Привет. Мы — команда мессенджера Gem4me. Да-да, мы все знаем, в том числе, что вы подумали “ну вот, еще один мессенджер”. Мы знаем, что «все уже в телеге и вацапе», но хотим напомнить, что еще несколько лет назад все были в Skype, а до него в ICQ. А в свете текущих политических событий скорость перемещения людей между сервисами (как и судьба этих сервисов) вообще непредсказуема. Но мы не будем о политике. Она, безусловно, влияет на наши текущие планы. Но на нашу историю — не влияет, а именно о ней мы хотели сегодня рассказать.
История эта начинается в 2016 году. Именно тогда мы решили, что все мессенджеры, которыми мы пользуемся, нас раздражают, затем это раздражение пересилило лень и мы решили запилить свой мессенджер. С тех пор прошло более пяти лет и нам есть что рассказать об этом опыте. Можно было бы назвать его классической “ошибкой выжившего”, но мы не будем настолько самонадеянны — еще слишком много всего нужно сделать.
Как всё начиналось
Пожалуй, самым простым в истории рождения Gem4me был нейминг — бриллиант трактуется однозначно, 4me приложилось как-то само собой. Сейчас мы от этого суффикса начинаем слегка страдать, потому что в Японии с ним неудобно (ну, не любят там цифру 4, но когда мы начинали, кто о ней думал, о Японии. Теперь-то думаем, но это тема уже совсем другой статьи). С техническими задачами в любом случае было на порядок сложней.
Мы хотели создать нормальный человеческий мессенджер, удобный, простой, универсальный, и чтобы его можно было развивать в любую сторону: хочешь, ботов для него пиши, хочешь — стикеры рисуй, хочешь — сиди трансляции веди в своем канале. Сейчас эта заложенная изначально многозадачность нам очень помогает: например, блогеры, которые потеряли возможность вести каналы на привычных площадках, переходят в Gem4me, и все что нам нужно — просто допиливать функционал под их хотелки.
Но мы отвлеклись, вернемся к старту. В общем, нам нужно было сделать мессенджер. С сообщениями, сообществами, статьями, созвонами, шарингом экрана, конференциями и вот этим всем. И сразу. И по работе чтоб можно было, и с бабушкой перекинуться парой слов. Идеи фонтанировали со страшной силой, а вот экспертизы явно не хватало (но мы, разумеется, тогда этого не понимали; если б понимали, никогда бы даже не ввязались в эту авантюру).
Первые три года ушли на поиски себя. Мы перескакивали от одной фичи к другой, бросали начатое на полдороге из-за новой гениальной идеи, в итоге ничего толком не могли доделать, даже понять общую структуру. Кое-как нащупывали действительно классные идеи по функционалу и старались докрутить интерфейс хотя бы до уровня “можно разобраться без таблеток”. Вот вам три главных вывода, которые мы вынесли за эти веселые первые годы:
Дизайн, разработанный на коленке левым аутсорсером, впоследствии потребует вдесятеро больших вложений.
Когда код даже не пытаются снабжать документацией и комментариями, через три года он превращается в тыкву.
Когда не знаешь, как что-то сделать — не надо это делать абы как. Не ведитесь на все эти лозунги “главное начать, в процессе разберемся”. В процессе не разберетесь, потому что застрянете в техническом долге. Идите и учите матчасть, а еще лучше — сразу не экономьте на классных дорогих специалистах.
Ну а главная ошибка на старте — нам хотелось сразу начать зарабатывать. Разумеется, ничего из этой идеи (про быстрый заработок) не вышло, зато репутацию она нам попортила изрядно. Но какая же молодость без ошибок?
Итак, спустя три года у нас был мессенджер. О да, он был. Только мы даже сами им не пользовались, до того он был сырой. Он бесил QA, лидов всех команд (у нас их четыре — iOs, Android, Web и сервер), заказчиков и обычных пользователей примерно одинаково. Костылей было понатыкано столько, что мы иногда сами не понимали, как это все вообще работает.
В 2019-м мы приняли тяжелое для ЧСВ решение переписать всю техническую часть с нуля, а заодно и поменять дизайн. Обслуживание технического долга, конечно, обошлось бы нам дешевле, но ненамного. Да и нервы не бесконечные (не у нас, мы терминаторы. У пользователей).
Дизайнера мы, наученные горьким опытом, взяли в штат. И, о чудо, вскоре у нас появился нормальный, лаконичный дизайн, который никого не бесил. Красный цвет мы выбрали еще на старте в 2016 году, потому что нам хотелось выделяться среди прочих мессенджеров, которые почему-то все как на подбор синие или зеленые, но все эти годы разброда и шатаний мы даже одного оттенка не могли выдержать — вечно нас заносило то в мерзко-розовый, то в кроваво-алый.
