Каким образом и зачем ведется контроль за контентом в сети - разбираемся по порядку.

Источник: аниме "Эксперименты Лэйн", 1998
Источник: аниме "Эксперименты Лэйн", 1998

Уже давно ушли времена, когда можно было анонимно зависать в интернете и писать там все, что душе угодно. Мы уже не можем представить себе вход на какую-либо платформу без регистрации. Логин, пароль - все это для того, чтобы пользователей было легче распознать. Персонализация несет за собой ответственность за собственные действия. Если человек будет вести себя неэтично, его можно вычислить и ограничить его деятельность на платформе, удалив его контент или заблокировав его аккаунт. Многие пользователи возмущаются такими условиями, и в чем-то, наверное, окажутся правы, ведь нарушается право на самовыражение и свободное пользование интернетом. Однако, для любого контроля есть своя причина. 

Какое поведение в интернете можно считать этичным?

Предложенная Нэнси Виллард еще в 1998 году классификация этических проблем в киберпространстве включает: 

  • Уважение собственности - неэтичным считается пиратство и нарушение копирайта

  • Уважение территории и частной жизни - включают сбор и распространение частной информации пользователей 

  • Уважение других и базовая вежливость - неприемлема клевета, домогательства, бранные или оскорбительные выражения, а также рассылка спама

  • Уважение к организации - этическое ограничение на использование аккаунта, выданного определенной организацией (например, неэтично будет выкладывать личные посты с корпоративного аккаунта)  

  • Уважение к себе - доступ к материалам, отражающим «менее желательные стороны человечества», такие как порнография и запрещенная литература (вряд ли в сети удастся легко найти Mein Kampf)

Рассмотрение этики в сети подобным образом актуально и по сей день. Большинство современных платформ придерживаются соблюдения этих этических правил, например, политика YouTube подразумевает санкции за спам, мошенничество, искусственное повышение показателей канала, выдачу себя за другое лицо. Бану подвергается оскорбительный контент (унижения, дискриминация), видео насилия или его упоминание прямыми словами, самоповреждение, сексуальный контент, а также ложная медицинская информация о COVID-19. Вконтакте банят за враждебные высказывания. Недавно и Тик-Ток обновил политику платформы, введя запрет на мизогинию, оскорбления транс- и лгбт- пользователей. Почти у каждой современной онлайн-платформы есть список этических требований к соблюдению.

Что конкретно происходит при нарушении данных правил зависит от самой платформы, но в целом тенденция одна - удаление неэтичного контента, при повторении - предупреждение или удаление аккаунта.

Почему необходимо контролировать соблюдение этических правил в интернете?

Зачем нужны такие строгие правила в сети, разве не могут люди сами контролировать свое поведение, как делают это в реальной жизни? Дело в том, что в интернете человек ведет себя по-другому - более откровенно, бесшабашно, прямолинейно и агрессивно (более подробно с видами агрессивного поведения в сети можно ознакомиться по ссылке). Такое поведение зачастую связано с особенностями сетевой среды.

Нэнси Виллард выделяет четыре фактора сети, которые способствуют неэтичному поведению в онлайн-пространстве:

  • Отсутствие аффективной обратной связи и отдаленность причинения вреда. Многие из нас наблюдали за дискуссиями, разворачивающихся в комментариях под видео или постами, или даже участвовали в них. Дело в том, что участвующие воспринимают это не совсем как настоящий диалог с живым человеком - текст не дает полного спектра эмоций оппонента. К тому же, участники диалога прекрасно понимают, что даже если человек по ту сторону экрана разозлен, он не сможет их достать, они неуязвимы. Из-за этого обратная связь с оппонентом нарушена, и в таких условиях гораздо легче сказать что-то грубое и оскорбительное. 

  • Сниженный страх разоблачения наказания. Даже такие наказания как удаление контента или бан не полностью действуют на человека. Негативные последствия будут работать как средство сдерживания неправомерного поведения только в том случае, если существует достаточно высокий риск обнаружения и наказания. В Интернете снижается вероятность обнаружения и наказания за действия, которые являются незаконными или могут привести к гражданской ответственности, не говоря уже о действиях, которые являются просто неэтичными или грубыми. Именно поэтому платформы чаще прибегают к регистрации пользователей, чтобы обеспечить хоть какую-то персонализацию. Человека за неэтичные действия могут отстранить от какой-либо платформы, но настоящего наказания не последует. Социальные нормы, принятые в нашем обществе, в сети действуют слабее из-за полной или частичной анонимности пользователей. Такой ситуацией часто пользуются мошенники, которые снова и снова возвращаются с новыми аккаунтами. Как утверждает Виллард, «Интернет просто не является парадигмой «закона и порядка»», и спустя 20 лет это все еще остается правдой.  

