Привет! Меня зовут Юлия Глазкова, я тренер бюро «Глагол». Сегодня хочу поделиться своим опытом, как готовиться к онлайн-выступлениям и проводить их, чтобы коммуникация была эффективной. Под выступлением я подразумеваю разные форматы: дейли, демо перед стейкхолдерами или командой, переговоры, вебинар, питчинг, собеседование.
Этот опыт я собирала в течение трех лет работы с гибридными и распределенными it-командами. Обычно в таких командах кажется, что с коммуникациями все в порядке: «Мы уже столько лет работаем онлайн, все привыкли и друг друга понимают». Но на деле чаще всего командам есть куда расти: демо оцениваются как бесполезные, а обучающие встречи — затянутые и утомительные. Надеюсь, что у вас не так, но если узнали свою команду — вот набор идей, как это исправить.
Стресс и истощение в онлайне
В онлайне и в офлайне наше внимание работает по-разному. Слушателям сложнее концентрироваться, а ведущему — сложнее вовлекать аудиторию.
Перед тем, как рассказать, что с этим делать, покажу, почему офлайн дается нам сложнее.
Ученые подтвердили, что мы устаем от видеозвонков сильнее, чем от очных встреч. Было исследование, в котором специалисты компании Microsoft участвовали в 8 онлайн-звонках в день, а специальные приборы контролировали работу мозга и оценивали его активность. Оказалось, что уровень стресса во время видеозвонка или конференции в несколько раз выше, чем при очной встрече.
К похожим выводам пришли сотрудники Стэнфордского универститета. По их данным, после видеоконференции участники чувствуют более сильное истощение, чем после очных встреч. Причем наиболее высокий уровень стресса и усталости был у женщин, но и мужчинам требуется в среднем больше времени на отдых и восстановление, чем после обычных планерок и встреч.
Как-то мне дома спокойнее...
Да-да, нам тоже кажется, что выступать дома в пижаме спокойнее и менее волнительно, чем в зале перед людьми. Но вспомните, как вы себя чувствуете после живого выступления и как после нескольких онлайн-встреч подряд? Когда вы более воодушевлены, а когда чувствуете, что пора прилечь?
Почему мозг воспринимает зумы как стресс
По мнению врачей, такое сильное утомление после онлайн-конференций могут вызывать сразу несколько факторов.
Задержка сигнала. Даже если качество связи и интернет-сигнала хорошие и нам кажется, что общение происходит без задержек, на самом деле сигнал запаздывает – и наш мозг об этом знает. Те доли секунды, в течение которых он не получает «отзыва», реакции, информации, создают дополнительный стресс.
Отсутствие прямого зрительного контакта. Во время видеоконференций участники и ведущие, как правило, смотрят только в камеру или на себя, и прямого зрительного контакта не происходит. А если у участников и выключены камеры, то нам приходится прикладывать усилия, общаясь с «невидимой» аудиторией и не получая отклика.
Зрительный канал восприятия у нас развит куда сильнее остальных, и первую реакцию мы считываем по невербальным признакам.
Низкий уровень дофамина, который мы получаем в онлайн-общении. При непосредственном контакте «глаза в глаза» социальная связь более активна, мозг получает больше дофамина, а мы – испытываем больше удовольствия или вознаграждения от общения. Если же зрительного контакта недостаточно, полученного дофамина не хватает, чтобы скомпенсировать затраченные усилия – и мы устаем сильнее.
Добавьте к этому море отвлекающих факторов: помехи из-за плохой гарнитуры, котик, выглядывающий из-за плеча коллеги, домашние ходят туда-сюда на фоне. Все это снижает эффективность и утомляет мозг.
Иллюзия многозадачности
Еще одна ловушка в онлайне — иллюзия многозадачности. «Я буду смотреть и слушать ведущего встречи, а заодно займусь другими делами, чтобы не терять время,» — знакомая ситуация?
