Этот велосипед формально на ходу, на нём можно приноровиться ездить. С потерями и ранами, но можно. А нужно?

Когда-то давно я решил пить чай и кофе без сахара. На первых порах было очень сложно и выручал дорогой сахарозаменитель в микротаблетках: 2 штуки и прямо сладко. Очень быстро я стал замечать, что вкус напитков испортился, появилась какая-то неприятная, неописуемая химозинка, которая потом долго держалась во рту и вызывала жажду. Попробовал другой — тот же эффект. В итоге после пары месяцев мучений, стевии и прочих сладких добавок я стал наслаждаться всеми видами чая без сахара, а кофе бросил и пью редко, но с обычным сахаром — вкусно! И если вы думаете, что статья про лишний вес или сахарный диабет, вы ошиблись. Статья про заменители. Точнее, про российское программное обеспечение. Как вы поняли, и сладко, и, похоже, но есть та самая химозинка. Из-за которой противно употреблять. Попробуем разгадать её формулу.

Я нашёл девять слагаемых этой формулы. И они меня, откровенно говоря, опечалили. Скажу сразу, я субъективен и не работал с ПО всех типов и не говорю, что все в чём-то нехороши — например, я видел удачные российские системы управления сервисом, ITSM, CRM, ERP, BPMS и т.д. Но и в эти добротные системы проникает особый дух отечественной разработки, отчасти связанный с пожеланиями пользователей. Впрочем, обо всём по порядку.

И так сойдёт


Это едва ли не главная проблема отечественной разработки. Конечному пользователю предлагается то программное обеспечение, которое ему нужно, но при этом нет ни протестированного UI/UX, ни обкатки на бета-версии, ни продуманных элементов управления. Фактически пользователь получает функцию, которая ему нужна, а удобная она или нет — дело второе. И чем уже и профильней программное обеспечение, тем больше разработчику плевать на пользователя. Есть конкуренция, есть строгие правила стора или маркетплейса — всё будет совершенно иначе, интерфейс будет продуман, протестирован и раскатан постепенно, со сбором багрепортов. Нет конкуренции (ПО для узкопрофильной деятельности, например, заводов, медицинских центров и т.д.), можно сделать абы как: им нужно, они разберутся. А потом, конечно, много удивления, почему простые пользователи приходят на профильные форумы и таки проклинают поделие, в котором приходится ежедневно работать.

Главное — продать


Вот она, заветная формула! Не буду томить вас ожиданием, но это основное отличие многого российского ПО от зарубежного: они ищут путь улучшения, наши ищут путь продажи. Иногда даже удивляешься, как в компании с весьма посредственным программным продуктом оказываются отличные продажники, которые светят лицом на мероприятиях, готовят офигенные стенды для выставок, пилят приятные и увлекательные рекламные материалы. В общем, благодаря им блестит всё, пока не сунешься внутрь. Кстати, в российской бизнес-ментальности меня всегда поражала способность и готовность купить программное обеспечение без тестов и сбора требований — просто как колбасу в магазине: «Беру!». Конечно, такое поведение покупателей не добавляет программистам стимула позаботиться о нормальной версии. Хотя я видывал вещи и похлеще: программисты заботились о демо-версии и демо-базе, а потом софтина на первых 200 записях крашилась и подвешивала всю систему. К счастью, в конце 2010-х контора прекратила своё существование.

Контрпример из разработки для европейского рынка (команда смешанная): релиз программы для В2С-рынка откладывался 34 дня, потому что команда разработчиков, дизайнеров и клиентских менеджеров не могла выбрать нужное расположение и цвет кружочка, по нажатию на который — выпадает основное меню программы.

А давайте прикроем то, что не очень?


Если программное обеспечение рассчитано не на узких специалистов, а на более или менее широкий сегмент (руководителей, менеджеров и т. д.), наступает время подсыпать на фронтенд алмазной пыли — навести внешнюю красоту, чтобы прикрыть кое-какие косяки функциональности. В начале 2000-х в моде были виджеты валюты, погоды и часов, сейчас на смену им пришли красивые дашборды и графики. Как правило, эти элементы производят вау-эффект на управленцев нетехнической сферы, которые прямо на презентации прикидывают, как эти столбики будут смотреться на большом экране в переговорке. А должны прикидывать, соответствует ли софт требованиям и как скоро окупятся инвестиции в него.

Самое лютое из «потёмкинских деревень», что мне приходилось видеть в ИТ, это нарисованный перевёрнутый треугольник вместо реальной воронки продаж — то есть пользователи вносили данные в систему, а картинка не менялась, потому что статичная. Я своим глазам не верил! Кстати, в 2020 году эта штука ещё была на месте. А это значит что? Значит, разработчик этой программы как-то выживает, кто-то покупает… В общем, ой.

Я так сказал!


Да что вы знаете о роли личности в истории, если ваш начальник не кричал, что будет только так, как считает он, потому что он молодец, а вы сперва свой бизнес откройте… Слышали такое? Я — да. Иногда руководители смотрят на пользователей из своего кабинета или судят о них, например, по статьям на Хабре, или считают откровенными дурачками (или, наоборот, компьютерными гениями). Они уверены, что знают о паттернах поведения всё и навязывают своё мнение, не слушая остальных. Разубедить — невозможно. А потом пользователь вообще не может понять, для кого разрабатывалась программа, требует обучения, жалуется на профильных сайтах и отзовиках. Короче, у пиарщиков таких компаний всегда много работы.

