Мы не внедряли Sсrum ради Scrum’а — мы хотели дать клиентам онлайн-доступ к продуктам и сервисам банка и использовать обычный проектный подход, а не кросс-функциональные команды. Но у этой задачи была особенность, которая вынудила нас прийти к гибкой методологии.

Я, Константин Ахметов, начальник отдела разработки розничных кредитных технологий ПСБ, и я расскажу, почему мы решили использовать фреймворк Scrum для цифровизации продуктов банка.

Про потребность

Кто-то считает, что изменения в разработке начинаются с чтения Scrum Guide. У нас всё началось из-за KPI. У ПСБ есть интернет-банкинг с онлайн-заявками на кредит. Несмотря на то, что онлайн-оформление кредита проще и удобнее, чем поход в офис банка, процент выдачи таких кредитов был низкий. Мы понимали, что где-то в логике получения банковского продукта были проблемы, но наши попытки, как разработчиков, повлиять на ситуацию и доработать продукт при классическом «водопаде» разработки положение дел не меняли. Точнее, мы знали, что онлайн-версия заявки повторяла один в один офисный вариант, заполняемый сотрудником на месте, и не учитывала современные тенденции и опыт современных пользователей.

Да, в теории можно было бы за один подход и быстро сделать хороший продукт - это идеальный вариант для бизнеса. Проблема в том, что так разрабатывать сложные продукты не получается: мы постоянно сталкиваемся с обновляющимися требованиями пользователей, а разработка «запряжена» в эволюционирующие прямо по пути технологии.

Мы решили создать команду, которая должна была сфокусироваться на “цифре” и работать на этом направлении в долгую, решая задачи повышения конверсии кредитных заявок и корректируя свою работу по ходу дела. Бизнес не хотел слепо выделять ресурсы («вот вам задача — делайте»). Нужно было, чтобы разработка была прозрачной: бизнес, в нашем случае банк, хочет видеть, за что разработчики получают зарплату, поэтому нужен регулярный фидбэк.

Также хотелось, чтобы риск разработать что-то ненужное был минимальным: за две недели (размер спринта) трудно создать что-то объёмное и при этом ненужное, что сразу же полетит в корзину. И методология должна быть общеизвестной, чтобы все причастные быстро влились в процесс.

В итоге, скорее всего, классический проектный подход для этой задачи не годится. И тому есть две причины:

  1. Потребность в онлайн-услугах и сервисах будет всегда, и она эволюционирует вместе с банковскими продуктами и сервисами. А это уже противоречит классическому проекту, у которого обязательно есть финальная дата — дедлайн. У нас дедлайна не было. Особенно важна эволюция сервисов продаж и клиентских сервисов. У банка может быть много продуктов (неважно, насколько они консервативны), но если у клиентов к ним нет доступа, их не будут приобретать. А удобные сервисы — это способ привлечь новых клиентов, которым можно продать продукты.

  2. Мы понимали, что, просто создав интерфейс сложного банковского бэкенда (то есть выставив наружу нашу CRM), мы не получим хорошего результата, ведь форма заявок в нашей CRM такова, что для её заполнения нужен специально обученный операционист. Нам нужно было заново изучить нашего клиента: через MVP, через эксперименты, через коммуникацию с ним на местах, гугл-формы, опросники, исследования поведения пользователя на сайте... Это не похоже на классический проект, где требования определены изначально.

Согласно модели Кеневин (Cynefin), наша задача лежит в области комплексного домена — там, где не работает классический менеджмент проектов

Почему кредитная анкета — это комплексный домен? Сервисы, которые используются при создании/обработке анкеты: авторизация, уведомления, подготовка данных для системы принятия решений (запрос данных в БКИ, ФССП, и др.), история по заявкам клиента, система принятия решений, продуктовый каталог, рисковая отчётность, пластиковые карты, страховки и др.

Об одной только авторизации можно книгу написать. Например, есть реализованные кейсы, когда клиент приходит из неавторизованной зоны, — то есть в банк с паспортом он ещё не ходил, и всё, что мы о нём достоверно знаем, это только его номер телефона. Возникает ряд вопросов: как технических (создавать ли аккаунт для всех заполняющих заявку, как отправить заявку, какую нагрузку мы получим в целом на базу данных и на сервис уведомлений (телефон подтверждается СМС), как защититься от DDoS-атак, предоставляя API для неавторизованных пользователей), так и юридических (можем ли мы обратиться в бюро кредитных историй с ФИО/паспортом неавторизованного клиента и как в целом обрабатывать персональные данные).