Участники отводят глаза, периодически выключают камеру и стучат клавишами на фоне. Внимание рассеивается, контент проходит мимо.
Но при переходе в онлайн не меняется задача встреч: договариваться, внедрять изменения, убеждать или убеждаться. Получается, что мы решаем те же задачи, что и в офлайне — но менее эффективно, затрачивая больше усилий и ресурсов.
Базовая гигиена онлайн-встреч
Я предлагаю рассматривать инструменты повышения качества онлайн-встреч от простого к сложному. В начале рассмотреть минимальные требования, которые помогают упростить восприятие, затем перейдем к уровню hard. Если вы уверены, что с базой у вас все в порядке, можете пролистать вперед.
Есть минимальный этикет онлайн-встреч. Как (чаще всего) вы не можете во время офлайн-встречи закинуть ноги на стол, так и для онлайна есть свои правила.
Включенная камера
На встрече вас должно быть хорошо видно — неважно, ведете вы колл или приглашены как участник.
Включенная камера — возможность установить невербальный контакт в онлайне, лучше донести свои эмоции и ключевой посыл.
Включенная камера предполагает приличный внешний вид. Домашняя одежда и мятая прическа с меньшей вероятностью произведут впечатление на команду и партнеров.
Работа с микрофоном
Здесь правила два: когда вы говорите, вас должно быть хорошо слышно (обычно лучше работает проводная гарнитура или внешний микрофон), а когда молчите — микрофон должен быть выключен. Второе — часть «цифровой вежливости»: собеседник видит, что вы не собираетесь его перебивать, никому не мешают ваши фоновые шумы.
Пунктуальность
Если встреча назначена на 17:00, то часто к ней подключаются в 17:01-17:03. Еще пару минут уходит на технические неполадки: у кого-то не подключились наушники, у кого-то не работает вебка. Лучше подключиться на пару минут раньше, чтобы встреча началась ровно в назначенное время.
Пунктуальность касается и завершения встречи. Если встреча предполагает дискуссию, выберите того, кто будет следить за временем и останавливать спикера, когда его время вышло, чтобы не затягивать обсуждение. Также помогает заранее оценивать по времени каждый пункт адженды.
Онлайн-этикет уровень pro
Эти рекомендации работают, если вас ждет важное выступление или встреча. Часть инструментов полезно использовать и для ежедневных встреч — это проявление заботы о ваших коллегах или слушателях.
Иметь рядом телефон с мобильным интернетом
Если вдруг сеть отключится, вы сможете быстро вернуться онлайн.
Про скорость интернета, ретрансляторы для дальних комнат мы писать не будем — читатели Хабра знают об этом лучше нас. Просто напоминаем, что хороший интернет решает, а плохой — мучение для вас и слушателей.
Позаботиться о фоне
Нагруженный фон может отвлекать собеседника или даже раздражать.
Хорошо
выбрать для фона однотонную стену или вирутальный фон с рабочим местом/офисом,
сесть напротив окна, чтобы лицо освещал естественный свет,
убрать отражающие поверхности из кадра: плазму, зеркало, микроволновку. В отражении участники встречи увидят, что происходит за кадром,
расположить камеру на уровне глаз. Если поставить камеру выше или ниже, пропорции лица изменятся (а еще участники увидят ваши ноздри).
Отвлекает от сути
яркие цветные пятна на фоне,
«бытовуха» — много деталей, тарелки на столе за спикером,
люди в движении (опасайтесь стеклянных стен в переговорках),
источник света за спикером — тогда говорящий превращается в темный силуэт,
выступление на крутящемся стуле — чаще всего спикеры начинают вертеться туда-сюда,
одежда в мелкий рубчик или узор.
Чтобы улучшить качество картинки, иногда достаточно протереть тканью камеру на ноутбуке или телефоне.
