Текст: Александра Гордиенко, редактор проекта “Антропогеос. География людей

Фото: Дина Караваева

Антарктида формально не заселена и не принадлежит ни одному государству. Однако там находится и функционирует множество объектов: туристические лагеря, научные станции, аэропорты и метеостанции. Давайте посмотрим на всю эту инфраструктуру поближе и разберемся, кто и где на самом деле обитает на последнем необитаемом континенте.

Научные станции

По международному договору, любая страна может открыть в Антарктиде научную станцию южнее 60 градуса южной широты. На сегодняшний день таких станций набралось больше 90. Часть из них заброшена или ликвидирована, какие-то функционируют сезонно, а какие-то весь год без остановок.

На этих станциях ведутся метеорологические наблюдения, а также исследования в области геологии, географии, биологии, астрономии.

Первую станцию открыли в 1898-99 годах на мысе Адэра участники Британской антарктической экспедиции под руководством норвежского полярника Карстена Борхгревинка. Хижина, которую они построили, сохранилась до сих пор. Ее периодически использовали другие экспедиции, а сейчас это, скорее, туристический объект.

В 1903 году Шотландская экспедиция построила так называемый Дом Омонда на острове Лори - он стал первым капитальным строением на территории Антарктиды и использовался как круглогодичная метеорологическая станция. В 1904 году его передали в управление Аргентины, где она основала действующую по сей день станцию Оркадас.

С тех пор открылись и закрылись более 90 станций, которые принадлежат разным странам. Сейчас на континенте открыты станции  России, США, Китая, Индии, Австралии, Бразилии, Аргентины, Бельгии, Германии, Японии, Украины, Италии, Франции, Швеции, Великобритании, Южной Кореи. Еще несколько стран имеют исследовательские станции на близлежащих островах.

Карту станций можно найти тут.

Некоторые станции и небольшие хабы на данный момент закрыты и заброшены, какие-то переоборудованы под другие цели. 41 станция в Антарктиде работает только в сезон - летом, с ноября по январь/февраль, так как условия там довольно суровы, да и обслуживание станции в течение всего года обходится очень дорого.

Некоторые станции закрыты для туристов, и попасть туда довольно непросто - разве что на работу. Другие же, наоборот, с большим удовольствием принимают визитеров. Правда, из-за возросшей популярности этого направления и увеличения потока людей на многие ранее доступные станции становится попасть все сложнее. Экспедиции проекта “Антропогеос” в сезоне 2019-2022 удалось побывать сразу на двух научных станциях в Антарктиде - Амундсен-Скотт на Южном полюсе и Новолазаревская на побережье. Расскажем подробнее о них и о еще нескольких известных и относительно доступных для посещения станций.

Станция Новолазаревская

Одна из самых доступных российских станций в Антарктиде для туристов - Новолазаревская. До остальных (Мирный, Восток, Ленинградская, Русская) добраться крайне сложно - они располагаются далеко от аэродромов и “протоптанных” дорог.

Рядом со станцией Новолазаревская развернулся довольно крупный инфраструктурный комплекс: тут есть и туристическая база “Оазис”, созданная из старой станции, и аэродром в 12 км, который обслуживает практически всю восточную Антарктиду, обсерватория, волейбольная площадка, баня из бруса. Тут начинаются и заканчиваются многие экспедиции - на взлетно-посадочную полосы прилетают ИЛ-76 и боинги из Кейптауна.

Станция Новолазаревская: лагерь “Оазис”, территория, обсерватория.
Станция Новолазаревская: лагерь “Оазис”, территория, обсерватория.

Новолазаревская, или как ее часто именуют, Ново, находится на оазисе - редком не покрытом круглый год снегом и льдом участке суши на земле Королевы Мод. Летом тут бегут ручьи и достаточно много всяческой живности.

Станция была построена в 1961 году, заменив ранее существовавшую станцию “Лазарев”. С тех пор тут не многое изменилось - интерьеры довольно ностальгические. Инфраструктура станции далека от идеальной, но ее вполне хватает, чтобы полярники могли тут комфортно жить круглый год (зимой температура может опускаться до -41 градуса).

Внутри станции Новолазаревская.
Внутри станции Новолазаревская.

