобальную экосистему, объединяющую в себе социальную сеть, площадку для общения и знакомств, платёжную систему и подобие «Госуслуг», а ещё — интегратор медиа-ресурсов, интернет-магазинов, приложений, многопользовательских игр, инструментов для бизнеса, и чёрт знает чего еще. И это неплохо, — значит, ребята из руководства «В Контакте» чувствуют рынок. Марк Цукерберг со своей «метавселенной» сейчас двигается абсолютно в том же направлении.



Однако в социальных сетях есть свои нюансы. Во-первых, тамошний контингент исторически не любит лонгриды: социалки — это история про быстрое потребление контента, там спросом пользуются сториз, фотографии и короткие заметки на полтора-два, максимум три абзаца. Складывается ощущение, что «простыни» там постят исключительно инфобизнесмены, коучи и копирайтеры всевозможных образовательных проектов, да и тех читают в основном постоянные подписчики сообществ. Во-вторых, подавляющее большинство людей ходит туда развлекаться, социальные сети совершенно не воспринимаются как место, где можно потреблять профессиональный или научно-технический контент.

В общем, лично мне неизвестны успешные Hi-Tech-сообщества «В Контакте» или на «Фейсбуке», которые одновременно не являлись бы витриной какой-нибудь коммерческой организации, но при этом регулярно публиковали бы годные и интересные статьи. Да и среди бизнес-проектов я таковых тоже не наблюдаю. Если их знаете вы, поделитесь, пожалуйста, ссылкой, было бы интересно почитать.

Электронные и бумажные книги


А вот на эту тему я могу разговаривать долго и рассказать много любопытного. За свою жизнь я написал 47 книг, вышедших в издательствах «БХВ», «Питер», «АСТ», «Олма-Пресс» и ряде других. 48-я сейчас как раз готовится к печати. Нюансов в этой сфере существует великое множество, самые важные из них я изложил в своей статье «Как издать компьютерную книгу и не сойти с ума», а о том, как рождаются переводные технические книги — кратко рассказал здесь. Почитайте, если интересно. А сейчас речь немного о другом.



В последние годы появилась масса возможностей превратить собственный текст в книгу — хоть в электронную, хоть в бумажную, поэтому без услуг традиционного издателя в ряде случаев вполне можно обойтись. Существуют и отнюдь не бедствуют компании (не будем тыкать пальцем в Ridero и ему подобных), освоившие технологию Print-on-Demand, то есть, цифровую печать по заказу. Автор заливает на сайт текст и иллюстрации, самостоятельно верстает макет книжки в онлайн-редакторе, рисует обложку (или заказывает её у профессионального художника), после чего книга появляется на сайте самого электронного издательства, а также на нескольких маркетплейсах вроде «Озона». Если кто-то захочет её купить, компания отпечатает нужное количество экземпляров на бумаге и отправит их читателю. Прочие смогут скачать электронную версию.

С полностью электронными книгами проблем ещё меньше: приложений для конвертации рукописи в PDF, FB2 и EPUB — навалом, разместить такую книгу можно хоть на собственном сайте, хоть на Литресе, хоть на других подобных площадках, имя которым — легион. Для англоязычных публикаций существует, например, Smashwords, да и платформа Amazon с её Kindle Direct теперь относится к авторам из России намного лояльнее, чем ещё несколько лет назад.



Проблем в подобном подходе несколько. Первая заключается в том, что на подобных площадках выкладываются в основном авторы «художки», научно-популярной и технической литературы там пока ещё исчезающе мало. Второй момент — книгу придётся продвигать самостоятельно: ни издатель, ни сервис самопубликации рекламировать её не станут. Автору придётся освоить Яндекс.Директ, Google AdWords, таргетинг в соцсетях и SMM заодно. Лично мне известно несколько случаев, когда писателю удавалось заработать на продаже собственных электронных книг. И ещё больше случаев, когда реклама, особенно поначалу, из-за недостатка опыта и неправильной настройки кампаний, сжирала намного больше получаемого дохода, после чего автор уходил в минус. В общем, выбравшему этот путь придётся либо привлекать к продвижению книги сторонних специалистов, либо осваивать несколько смежных профессий: рекламщика, дизайнера, веб-мастера — хотя бы для того, чтобы соорудить для книги простенький лендинг на «Тильде».

