В прошлом месяце на Хабр Карьере завершилась вторая карьерная неделя. В этот раз она была посвящена аналитикам. Карьерная неделя — это что-то вроде дня открытых дверей, который длится всю неделю. В гонке за специалистами участвовали восемь компаний: Usetech, Домклик, Полианалитика, Sportmaster Lab, Devexperts, МТС, ВТБ и билайн

В конце недели специалисты могли задать свои вопросы представителям компаний-работодателей. Мы выбрали самые интересные из тех, что не успели обсудить на круглом столе, и отправили спикерам. 

Поговорили о работе аналитиков в текущих условиях, обучении, трудоустройстве, стажировках, технологиях и о многом другом. В самом конце спикеры рассказали о своем старте в IT и поделились курсами, книгами и статьями, которые полезно изучить аналитикам.


Кто отвечал на вопросы

Василиса Голицына

Старший системный аналитик в «билайне»

Евгения Самарина

Руководитель группы подбора персонала, МТС

Константин Валиотти

Генеральный директор компании «Полианалитика»

Сергей Соловкин

Ведущий системный аналитик ГК Usetech

Денис Черепнин

Заместитель начальника управления модельных рисков и валидации, ВТБ

Наталья Леонова

Бизнес-аналитик в Devexperts

Евгений Волобуев

Директор направления аналитики в «Домклик»

Павел Астахов

Руководитель направления Департамент системного анализа в Sportmaster Lab


Трудоустройство

Какие этапы собеседования проходит соискатель?

Василиса Голицына: В моем подразделении в билайне это, как правило, собеседование по Zoom с HR, а затем интервью с предполагаемой будущей командой. 

Евгения Самарина: Зависит от команды, в среднем два-три этапа. Первый этап — скрининг с рекрутером, второй — технический, третий — финальный с руководителем. Но во многих командах руководитель присутствует на техническом этапе и решение может быть принято сразу на втором без дополнительных итераций.

Сергей Соловкин: Обычно собеседование проходит в три этапа с финальной офферной встречей. 

На первом этапе соискатель общается с HR-менеджером, который выявляет софт скиллы, мотивацию, опыт и соответствие корпоративной культуре. 

На втором этапе — встреча с техническим специалистом, который выявляет хард скиллы. 

На третьем этапе происходит общение с руководителем проекта и командой. Этот этап позволяет задать любые вопросы, даже самые каверзные, по проекту и формату работы, выяснить важные для соискателя аспекты, которые, возможно, не были затронуты ранее. Все этапы собеседований проходят в дружелюбной и спокойной обстановке, мы не делаем стресс-интервью. Благодаря такой системе у нашего будущего коллеги складывается четкая картина по проекту, задачам, целям и ожиданиям.

Эти этапы занимают время у обеих сторон, но именно благодаря им после всех встреч и бесед можно с уверенностью сказать, подходим мы друг другу или нет, ведь собеседование — это обоюдный процесс.

Денис Черепнин: Есть первичное интервью с рекрутером. Далее — на позиции, связанные с DS или DE, можем дать тестирование на проверку хард скилов. Следующий этап — знакомство с командой, включающее в себя классическое и техническое интервью, формат проведения зависит от каждой конкретной команды.

После успешного прохождения этого этапа некоторым кандидатам можем дать небольшое тестовое задание. Финальный этап — встреча-знакомство с руководителем. 

Павел Астахов: Все начинается со звонка HR-менеджера. Рассказываем о компании,  вакансиях и проводим профилировочный скрининг. Далее этап технического интервью и встречи с командой. По результатам мы отправляем оффер. Все. 

Наталья Леонова: В рамках процесса рекрутмента мы организовываем две встречи: с руководителем команды аналитиков — для обсуждения задач, процессов, внутренних особенностей позиции, и с представителями бизнес-подразделений — для более глубокого погружения в проекты. В случае успешного прохождения этих этапов мы делаем оффер.

Удаленка/релокация

При отборе специалистов есть ли у вас предпочтения, из какой страны кандидат и почему?

Евгения: По закону мы можем принимать кандидатов только находящихся на территории РФ.

Сергей: Мы не разделяем кандидатов по этому критерию. Для нас важны опыт и навыки соискателя, а работать можно из любой точки мира или любого офиса компании. 

И в 95% именно так и происходит, но ох уж эти 5%. В компании есть 2 проекта по созданию цифровой экосистемы страны, работа на которых предусматривает только российскую локацию, о чем рекрутеры честно информируют на первом собеседовании.

Денис: При подборе кандидатов нет предпочтения или ограничений по стране проживания. Но есть существенный момент: сотрудник не может работать на удаленном рабочем месте, находясь за пределами РФ.

Нанимаете специалистов на полную удаленку?

Василиса: Да. Удаленное расположение не является стоппером для работы системным аналитиком в билайне. 

Евгения: В зависимости от команды, да.

Константин: Для позиции аналитика у нас принят гибридный формат работы.

Наталья: Да. У нас территориально распределенные команды, есть вся инфраструктура для комфортной дистанционной работы, поэтому мы не привязаны к офису.

Сергей: ГК Юзтех одна из первых перевела всех сотрудников на удаленный формат работы в далеком  2020 году. Мы всегда были группой компаний с сильно распределенной командой. Сотрудникам предоставляется выбор, в каком формате им комфортнее работать: из любого офиса компании, удаленно из любой точки мира или в гибридном формате. 7 российских офисов расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Барнауле, Ростове-на-Дону, Рязани и Таганроге, оборудованы игровыми и релакс-зонами, новой техникой и комфортными «переговорками», также сотрудники могут выбрать для работы  международные офисы.

Денис: Каждое подразделение работает в своем режиме. Большинство работает в офисах Банка, другие в режиме гибридного графика. Все меньше сотрудников работают на полной удаленке.

Возможна ли релокация?

Евгения: Да, но только внутри территории РФ.

Сергей: При желании можно работать из любого офиса компании: как российского, так и международного – мы поможем с релокацией. 

Денис: Поддержка при релокации от банка не предусмотрена, но успешных  кандидатов, которые готовы переехать за свой счет, мы готовы ждать.

Как проходит адаптация сотрудника в вашей компании на удаленной работе?

Василиса: Так же, как и при очной: с сотрудником много общается непосредственный руководитель, сотрудники схожих ролей рассказывают про систему, помогают на первых порах.

