В моей голове каждый раз, когда кто-то рассуждает о будущем VR
Источник: сделал сам, потратив больше времени, чем на статью (шутка, вроде бы)
В моей голове каждый раз, когда кто-то рассуждает о будущем VR Источник: сделал сам, потратив больше времени, чем на статью (шутка, вроде бы)

Нас в команде всего четверо. Нам нужно всего лишь раз в день слышать друг друга и иметь возможность показывать экран. Никаких специфических требований. Не нужно корпоративной авторизации, не нужно держать ПО на своих серверах, даже записи созвонов не нужны. Мы не против прослушки от ФСБ или ФБР — пожалуйста. Казалось бы, только самый отсталый мессенджер до сих пор не навелосипедил видео- или, хотя бы, аудио-конференции (привет, Mattermost). Вариантов, кому продать свои разговоры, — море. Как же так получилось, что мы устраиваем наши дейли митинги... в виртуальной реальности??

Ниже я опишу нашу историю, зачем это вообще нужно и какие бонусы даёт, а затем устрою разбор всем решениям, работающим на Oculus Quest 2, до которых я смог добраться.

Если вас интересуют именно программы, без «воды», прокрутите до заголовка «Обзор».

Вы что там, в игрушки играете?

Нет, всё серьёзно. Нет, наша работа никаким образом не связана ни с VR, ни с играми. И нет, мы общаемся не через VRChat, о котором кое-кто здесь мог слышать.

Получилось, как водится, случайно. Я купил Oculus Quest 2 от Meta (в стародавние времена — Facebook), а за мной повторили и двое моих коллег. И я подумал: «Почему бы, собственно, и да?» За спиной у нас были:

  • Zoom с (кривой) интеграцией в наш Mattermost Cloud

  • Telegram

  • Discord

Везде были свои колючки, но, в целом, кактусы были съедобными. Однако, окунувшись в VR-альтернативы, мы выяснили, что есть жизнь за пределами «меня слышно?»

Чем вас не устроил сервис X?

Дело не в том, что какой-то из традиционных сервисов нас не устроил. Дело в том, что VR-сервисы (по крайней мере, лучшие из них), дали нам бонусы, о существовании которых мы в принципе не подозревали. Опишу их далее.

Объёмный звук

И это не какой-то маркетинговый слоган: объёмный звук реально улучшает качество общения! Раньше, особенно на предыдущем месте работы, где на созвонах было по 40 человек, каждый раз, когда кто-то из команды начинал с кем-то спорить и ругаться, остальным оставалось только опустить руки: в «плоских» звонилках звуковые потоки либо смешиваются, либо глушатся, и разобраться в происходящем становится очень трудно. Фокус теряется, и превратить спор в дискуссию становится всё сложнее. К тому же, не всегда сразу соображаешь, кто вступает в диалог, особенно если созвон без видео, а команда изначально распределённая, и в голове нет визуального образа говорящего.

VR решает эти проблемы: члены команды распределены в пространстве как в реальной жизни, и слабо осознаваемые, но очень эффективные механизмы, заложенные в мозге, позволяют с лёгкостью поддерживать фокус и разделять говорящих даже в случае напряжённых переговоров. Более того, ты можешь повернуть голову в сторону говорящего, и любые сторонние реплики будут восприниматься уже в другом приоритете. Конечно, сложно описать преимущества объёмного звука текстом — это примерно как рассказать об аромате, который человек никогда не ощущал. Но надеюсь, что хотя бы частично мне это удалось.

Стоит отметить, что объёмный звук даёт также неожиданный бонус, слабо реализуемый в рамках традиционных созвонов и доступный только в реальности: в случае, если во время длинного совещания кому-то необходимо переговорить с другим членом команды с глазу на глаз (например, при нештатной ситуации), они могут буквально отойти в сторонку и поговорить. Их никто не услышит, если не приблизится, как и в реальности. Конечно, это касается только программ, допускающих свободное перемещение.

Больше никаких проблем с микрофонами

В своё время я решил, что все созвоны буду максимально проводить с телефона, а не с компьютера, потому что в последнем случае в разных программах есть разные нюансы с обработкой внешних микрофонов и их чувствительностью. Но и Android-смартфоны не без греха, и «меня слышно?» всё-таки никуда не делось.

Однако сейчас в VR сложилась идеальная ситуация: на рынке есть всего один достойный девайс, и это Oculus Quest 2, то есть фрагментация близка к нулю. И к нему нет смысла подключать гарнитуру, потому что звук из динамиков и так очень тихий, поскольку динамики расположены близко к ушам. У микрофона нет никаких настроек, и его даже выключить системно нельзя, кроме как отозвать права у программы или воспользоваться UI самой программы (привет, параноики). Вот и получается, что даже в конфигурации различий быть не может. Остаются только внутренние сбои Android и программ для созвонов, но это уже крайний вариант. Наконец, когда ты попадаешь в VR-пространство, ты можешь видеть других участников, а они видят тебя, и ты понимаешь это, ведь они поворачивают к тебе голову, кивают и так далее. То есть ты убеждаешься, что со связью всё в порядке, автоматически. Всё это позволяет избежать всевозможных технических проблем и заминок во время общения, то есть ещё на шаг приблизить его к живому.

Невербальное общение

Предполагаю, что многие недооценивают невербальный компонент общения, а зря. Я вот сам раньше недооценивал. Безусловно, возможно провести эффективное совещание на чистом аудио. Однако это будет сложнее, чем когда у людей есть такие возможности как выразить своё отношение покачиванием головы и жестами; поднять руку, чтобы запросить право голоса; переглянуться с коллегой, чтобы понять его мнение или привлечь внимание; показать какой-либо образ «на пальцах», не выискивая мучительно необходимый инструмент в используемой программе. Вы скажете: но есть же созвоны с видео! Безусловно. Однако на видео переглянуться с коллегой, к примеру, не получится. Или махнуть вновь прибывшему коллеге, не прерывая спикера и с ответным жестом вместо «всем привет» от него. С другой стороны, на видео видны живые эмоции на лице, что появится в VR не раньше релиза Project Cambria. И всё же видео на созвонах приносит людям дискомфорт и увеличивает уровень стресса, что подтверждается вот этим исследованием (новость на русском), да и попросту менее эффективно, судя по вот этому исследованию (новость на русском). Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что последнее исследование может касаться и виртуальной реальности, однако, по моему мнению, разница с видеозвонком слишком велика, чтобы вот так просто взять и обобщить без дополнительного изучения. К тому же, наш опыт скорее указывает на большую эффективность VR перед чистым аудио.

