Спойлеры
- Вуз — социальная площадка. Стоит кому-то найти крутую работу — начинается цепная реакция: «Не остаюсь ли я за бортом жизни?»
- Нанимающий менеджер понимает, что раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.
- Учиться в вузе сложно, но кто приобрёл стойкость в университете и умеет тащить до победного конца, у того явное преимущество.
- У тех, кто образование всё же забросил, шансы на работу в IT тоже есть, но приходится полагаться на стратегию найма конкретных компаний.
- В вузах молодёжи не хватает практики, и они ищут другие способы получить необходимый опыт.
- Образовательный процесс прививает навыки, которые нужны всем IT-специалистам.
- Часто студенты не до конца понимают специфику работы в IT и подработка во время учебы помогает вникать в конкретику и приобретать необходимые софт-скиллы
- На слуху красивые маркетинговые истории про Билла Гейтса и Стива Джобса, но в моей практике больше всего успешных IT-специалистов как раз среди тех, кто получил диплом и с ним отправился на поиски работы.
- Те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные.
Гонгина
Выбор пути: мир вокруг говорит «иди работай», и включается цепная реакция
Без высшего образования студенты теряют важные умения, и работодатели это видят
у IT-специалистов. По его результатам видно, что у 75 % опрошенных было именно законченное высшее
или специальное образование.
Работа нужна, чтобы понимать своё будущее...
...но из-за неё можно потерять время на своё развитие
Баланс выстроить сложно: на младших курсах мало свободного времени, а на старших — более важные предметы
Высшее образование даёт больше возможностей и с ним проще достичь высот
Если ваша цель — именно учёба, то в этом может помочь Тинькофф Стипендия
Зная свою цель, придёте к ней любым путём
Спойлеры
- Вуз — социальная площадка. Стоит кому-то найти крутую работу — начинается цепная реакция: «Не остаюсь ли я за бортом жизни?»
- Нанимающий менеджер понимает, что раз человек окончил вуз, то научен разбираться в комплексных проблемах и до конца дотягивать сложные проекты.
- Учиться в вузе сложно, но кто приобрёл стойкость в университете и умеет тащить до победного конца, у того явное преимущество.
- У тех, кто образование всё же забросил, шансы на работу в IT тоже есть, но приходится полагаться на стратегию найма конкретных компаний.
- В вузах молодёжи не хватает практики, и они ищут другие способы получить необходимый опыт.
- Образовательный процесс прививает навыки, которые нужны всем IT-специалистам.
- Часто студенты не до конца понимают специфику работы в IT и подработка во время учебы помогает вникать в конкретику и приобретать необходимые софт-скиллы
- На слуху красивые маркетинговые истории про Билла Гейтса и Стива Джобса, но в моей практике больше всего успешных IT-специалистов как раз среди тех, кто получил диплом и с ним отправился на поиски работы.
- Те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные.
Гонгина
Выбор пути: мир вокруг говорит «иди работай», и включается цепная реакция
Без высшего образования студенты теряют важные умения, и работодатели это видят
у IT-специалистов. По его результатам видно, что у 75 % опрошенных было именно законченное высшее
или специальное образование.
Работа нужна, чтобы понимать своё будущее...
...но из-за неё можно потерять время на своё развитие
Баланс выстроить сложно: на младших курсах мало свободного времени, а на старших — более важные предметы
Высшее образование даёт больше возможностей и с ним проще достичь высот
Если ваша цель — именно учёба, то в этом может помочь Тинькофф Стипендия
Зная свою цель, придёте к ней любым путём
Комментарии (17)
Daddy_Cool
05.05.2022 22:45+1Почему, если я вижу плашку "мегапост", я уже знаю, что в тексте статьи будет околокопирайтерское бла-бла-бла?