  • Новая среда. На момент публикации статьи Виллард об этике в киберпространстве интернет был еще в новинку, и эта новизна опьяняла людей, наделяла смелостью, которой не было проявления в обычной жизни. Однако можно сказать, что более чем за 20 лет мы смогли к нему привыкнуть, интернет стал важной частью нашей повседневности. Важным фактором здесь все же будет то, что эта среда другая, отличная от оффлайн-реальности. В интернете возможностей больше, а контакта, наоборот, меньше. Высказаться легко и просто - достаточно просто нажать на кнопку «оставить комментарий», и можно написать все, что душе угодно. И главное - все так делают. Под одним постом в Твиттере может набраться десятки тысяч комментариев, и никому ни до кого нет дела, люди будто представляют собой большую толпу, и в ней легко затеряться, исчезнуть.

  • Восприятие социальной несправедливости и коррупции. Провокационные политические темы и восприятие несправедливости часто обсуждаются в сети. Интернет может поднять целые бунты общественных движений, ведь выйти на контакт, создав группу по интересам в два клика, очень легко. Информационные технологии предоставляют возможности «сравнять счет» в классовом неравенстве, ведь в сети возможности одинаковы для всех.  На этот счет у платформ есть свои методы борьбы, например, Фейсбук имеет черный список людей и организаций, которые нельзя упоминать.

Не только условия онлайн среды могут повлиять на моральное поведение человека. Современные исследования показывают, что намерение вести себя этично в интернете положительно связано с внутренними характеристиками человека, например, с его отношением к этичному поведению, субъективными нормами (воспринимаемым социальным давлением выполнить то или иное действие) и поведенческим контролем, который отражает усилия, затрачиваемые на успешную реализацию намерения. Когда мы можем отслеживать свои действия и ознакомлены с правилами этики в интернете, это положительно сказывается на наших намерениях вести себя этично, что впоследствии отражается в поведении, а если мы к тому же умеем его хорошо контролировать, то мы с меньшей вероятностью будем некорректно себя вести. 

Источник: Аниме “Эксперименты Лэйн”, 1998
Источник: Аниме “Эксперименты Лэйн”, 1998

Важно понимать, что неэтичное поведение может серьезно навредить другим пользователям. Многие люди могут получить серьезную психологическую травму из-за кибербуллинга, в особой опасности находятся дети, чья психика более восприимчива к мнению со стороны. Н.Виллард также замечает, что молодое поколение находится на той стадии морального развития, которая подразумевает формирование собственного мнения через взаимодействие со сверстниками. Именно поэтому безопасность интернет среды так важна.

В целом можно заключить, что законы этичного поведения в сети требуют большей сформированности и строгости, нежели в реальной жизни. Главным образом это объясняется тем, что онлайн среда обладает своими особенностями, способствующими неэтичному поведению. Однако ответственность за свои действия лежит и на самом человеке, и в наших силах быть более осознанными в нашем поведении и проявлять уважение, ведь по ту сторону компьютера сидит такой же человек как и мы. 

Более подробно с работой Н.Виллард можно ознакомиться по ссылке (Willard, N. (1998). Moral Development in the Information Age).

Комментарии (11)


  1. Machirodont
    18.02.2022 11:18
    +12

    "Этические правила", "контроль контента", "уважение".. как много красивых слов, чтобы оправдать цензуру.


  1. VitalyNasennik
    18.02.2022 11:31
    +5

    Часть 5 статьи 29 Конституции РФ на этот счёт предельно лаконична: "Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается." Т.е. если следовать духу и букве Конституции, которая, в соответствии с ч.1 ст.15 имеет прямое действие и высшую юридическую силу, всякая модерация, премодерация, блокирование и удаление массовой информации запрещены. Причём, без всяких условий и обходных лазеек. Это права граждан могут быть легко и просто аннулированы в соответствии с частью 3 статьи 55 под предлогом "защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства", а тут речь не о правах граждан, а о запрете. Всякая разная модерация, в том числе и незаконная деятельность Роскомнадзора по блокированию сайтов, существуют только по той простой причине, что нигде в законах не предусмотрено никакой ответственности за самовольную цензуру, равно как не прописано, как же именно должна гарантироваться эта самая "свобода массовой информации".