Мечтатели


Абсолютно оторванная от земли категория разработчиков. Именно они могут впихнуть в обычный корпоративный софт нейросети, обработку датасетов, предиктивную аналитику и т. д. Для них разработка — настоящая олимпиада, в которой они день за днём побеждают себя. Сильные команды, красивый код, отлаженный и безупречный бэкенд…

А конечный пользователь учитывает в системе ящики с шампунем, мылом и стиральным порошком и ужасно страдает от того, что не работает почта и интеграция с телефонией. И ему совершенно наплевать на Байеса, математику, нормальное распределение и озёра данных, потому что он ими не пользуется. А его вендор или даже внутренний разработчик играет в разработку программы для межгалактической корпорации. Ему важно набить свой софт необычайно крутыми кишочками — а проще говоря, он не анализирует и не рассматривает требования, он тупо разрабатывает то, что ему интересно и нескучно. А копаться в Астериске и почтовых API — ппц как скучно. Это, конечно, задача для плебеев, гений должен заниматься высоким. Если в команде не найдётся приземлённых спасителей, остаётся убеждать клиента, что Байес гораздо важнее прохождения и записи звонков. Это же Байес, теория вероятности! Ничего вы не понимаете в колбасных обрезках…

Плохое тестирование


Творец сотворил программу, творец отдыхает, какая к чёрту верификация?! Я знаю немало компаний, программное обеспечение которых не просто существует, а на слуху, но при этом не тестируется профессиональной командой QA. Нет, конечно, там нет концепции «фигак-фигак и в продакшен вечером в пятницу», но тестируют либо сами разработчики, либо сотрудники компании, либо группа самых лояльных клиентов (лояльность обычно покупается за большую скидку или бесплатную поддержку).

Такой подход к контролю качества приводит к неожиданным багам, которые вылезают на живом проде и колом ставят работу у того клиента, кто отловил и воспроизвёл — как говорится, нашёл критикал — заслужил перерыв. Сомнительная экономия на тестировании приводит к недоверию со стороны пользователей, потере времени на отладку, фикс и апдейт, а также к совершенно авральным и скандальным часам исправления всех проблем впопыхах. Клиенту при этом совершенно наплевать на политику разработчика, ему нужен просто нормально работающий софт. Да, даже если он бесплатный, потому что корпоративный сектор весьма нехило платит за техническую поддержку «опенсорса». Почему я говорю про корпоративный сектор? Всё просто: обычный, частный пользователь после пары глюков просто забросит некомфортное приложение и поищет аналог.

Молодая динамичная команда…


…потому что опытного разработчика мы не потянем. Есть компании, в которых опытных разработчиков на руках носят — вы легко вспомните В2С-сервисы, финтех и ритейл, где всё хорошо. Это видно по продукту. А есть компании (крупные в том числе), где дешевле взять пучок программистов, обучить, выжать из них человекочасы и объём кода, а потом уже мидлами выпустить в рынок, потому что им нужно развитие, в том числе материальное. Обычно в таких компаниях есть 1-2 опытнейших тимлидов и куча падаванов, которые кодят, что скажут, и особого голоса в проектировании не имеют. Разумеется, архитектура приложений, код и качество программ от этого лучше не становятся.

Автоматизация = ручной работе


Увы, есть программы как в бизнес-секторе, так и в инженерной и промышленной среде, где руками быстрее или как минимум — столько же по времени. Иногда настолько долго обрабатывается информация (право, кому нужен этот рефакторинг!), иногда нужная информация или функций скрыта в дебрях кликов (и снова непродуманный UI/UX). К счастью, такие программы я встречаю всё реже, но тем не менее они существуют как в частном секторе, так и в коммерческом. Надеюсь, разработчики читают Хабр и обратят на это внимание.

Нет вопросов, иди и фигачь


Наконец, компании-разработчики не задумываются о двух важнейших вопросах: почему мы создаём этот софт и для кого будет работать приложение? Если нет понимания того, какие именно группы пользователей будут у программы, что они хотят от разработки, что их замотивирует выбрать именно это ПО, когда похожих больше десятка, вендору на рынке будет плохо. Адаптация решения и его политики коммуникации под конечных пользователей — залог дружбы и успешного старта работы с приложением. Остальные пункты, изложенные выше, следуют потом.

А вот понимание «почему» компания далась в ту или иную разработку, даёт понимание целей и проблем, которые программа будет решать. Ответ на этот вопрос даёт свой дух и идею. Особенно это чувствуешь, когда заходишь в команду, работающую за границей (или — парадоксально — в российскую, работающую на импорт), и в отечественную команду. В первом случае идея и дух включены в действия каждого сотрудника («я знаю, для кого я это делаю и зачем»), во втором — «концепция и дух не для суровых самураев».

На самом деле, я, вероятно, местами пережал и учёл свой опыт лет за 10. В последнее время мне нравится всё больше российского ПО. Однако вкус сладкий, но химозинка по-прежнему остаётся. Думаю, сейчас, в условиях снижения конкуренции, возможны варианты как улучшения разработки (во избежание конкуренции с новичками рынка), так и ухудшения (а куда денутся). Думаю, в зависимости от сектора и текущего расклада на рынке будут и те, и те случаи. Надеюсь, хотя бы покупатель и пользователь научится разбираться. Но об этом — в следующий раз.

Комментарии (93)


  1. usego
    05.07.2022 12:30
    +20

    >Контрпример из разработки для европейского рынка (команда смешанная): релиз программы для В2С-рынка откладывался 34 дня, потому что команда разработчиков, дизайнеров и клиентских менеджеров не могла выбрать нужное расположение и цвет кружочка, по нажатию на который — выпадает основное меню программы.

    Наблюдаю такое с реальном западном проекте. Только это не из-за желания вылизать продукт, а банально из-за боязни брать на себя ответственность и сделать шаг в сторону за круг комфорта.


    1. janvarev
      05.07.2022 12:47
      +7

      Тоже не понял этой штуки.
      Для меня это звучит так: у нас настолько много денег, что мы можем оплачивать месяц работы команды, не выпускающей фичу по причине вылизывания цвета и места кружочка меню.