Куда нас приведёт Scrum, мы ещё не знаем. Сейчас наш продукт — это веб и мобильное приложение. А завтра, быть может, начнём, как другие банки, выпускать лампочки — всё ради желаний нашего клиента, который и является индикатором эффективности работы и правильности выбора методологии.

Кажется, что звучит бредово, но в этом и есть смысл гибких методологий: результат как бы не определён, и мы через изучение потребностей клиента делаем ему то, за что он будет платить.

Про команду

Scrum невозможен без правильной команды: самостоятельной структуры внутри организации, которая была бы автономна и сама собирала требования, сама их анализировала и потом поддерживала решение в продакшене.

Как у нас было до смены парадигмы: метод разработки — классический «водопад», когда бизнес-аналитик создавал заявку на разработку, разработчик и системный аналитик оценивали заявку, системный аналитик писал ТЗ, разработчик реализовывал ТЗ, если заявка была достаточно приоритетна. Здесь понятие команды было весьма условно. Были кейсы, когда между этапами формирования требований, написания ТЗ и разработки могло пройти очень много времени и, как следствие, коммуникация между участниками доработки была практически нулевая (аналитик, написавший ТЗ, уже давно работает над другой задачей, а разработчик, к которому пришло ТЗ через два месяца после его написания, задает аналитику вопросы о чем-то из того, что он писал в прошлой жизни). Раньше понятие команды было размыто — был просто пул ресурсов, который выполнял задачи, прилетевшие сверху. Вообще не существовало команд по созданию их собственных продуктов, за которые они отвечают. За результат отвечали конкретные исполнители.

Теперь же у нас команда, работающая в направлении, которое ей указывает product owner, получая при этом периодический колбэк от команды разработки. Всё это под присмотром Scrum-мастера, — я считаю, что мы весьма строго следуем Scrum-гайду. Наша Scrum-команда: Product Owner, Scrum-мастер и команда разработки, которая состоит из 1–2 бэкенд-разработчиков, 1–3 фронтенд-разработчиков, 1–2 аналитиков, 1–2 тестировщиков и дизайнера. Как правило, суммарно меньше девяти человек. Все участники из разных отделов — например, может быть, что в команде два бэкенд-разработчика из отдела разработки кредитных технологий, один аналитик из отдела кредитной аналитики, один фронт из отдела веб-разработки и т. д. Команды были созданы из людей которые уже работали в банке, плюс нам пришлось привлекать новых.

Да, если прийти к разработчику, который 15 лет работал в уютненькой проектной деятельности, и сказать: «Добби, ты свободен, делай продукт, как считаешь нужным», — то разработчик не всегда обрадуется. Будет сопротивляться и мечтать о возвращении в уютную проектную деятельность, и ваша попытка интегрировать Scrum закончится саботажем.

Поэтому нашу трансформацию мы начали с команд и их обучения. Основываясь на классическом Scrum’е и его ценностях, мы рассказали командам, что с ними будет происходить и для чего это всё. Такая подготовка нужна, чтобы не вызвать сопротивление ещё до первого MVP. Трудности тоже были. Обошлось без увольнений, но были разработчики, производительность которых снижалась после перевода их в Scrum-команду, и их приходилось возвращать обратно в «водопад». Были случаи, когда разработчики саботировали ивенты (не хотели ходить на дейли или PBR), но такие проблемы решались чаще всего тренингами по Scrum’у, так как после них приходит осознание смысла работы в Scrum’е. Например, на тренинге объяснят, что, если тебя слишком часто дёргают без необходимости, то нужно рассказать об этом на ретро, чтобы команда приняла меры и ты мог спокойно работать без лишних коммуникаций.

Второй ингредиент успешной трансформации команды — опытные Scrum-мастера. Многие недооценивают эту роль и назначают на неё бывших DEV, аналитиков и иногда QA. В результате на мероприятиях Scrum’а акцент смещается в сторону технической части решения, а про потребность клиента и ценности Scrum’а забывают. А ведь мастер следит за тем, чтобы взаимодействия в команде шли согласно Scrum-ценностям, что, как мне кажется, самое сложное в его работе. Вот как увидеть недостаточную открытость члена команды или заметить, что разработчика что-то беспокоит, но он стесняется об этом сказать? В первые месяцы внедрения Scrum’а многие разработчики не воспринимали Scrum-мастеров всерьёз. Бывало, я наблюдал, как Scrum-мастер подходил к сидящему за своим компьютером в наушниках разработчику моего отдела, просил их снять и звал его на Daily Scrum Meeting, затем выслушивал отговорки разработчика, объяснял важность ежедневного мероприятия и то, что команда должна собраться всего на 15 минут. Он не отходил от разработчика, пока тот не вставал и не шёл на встречу.