Традиционные издательства книги своих авторов сейчас тоже не рекламируют — на это нет бюджетов, — но зато у них имеется в загашнике несколько других жирных плюсов. Во-первых, текст как минимум пройдет через руки грамотного редактора и корректора, которые поправят все стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки. Во-вторых, макет будет профессионально свёрстан, а обложка — нарисована профессиональным же дизайнером. Конечно, издательство получит за это львиную долю прибыли (авторский гонорар составляет в среднем 10% от отпускной цены тиража) и заберёт исключительные права на книгу минимум на 5 лет, но таков путь такова цена работы его сотрудников.



Но самое важное — традиционный издатель это гарантированный пропуск на полки розничных книжных магазинов. Попасть туда другими путями шансов практически нет. Розница не работает с авторами напрямую, они покупают книги у оптовиков мелкими партиями, им так выгоднее и проще. Оптовики тоже не покупают книг у физических лиц, и даже у ИП с самозанятыми — им нужен «длинный прайс», то есть как минимум десяток товарных позиций. Остаются маркетплейсы, на которых придётся конкурировать с теми же оптовиками. А те получают от издательств значительные скидки и могут при желании давить «одиночек» как ассортиментом, так и ценой.

И тут есть два лайфхака, которыми я готов поделиться. Прежде всего, издательству можно продать книгу, собранную из собственных публикаций в своём же блоге, на «Хабре» или, скажем, в «Хакере». Многие авторы именно так и поступают, при этом они получают деньги за один и тот же текст дважды: первый раз — в виде гонорара за статью, второй — в виде авторского роялти за книгу. Кроме того можно попробовать уговорить издателя оставить вам права на распространение электронной версии, и продать ему только «бумагу». В этом случае «электронкой» можно будет торговать самостоятельно. Правда, в последнее время издательства идут на этот шаг неохотно: продажи бумажных книг падают, доходы от реализации электронных версий, наоборот, растут, и упускать этот источник прибыли никому не хочется.

А ещё можно изложить свой опыт и знания сразу на английском языке и самостоятельно разместить книгу на Амазоне, либо предложить её зарубежному издательству. Правда, в данном случае вам потребуются услуги англоязычного пруфридера. Да и продвижение книги на Амазоне для получения Best Sellers Rank и положительных отзывов, без которых продаж попросту не будет — это целая наука. В общем, и то и другое — достаточно обширная тема для отдельной статьи.

Вместо заключения


Получается, что выбор подходящей «упаковки» для накопленного опыта, прежде всего, от поставленных целей. Если этот самый опыт компактно умещается на нескольких страницах, а автор хочет получить быструю обратную связь от читателей, обсудить предмет своих изысканий или найти единомышленников, ему подойдут статьи. Если эти статьи он пишет регулярно, располагает свободным временем и обладает знаниями о том, как продвигать сайты в интернете — можно запустить собственный блог. Кроме того, уже опубликованные ранее статьи (или даже написанный с нуля оригинальный материал) можно собрать в электронную книгу и продавать её самостоятельно. Либо выпустить её бумажную версию, возложив всю возню по предпечатной подготовке, редактуре, корректуре и вёрстке на плечи профессионального издателя.

Существует и ещё один не упомянутый здесь формат представления собственных знаний: электронные курсы. Его я собираюсь освоить в ближайшем будущем. Как только из этого получится что-нибудь стоящее — обязательно поделюсь опытом.

Комментарии (19)


  1. Tailogs
    28.11.2021 21:14
    -1

    Отличная статья. Я вот пока не обладаю обширными знаниями и вообщем только начинающий в IT, но подумываю о записи и дальнейшей систематизации знаний по смежным и не только знаниям. Их удерживать в голове не легко, поэтому частично записываю их в свои конспекты. Часть в бумажном виде, а другая в электронном. Вот после вашей статьи думаю попытать удачу и потихоньку перевести свои знания в порядок, записать в конспекты и потом, возможно, приступить к созданию статей. Хотя можно и нынешние знания превратить в статью, попробовать так сказать сразу, а не постепенно.

    До этого я пробовал выкладывать свои знания, но они особо не ценились, может потому, что я только начинаю вливаться в эту отрасль. Но я особо и не старался в супер статьи, а делал для себя заметки и частично сделал их доступными для других начинающих, ведь понимаю насколько трудно добывается информация, особенно в начале пути. Так же пробовал создавать и свои блоги, но это очень трудно, все как вы описали в этой статье. А к книгам даже не приступал, а хотелось бы сделать художественную книгу, мне интересно это. Тем более это хорошо в начале.