В VR пользователей представляют аватары разной степени реалистичности, зависящей от используемой программы и пожеланий пользователя. К примеру, в Spatial из фото автоматически генерируются очень качественные аватары, в которых без труда узнаются реальные люди. С другой стороны, один мой бородатый коллега загрузил фото очаровательной леди. Что ж, если такова его внутренняя идентичность — почему нет? Можно даже устроить полемику Microsoft vs. Apple от лица Билла Гейтса и Тима Кука. Здесь поддерживается hand tracking, что означает, что ты можешь свободно пользоваться руками, жестикулировать, а также начинать созвон без необходимости брать в руки контроллеры. С другой стороны, в Horizon Workrooms используются мультяшные аватары, так что у разных команд есть свободный выбор подходящего стиля. Здесь также есть поддержка hand tracking, а помимо этого — восхитительно удобная фишка: чтобы начать рисовать, достаточно взять контроллер и перевернуть его, ухватив словно карандаш. Результат можно тут же показать на общей доске. К примеру, каждый может накидать мокап обсуждаемой фичи, а затем их будет удобно сравнить.

Стоит отметить, что в VR есть невербальные возможности, которых нет в реальности. К примеру, в том же Spatial можно быстро загуглить любое слово и получить набор картинок и, в некоторых случаях, 3D-модель. Их можно тут же вытащить в пространство и разместить в любом месте. Пусть случаев, когда это полезно, не так много, но они есть. Также можно окружить своё пространство, к примеру, корпоративной символикой или работами дизайнеров и художников, создавая атмосферу, которой было бы непросто достичь в том же Zoom (и даже в реальности). При этом тот же шаринг экрана и другие привычные интрументы эффективной коммуникации в большей части софта присутствуют.

С учётом вышесказанного, я считаю, что возможности невербального общения в VR достаточно широки и могут улучшить качество общения в вашей команде.

Фокус и эмоциональное вовлечение

Думаю, будет сложно поспорить с тем, что созвоны на удалёнке, особенно без видео, провоцируют на куда меньшее вовлечение в процесс, нежели встречи в реальности. Строго говоря, и в реальности очень легко получить эффект присутствия-отсутствия, если все будут приходить на совещание с ноутбуками и утыкаться в них. Разумеется, здесь есть проблема в организационной составляющей, но она не всегда решается простым образом. Зато VR даёт простую техническую уловку, с помощью которой вы обеспечиваете 100%-ный фокус на процессе: человек в шлеме просто не в состоянии отвлечься, даже на телефон. :) Если только речь не идёт о Horizon Workrooms, где есть фишка с проецированием экрана компьютера каждого участника прямо в VR-пространство.

Помимо фокуса имеет значение также эмоциональное вовлечение. VR-пространство даёт больше возможностей, чем на созвонах и даже в реальности, как для сенсорного восприятия, так и для невербального самовыражения, что приводит к более впечатляющим выступлениям. Например, все могут взять в руку виртуальный «огонь!» (то есть буквально огонь) и поднимать его в рамках голосования за идею или её оценки. Это наверяка запомнится участникам и положительно скажется на восприятии всего процесса.

Включу в этот раздел также «проблему анонимных новичков». Когда в распределённой команде появляются новые участники, и при этом созвоны только в аудио, ни у новичков, ни у старичков не складываются образы незнакомых членов команды из-за отсутствия наиболее весомого — визуального — компонента восприятия. А с условиях отсутствия образа сложнее воспринимать речь и соотносить с позицией человека в команде. VR решает эту проблему, возможно, даже лучше, чем видео и реальность, поскольку люди могут создать для себя яркие образы, связанные с их сущностью, предпочтениями, характерными особенностями.

Дашборды и интерактивные элементы

Выше я упоминал о возможностях кастомизации окружения в виртуальном пространстве. Это может быть полезно не только для создания атмосферы реального офиса в корпоративном стиле. Есть и практичные примеры использования этих воможностей.

В нашем пространстве в Spatial настроена интеграция со Slack, который, в свою очередь, автоматически получает все сообщения из нашего основного корпоративного мессенджера, Mattermost. Кстати, такая же интеграция, причём в обе стороны, у нас настроена с Telegram и Discord посредством инструмента Matterbridge. Если интересно, пишите: я могу подготовить отдельную статью на эту тему. Так вот у нас есть бот, присылающий в Mattermost ежедневную «сводку с полей» по нашему проекту в виде картинки с данным. В итоге каждый раз, подключаясь к ежедневному созвону, мы видим здоровый висящий в воздухе дашборд с нашими самыми важными показателями, актуальными на текущую дату. Это, безусловно, очень удобно: ненавязчиво держит всех в курсе происходящего и при этом не требует специально заходить в какой-то канал или на какую-либо страницу. Показатели можно тут же обсудить, для этого всегда есть удачное место и время.

Стоит отметить, что многие программы в обзоре поддерживают создание виртуальных браузеров, видимых всем участникам. А это даёт возможность создать интерактивные элементы в пространстве. К примеру, можно повесить браузер с большой кнопкой «релиз» и торжественно тыкать в неё, если все пришли к этому решению во время обсуждения. Также можно обеспечить интерактивные элементы управления коммуникациями: к примеру, видимый всеми таймер, отмеряющий доступное спикеру время, либо список, демонстрирующий очерёдность выступления.

Да вы поиграете и бросите!