Евгения: Адаптация всех новых сотрудников независимо от формата работы включает в себя:

  • welcome встречу с командой в онлайн формате,

  • обсуждение плана адаптации и постановку задач на испытательный срок с четкими критериями его успешного прохождения,

  • еженедельные 1/1 c руководителем/ наставником,

  • постоянную поддержку менеджера по адаптации,

  • плановые встречи по адаптации,

  • полезный контент для новичков от нашего корпоративного университета,

  • поддержку профессиональных гильдий, 

  • умный портал самообслуживания и не только.

Константин: Для каждого сотрудника разрабатывается индивидуальная программа адаптации и обучения с закрепленным ментором. Также в первые месяцы работы проводятся обязательные адаптационные беседы. В компании регулярно проводятся офлайн-конференции и корпоративные мероприятия. Таким образом, живое общение с коллективом способствует быстрой адаптации сотрудников в компании.

Сергей: Адаптироваться в компании новому члену команды помогают несколько сотрудников: руководитель проекта, руководитель практики направления и HR.

С первого дня все сотрудники находятся на связи с новичком.

После первой недели работы HR с ним созванивается и собирает обратную связь как по процессу трудоустройства, так и по онбордингу. Уточняет, есть ли все необходимое для комфортной и продуктивной работы. Через месяц HR менеджер проводит 1:1, а также ппм всегда на связи. Эти встречи помогают четко понимать, что и так хорошо именно для этого сотрудника, а что необходимо улучшить.  

Руководитель проекта и руководитель практики за все время работы находятся на связи с сотрудником, дают ему обратную связь, помогают в развитии.

Денис: После удалённой работы всего банка в условиях пандемии, подразделения обладают всеми инструментами адаптации сотрудников в условиях удаленной работы (рабочий ноутбук с установленными программами, правами доступа и т.д., дистанционные встречи, ТКС, видеоролики, методические рекомендации и другое).

Процессы

В каком виде в вашей компании ведется база знаний? Что используется в качестве хранилища знаний, как они классифицируются, как определяются владельцы знаний? Имеют ли конечные пользователи доступ к базе знаний?

Павел: В качестве системы управления знаниями мы выбрали Confluence. Под каждый продукт выделяется отдельное пространство. Конечные пользователи могут получить доступ к нашим хранилищам знаний.

Сергей: У нас есть Корпоративная библиотека с более чем 850 IT-книгами и Корпоративный университет (со 130 уникальными записями), где хранятся записи и презентации внутренних митапов, DemoDay, а также авторские курсы. Например, для сотрудников доступны авторские курсы: 

  • «Data Science для чайников» с онлайн и офлайн занятиями и домашними заданиями (14 лекция + 3 воркшопа);

  • «Быстрый старт в Power BI»;

  • «Time Management и личная эффективность». 

Каждый сотрудник компании может пользоваться этой базой с первого дня работ, добавлять новые книги и получать за это внутрикорпоративную валюту. 

Денис: HUB-ом в этом вопросе выступает Confluence. Портал, где можно найти необходимую информацию или ссылки на нее. Конечный пользователь имеет доступ. Информация обновляется по мере поступления новых предложений и новой информации.

Наталья: У нас есть большая база знаний по предметной области (финтех), так как она (область) сложная и многогранная, а проекты в компании очень разные. Сама база лежит в Confluence, её поддерживает вся команда аналитиков. Также у нас есть чат, в котором всегда можно задать любой вопрос.

По каким параметрам оценивается работа аналитика, по вашему мнению? Как понять, что сотрудник эффективен? Уделяется ли внимание развитию не только hard скиллов, но и soft?

Константин: Оцениваются не только индивидуальные результаты по своим текущим задачам, но и командная игра, умение взаимодействовать как внутри своей команды, так и с участниками проекта со стороны заказчика, быстрота адаптации и освоения наших технологий. 

Павел: Оцениваем работу не отдельно взятого сотрудника, а работу команды целиком. Для нас важно развитие как hard, так и soft скилов.

Сергей: Мы экспериментировали с разными KPI, но пришли к выводу, что в условиях «разношёрстности» проектов сложно придумать точные метрики, которые подошли бы всем. В конечном итоге мы опираемся на оценку, данную командой сотрудника и его руководителем. Оценка должна учитывать совокупную удовлетворенность команды и заказчика, рост сотрудника, точность и качество артефактов сотрудника. Безусловно мы понимаем и учитываем тот факт, что это субъективная оценка, однако редко она бывает разрушена детальным анализом работы сотрудника.

Денис: Учитывая что в нашем направлении (анализ данных, моделирование), далеко не всегда просто провести сравнение двух разных задач по сложности проектов, алгоритм простого сравнения не всегда работает. Но в то же время крайне важной является командная работа, которая включает в себя ответственность, моментальную обратную связь, особенно в сложной ситуации, что позволяет мобилизовать усилия на решении сложной задачи. Софт скилы, безусловно, важны. Однако, без харда далеко не «уедешь». В банке есть программы по развитию обоих направлений как хард, так и софт скилов.

Как проходит онбординг в вашей компании? 

Павел: Наш онбординг включает в себя прохождение программы адаптации в сопровождении ментора.

Наталья: Когда аналитик выходит на работу, он получает много разной информации: от стандартных моментов про процессы в компании до деталей о его проекте. У нас в Devexperts есть база знаний, которую аналитик может изучать самостоятельно, при этом его курирует кто-то из коллег и помогает ответить на вопросы, да и просто выступает в роли ментора.

Денис: Процесс онбординга нового сотрудника начинается еще до выхода на рабочее место. По ссылке новый сотрудник входит в виртуальное пространство банка, где он может получить полную информацию как о первом рабочем дне, так и о банке в целом. Чат–бот ответит на все интересующие вопросы про необходимые для оформления документы, первые шаги в банке и даст рекомендации.

Сергей: К этому процессу мы готовимся заранее, и лишь некоторые шаги отличаются в зависимости от того, какой формат работы был выбран соискателем. 

В первый рабочий день сотрудник получает доступ к рабочей почте и необходимым инструментам, корпоративному порталу и экосистеме компании. Welcome box и документы отправляются сотруднику заранее, общение с ним происходит онлайн – в мессенджерах или на созвонах. Мы приветствуем сотрудника в корпоративном чате, добавляем в чат с командой и прочие активности, проводим Welcome-тренинг и начинаем погружение в проект.

В день выхода, и не только, с сотрудником находятся на связи HR и руководитель центра компетенций. Через некоторое время после выхода (как правило, после двух недель работы) мы созваниваемся с сотрудником, получаем обратную связь по процессу трудоустройства и по самочувствию в команде.

