В комментариях на статью "Калибровка и профилирование мониторов" был заметен некоторый скепсис относительно необходимости таких процедур как калибровка и профилирование монитора посредством достаточно сложных программных инструментов. Эта публикация была мной обещана в комментариях.
Те, кому не приходилось окунуться в настройку профилей по необходимости, нередко считают, что цифровой цвет всегда правильный. Но это не совсем так.
Всегда правильно можно прочесть обозначение цвета в какой-либо системе его измерения. Таких систем множество. Все они создавались для определённых целей, имеют свои особенности. Цвет в них имеет несколько характеристик. Если прочесть цвет в системе sRGB, получим три числа, например rgb(23, 129, 242). Это обозначение цифрового цвета.
Но эта система не может передать цвет реальной материальной поверхности. Если применить аппаратные средства (колориметры, компараторы, спектрофотометры и пр.) можно получить для одной и той же поверхности различные значения цвета зависящие от освещения, и в различных цветовых системах.
Одна из распространённых цветовых моделей HSV (англ. Hue, Saturation, Value — тон, насыщенность, значение) или HSB (англ. Hue, Saturation, Brightness — тон, насыщенность, яркость).
H (Hue) – Цветовой тон в диапазоне 0 – 360° или 0 – 100, или 0 – 1.
S (Saturation) – насыщенность в диапазоне 0 – 100, или 0 – 1.
V (Value) или B (Brightness) – значение цвета или яркость в диапазоне 0 – 100 или 0 – 1.
Есть ещё HSL, где последний параметр светлота (это не яркость).
Эти цветовые модели предназначены для описания реальных цветов.
Об этих и других цветовых моделях в интернете есть множество статей.
Наша задача состоит в том, чтобы понять, как цифровой фотоаппарат передаёт цвет монитору, а тот нашим глазам. Как понять, правильно ли они справляются со своей задачей? Какие на пути передачи цвета возникают проблемы? Останется ли чистый красный цвет чистым красным после съёмки?
Один из самых простых путей для решения нашей задачи сфотографировать тест с экрана монитора и сравнить цвета теста на исходном экране с цветами после фотографирования и повторного воспроизведения на экране.
Задача на первый взгляд простая.
Как оказалось, чистые цвета на экране монитора чаще всего не совпадают с чистыми цветами фотокамеры (различны спектральные максимумы). А это значит что, то что вы видите как чистый красный на экране монитора на исходном изображении (если вы можете на глаз определить чистоту цвета) фотоаппарат видит как смесь цветов. Соответственно, эту смесь мы дадим графической программе и монитору для воспроизведения. Результат будет отличаться от исходного.
Говорить о точной передаче цвета при фотографировании не приходится. Но обычно это и не требуется. Зрение человека определяет не столько сами цвета, сколько их соотношения. Фотограф или художник показывает зрителю именно соотношения цветов, которые и вызывают задуманные автором ощущения у зрителя.
Тем не менее, если фотоаппарат сдвигает координаты чистого цвета относительно координат чистого цвета монитора, то сложно получить реалистично насыщенные цвета на фотографии.
Кроме того, фотоаппарат, графическая программа, монитор искажают кривую тонопередачи. Обычно считается, что этого можно избежать настройкой гаммы. Но с учётом различных нелинейностей во всей цепочке передачи цвета, даже эта задача решается просто только в самых простых случаях.
Итак, посмотрим на процесс передачи чистых цветов по цепочке подготовленный тестовый файл, графическая программа, монитор, цифровая камера, новый файл, графическая программа, монитор.
Для точного измерения цифрового цвета можно применять разнообразные пипетки для снятия цвета. Но мы для ускорения и повышения надёжности результата применим утилиту Camera написанную мной на Python 3 и Qt5. Кто-то иногда ругает этот язык, но я как не программист могу на нём реализовывать свои идеи, что называется, малой кровью.
Программа выводит на экран подготовленный тест, который следует сфотографировать, результат поместить в папку с программой, провести автоматические измерения цвета в полях теста, а результат измерений показать в виде информативного графика.
Файлы программы находятся здесь с исходниками.
На изображении достаточно точно переданы цвета и монохромная шкала. Числа в нижней части это значение яркости в HSV.
Это изображение открывается при запуске программы. Его следует сфотографировать. Можно фотографировать прямо в окне программы, а можно открыв файл отдельно. Важно, чтобы в кадре было по возможности меньше искажений, а тёмные поля заполняли кадр. Изображение должно быть в формате JPG, который дают все цифровые камеры. Имя файла сделайте простым. В качестве примера такого файла в папке с программой файл 1b.JPG, имя которого по умолчанию вписано в поле ввода. Положите свой файл в папку с программой. В поле ввода внесите имя файла полученного с цифровой камеры.