      Это, конечно, офигенно хорошо, когда много денЯк, но по понятным причинам (нет инвесторов и дешевых кредитов) в российском софте их нет. Если же инвестор есть, то люди вполне себе занимаются вылизыванием кнопочек, я не раз видел — и релиз откладывается на полгода и год. Правда, как такой отложенный продукт выходит, компания часто закрывается, по причине, что экономика не бьется…

      Нет, приятно было бы иметь отлаженный софт. Только вот Россия — она не совсем про софт. Она про сервисы — те самые Альфа, Яндекс, Сбер и прочие высокоуровневые команды. А российский софт, за исключением выходящих на мировой рынок Abbyy, Касперского и еще нескольких команд с приличным интерфейсом, он очень локальный — и денег в нём в меру мало, и перспектив. Со всеми вытекающими.


      1. DrPass
        05.07.2022 13:16

        Для меня это звучит так: у нас настолько много денег, что мы можем оплачивать месяц работы команды, не выпускающей фичу по причине вылизывания цвета и места кружочка меню

        Да, как-то так и есть.


      1. Hait
        05.07.2022 13:48
        +2

        >> Для меня это звучит так: у нас настолько много денег, что мы можем оплачивать месяц работы команды, не выпускающей фичу по причине вылизывания цвета и места кружочка меню.

        Но ведь этим не вся команда занимается. И, думаю, не большинство. Это выглядит как ожидание подписи, когда у тебя всё готово.


        1. janvarev
          05.07.2022 13:53

          Если это ожидание подписи, то это не входит в концепцию «мы разрабатываем качественно», продвигаемую автором поста. Ожиданий подписи полно и в отечественной разработке, по причинам нерыночным.

          Если это не ожидание подписи, а разработка кнопочки, то для меня это выглядит избыточными тратами на не самый важный вопрос — что, как я и говорил, история о том, что денег много.


          1. eee94
            06.07.2022 13:20
            +2

            1. Команда в это время не отдыхает, а пилит фичи следующего релиза

            2. Потому и денег много, что ищут (и находят) идеальное место для кнопочки. Это в обе стороны работает.


      1. dizatorr
        05.07.2022 15:36
        +51

        Дельфины - спасают моряков.

        До нас просто не доходит куча того говно софта, который выпускается за рубежом под нужды маленьких компаний или просто на потребу. И не стоит забывать, что для больших вендоров, зачастую, гораздо проще купить пучок "индусов" для написания проходных задач. Я уже 10 лет работаю с SAPом, вот где можно окончательно забыть про юзерфрендли интерфейс. А ведь вроде большая компания и хорошо продаётся. И надо сказать, что покупают её продукты, не столько из за того что это действительно необходимо, а скорее из за того, что это очень престижно и позволяет выйти на европейские рынки ценных бумаг.


        1. janvarev
          05.07.2022 15:52
          +2

          >До нас просто не доходит куча того говно софта, который выпускается за рубежом под нужды маленьких компаний или просто на потребу.

          Да, согласен, чего-то просто забыл еще и про эту штуку.


        1. Al_Pollitruk
          05.07.2022 18:26
          +4

          Наличие SAP снижает на несколько десятых процента ставку по кредиту для крупных компаний.


        1. z0ic
          06.07.2022 01:05
          +3

          До нас просто не доходит куча того говно софта, который выпускается за рубежом под нужды маленьких компаний

          О да, UI на Tcl/Tk, мне это знакомо.


        1. Paskin
          06.07.2022 07:54
          +1

          Это как посмотреть. Десять лет назад, когда всякие "проводки" и "счет-фактуры" еще вводили руками - нативный интерфейс SAP был рекордсменом по скорости. И уже тогда к системе прикрутили OData и SAP UI - на которых можно написать любое Web-приложение.


          1. dizatorr
            06.07.2022 10:33
            +2

            прикрутили OData и SAP UI - на которых можно написать любое Web-приложение.

            Вот только для этого необходимо либо иметь собственную команду разработчиков, либо привлекать сторонних, за очень хорошие деньги. SAP разработчики и консультанты, сторонние, очень дорого стоят(ли). И если вернуться к теме статьи, то получается что, отечественные разработчики, вместо того чтобы разрабатывать качественный отечественный софт, доводят до ума импортный.


            1. XaBoK
              06.07.2022 14:57
              +1

              С разработчиками под ERP, CRM и т.д. сейчас на западе вообще плохо. Тут уже новый уровень продажи - продают не презентацию, а репрезентативную команду. Не секрет, что в корпоративном сегменте любят долгожителей. Так что при поиске аутсорсинга пойдут к большим и старым брендам. Вот эти бренды показывают красочные слайды, приводят команду спецов с многолетним опытом, которые поливают "неумелых" конкурентов слезами сочувствия и подписывают разработку за большой чек. А потом чудо команда исчезает и деливерят говнокодеры изындии. То есть продают опыт, а не руки, а по факту руки без опыта и головы. Сейчас, как внешний консультант, разбирают такое вот чудо, которое в проде не выдерживает и 10 пользователей и при этом имеет запредельное количество кастомного кода... А ведь фирма исполнитель из большой четвёрки с 20-летним стажем в этой платформе...


            1. Paskin
              06.07.2022 16:53

              Потому что у SAP такая бизнес-модель. Вы покупаете "решение", а не код - и в большинстве случаев с самой SAP даже не общаетесь. Есть интеграторы - задача которых понять, зачем вам ERP, и решить ваши проблемы. Для этого SAP дает им доступ к разработчикам, внутренней документации, бета-версиям - и получает от них фидбек, что и как добавлять в продукт.


        1. VIPDC
          06.07.2022 09:24
          +4

          Sap это классика. У нас в одной из форм подписания документов, подписать красный карандаш, переадресовать желтый, отклонить зелёный опять же карандаш.


      1. Snakey
        05.07.2022 16:09
        +3

        Для меня это звучит так: у нас настолько много денег, что мы можем оплачивать месяц работы команды, не выпускающей фичу по причине вылизывания цвета и места кружочка меню.
        А для меня это звучит как «Мы будем заниматься какой-то фигней, а вы это будете оплачивать.»
        UX это очень хорошо, но нужно же и совесть иметь :)


    1. Nialpe
      05.07.2022 18:47
      +5

      У меня был этап карьеры, когда наоборот подобной ответственности - вагон.