    Нуц просмотрим, как пойдет дело.


    1. saboteur_kiev
      30.11.2021 01:42
      +2

      Хочешь что-то изучить, научи кого-то другого.

      Если постараться это сделать, обнаружится, что много чего из твоих знаний неточны, также обнаруживаются дыры в нюансах, в терминологии, которой недостаточно для объяснения. В результате для создания хорошей статьи или куска обучающего материала, тебе приходится приложить усилия, чтобы вычитать документацию, проверить все на практике и уже потом, обнаружить что твои знания на самом деле углубились и упорядочились.

      Именно поэтому конспекты для себя - не слишком помогают. Помогает создание курса, создание хорошей статьи. Невероятно помогает написание своей книги, но это уже очень большие трудозатраты, и к таком следует приступать, когда уже и материала больше чем на десяток-другой статей и опыт написания появился.


  1. woo_hung
    29.11.2021 00:00

    Чуть пораньше бы эту отличную статью :)

    Столкнулся с этой темой в начале месяца, когда сдал CCNA и понял, что материала за время учебы накопилось куча и чтобы не потерялся, хочу им поделиться. Как итог: статья на хабре, группа в телеге, блог на githab pages :D Везде по чуть-чуть. Но скорей всего перееду в блог ибо там свобода действий и она сейчас очень кстати + не буду захламлять тот же хабр своим, базового уровня, заметками. Когда чутка подрасту, возможно крупные технические вопросы буду вываливать на тот же хабр, но блог сейчас вполне устраивает. Докрутил базовые моменты + оно всё на маркдауне - нраица.


    1. Holmogorov Автор
      29.11.2021 07:37

      Базовые знания тоже нужны. Иногда приходится разбираться в принципиально новой для себя сфере и начинать с азов. В этот момент сталкиваешься с тем, что информация в инете слишком фрагментирована: вроде все есть, но всего понемногу, и размазано это тонким слоем по множеству источников. На том же Хабре, прочитав интересную статью, я часто смотрю профиль автора - а есть ли там похожие публикации? Но когда все собрано в одном блоге - так даже удобнее.


      1. woo_hung
        29.11.2021 11:44

        В точку. Большая проблема - разрозненность информации.

        Именно по этой причине я решил все пихать в блог. Туда, в идеале, должно попадать то, что выдает моя система заметок. Компилированные статьи, так сказать, из перебранного и переработанного материала. Кому-то может и пригодится, но в первую очередь это помогает мне. Подобная деятельность помогает структурировать накопленное в голове + закрепить изученное.


        1. Holmogorov Автор
          29.11.2021 12:20
          +1

          Да, когда я брался за написание очередной книги, то ловил себя на мысли, что это очень помогает структурировать собранные данные прежде всего для себя самого. Это очень полезный момент.


  1. sshmakov
    29.11.2021 00:59
    +1

    Но самое важное — традиционный издатель это гарантированный пропуск на полки розничных книжных магазинов. 

    А это нужно? За последние лет пять я не купил ни одной бумажной книги, даже в подарок. Хотя читаю постоянно, но только в электронном виде. Что на этот счёт говорит статистика?


    1. Holmogorov Автор
      29.11.2021 07:38
      +1

      Статистика говорит, что "бумагу" берут, хотя не так активно, как в начале 00-х. Есть книги, которые просто неудобно читать с экрана. Хотя за "электронкой" - будущее, это безусловно.


  1. sshmakov
    29.11.2021 01:03

    Вообще в воздухе витает мысль, что нужная информация в интернете есть, но проблема ее найти и отсеять от мусора. Видимо, следующий шаг - автоматические компиляторы текстов, создающие энциклопедические статьи на основе разрозненных кусочков знаний.


  1. radigost777
    29.11.2021 07:34

    Есть ещё один из вариантов - создание своей системы знаний, как например Zettelkasten. Это и хранение знаний, и почва для генерации новых.


    1. Holmogorov Автор
      29.11.2021 07:40

      Zettelkasten разве не рассчитан в первую очередь на использование самим человеком, создающим базу? Я рассматривал в первую очередь способы не столько систематизировать, сколько "расшарить" знания.


      1. woo_hung
        29.11.2021 11:41

        Да, именно так. Это больше пероснальная штука. Сам практикую подобное, веду все это в маркдауне, как оболочку использую Obsidian.