Если нажать кнопку <Показать кадр>, то вы увидите, что ваш кадр занял место исходного теста. Изображение слегка размыто. Это размытие программа делает намеренно, чтобы сгладить возможные артефакты в кадре после съёмки.
На тестовых полях расположились точки измерения цвета. Если некоторые из них «уплыли» и не очень хорошо лежат в тестовом поле, всю сетку точек можно сдвинуть по вертикали и по горизонтали посредством ввода значений в поля Поправка X и Поправка Y. После этого следует снова нажать <Показать кадр>, чтобы применить сдвиг.
Цвета на этом изображении похожи, но не совпадают с оригиналом. Спектральная чувствительность сенсоров матрицы фотоаппарата не совпадает со спектром излучения пикселей матрицы экрана. Чистые "мониторные" цвета преобразуются в составные. Нажмём кнопку <Показать тест>.
На этих графиках:
Пунктирные цветные линии это кривые передачи цвета основными цветами камеры. Эти цвета не совпадают с основными цветами монитора, и чистый цвет монитора отображается составным цветом камеры.
Сплошная тёмная линия это тонопередача фотокамерой серой шкалы.
Сплошная жёлтая линия это линия почти идеальной тонопередачи для монитора.
В нижней части графика три цветные линии это отличие передаваемого камерой основного "мониторного" цвета от оригинала в градусах HSV.
Оригинальный красный по этой шкале имеет H=0. На графике видно, отличие цвета от нуля на 5 - 10 градусов по всей длине, а в начале даже на 20 градусов. Отклонение красного цвета камеры направлено в сторону пожелтения.
Синий основной цвет имеет H=241 градус. На графике этот уровень для синего цвета совмещён с нулевой линией. Отклонения мало заметны.
Зелёный основной цвет H=119 градусов. Этот уровень также совмещён с нулевой линией. Отклонение зелёного цвета камеры направлено в сторону пожелтения.
Если бы фотоаппарат мог идеально передавать цвета, монитор был идеально откалиброван, а его основные цвета совпадали с основными цветами камеры, то получились бы графики, которые можно получит измерив эталонное тестовое изображение.
Введите в поле ввода имя теста 1.png и выведите тест этого тестового изображения (в качестве кадра показ невозможен). Это не достижимый идеал.
Вполне возможно что в вашем тесте кривые передачи цвета в области 10 – 30 % получат большой разброс. Это значит, что ваш монитор плохо передаёт тёмные тона. Нужна калибровка. Иногда эти кривые выглядят даже лучше, чем на приведённых рисунках. Значит у вас всё хорошо, не считая самой разности передачи чистых цветов камерой и монитором.
Таким образом можно понять, что приводя цвет фотографии к реалистично воспринимаемому, мы всегда снижаем насыщенность цвета. Затем пытаемся скомпенсировать это снижение изменяя параметры изображения. При этом возможно появление неприятных артефактов, особенно при обработке изображений, с малой глубиной цвета.
Но это имеет отношение уже к технике обработки фотографических изображений.
Описанная программа не предназначена для калибровки монитора. Это скорее пособие для углублённого понимания процесса цветопередачи в цепочке камера-компьютер-монитор. Тем не менее некоторая информация о качестве калибровки в графиках содержится.
Комментарии (16)
AKudinov
21.02.2022 11:59Но ведь, фотографируя, мы (почти) никогда не ставим цель абсолютно точно воспроизвести "настоящие" цвета. Даже простая подстройка баланса белого ломает всю идеальность цветопередачи, разве нет?
Beard-56 Автор
21.02.2022 12:16+1Даже простая подстройка баланса белого ломает всю идеальность цветопередачи, разве нет?
Нет. Если подстройка баланса белого не отдана на откуп автоматике вашей графической программы, то подстройка баланса белого существенно может улучшить вид изображения.Но ведь, фотографируя, мы (почти) никогда не ставим цель абсолютно точно воспроизвести «настоящие» цвета.
Это верно. Важны соотношения цветов. Передать цвет реального моря, например, невозможно. Но Айвазовский показал когда-то, что дело не в реальном цвете. В фотографии то же самое.
amarao
А какая задача у монитора? Я долгое время думал, чтобы вот это, "воспроизводить как можно ближе к жизни".
А потом я понял. Задача монитора - показывать "как у всех". Потому что если у всех цвета врут, то фотографы под это подстраиваются и у всех оно выглядит хорошо, а у д`Артаньяна - странно.
Beard-56 Автор
Это, возможно, хорошо когда идёт обмен фото в соц сетях. Но когда отдаёшь файлы в печать, а там монитор и принтер работают правильно, то вариант «как у всех» не проходит.
Это не то же самое, что точная передача цвета. Соотношения цветов и тональности приближают к тому ощущению от вида оригинального объекта, которое испытывал фотограф, и которое он хочет передать. Это как в музыке. Можно играть в другой тональности, но мелодия будет передана правильно.
amarao
Опять же, задача тут - не хорошо, а так, как нужно для профиля типографии. А это открывает следующий класс бездны, потому что экран светится сам, а бумага отражает.
