Привет. Мы — команда мессенджера Gem4me. Да-да, мы все знаем, в том числе, что вы подумали “ну вот, еще один мессенджер”. Мы знаем, что «все уже в телеге и вацапе», но хотим напомнить, что еще несколько лет назад все были в Skype, а до него в ICQ. А в свете текущих политических событий скорость перемещения людей между сервисами (как и судьба этих сервисов) вообще непредсказуема. Но мы не будем о политике. Она, безусловно, влияет на наши текущие планы. Но на нашу историю — не влияет, а именно о ней мы хотели сегодня рассказать.
История эта начинается в 2016 году. Именно тогда мы решили, что все мессенджеры, которыми мы пользуемся, нас раздражают, затем это раздражение пересилило лень и мы решили запилить свой мессенджер. С тех пор прошло более пяти лет и нам есть что рассказать об этом опыте. Можно было бы назвать его классической “ошибкой выжившего”, но мы не будем настолько самонадеянны — еще слишком много всего нужно сделать.
Как всё начиналось
Пожалуй, самым простым в истории рождения Gem4me был нейминг — бриллиант трактуется однозначно, 4me приложилось как-то само собой. Сейчас мы от этого суффикса начинаем слегка страдать, потому что в Японии с ним неудобно (ну, не любят там цифру 4, но когда мы начинали, кто о ней думал, о Японии. Теперь-то думаем, но это тема уже совсем другой статьи). С техническими задачами в любом случае было на порядок сложней.
![Мы долго искали маскота, пока наконец не сообразили, что он уже заложен в названии и логотипе. Знакомьтесь — Джемик :) Мы долго искали маскота, пока наконец не сообразили, что он уже заложен в названии и логотипе. Знакомьтесь — Джемик :)](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c2e/ddd/d41/c2edddd412e45898b2220acf38fd4ff6.png)
Мы хотели создать нормальный человеческий мессенджер, удобный, простой, универсальный, и чтобы его можно было развивать в любую сторону: хочешь, ботов для него пиши, хочешь — стикеры рисуй, хочешь — сиди трансляции веди в своем канале. Сейчас эта заложенная изначально многозадачность нам очень помогает: например, блогеры, которые потеряли возможность вести каналы на привычных площадках, переходят в Gem4me, и все что нам нужно — просто допиливать функционал под их хотелки.
Но мы отвлеклись, вернемся к старту. В общем, нам нужно было сделать мессенджер. С сообщениями, сообществами, статьями, созвонами, шарингом экрана, конференциями и вот этим всем. И сразу. И по работе чтоб можно было, и с бабушкой перекинуться парой слов. Идеи фонтанировали со страшной силой, а вот экспертизы явно не хватало (но мы, разумеется, тогда этого не понимали; если б понимали, никогда бы даже не ввязались в эту авантюру).
Первые три года ушли на поиски себя. Мы перескакивали от одной фичи к другой, бросали начатое на полдороге из-за новой гениальной идеи, в итоге ничего толком не могли доделать, даже понять общую структуру. Кое-как нащупывали действительно классные идеи по функционалу и старались докрутить интерфейс хотя бы до уровня “можно разобраться без таблеток”. Вот вам три главных вывода, которые мы вынесли за эти веселые первые годы:
Дизайн, разработанный на коленке левым аутсорсером, впоследствии потребует вдесятеро больших вложений.
Когда код даже не пытаются снабжать документацией и комментариями, через три года он превращается в тыкву.
Когда не знаешь, как что-то сделать — не надо это делать абы как. Не ведитесь на все эти лозунги “главное начать, в процессе разберемся”. В процессе не разберетесь, потому что застрянете в техническом долге. Идите и учите матчасть, а еще лучше — сразу не экономьте на классных дорогих специалистах.
Ну а главная ошибка на старте — нам хотелось сразу начать зарабатывать. Разумеется, ничего из этой идеи (про быстрый заработок) не вышло, зато репутацию она нам попортила изрядно. Но какая же молодость без ошибок?
