![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/558/212/e6a/558212e6a50d05c5221769da02a343fc.jpg)
Геоинженерное вмешательство человека в климатическую систему нашей планеты долгое время рассматривалось как опрометчивый и рискованный шаг к замедлению глобального потепления. Но с ростом выбросов углерода инициативы по изучению и развитию технологий данной области набирают обороты как потенциальное решение проблемы.
Когда-то подобные способы воспринимались не более, чем научная фантастика, но стремительно растущая волна ужасающих научных предупреждений о том, что мировое сообщество больше не может откладывать значительное сокращение выбросов углерода и всплески концентрации CO2 в атмосфере, заставляют все большее число специалистов говорить о том, что, возможно, пришло время пересмотреть взгляды на применение спорных технологий.
Геоинженерия на практике
В целом, все существующие на сегодняшний день методы геоинженерии можно поделить на две категории: солнечную геоинженерию (SRM) и удаление парниковых газов (GGR).
Управление солнечной радиацией (SRM) или Солнечная геоинженерия - область, решения которой направлены на отражение небольшой доли солнечной энергии обратно в космос, противодействуя повышению температуры. Повышение температуры, в свою очередь, вызывается растущим уровнем парниковых газов в атмосфере, которые поглощают энергию. Среди таких методов можно выделить: 1) увеличение отражательной способности облаков или поверхности Земли для отражения большего количества тепла обратно в космос; 2) космические отражатели, блокирующие небольшую долю солнечного света до момента достижения Земли; 3) распыление стратосферных аэрозолей для отражения солнечного света опять же до достижения Земли.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/49d/db7/00f/49ddb700f2d91407ea76c512969d640d.jpg)
Удаление парниковых газов (GGR) – область геоинженерии, направленная на противодействие парниковому эффекту и окислению океана. Для оказания значительного влияния на уровень парниковых газов в атмосфере такие методы должны быть реализованы в глобальном масштабе. Здесь можно выделить: 1) лесовосстановление; 2) «обугливание» биомассы и ее захоронение таким образом, чтобы углерод оставался в почве; 3) выращивание биомассы и ее сжигание для получения энергии и «вылавливания» углекислого газа, образующегося в процессе; 4) создание технологий, способных удалять углекислый газ непосредственно из окружающего воздуха и отправлять его на хранение в специально предназначенное место; 5) добавление питательных веществ в океан для увеличения первичного производства, выводящего CO2 из атмосферы; 6) выделение большого количества минералов, которые вступают в реакцию с углекислым газом в атмосфере и последующие хранение полученного соединения в океане или почве; 7) измельчение, диспергирование и растворение горных пород (таких, как известняк, силикаты, гидроксид кальция) в океане с целью увеличения его способности накапливать углерод и уменьшения окисления.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ca8/fac/4ec/ca8fac4ec8b5dfadd2e7fb593ef4ec18.jpeg)
Примеры
Геоинженерия как способ остановить глобальное потепление обсуждается не первое десятилетие. Так, американские исследователи еще в 1960-х годах предположили, что миллиарды белых объектов, плавающих в мировом океане (например, мячи для гольфа), вполне способны отражать солнечный свет.
В 1977 году Чезаре Маркетти из австрийского Международного института прикладного системного анализа допустил, что проблема контроля углекислого газа в атмосфере может решаться путем организации «топливного цикла», при котором CO2 частично или полностью собирается в определенных точках преобразования и надлежащим образом утилизируется. Утилизация - путем закачки в подходящие термохалинные течения, которые несут и распространяют газ в океан, обладающий очень большой равновесной емкостью. Подводное течение Средиземного моря, входящее в Атлантический океан в Гибралтаре, определялось как одно из подходящих.
В 1982 году советский ученый Михаил Иванович Будыко предложил заполнить стратосферу частицами сульфата для отражения солнечного света обратно в космос. В 1995-м по задумке Эдварда Теллера, изобретателя водородной бомбы, это можно было бы сделать при помощи гигантских зеркал.
Тем не менее, многие ученые-климатологи до недавнего времени не воспринимали такие предложения всерьез. Например, в апреле 2018 года группа исследователей журнала Nature назвала солнечную геоинженерию «диковинной, тревожной и с запахом научной фантастики». Но таких заявлений становится все меньше, и постепенно брать во внимание начинают даже самые немыслимые, как казалось в какой-то момент, идеи.
