Всем привет! Меня зовут Женя, я менеджер по развитию продукта в компании «Диджитал Дизайн».

Все знают, что ничего в этом мире не делается просто так. У всего есть причина – в мире IT эта причина называется «болью». Обычно наши заказчики приходят к нам с чётким пониманием своей проблемы и предполагаемых путей её решения. Однако, иногда случается так, что приходится работать с очень размытыми требованиями к потенциальному проекту. И этому есть несколько очевидных объяснений, ведь все мы люди. Например:

  1. Задача поставлена «свыше» без чётких метрик и глобальной цели;

  2. Проблема есть только «на бумаге», и её решение является частью «успешного плана по захвату мира», за выполнение которого сотрудникам положена премия;

  3. Проблема до конца не осознана пользователями, но хочется «чтоб как у людей, а не вот это всё»;

  4. И самая любимая постановка задачи – «чтобы всё само работало, это же автоматизация!».

Как работать с такими запросами? Есть много различных подходов, но сегодня я расскажу о тех, которые используем мы.

В Digital Design я работаю менеджером по развитию решения «Информационная Система Коллегиальных органов «Ареопад»», которое предназначено для организации и проведения заседаний в электронном виде. Вот перечень достаточно чётко сформулированных проблем, с которыми к нам зачастую обращаются заказчики:

  • Большой объём ручной работы;

  • Высокая вероятность технической ошибки при ручной подготовке документов;

  • Работа с документами на бумажном носителе;

  • Высокий уровень риска несоблюдения сроков;

  • Трудоёмкий процесс работы с материалами в текущей неспециализированной системе;

  • Необходимость сканирования материалов на бумажном носителе для последующей выгрузки в текущую неспециализированную систему с целью просмотра материалов.

Для нас основные способы решения этих проблем очевидны, и мы быстро понимаем, как необходимо настроить функционал нашего решения в процессе внедрения.

Вместе с определением проблем мы стараемся выяснить у заказчика какие прикладные эффекты он хотел бы получить от использования нашего решения. Это помогает «на берегу» определить целесообразность использования тех или иных инструментов при внедрении и понять реальные ожидания нашего заказчика от проекта. Как правило, нам удается выделить следующие ожидаемые эффекты:

  • Снижение объёма ручной работы;

  • Возможность осуществления полного цикла проведения совещаний в цифровом формате;

  • Архивное хранение протоколов совещаний в электронном виде;

  • Возможность сквозного рассмотрения вопросов коллегиальными органами в электронном виде;

  • Возможность корректного и прозрачного назначения поручений по итогам совещания.

Данные эффекты вполне измеримы, достижимы и лежат в плоскости информационной системы, а не в плоскости организационных процессов компании заказчика. Поэтому если они сформулированы в таком виде, то риск возникновения проблемных ситуаций в ходе проекта значительно снижается.

Но как я писал в начале статьи – складно получается не всегда. Иногда поиск проблем и ожидаемых эффектов требует времени и сил – как наших, так и заказчика. Но пренебрегать поиском конкретики нельзя, он находится в общих интересах, ведь, как я упомянул, причины «размытости» требований бывают разные. Разберем пару примеров достаточно размытых проблем…:

  • Частая просрочка сроков исполнения поручений;

  • Большое количество участников процесса.

… и ожидаемых эффектов:

  • Автоматизация, упрощение процессов;

  • Полная автоматизация процесса.

Касательно проблем.

Обе описанные в таком виде проблемы лежат в плоскости организационных изменений, поскольку внедрение специализированной Системы напрямую не повлияет на исполнительскую дисциплину сотрудников или на количество участников процесса, которое закреплено в нормах организации. Конечно, соответствующие инструменты информационных систем позволят, например, удобнее и своевременнее отслеживать сроки и контролировать исполнителей, но нормативные сроки исполнения, а также санкции за несоблюдение сроков исполнения поручений регулируются внутренними нормами компании.

Теперь об эффектах.

Начнем с того, что полная автоматизация процесса, в котором, как мы выяснили, «большое количество участников», не может быть выполнена в принципе, поскольку деятельность коллегиальных органов завязана на обсуждении, экспертных оценках, юридических и финансовых вопросах и, конечно же, на совместном принятии решений. Если говорить об упрощении процессов, то здесь мы приходим к тому же, о чём говорили ранее в разрезе количества их участников. Сами процессы (особенно корпоративного управления) устанавливаются и изменяются самой компанией, поэтому используемые в этих целях информационные решения направлены на соответствие этим самым процессам компании и поддержку их исполнения в электронном виде, а не на насильственное их изменение под себя.