![У нас не сохранилось ранних вариантов дизайна, но гугл, к сожалению, помнит все У нас не сохранилось ранних вариантов дизайна, но гугл, к сожалению, помнит все](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ce5/0fb/289/ce50fb289e0399734696ec4edcb8c219.png)
Итак, спустя три года у нас был мессенджер. О да, он был. Только мы даже сами им не пользовались, до того он был сырой. Он бесил QA, лидов всех команд (у нас их четыре — iOs, Android, Web и сервер), заказчиков и обычных пользователей примерно одинаково. Костылей было понатыкано столько, что мы иногда сами не понимали, как это все вообще работает.
В 2019-м мы приняли тяжелое для ЧСВ решение переписать всю техническую часть с нуля, а заодно и поменять дизайн. Обслуживание технического долга, конечно, обошлось бы нам дешевле, но ненамного. Да и нервы не бесконечные (не у нас, мы терминаторы. У пользователей).
Дизайнера мы, наученные горьким опытом, взяли в штат. И, о чудо, вскоре у нас появился нормальный, лаконичный дизайн, который никого не бесил. Красный цвет мы выбрали еще на старте в 2016 году, потому что нам хотелось выделяться среди прочих мессенджеров, которые почему-то все как на подбор синие или зеленые, но все эти годы разброда и шатаний мы даже одного оттенка не могли выдержать — вечно нас заносило то в мерзко-розовый, то в кроваво-алый.
![До 2019 года у нас было несколько логотипов в разных цветах. После редизайна остался один До 2019 года у нас было несколько логотипов в разных цветах. После редизайна остался один](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/46e/c28/501/46ec28501ca6d19da771b56de319e234.png)
В то время нам помогала дружественная IT-структура, откуда пришло несколько очень сильных специалистов (сейчас они все — лиды, и набирают новых людей). У команды уже был опыт в разработке довольно известного в мире мессенджера — название на слуху, но сохраним интригу. Нам, разумеется, не хотелось делать идентичный, и чтобы ни у кого даже в мыслях не было пытаться сравнить нас, мы объединились с командой ребят, которые разрабатывали свой маркетплейс. Так у нас появился MarketSpace. Команды Gem4me и MarketSpace работают отдельно друг от друга (территориально в том числе — если большинство разработчиков мессенджера находится в Беларуси, то MarketSpace базируется в Латвии). Но мы всегда на связи друг с другом, потому что многие вопросы приходится решать сообща.
Всё, что нужно и хочется
Текущая версия Gem4me отличается от того, на чем мы остановились в 2019 году, примерно как овчарка от болонки. Если у вас уже был опыт установки, разочарования и удаления — мы вас очень хорошо понимаем, но бесстрашно предлагаем познакомиться заново (кому мы врем, нам все равно страшно! Там еще работы вагон).
![Этот анимированный стикер мы сделали для особенно важных совещаний Этот анимированный стикер мы сделали для особенно важных совещаний](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f1c/0b8/2f7/f1c0b82f7fbf5a0adc5404e0ef6be6e2.gif)
Два слова про интерфейс. Основные разделы — чаты, каналы и маркетплейс.
В чатах есть всё, что нужно для коммуникации: обмен сообщениями, файлами, звонки и видеоконференции. Наша гордость — бесплатные видеозвонки без ограничений по количеству пользователей, а также безлимитный по весу обмен файлами.
Каналы — это коллекция сообществ, новостных порталов, блогов и групп по интересам. Мы добавили рекомендаци и обновляем ранжирование предложений, чтобы подборки попадали под интересы пользователя, но не притесняли его возможность узнать что-то новое и необычное.
