Настало время поговорить про легализацию запусков самодельных стратостатов с целью обеспечения безопасности воздушного движения. Многие считают, что это сложно, вплоть до "невозможно" для обычных граждан, но это не так. Сейчас мы с вами всё быстренько оформим.
Преамбула
В этом году мы успешно запустили 3 шара, наполненных гелием и отягощённых некоторой полезной нагрузкой в стратосферу. Не все из них долетели, но большинство — долетело. Эта "забава" вызвала, насколько я могу судить, положительную реакцию у читателей: кто-то, вдохновившись, сейчас строит свой стратостат (с роботами и лунопарком, разумеется), кто-то взял на вооружение для детских\подростковых образовательно-развлекательных заведений, а кто-то просто зритель, советник и болельщик. Так или иначе, в воздухе всегда витал один очень важный вопрос, от ответа на который я долгое время уходил. Настало время прояснить давно всех волнующую тему: а как же безопасность полётов?
Если кто-то потерял, то вот вся история/схемы/планы/исходники и ссылки на комплектующие:
Вводная
Итак, вы решили легализовать и обезопасить ваши стратопуски. Давайте, для начала, обозначим список терминов и аббревиатур, которые нам пригодятся на всём протяжении этого несложного занятия.
ОрВД — Организация воздушного движения. Это, собственно, процесс, а не некая компания. Сам орган, отвечающий за этот процесс называется ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Он и будет выдавать нам разрешение и принимать наш полётный план. Не конкретно этот, а его подразделение, о котором ниже.
ГЦ ЕС ОрВД — главный центр единой системы организации воздушного движения (далее ГЦ). В нашем случае интересен только как потенциальное пятно контакта с зональным центром.
ЗЦ ЕС ОрВД — собственно, зональный центр ОрВД (далее — ЗЦ). Именно он будет принимать наши полётные планы и выдавать (или не выдавать) разрешение на использование воздушного пространства (далее — ВП).
Группа ТПП — группа тактического планирования полётов. Группа диспетчеров/диспетчер с которым вам придется держать телефонную связь перед запуском, запрашивать разрешение на запуск и отчитываться о завершении запуска. Самый важный контакт в этом деле.
SHR или СХР — тип/код полётного плана/сообщения для шаров-зондов. Именно то, что нам надо. Далее будет ясно, где его использовать.
Приложение от Минтранса с форматом предоставления полётных планов — ссылка
Общий алгоритм действий
Выглядит сложно, но не сложно. Определение "контактных данных" надо будет сделать лишь единожды для своего региона запуска. Поехали по шагам, я буду делать всё на нашем примере.
Наводим контакты
- Определите по карте желаемый зональный центр. В нашем случае это — ЗЦ Санкт-Петербург.
- Заходим на сайт конкретного ЗЦ, в раздел "Контакты" и ищем там телефон:
- Узнаем у них телефон группы ТПП. Прям в трубку и говорите: ало, дайте, пожалуйста, телефон группы ТПП. Для нашего ЗЦ это телефон — 305-17-51
По контактам это всё. Всё что у вас должно быть на выходе — телефон этой самой группы ТПП. Переходим к регистрации "пилота".
Регистрация оператора шара-зодна
Заходим на new.ivprf.ru и регистрируемся, указывая реальные данные. Этот сайт у них пришел на замену старому, который уже отключен, а этот еще не до конца "включён". Так что возможны проблемы с завершением регистрации (не приходит письмо) и некоторые "нестабильности в работе", но это терпимо. На случай проблем с регистрацией, они оставили сообщение на основном сайте:
Просто напишите им на sppi@matfmc.ru свой логин и желаемую роль в системе и они всё сделают очень быстро (мне ответили через час, что всё готово). Наша желаемая роль — Оператор Шара-Зонда. Остальные роли можете посмотреть там же при регистрации.
Ок, с тех пор, как вы получили данные для входа и присвоенную роль в системе — поздравляю! Вы, теперь официально — оператор шара-зонда!