На момент публикации статьи мы успешно проводим совещания в VR на протяжении полугода. Недавно к нам присоединился новичок и влился с энтузиазмом. Да и, вы слушали Цукенберга на последнем Connect? Это вообще тренд будущего. ;) Мы ещё будем говорить через десяток лет: «А мы устраивали дейли в VR ещё до того, как это стало мейнстримом». Хотя каждый раз, когда я слышу подобное о VR, мне в голову приходит мем из шапки статьи. :)

Справедливости ради стоит добавить ложку дёгтя. У одного из членов команды выявилась аллергия на поролон из старой версии шлема (теперь его заменили на силикон). Но это не стало проблемой: он успешно подключается через веб- и мобильную версию. Так что насильно заставлять людей использовать шлемы не потребуется.

Обзор

Spatial

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

Программа, на которой в итоге мы остановили свой выбор. К сожалению, в последние месяцы они решили переориентироваться больше на NFT, искусство, выставки и модные метавселенские штуки, чем на совместную работу. Однако все инструменты, которые были спроектированы для изначального направления, никуда не делись.

  • Регистрация обязательна, в бесплатной версии созвон не ограничен по времени

  • Есть поддержка людей без шлемов прямо в веб-браузере, а также через приложения для смартфонов, включая опциональную трансляцию с камеры

  • До 40 человек на созвоне

  • Звук хороший, объёмный, без эха

  • Аватары реалистичные, генерируются на основе фотографии, у них анимированы глаза и рот

  • Есть лектории со сценой и пространства со свободным перемещением, включая уютную ночную поляну с костром и северным сиянием, которую мы и используем

  • Есть поддержка людей, сидящих рядом в одной комнате (их аудио не дублируется)

  • Есть трансляция экрана компьютера из версии для веб-браузеров

  • Есть интеграции со Slack, Google Drive, Figma, Microsoft 360, NFT (в веб-версии и на смартфонах/планшетах также можно просто грузить файлы с устройства)

  • Есть веб-браузер с шарингом

  • Есть записки (даже со speech-to-text), а также 3D- и 2D-рисование с шарингом

  • Есть поиск в интернете картинок и 3D-моделей, которые можно сразу перетянуть в пространство

  • Есть поддержка картинок, видео, PDF, файлов MS Office и 3D-моделей

  • Есть поддержка трекинга рук (то есть управление без контроллеров)

  • Есть поддержка AR-режима в смартфонах и Hololens

  • Есть сканирование реальных объектов прямо внутрь пространства через фронталку телефона (вероятно, только на iPhone)

  • Есть автоматический фокус на спикера в приложении для смартфонов и планшетов

Итого: самая удобная программа для созвонов в VR на сегодняшний день.

Horizon Workrooms (Beta)

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

Решение от самой Meta, ключевой особенностью которого является возможность пользоваться своим компьютером, не снимая шлем. Для этого используется не только трансляция экрана, но и проецирование клавиатуры в VR-пространство — для совместимых моделей. Среди них популярные макбуки, Apple Magic Keyboard и почему-то Logitech K830, хотя обещают больше. Для остальных доступна «дырка» перед виртуальным экраном, в которую проецируется изображение с технических фронтальных камер шлема — без владения слепой печатью пользоваться будет затруднительно.

  • Регистрация обязательна (без привязки к Facebook), всё бесплатно, созвон не ограничен во времени

  • Есть поддержка людей без шлемов в веб-браузере, они подключаются в режиме видеозвонка. Нативных приложений под смартфоны нет, но всё работает через мобильный Chrome. Однако в других мобильных браузерах не работает, и даже в Chrome пока что клики по элементам интерфейса приводят к разрыву звонка, а также нельзя приблизить Whiteboard, а он очень мелкий для экрана телефона.

  • В этом году планируется коллаборация с Zoom, позволяющая подключать звонки и whiteboard'ы Zoom прямо в Workrooms

  • До 16 человек в VR и до 50, если считать тех, кто подключается в режиме видеозвонка через веб

  • В режиме VR звук хороший, объёмный, без эха

  • В режиме видеозвонка звук с низким битрейтам, не объёмный (может быть, по итогам коллаборации с Zoom всё изменится?)

  • Аватары от Oculus, мультяшные, кастомизируемые, у них анимированы глаза и рот

  • Пространство всего одно: рабочий кабинет, хотя недавно анонсировали кастомизацию под корпоративный стиль

  • В пространстве перемещаться нельзя, только выбирать стул за столами разных форм и размеров

  • В VR можно видеть свою клавиатуру через дополненную реальность или через поддерживаемые модели

  • Необычный и удобный способ рисовать 2D-заметки, перевернув контроллер и держа его как толстый маркер

  • Приложение-компаньон для Windows и macOS позволяет транслировать экран и просто видеть его перед собой за рабочим местом, что в совокупности с отображением клавиатуры позволяет работать во время VR-совещания (лично у меня трансляция не заработала, а у коллеги — заработала)

  • Можно шарить файлы через веб-интерфейс, но в VR-комнате отображаются только изображения

  • Есть поддержка трекинга рук (то есть управление без контроллеров)

  • Неудобно, что в шлеме перед началом работы в новом физическом месте нужно рисовать стол (даже если он не будет тебе нужен), причём только контроллерами. Таким образом, я не могу взять только шлем и пойти совещаться на диван, как, к примеру, в Spatial.

  • Есть система Whiteboard'ов и режим презентации, когда можно выйти «к доске» (просто физически встав!), рисовать на ней или подсвечивать области для всех

  • Можно подключиться к Dropbox и Google Drive, но всё равно придётся загружать оттуда файлы в рабочее пространство через сайт (в Spatial можно залезать в облако прямо в шлеме, хотя и с оговорками)

  • На сайте есть календарь совещаний (интегрируется с Google/Outlook), заметки с комментариями от команды, простейший To-Do, чат рабочей группы (ещё один чат, зачем?)

Итого: пока что несколько сырое, но уже сейчас демонстрирующее огромный потенциал решение для рабочих групп.