Одной из наиболее популярных современных теорий в США является проект по «осветлению» морских облаков. Суть его работы строится на том, что более яркие белые облака отражают больше солнечного света от планеты обратно в космос. Поэтому предлагается засеивание облаков морской солью и другими веществами. Разрабатываются специальные технологии распыления и отправки частиц морской воды в небо. Небезызвестным в соответствующих кругах является Гарвардский проект под названием «Стратосферный контролируемый эксперимент по пертурбации» (SCoPEX), идея которого заключается в запуске метеорологических шаров, выделяющих мелкие частицы перечисленных выше веществ в стратосфере. По результатам каждого этапа пердлагается проведение специальных проверок назначенными независимыми комиссиями для того, чтобы убедиться, что технология не наносит непреднамеренного вреда атмосфере.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cb1/e10/560/cb1e105602204378aecd1f0dd6e19fa0.jpeg)
Заключение
Безусловно, ряд геоинженерных проектов вызывает множество дискуссионных вопросов. Последствия такого рода преобразований являются в значительной степени неопределенными. Все исследования, существующие на данный момент, до сих пор основаны на компьютерном моделировании, которое, например, плохо подходит для прогнозирования регионального климата. В целом, такая система, как наша планета, таит в себе множество сюрпризов, и все их цифровые модели улавливать не способны. Также геоинженерия поднимает сложные социально-политические проблемы. Кто имеет право внедрять по своей сути глобальную технологию? Ослабит ли это многосторонние обязательства по сокращению выбросов, принятых в Парижском соглашении? Сегодня большинство исследований проводятся в богатых университетах Европы и Северной Америки; получается, что, если это не изменится, то голоса глобального севера будут определять политическую повестку дня для всех остальных и решать, какие исследовательские проекты следует ускорить и закрыть.
Такие вопросы должны решаться в сотрудничестве с представителями самых различных регионов для того, чтобы учесть, как можно больше особенностей, характерных для нашей планеты. Например, какое влияние может оказать солнечная геоинженерия на ураганы в Карибском бассейне, наводнения в Бангладеше или сельскому хозяйству в Восточной Африке? Непременно, необходимы более широкие дискуссии среди ученых, политиков, общественности и представителей интеллигенции.
Комментарии (15)
Sfinx88
09.12.2021 19:18+1Думается, что наиболее реалистичным методом является оснащение каждого предприятия, выбрасывающего CO2 в атмосферу специального уловителя, который будет снижать содержание CO2 в газах до нуля. Очевидно, что после введения регуляторных требований, включая международные инспекции, как только появится масштабный спрос на подобные фильтры, цена на подобные решения резко снизится.
count_enable
09.12.2021 19:38+6который будет снижать содержание CO2 в газах до нуля.
При этом он сам будет потреблять много энергии для выработки которой нужно ещё больше СО2.
Поскольку трансмутация лёгких элементов протекает с трудом, синтезировать золото вряд ли получится. Итого у нас на руках останется куча уловленного СО2 с которым срочно надо что-то делать.
Можно погасить известью, для чего надо накопать известняка (на горном оборудовании тоже поставим СО2уловители), можно скормить водорослям и прочим хлорофиллосодержащим (правда с поточной производительностью у них не особо, ну ничего, будем запускать завод раз в неделю), можно синтезировать спирт и прочую органику при помощи электричества (опять уловители ужасного яда...), но лучше всего его охлаждать и делать из него сухой лёд - он очень холодный и поможет нам бороться с глобальным потеплением. Гоните в шею фанатиков, кричащих чепуху о каком-то Втором Законе - для спасения планеты можно и надо нарушать все законы!
drWhy
09.12.2021 21:39+2Углерод преобразовывать в графен, вить канаты для космического лифта. Но понадобится очень много скотча.
count_enable
09.12.2021 21:52+4Увы, для этого надо оторвать прилипчивый кислород, а оксиды это штука стойкая и требующая много энергии для разделения.
Предлагаю из захваченного СО2 и морской воды гнать водку, чтобы поить участников климатических саммитов. Конечно, такой напиток будет немного дороже пшеничной, но ООН и не такое оплатит, деньги ведь из чужого кармана.
Dzziper
09.12.2021 20:07-1Есть и другие методы, которые с большей вероятностью можно осуществить повсеместно. Но статья интересная, спасибо!
Port5
09.12.2021 21:56+5добавление питательных веществ в океан для увеличения первичного производства, выводящего CO2 из атмосферы
Боюсь, после воплощения столь безумных идей проблема излишних выбросов CO2 несколько отойдёт на второй план.
PereVerden
09.12.2021 22:15+4В первую очередь, спасибо за статью! Хотелось бы добавить что хоть и всё что описано в статье само по себе не имеет особого смысла. Без экологически чистых, эффективных и доступных источников энергии особого смысла все эти попытки в экологию не имеют. Это как с электроавтомобилями, которые производятся на заводах работающих на энергии от сгорания угля, а в последствии ездят заряжаясь от того же угля.
Belking
10.12.2021 07:16+4>> Это как с электроавтомобилями, которые производятся на заводах работающих на энергии от сгорания угля, а в последствии ездят заряжаясь от того же угля.
Но ведь выбросы действительно сокращаются, а те, что остаются, "выбрасываются" уже не в нос сзади стоящему водителю и пешеходам, да и при желании, уловить их проще. К тому же, действительно массовый переход на электромобили происходит в первую очередь в регионах, которые наращивают и долю возобновляемых источников электроэнергии (Скандинавия, ЕС, Китай, Северная Америка).