Для всего этого нужно известное самообладание, но, по моему мнению, Scrum-мастеров как раз больше выводит из себя тихий саботаж, чем откровенный колбэк. Когда есть обратная связь, можно об этом поговорить и обсудить, а когда команда приходит на дейли/планирование и просто молчит, то, на мой взгляд, это самое тяжёлое для Scrum-мастера.

Я наблюдал дейли, когда все участники молчали. Особенно во время начала пандемии, когда все начали работать удалённо: собрались люди в Zoom’е, у всех отключены микрофон/видео, и получается, что смысла во встрече нет, как и прогресса. Такие случаи возникали редко и, по моим наблюдениям, только в новых не обученых Scrum’у командах. Если на такой встрече присутствует Scrum-мастер (или член команды, который понимает зачем нужны дейли), то он быстро оживит встречу напомнив о чем нужно поговорить.

Про контуры разработки

Знаменитый треугольник «быстро — дёшево — качественно», выбери два из трёх»:

Он хорошо отражает архитектуру решений, которые строят DEV в инфраструктуре компании. Если компания не хочет слишком много тратить на IT, то делает акцент в сторону «дёшево и быстро» — и в ландшафте будут преобладать монолиты на простой инфраструктуре (например, три общих контура: разработка, тест, прод).

Сосуществование в таком монолитном ландшафте продуктовой разработки и Scrum’а - это сложная задача. Когда несколько команд работают над монолитом одновременно, изменения одной часто будут влиять на другую, приводя к увеличению числа багов и срыву целей спринта, и, в итоге, к срыву поставки инкремента. Поэтому теперь мы больше делаем акцент на «быстро и качественно».

Это было дополнительным импульсом к переосмыслению дизайна IT-ландшафта, освоению микросервисной архитектуры и развитию DevOps.

Команды получили независимость в принятии решений, своего личного DevOps’а, свой CI/CD, пирамиды тестов и возможность релизить продукт хоть каждый день, что в условиях сложно связанных банковских монолитов было недостижимо. Со стороны может показаться, что проводить такие изменения над ключевыми компонентами БИС, той же CRM или доступа к СУБД, или процессинга рискованно. Но спешу вас успокоить: команды получились кросс-функциональными, поэтому изменения могут спокойно касаться всех компонентов системы (не только фронтенда). Естественно, все изменения проходят review, согласования и автоматические проверки службы информационной безопасности банка.

Каждая команда имеет своего DevOps-инженера, у каждой команды есть свои инструменты и правила поставки на прод, в отличие от классической модели, где есть отдел DevOps’а и есть единые правила и единый подход к разработке. Scrum для нас — это автономные мини-офисы внутри большой компании, разделенные по потребностям клиента.

Да, в этом есть некоторая избыточность — Scrum потребовал роста штата на 30%, но скажу капитанские слова: раз это позволяет быстро и без потери качества выводить новые фичи на рынок и решать проблемы клиента, то оно того стоит.

Про клиента

Кстати, о клиенте. Банк переходит на цифру не ради цифровизации, а чтобы соответствовать ожиданиям клиента и предоставлять ему те услуги, которые он хочет. Например, заявку на ипотеку раньше можно было заполнять только в офисе, и при этом менеджер должен был вводить полсотни полей анкеты, даже если большая их часть могла не пригодиться в случае отказа на первом этапе предварительных проверок.

Scrum-команда разделила анкету на две части и вывела ее в онлайн. Теперь клиент может с телефона заполнить несколько основных параметров о себе и желаемом кредите, а всё остальное добавляется только после предварительного одобрения. Менеджеру теперь не нужно вбивать тонны ненужной информации, потому что процент отказа по заявкам вырос, так как ужесточились требования к заёмщикам. А раз менеджер делает меньше ненужной работы, то растёт продуктивность в целом.