Glue

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

  • Регистрация обязательна, в бесплатной версии созвон не более 30 минут

  • До 30 человек на созвоне

  • Звук хороший, объёмный, но присутствует эхо, хотя и очень слабое

  • Аватары мультяшные, кастомизируются вручную

  • Есть различные пространства со свободным перемещением

  • Есть поддержка людей без шлемов через отдельный софт для Windows и macOS, для смартфонов вариантов нет

  • Есть трансляция экрана компьютера, если подключаться с компьютерного клиента

  • Есть поддержка картинок, видео, PDF и 3D-моделей

  • Нет подключения к облакам, файлы в командное пространство нужно загружать через сайт

  • Есть 3D-рисование с шарингом, стикеры с досками, лазерная указка

  • Есть браузер, но без шаринга

  • Есть таймер и секундомер, но без шаринга

Итого: отсутствие мобильного клиента и наличие эха — весьма серьёзные недостатки на фоне конкурентов.

MeetinVR

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

  • Есть бесплатная версия без регистрации и профессиональная за 35€ за пользователя в месяц

  • До 33 человек на созвоне, но при активном использовании функционала рекомендуют не более 20

  • Звук хороший, объёмный, но присутствует эхо, хотя и слабое

  • Аватары в бесплатной версии готовые, а в платной — генерируются из селфи

  • Есть лектории со сценой, классические переговорные с сидячими местами и пространства со свободным перемещением

  • Трансляции экрана компьютера нет

  • Есть поддержка людей без шлемов через отдельный софт для Windows и macOS, для смартфонов вариантов нет

  • В платной версии есть поддержка PDF, видео и 3D-моделей с OneDrive и загруженных к ним на сайт

  • Есть 3D-рисование с шарингом, стикеры с досками

  • Есть браузер, но без шаринга

Итого: нет критически важных функций, а именно поддержки смартфонов и трансляции экрана.

Engage

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

  • Требуется регистрация, есть бесплатная версия, платная за 4,99€ в месяц для каждого пользователя, а также энтерпрайз-версия

  • До 3 человек в бесплатной, до 20 в платной (из них 4 могут входить с бесплатной версией), до 70 в энтерпрайз (из них 20 могут входить с бесплатной версией)

  • Звук плоский по-умолчанию и объёмный в платной версии при включении этой функции хостом

  • Звук глушится, когда говорят несколько человек

  • Аватары не мультяшные, собираешь в редакторе (муторно и неудобно), есть возможность налепить своё лицо через десктоп-версию (с ограничениями)

  • Есть лектории со сценой, классические переговорные с сидячими местами и пространства со свободным перемещением

  • Есть поддержка людей без шлемов через приложения для Windows, macOS, iOS и Android (мобильные клиенты в бете и очень жирные)

  • Есть трансляция экрана компьютера в платной версии

  • Есть поддержка медиа, но протестировать не удалось (тестовых медиа нет, нужно куда-то заливать, к облакам подключения нет)

  • Есть 2D-рисование с шарингом

  • Поддержка браузера заявлена, но мы не заметили такой возможности

  • Есть куча встроенных 3D-объектов, которые отвлекают, но хост может отключить их

Итого: без оплаты даже нельзя протестировать самые важные функции, а основная функция — звук — хромает. Отсутствие поддержки смартфонов также является важнейшим недостатком.

Mozilla Hubs

Источник: официальный сайт
Источник: официальный сайт

Сайт

  • Без регистрации, без установки приложения, прямо через браузер, бесплатно

  • До 25 человек

  • Звук объёмный, по-умолчанию очень тихий, но можно сделать громче не самым очевидным образом

  • Аватары мультяшные и довольно дурацкие, как поменять — не очевидно

  • Одного из участников созвона (на трёх человек) постоянно выкидывало

  • Поддержка любых устройств, где есть современный браузер

  • Трансляции экрана компьютера нет

  • Есть поддержка картинок и 3D-объектов по ссылке в интернете

  • Есть 3D-рисование с шарингом

  • Качество графики довольно посредственное

Итого: скорее эффектная демонстрация возможностей WebXR, чем что-то серьёзное.

Frame

Источник: официальный сайт
Источник: официальный сайт

Сайт

  • Без установки приложения, прямо через браузер

  • Создание комнаты для созвона и добавление медиа требует регистрации, а просто подключение к созвону — не требует

  • Всё бесплатно, за деньги можно получить увеличение максимального количества участников созвона

  • По-умолчанию до 15 человек, но по запросу можно расширить комнату до 150 человек

  • Звук объёмный, есть режим мегафона (чтобы оратора было слышно всем одинаково)

  • Аватары мультяшные, генерируются автоматически, затем можно кастомизировать

  • Поддержка любых устройств, где есть современный браузер

  • Есть экспериментальная поддержка трекинга рук (то есть управление без контроллеров)

  • Всегда свободное перемещение

  • Много обычных окружений, а также тропический остров, можно добавлять свои окружения

  • Можно транслировать экран (качество довольно посредственное), а также изображение с вебкамеры тем, кто подключается с десктопа (возможно, для мобильных устройств трансляция с камеры тоже предусмотрена)

  • У некоторых участников созвона были сложности с подключением и звуком

  • Есть 2D-рисование с шарингом, однако шаринг работает крайне криво: у кого-то отображается одна часть рисунков, у кого-то — другая, чьи-то рисунки перемешиваются у других участников и так далее

  • Можно добавлять изображения, PDF и 3D-объекты, однако управление ими сделано крайне неудобно по сравнению с другими программами, наблюдаются явные баги. Загружать всё можно только с комьютера. Причём если ты уже подключился со шлема, с компьютера придётся зайти в ту же комнату ещё раз, создавая свою копию и мучаясь со звуком. Система «инвентаря» не спасает, так как всё равно нельзя в него ничего добавлять, не зайдя в комнату. Объекты появляются в пространстве непонятно где.

  • Есть возможность запускать голосования

  • Огромное количество настроек комнаты, в которых теряешься — наверное, они дают большую гибкость, но точно сбивают с толку. Вообще не очевидно, что в VR можно использовать настройки на запястье, так как поначалу эта панелька просто не работала.

  • Качество графики крайне посредственное

Итого: чувствуется грандиозность планов, но всё рассыпается об их реальное воплощение. Количество багов вопиющее. С другой стороны, ни одна другая программа не заявляет поддержку 150 человек одновременно.

vSpatial

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

Это программа предназначена не для созвонов, а для организации рабочего места в виртуальной реальности, однако звонки она тоже поддерживает, поэтому вношу её в список.