В то время нам помогала дружественная IT-структура, откуда пришло несколько очень сильных специалистов (сейчас они все — лиды, и набирают новых людей). У команды уже был опыт в разработке довольно известного в мире мессенджера — название на слуху, но сохраним интригу. Нам, разумеется, не хотелось делать идентичный, и чтобы ни у кого даже в мыслях не было пытаться сравнить нас, мы объединились с командой ребят, которые разрабатывали свой маркетплейс. Так у нас появился MarketSpace. Команды Gem4me и MarketSpace работают отдельно друг от друга (территориально в том числе — если большинство разработчиков мессенджера находится в Беларуси, то MarketSpace базируется в Латвии). Но мы всегда на связи друг с другом, потому что многие вопросы приходится решать сообща.
Всё, что нужно и хочется
Текущая версия Gem4me отличается от того, на чем мы остановились в 2019 году, примерно как овчарка от болонки. Если у вас уже был опыт установки, разочарования и удаления — мы вас очень хорошо понимаем, но бесстрашно предлагаем познакомиться заново (кому мы врем, нам все равно страшно! Там еще работы вагон).
Два слова про интерфейс. Основные разделы — чаты, каналы и маркетплейс.
В чатах есть всё, что нужно для коммуникации: обмен сообщениями, файлами, звонки и видеоконференции. Наша гордость — бесплатные видеозвонки без ограничений по количеству пользователей, а также безлимитный по весу обмен файлами.
Каналы — это коллекция сообществ, новостных порталов, блогов и групп по интересам. Мы добавили рекомендаци и обновляем ранжирование предложений, чтобы подборки попадали под интересы пользователя, но не притесняли его возможность узнать что-то новое и необычное.
MarketSpace — торговая платформа для публикации объявлений от частных лиц и представителей компаний. Эквайринг пока подключен только в США, но скоро будет и в России. Покупатель может напрямую связаться с продавцом через Gem4me и уточнить характеристики товара, или, например, попросить скидку.
Для мобильной версии в приложении отображается список звонков, которые пользователь совершал, чтобы их было проще отслеживать и повторять.
По причинческим технинам
Gem4me написан под все используемые на данный момент платформы: Web, iOS, Android. Мы долгое время поддерживали все версии, но от первородных андроидов старше пятой версии всё-таки отказались. Впрочем, если вашему дедушке нравится его старый кнопочный телефон, к которому он привыкал последние сто лет, веб-версия свяжет вас в чате. Для регистрации потребуется только отправить из веба смс для подтверждения и готово — hello world.
В зависимости от версии Gem4me пишется на JavaScript, ReactJS, Swift, Java и Kotlin. Мы используем несколько фреймворков, облака для хранения данных и поддерживаем кросс-браузерность. Функционал звонков реализован с помощью RTMP — Real-Time Messaging Protocol.
Где переписка, там приватность и требования безопасности. Мы уделяем особое внимание безопасности и конфиденциальности чатов, поэтому вся информация, которой обмениваются пользователи, проходит через прямое соединение, не попадает на сторонние серверы, а значит риски кражи персональных данных отсутствуют.
Одна из важнейших задач в разработке — низкое энергопотребление по сравнению с другими мессенджерами. Это и преимущество, и суровая необходимость, зато, например, для Android оно составляет всего 0,3%.
Мы всячески избегаем ограничений, поэтому у нас есть:
Бесплатные видеоконференции неограниченной длительности;
Двухфакторная идентификация;
Инфоканалы и возможность редактирования отправленных сообщений;
Статьи, черновики, трансляции;
Бот-переводчик на 17 языков, позволяющий общаться в международном формате;
Возможность читать прессу в новостных каналах с любых источников;
Marketspace и возможность рекламировать свои продукты и услуги прямой продажи в приложении.
Карта желаний или Планы на будущее
Пять лет — это, с одной стороны, немалый срок, а с другой — у нас, кажется, все только начинается. На этот год мы наметили себе мощный план, в том числе он включает:
монетизацию в каналах (блогеры, которые переходят к нам с YouTube и Instagram, очень хотят снова начать зарабатывать, и мы их прекрасно понимаем);
комментарии в каналах (не новинка, но у нас будут свои классные штуки, а какие — не скажем, вдруг нас читают конкуренты!);
голосования, викторины, тесты и прочие способы бездарно, но с удовольствием провести время;
персонализированную новостную ленту (будет собираться исходя из интересов пользователя — новостной портал мы, конечно, не заменим, но уж точно это будет лучше, чем в одной соцсети, которую недавно признали экстремистской).
Это, конечно, не все, но для статьи, которая писалась как вступительное слово — достаточно. В других статьях мы будем серьезнее (наверное). Ну и напоследок немного цифр: на начало 2022 у нас уже более 28 миллионов установок в 160 странах, причем Россия по количеству пользователей даже не в первой десятке.
Это отчет о новых пользователях в январе 2022. Тогда у нас России даже в списке не видно было. Сейчас стало видно, но доля все равно невелика. Пора это исправить!
Будем рады критике, личному опыту использования и предложениям, о чем написать в следующей статье :)