Станция Беллинсгаузен

Станция Беллинсгаузен находится на острове Кинг Джордж, на Южных Шетландских островах. Основана она была Советской Антарктической экспедицией в 1968 году. Тут останавливаются круизные лайнеры, на которых приплывают много туристов, но дальше побережья они не заходят. На станции проводят экскурсии, здесь даже есть единственная постоянно действующая церковь в Антарктиде - православная церковь Святой Троицы. Тут все оборудовано для того, чтобы полярники приезжали сюда семьями и оставались на зиму - есть даже что-то наподобие школы и детского сада. На других российских станциях женщин не бывает.

Здешний климат можно назвать мягким - в самые холодные времена температура редко опускается ниже -7 градусов. Поэтому тут полно зверей, а летом и растений: мхи и лишайники прекрасно чувствуют себя на здешних скалах. Здесь можно встретить пингвинов, морских котиков и львов.

Станцию используют как стартовый пункт для экскурсий на лодках на соседние острова, отсюда же можно отправиться и вглубь континента - но это далеко не стандартный маршрут.

Станция Амундсен-Скотт

Пожалуй, самая известная станция на континенте, прежде всего, благодаря своему расположению. Она находится на Южном полюсе (хотя из-за движения снежного купола континента уже прилично сдвинулась с самого полюса в сторону). Это круглогодичная станция, здесь, в отличие от соседнего туристического лагеря, живут по новозеландскому времени - по нему прилетают самолеты с провизией и оборудованием с Мак-Мердо. Антарктическим летом количество работников увеличивается до примерно 150, зимой уменьшается до 30-40 человек. Те, кто остаются тут на зимовку, оказываются в полной изоляции с середины февраля до примерно середины октября. Станция абсолютно независима и способна функционировать в такой изоляции без каких-либо проблем.

Руководитель экспедиции и главный редактор проекта “Антропогеос” Сардар С. Сардаров на станции “Амундсен-Скотт”.
Руководитель экспедиции и главный редактор проекта “Антропогеос” Сардар С. Сардаров на станции “Амундсен-Скотт”.
Внутри американской научной станции.
Внутри американской научной станции.

Раньше тут с удовольствием принимали туристов, но в последние годы их поток становится неуправляемым, так что о такой экскурсии придется договариваться заранее и не без труда (можно попробовать через организаторов вашей поездки).

Амундсен-Скотт можно по праву считать самой оборудованной станцией внутри континента - тут есть оранжерея для выращивания свежих овощей, кинозал, спортивный центр, музей и даже “пограничный пункт”, где можно поставить в паспорт штамп о посещении Южного полюса. В музее хранятся все отметки Южного полюса - их каждый год меняют, так как снег сдвигается вместе со всем, что находится на его поверхности, примерно на 10-11 метров в год.

На станции занимаются научными исследованиями, поэтому вокруг нее есть несколько зон, куда запрещается заходить или заезжать на транспорте - зона тишины, оперативных работ, чистого воздуха, темный сектор и т.д. Пожалуй, одно из самых интересных исследований, которые проводятся на станции зимой - это астрономические наблюдения. Большая высота, низкая влажность и абсолютная темнота позволяют работать с высокочувствительными телескопами.

Само по себе здание станции - это образец высокотехнологичного строительства, которое совсем не просто осуществить в полярных погодных условиях - даже в самые теплые и светлые месяцы температура тут около -30. Обусловлено это, в том числе, большой высотой над уровнем моря (2835 метров). Главные особенности конструкции станции - это комнатная температура внутри здания, домкраты, которые позволяют приподнимать все здание по мере занесения его снегом, и солнечные батареи, которые обеспечивают энергией станцию летом. Зимой она работает на топливе. Форма здания, скругленные углы и ее расположение по отношению к ветру помогают замедлить занесение снегом - ветер просто проходит под конструкцией, не образуя большие сугробы.

Мак-Мердо

Мак-Мердо, крупнейшее поселение Антарктиды, американская полярная станция на юге полуострова Хай-Пойнт острова Росса. Здесь круглый год постоянно живут около 1300 человек, тут возведено более ста строений разного назначения и построено 3 аэродрома. Здесь тоже есть церковь - она христианская и внеконфессиональная. 