  • Бесплатные звонки только на двоих, платная версия стоит $9,99 в месяц для каждого пользователя

  • До 16 человек на созвоне в платной версии

  • Не удалось оценить, есть ли объёмный звук (судя по реализации — вряд ли)

  • Вместо пространства — у каждого своё рабочее окружение (то есть созвоны как в Zoom, только в VR)

  • Есть трансляция экрана компьютера и даже шаринг отдельных приложений в звонок

  • Есть поддержка людей без шлемов через отдельный софт для Windows и macOS, для смартфонов вариантов нет

Итого: софт с очень ограниченной областью применения, на мой взгляд (особенно с учётом эргономики существующих VR-шлемов). Не рекомендую для ежедневных созвонов, так как не вижу преимуществ перед «плоскими» звонками, а минусы ощутимы.

Immersed

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

Как и vSpatial, это программа для организации рабочего места, однако здесь делается более существенная ставка на совместную работу.

  • Без регистрации бесплатно, есть две платные версии: индивидуальная за $14,99 в месяц и корпоративная за $29,99 за пользователя в месяц

  • Для приватных комнат — два человека в бесплатной версии, 5 в индивидуальной, «12+» в корпоративной (что бы это ни значило)

  • Есть публичные комнаты, куда можно подключаться и общаться без видимых ограничений

  • Нет объёмного звука

  • Не заработал основной функционал — транслирование экрана компьютера (после множества попыток)

  • Во время созвона из публичного пространства постоянно выкидывало

  • Поддержки людей без шлемов нет

  • Нет свободного перемещения и даже поворота (возможно, поворот включается в настройках)

  • Нет никаких фишек конкурентов

Итого: то, что есть — выглядит качественно, но только выглядит. Не рекомендую ни для каких юзкейсов.

Arthur

Источник: Oculus Store
Источник: Oculus Store

Сайт, Oculus Store

  • Без регистрации есть бесплатная тестовая комната, цены раскрываются только по запросу

  • Никому не удалось подключиться к моей комнате, поэтому серьёзное тестирование не проводилось

  • Наблюдались лаги с перемещением (это весьма неприятно с учётом того, что я был один в комнате)

  • Заявлена поддержка людей без шлемов на десктопах, для смартфонов опций нет

Итого: не работает.

Программы, не подходящие для рабочих совещаний

Есть несколько VR-проектов, которые также позволяют общаться в виртуальном пространстве, однако они, на мой взгляд, совершенно не подходят для рабочих совещаний даже с той натяжкой, с которой я вынес в обзор Mozilla Hubs или vSpatial. Перечислю их ниже для полноты картины.

  • AltspaceVR (Oculus Store) — набор пространств для общения на базе Microsoft Mesh, которые, благодаря SDK, можно преобразовывать под свои нужды. Однако здесь нет даже самых базовых необходимых для работы элементов, таких как шаринг экрана. Презентации можно показывать только через модификацию пространств. Хотя есть поддержка 2D-режима на PC, на тех же мобильных устройствах система недоступна.

  • Rec Room (Oculus Store) — набор пространств для общения в чрезмерно мультяшном стиле, с возможностями для творчества и самовыражения, но никак не для совместной работы вне платформы — никакие инструменты для этого не предусмотрены, за исключением поддержки на различных устройствах.

  • Bigscreen (Oculus Store) — очень приятная платформа с точки зрения визуального стиля, заточенная под совместный просмотр контента. Поддерживает трансляции экрана, хотя для этого придётся скачать клиент на 2,6 GB. Не поддерживает людей без шлемов. Приватные комнаты максимум на четырёх человек, публичные — на 12. В теории, можно приспособить для работы, но я бы не стал, хотя для повседневного общения — это мой фаворит.

  • vTime XR (Oculus Store) — платформа для общения со множеством красивых окружений, но очень слабо подходящая для работы: максимум четыре человека в комнате, нет поддержки людей без шлемов, весьма неудобные средства для показа контента другим людям.

  • Multiverse (Oculus Store) — очередная платформа, пытающаяся создать (ту самую) метавселенную. Здесь есть приватные пространства, трансляция экрана с браузера компьютера и даже интеграция с Google Drive для картинок. Однако поддержки людей без шлемов нет, да и общее ощущение, честно говоря, пока на уровне демо-версии.

  • Horizon Worlds (Oculus Store) — многообещающая в теории платформа для общения от Meta, которая, увы, недоступна в России. Однако её «дочка» Horizon Workrooms работает отлично.

  • Horizon Venues (Oculus Store) — платформа от Meta, ориентированная на проведение различных шоу и трансляций в VR. Также недоступна в России.

  • VRChat (Oculus Store) — об этом чате наслышаны даже далёкие от VR люди. Здесь даже нет приватных пространств, зато те самые Наклзы из 2018-го — всё ещё есть. (UPDATE: всё же приватные пространства там есть, прошу прощения за ошибку и спасибо @Cat-in-a-bucket за замечание)

Заключение

Мы выбрали Spatial как наиболее качественный софт для созвонов в VR на текущий момент. Однако ситуация на рынке меняется стремительно, и только за время написания статьи мне пришлось множество раз обновлять информацию по различным программам из-за изменений в них. Если коллаборация Meta и Zoom продемонстрирует скачок в качестве Horizon Workrooms, а также когда он выйдет из беты, мы можем перейти на него с учётом изменения курса развития Spatial. Остальные программы показались нам слишком сырыми, но у многих из них хороший потенциал.

Вся информация по перечисленным программам взята из личного опыта и дополнена информацией из официальных сайтов. Я также пользовался вот этой хорошей табличкой со сравнением сервисов. Здесь не вся информация актуальна и не все программы протестированы, а также нет анализа по такому критическому моменту как поддержка людей без шлемов. Поэтому я почувствовал необходимость провести собственное исследование (и ещё было жутко интересно, конечно). Из этого списка не удалось протестировать только Rumii, поскольку у них нет официальной версии под Oculus Quest, только порт в SideQuest (даже не в AppLab), который регулярно ломается с новыми прошивками шлема. А это совсем несерьёзно.