Хабр мне, конечно, друг, но истина дороже.
ruomserg
06.05.2022 12:15Опять вставлю свою любимую аналогию. Допустим, вы дирижер, и ищете людей в оркестр. Возможно, к вам придет человек без музыкального образования, но гениально играющий на инструменте. И возможно, вы его даже возьмете. Но вообще-то вы ожидаете что у кандидата будет хоть какое-то (требования зависят от крутости оркестра которым вы руководите) профильное образование. Иначе — велик шанс что элементарные для других музыкантов в коллективе вещи, будут изобретаться гением-самоучкой до бесконечности. В крайнем случае — пусть получает образование без отрыва от производства…
Некоторая проблема с аналогиями происходит в том, что музыкальное образование консервативно, и особо не меняется. А в ИТ изменения происходят бурно и постоянно. Поэтому можно рассчитывать только на то, что ВУЗ (средний вуз, а не топ-10 в столицах) даст сколько-то актуальное знание только по темам, которые не меняются за поколение людей два-три раза. Матан, линейную алгебру, физику и даже охрану труда — в ВУЗе дадут. И это хорошо, потому что программировать без знаний естественно-научного цикла довольно трудно (если не просто таски из трекера закрывать, а решать реальные задачи). А вот что касается непосредственно программирования — то тут опять как с музыкальной школой/училищем/консерваторией. Если вы сами в любую свободную минуту не тянетесь к инструменту — увы, но музыканта из вас не получится. Аналогично и с программированием: если на курс программирования в ВУЗе отведено 160 часов — то это всего-навсего 4 рабочие недели! Много вы научитесь программировать «с нуля» за 4 недели? Вот и результат…
Я вижу выход только в том, чтобы со 2-3 курса студенты работали по специальности параллельно учебе, и это зачитывалось им по профильным предметам в курсовые и зачетные работы. Плюс — необходима реорганизация лекционных часов по программированию, проектированию и подобным спец.предметам. Вместо переписывания конспектов нужен лайв-кодинг, или хотя бы пусть с ютуба видео по теме смотрят и пробуют на своих ноутах тут же…DMGarikk
06.05.2022 14:53Иначе — велик шанс что элементарные для других музыкантов в коллективе вещи, будут изобретаться гением-самоучкой до бесконечности.
иногда это кстати большой плюс, понимание того что ты САМ можешь делать вещи которые не преподают в институте и они могут быть лучше
разве в ВУЗе не учат думать головой, а не тупо верить стандартизированным методами и учебникам только потому что из писали Уважаемые и цитируемые люди?
я вот сталкивался с 'нерешаемыми задачами' потому что 'нас так не учили, так никто не делает, это невозможно, где ты это прочитал? кто тебе такое сказал?'
конечно ВУЗ, хороший ВУЗ, с компетентными предавателями, если человек хочет и готов учится, дает очень многое и в.т.ч. базу очень необходимую многим… которую мне пришлось учить самостоятельно без курсовых и дипломов
но сколько таких ВУЗов в стране? а сколько людей с дипломами которые 'правильно' учились знаниям, а не как коньяк декану носить?ruomserg
06.05.2022 17:04В целом — сейчас, да, региональный вуз вообще ничего не гарантирует. Потому что у них один из показателей KPI — это сохраняемость контингента, и подушевое финансирование. То есть просто тупо никого никогда не выгоняют…
Однако, предметы на первых курсах (матанализ, линейная алгебра, выч.методы, физика-химия, функции комплексного переменного) — даются вполне прилично. Ну потому что эти-то разделы в известной части никак не меняются сто лет и больше. Если преподаватель хоть что-то из себя представляет, эти знания у него есть еще со своего вуза, и не устарели ни на йоту!