Этот хаб обслуживает другие станции на континенте и связывает их с большой землей. Здесь, как и на Южном полюсе, есть оранжереи и прочие удобства для повседневной жизни. Тут даже когда-то была атомная электростанция, единственная на всем континенте - ее переместили в 1972 году в Сан Диего. Правда, туристов тут не много - добраться сюда довольно проблематично. Зато тут есть, что посмотреть - например, сухие долины Мак-Мердо, антарктические “оазисы”, самые сухие территории на планете без снега и осадков.

Заброшенные и закрытые объекты

Полюс недоступности

Пожалуй, российский полюс Недоступности - самый популярный из недействующих объектов на всем континенте. Имя его говорит само за себя - сюда крайне сложно добраться, но все же нескольким десяткам отчаянных туристов удалось тут побывать.

Полюс недоступности - это самая удаленная точка Антарктиды от всех ее берегов (в русском варианте - не беря в расчет шельфовые ледники, британцы считают с ними, поэтому их полюс недоступности располагается в другом месте и он куда менее известный).

Метеостанцию, точнее, небольшой вагончик с буровой установкой, построили тут в 1958 году для временного пребывания советских ученых. С тех пор его использовали всего несколько раз, а вагончик уже давно замело снегом. Сейчас тут есть только бюст Ленина, который располагался на самой вершине буровой установки - его, благодаря материалу и округлой форме, снег не заносит. Этот бюст немногочисленные путешественники используют как почтовый ящик - оставляют послания тем, кто приедет сюда следующим. Экспедиция проекта “Антропогеос” обнаружила там письмо от австралийца Джеффа Уилссона, который совершил грандиозный переход на кайтах - 5800 км по куполу Антарктиды за 63 дня. И шоколадку от него же.

Ленин и экспедиуия “Антропогеоса” на полюсе Недоступности.
Ленин и экспедиуия “Антропогеоса” на полюсе Недоступности.

Кроме обдуваемого всеми ветрами Ленина на полюсе Недоступности можно обнаружить метеовышку и флюгер. 

Несмотря на то, что станция законсервирована толстым слоем льда и снега, на нее неоднократно пытались попасть - в последний раз вход раскопал британец Генри Куксон в 2007 году, однако обнаружил закрытую на замок дверь. 

Уорлд Парк Бейс, станция “Гринписа”

Эта станция уникальна тем, что она не принадлежала ни одной из стран и финансировалась организацией “Гринпис”. Просуществовала она всего пять лет - с 1987 по 1992 год на мысе Эван (остров Росса). Ее открыли там для изучения проблем окружающей среды на континенте, но она оказалась очень дорогой в обслуживании. В 1992 году было принято решение о ее закрытии и полном демонтаже.

Чилийская база Президента Педро Агирре Серда

Станция была построена на Южных Шетландских островах в 1955 году. Сейчас база представляет собой руины - в 1967 году ее уничтожило извержение вулкана. Еще два извержения, в 1969 и в 1970 годах, бесповоротно повредили структуры и здания на станции. В 2001 году остатки станции были объявлены важным историческим памятником на территории Антарктиды.

Аэропорты и аэродромы

Важнейшая инфраструктурная часть Антарктиды - аэропорты и аэродромы. Без них невозможно было бы само существование человека на континенте, ни, тем более, туризм. Основная авиация для международных перелетов в Антарктиду - это переоборудованные ИЛ-76, летают также боинги с относительно недавних пор. Внутри континента работают переоборудованные под полярные условия Falcon 7x, Gulfstream G550 И G650, Havilland Dhc-6 Twin Otters, Basler Bt-67, Lc-130 Hercules и даже вертолет (хотя используют его крайне редко из-за сильнейших на планете ветров) Bell 412.

Привычных нам аэропортов (со зданием, разметкой и т.п.) здесь нет - это, скорее, взлетно-посадочные полосы естественного происхождения, плоский и ровный лед, на который может сесть самолет. Перед началом сезона эти пространства расчищают, но в целом, благодаря своему расположению, снег на них не задерживается - он просто сдувается сильным ветром.