В итоге клиенты получают красивый лендинг и легкий способ взять кредит, а банк — новых клиентов, повышение объема выданных кредитов, улучшение своих внутренних процессов и понимание, что делать дальше.

В этой статье я рассказал, как мы внедряем гибкую методологию в свои бизнес-процессы. А какие трансформации процесса разработки были у вас? Буду рад обсудить наш и ваш опыт в комментариях.

Комментарии (19)


  1. Myclass
    26.12.2021 12:23
    +1

    А это уже противоречит классическому проекту, у которого обязательно есть финальная дата — дедлайн. У нас дедлайна не быбыло.в

    Вот зачем такое говорят? Как нет дедлайна? Он всегда есть. Приходит новое законодательство и сразу-же сроки. Внедряется новая функция вместо старой, надо знать, когда коммукацию к клиентам делать, изменяется внешний вид интерфейса, нужна реклама - когда её делать итд. Что это за вокруг да около, но мы без дедлайна будем работать.

    Принеси то, не знаю что. Тогда, не знаю когда...


    1. MonkAlex
      26.12.2021 13:09

      С одной стороны согласен.

      С другой - бывает всякое. Бывают проекты, где нет явной даты, условно "сделать в квартале", а задача размером с недельку-две. Как будет сделана задача - так и будет рассылка на клиентов, будет реклама и остальное. А ещё скрам подразумевает, что вы можете сделать только основную часть фичи в какой то дедлайн, а красоту навести попозже. Водопад классический такие вещи делает со скрипом.

      Да, если это новый закон, у которого есть конкретные сроки - дедлайн очевиден, надо взять и сделать. Но нынче все активно что-то пилят, всяческие А\Б тестирования проводят, выкатывают новые продукты и прочее. Тут схема работы и сроки всё равно достаточно гибкие =)


    1. pokercase651 Автор
      26.12.2021 21:36

      Вот зачем такое говорят?

      Чтобы обозначить важное свойство бизнес цели, которое может определить выбор методологии разработки.

      Как нет дедлайна?

      А что хотим? Нам нужно сделать что-то в срок или сделать что-то полезное?

      Я не имею ничего против дедлайнов если они адекватные. Адекватными они могут быть если известен скоуп работ, который я могу оценить. Что делать если известна только цель и условия достижения цели постоянно меняются (т.е. задачи тоже меняются)? Остается либо применить проектный подход надеясь что опытные люди выберут правильный путь и дадут экспертную оценку задачам обозначив тем самым дедлайн, либо пойти в Scrum и каждый спринт поставлять бизнесу что-то полезное (попутно получая колбэк), что постепенно приблизит нас к целе (или к пониманию что цели нужно менять) - мы выбрали второе.

      Приходит новое законодательство и сразу-же сроки.

      Для разных задач - разные команды. Мы же не отказались от водопада полностью. В банке, помимо Scrum-команд, есть и другие ресурсы, которые могут делать доработки по требованиям регуляторов. Т.е. скорее всего сделаем в водопаде.

      Принеси то, не знаю что. Тогда, не знаю когда…

      Я бы сказал: “Сделай кое что и покажи через две недели”.


      1. Myclass
        26.12.2021 23:01

        Я бы сказал: “Сделай кое что и покажи через две недели”.

        Как вы замеряете качество работы отдельных работников, если дедлайн не проецируется вниз. Демократические голосования я знаю, когда все, даже те, кто не в теме — голосуют за прдложеный вес одного use case. Оно не работает, а делает перекос в сторону «холостых пробегов». Лежит в сущности человека — меньше работать, а больше иметь.

        Мне вот интерессно, как это у вас. Спасибо. Минус я вам не ставил. Кому-то другому ваш ответ не пришелся по душе.


        1. pokercase651 Автор
          27.12.2021 13:47

          Как вы замеряете качество работы отдельных работников, если дедлайн не проецируется вниз.

          Я не понимаю почему вы свзываете метрики качества и дедлайн. Дедлайн может повлиять на качество (его можно сознательно понизить ради скорости), но я не вижу связи способов оценки качества и дедлайна.

          Мне вот интерессно, как это у вас. 

          Если говорить про качество кода (можно ведь оценивать не только код - в команде не только прогаммисты), то это ревью кода + статический анализ кода. Причем мерж риквесты принимают люди не из команды (нельзя мержить свои же изменения) - это я к тому что разработчик, которому прилетел мерж риквест скорее всего не вкурсе есть ли дедлайн по задаче в рамках которой этот код написан.


