Вот и на прошлой неделе на корпоративном семинаре группа участников выполняла такое задание. Почти все из 13 человек согласились, что «Лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего» — занятие вредное. И даже можно обосновать почему именно.
Та же группа уже на этой неделе почти в полном составе участвовала в деловой игре «Проект Феникс — DevOps на практике». Уже на первом раунде из четырёх возникло действо, которое можно озаглавить так: «давайте делать апгрейды нашей ИТ-инфраструктуры впрок — наверняка потом пригодится». На втором раунде оно было дополнено следующим: «Простаиваешь? Возьмись за новую задачу!». Но как же так? На рефлексии после второго раунда мы коротко обсудили происходящее и отметили, что ровно то, что было признано вредным «в теории», группа совершенно естественно и не задумываясь делает «на практике». В чём проблема?
Мне кажется, существенная часть проблемы состоит в том, что это не просто утверждение — это убеждение. Оно сидит глубоко, мы его не осознаём. Мы из него исходим, оно влияет на принимаемые нами решения и на наши действия. Даже если мы на минуту остановимся и задумаемся — правда ли нужны эти апгрейды? — мы, скорее всего, быстро придём к ответу — конечно! Вовсе не потому, что мы знаем к каким будущим запросам бизнеса мы с помощью апгрейдов подготовимся (на самом деле не знаем). И не потому, что простаивающий ресурс отнимут (не отнимут). А потому, что мы заранее знаем «правильный» ответ. В этом и состоит сила убеждений — действуя глубоко изнутри, они подталкивают нас в определённую сторону, и мы уже сами можем затем придумать объяснение, почему эта сторона правильная. Хотелось бы, чтобы наши решения были на 100% рациональными, но нет. Известное дело.
Убеждение, о котором идёт речь, по-взрослому именуется Action Bias: склонность к реагированию и действию, даже если это не приведёт к положительным результатам. Почему это плохо?
Во-первых, мы часто исходим из неполной или недостоверной информации, находимся в условиях неопределённости. То есть результат действий может не пригодиться совсем, либо его придётся переделывать. При этом задумываться о том, какой результат действительно нужен, какой информации не хватает, нам ни к чему — нужно действовать!
Во-вторых, очень часто результат создаётся совместно, коллективом. Это особенно характерно для ИТ-деятельности. Если мы будем просто действовать, то перепроизводство на одном участке повлечёт заторы и замедление на последующих участках. Нехорошо.
В-третьих, если нам вдруг стало нечего делать, и поэтому нам нужно срочно делать хоть что-то, мы игнорируем довольно явный сигнал: простой на данном участке часто является признаком сбоя рабочего процесса на предыдущих участках. Вместо «делать хоть что-то» лучше попробовать понять, почему стало нечего делать.
Далее, «делать хоть что-то» создаёт иллюзию загрузки ресурсов полезной работой. Все заняты, все загружены — вот же, создаём ценность! Нет, это может оказаться лишь иллюзией.
В противовес перечисленным выше пунктам стоит сделать оговорку. Похоже, единственное исключение, когда хорошо делать хоть что-то, чем стоять на месте – ситуация полной неопределённости, в которой нужно искать выход, решение, дорогу. Такое тоже бывает, но часто ли?
Итого, можно сформулировать следующий контртезис: нужно делать то, что нужно, а что не нужно, то делать не нужно. А вот Action Bias нас постоянно сбивает.
Будем же стараться помнить о нём и не попадать в ловушку.