Расскажу кратко самое интересное из книги “Креативный мозг. Как рождаются идеи, меняющие мир” нейропсихолога Элхонона Голдберга. Еще попробую на базе идей из книги сформулировать гипотезы, как повысить креативность мышления.
Составляющие креативного мышления
Креативное мышление - способность человека создавать качественно новые решения на базе предыдущего опыта. При этом желательно, чтобы такие решения в той или иной мере были своевременными, полезными для общества и имели потенциал для улучшения текущей реальности.
Для того, чтобы сделать что-то по-настоящему новое и креативное, потребуется немало усилий. Компоненты креативности:
Целенаправленное приложение сил в удачно выбранной области. Там, где природные задатки, опыт, способности человека находят лучшее применение.
Сильный интерес к новизне. Способность и желание находить решения для проблем, которые раньше не возникали.
Интеллектуальный нонконформизм. Критичное отношение даже к устоявшимся теориям, художественным формам, решениям.
Способность соотносить старые знания с новыми задачами.
Созидательная способность и гибкость мышления. Способность подходить к проблеме с разных сторон.
Способность поддерживать постоянные усилия, необходимые для решения проблемы. Приверженность выбранной теме и способность преодолевать трудности.
Умение работать в состоянии потока
Фокус. Способность систематически поддерживать логическую цепочку размышлений.
Бунтарский дух. Неудовлетворенность текущим положением, готовность двигаться вперед несмотря на сложности.
Своевременность идей, резонанс с актуальными для общества темами.
Под креативностью не стоит понимать только что-то исключительно выдающееся, вроде открытия закона тяготения или создания пятой симфонии. На самом деле, найти новое решение для проблемы - это значит проявить креативное мышление. Если упрощать, креативное мышление - это возможность мозга использовать старую информацию для создания чего-то принципиально нового.
Какие процессы в мозге позволяют мыслить креативно
В мозге нет какой-то определенной части, которая отвечает за креативное мышление. Участвует сразу несколько структур и оба полушария.
Мозг не может создавать что-то новое без опоры на предыдущие знания и опыт. Даже самые революционные идеи базируются на уже имеющихся знаниях. Подавляющее большинство по-настоящему креативных людей, творческих личностей и ученых в начале овладели мастерством в своей области в значительной степени, а уже потом создавали что-то новое.
Вероятно, работает это так. Префронтальная кора как детали лего берет информацию, которая уже хранится в других отделах мозга, например, в теменной, височной и затылочной коре. Этот механизм позволяет комбинировать знакомые элементы для получения чего-то принципиально нового. Например, русалочки. Ее не существует в реальном мире, комбинация рыбы и человека в одном существе является принципиально новой и креативной.
Как именно префронтальная кора взаимодействует с другими отделами мозга? Нейробиологи выделяют три сети, три схемы мозговых структур. ЦУС, СПР и СПЭФ.
ЦУС - центральная управляющая сеть или сеть управления познанием. Представляет собой объединение областей мозга, которые совместно работают, когда человек целенаправленно работает над задачей познавательного характера.
СПР - сеть пассивного режима. Эта сеть активизируется, когда ни одно внешнее задание не запускает познавательные процессы и мозг человека предоставлен самому себе. Мозг не бездействует. Вместо того, чтобы включаться под воздействием навязанной извне задачи, он занимается заданиями, выбранными внутри и направленными внутрь. Это похоже на состояние при пробежке или прогулке, когда вы особенно ни о чем не думаете, но ваш мозг в фоновом режиме выбрасывает какие-то обрывки информации.
Иными словами, ЦУС обрабатывает информацию о внешнем мире, а СПР обрабатывает информацию изнутри. Если сеть ЦУС активизируется, сеть СПР ослабляется - и наоборот.
СПЭФ - сеть познавательных и эмоциональных функций. Эта сеть активизируется, когда происходит переключение между СПР и ЦУС.
В целом, пассивный режим (или умственное блуждание) является необходимым условием креативности. Все дело в чередовании направленных умственных усилий (сфокусированного решения проблемы) и умственного блуждания.
Когда целенаправленные, сознательные попытки решить какую-то проблему не приносят результата, это не означает, что произошла ошибка. Эти усилия имеют важную роль в творческом процессе совместно с умственным блужданием. С другой стороны, умственные блуждания могут дать результат при условии предварительного длительного времени сфокусированной работы.
Обычно цикл требуется повторить много дней, месяцев и лет, пока не будет найдено то самое решение проблемы.
Существует ли “ген творчества”
Одного гена нет, потому что процесс креативного мышления очень сложный. Задействованы несколько отделов мозга. Успех реализации зависит от многих факторов. Попытки найти конкретный “ген творчества” были, но провалились. Сейчас наука такого гена не знает.
Но некоторые связи между отдельными генами и отдельными частями процесса креативного мышления все-таки есть. В целом, вероятно, примерно 40% индивидуальных вариаций “кристаллизованного интеллекта” (зазубренные знания) и 51% подвижного (способность к решению новых проблем) могут объясняться наследственностью, но эти различия контролируются действием очень большого числа генов.