Еще несколько советов, как Zoom может помочь улучшить изображение:
Выбрать камеру и соотношение сторон экрана. Если у вас подключено две камеры, укажите, какую из них использовать во время трансляции — встроенную в телефон/ноутбук или внешнюю. Настройте широкоэкранный режим трансляции для улучшения видимости и дальности изображения.
Включить режим HD. Это обеспечит высокое качество картинки.
Включить функцию «Подправить мой внешний вид».
Убедиться, что вас хорошо слышно
Как избавиться от возможных дистракторов:
Выключить звук и вибрацию на телефоне, умных часах, уведомления на ноутбуке.
Прикрыть окно, чтобы не мешал шум с улицы, закрыть дверь в комнату и попросить домашних вас не беспокоить, пока идёт видеоконференция.
Держать рядом проводные наушники на случай, если беспроводные отсоединятся или разрядятся в неподходящий момент.
Если вы используете внешний микрофон на проводных наушниках, проверьте, что он не стучит о цепочку на шее или фурнитуру на одежде.
Обратите внимание, что на разных платформах ваши устройства ввода и вывода звука могут звучать по-разному. Обязательно проверяйте звучание перед каждой встречей
Вовлечение слушателей в онлайне
Теперь, когда вы убедились, что вас будет хорошо слышно и видно, можно задуматься о небанальном вовлечении и управлении вниманием слушателей.
У нас есть 2 типа внимания:
произвольное (система 1),
непроизвольное (система 2).
Произвольное внимание — это усилие. Если какая-то информация для нас важна или интересна, мы готовы всматриваться или вслушиваться, чтобы получить информацию.
Непроизвольное внимание — это реакция на что-то необычное. Если вы сидели в тишине и что-то упало, вы среагируете на шум. И наоборот, если было громко и наступила тишина — вы это заметите.
Спикер может управлять и тем, и тем типом внимания. В онлайне это особенно важно (помните про иллюзию многозадачности?). Обозначайте цель встречи и пользу для участников, чтобы включить произвольное внимание. И используйте контраст, чтобы поддерживать интерес: делайте паузы, избегайте монотонности, ведите диалог, а не монолог.
Многие понимают, что и в онлайне нужно вовлекать аудиторию, но делают это избитыми способами: например, просят прислать единички в чат. После 3-4 повторений этот прием становится скучным, не надо так.
Как экологично вовлекать слушателей
В онлайне сложно получить реакцию или ответ. Но важно помнить — за экраном есть зрители, и вы ведете с ними диалог. Вот несколько простых приемов ненавязчивого и экологичного вовлечения.
Попросить слушателей представить то, о чем вы рассказываете. Прием помогает установить контакт, если вы предлагаете представить знакомые для аудитории ситуации.
Попросите слушателей что-то запомнить, прочитать, рассмотреть, вспомнить, подумать о чем-либо. Это должно быть действие, которое не требует активного участия аудитории: «Вспомните свое первое собеседование. Что вы тогда чувствовали?»
Обратитесь к знаниям или опыту слушателей. О чем знают все люди в зале? Это может быть недавнее событие в компании или отрасли, новый затронувший всех законопроект, опыт, объединяющий людей определенного возраста, значимый факт в прошлом.
Задавайте вопросы. Это могут быть риторические вопросы, если людей много — и вопрос к конкретному человеку, если вы работете небольшой группой.
Используйте приложения. Создавайте опросы, тесты, викторины или предлагайте необычные пространства для встреч, например, Spacial Chat. Работайте вместе на одной доске или в одном Гугл-документе, так каждый участник будет вовлечен.
Добавьте фишку. Если у вас в команде принято делать коллы менее формальными — используйте это. Включите музыку, пока все собираются, поменяйте в какой-то момент фон, чтобы усилить момент в речи, встаньте и продолжите рассказ стоя, покажите в камеру то, о чем рассказываете (например, книгу). Это все способы создать контраст.
Уверена, что это далеко не все приемы, как улучшить онлайн-выступление, — буду рада обсудить другие идеи в комментариях.