  1. Myclass
    26.12.2021 14:13
    -1

    Вы правы на все сто. гибкость никто не отменял, также и несоблюдения оговоренных дат. твоими подчинёнными, партнерами итд. И причин для этого может быть тоже уйма — от технических до политических. В жизни всякое бывает. Но на уровне подходов исключать дедлайн, как сущность — во-первых не правильно, а во-вторых — от левого, он всё равно там присутствует.


    1. pokercase651 Автор
      26.12.2021 21:58
      +1

      Но на уровне подходов исключать дедлайн, как сущность — во-первых не правильно, а во-вторых — от левого, он всё равно там присутствует.

      Почему неправильно ? В скрам-гайде даже слова "deadline" нет (https://scrumguides.org/scrum-guide.html).


      1. Myclass
        26.12.2021 22:50

        Вот и именно, а если вы свои команды выстраиваете по agile, и сущность дедлайна в нём не прописана, как вы будете делать изменения в системе если придут сроки извне - не вами выставляемые, а рынком, регулятором или правительством? Об этом разговор, а не о том, как какие-то рюшечки перекрасить и при этом никому не обещать, когда вы будете с этим готовы.


        1. pokercase651 Автор
          27.12.2021 14:00

          Если нужно собрать команду для решения задач с дедлайном, то я бы не рекомендовал создавать для этого Scrum-команду. Например, когда мы присоединяли к себе другой банк, создавался проект "слияние с банком ХХХ", под этот проект собирали проектную команду с дедлайном, количество людей в которой было достаточно чтобы успеть к этому дедлайну.


  1. mSnus
    26.12.2021 15:55

    Статью читал очень скептически:

    • В онлайн из оффлайна не идут просто потому, что хочется иметь возможность по ходу задать кучу вопросов и уточнений, нет доверия к автоматическим системам

    • делая упрощённую начальную анкету, вы не только увеличиваете эффективность, но и теряете часть людей, которые привыкли заполнять анкету целиком, чтобы понимать, что будет дальше. А так есть эффект "кота в мешке", как, например, у сайтов, нас которых "прайс лист только по запросу, оставьте свой телефон".

    Но зашёл на сайт, и прям восхитилсявосхитился формой, особенно вводом даты рождения: это очень удобно, круто, что вы заботитесь о таких мелочах!


    1. pokercase651 Автор
      26.12.2021 22:22

      В онлайн из оффлайна не идут просто потому, что хочется иметь возможность по ходу задать кучу вопросов и уточнений, нет доверия к автоматическим системам

      Онлайн не мешает оффлайну. Мы не отменяли офисный вариант подачи заявки - мы просто его оптимизировали.

      делая упрощённую начальную анкету, вы не только увеличиваете эффективность, но и теряете часть людей, которые привыкли заполнять анкету целиком, чтобы понимать, что будет дальше. А так есть эффект "кота в мешке", как, например, у сайтов, нас которых "прайс лист только по запросу, оставьте свой телефон"

      Во время разработки "короткой анкеты" мы проводили исследования клиентского опыта, которые показали, что люди хотят простую анкету. А после релиза этой доработки количество поданых заявок (и что важно, полностю заполненых) сильно выросло. Неговоря уже о том, что стало меньше негатива от клиентов получивших отказ по заявке, ведь они не тратили на нее много времени.


  1. PANDor
    26.12.2021 16:49
    +1

    Scrum, да и в целом любая Agile методология очень слабо отвечает на вопрос "когда будет завершен проект целиком". Scrum - хорошо планирует короткие итерации, а в "долгую" лучше использовать комбинированные методологии, в которых движение между вехами описывается каскадно (мы создаем новый продукт) или спирально (мы непрерывного его улучшаем).

    Внутри вехи ставится цель описанная по SMART с четкими дедлайнами и набором качественных и колличественных характеристик итогового продукта.


    1. pokercase651 Автор
      27.12.2021 14:03

      Спасибо за комментарий. Плюсую.