      Нам надо добавить кнопки на веб-форму. Куда? Отстань, ты - разработчик, кнопки добавь! Или вариант, когда есть дизайн figma, но он вообще не в стиле остального ui. Да, неужели? Ну поправь там в наш стиль.


    1. Vahman
      07.07.2022 20:03
      +1

      Я просто не соглашусь, многие us продукты имеют ужасный дизайн, часто на него как раз не тратят сил и времени. Yahoo eBay, например. У Facebook возможно худший ux из всех возможных, инста туда же, портят не переставая. При этом отечественные, например, банковские приложения - часто очень даже хороши. На примере команды где работаю сам тоже могу сказать, хороший дизайн и удобство пользователя стоят явно не на последнем месте. Есть не очень удачные примеры по ux,вроде 1с, и весьма неплохие вроде контура. Так что не в стране производства дело, кмк


      1. Vahman
        07.07.2022 20:09
        +1

        И ещё забыл. Многие продукты Яндекс, nginx, ide от jetbrains сделаны у нас, и вызывают приятные чувства. Дополните список, кто что вспомнит.


  1. Devakant
    05.07.2022 12:46
    +2

    Проблема несколько сложнее. Обычно виноваты не только разработчики, или только тестировщики. Иногда и менеджеры, или руководство повыше.
    Как мне кажется из за идеи "множества" киллер-фич. Хотя моё имхо, приложение которое работает стабильно и без критичных багов - лучшая киллер-фича.

    Вот и получается что добавляется множество нового функционала, берут множество новых обязательств, при этом часть старых ещё не доделана.
    И с одной стороны это действительно нужно делать в каком-то лайтовом режиме, чтобы не стагнировать, и были деньги на разработку.

    Ну и как следствие вагон того что нужно сделать разработке, без ясного ТЗ (которое часто пишется по готовому продукту, хотя должно быть наоборот). Тестируется также без ТЗ, просто опираясь на слова разработчика. Вот и итог что есть баги которые заметны даже обычному пользователю максимально далекому от IT.

    И опять же моё имхо, когда в руководстве компании могут быть люди которые умеют руководить обычным бизнесом, но не совсем понимают как руководить айти бизнесом, где многие процессы выстроены совсем иначе, то получается то, что получается.


    1. ZikfridP
      05.07.2022 16:51
      +6

      Проблема повсеместна, "нет ТЗ - результат ХЗ!" ! Обсуждена 100500 раз и решение давно найдено! Меняйте название сферы IT на название любой другой сферы деятельности, результат везде одинаков. Рукожопов, и в руководителях, и в исполнителях, не счесть.

      Основная проблема, как везде - нарушена коммуникация на уровне Заказчик -Исполнитель ( одни "боятся" спросить почему так, другие не удосуживаются объяснить. Обе стороны не хотят услышать оппонента. Хотя программисту проще объяснить логику (ведь она есть), нарисовать процессы и "снять флёр таинственности"). + Многие Заказчики для себя не определились между ХОЧУ и МОГУ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ.

      И опять же моё имхо, когда в руководстве компании могут быть люди которые умеют руководить обычным бизнесом, но не совсем понимают как руководить айти бизнесом, где многие процессы выстроены совсем иначе, то получается то, что получается.

      А в чем отличия IT бизнеса от обычного, если можно с живыми примерами различающихся ПРОЦЕССОВ?


      1. Wesha
        05.07.2022 19:57
        +5

        Многие Заказчики сами не понимают, чего они хотят. Вроде "мы забиваем дюбели микроскопами, это долго и неудобно, сделайте нам микроскоп потяжелее", а в ответ на "оставьте в покое микроскоп и возьмите кувалду" — "да мы уже 20 лет так делаем, все привыкли".


        1. VIPDC
          06.07.2022 09:26
          +10

          Любимое занятие эффективных менеджеров - Цифровизация бардака.


          1. hobogene
            06.07.2022 12:59
            +1

            Как человек, заставший советскую "Общегосударственную программу создания, развития серийного производства и эффективного использования вычислительной техники и автоматизированных систем до 2000 года" и прочие "Интенсификации-90", скажу Вам по секрету, что крепкие хозяйственники в этом плане были ничуть не лучше.


      1. Kyushu
        06.07.2022 10:25
        +2

        Проблема часто в том, что Заказчик хочет очень много (все и сразу). Поэтому проще формально удовлетворить его требования на основе логики Исполнителя. К тому же, часто заказчик и исполнитель существуют в собственных терминологических и понятийных пространствах, которые сложно совместить.

        А если их попытаться совместить, то может оказаться, что проект нужно заказывать другой и у другого исполнителя (или вообще можно решить проблему иначе).


        1. Static_electro
          06.07.2022 12:52

          Проблема часто в том, что Заказчик хочет очень много (все и сразу)

          это проблема только когда ты соглашаешься доставить это "много и сразу", но фактически не можешь этого сделать. Не надо так.

          А если их попытаться совместить, то может оказаться, что проект нужно заказывать другой и у другого исполнителя

          то есть, заработать здесь и сейчас не получится, печалька, да, конфликт интересов.


          1. XaBoK
            06.07.2022 15:04

            Есть своеобразный картель покупателей и такой же у продавцов. Он внегласный и неосознанный. Все смотрят друг на друга. И если одна компания включила в тендер овердофига требований и сразу, то остальные покупатели сделают так же и очень быстро. С другой стороны, если продавец видит, что какой-то левый игрок из ниоткуда согласился на это (даже если он потом укатил в закат кинув клиента), то в следующий тендер все будут влазить соглашаясь, чтоб не проиграть заявку. Сначала все: "А что так можно было?", а потом: "Это новые правила игры!".