![Пару лет назад у нас не было каналов. Сегодня их более ста тысяч. Примерно 10% были созданы в марте 2022 в процессе “исхода блогеров” сами знаете откуда Пару лет назад у нас не было каналов. Сегодня их более ста тысяч. Примерно 10% были созданы в марте 2022 в процессе “исхода блогеров” сами знаете откуда](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/472/5be/4d1/4725be4d117414f4824efe2c3fc40b46.png)
MarketSpace — торговая платформа для публикации объявлений от частных лиц и представителей компаний. Эквайринг пока подключен только в США, но скоро будет и в России. Покупатель может напрямую связаться с продавцом через Gem4me и уточнить характеристики товара, или, например, попросить скидку.
Для мобильной версии в приложении отображается список звонков, которые пользователь совершал, чтобы их было проще отслеживать и повторять.
По причинческим технинам
Gem4me написан под все используемые на данный момент платформы: Web, iOS, Android. Мы долгое время поддерживали все версии, но от первородных андроидов старше пятой версии всё-таки отказались. Впрочем, если вашему дедушке нравится его старый кнопочный телефон, к которому он привыкал последние сто лет, веб-версия свяжет вас в чате. Для регистрации потребуется только отправить из веба смс для подтверждения и готово — hello world.
В зависимости от версии Gem4me пишется на JavaScript, ReactJS, Swift, Java и Kotlin. Мы используем несколько фреймворков, облака для хранения данных и поддерживаем кросс-браузерность. Функционал звонков реализован с помощью RTMP — Real-Time Messaging Protocol.
Где переписка, там приватность и требования безопасности. Мы уделяем особое внимание безопасности и конфиденциальности чатов, поэтому вся информация, которой обмениваются пользователи, проходит через прямое соединение, не попадает на сторонние серверы, а значит риски кражи персональных данных отсутствуют.
![Миру — мир! Миру — мир!](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/c3e/2d9/c80/c3e2d9c80353249130384fbc889ddd16.png)
Одна из важнейших задач в разработке — низкое энергопотребление по сравнению с другими мессенджерами. Это и преимущество, и суровая необходимость, зато, например, для Android оно составляет всего 0,3%.
Мы всячески избегаем ограничений, поэтому у нас есть:
Бесплатные видеоконференции неограниченной длительности;
Двухфакторная идентификация;
Инфоканалы и возможность редактирования отправленных сообщений;
Статьи, черновики, трансляции;
Бот-переводчик на 17 языков, позволяющий общаться в международном формате;
Возможность читать прессу в новостных каналах с любых источников;
Marketspace и возможность рекламировать свои продукты и услуги прямой продажи в приложении.
Карта желаний или Планы на будущее
Пять лет — это, с одной стороны, немалый срок, а с другой — у нас, кажется, все только начинается. На этот год мы наметили себе мощный план, в том числе он включает:
монетизацию в каналах (блогеры, которые переходят к нам с YouTube и Instagram, очень хотят снова начать зарабатывать, и мы их прекрасно понимаем);
комментарии в каналах (не новинка, но у нас будут свои классные штуки, а какие — не скажем, вдруг нас читают конкуренты!);
голосования, викторины, тесты и прочие способы бездарно, но с удовольствием провести время;
персонализированную новостную ленту (будет собираться исходя из интересов пользователя — новостной портал мы, конечно, не заменим, но уж точно это будет лучше, чем в одной соцсети, которую недавно признали экстремистской).
Это, конечно, не все, но для статьи, которая писалась как вступительное слово — достаточно. В других статьях мы будем серьезнее (наверное). Ну и напоследок немного цифр: на начало 2022 у нас уже более 28 миллионов установок в 160 странах, причем Россия по количеству пользователей даже не в первой десятке.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ef8/c87/ef3/ef8c87ef388413b86cb054003f649f61.png)
Это отчет о новых пользователях в январе 2022. Тогда у нас России даже в списке не видно было. Сейчас стало видно, но доля все равно невелика. Пора это исправить!
Будем рады критике, личному опыту использования и предложениям, о чем написать в следующей статье :)