    Для того, чтобы во всём этом был смысл, нужно переписать часть 5 статьи 29 в совершенно новой редакции: "В Российской Федерации осуществляется цензура массовой информации в соответствии с федеральным законом." После этого надо принять федеральный закон "О цензуре", в котором прописать, что запрещается распространение следующих видов массовой информации:

    - детской порнографии,

    - разжигания национальной, расовой или религиозной розни,

    - рецептов изготовления наркотиков и взрывчатых веществ,

    - призывов к самоубийству, свержению и покушению и т.д.

    В этом же федеральном законе прописать, кто осуществляет цензуру, за чей счёт, в какие сроки, в соответствии с каким порядком. Прописать ответственность за неисполнение обязанности осуществлять цензуру, за нарушение сроков выполнения цензуры, за попытку обхода цензуры, за самовольную цензуру... Вот тогда в этот же гипотетический федеральный закон можно будет вписать запрет на неэтичную массовую информацию, прописать какая именно информация является этичной или неэтичной... До той поры это всё не имеет законодательной основы, а проще говоря, незаконно.


    1. ZhilkinSerg
      18.02.2022 13:06
      -2

      До той поры это всё не имеет законодательной основы, а проще говоря, незаконно.

      Почему же? Есть еще 17.3 - "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц".


    1. NeoCode
      18.02.2022 16:32
      +4

      Никакой цензуры быть не должно, вообще.

      А в любом преступлении всегда должны быть пострадавшие. То что вы перечислили - это "преступления без пострадавших", хотя на самом деле существуют реальные преступления с реальными пострадавшими - изнасилования, убийства, терроризм и т.д. Вот за них и нужно наказывать, а не за мыслепреспутления и не за байты в интернете.


      1. BiosUefi
        18.02.2022 16:45
        -1

        //А в любом преступлении всегда должны быть пострадавшие.

        оставил я однажды машину в 3 часа ночи на парковочном месте "для инвалидов", около ж/д вокзала в пригороде Мюнхна.

        Вернувшись через 5 минут, я уже имел штраф. Были ли пострадавшие?

        Скоростные ограничения на европейском автобане или проезд на красный сигнал светофора в отсутствие людей/авто, тоже как бы не имеют "пострадавших".


      1. ZhilkinSerg
        18.02.2022 18:04

        А предотвращение преступления существует? Ну вот чтобы не доводить до появления пострадавших?



  1. svob
    18.02.2022 12:34
    +5

    Держать читателей за дураков тоже не этично.

    Ну и выдать статью на такую адскую в текущем контексте тему на одной Нэнси из 1998 года - как-то гм-гм-гм...


  1. dmitryvolochaev
    19.02.2022 01:03
    +2

    А кто вообще решил, что психологические травмы - это серьезный вред? Кто их диагностирует?


    1. pehat
      19.02.2022 04:11
      +1

      Люди, которые ниасилили вступительную программу мехмата, очевидно же.


  1. nickolaym
    20.02.2022 09:08

    Если пиратство неэтично, то этичны ли разнообразные огораживания - начиная с платного доступа к научным статьям и кончая патентными войнами, типа того, что демонстрируют лейблы на ютубе? А киберсквоттинг, кстати? "Это моя собственность теперь!"

    Уважение территории - расскажите это владельцам платформ, как они уважительно собирают профили, а потом уважительно продают их кому надо. А пользователям платформ - ни-ни.

    Уважение к себе - к себе ли? Тут в явном виде есть внешний диктат, что является желательным, а что нежелательным. Какой-нибудь нацист или педофил очень уважительно относится к себе и своим маленьким слабостям, почему он не может разжиться весёлыми картинками и майнкампфом? Да потому, что это про что угодно, но не про "уважение к себе".

    А уж как вежливость превратили в ПОВЕСТОЧКУ - так это вообще песнь песней.

    Короче говоря, - тут по каждому пункту видны сдвиги и предубеждения. Может быть, Нэнси Виллард их делала искренне, недопонимая то, как её позиция окрашивает её предложения... Но за двадцать лет человечество доигралось с этими сдвигами.