В каком виде в вашей компании ведется реестр бизнес-процессов? Может ли конечный пользователь понять, какое место его работа занимает в реестре бизнес-процессов? Кто может быть инициатором изменения бизнес-процесса?

Сергей: В нашем случае скорее речь идёт о бизнес-процессе разработки ПО. В компании есть ряд используемых методологий. Они отличаются от проекта к проекту. Каждый сотрудник может достаточно прозрачно проследить, какое место его работа занимает в проекте, департаменте, компании, понять и оценить свой вклад. Любой сотрудник может предложить улучшения. Есть разные механизмы, например ящик идей, или улучшения в процессах своего проекта.

Денис: Описание бизнес-процессов также в подавляющем большинстве ведется в Confluence. Инициировать может любой сотрудник, главное — уметь описать изменения и обосновать необходимость изменений.

Имеются ли в вашей компании инструменты автоматического замера метрик по процессу, частоты его использования, количества пользователей, трудоемкость процесса и сопоставление реестра процессов с замерами для приоритезации для оптимизации?

Сергей: Мы используем стандартные метрики процесса разработки ПО. Используем и инструменты их замера. Метрики стараемся контролировать и оптимизировать.

Денис: JIRA. Однако, учитывая особенность нашего подразделения (анализ данных и моделирование) далеко не все процессы могут быть сопоставимы в измерении (например, подготовка данных для анализа для одной и другой задачи могут кардинально отличаться, и это отличие будет выявлено при работе над самой задачей).

В чем различие в обязанностях в Вашей компании между Бизнес и Системным аналитиком?

Константин: С учетом специфики работы нашей компании — аналитические решения —, наши системные аналитики отвечают за исследование источников информации, интеграционные решения и за проектирование модели данных. Бизнес-аналитики отвечают за анализ как исходных бизнес-процессов, так и процессов мониторинга, анализа и принятия решений, выявление показателей и аналитических разрезов, проектирование алгоритмов расчета показателей, их визуального представления и дальнейшей работы с информацией. 

Павел: Эти компетенции пересекаются между собой. Бизнес-аналитик работает с такой системой как «Бизнес». Разбирается в процессах и ищет способ повышения эффективности с помощью программных средств. Системный аналитик умеет проектировать программные средства, исходя из требований бизнес-аналитика или требований, собранных самостоятельно.

Сергей: В нашей компании не всегда есть четкое разделение между системными и бизнес-аналитиками. Из проекта в проект сотрудник выполняет тот или иной процент обязанностей двух ролей. Обычно распределение 60% на 40%, где 60 – системный анализ и 40 – бизнес. При этом за последние 2 года мы активно набираем Data Scientist специалистов в относительно новое подразделение компании.

Денис: Системный аналитик понимает внутреннее устройство технических систем и при этом может «переводить» с языка бизнеса на язык разработки. Системный аналитик отвечает за сбор требований к системе, занимается проектированием технического решения и ставит задачи команде разработки. 

Функции бизнес-аналитика в банке состоят в том, чтобы, изучив структуру бизнеса или процесс, выявить проблемы и найти способы их устранения.

Сейчас часто грань между системным аналитиком и продуктовым аналитиком настолько размывается, что сложно определить, кем по факту является специалист. Какие ключевые критерии отличия данных позиций вы можете обозначить?

Константин: Ключевая компетенция системного аналитика — проектирование модели данных, понимание реляционной алгебры, методологии построения хранилищ данных, понимание SQL.  

Ключевая компетенция аналитика прикладного аналитического решения близка к позиции бизнес-аналитика — понимание предметной области заказчика, методологии формирования отчетности и способа работы с информацией.

Сергей: Нужно понимать, что задачи системного аналитика и продуктового изначально разные. Если описать одним предложением, то системный аналитик переводит бизнес-требования в ТЗ для написания какого-либо софта, т.е. должен разбираться в разработке ПО, а продуктовый аналитик должен перевести задачу пользователя, его работу с продуктом через метрики в бизнес-требования.

Денис: В ВТБ эта грань в некоторых командах действительно размыта, как и во многих других компаниях.

В наших бизнесовых блоках (розничный бизнес, малый и средний бизнес, корпоративно инвестиционный бизнес) отличие продуктового и системного аналитика более очевидно, нежели в подразделениях рисков или data science — здесь как таковых продуктовых аналитиков нет, есть бизнес-аналитики. Их отличие от системных в том, что они находятся на стороне бизнеса и больше погружены в него, они отвечают за описание бизнес-процессов.

Системные аналитики обладают в том числе техническими навыками, которые позволяют им при необходимости погрузиться в задачи разработчиков или тестировщиков, что-то посмотреть или проверить. Они отвечают за «перевод» бизнес-требований на язык, понятный для разработчиков.

У нашего управления модельных рисков и валидации основной акцент на ДАТА аналитике, это работа непосредственно с данными.

Есть ли у вас программа повышения компетенций? Индивидуальные планы развития сотрудников? 

Василиса: Да, у нас есть ежегодная программа по развитию навыков и компетенций — нужно самостоятельно либо вместе с руководителем выбрать несколько векторов развития. После выбора компетенций будет предоставлен список лекций, литературы, прикладных занятий для самостоятельного изучения. В случае, если такой системы сотруднику недостаточно, то всегда можно подойти к своему руководителю, который поможет и подскажет, как двигаться дальше, даст задачи для роста сотрудника.

Евгения: Да, план составляется индивидуально совместно с руководителем.

Сергей: У нас есть ежегодная аттестация, в рамках которой составляется индивидуальный план развития сотрудника. Плановая ежегодная аттестация – это ключевое событие в развитии сотрудника. На ней сотрудник получает обратную связь от команды и руководителя.

Также подводятся итоги прошедшего года и ставятся цели на будущий год.
Индивидуальный план развития помогает сотрудникам подняться по карьерной лестнице, а при успешном выполнении ранее поставленных задач и целей после аттестации происходит увеличение заработной платы в среднем на 10%.

Каждый сотрудник может пройти внешнее или внутреннее обучение: компания компенсирует внешние курсы, а внутри компании можно воспользоваться существующей базой знаний или проконсультироваться в профессиональном сообществе у коллег в индивидуальном порядке или в комьюнити по направлениям.

Денис: Такая программа, конечно, есть.