В целом, как минимум половина успеха зависит не от наследственности, а от самого человека. К тому же следует помнить, что к креативности ведет много дорог. Сознательные усилия в верном направлении могут помочь увеличить унаследованные особенности мозга.
Гипотезы, как повысить креативность мышления
В книге нет никаких советов или выводов. Сам Голдберг, безусловно, креативен. В книге он в числе прочего рассказывает о по-настоящему креативных и прорывных научных идеях, которые он воплощал еще в университете. Нет, он не хвастается, но после прочтения книги вопросов о креативности мышления автора не остается.
Хорошо, а что делать остальным? Как генерировать нетривиальные идеи и делать маленький, но рывок в новое и нерешенное?
Много работать над важной для себя проблемой
Мозг не может создать что-то новое без опоры на предыдущие данные. Нельзя просто так лечь спать и увидеть во сне гениальную картину. Нет, нужно месяцами и годами получать новые знания и данные для того, чтобы мозг получил достаточно материала для решения. Все данные, которые мы получаем о важной для нас проблеме - это материал для префронтальной коры. Просто потреблять информацию недостаточно, но это один из необходимых компонентов процесса.
Осваивать смежные сферы хотя бы на базовом уровне
Креативные решения зачастую формируются на базе комбинации несвязанных на первый взгляд данных. Освоение сфер смежных с интересующей вас может дать тот самый ключик для префронтальной коры.
Сознательно давать мозгу время поблуждать
Необходимо сознательно чередовать фазы фокуса и отвлечения от задачи. При этом для “умственного блуждания” подходит прогулка, бег, медитация, бытовые задачи без фокусировки внимания. Не подходит - прогулка с кем-то, соц сети, музыка и видео на фоне. В общем, на фазе “умственного блуждания” желательно сократить новые стимулы для мозга.
Еще важно помнить, что “тупик” в решении сложной креативной задачи - это нормальный этап ее решения. Мозг в этот момент не буксует, а проходит нормальный процесс генерации идей.
Не бояться задавать вопросы и развивать критическое мышление
Креативные решения рождаются из двух основных состояний: а) проблема новая и решения вообще нет, б) текущее решение проблемы не устраивает человека, который пытается генерировать новое.
Оттолкнуться от того, что не устраивает в текущей реальности или в привычном решении - это необходимый шаг для генерации нового.
Генерировать идеи и потом отбирать лучшее
Лучший способ найти хорошую идею - это выбрать ее из множества идей. Есть разные техники для командного и одиночного брейншторма. Есть подозрение, что они отлично работают как помощники для префронтальной коры в перебирании пазлов внутри мозга.
Важное примечание
В статье я не повторяю это каждый раз, но все идеи прямо взяты из книги и принадлежат автору, Элхонону Голдбергу. Исключение - раздел “гипотезы, как повысить креативность”, это мои размышления на тему на базе данных из книги.
Это означает что всем разделам, кроме указанного, можно верить с очень большой вероятностью, поскольку Голдберг - ученый, нейробиолог и нейропсихолог.
Если вам понравилась статья - попробуйте почитать книгу, она прекрасно написана. В книге больше экспериментов и теории, а еще вопросы креативности животных и искусственного интеллекта.
Комментарии (4)
kichrot
31.05.2022 21:03+1... В целом, как минимум половина успеха зависит не от наследственности, а от самого человека. ...
Крайне алогичное утверждение. Так, как отсылка к человеку, это отсылка, в том числе и к его наследственности. Невозможно противопоставлять человека и его его наследственность, т.е., в контексте статьи, его врожденные способности к обучению, абстрактному мышлению и анализу.
"От каждого по способностям", этот принцип, сформулированный на основе всего опыта человечества, констатирует объективное и непреодолимое - все люди от рождения разные. И, никакими методами воспитания, никакими приобретенными знаниями и навыками окончательно не нивелируешь, врожденную разницу всех людей.
Так, что наследственность, всегда и везде, объективно влияет на успешность человека и в целом ее определяет.
... Это означает что всем разделам, кроме указанного, можно верить с очень большой вероятностью, поскольку Голдберг - ученый, нейробиолог и нейропсихолог. ...
Верить никому нельзя.
Наука отрицает авторитаризм, в любых его формах и проявлениях.
starik-2005
31.05.2022 21:10+1Товарищ Гумилёв (Лев Николаевич) называл вот это вот все "пассионарностью". А с этим сейчас проблемы - трудности с доступным дофаминчиком, который блокирует работу мозга.
Schokn-Itrch
Активному спору о признании значимости авторитета лет 300. Среди популяризаторов науки, за это время его, не обслюнявил только ленивый. Тем более, что данное утверждение напрямую противоречит 2,3,5,9 и 10 пунктам из начала статьи. В оригинале они не слишком противоречат, поскольку подаются более развернуто.
Согласен и рекомендую.