План полёта
У оператора шара зонда не такой уж и большой выбор типов сообщений для составления полётных планов. Это сильно облегчает задачу. Со структурой и вспомогательными функциями сайта я предлагаю ознакомиться самостоятельно, а мы прямо сейчас составим новый план полёта.
Идём в раздел "Воздушные суда" и нажимаем "Добавить ВС". Это не обязательно, но это слегка автоматизирует заполнение плана в дальнейшем. Нас интересует тип судна — шар-зонд:
Название — любое. Это исключительно для вас.
Опознавательный индекс — шары-зонды не подлежат регистрации, так что никакого индекса у них нет. В данном случае применяется стандартная заглушка — буквы "Z". Наш (и ваш, если у вас шар-зонд) опознавательный индекс — ZZZZZ
OPR/ — полное ФИО оператора. Да, под одним аккаунтом можно насоздавать ВС с разными операторами. Не знаю, видимо пользуется популярностью. Указываем свое полное ФИО.
Скороподъёмность — в метрах в минуту! Стандартная скорость подъема такого шара — 5м/с (и мы это даже опытным путем подтвердили). В нашем случае это 300м/мин.
Максимальная высота подъёма — в метрах. Мы указали 30000м
Модель шара-зонда — наш самодельный стратостат моделью не обладает и это поле не обязательное — оставляем пустым. Но кое-какая информация о шаре будет в самом плане.
Всё, больше тут нечего указывать, сохраняем и идём дальше, в "Планы ИВП" (ИВП — Использование Воздушного Пространства). Тут нам, операторам шара-зонда, доступен только один тип сообщения — SHR:
Нажимаем "Создать". Предложат создать план на карте или "Заполнить форму SHR". На момент описанных событий, карта работала очень не стабильно, так что я предпочитаю заполнить форму SHR. Жмем "Создать план".
Вид полёта — доступно несколько (в том числе "Полёт БЛА" и "Запуск аэростата"). Каждый вид имеет разные требования к плану. Нас интересует — "Запуск шара/зонда"
Сразу можете выбрать из списка "Опозн. индекс ВС" недавно созданное судно. Тогда информация о скорости и высоте должна подставиться автоматически (иногда глючит, можно вписать и руками).
Аэродром или место вылета — в случае использования стационарного пункта запуска или аэродрома — можете выбрать из списка его. Но это — не наш случай. Мы запускаем по своим координатам, так что в этом поле заглушка — ZZZZ
Расчетное время вылета — время указывается по UTC! Имейте это ввиду и не пропустите тайминги в своем часовом поясе!
Скороподъёмность и Максимальная высота подъёма — так же, как и при создании ВС
Теперь Прочая информация. Для нее не создали (возможно пока) отдельных полей на форме, так что тут всё указывается через специальные коды.
DOF/
— Date Of Flight. Дата запуска
TYP/
— Type или тип ВС. Значение read-only — SHAR
OPR/
— Operator. Полное ФИО русскими буквами и контактный телефон. Важно указать телефон, по которому с вами реально смогут связаться для уточнения деталей и/или изменений плана!
RMK/
— Remark. Некое примечание. Эта команда не обязательная, но нас попросили указать (дословно): ОБОЛОЧКА 300 ДЛЯ ЗОНДИРОВАНИЯ АТМОСФЕРЫ. Почему 300? Я не знаю, а спросить забыли и так всегда и писали. Есть предположение, что 300 — это масса оболочки, но даже когда мы запускали шар L-2000 (массой 2000г), мы всё равно оставляли "как есть". Так же, есть более вероятная версия — это скороподъёмность! И она ± одинакова для всех наших оболочек.
DEP/
— Departure. Координаты запуска. Как раз то что надо, если не хотите возиться с аэродромами. Координаты указываются в градусах и минутах (можете воспользоваться любым онлайн сервисом для перевода из десятичных координат)! Без секунд, без пробелов, без точек/запятых! Значение этого поля должно занимать строго 11 символов. Буквы "N" и "E" после широты и долготы — обязательны! Недостающее количество символов заполняется лидирующими нулями. В общем, посмотрите на наш пример на скрине — это реальный план, по которому был произведен запуск и полёт.