Развиваете ли системный анализ? Каким образом? Какие интеграционные решения используете? Участвует ли СА в разработке архитектуры ПО?

Василиса: В нашем подразделении в билайне мы устраиваем постоянные встречи для обмена опытом между системными аналитиками, каждый может рассказать о своей проблеме или помочь советом коллеге, если уже сталкивался с подобной ситуацией. 

Также в Slack есть специальный чат для системных аналитиков всего билайна, где коллеги делятся опытом и присылают полезные материалы:  литературу, статьи и курсы для самостоятельного изучения.

Системный аналитик может участвовать в обсуждении архитектуры ПО, у нас как раз сейчас такой этап: мы переезжаем с монолита на микросервисы, и аналитики активно участвуют в создании микросервисной архитектуры. 

Константин: В проекте системный аналитик отвечает за выбор большинства решений на уровне проектирования модели данных и интеграционных решений, используя разработанные архитектором подходы, для аудита и поиска решения новых задач привлекается архитектор. 

Ведущие системные аналитики принимают активное участие в таких площадках как архитектурный совет и архитектурный комитет. 

Павел: Системный анализ для нас — одно из приоритетных направлений. Мы проводим внутренние и внешние обучения аналитиков. Системный аналитик может принимать участие в разработке архитектуры своего продукта.

Сергей: Мы используем все интеграционные решения (REST, SOAP, Reddit, Kafka и тд) в зависимости от проекта.

Денис: Учитывая, что СА в первую очередь «подход» в решении сложных задач, то, конечно, мы развиваемся. Пример, решение задач по формированию новых карт потоков данных в рамках анализа витрин.

Вопросы выбора интеграционных решений все же за главным архитектором ПО.

О старте карьеры и найме джунов

Бывают ли стажировки? Где о них узнать? Как можно попасть к вам на стажировку? 

Евгения: Да, у нас есть программа стажировок МТС Intro, все детали можно узнать на сайте и там же откликнуться на подходящие вакансии.

Павел: Запустили пилотный проект по стажировкам студентов, сотрудничаем с КубГУ в Краснодаре, НГТУ в Новосибирске и ЛГТУ в Липецке.

Сергей: Мы проводим стажировку для аналитиков, имеющих хорошую теоретическую базу, которые закончили разные онлайн-курсы. Чтобы подать заявку в Программу менторства Usetech, необходимо написать на почту hr@usetech.ru и пройти конкурсное собеседование с HR и ментором. После успешного собеседования начнется обучение менти на «боевом» проекте под руководством опытного ментора. Мы стараемся закреплять за одним менти одного ментора и один проект, чтобы обучение проходило планомерно, четко и с максимальной отдачей. 

Денис: В Банке ВТБ есть несколько программ для молодых специалистов: 

  • Школа управления рисками — это бесплатный учебный курс по подготовке риск-менеджеров будущего с перспективой трудоустройства в технологический блок Банка ВТБ.

  • «IT Юниор» и «Школы IT-Специалистов» для студентов и выпускников бакалавриата и магистратуры технических специальностей;

  • «ВТБ Юниор» в Головном офисе и для сети банка в Москве и регионах — программы стажировок для выпускников бакалавриата и студентов магистратуры финансовых и экономических направлений без опыта работы;

  • «ВТБ РОСТ» — программа развития для выпускников магистратуры с опытом работы от 6 месяцев по направлениям Корпоративно-инвестиционный бизнес, Средний и малый бизнес, Подразделения поддержки и контроля.

Узнать подробности по каждому направлению и оставить заявку можно на сайте. 

Возможен ли удаленный формат стажировок?

Евгения: Да.

Павел: У нас можно стажироваться удаленно.

Сергей: Да.

Денис: Полностью удаленных стажировок не предусмотрено. Стажеры плотно взаимодействуют с командой, поэтому хотя бы периодическое присутствие в офисе необходимо.

Чем стажерская позиция отличается от джуниорской?

Евгения: Стажер — это кандидат без коммерческого опыта работы или с минимальным (до 3-х месяцев). На позицию джуниора мы обычно берем кандидатов с коммерческим опытом работы от 1 года.

Павел: На стажерской позиции учимся применять знания на практике, осваиваем инструменты и подходы к работе. На джуниорской полноценно работаем с небольшими боевыми задачами.

Сергей: В нашем понимании стажер имеет только теоретическую базу, например, он закончил онлайн курсы, а джуниор имеет хотя бы минимальный опыт работы на коммерческих или личных проектах (возможно, в рамках получения образования). Соответственно, интеграция и обучение стажеров и джунов различается.

Денис: Стажерская позиция не всегда предполагает полную занятость, срок работы, как правило, ограничен, в отличие от джуниорской позиции. По окончании договора со стажером принимается решение о том, оставляем мы его в штате или нет, в зависимости от результатов его работы и желания.

Джуниорская позиция — позиция, где человек обладает минимальным набором теоретических и/ или практических навыков, для джуна разрабатывается план развития и вкладываются ресурсы и время в его обучение и развитие, чтобы человек мог расти по профессиональной и карьерной лестнице.

Что изучить в первую очередь, чтобы влиться в текущие тренды бизнес-аналитиков и занять достойное место на рынке труда?

Сергей: Тут важно определиться, что означает «достойное место на рынке», а именно достойное чему? Я бы дал общий совет: вам необходимо изучать то, что ценит желанный вами работодатель. Банк, системный интегратор, ретейл, стартап, госсектор и прочее – каждая область содержит свой набор софт и хард скиллов, свой стиль переговоров и свои перспективы. Попробуйте «покопать» в каждую область, найти подходящего вам работодателя, посмотрите его вакансии, сайт, социальные сети, а потом принимайте решение и работайте над скиллами.

Денис: В моем понимании это самостоятельность, открытость (не бояться описать реальное положение вещей), умение работать над несколькими проектами одновременно.

Готовы ли вы нанимать джунов? Какие минимальные требования по хард скиллам к Junior аналитику для получения первого оффера? 

Евгения: Да, позиции джунов у нас также открыты в некоторых командах. Требования различаются в зависимости от позиции (бизнес/системный анализ) и от команды, лучше ориентироваться на описание вакансии, которые есть в свободном доступе, например на Хабр Карьере или hh.

Павел: Мы нанимаем джунов, для начинающего специалиста важны желание и способность к обучению. Бонусом будет наличие около IT-шного хобби, студенческого проекта, практики в сфере IT.

Сергей: Все зависит от проекта и от того, по каким метрикам кандидата оценили как Junior.