Если у кого-то из читателей есть опыт созвонов в VR, было бы крайне любопытно прочитать о нём в комментариях! Также следующей я планирую разместить статью с обзором программ для фитнеса в VR. ;) Хотел бы отметить, что без региональных цен такое тестирование — довольно дорогое удовольствие. Если вам интересен такой контент, и было бы интересно увидеть больше программ в обзорах, вы можете поддержать меня на Patreon. Я планирую выкладывать там английские версии статей. Хочу попытаться понять, возможно ли писать не только из-за того, что не могу не писать. :)

Спасибо каждому, кто это прочитал! Вы лучшие! :)

P. S.: Речь в статье не о моём пет-проджекте, а об основной фуллтайм работе. Так что да, всё и вправду серьёзно.

Комментарии (34)


  1. mikelavr
    17.01.2022 06:54

    Если все на работе уже купили себе игрушку за $500 - почему бы ее и не использовать, наверное это удобно... А так - пусть контора покупает для всех, если ей это интересно.

    На практике наиболее удобным на удаленке оказался текстовый чат в telegram. Если требуется совещание - групповой голосовой вызов там же.


    1. NAI
      17.01.2022 07:28

      С телегой только одна проблема - невозможно разделить рабочие контакты и личные. Да, папки(группы) пытаются исправить ситуацию, но в целом это костыль - не будешь же перед каждыми выходными мьютить по 10 чатиков? Плюс есть опасность кинуть мем клиенту по ошибке .

      В общем, жду возможность создавать мультиакк.


      1. fshp
        17.01.2022 10:01
        +1

        В смысле ждете? В телеге мультиаккаунты при Сталине проявились.


        1. NAI
          17.01.2022 10:07
          +2

          И как к одному номеру телефона привязать второй аккаунт?


          1. fshp
            17.01.2022 10:08

            К одному - никак, да.


      1. ri1wing
        17.01.2022 16:15

        Можно просто иметь два аккаунта. В одном все личные чатики, во втором - рабочие. Да, это тоже костыль, т.к. нужен второй номер телефона для регистрации. Но зато потом можно замьютить все аккаунты, кроме текущего. Ну и вероятность кинуть мем не туда снижена, т.к. нужно вручную между аккаунтами переключаться.


        1. NAI
          17.01.2022 18:17

          Второй номер это еще больший костыль т.к. или надо жонглировать симками, или иметь вторую мобилу, или подключать виртуальный номер который будет жрать $ (небольшие но все же). Бонусом идет необходимость эпизодически "списывать" $ чтобы оператор не отключил номер и не вернул его в общий пул.


    1. lobzanoff
      17.01.2022 13:24
      +1

      С телегой еще одна проблема - если общается много людей, и обсуждает несколько тем - лента превращается в кашу, непонятно, на какой пост какие ответы - треды отсутствуют как класс, всё в куче.


    1. JustNecros Автор
      17.01.2022 16:41
      +1

      Один из посылов текста был о том, что VR-шлем сегодня может быть уже не игрушкой, а вполне себе рабочим инструментом. :) За полгода владения навскидку 50% времени его использования я посвящал рабочему общению, ещё 35% фитнесу и оставшиеся 15% - играм и прочему.

      Но так-то да, компания вполне может нести ответственность за обеспечение сотрудников рабочими инструментами, это весьма логично.

      С Telegram у нас было несколько проблем. С точки зрения текста - отсутствие тредов является серьёзной проблемой, сложно обсуждать несколько вопросов параллельно. С точки зрения интеграций - у Slack/Mattermost есть куча готовых плагинов для различных инструментов, для того же Гитлаба, где у нас размещён код, к примеру. Они устанавливаются одной кнопкой на собственный сервер. А среди Телеграм-ботов в открытом доступе профессиональных не так много. На звонках у нас регулярно отваливался один из участников, глушился звук, терялся микрофон - в итоге было хуже, чем в Зуме и Дискорде. Может, с тех пор стало лучше, не знаю. Ну и изоляция рабочего общения от личного - тоже немаловажный фактор, как отметили в комментариях ниже. Отдельный корпоративный мессенджер решает эту проблему однозначно. :)

      Но я просто делюсь опытом, и всё очень зависит от конкретных людей в команде, их предпочтений, уровня дисциплины и характера. Если Telegram работает для команды, это замечательно! А кому-то может больше подойти описанный в статье кейс. :)


      1. mikelavr
        17.01.2022 20:44

        Нам помогло создание параллельных групп по проектам. Сотрудники в них один и те же, но темы разные.

        Проблема с микрофоном в телеграме есть, решается общением через телефон (это надежно) с наушниками.


        1. JustNecros Автор
          17.01.2022 23:02

          У нас зачастую как раз в рамках одного проекта бывает несколько параллельных обсуждений по подзадачам. Треды как раз затачивались под подобные кейсы.

          Согласен, с телефона проблем с голосом обычно не бывает, только вот экран компьютера уже не покажешь. Хотя и на телефоне случаются приколы вроде того, что кейс от беспроводных наушников разрядился, а наушники подумали, что ты их вынул, и подключились, а ты ни сном ни духом об этом и думаешь, что же случилось со звуком. :D


  1. Sam86
    17.01.2022 07:39
    +9

    Есть опыт работы в компании, которую издатель подключает к налаживанию процессов и решению проблем в своих других компаниях.

    То есть мы приходим и налаживаем процессы, как с точки зрения менеджмента, так и с точки зрения кода.

    И вы представляете... большая часть команды никогда не видела лица друг друга. Не то что лично. Даже по видео. Потому что голоса выше крыше. И даже он не особо нужен, если уметь нормально писать текст.

    Вот это всё "невербальное общение" нужно группе людей, и они пытаются всем рассказать что без этого нельзя. Можно. И даже очень хорошо можно.

    Что при этом делать тем, кто не может... Я не знаю...