            1. Static_electro
              06.07.2022 15:49
              +2

              соглашаясь, чтоб не проиграть заявку

              так я о том же. Урвать контракт - а дальше хоть трава не расти. Просто в этом случае как-то лицемерно жаловаться, что заказчики много хотят.


              1. XaBoK
                07.07.2022 02:13

                Дело в том, что обе стороны принимают и навязывают эти правила игры. Мне кажется тут дело в том, что мы (люди) легко находим плохую точку равновесия Нэша. Всем выгодно кумовство, взятки, откаты и так далее. Ведь на самом деле контракт не между фирмами. А между парой людей, которые эти фирмы представляют. Заказчик (тот кто ведёт тендер) не платит своими деньгами или репутацией. Продавец не отвечает за товар/сроки и не будет разрабатывать и поддерживать товар. Каждый тянет свой KPI. И в этом плане тот, кто не играет в эту игру - проигрывает. Представитель заказчика не отчитается о том, что он нашёл дешево+быстро+качественно. Продавец не получит премию с продажи. Так что закономерный вариант - хоть трава не расти и лицемерно жаловаться, что заказчик/поставщик напрашивается на насильственное сексуальные продолжение.


      1. maledog
        06.07.2022 10:46
        +1

        Еще часто исполнитель получает ТЗ через третьи или даже четвертые руки. К примеру, заказчик обращается в софтовую контору, а та передает на исполнение фрилансеру. Не говоря уже о том, что такой исполнитель не заинтересован писать качественно. Скорее всего он это поддерживать не будет.


      1. brownfox
        06.07.2022 12:40
        +1

        Рукожопов, и в руководителях, и в исполнителях, не счесть.

        Тут ещё и вопрос заинтересованности играет важную роль.

        Мы для "незаказных" продуктов, разрабатываемых по эджайлу, всегда включаем продакт-менеджера в команду разработки и реально с ним плотно работаем по UI/UX. После пары-тройки спринтов обычно возникает некоторое взаимопонимание: разработчики начинают понимать, чего от них реально хотят, а заказчик - что и как реально можно сделать на отведённых ресурсах.


        1. nikolas78
          06.07.2022 12:51
          +1

          Вот да, чтобы было качество — нужен человек, которому платят за качество.


  1. NikRag
    05.07.2022 13:15
    +6

    Первое - отсутствие рынка сбыта и вообще широкой ЦА.
    Второе - непонимание очень многими, что вообще такое ЦА, кто конкретно за это всё платит, что означает фраза "возврат инвестиций". Я наблюдал это далеко не один раз даже среди ресурсных и влиятельных воннаби-заказчиков. Про частных работяг и говорить нечего - повально.

    Часто разработка (не только программная так-то) делается не "в воздух", а для конкретного *одного* заказчика, "конторы Ивана Ивановича". потом если будет глючить, можно метнуться к этому заказчику и ручками донастраивать.

    Из за этого - всё перечисленное: и махровое фантазирование, и пофигизм, и директивное управление.
    К чему приведет обрубание мирового рынка сейчас, когда только-только научились интегрироваться - увидим в прямом эфире.


  1. redneko
    05.07.2022 13:23
    +8

    Увы, но это касается не только ПО. Одно время работал с отечественным железом, применяемым в ТВ. Из запомнившегося:

    • Сломался видеопроцессор, ок, бывает. По симптомам источник питания. Согласно условиям договора с производителем мы имели право на разбор устройств и несложный ремонт (win-win для всех. И нам быстрее, чем отправлять и ждать и им проще). Но каково же было удивление увидеть на плате печать ОТК, поверх жирного куска неотмытого флюса.

    • Вторая компания производила платы захвата SDI. Разработка велась чуть ли не онлайн. При обнаружении очередного косяка за один день коллега с их стороны мог выкатить до десятка прошивок для FPGA, второй - столько же новых версий драйверов.

    • С той же компанией был связан еще один забавный момент, когда для российского рынка передали платы захвата с запаянным на них декодером, который поддерживал только PAL. Оказалось, что платы предназначены на остальные рынки и попали к нам ошибочно. Причем внешне не отличались от остальных. Пришлось потом еще и смотреть нам конкретные маркировки микросхем, чтобы не попасть в очередной раз. К счатью компания нашла в себе силы встать на путь исправления и выкатывает новые версии действительно интересных железок.


    1. Demonter
      05.07.2022 13:43
      +2

      Да, отечественное тв-железо - это нечто. У нас была титровалка, которая конфликтовала на компе с со всем подряд. Критично стало, когда на машине режиссера разболтался разъем встроенной сетевухи. С другой сетевухой был жесткий конфликт с ее дровами. Поэтому каждое утро у режиссера начиналось с магических манипуляций зубочисткой в сетевом разъеме.

      Еще был суфлер на отдельной старой машине с 98 виндой - под ХР уже не работал, поддержки добиться не получилось.

      Но все-таки отечественный рынок тв-железа крохотный, больших денег на нем для полноценной отладки нет.


      1. An_private
        05.07.2022 15:06
        +1

        Ну так - а что хотеть то? На западный рынок выйти невозможно - не те ресурсы. У нас рынка этого раз два и обчёлся. А просто даже железо для нормального тестирования стоит таких денег... Вот и остаётся производить железо под конкретных (знакомых) заказчиков. Нашёл заказчик багу - оперативно исправили. Кто сейчас из отечественных остался то? Профитт, Лэс, Тракт, Softlab с их серверами. Teleview ещё живы? Больше и не вспоминается никого что-то.


        1. nikolas78
          05.07.2022 19:02
          +1

          А кроме западного рынка других рынков нет?


          1. fougasse
            05.07.2022 22:06
            +1

            Есть ещё Азия. Туда ещё сложнее, даже большим европейским компаниям. Что остаётся? Латинская Америка? Африка?