Денис: Джунов нанимаем, если в команде есть более сильные, «матерые» специалисты, которые могут выступать ментором для джуна.

Минимальные требования по хард скилам зависят от команды и проекта, куда мы рассматриваем человека: аналитику необходим продвинутый уровень владения Excel (VBA), SQL, в некоторых случаях нужно владение Python, R или SAS.

Можно ли попасть к вам в компанию после прохождения онлайн-курсов? Можно ли начать работать, не имея коммерческого опыта работы? 

Евгения: Да, сначала — на стажировку и после успешного прохождения можно в штат.

Сергей: Мы развиваем программу менторинга в компании. Но так как обучение в нашем случае — это штучный продукт (один ментор обучает одного менти), все зависит от наличия свободных менторов. 

Денис: В некоторых командах — да, мы с удовольствием рассматриваем таких людей на стартовые позиции. Если это хорошие курсы, и они дали хорошую базу, в ходе обучения были качественно выполненные проекты, такого человека мы возьмем при успешном прохождении интервью.

Главное — желание обучаться, соотносить свои знания и опыт с реальной ситуацией, быть нацеленным на долгосрочное сотрудничество.

Каков средний временной период для перехода из junior в middle?

Василиса: Все зависит от твоего желания развиваться и брать на себя больше ответственности. В среднем этот период варьируется от полугода до двух лет. Если ты не хочешь развиваться, и тебя устраивают рутинные задачи без выхода из зоны комфорта, то это тоже нормально.

Евгения: Полтора-два года в среднем.

Сергей: Зависит от специализации, но если брать средний период, то это 1 – 1,5 года.

Денис: Среднего срока нет, зависит от человека. Если говорить про рост дохода в связи с ростом профессионального уровня – он возможен через полгода работы в банке.

Какого уровня проекты вы бы хотели видеть в портфолио у соискателя на вакансию Аналитика Данных на Intern/Junior позицию?

Сергей: На мой взгляд, достаточно учебных проектов, которые даются на серьезных курсах «Аналитик данных». 

Денис: Готовы рассматривать реальные кейсы. В портфолио может быть написано много интересных слов, но главное — что за ними стоит.

Стажерам лучше делать упор на собеседовании на hard скиллы, soft скиллы или энтузиазм?

Василиса: На мой взгляд, на hard и soft скиллы надо делать упор и хотя бы теоретически понимать, о чем на желаемой работе будет идти речь и какими задачами предстоит заниматься. Без энтузиазма тоже сложно будет найти работу. 

Евгения: Лучше сразу на все, но важно помнить, что, даже если есть какие-то пробелы по hard скиллам, их всегда можно компенсировать продвинутыми soft скиллами.

Павел: Лучше всего на собеседовании быть собой и подготовиться. 

Сергей: К сожалению или к счастью, каждый работодатель смотрит не только на ваши харды и софты, но и на стиль поведения. Он хочет понять, насколько ему хотелось бы работать именно с вами. По сути, вам нужно делать упор на то сочетание хардов, софтов и моделей поведения, которое нужно конкретному работодателю. Изучите подробнее его вакансию, сайт или социальные сети, чтобы предположить, что лучше демонстрировать на собеседовании.

Денис: В первую очередь на собеседовании со стажерами руководитель обращает внимание на желание и умение обучаться, на уровень коммуникативных навыков, и в последнюю очередь на hard скиллы.

Какие хорошие курсы порекомендуете для системных аналитиков?

Сергей: К счастью, сейчас качество онлайн образования на высшем уровне, поэтому тут зависит от конкретного запроса специалиста. 

Денис: Я.Практикум – курс «Системный аналитик».

Что необходимо знать стажёру в продуктовой аналитике?

Сергей: Понимать, что такое продукт и продуктовая аналитика, знать основы статистики, Excel и SQL, уметь визуализировать данные и писать простой код.

О меняющих сферу деятельности и возрасте

Насколько компании важен возраст соискателя? 

Василиса: В билайне нет предвзятого отношения к людям по возрасту, полу, кто меняет сферу деятельности. Для нас важнее всего профессиональные навыки и то, как человек будет чувствовать себя в нашем коллективе, сумеет ли прижиться и разделит ли ценности компании. 

Евгения: У нас нет никаких ограничений или предубеждений по поводу возрасту соискателя, кроме трудового законодательства.

Константин: В «ПолиАналитике» работают сотрудники разного возраста, и мы рады всем. В будущих сотрудниках ценим не возраст, а желание расти и развиваться вместе с нами.

Сергей: Мы оцениваем компетенции, а не возраст соискателей.

Денис: Сейчас уже крайне редко заостряется внимание на возрасте кандидатов, тем более на какие-то технические позиции. Каждого кандидата рассматриваем индивидуально.

Евгений: Не имеет значения. Знания и опыт не зависят от возраста.

Принимают ли на стажировку возрастных (после 30 лет) интернов или джунов? 

Евгения: Да.

Денис: Джунов – да, если человек прошел переобучение и обладает хорошей теоретической базой.

Евгений: Да. У нас прошли 3 волны стажировок. Самый взрослый стажер, который и сейчас работает у нас – 1982 г. рождения.

О карьере

Какие перспективы карьерного роста у аналитиков в вашей компании?

Василиса: Можно развиваться как горизонтально, так и вертикально.
Под горизонтально я имею в виду смену направления, например, был системным аналитиком, а становишься деливери менеджером или продуктом.

Вертикальное развитие подразумевает под собой прохождение всех ступеней системного аналитика — джун, мидл, синьор, а затем рост в эксперта, руководителя отдела или, например, архитектора.

Евгения: В зависимости от того, какая позиция: бизнес или системный анализ. И там, и там можно растить свою экспертизу и двигаться вверх по грейдам либо переходить в смежные области, например, бизнес-аналитики часто переходят в проектный менеджмент, а системные аналитики могут переходить в архитектуру.

Константин: С учетом сложившейся у нас реальной практики возможны три сценария развития сотрудника:

  • Профессиональный рост в соответствии с повышением знаний, навыков и компетенций — от позиции младшего аналитика до главного аналитика и архитектора;

  • Управленческий рост в соответствии с повышением уровня ответственности за результат: от тимлида проектной команды, до руководителя проекта или руководителя группы, руководителя отдела, аналитического решения (направления/практики);

  •  Изучение и освоение смежных ролей: системный анализ, бизнес-анализ, разработка и т.д.