Всего на Антарктиде и прилегающих островах около 40 аэродромов. Расскажем о самых важных.

Самолеты из Чили, из Пунта-Аренас, приземляются на аэродром недалеко от туристической базы на Леднике Юнион. Отсюда стартуют многие экспедиции, туристические команды и одиночные лыжники и кайтеры. Здесь же на леднике располагается крупнейший туристический лагерь на всем континенте.

Аэродром на леднике Юнион и самолет ИЛ-76.
Аэродром на леднике Юнион и самолет ИЛ-76.

Второй большой аэродром находится на побережье недалеко от станции Новолазаревская - сюда прибывает множество грузовых самолетов, туристы и работники инфраструктуры Антарктиды.

Взлетная полоса Wolf’s Fang, которая находится в горах тоже не так далеко от Новолазаревской, построена несколько лет назад и в основном предназначается для обслуживания частных самолетов для элитных туристических лагерей, но там может сесть и большой лайнер.

Аэропорт Мак-Мердо обслуживает и станции США внутри континента, и научные экспедиции других стран. Этот аэропорт связывает Новую Зеландию и Южный полюс. 

Аэродром Wolf’s Fang.
Аэродром Wolf’s Fang.

Весь комплекс станций на Антарктическом полуострове, в основном, обслуживается аэропортом имени Тениенте Марша, который находится на острове Ватерлоо. Это самый северный аэропорт Антарктиды. Рядом с ним находятся станции Артигас (Уругвай), Беллинсгаузен (Россия), Президент Эдуардо Фрей Монталва (Чили), Чанчэн (Китай) и другие.

Небольшие аэродромы (скорее, площадки с утрамбованным снегом, куда могут сесть маленькие самолеты, есть на Южном полюсе, рядом с топливным депо FD 83 (между полюсом и Новолазаревской), между Юнионом и Южным полюсом и в других местах. На таких аэродромах маленькие самолеты дозаправляются на полпути до точки назначения. Там, как правило, хранятся запасы топлива, стоит туалет, а на наиболее крупных есть сезонные работники, которые организуют топливо, помогают самолетам и экспедициям с заправкой и с адаптацией на высоте снежного купола.

Туристические лагеря

Туристическая инфраструктура приобрела особую важность в последние годы в Антарктиде - и лагеря для посетителей континента стали такой же обыденностью здесь, как уже привычные научные станции. С той только разницей, что они разворачиваются тут только в сезон, летом. Какие-то конструкции, оборудование, машины и вещи хранятся тут всю зиму, и их достают из сугробов к приезду очередной партии туристов.

Поскольку строительство (или организация) туристического лагеря в Антарктиде - процесс очень и очень затратный, они жестко лимитированы по количеству мест для визитеров. Их хватает ровно на то, чтобы обеспечить ночлегом прилетающих в течение трех месяцев групп и индивидуальных путешественников. В некоторых из них ночевка настолько дорогая, что каждая ночь будет увеличивать бюджет вашей поездки в разы.

Вот основные лагери, в которых останавливаются прибывшие в Антарктиду. Начнем с западной половины континента, зоны ответственности и работы компании ALE, Antarctic Logistics and Expeditions (подробнее про организацию туризма можно почитать в нашем предыдущем посте, ссылка тут https://habr.com/ru/post/650077/).

Ледник Юнион

Самый большой постоянный лагерь на континенте. В него помещается 70 гостей (плюс здесь живет весь персонал, который работает на кухне, в организации и других службах лагеря). Не удивительно, что сюда прилетают большие группы, например, для участия в Антарктическом марафоне и других мероприятиях. Тут все как у обычного отеля, ну, кроме снега вокруг - есть душ и туалет (со строго контролируемыми правилами пользования, которые обеспечивают необходимый вывоз мусора), столовая, теплые палатки на двоих с кроватями, читальный зал, телефоны и даже сувенирный магазин.

Лагерь “Юнион”.
Лагерь “Юнион”.

Южный полюс

Второй постоянный лагерь компании ALE находится на самом Южном полюсе. Он гораздо меньше (например, тут нет душа), но стоимость ночевки в нем намного выше, чем на Юнионе из-за сложности логистики и стоимости топлива. В том числе поэтому тут почти никто не останавливается - абсолютное большинство прилетают на полюс и улетают с него в тот же день.