Здесь, конечно, есть другая проблема — на 1-2 курсе никто не понимает, зачем это. В идеале, если мы готовим инженера-программиста — то все предметы обязаны иметь связь с программированием. Например, матан обязан идти параллельно с вычислистельными методами, чтобы люди с одной стороны побаловались численным интегрированием-дифференцированием, а с другой стороны — могли проверить свой софт (и вживую понаблюдать неустойчивость численных методов) аналитическими формулами. Иначе это получается типичный цикл «сдал-забыл»! Я бы еще ТАУ разделил на два курса: вводный параллельно матану и выч.методам — чтобы еще и применение увидели, а потом уже продвинутый. Ну и так далее: если мы читаем экономику — оно должно быть со спецификой экономики разработки и эксплуатации ПО и СВТ. Если это право — то с уклоном в интеллектуальную собственность. Даже если оно — гребаное охрана труда, то тоже надо искать специфику отрасли и ее читать. Это называется, если я не ошибаюсь, сквозное обучение. Проблема в том, что для этого нужны исключтельные преподаватели — которые разбирались бы не только в математике, но и в программировании; не только в экономике, но и в разработке ПО, и так далее. А в обычном региональном вузе работает кто? Или сын профессора того же вуза, или кто-то совсем негодный — кого не берут на работу в отрасль, и вот они и учат…
Я уже молчу про попытки региональных вузов читать архитектуру и тестирование софта. Потому что архитектура и тестирование — это уже про большие системы с длинным жизненным циклом. А на лабораторных работах — объем кода строк 500 максимум. Курсовые — дай бог тысячи две. И опять «сдал-забыл». Ни те кто читают, ни те кто слушают — в результате не понимают вообще о чем идет речь!..
В целом — мне, конечно, проще разговаривать с человеком который прослушал и запомнил хоть что-то из матанализа, выч.методов и ТАУ. Хотя бы биг-О нотацию мы одинаково с ним понимаем, потому что пределы… Но неоднократно убеждался в том, что нормально программируют только те, кто занимался этим еще до ВУЗа в свободное время. Раньше таких было больше, потому что игр было меньше и они были не такие затягивающие. Многие сначала играли, а потом пытались сделать свои игры — и через это втягивались в профессию (или не втягивались и понимали что это не их — а шли, например, покупать себе мопед и чинить его в гараже… или гитару...).
Поэтому я и говорю про аналогии с музыкальным образованием. Если у человека есть наклонности — то музыкальная школа, училище и консерватория ему очень помогут. Если наклонностей нет — музыкальная школа музыкантом не сделает.
krupenxxx
06.05.2022 13:00ну я скажу свой пример, балл в гимназии был близок к максимальному и с поступлением вопросов не было бы в любой айтишный вуз страны, но одна мысль, что я могу уйти после 9, 4 года отучиться и не иметь привязку к вузу или другому учреждению образования, а в 19 лет уже уверенно работать не давала покоя, правильно в комментариях про голубую карту было сказано, эту возможность потерял, но в итоге через 10 дней 20 лет, а я уже имею коммерческий опыт, знаю как все работает в это сфере, сменил 3 компании и понимаю куда и как мне расти, пока некоторые прогуливают пары ибо просто ненужная информация, которую заставляют тупо зубрить) единственное дам совет, даже если проходите на бюджет, лучше идти на платку, распределение может все испортить(
titanum93
06.05.2022 21:19Те, кто добился успеха в IT без высшего образования, — это как раз люди невероятно мотивированные.
Даа, наблюдал таких на Шри... Главное, найти себе программиста, который будет за тебя кодить в два раза дешевле, работая на тебя)
Вообще, высшее хорошо, если оно жить не мешает и позволяет работать параллельно. Жалко только такого почти нет. Разве что Нетология онлайн-магистратуры делает, ВШЭ и еще пара вузов. Если уж получать диплом, то скорее в таком формате.
А вообще, статья интересная, заставляет задуматься. Спасибо)
achekalin
08.05.2022 11:05Об этом мы поговорили сразу с двумя спикерами: Екатериной Шестимеровой, руководителем Тинькофф Образования, и Викторией Гонгиной, модератором Хабра
Снова хабр в своем репертуаре: не «мы поговорили», а два человека вели речь об одном, стараясь убедить читателя. Один из людей - руководитель (менеджер) преподавателей, другой - копирайтер Хабра (а уровень «требовательности» Хабра к контенту - общеизвестен, тут можно постить тупо все, кроме как то, что Хабр закроет руками РКН).
Ну вот правда, очень не хватает мыслей от живых людей из отрасли, и от самих преподавателей, чтобы понимать, что нужно отрасли, и чему и кто учит.
А, говорить откровенно, всю статью можно свести к паре пунктов: мы приглашаем, учим, даем стипендию. Те, кто не понял, зачем ему в ИТ - зачем их уговаривать насчет пользы учебы?