            1. nikolas78
              05.07.2022 22:33
              +2

              Западная Азия (Иран, Турция) уже немало. Африка сейчас просто богатеет на глазах. Латинская Америка тоже очень большой рынок. А там уже и на Запад можно смотреть. Вообще в мире не так много хороших, качественных и недорогих продуктов — имея такой, продвинуться можно.


              1. An_private
                06.07.2022 13:09
                +2

                Ну так нету у нас "хороших, качественных и недорогих продуктов". И не будет. Так как чтобы они стали недорогими - надо иметь большие партии (так как элементная база ровно та же, что и у других).

                Как в своё время пробились Blackmagic - их Decklink был раза в три дешевле типовых карт захвата того времени (за счёт предельного упрощения). И при этом они первые сделали так, что работа с картой захвата стала возможна не только с помошью проприетарного SDK, а через обычные WDM драйвера. Для того рынка это была революция. Мы можем предложить что-то подобное?

                На сегодняшний момент я вижу перспективы продаж только для чего-то сильно кастомизированного (так как мелкосерийка на западе стоит просто безумных денег). А конкурировать с китами - ну это как эльбрусу конкурировать с intel. Ну никто не будет в здравом уме покупать на серьёзный тракт Profitt, пусть даже он стоит в два раза дешевле, при наличии Imagine/Evertz/Grass valley. Так как ни нормальной поддержки, ни быстрой замены в случае проблем - он не получит.


              1. fougasse
                07.07.2022 14:49

                Речь всё-ещё о broadcasting?

                Хороший, качественный, недорогой — выберите любые два.


                1. nikolas78
                  07.07.2022 15:53

                  Это касается любых вещей. И почему не все три — смекалки не хватает?


                  1. hobogene
                    07.07.2022 17:09
                    +1

                    Поделитесь продуктом своей смекалки?


                    1. nikolas78
                      07.07.2022 18:11

                      Нет, не поделюсь, но он есть (он не совсем айтишный).
                      (я завел аккаунт на Хабре для общения на другие интересные темы)


                      1. nikolas78
                        07.07.2022 19:33

                        Да и вообще странный вопрос, я какими продуктами ни занимался, всегда видел, что можно сделать «3 в 1» и старался так и делать.


                      1. hobogene
                        07.07.2022 22:11

                        Ну, стараться-то недостаточно. А насколько у Вас получалось, судить без примеров трудновато.

                        В вопросе что ж странного? Если намекаете на соломинку у кого-то в глазу, будьте добры справочку от окулиста об отсутствии бревна в глазу у Вас. На слово нынче не верят :-) А справочки-то и нет :-)


                      1. nikolas78
                        07.07.2022 23:46

                        Ну, стараться-то недостаточно. А насколько у Вас получалось, судить без примеров трудновато.
                        Да и с примерами это не легко будет сделать)) Да и кто вам всю внутреннюю кухню откроет-то?

                        По моей оценке, что-то правильное у меня получалось, пусть и не всегда. Но вопрос не в этом, если человек не верит, что такое может быть, то ему и доказать ничего нельзя (имхо).


                      1. fougasse
                        07.07.2022 21:56

                        Естественно.


                  1. fougasse
                    07.07.2022 21:54

                    Вы тему не меняйте. Про продукты в сфере ТВ-вещания есть, что сказать? Хотя, можно и другие отрасли.


                    1. nikolas78
                      07.07.2022 22:02

                      Что другие отрасли? Расписать по пунктам, как можно было делать лучше, но руководство не делало и потом огребало? Это уже на статью тянет, а не на комментарий. У меня в жизни куча примеров, когда можно было не делать ненужные фичи, а силы бросить на правильное развитие. Также есть и обратные положительные примеры, но их меньше. Что там рассказывать? Сделали хорошо, недорого качественно!

                      В икигай всегда можно попасть если есть желание и умение. Ну и возможности.


    1. Paskin
      06.07.2022 08:06
      +4

      "Разработка онлайн" - мне напомнило работу с китайцами. Когда вам присылают версию, как только она скомпилировалась, причем из трех известных ошибок в ней починены только две. А в следующей будет починена оставшаяся, но одна из двух вернется. Плюс - при запуске оно будет падать, потому что конфигурация ищется в G:/.../название вашей компании. И это "победить" так и не удастся.
      Через два дня мы просто "сломались", декомпилировали программу (благо, что она на .NET) и починили все баги сами.


  1. Fragster
    05.07.2022 13:43
    +4

    А всё из-за того, что во многих секторах экономики компании ОБЯЗЫВАЮТ купить не лучшее, а отечественное.


    1. Earthsea
      05.07.2022 14:17
      +10

      А вы батенька большой оптимист.

      Обязывают купить самое дешевое. Либо самое дешевое из отечественного. Третьего не дано.

      Если где-то что-то закупили не самое дешевое, значит технари постарались и смогли доказать, что все более дешевые аналоги - это не аналоги и прям ващще совсем не то.


      1. NikRag
        07.07.2022 02:50

        Хорошо, когда вы можете выбирать и аргументировать.
        В госконторах обязывают покупать то, что положено, там где сказали, по ценам не ваше дело каким. Потом еще вы обязаны на коленях благодарить за космический подгон, что бы там ни было в итоге.


  1. Gordon01
    05.07.2022 14:08
    +2

    Фактически пользователь получает функцию, которая ему нужна, а удобная она или нет — дело второе

    Чтим традиции предков!


    1. Willy64
      05.07.2022 18:51
      +1

      Так точно!

      Users should consider themselves lucky to get any programs at all and take what they get.


  1. CoffinNail
    05.07.2022 14:37
    -4

    Люблю я эту тему, и вот опять! Что Вы хотели от капиталиста??? Наши айтишники научены "добывать", другое (а оно есть как правда-матка) - им не выгодно.


  1. brom_portret
    05.07.2022 15:10
    +5

    Главное — продать
    это кстати типично для америки, неоднократно слышал от людей живущих там, что качество продукта особой роли не играет, главное как ты его продаешь


    1. Sklott
      05.07.2022 16:03
      +2

      Ну в каком-то смысле это всегда правда.