Лагерь на Южном полюсе со станцией Амундсен-Скотт на заднем плане.
Лагерь на Южном полюсе со станцией Амундсен-Скотт на заднем плане.

Королевские пингвины. Gould Bay

В сезон наблюдения за пингвинами на побережье моря Уэддела организовывается лагерь Gould Bay. Это временный лагерь ALE, который по окончании сезона полностью разбирается и вывозится с локации, не оставляя никаких следов. Расположение палаток и всех дорожек тщательно выверяется, чтобы не помешать коренным обитателям.

Гора Винсен и гора Сидли

В эти две локации совершаются постоянные экспедиции любителей скалолазания - и на месте организуются временные палаточные лагеря. Они не имеют точных локаций - их ставят там, где в день приезда экспедиции будет удобнее всего. Такие лагеря обслуживают группы туристов на коротких временных отрезках. После завершения похода они собираются и вывозятся.

Лагерь Whichaway

Все три лагеря туристической компании White Desert располагаются недалеко от побережья в восточной Антарктиды, и Whichaway из них самый первый и, пожалуй, самый основательный. 6 спальных высокотехнологичных иглу с сервисом пятизвездочного отеля дополнены общими помещениями: библиотекой, кухней, лаунджем. 

Лагерь Echo

Вдохновленный космическими исследованиями, лагерь Echo воспроизводит в интерьерах шаттлы из фантастических фильмов. Лагерь располагается недалеко от нунатаков, острых горных вершин, торчащих из-под снега, куда можно отправиться для восхождения или прогулки.

Лагерь Wolf’s Fang

Лагерь у аэродрома компании White Desert открыли совсем недавно, в горах на земле Королевы Мод. Это палаточный лагерь, хотя по интерьерам и не скажешь - тут есть все необходимое для комфортного не по антарктическим меркам пребывания, включая душевые, сноу лаундж и ледяной бар.

Оазис

Оазис - лагерь из деревянных домиков, созданный из старой исследовательской станции, расположен совсем рядом со станцией Новолазаревская и принадлежит компании ALCI. Здесь довольно много места, так как отсюда начинаются многие экспедиции, которые летят из Кейптауна. Отличительная особенность этого лагеря это конечно же, баня - деревянная, настоящая. Бань в Антарктиде не много, а деревянная одна, так что помыться в ней - это настоящий полярный эксклюзив.

Лагерь “Оазис” и деревянная баня.
Лагерь “Оазис” и деревянная баня.

Антарктида - это противоречивое место. С одной стороны, этот континент - сплошная белая пустыня, самая засушливая на Земле, при этом там находятся почти все запасы пресной воды на планете. Земля тут никому не принадлежит - и одновременно ей могут пользоваться все страны. Здесь формально никто не живет - при этом сотни и даже тысячи людей живут и работают в Антарктиде в течение всего года. Если вы хотите узнать, как попасть на белый континент туристом - прочитайте предыдущую статью по этой теме, там точно много всего полезного.

Антропогеос

Комментарии (31)


  1. priwelec
    04.04.2022 20:47

    В Антарктиде есть соревнования, которые проводятся регулярно?


    1. Ds02006
      04.04.2022 20:57
      +1

      Проводятся нерегулярные соревнования по любительскому радиоспорту (ham radio contests).


    1. Serge78rus
      04.04.2022 23:59

      В статье упоминается Антарктический марафон:

      Не удивительно, что сюда прилетают большие группы, например, для участия в Антарктическом марафоне и других мероприятиях.


  1. Goscha
    05.04.2022 07:50

    Вопрос туриста - можно ли заскочить в Антарктику на 1 день? Пусть для галочки, но это как детская мечта ), романтика... С другой стороны, 2 недели в экстремальных условиях - это как бы слишком


    1. iingvaar
      05.04.2022 08:56

      Вот сейчас сложно сказать, но раньше да. Можно было легко заскочить туда на 1 день бесплатно спецрейсом Ил-62VIP из Москвы с пересадкой на Ил-76ТД в Кейптауне, при условии, что вас зовут Николай Патрушев, Сергей Иванов, Сергей Миронов или Владимир Проничев. Или, на худой конец, депутат Госдумы, член-корреспондент РАН Артур Чилингаров.