Компания молодая, мы динамично развиваемся, бизнес растет, в связи с чем у нас много руководящих задач. Поэтому у нас часто сотрудники растут и занимают руководящие должности. 

Павел: У аналитика есть возможность вертикального и горизонтального роста. Горизонтальный рост обеспечиваем наличием широкого набора систем, рост вертикальный зависит от результатов и предпочтения аналитика, можно продолжить свое развитие экспертом, перейти в функциональные архитекторы, лидера продукта или куратора аналитиков.

Сергей: Все зависит от сотрудника, его активности, поведения и того, как он видит свое развитие. У нас есть ребята, которым нравится просто заниматься системным анализом, есть те, кто хочет двигаться в сторону менеджмента или даже коучинга, и те, кому близка архитектура. Компания всем предоставляет возможности роста, а план составляется индивидуально.

Денис: В банке существует определенная система грейдов — специалист, главный специалист, эксперт, тимлид. В среднем переход на более высокий уровень занимает 1.5 года, но у каждого свой путь. Внутри банка в смежных подразделениях всегда есть вакансии, на которые внутренние кандидаты могут претендовать. Вообще, структура банка очень живая и подвижная, постоянно появляются новые направления и вакансии — горизонт для развития очень большой.

Евгений: Перемещения в компании возможны горизонтальные и вертикальные.

1. Изменение команды по профилю аналитики, переход в продуктовую команду на роль CJE (прокачка софт скиллов).
или в команду DATA-инженеров (прокачка хард скиллов),
2. Рост до Тех. Лида аналитики (работает) или до PO бизнес команды (минуя CJE).

Возможно ли стать аналитиком без высшего технического образования?

Василиса: Да, возможно. У нас есть ребята, например, с экономическим образованием.

Евгения: Да, таких кейсов довольно много.

Константин: Возможно, но требует сильной внутренней мотивации и организации, так как требуется постоянное обучение новым предметным областям, направлениям, практикам, различным инструментам. Высшее техническое образование важно не само по себе, а как один из возможных признаков наличия этих качеств у соискателя. 

Павел: Да, это возможно.

Наталья: Возможно всё! У меня, например, гуманитарное образование, и оно мне очень помогло в профессии. Любое высшее образование дает академическую базу и учит нас думать/анализировать. Да, пришлось восстанавливать какие-то технические знания и чему-то учиться с нуля, но я отношусь к этому исключительно положительно, так как это расширяет кругозор. 

Сергей: Возможно. Уже несколько лет говорят о тенденции игнорировать пункт «Образование» в резюме. Несколько площадок также тестировало такой подход. Говоря за себя, я вообще не смотрю на образование. Важно лишь то, как человек отвечает на вопросы о профессии. НО! Вы должны понимать, что наличие образования — это дополнительный источник информации о вас, а также возможность научиться быстро обрабатывать большие пласты информации. Например, смогли ли вы усидеть 5 лет, изучая, в том числе то, что вам неинтересно. Это многое говорит о человеке. Тем более, если это было серьезное учреждение, что косвенно подтверждает ваш интеллектуальный потенциал.

Денис: Да, возможно. И мы готовы рассматривать кандидатов прошедших, например, переобучение. 

Евгений: Разумеется. Знания, необходимые для работы, можно получить и вне рамок ВУЗа. Например, у нас в команде есть аналитики с образованием биолога, экономиста и др.

Правда ли, что из разработчиков получаются плохие аналитики?

Евгения: Лучше спросить у разработчиков. На моей памяти разработчики в целом нечасто переходят в аналитику.

Константин: Не может быть общих ответов на подобные вопросы. Разработка программного обеспечения в целом и аналитических решений в частности требует комбинации различных навыков, знаний и зависит от индивидуальных способностей каждого человека. В нашей компании есть успешный опыт смены ролей. 

Павел: Это неправда. Хорошим аналитиком не рождаются, а становятся.

Сергей: Да, но нет. Стиль мышления и работы разработчика сильно отличается от стиля мышления и работы аналитика. Я видел много аналитиков, которые утверждали, что не смогут работать разработчиком и наоборот. Вопрос в другом: вы в достаточной степени готовы учиться и меняться, чтобы переучиться и стать разработчиком, аналитиком, тестировщиком, менеджером и т.д?.. Ведь у многих получается!

Денис: В плане отбора кандидатов на позиции мы никогда не ставим себе каких-то узких рамок, и готовы рассматривать и бывшего разработчика, и инженера, и менеджера. Здесь все очень индивидуально.

Евгений: Впервые слышим о таком мифе (на самом деле отчасти да, ход мысли другой).

О технологиях и трендах 

Как видят сложившуюся ситуацию на рынке крупнейшие игроки IT-отрасли — это перспективы или все таки трудности, которые будут героически решены?

Василиса: И то и другое. Нет ничего черно-белого. Конечно, мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, например, в сфере программного обеспечения: приходится смотреть на шаг вперед и подыскивать разрешенные аналоги.

В то же время появляются новые возможности для роста и развития продукта, например, можно предлагать те услуги, которые раньше спросом не пользовались или их предоставляли другие компании, у которых сейчас нет возможности предоставлять эти же услуги дальше. Из-за смены приоритетов появилось время для рефакторинга, на который обычно не хватает ресурсов. 

Сергей: Сложившаяся ситуация — это время возможностей для реализации новых идей и разработки новых продуктов. Сейчас активно обсуждается тема импортозамещения. Большая часть IT-компаний, в силу сложившихся обстоятельств, была вынуждена перейти с зарубежной инфраструктуры на российскую. Это очень ответственное и трудоёмкое занятие, за которым стоят высокие риски, если не учесть все детали переезда. У нас есть реальный опыт миграции ПО: за неделю мы осуществили переход с 20+ зарубежных сервисов на отечественные аналоги.

Кроме того, как было написано выше, это время для разработки новых отечественных продуктов, которые могут стать заменой зарубежным сервисам. Например, в рамках импортозамещения ГК Юзтех разработала два новых продукта, которые вывела на российский рынок: UseBus (российская шина данных, которая служит центром взаимодействия всех информационными системами (ИС) и обеспечивает быструю и гибкую интеграцию приложений с любыми платформами и экосистемами, как российскими, так и зарубежными) и TealHR (масс-маркетное решение для управления HR-процессами, работы с HR-брендом компании и мотивацией сотрудников).

Денис: Ситуация безусловно изменилась, что дает вызов к новым достижениям и решением интересных задач. Но решение задач для нас — это не геройство, а получение удовольствия от их решения.