Итак, мы доказали, что «размытые требования к проектам» существуют.

Теперь давайте поговорим о том, как можно с ними бороться плечом к плечу с заказчиком.

Оружие №1 – Направьте анкету проекта

Сегодня у 99% компаний, предоставляющих услуги, есть разработанная анкета проекта или бриф - вполне очевидный и распространенный инструмент, но всё же. На мой взгляд, важно подойти к составлению анкеты не только с технической стороны для оценки объёма проекта, но и разместить в ней вопросы о бизнес-целях и задачах планируемого проекта. В выявлении проблем и ожиданий вам могут также помочь статьи о грамотном составлении социальных вопросов и глубинных интервью. Мне помогли, во всяком случае. ????

Оружие №2 – «Киньтесь» в него бизнес-аналитиком

Если самоанализ на основе анкеты не помог, то правильным ходом будет привлечь бизнес-аналитика. В данном случае ключ к успеху – личное общение аналитика с функциональным заказчиком. Во ходе личной встречи аналитик сможет на основе интонации и невербальных знаков заказчика понять, что его волнует больше всего, что доставляет ему дискомфорт при текущем течении процесса и какие изменения в его повседневной деятельности будут индикатором того, что цели проекта достигнуты. Как и в предыдущем случае, навыки интервьюирования  будут очень кстати.

Оружие №3 – Берите схему бизнес-процессов «на штурм»

В данном варианте также необходимо наличие бизнес-аналитика. На основе заполненной анкеты и/или личного общения составляем схему бизнес-процессов и идем с ней к функциональному заказчику, чтобы «пройтись» с ним по каждому блоку шаг за шагом. Да, это тяжело и нудно, но возможность описать состояния «как есть» и «как будет» - бесценна.

Оружие №4 - Проявите компетенцию

Бывают ситуации, когда отсутствует доступ к функциональному заказчику или же функциональный заказчик не обладает нужными знаниями и компетенциями, чтобы описать или скорректировать все стадии автоматизируемого процесса. В таком случае позовите себе на помощь личный опыт и знания в вашей экспертной области. Даже в самых нестандартизированных процессах есть лучшие практики и опыт проектной деятельности, поэтому не стесняйтесь консультировать заказчика по составу проекта и автоматизируемому процессу. Основываясь на нашей практике, могу с уверенностью сказать, что далеко не всё, что заказчик хочет получить от проекта ему действительно нужно. Он будет вам сильно благодарен за сэкономленные нервы и усилия. Кроме того, это хороший шанс преподнести себя и вашу компанию в целом как надёжного и стратегически выгодного ИТ-партнёра.

Оружие №5 – Валидируйте требования

Очень полезная штука как на начальном этапе общения, так и во время завершения подготовки ко входу в проект. Далеко не все требования к проекту, которые попадают к нам на этапе сбора информации, прошли полноценное согласование внутри компании заказчика. Конечно же, «хотелки» заказчика всегда ценны и полезны для понимания его текущих потребностей, но не все они практически и экономически обоснованы. На нашей практике мы сталкивались с ситуацией, когда в объём проекта попадал определённый функционал только потому, что «а вот было бы круто, если бы это было». По итогу нет – не было бы. ???? Тут поможет бдительность – необоснованное решение о том, что какой-то функционал будет востребован в проекте, может прийти в голову как функционального заказчика, так и одного из рядовых участников данного проекта со стороны заказчика.

Резюмируя, ситуации, когда на входе вы имеете размытые требования к проекту, являются хорошей возможностью отточить навыки и компетенции в вашей области, а также зарекомендовать себя и свою компанию как надёжного партнёра и квалифицированного консультанта для данного заказчика. Это пойдёт на благо вашему бизнесу. Да, придётся потрудиться, но это того стоит – помогите вашему заказчику понять, что ему нужно, и он ответит вам прибыльным проектом. ????

А если вы – представитель компании, которая столкнулась с задачами автоматизации деятельности коллегиальных органов, то смело пишите нам – будем решать их вместе! В любом случае помните, что те проблемы и задачи, которые вы сейчас решаете, уже когда-то были решены кем-то. В общем, «Это уже было в «Симпсонах»!

Комментарии (1)


  1. K0styan
    28.01.2022 12:20

    С таким названием - и ни одной картинки с мистером Морденом. Разочарован.