В интернетах я встречал мнение, что для шара-зонда необходимо указывать сектор/конус/еще_что-то_странное координат направления полёта — это, разумеется, не так. Никаких секторов/маршрутов и т.п. от вас не требуется — этим занимается группа ТПП! Именно они запрашивают погоду для предоставленного района запуска и времени. И берут на себя ответственность оповещения воздушного движения о наличии шара-зонда в радиусе и по предполагаемому маршруту движения. От вас требуется только точка запуска.
Технически, вы можете попробовать этим заняться. Например, используя полеEET/
, но ТПП, скорее всего, попросит вас этим не заниматься :)
Как только всё заполнено и проверено/перепроверено — нажимайте "Сформировать план".
Вот так выглядит готовый полётный план для шара-зонда и в таком виде он уйдет в ЗЦ ЕС ОрВД. Тут можно узнать пару знакомых значений из формы, но какие-то поменялись в угоду летным требованиям. Не важно, если он сформировался — это хороший знак (но еще не 100% гарантия).
Напоминаю, что подать план можно не ранее чем за 5 дней до запуска. Если это так — жмите "Отправить план" и выбирайте свой зональный центр. В нашем случае это — ЗЦ ЕС ОрВД Санкт-Петербург. Ваш план, в первую очередь, будет рассматривать именно ЗЦ. Группа ТПП получит его только за 3 дня до запуска (если ЗЦ его примет).
Хочу отметить, что если ваш полёт стартует/пересекает хоть какие-то города/административные центры/зоны ограничения полётов и т.п. — ЗЦ потребует от вас разрешение на использование воздушного пространства от администрации конкретной зоны (можно выслать им на email). Это лишняя возня и мы её не проходили. Мы всегда выбираем места удаленные от всего, тихие и безлюдные. Так что ЗЦ к нам вопросов не имеет. Подобрать себе хорошее место могут помочь следующие ресурсы:
- Построитель маршрутов для шаров
- FPLN — поиск закрытых/ограниченных зон, аэропортов/аэродромов, воздушных трасс и всего прочего, чего следует избегать.
В качестве альтернативы — можете выслать сформированный план на электронную почту ЗЦ (и дальше вести переписку по почте). Почта для СПб ЗЦ: spbzc@sz.gkovd.ru
Полдела сделано. ЗЦ должен его получить и присвоить ему некий SID и статус. Сначала он будет "На обработке":
Затем одно из двух:
Или:
Да, я не просто так уделил особое внимание к полю DEP/
:)
Что ж, если вы видите у себя картинку, похожую на эту:
то можно выдохнуть и пару дней ничего не делать. Теперь вам надо только за 3 дня до запуска позвонить группе ТПП своего ЗЦ (ее телефон мы узнавали в начале) и уточнить у них — всё ли они получили и всё ли хорошо. Бывает так, что не всё хорошо. Система у них новая и работает не идеально. Бывало, что они теряли уже принятые в системе планы. Так что этот шаг крайне не советую пропускать.
Далее, по протоколу, надо звонить им же еще за сутки, потом за час до запуска и прямо перед запуском. Но, иногда они говорят: "ладно, за сутки/час не звоните, просто перед запуском позвоните". А потом сами звонят и спрашивают: "всё в силе?" ¯\(ツ)/¯ Так или иначе, дальше по звонкам они вас уже скоординируют. Вам остается только выполнять их указания.
Когда настал час "Ч" (за час/минуту до запуска), у вас уже всё надуто и включено — звоните снова группе ТПП и спрашивайте: "запуск по СХР [там-то там-то] разрешаете?". Ваша задача в этот момент — услышать ключевые слова в ответ: "разрешаю использование воздушного пространства по вашей СХР-ке". Поздравляю! Вы совершили зарегистрированный запуск шара-зонда!
Диспетчер группы еще попросит вас связаться с ним, когда шар приземлится. Не забудьте сделать это! Это будет последний доклад в контексте текущего запуска. На этом запуск завершен!