Евгений: Это возможности! Быть первыми в чем-то новом.

Какие навыки надо улучшать аналитику прямо сейчас, чтобы быть востребованным в 2022-2023 году?

Сергей: Те, что сложнее всего улучшать. Если востребованность — это наличие потребности в вас, то потребность всегда есть в том, что мало кто умеет. Проще всего взять те области знаний, которые лично вам не хочется учить, и это будет то, что нужно. На моей памяти чаще всего сложности вызывают следующие аспекты: проектирование интеграций, сложные запросы sql, проектирование БД, навыки ведения переговоров, иностранный язык и др. Можно начать с любого из этого.

Денис: См. выше, открытость, самостоятельность, инициативность, умение работать и чувствовать данные.

Евгений: Веб-аналитика становится все ближе к нам.

Какие стеки используете на проекте? И что больше юзаете в архитектурном стиле : Rest API или SOAP? что используете для шины и почему именно это? У вас микросервисная архитектура или есть монолит?

Павел: У нас в тренде Vue.js, Java и Oracle, есть DataLake и BI. Чаще используем REST API, местами есть SOAP. Есть и микросервисные, и монолитные системы.

Сергей: Так как у нас очень много проектов в разных сферах (ретейл, финтех, госсектор и т.д) то можем сказать, что выбор стека, архитектурного стиля зависит от конкретного проекта. Есть все. А ротация внутри компании позволит вам еще и подобрать проект, наиболее интересный именно вам и подходящий под скиллы.

Денис: Если говорить про архитектуру, то Rest API, в подавляющем большинстве архитектура микросервисная. 

Евгений: У нас микросервисная архитектура.

В каких программах в основном работают бизнес-аналитики?

Денис: Microsoft Power BI/Qlik Sense/Dash.

Евгений: Для SQL (Dbeaver, DataGrip). Для языка Python — кому что удобнее — (Jupiter, spider). Для дэшбордов — (Dashboard — коробочное решение ДК). Ну и стандарт — Excel, Powerpoint иногда.

Приведите примеры успешного применения ML в вашей компании. И примеры, ML не дал бизнесу значительных результатов. 

Сергей: Спасибо за вопрос. На эту тему нужно написать отдельную статью. Следите за Habr блогом Компании, обязательно напишем и расскажем.

Денис: В нашей компании ML применяется не ради ML, а для решения конкретных бизнес- и риск-задач. В банке есть большое подразделение разработчиков моделей, которые используют различные современные ML подходы. Также есть подразделение валидации моделей, отвечающее за проверку качества разработки, применения и внедрения моделей, что является уникальным направлением, специфичным для банковской области. Сотрудниками банка, в том числе, являются и кандидаты наук в области машинного обучения, выпускники передовых вузов по этому направлению.

Евгений: Этим в нашей компании занимается направление DS. Разумеется, как и в любом живом и развивающемся бизнесе, были гипотезы, которые не нашли своего подтверждения. А есть идеи, которые выстрелили. А в аналитике используем МL для прогнозирования, так как это наиболее полезно бизнесу.

Какие самые востребованные направления аналитики сейчас?

Павел: Аналитики мобильных и web приложений, интеграций, BI и аналитики данных.

Сергей: Если мы говорим в рамках рынка РФ, то тут нужно провести исследования. В рамках нашей компании все же востребованы аналитики, у которых смежные задачи по бизнес и системному анализу. 

Денис: В нашем направлении это анализ данных.

Евгений: Бизнес-аналитика нужна всем, а вообще актуальна веб-аналитика.

Какие перспективы открылись для компаний-участников в связи с мировыми событиями?

Константин: Дополнительные возможности для применения накопленного командой опыта, созданных решений и инструментария.

Денис: Будет происходить переформатирование внутреннего рынка.

Евгений: Продвинуть свой IT-продукт.

На рынке IT специальностей, в частности разработчиков, много junior специалистов и желающих «вкатить в IT», которые не могут найти работу. Но мало классных синьоров и лидов. Сейчас с аналитикой происходит то же самое: появляется много курсов и выходцев с них, аналитика становится все более массовой, становится путём «ну если в IT не попаду, то хотя бы сюда». Как вы думаете, что будет с рынком аналитики в ближайшем и долгосрочном будущем?

Василиса: Все с чего-то начинают. Я не сторонник того, что курсы — это очень плохо.

Я думаю, что все будет развиваться в лучшую сторону. Невыгодно делать плохой продукт, даже если на него есть спрос, ведь со временем все заметят, что «король-то голый». Все классные синьоры и лиды тоже когда-то были начинающими в своей области, возможно, что даже не у всех из них есть высшее образование. 

Мне кажется, что со временем аналитика будет развиваться, а не уйдет в упадок. 

В билайне существует направление BeeInterns, в рамках которого функционируют школы как для сотрудников, так и для всех желающих, кто хочет освоить новую IT-специальность. В 2020-м появилась первая программа по разработке web-интерфейсов, основанная сотрудником билайна Александром Вендером, а в 2022-м — школа Data Engineering.

Константин: Рынок с высокой конкуренцией, растущий и постоянно развивающийся. Как и с любой инженерной профессией, будут востребованы специалисты, обладающие глубоким опытом в конкретной предметной области и специалисты, обладающие широкой эрудицией и способностью быстро осваивать различные технологии.  

Павел: Каким бы ни был рынок, подготовленный специалист не останется без работы.

Сергей: На этот счет есть разные мнения. Одни говорят, что сотрудники, проходившие интервью 3 года назад, не смогли бы пройти интервью сейчас при тех же знаниях. Требования выросли, жить стало сложнее.

Другие говорят (и я, в том числе), что качество аналитиков упало. Лодку раскачивают курсы, которые учат чему угодно, но не работе аналитиком, и большие корпорации, которые предлагают ЗП выше рынка за меньшие скиллы. В результате джуны и слабые мидлы, вооружившись сертификатами, просят сеньорские ЗП. В связи с последними событиями сложно давать долгосрочные прогнозы, но видится это так: скоро ЗП упрутся в европейские эквиваленты, и отрасли придется скорректировать требования к аналитикам в соответствии с зарплатным максимумом.

Денис: Курсы не дают возможности работы с реальными задачами. А теория без практики – не особо полезна. Поэтому выходцы с курсов не представляют серьезной конкуренции для прикладных специалистов. Поэтому становитесь не «диванными» специалистами, а востребованными практиками.  