    1. RigelNM
      05.04.2022 10:24

      Извините, а чего там экстремального? Не из злорадства спрашиваю, правда интересно, может что-то упускаю. Как по мне обычные зимние условия. А если еще и ехать в период декабрь-февраль, то вообще, по погоде, весна.


      1. Goscha
        05.04.2022 10:47

        Экстремальность - вещь относительная. Я в зимних походах особо не бывал, и вроде не сильно горю желанием. Поэтому именно хочется заскочить, не более


      1. Veba
        05.04.2022 12:46
        +1

        Ну летом в центральных районах -40°С. На такой температуре уже экстримально когда нет теплого жилья под рукой.
        Так то да была статья как один человек возвращался домой при -60°. Но у него в машине шёл снег, лопнул ремень генератора благо дизель, и колёса квадратные были. Доехал. Но он четко понимал, что если машина заглохнет, обратно ее уже не запустит и что проживет он не дольше чем горят покрышки его авто.


      1. Maximuzz
        05.04.2022 20:05

        все примерно выглядит, как у нас в Мурманске, если отьехать от города в сторону Териберки, правда температура у нас гораздо теплее)


    1. AlexanderS
      05.04.2022 11:08

      Я тоже даже в юности думал, что там экстремальные условия. Антарктида. Холод же. Бррр. А потом как-то увидел ролик из Антарктиды, в котором то ли спутниковая радиосвязь обозревалась, то ли ещё чего-то… и меня глубоко поразило то, что человек был без шапки)


      1. RigelNM
        05.04.2022 19:14

        Тоже вот написал, что не вижу ничего экстремального. Но прямо сейчас яндекс погода показывает -57 градусов в центре.

        С другой стороны, там ведь все обустроено, живешь в тепле, транспорт тоже теплый, ну и самое главное - эти условия не внезапные, под рукой всегда есть все что нужно, чтобы выжить. По сути не экстремальней Якутии.


    1. anthropogeos_1 Автор
      05.04.2022 13:00
      +3

      Конечно, можно и на 1 день, но стоить это будет примерно 15 000 долларов. Мы писали ранее, как можно добраться и сколько стоит поездка, может быть вам будет интересно: ссылка.


      1. Goscha
        05.04.2022 17:40

        Мдя, копить и копить....


  1. Delsian
    05.04.2022 09:57
    +18

    Полярники обычно про это не рассказывают, но я признаюсь - в Антарктиде еще расположен крупнейший космодром. Оттуда очень удобно запускать ракеты. Поскольку Антарктида - это самый низ земного шара, то достаточно просто перерезать веревки, которыми ракета привязана к космодрому, и она упадет в космос без всяких затрат топлива.


    1. AlexanderS
      05.04.2022 11:12
      +3

      Получается, что самолётам там очень легко и экономично взлетать? А это всё скрывается по причине того, что много топлива тратится, очевидно, при посадке — надо же машину прижимать к земле до самого последнего, чтобы она в космос не падала?


    1. Veba
      05.04.2022 12:41

      Ну что вы бредите. Никакой фантазии. Ее привязывают тросом к вышке на южном полюсе и постепенно удлиняя трос ждут пока центробежная сила вытащит ее на орбиту.


      1. Delsian
        05.04.2022 19:17

        Уважаемый, ну вы же понимаете, что человек, переворачивающий пингвинов в Антарктиде, не будет врать?


        1. Veba
          05.04.2022 22:38

          Как это не будет? Они нам врут что пингвин не может встать со спины. Всем известно что пингвин сам может встать с любой позиции. Если только он не впал в спячку. Вот таких пингвинов, пока они спят переворачивают с боку на бок, что бы не отморозили себе что-нибудь. Отличить их очень легко. Обычно пингвин спит стоя. А впавший в спячку пингвин спит лежа. В такой случае он не контролирует ситуацию и может замерзнуть, поэтому их надо переворачивать с боку на бок.
          И к тому же что значит пере6вернуть? Это положить объект на противоположную сторону. А если пингвина "переворачивать" со спины на лапы стоя — то это уже подниматели пингвинов. Это тоже доказывает что они нас дурят.
          Так что им я вообще верить не стал бы.