      Потому что ты можешь иметь отличный вылизанный продукт, но если ты, или твой продажник, не сможет его продать, толку от этой вылизанности никакого.

      С другой стороны, ты можешь так-себе или никакой продукт, и если ты, или продажник, могут его хорошо продавать, то денежки потекут рекой.

      Конечно в идеальном случае у тебя будет и хороший продукт и хороший продажник, но как говорится "это фантастика сынок" (с)


    1. Daddy_Cool
      05.07.2022 17:52
      +3

      Тут как бы оценка ситуации постфактум. Если продукт продается - значит у него есть фичи важные для покупателя - т.е. он уже неплох. Если продукт хороший, но не продается - значит не та цена, недостаточно рекламы, трудно купить, и т.п...

      А с продуктами совсем низкого качества никто дела и не имеет, т.е. возможны только манипулятивные продажи или одноразовые. Т.о. во фразе "качество продукта особой роли не играет" предполагается, что мы сравниваем уже достаточно качественные продукты. И тут открывается пространство для холиваров - типа Интел - суксь, АМД - рулез, а скажем про несчастные Байкал с Эльбрусом никто и не вспомнит.


  1. XaBoK
    05.07.2022 15:55
    +9

    Второй и третий пункты абсолютно интернациональны. Главное продать, а чтоб продать надо впечатлить тех, кто платит, а не тех, кто будет этим реально пользоваться. Всегда идёт продажа презентации, а не программного кода.

    Принцип "главное - продать" в корпоративном и производственном секторе, вполне уместен. Сами системы сложные и большие, так что вложить денег и усилий на пару лет, чтоб потом попытаться продать - слишком дорого и рискованно. Значит надо продать полусырое и полуготовое. К сожалению никто не купит MVP, где есть только часть функционала. А основной минимальный функционал уже тянет на год разработки и отладки. Так что повсеместно пишут говнокод "на переработку", красивый UI и слабо масштабируемый демо вариант. Если его продать, то мигрировать обратно данные будет дорого и клиент продолжить пользоваться и платить.

    Опыт на основе личного участия в компаниях США, Англии, Франции, Италии, ЮАР, и Израиля. Про Индию я молчу. Там продают тупо низкой ценой.


    1. hobogene
      06.07.2022 01:13

      Главное продать, а чтоб продать надо впечатлить тех, кто платит, а не тех, кто будет этим реально пользоваться. Всегда идёт продажа презентации, а не программного кода.

      Собственно, именно так MS обошел Borland на рынке средств разработки. Уже вроде давно даже в учебниках как пример приводится.


      1. Paskin
        06.07.2022 08:12
        +1

        МS обошел интеграцией с операционной системой, COM и прочими "плюшками". В Дельфи это все тоже кое-как интегрировалось, но не так удобно.


    1. TerrorDroid
      06.07.2022 13:57
      +1

      Всё так, тут дело не в местном/международном и не в айтишном/неайтишном, а в том есть ли связь между тем кто покупает и кто будет использовать. Проблема корпоративного сегмента в том, что покупает это не тот, кто будет это потом реально использовать. Поэтому условный менеджер легко может закупить персоналу плохое ПО, плохое железо, что угодно - он оперирует другими критериями и факторами, не ему ведь потом с этим страдать.

      Так-то это не только корпоративная проблема (но там это ярче всего люди видят), это по сути везде возникает где нарушается прямая экономическая связь. Даже в условных примерах страховой медицины, бюджетного образования и прочих делах это лезет из всех щелей, т.к. есть посредник и т.д., просто это так давно существует, что люди это не считают чем-то необычным или странным.


      1. victor_2004
        06.07.2022 20:25

        Я когда в техподдержке работал сталкивался с этим. У нас была интересная ситуация, что я и за закупки частично отвечал и заявки разбирал. Поэтому в случае закупки фигового оборудования с его глюками и багами ко мне же в итоге и приходили. И за увеличение количества обращений по сервису меня же и вопрошали.

        Так что у меня была личная заинтересованность организовывать закупы качественной техники :-). Пусть и не самой дешевой.


  1. Inine
    05.07.2022 16:31
    +12

    По-моему, большая часть перечисленного относится не к "российскому" а к "энтерпрайзному" ПО. В этом секторе просто никому не интересно, что там думает пользователь, важно что думает его директор.

    Долгое время внедрял французский (ну и капельку индийский =)) софт 3dexperience, так там и в коде, и в документации и в UI просто какой-то музей плохих практик. Но оно работает и выполняет поставленные задачи. Т.е. с точки зрения бизнеса - хороший софт, и не важно, что у юзеров вытекают глаза, а у админов - мозги.


    1. z0ic
      06.07.2022 01:36

      В 3dexperience очень разнообразные модули по качеству исполнения. Много всякого хлама на VisualBasic, но я с таким даже не сталкивался в своей работе.


  1. Daddy_Cool
    05.07.2022 17:43
    +2

    Ха. У меня знакомая недавно делала обзор рынка конструкторов сайтов и проводила интервью с разработчиками, она сказала, что у нас народ очень избалован качеством интерфейсов и все очень капризные.
    Я так понимаю, это идет из традиций использования пиратского софта, когда можно перепробовать всё и выбрать то, что нравится. При этом останется в памяти, что где-то лучше сделано то, где-то сё... Но это мы такие как пользователи.

    А как творцы...

    Насчет того, что "и так сойдет" - этому кажется тоже есть объяснение. У нас в крови аскетизм! Возможно это идет от идеологии СССР - человек должен жить скромно. От христианства - пользователь должен пострадать! От ментальности - вот главную фичу допишу и улягусь на стог сена - мечтать! От ситуации - завтра всё может поменяться и придется идти работать в Макдональдс.