Евгений: Естественный отбор работает и у нас, даже IT-гении-синьоры могут провалиться в бизнес-анализе, рынок будет смещаться в сторону веб-аналитики и более качественного визуала.

Вопросы со звездочкой

Как лично вы начали свой путь в IT?

Василиса: Если рассказывать весь путь с самого начала, то все началось еще лет в 15.

Сначала была просто мечта работать в IT, в тот момент я думала, что стану разработчиком. Поступила в один московский лицей в класс с информационно-технологическим уклоном, старалась делать все задания по программированию, находить более оптимальные решения задач. Затем сдала ЕГЭ, выбрала вуз — Российский университет дружбы народов. Окончила бакалавриат по специальности «Прикладная математика и информатика». На четвертом курсе пыталась найти стажировку по системному анализу, но не смогла — никуда не брали. Все компании искали стажера на 40 часов в неделю. Я училась очно и не могла себе этого позволить. 

После бакалавриата решила пойти в магистратуру на то же направление, в своем же университете, но на другую кафедру. Съездила по обмену на обучение в Европу, изучала там такие предметы, которых у нас в университете не было, например, визуализацию данных и облачные вычисления. Вернулась в Россию и уже через пару месяцев нашла первую работу — младшим консультантом в консалтинге. До этих пор много ходила по собеседованиям и получала много отказов. Если бы спросили, как этого избежать, то я бы сказала, что надо составить полное понимание того, где ты хочешь работать и какие задачи выполнять. А иначе получается «ищу то, не знаю что».

Павел: Освоил программирование в старших классах и пронес этот интерес через студенческие годы, разрабатывая сайты. Редактирование кода популярных CMSок натолкнуло меня на мысль, что сложные информационные системы невозможно сразу реализовать в коде. Нужно было построить модель системы, подобную чертежу изделия из материального мира. В этот момент мне на помощь пришла кафедра подготовки ИТ-специалистов одного из интеграторов. После прохождения обучения и стажировки я попал в IT.

Денис: Поступил в МФТИ. А дальше был тяжелый труд.

Что вам больше всего нравится в своей профессии?

Василиса: Люблю полностью разбираться в поставленной задаче, люблю учиться новому у коллег и применять это в своей работе. Люблю знать чуть больше, чем другие, чтобы помогать коллегам, когда моя помощь актуальна. Люблю красиво оформлять тз, чтобы было понятно любому читателю.

Павел: Узнавать новое и погружаться в предметные области. 

Наталья: Коммуникация! Люблю разговаривать с людьми и выяснять детали, ещё безумно приятно видеть результат своей работы в виде работающей системы и осознавать, что ты делаешь что-то полезное.

Денис: От улучшения модели, что является моей задачей – ты получаешь удовольствие.

Работа аналитика — это все-таки рутина или вызов?

Константин: Аналитика — это творческая профессия, требующая инженерных навыков. Не бывает двух одинаковых заказчиков и одинаковых проектов, каждая задача требует поиска оптимального решения, изучения нового материала, применения ранее накопленных знаний и навыков, приложения усилий различных специалистов и командной игры для достижения хорошего результата.  

Наталья: Работа аналитика — это вызывающая рутина. На самом деле, в нашей работе есть и то, и другое, но было бы очень тяжело постоянно решать какие-то сложные задачи, не имея шанса переключиться на другой вид деятельности.

Сергей: И то и другое. И это хорошо! Вы вряд ли хотите сплошные вызовы, потому что это путь к выгоранию. Вы вряд ли хотите постоянную рутину, потому что это скучно. Проблема лишь найти такую позицию, где их соотношение подходит для вас и/или вы можете это соотношение нативно менять.

Денис: Любая работа подразумевает рутину. Работают без рутины — рантье. Но другое дело — какая доля рутины в твоей работе, и что является рутиной конкретно для каждого человека. Из моего опыта каждый под рутиной понимает разное. Это позволяет формировать команды так, что для каждого рутины будет в меру.

Что почитать

Список книг, ссылок, статей, подкастов, курсов, всего остального — что обязательно нужно прочитать аналитику.

Василиса Голицына

Не буду советовать много литературы, потому что, на мой взгляд, мастерство приходит с опытом, а не с теоретическими знаниями, но пару книг все же посоветую.

1. Карл Вигерс, Джой Битти «Разработка требований к программному обеспечению» — эта книга нечто вроде библии для всех аналитиков, которые занимаются анализом и формализацией требований. 

2. Майк Кон «Agile. Оценка и планирование проектов» — в данной книге понятно и доходчиво рассказывается об Agile-подходе и основных Agile-церемониях, также книга оснащена хорошими реалистичными примерами использования методологии Agile.

Вообще очень важно читать не только те книги, которые все читают, но и те, что близки вашей предметной области. Если вы планируете стать аналитиком сайта, то почитайте про взаимодействие фронтенда и бекенда. Если планируете работать с базами данных и витринами, то читайте больше об этом. Может, вы хотите развиваться в области финтеха, тогда будет не лишним изучить эту область. Очень важно разбираться в своей предметной области и архитектуре того, как устроена система, с которой ты работаешь.

Наталья Леонова

По моему мнению, начинающему аналитику следует знать «золотую базу» в виде Вигерса, BABOK`а, Коберна и Паттона, а дальше смотреть по ситуации и набирать ту информацию, которая более актуальна в текущем проекте (а ещё быть любознательным). Вообще важно учиться постоянно и не терять интерес к профессии, потому что информации очень много.

Денис Черепин

Всем интересующимся ML я бы рекомендовал ознакомиться со следующей статьей: Интервью Константина Владимировича Рудакова «Обучаться на прецедентах».

В части курсов:

  • SQL (отличный ресурс);

  • На платформе «Яндекс.Практикум» очень хорошие курсы по анализу данных и DS.

Комментарии (1)


  1. awfun
    27.05.2022 00:41
    +1

    МТС большой, и мой опыт может не совпадать со словами Евгении:

    • Про адаптацию. Начиная с момента трудоустройства HR про сотрудника забывают, введение в проект осуществляют сотрудники проекта. Плюс - не надо проходить формальные курсы. Минус - если коллеги ранее не составили инструкцию, то придется собирать информацию по кусочкам

    • Про аналитиков. На моём проекте аналитиков не было, формализацией задач занимались в основном PO и лиды разработки. Из разработчиков получаются хорошие аналитики, ценой уменьшения времени на разработку )