  1. Karnah
    05.04.2022 10:11
    +9

    Станция была построена в 1961 году, заменив ранее существовавшую станцию “Лазарев”

    Не могу не рассказать :)

    Мой дедушка участвовал в САЭ 5, и это была последняя экспедиция к станции Лазарев. Сохранилась даже его статья в газете с небольшим описанием этого приключения. Ну и несколько фотографий. Жаль, что не получается найти плёнку.

    Статья


    1. Veba
      05.04.2022 11:55

      А у вас остались фото в семье из Антарктиды?


      1. Karnah
        05.04.2022 12:05

        Я очень надеюсь, что да. Дедушка на Колыме очень увлекался фотографией, сделал не одну сотню снимков. Весь этот архив разбит на кучу альбомов, но аккуратно хранится на даче. Просматривая отдельные альбомы, встречал фотографии с Колымы, но вот эти снимки из Антарктиды на глаза ни разу не попадались. Хочу пересмотреть всё, что есть (включая плёнку), чтобы найти :)


        1. Veba
          05.04.2022 12:37
          +2

          Заходите на мой канал в telegram «Антарктида Online» (@AntarcticaOnline).
          Я сейчас разрабатываю сайт. Буду признателен если поделитесь фото - для публикации на сайте.
          Спасибо.


  1. axe_chita
    05.04.2022 10:13
    +3

    Прочитал статью, и что-то сразу вспомнил «Антарктида online» Александра Громова, Владимира Васильева, уж больно ярко она там была описана ;)


  1. 25352
    05.04.2022 11:55

    Те, кто остаются тут на зимовку, оказываются в полной изоляции с середины февраля до примерно середины октября.

    может, наоборот — с октября по февраль? или я что-то путаю?


    1. Veba
      05.04.2022 12:34

      Смотря где. На Востоке совсем короткий сезон. На ново судно уходит в Апреле - Первый Самолёт в Октябре.


    1. Akter
      05.04.2022 14:42
      +2

      В южном полушарии сезоны инвертированы по отношению к северному полушарию.


  1. Veba
    05.04.2022 12:32
    +12

    Приветствую.
    К сожалению в статье очень много ляпов. Это то что я увидел про наши станции.
    Одна из самых доступных российских станций в Антарктиде для туристов - Новолазаревская.
    Самая доступная Беллинсгаузен — там и морем и самолётами и тур стоит от 4K$ f yt 25K$ как на Ново.
    Станция была построена в 1961 году, заменив ранее существовавшую станцию “Лазарев”. С тех пор тут не многое изменилось
    Станция была перестроена в 1971 году
    Беллинсгаузен "Тут все оборудовано для того, чтобы полярники приезжали сюда семьями и оставались на зиму"
    На наших станциях нет такого. Это про чилийскую базу. Там да они живут семьями. Для них это соседний остров на широте Питера только в южном полушарии. И от этого отказались еще в 2016 году.

    Я же вам экскурсию водил по Ново. Можно было бы связаться для корректировки.
    PS. Спасибо за моё фото. :)


  1. artemisia_borealis
    05.04.2022 13:46

    Про станцию Мак-Мёрдо есть хороший фильм Вернера Херцога «Встречи на краю света» (2007).
    Интересное общение с людьми, которые там оказались по разным причинам.

    Однако там он высказывает сожаление, насколько тамошняя жизнь похожа на городскую. На станции ведь тоже есть жуть типа курсов йоги.


    1. Pi-man
      05.04.2022 14:57
      +1

      Пусть самой страшной жутью в нашей жизни будут курсы йоги!


  1. 3aBulon
    05.04.2022 16:39

    На ютубе есть ролики похода по антрактиде, Документальный фильм Антарктида. Хождение за три полюса. Валдис Пельш.


  1. maxwolf
    06.04.2022 01:08

    А какая там политика по вывозу отходов жизнедеятельности? Ну всякий там бытовой мусор — захоранивают на месте или вывозят? А условные септики там куда откачивают?