Beard-56 Автор
Да, о цвете можно говорить бесконечно. Но иногда есть смысл ограничить рассуждения рамками необходимого. Особенно когда речь идёт о простой и ограниченной системе.
katzen
Типографии как раз работают по принципу «как у всех», то есть по стандартам. Ну, некорые пытаются. Если же вам в типографии говорят в беседе «профиль нашей печатной машины», то обращаться в такую типографию стоит лишь в крайнем случае. А лучше, к сожалению, не обращаться.
IKStantin
В некоторых особо важных случаях как раз приходится специально под тираж запрашивать "профиль печатной машины с учетом конкретной бумаги и краски".
Особенно если бумага и краска какие-нибудь нестандартные.
То есть делается тестовый отпечаток, по которому затем строится профиль.
Beard-56 Автор
Работа с типографиями это отдельная тема. Иногда достаточно показать соответствие каждого цвета на исходном изображении номеру эталонного цвет, например из каталога RAL Но это, как я сказал, отдельная тема.
IKStantin
Только каталог не RAL, а Pantone. И это немного другое - обычно пантоном однотонные участки цвета заливают и его не смешивают с другими красками. Только при печати, например, на серой, бежевой или дизайнерской бумаге, пантон тоже будет уходить в тоне и будет непригоден, т.к. эталонные каталоги образцов только на стандартных бумагах бывают.
А вот профилирование по отпечатку при нестандартных бумагах и красках срабатывает всегда.
katzen
Ещё раз вам повторю: если типография не умеет печатать по стандартам например, по европейским, если вы в Европе, ила по американским, если в соответствующей части света — найдите другую, где принимают стандартную контрактную пробу, исошную. Фогровскую, в частности, в Европе, потому что как в Штатах дела обстоят, особо не знаю. Если типография присылает свой профиль , нестандартный — тут уж бежать надо без оглядки.
То же, что описываете вы — нестандартная бумага или нестандартная краска (простите, что?!), настолько редкие задачи, что я за свои 25 лет в полиграфии припомню не более двух раз, чтобы такие просьбы возникали. Горячую голову заказчика вежливо и заботливо остужали, и как-то само собой всё выветривалось.
В 99 процентах случаев, в том числе и при смешанной с пантонной палитрой печати, хватает цифровой пробы, сделанной на специально предназначенном для этого струйном принтере, обычно Эпсон, на специальной сертифицированной бумаге, которой существует примерно 3-4 вида, пигментными чернилами. Делать тиражную пробу — это такое безумное прожигание денег, что даже мне, не клиенту, было бы немного не по себе от ценника. Клиентам ещё больше не по себе стаёт от ценника, а они бывают ну с очень толстым кошельком, но всё равно глаза у них круглеют. Построение профиля для более чем четырёхкрасочной печати — ещё дороже, чем тиражная проба, и я, представив объём работы, поинтересуюсь, на какой машине будут привозить самородки для оплаты работы и не состарится ли клиент, пока всё напечатают.
Beard-56 Автор
И я повторю.
Да, о цвете можно говорить бесконечно. Но иногда есть смысл ограничить рассуждения рамками необходимого. Особенно когда речь идёт о простой и ограниченной системе.
Beard-56 Автор
katzen
Если типография присылает нестандартный профиль своей офсетной печатной машины, это означает, что люди на производстве: а) не умеют следовать стандартам; б) не имеют технолога или в) имеют жёстко, безжалостно убитую технику. Или все три фактора вместе. Перевожу на человеческий с технологического: профаны. Жёстко, но это правда.
То же, что я написал выше — бежать от таких типографий, а вы почему-то назвали «решением» — не решение, а мой бесплатный совет и профессиональное мнение.
Beard-56 Автор
Да, о цвете можно говорить бесконечно. Но иногда есть смысл ограничить рассуждения рамками необходимого. Особенно когда речь идёт о простой и ограниченной системе.
katzen
Простую и ограниченную систему как раз я описываю вам. Которая как раз и ограничивается рамками необходимого, по моему профессиональному опыту. И мои предположения по поводу вашего заявления об индивидуальных профилях типографии я тоже высказал кратко, не выходя за рамки необходимого. И — я говорю не о цвете, я делаю заключение, и заключение достаточно мягкое, о профпригодности людей, которые хотят получать деньги за то, в чём, скорее всего, не разбираются. И это не бесконечный разговор о неизведанном, а зона моей профессиональной многолетней компетенции. Не бесконечность, не поле для исследований, а профессиональное мнение о том, куда стоит или не стоит нести свои деньги, чтобы получить качественную, профессионально исполненную услугу.