Подведём итог
Теперь всё суммируем в список шагов:
- Определили свой ЗЦ
- Узнали его номер телефона
- Узнали у ЗЦ номер телефона группы ТПП
- Составили план
- Подали его за 5 дней до запуска в свой ЗЦ. Позвонили, уточнили у них: получили или нет
- За 3 дня до запуска позвонили группе ТПП, узнали: всё ли ок?
- За сутки до запуска: звонок ТПП. Подтверждение, что все ок
- За час до запуска: звонок ТПП. Подтверждение, что все ок
- За минуту до запуска: звонок ТПП. Запрос разрешения на ИВП по СХР
- Запуск
- После приземления: звонок ТПП. Отчёт об окончании
Алло, мы ищем таланты
Нет, не конкретно мы, мы свою часть сделали и будем продолжать исключительно своим сбродом. Но, если кто-то хочет проявить себя в чём-то подобном — со мной связалась другая команда, которая сейчас собирает свой стратостат. И они более гибкие в плане хай-тека. Там вам и прямая радиосвязь, и удаленное управление нагрузкой, и ардуины, и всё то, что мне вменяли в "недостатки":
Вот и всё. Fly safe, cmdr!
Комментарии (20)
johnfound
01.12.2021 12:01Многие считают, что это сложно, вплоть до "невозможно" для обычных граждан, но это не так. Сейчас мы с вами всё быстренько оформим.
Интересно, а если поднять ставки – можно ли таким путем зарегистрировать план полета в космос? И получить разрешение.
На первый взгляд, я этим вопросом просто тролю. Но ведь будущее не за горами. ;)
v0stok86 Автор
01.12.2021 12:31Хотелось бы, чтобы система в итоге к этому пришла :) Потому что сейчас эта область зарегулирована круче чем производство оружия
johnfound
01.12.2021 14:58Я имел ввиду именно используя существующую систему. Что если задать например высота полета в 100км (или даже 500км) – дадут разрешение или нет?
v0stok86 Автор
01.12.2021 15:25+2А, ну такое мы не проверяли :) Вообще, воздушное пространство делится на классы (C, G и т.п.). Разные классы для разных диапазонов высот (и ещё от чего-то зависит, я точно не знаю). Думаю ОрВД ведает только определенными классами и если вы не попадаете в один из них - то они ничего не выдадут. Да и ведает оно только «воздушным» пространством. А там выше 40 (да уже даже на 36км) оно не особо воздушное. Так что могу предположить, что скорее «нет», чем «да».
Stratum
01.12.2021 12:07Пытался такой квест пройти для Беларуси. Белаэронавигация и Белгидромет говорят: "мы не при делах, все вопросы к Минобороны". Минобороны хранит молчание. Но Белаэронавигация однозначно говорит, что границу воздушным шаром пересекать нельзя, а страна у нас небольшая. Для запуска на 30+ км вверх, есть все шансы вылететь за кордон. Так что приходится в полетном контроллере закладывать ограничение по дистанции и упреждению спуска чтоб до границы оставалось не меньше 20 км.
v0stok86 Автор
01.12.2021 12:35Да, пограничная зона - это зона с ограничением полётов (думаю и в РБ тоже). Если ОрВД будет иметь основания полагать, что шар может ее пересечь - они не выдадут разрешения. Можно попробовать сделать программируемое или удаленное отцепление нагрузки в таком случае. Возможно прокатит :)
Stratum
01.12.2021 12:52Если заявить возможность отцепления груза или фотосъемки, то это однозначно завернут. Можно попробовать запускать сразу из России (тут ехать-то пару часов), но есть ковидные ограничения на пересечение границы. Поэтому пока остается только завидовать вам по-доброму и летать соблюдая требования к авиамоделям - до 100 метров и управление в прямой видимости при весе до 0,5 кг избегая бесполетных зон.
vipassa
01.12.2021 12:07Крутое хобби! Или это не хобби, а подготовка к чему-то более значимому?
v0stok86 Автор
01.12.2021 12:23+2Скажем так: каких-то глобальных планов у нас нет. Мы начали как хобби. В итоге, после достижения обозначенных целей, мы поняли, что самая интересная часть - это доставать полезную нагрузку из разных болот :) Так что мы подумываем ещё как минимум раз собраться, запустить и поискать в 2022 году. А там… как пойдёт :)
Valtigra
01.12.2021 12:59+1А что, разве предварительно получать местный или временный режим использования воздушного пространства отменили?