    1. JustNecros Автор
      17.01.2022 16:58
      +4

      Прекрасно Вас понимаю! Я сам больше всего люблю текст (что, наверное, заметно). И предпочёл бы, чтобы для командой работы его всегда было бы достаточно. Но по итогам работы в восьми командах разработчиков я понял, что люди очень, очень разные, и далеко не всем хватает текста, далеко не все умеют нормально писать текст. Есть люди, которым ты задаёшь вопросы в форме нумерованного списка с пунктами 1, 2 и 3. А тебе в ответ пишут ответ на вопрос 2. Пункты 1 и 3 просто проигнорированы. И это не один уникальный странный человек, я часто с подобным сталкиваюсь.

      При этом люди в команду набираются не по навыку написания текстов или качеству рационального мышления, а по умениям в конкретной специфической задаче. И приходится настраивать процессы так, чтобы со всеми можно было коммуницировать эффективно. Так вот из восьми команд в паре действительно было достаточно текста, дейли вообще не были нужны, все и так работали максимально эффективно, но в большинстве случаев без дейли и без голоса работа шла очевидно хуже. Я уже писал об этом в предыдущей статье, в разделе "Коммуникации - это всё".

      Я ни в коем случае не говорю о том, что без "невербального общения" нельзя. Можно! Но для определённых составов комманд - менее эффективно, вот и всё. Конечно, всегда нужно анализировать ситуацию на местах.

      Так что, по итогу, могу только позавидовать Вашему опыту работы с командами, где было достаточно текста. :)


      1. plashenkov
        17.01.2022 20:12

        Про пункты 1, 2 и 3 — это просто боль :) Но такова, видимо, человеческая природа, приходится это принимать и терпеливо вытаскивать из людей всё, что необходимо, повторяя вопрос по 10 раз.


        1. JustNecros Автор
          17.01.2022 23:04

          Да, это так. :) У меня случилось как-то, что именно в таком кейсе после получения ответов на все нумерованные вопросы в результате продолжительной переписки человек на той стороне, судя по всему, меня возненавидел. :)


  1. Newbilius
    17.01.2022 11:38
    +2

    Созвон в VR не текущем уровне развития мейнстримовы шлемов - штука довольно странная. Если человеку прямо очень требуется видеть чужие невербальные сигналы - ему нужно видеть его естественную мимику и движения рук, плеч и т.п. В Oculus Quest 2 нет отслеживания выражения лица, так что тех самых невербальных сигналов выходит меньше, чем в простом видео-созвоне.


    1. JustNecros Автор
      17.01.2022 16:44

      Я перечислил несколько аргументов в пользу VR-созвонов, и невербальные сигналы - не ключевые из них. :) Ключевым для нас оказалось качество звука, а остальные стали полезным дополнением.

      Стоит отметить, что с hand tracking движения рук очень неплохо отслеживаются, поэтому их можно исключить из списка, а вот мимика и плечи - да, подождём следующих версий. :)


      1. zhellion
        18.01.2022 08:03
        +1

        Простите, я не очень понимаю, почему качество звука это достоинство виар? Вроде пока я не слышал про революции и там юзаются все те же микро с наушниками и все те же методы кодировки и передачи звука. Если у компании проблема с пердящими микро, то решить ее можно гораздо проще и дешевле)

        Единственный плюс это отслеживание движений. Больше никаких преимуществ по сравнению с тем, что вы будете юзать виар чат с клавамыши, технология виар вам не даст.


        1. JustNecros Автор
          18.01.2022 10:50

          В статье я привёл пять основных аргументов в пользу VR-созвонов, и они параллельны друг другу, то есть даже если бы Вы опровергли один или два из них, все остальные не позволили бы сказать, что никаких преимуществ VR нам не даст. :) Например, не стоит игнорировать те же интерактивные дашборды, для реализации которых в обычных созвонах пришлось бы городить костыли и/или требовать действий от участников. Но опять же, не цепляйтесь за пример, в статье пять разделов.

          Что касается качества звука, то два из пяти аргументов касаются именно этой темы, поэтому предлагаю обратиться к статье, чтобы понять, о чём речь. И она не о том, что там используются какие-то особые наушники или микрофоны. :) Если сделать краткую выжимку (но всё же рекомендую прочитать развёрнутый ответ в статье), то речь об 1) объёмном звуке, позволяющем воспринимать собеседников в пространстве и общаться даже одновременно, при этом звук не будет перемешиваться или глушиться как в обычных звонилках, а также о 2) нулевой фрагментарности, что позволяет избежать многочисленных софтовых и хардварных проблем, присущих другим операционным системам и внешним устройствам.


          1. plashenkov
            19.01.2022 15:00

            Но отметить всё же надо, что микрофон в Oculus Quest 2 очень приличный. Я записывал видео и отметил для себя, как же чётко и чисто пишется голос.


  1. event1
    17.01.2022 18:50

    А как там с задержкой? В обычных видео-чатах, видео часто запаздывает, а как тут?


    1. plashenkov
      17.01.2022 20:02
      +1

      Видеочаты передают видео, поэтому тормоза. Здесь же передаются легковесные значения — позиционирование человека и т.д. В общем, чисто математика. Плюс аудио, конечно. У меня не было опыта, чтобы что-то серьёзно запаздывало. Но конечно, всё будет зависеть от скорости интернета.


    1. JustNecros Автор
      17.01.2022 23:09
      +1

      Во всех протестированных сервисах я не заметил задержки ни в аудио, ни в движениях аватаров. Как справедливо заметили выше, здесь передаются только координаты и другие легковесные данные. Но стоит признать, что все тесты я проводил на хорошем интернете (самый скромный вариант - 4G в Подмосковье).


  1. Foror
    17.01.2022 19:18
    +1

    Тестировали точность маркера? Можно им рисовать блок схемы с текстом? Удобно, не глючит позиционирование?

    Глаза не устают за час, за два?


    1. plashenkov
      17.01.2022 19:59

      У контроллера довольно толстая рукоятка. Но на практике это вполне функционально, рисовать получается. Мельчить, конечно, не получится.

      Устают ли глаза — лично у меня обычно не устают. Но некоторые особо чувствительные люди жалуются, им не очень комфортен VR как таковой. Поэтому тут всё индивидуально.