Да и процесс электрификации транспорта и озеленения энергетики идет параллельно - было бы несусветной глупостью запускать его последовательно в условиях экологического кризиса.
>> Без экологически чистых, эффективных и доступных источников энергии особого смысла все эти попытки в экологию не имеют
Они уже есть - атом, ветер, солнце, геотермальная, приливная; и у каждой страны свой правильный коктейль их применения для достижения СО2-нейтральности при том, что уже нужны СО2-отрицательные экономики. Просто они не создают столько же рабочих мест, сколько и шахты.
Так что подобные Вашему заявления - популизм с целью продвижения повестки "пускай следующие поколения разбираются с проблемами, мы при своей жизни пожировать хотим".
PereVerden
10.12.2021 11:04+1Вы не совсем меня поняли, во-первых я не имею ничего против тех же электрокаров, города с ними безусловно станут чище, но глобально, сжечь топливо у себя в двигателе куда эффективнее чем сжигать его где-то там далеко далеко и передавать энергию по кабелю, банально КПД в таком случае резко падает, и на работу электрокара требуется ещё больше того самого топлива.
Но конечно же всё не так ужасно, довольно большая часть электростанций атомные, а значит довольно чистые. Быстро развиваются солнечные и ветряные, хоть и не без своих проблем. Термоядерку в конце концов, ну вот лет 30 и доделают) и очень плохо что всё ещё очень много не экофрендли станций.
Я пытался написать о том что есть много проблем которые надо решать комплексно, и в первую очередь со стороны производства энергии и производства продукции. Ведь эти процессы составляют почти половину выбросов углекислого газа в атмосферу. А попытки исправить другие факторы выбросов в атмосферу ОБЯЗАТЕЛЬНО нужны, но на данный момент они закрывая одну проблему утягивают за собой другую.
И в целом с тем что вы написали полностью согласен. Я вообще к тому что бы светлое будущее строить для будущих поколений и все дела.
Belking
10.12.2021 11:38>> сжечь топливо у себя в двигателе куда эффективнее чем сжигать его где-то там далеко далеко и передавать энергию по кабелю
Что, по идее, покрывается дельтой в КПД между крупной промышленной ТЭЦ и двигателем, заточенным на движение.
>> банально КПД в таком случае резко падает, и на работу электрокара требуется ещё больше того самого топлива.
Дополнительно, сокращаются выбросы за счет наличия какой-никакой доли ВИЭ в общей структуре производства электроэнергии.
К тому же, прошу учесть здесь такой фактор, что электромобиль намного проще в плане удобства и по тарифу дешевле заряжать ночью. А дешевле потому, что ночью этим самым ТЭЦ (извините, могу ошибаться в технической части, тем не менее, логика вроде правильная) приходится в пустую жечь топливо и производить выбросы парниковых газов (про водяной пар тоже не стоит забывать - хоть у него и короткий срок жизни, но если его производство непрерывно, то и нахождение в атмосфере постоянно), чтобы поддерживать необходимые обороты на генераторе.
>> и в первую очередь со стороны производства энергии и производства продукции
Стараемся :) но и про личный вклад потребителя не стоит забывать. Опять же, не стоит быть и радикальным эко-шизиком - их действия зачастую приводят к обратным эффектам. Точно утверждать не берусь, но те же маленькие целофановые пакетики позволяют продлить срок хранения продукции и избежать её попадания на мусорки, что в конечном счете приведет как к меньшему количеству мусора, так и к меньшим выбросам парниковых газов.
>> И в целом с тем что вы написали полностью согласен. Я вообще к тому что бы светлое будущее строить для будущих поколений и все дела.
Я, кстати, тоже согласен с тем, что Вы написали про статью - "хотелось бы добавить что хоть и всё что описано в статье само по себе не имеет особого смысла". Надеюсь наших усилий хватит, чтобы никогда этими и схожими методами пользоваться не пришлось.
Bedal
10.12.2021 10:22+3Резюме: ради очередных гуманитарных идей — предлагается угробить планету.
Глобальные потепления и похолодания — обычные бытовые мелочи истории климата на Земле. И не надо подменять понятия: настоящей целью является только сохранение комфорта для офисного планктона.PereVerden
10.12.2021 11:15Ну ведь согласитесь, не похоже на что-то в пределах нормы
Bedal
10.12.2021 11:30+2Какой такой нормы?
Бывало и градусов на двадцать теплее нынешнего, и намного холоднее.
По данным кернов антарктического льда за какие-то 500тыс лет всё менялось сильно и неоднократно (см. красный график, это температура):
Ровно то, о чём я и пишу: то, к чему так удачно приспособился офисный планктон — объявляется нормой :-D
yurec_bond
Тут Thunderf00t недавно про это интернсно рассказывал:
https://www.youtube.com/watch?v=hL3AZGw9xZM&ab_channel=Thunderf00t