В работе плотно используем беспилотник. Поэтому у нас порядок такой:
Через https://new.ivprf.ru или электронным письмом подаем представление на использование воздушного пространства. Если возможен Местный режим (МР), зональный выдаст его номер (для местного не менее чем за 3 дня до полетов). Диспетчер может перезвонить для уточнений или указания с кем нужно согласовать предварительные полеты. Если МР невозможен, то зональный перезвонит с указанием устанавливать Временный режим (ВР). ВР устанавливает только единый центр не менее чем за 5 дней (ну или откажет с мотивировкой). Диспетчера единый центра тоже часто перезванивают для каких-либо уточнений или указаний.
После получения номера местного или временного режима в системе управления воздушным пространством создается НОТАМ - уведомления о ограничениях (кто, где, когда, какие высоты).
И только имея на руках номер режима можно за сутки до полетов подавать план. Это уже по схеме указанной автором.
Из опыта полетов, требования конкретных диспетчеров в зональных центрах могут меняться, зависит от конкретного человека. Приведенная мной схема в точности работает в Московском и Ростовском зональных центрах. В целом, ничего сложного и страшного в оформлении полетов нет. Диспетчера всегда идут на встречу, подсказывают неточности, дают контакты авиационных служб и других участников воздушного движения для согласования полетов.
v0stok86 Автор
01.12.2021 13:03В общем-то режим и устанавливается (ЗЦ) при подаче плана на сайте. Но это не отдельное действие: все равно надо нажать «отправить план» и потом связываться с ЗЦ/ТПП и уже плясать от их слов. Я описал пошаговую инструкцию «куда жать, чтобы полетело».
Sm1ke
03.12.2021 10:30В общем-то режим и устанавливается (ЗЦ) при подаче плана на сайте
Нет, режим устанавливается только при подаче представления на его установление. Тут все описано. Приказ Минтранса РФ № 171. Да, в вашем случае не менее, чем за 5 суток. Хочу предупредить, что если ваш полет будет затрагивать структуры воздушного пространства связанные с международными полетами, то вы получите отказ. А вот сам план вы можете подавать накануне полетов за сутки с указанием № режима.
v0stok86 Автор
03.12.2021 13:21Хорошо, значит отменили режимы.
Sm1ke
03.12.2021 14:52Кусок свободного неба в нашей стране найти не проблема, на том же fpln. Зато на время вы становитесь "хозяином". А планы можно подавать за сутки в любом случае. Удачи с запусками!
v0stok86 Автор
03.12.2021 15:03+1Про «найти кусок» это такая знаете спекулятивная тема :) Я имел ооочень много разговоров с разными людьми в интернетах на этот счёт. Там 2 лагеря: первый - можно не заморачиваться, попасть в самолёт шаром нереально. Шанс меньше чем 0.0000001%. Второй: все равно надо заморачиваться, так как есть малая авиация и есть пилоты которые летают «вслепую». Там очень горячие споры. Но я придерживаюсь такого мнения: да, эти планы для шаров - это по большей части формальность. Но это закон. Так что надо его соблюсти и спать спокойно. Даже если как мы - запускаем посреди болота в 400км от всего.
Sm1ke
03.12.2021 15:23Шары имеют свойство куда ветер понесет, туда и летят. Это да) Мелкая авиация летает в основном на 300-600м, вот для них ВР или МР больше всего и нужен, чтобы местный диспетчерский пункт (МДП) их в место запуска и не пускал, а их пилоты знали - тут воздух закрыт. А от болота отстраняйтесь, смотрите на мир свысока) Вас ждут большие высоты!
dimskiy
Чертовы аббревиатуры… свихнуться можно