  1. Myclass
    26.12.2021 19:32

    Знаете, при постройке моста, здания, ракеты, портала, организации свадьбы итд. — есть куча фаз, которые могут быть проведены итеративно. Оно так и происходило из покон веков. Но во всех этих и других проектах — есть и фазы, которые определённой последовательности определены. Например заказывать бетон не стоит до сдачи архитектурных чертежей моста. Софт для машины тоже не создаётся до того, как сама машина спроектирована. И такое разделение фаз, разделение скоростей и последовательностей было всегда — ничего нового никто этим не придумал. Генри Форд экспериментально разрабатывал мотор, который на конвеере будет в последствии произведён. И какой ужас — он тупой (#ирония) не знал, что может это сделать по agile методике. Разработка немецкого танка тигр была произведена фирмой Порше всего за год. Обьясните мне, как медленно они делали своё дело, не зная существования методик agile.

    То, чо уже давно существуещее называют своим именем — в этом нет ничего плохого. Плохое в этом то, что всегда такая итеративная методика существовала бок о бок с другими. Но сегодня всё это сметается и остаётся только одна, которая нигде не может удовлтворить все требования. И допускает или способствует сильному перекосу. Во всём.


  1. TimoshkinVlad
    27.12.2021 13:12

    Я провел несколько ипотечных сделок, и мне есть с чем сравнить. Например, личное присутствие в банке на сделке:

    • ВТБ - 1 час.

    • Банк Транспортный (давно, сейчас закрыт) - 1 час.

    • ПСБ - 3 часа.

    Сделка в ПСБ была самая беспорядочная. Начиная от того, что посылали туда где закрыто (а подойдите в окно №... на этаже №...) заканчивая тем, что за 12 часов до сделке я узнал, что электронной регистрации не будет. И нужно было срочно искать запись свободную в МФЦ для подачи документов... Если бы это было известно за 2 недели, то все прошло бы проще.

    Основная беда всех банков - это наплевательское отношение к документам. Документы подаются за 2-3 недели до сделки, а проверять их начинают за 2 дня. И в эти 2 дня начинается адок, когда - тут нужно переделать, это не подходит, а где справка №.... от ....? А плевать, что справки нет в перечне документов, которые запросили. Вы нам ее предоставте. А самое смешное, что на сделке о данной справке и не вспомнили.

    Вообщем, очень рекомендую самостоятельно взять в "своем" банке ипотеку (кредит) и т.д. и пройти все круги ада.

    Кста, с ведением электронных сделок ситуация начинает исправляться, т.к. документы начинают проверять по этапам =)))


    1. pokercase651 Автор
      27.12.2021 14:33

      Спасибо за отзыв, обязательно доведу его до нашего ипотечного бизнеса. От себя хочу добавит: да, проблемы на сделках действительно бывают и мы о них знаем (кстати, у меня уже вторая ипотека в ПСБ), но в этом году сильно процесс улучшили, а в следующем году планируем сделать электронную регистрацию закладной.


      1. TimoshkinVlad
        27.12.2021 15:12

        Ага. Я сейчас прохожу очередной квест с ПИКом и втб и их сервисом безопасных расчетов...

        Там у меня 2 сделки, одна прямая, другая ипотечная. Все полностью электронное, с цифровыми подписями и прочими регистрациями.

        И так же довольно много проблем.


  1. agim-gal
    27.12.2021 16:28

    Несмотря на то, что онлайн-оформление кредита проще и удобнее, чем поход в офис банка, процент выдачи таких кредитов был низкий.

    Точнее, мы знали, что онлайн-версия заявки повторяла один в один офисный вариант, заполняемый сотрудником на месте, и не учитывала современные тенденции и опыт современных пользователей.

    Давайте я, как клиент банка, расскажу в чём проблема.

    1. Если человек пришёл в банк, то он точно хочет кредит, юзеру может быть просто интересно.

    2. Не хватает ответов на вопросы, которые задаются сотруднику банка(по крайней мере когда брал у вас кредит я этого не видел). А именно, что со страховкой, а можно будет платёж перенести, мне 2ндфд щас заказать или пока рано, и прочее и прочее. Вам бы провести масштабный опрос операторов на эту тему, что спрашивают клиенты. Э


    1. pokercase651 Автор
      27.12.2021 16:39

      Если человек пришёл в банк, то он точно хочет кредит, юзеру может быть просто интересно.

      Наш банк будет рад если клиент придет в офис - менеджеры ему все подробно расскажут. Эту опцию мы не отменяем. Но есть и менее трудный путь даже если клиент не хочет использовать сайт/приложение - позвонить в колл-центр.

      Вам бы провести масштабный опрос операторов на эту тему, что спрашивают клиенты.

      Наши бизнес-аналитики периодически проводят такие исследования.