DMGarikk
вот уж действительно (посмотрел на свой диплом железнодорожного колледжа по ремонту вагонов и на сеньорский грейд… и 20 летний стаж)… шансы наверное есть
когда я собеседовал людей, мне было плевать какое у них образование, а плевать стало уже после пяти первых собесов когда люди с красным дипломом по айтишному профилю два слова не могли связать по ИТ тематике
не могу сказать что я прям страшно мотивирован, я за всё время всего три книжки прочитал по программированию, которые до сих пор помню, это были какието общие основы ООП (с примерами на vb6… рукалицо) и две книжки по яве… а ну еще наверное по многопоточному программированию (которую быстро пролистал и теперь люблю потроллить адептов golang с их 'зойчем так сложно, горутинынашевсё')
тут вопрос не в мотивации, а в способностях чтоли
imho попытка попасть в отрасль путём целенаправленного обучения и зубрежки теории, это кмк в некотором роде брутфорс в стиле 'то что не понимаю вызубрю'
===
Это я не к тому что ВУЗ не нужен. это к тому что считать вышку некой волшебной таблеткой не стоит, если не дано то и ВУЗ не поможет. а если да то и он не обязателен (хотя и желателен)
единственная, прям одна единственная причина почему я жалею что ушел с 1 семестра вышки, почти 10 лет назад… это то что теперь стало сложнее с переездом за бугор. в виду недоступности bluecard как минимум
abyssSoft
Вы правильно все написали, диплом не является панацеей, но вот поможет ли диплом с greenCard при условии что он не профильный (например диплом магистр электротехники или электротехнологий, а работает человек программистом) вопрос тот еще.
NeverIn
DMGarikk
конечно, это пример того что для ИТ не то что вышка не нужна. а вообще любого профильного образования
NeverIn
Да и школы не нужно, ага
DMGarikk
ну это уже прям совсем
Я имею в виду только вышку, многие на неё молятся как на показатель 'смог добиться-пробиться'. а не как на знания (которые для сферы ИТ в большинстве вузов довольно своеобразные)
прям школа жизни какаято, а не источник знаний
NeverIn
Если у людей с высшим образованием появляется синдром самозванца, то у людей без высшего зачастую синдром Даннинга-Крюгера, им кажется что выучив цикл и условие можно творить нетленку, а что происходит вокруг никакого отношения к ним не имеет. Как для кодера(«оператора ЭВМ» )) ) возможно это и имеет смысл, но конечно это не разработчик и тем более не сеньор.
Вышка дает не только знания, но и образование. Чисто за умениями это в ПТУ.
DMGarikk
как ни странно но подавляющая часть моих коллег (и бывших и текущих) имели вышку но не могли сделать ничего лучше 'выучить цикл и творить нетленку не обращая внимания на окружение'
Людей которые могли сделать чтото больше с учетом окружения, было крайне мало (за всю свою карьеру… скажем с 07 года, я таких человек 5-7 видел отсилы) и наличие у них вышки было примерно равномерным 50/50
NeverIn
Конечно наличие диплома не означает гарантию освоения курса обучения.
Это диссонанс, когда наличие корочки приравнивается к образованию, корочка предполагает, но не гагантирует.
Но может быть это и «Ошибка выжившего».
DMGarikk
именно, но статья как раз о том что 'корочка очень важна, потому что если даже если знаний нет то сам факт её получения показывает что человек добился' (с)
Я вообще крайне скептически отношусь к нашему образованию которое скатилось (за исключением лишь некоторых заведений) в получение диплома за отсиженные пары
Я бросил универ когда оказалось что преподы ждут от меня ответов совпадающих с их методичкой и шаг в сторону расстрел… а тратить несколько лет на этот маразм я тупо не стал (универ не совсем айтишный… РУТ (Бывший МИИТ), но специальность была айтишная)
Хотя мои однокурсники его закончили и неплохо… и никто из них не стал айтишником и вообще многие меня просили делать им курсовые и задачи… спустя несколько лет… как я оттуда ушел