    1. JustNecros Автор
      18.01.2022 00:35

      Позиционирование контроллеров у Quest 2, на мой взгляд, превосходное. Сталкивался с глюками только при серьёзных проблемах с освещением: солнце светит напрямую на контроллер, либо наоборот, света критически мало. Но в нормальных условиях блок-схему я бы нарисовал без проблем, однако текст внутри не поместил бы - ограничился бы цифрами. Хотя, если мне не изменяет память, whiteboard'ы можно зумировать, то есть приблизить нужный блок и написать внутри текст - реально. Также если рисовать не сидя за столом, а стоя у доски, пространство становится гораздо больше, и рисовать уже удобнее, за исключением того, что контроллером ты водишь уже в воздухе, а не по столу.

      Что касается удобства, представьте маркер раза в 2-3 больше в диаметре, чем обычный. Уже не особо удобно, но ещё не критично, привыкнуть вполне можно.

      Насчёт усталости глаз: да, верно подметили выше, это очень индивидуально. Я "продал" своим друзьям и знакомым восемь шлемов, и ещё человек 15 его тестировали. У одного человека была головная боль после примерно 10 минут, ещё один жаловался на лопнувшие сосуды в глазах после получаса, и у троих-четверых были дискомфортные ощущения после минут 20-30 использования (у кого-то из них была специфика по зрению, уже не помню, какая именно). Остальные о дискомфорте или усталости глаз не сообщали. Отмечу, что те, кто сообщал о головной боли и дискомфорте, были в возрасте. Статистику восстанавливаю по памяти, поэтому достоверной прошу не считать.

      У меня самого -8,5/-11,5, скорректированные до -1/-2,5. Долгое время использовал шлем без линз/очков. Два часа сидел без проблем и не раз. Глазам было пофиг, только вестибулярный аппарат бунтовал, но я сам нагружал его плавными перемещениями с джойстиков. Затем недавно приобрёл для него линзы с диоптриями для 100%-ой коррекции (те, что вставляются в сам шлем, а не в глаза). Стало чуть сложнее: привыкал к ним несколько дней, как к новым очкам раньше. Сейчас час сижу без проблем, а дальше уже чуть напрягаются глаза. Но, опять же, я сам виноват: я знал, что 100%-я коррекция имеет подобный эффект и брал линзы для коротких сессий, где важна точность движений.


  1. plashenkov
    17.01.2022 20:07

    Я тоже тестил некоторые из этих приложений. Но вот главное выбранное вами — Spatial — не доводилось, с интересом пощупаю. Мои личные ощущения — это всё круто и меня пока приводит в восторг. Horizon Workrooms нравится визуально-эстетически.

    Надеюсь, все эти шлемы будут уменьшаться в толщине и весе постепенно, разрешение будет увеличиваться и т.д.


    1. JustNecros Автор
      18.01.2022 00:44

      Рад услышать, что есть кто-то со сходным опытом! :) Благодарю за комментарии к статье.

      Согласен, эстетическая составляющая Horizon Workrooms приятная, как и в целом общая стилистика домашнего экрана, туториала и так далее. Когда я впервые проходил туториал Oculus, возникло ощущение качества, которое обычно в таких случаях приписывают Apple. :)

      Да, в ближайшие годы, уверен, Meta будет развивать это направление, и шлемы станут лучше. Остаётся надеяться увидеть когда-то полнофункциональную модель в подобном форм-факторе:
      https://www.ixbt.com/news/2022/01/05/140-sony-micro-oled-75-tcl-nxtwear-air.html

      Но вот что будет в 2030-х, загадывать не берусь. :)


      1. plashenkov
        18.01.2022 00:52

        В таком варианте было бы здорово, конечно! Но даже не знаю, насколько это реально в принципе, потому что VR-очки должны покрывать большой угол обзора. Т.е. экран должен быть очень широким. Если только будет придумана какая-то технология, которая решит эту задачу каким-то иным образом.


        1. JustNecros Автор
          18.01.2022 01:00

          Если посмотреть на предыдущую версию этих очков от TCL с внутренней стороны, можно увидеть, что там приличная такая фиговина, накрывающая лицо вокруг глаз. :) Просто промо-фотки все спереди. Так что, думаю, сделать хороший угол обзора реально. Другой вопрос, что это, как я понимаю, пока очень, очень, очень дорого (с учётом стоимости гибких экранов, необходимых для этого).

          Я как-то думал, что так как переферическое зрение у людей вообще не особо, на самом деле, необязательно было бы делать полноценные экраны по бокам. В принципе, хватило бы хитрой системы зеркал, в которых отражались бы крайние пиксели основного изображения, и это уже избавило бы от эффекта аквариума, при этом было бы дёшево. Но это так, размышления диванного инженера. :D


  1. FruTb
    18.01.2022 04:44

    Я один из этой чеверки. Могу накинуть от себя.

    Во-первых, как мне кажется, workrooms и vSpatial круты тем что стараются создать "сквозной воркспейс" (в смысле что они фокусируются именно на коллабе и личном опыте работы)

    Во вторых, "пространственный звук" на созвонах и правда очень помогает

    В третьих, и это странный минус, я пару раз спал в шлеме и по аватару это не видно)))))

    ЗЫ: я купил шлем для "поиграть", но в основном юзаю как коммуникатор в итоге


    1. JustNecros Автор
      18.01.2022 13:48

      Спал в шлеме! Вот это срыв покровов!!! :D


  1. Cat-in-a-bucket
    18.01.2022 16:49
    +1

    VRChat (Oculus Store) — об этом чате наслышаны даже далёкие от VR люди. Здесь даже нет приватных пространств, зато те самые Наклзы из 2018-го — всё ещё есть.

    В каком смысле "нет приватных пространств"? Я сам делал много раз.

    Один человек выбирает один из миров, создаёт "New Instance", выбирает режим "Invite Only", заходит сам, кидает инвайты коллегам.

    Или тут речь о другом?


    1. JustNecros Автор
      18.01.2022 16:54

      Большое спасибо за замечание! Я не знал об этой возможности. По крайней мере, в Quest-версии её не обнаружил, но, возможно, плохо смотрел. Внёс изменение в статью.