        Факт-никто в твоей "помойке" не разберется с пол пинка, если ты изначальное не будет писать все это с уклоном "чтобы постороннему человеку сразу все было понятно"

        Да и то, даже с кучей пояснительных веток все это потеряет смысл, когда база накопит в себе заметки за год, два и выше.


  1. Mishima_Zaibatsu
    29.11.2021 07:34
    +1

    Знаниями лучше всего делиться так, чтобы они были на расстоянии вытянутой руки, IMHO.

    Как я себе это представляю, исходя из текущего технического развития интернета:

    • Знания публикуются в тематических wiki, желательно официальных. Иногда достаточно предложить один-два абзаца, иногда стоит написать отдельную статью. И расставить ссылки, конечно же.

    • Публикации могут проходить долгую модерацию, и даже не пройти её. Тогда их можно опубликовать в своём профиле (обычно в wiki есть личное пространство для каждого пользователя), или на официальном форуме, предложить в FAQ, написать в рассылку, и т.д. Чем ближе к официальным ресурсам — тем выше шансы, что ваш вклад кому-то приходится.

    • По желанию можно завести личный блог, где собирать ссылки на опубликованные заметки. Это может быть как полноценная копия, так и короткий тизер со ссылкой на внешний ресурс.

    • Также в блоге к каждой записи можно добавлять ссылку на сохранённую копию Internet Archive. Потому что ваши заметки на внешних сайтах могут отредактировать, удалить, или сайт вовсе может закрыться через некоторое время.

    • Книги — это отдельная информационная вселенная, для монументального подхода к подаче информации. Но хорошая структурированная wiki, с разбитием на категории, вводной частью для каждой категории, с примерами, и т.д., — лучше книги. Да, авторство распыляется среди всех участников. Это можно считать как минусом, так и плюсом. Я не технический писатель, поэтому для меня совместная работа над материалом — большой плюс, за который придётся расплачиваться поддержанием консенсуса среди соавторов.

    • Материалы из книг можно и нужно использовать в wiki и документации, если лицензия позволяет.

    Таким образом, можно иметь свою уютную страничку, где можно делиться своим вкладом, в то же время другие люди смогут найти ваш вклад там, где он ожидается — на официальных ресурсах.

    P.S. Вышеизложенное применимо, в первую очередь, к проектам IT с открытым доступом для всех желающих, где, как правило, нет жёстких требований к редактуре, рецензированию, и не стоит вопрос монетизации.


    1. Holmogorov Автор
      29.11.2021 07:43
      +1

      У книг по IT в традиционной форме есть еще один существенный минус: они быстро устаревают. Иногда даже в тот период, когда их готовят к печати. И обновить или дополнить уже опубликованную бумажную книгу, к сожалению, невозможно. Электронная документация тут имеет преимущество.


      1. Earthsea
        01.12.2021 17:02

        Смотря какая область.

        Если взять, к примеру, Компьютерные сети Танненбаума, то даже в очень древних изданиях процентов 80 актуально.


  1. aigoncharov
    29.11.2021 13:44

    Я бы не был столь категоричен по отношению к персональным блогам на своем домене. Это в первую очередь линый брендинг. У большинства известных мне developer адвокатов или просто tech influencers есть свои блоги, которые читают миллионы. Завести же блог на своем домене безумно просто в наши дни. Есть множество готовых стеков. Если лень с ними возиться, то есть hashnode.
    Список популярнейших персональных блогов которые сразу пришли в голову:
    - https://blog.pragmaticengineer.com/
    - https://overreacted.io/
    - https://jakearchibald.com/
    Если контент качественный, то аудитория придет. Хорошие статьи частенько взлетают на hackernews и reddit.


    1. Holmogorov Автор
      29.11.2021 15:31

      По близкой мне тематике из персональных блогов есть еще https://krebsonsecurity.com/. Я отнюдь не против этого подхода - он вполне имеет право на жизнь, и Вы полностью правы, что здесь решающую роль играет качественный контент.

      Про hashnode не слышал, большое спасибо! Судя по всему, очень интересный инструмент.


  1. hmelni
    29.11.2021 18:44

    Не написал про телеграмм каналы как еще один вариант!


  1. toxicdream
    29.11.2021 20:29

    В Фейсбуке встречаются отдельные статьи-лонгриды.

    А из групп с научно-популярными статьи как-то случайно натолкнулся на https://www.facebook.com/groups/iznakurnozh/