    Забавный пример.
    Пара моих коллег решили сделать себе по аудиоусилителю (и я тоже хочу). Собрали схемы, вырезали на ЧПУ из оргстекла панели для корпуса, скрепили винтами. Звук отличный, внешний вид... ну... не совсем колхоз, но... так - совхоз имени Ленина. И дальше они меня стали уговаривать сделать также. Два человека - уже статистика. А я сопротивляюсь - хочу красивую порошковую покраску, панель из цветного стекла, и т.п...


    1. Moraiatw
      05.07.2022 18:26

      Не знаю, что вам не нравится в отечественных интерфейсах. По мне, так куда более качественные, чем "зарубежные аналоги" )

      Вот что это за веб 1.0?
      https://www.bloomberg.com/

      https://www.nytimes.com/


      1. Daddy_Cool
        05.07.2022 18:33
        +1

        Так мне как раз наши интерфейсы (в смысле сайты) нравятся. А эти - да... фейсбук какой-то...


        1. alexzen
          06.07.2022 09:28
          +3

          Большая проблема русских интерфейсов, что для них форма важнее содержимого. Делают красивый, но неудобный и неинформативный дизайн. Тот же пример с Bloomberg - первый экран максимально информативен, ничего лишнего, четкие контрастные шрифты, чувствуется, что стараются экономить время читателя. У нас же везде влепят огромные отступы, пустые пространства, нарисуют кучу веселых картинок и анимаций, вплоть до того, что core 7 начинает тормозить. И среди этого хлама где-то находится неприметный текст. Конечно, есть исключения, но западный подход к дизайну более практичен.


      1. nikolas78
        05.07.2022 19:10
        +6

        Блумберг лично мне норм, все новости по разделам, можно открыть отдельную новость или весь раздел. У НЙТ шрифты конечно специфические.
        Но оба эти сайта дают главное — удобную навигацию и ощущение, что новостей в них просто девать некуда. Если бы я делал новостной портал, то было бы примерно также)


        1. z0ic
          06.07.2022 01:47
          +4

          Такие сайты это отдельная субкультура. Имитация классических газет.


      1. UltraMax
        06.07.2022 13:21

        Я не дизайнер, но я думаю, что это стилизация под old school offline newspaper

        Ну или проще, под живую газету


        1. Moraiatw
          06.07.2022 13:38
          -1

          Ну это я на вскидку взял. Много у них и других сайтов с дизайном в стиле web 1.0, просто искать лень было.


      1. MikeEshva
        06.07.2022 15:35

        Эх, это вы ещё индийские не видели! :)

        Тоже ведь не отечественные.


      1. sourbarberry
        06.07.2022 20:03

        Если речь о популярных пользовательских сервисах, то лучше сравните craiglist.org и условный avito.ru :)

        Но у B2C и Enterprise (а в статье, в первую очередь, речь именно о них) немного разные подходы.


    1. Kekmefek
      06.07.2022 11:25
      +2

      Насчет того, что "и так сойдет" - этому кажется тоже есть объяснение.

      Лень


  1. saipr
    05.07.2022 17:45

    Наконец, компании-разработчики не задумываются о двух важнейших вопросах: почему мы создаём этот софт и для кого будет работать приложение?

    Наверное они думают о том как попасть в реестр отечественного ПО, а там ...


  1. halted
    05.07.2022 17:46
    +2

    Вот она, заветная формула! Не буду томить вас ожиданием, но это основное отличие многого российского ПО от зарубежного: они ищут путь улучшения, наши ищут путь продажи.

    Почему-то вспомнился Checkpoint, который уже много лет живет за счет скриптов от комьюнити и совершенно не стесняется эти скрипты умельцев раздавать налево и направо, а то и продавать.


  1. Mnemonic0
    05.07.2022 17:46

    Тут стоило бы освтетить ещё один момент. Большинство иностранных вендоров имеют версии ПО аля community edition. И для SOHO этого хватает. У нас же такие версии уже стоят денег и если нужен триал, то оставь заявку с вами свяжутся. В большинстве своём в ютьюбах нет ничего по поводу ПО, а документация устаревшая и не актуальная под современные дистрибутивы (привет Nemesida)


  1. perlestius
    05.07.2022 19:09
    +7

    Как вы поняли, и сладко, и, похоже, но есть та самая химозинка

    Товарищи, будьте бдительны! В продаже появились поддельные ёлочные игрушки. На вид они как обыкновенные, но радости от них - никакой.


  1. kozlyuk
    05.07.2022 19:27
    +13

    Необоснованный наезд на российское ПО за те же проблемы, что встречаются и у любого другого. Такое впечатление может возникнуть сейчас, когда объективно отстающие программы вдруг стали безальтернативными — но в такой выборке лишь российские программы и есть. Если у них наблюдаются перечисленные черты, то не потому, что такова российская разработка вообще, а потому, что отстающих другого происхождения не вытащено на свет.


  1. Overphase
    05.07.2022 20:53
    +5

    Как вы поняли, и сладко, и, похоже, но есть та самая химозинка.

    Вы так говорите, как будто сахар не химическое вещество C₁₂H₂₂O₁₁


  1. MikeEshva
    06.07.2022 01:08
    +20

    У меня создалось впечатление крайней предвзятости автора. Это похоже на какое-то слепое поклонение условным "нормальным странам" в противопоставление "этой стране". Я лично работал в трёх странах. Нет никакой разницы между там и здесь. И там и здесь одни и те же проблемы: директора-небожители, беспринципные ничего собой не представляющие "эффективные" менеджеры, ленивые разработчики, недостаток денег, нерешительные люди, жадные продажники... От компании к компании отличается лишь комбинация этих и других факторов, различий в странах нет.

    Желаю автору отдохнуть!


  1. 13werwolf13
    06.07.2022 06:23
    +3

    статья не про российское, да и не про ПО.. это боли любой разработки во всём мире. встречал я всё вышеперечисленное и от зарубежных и от наших разноработчиков..


  1. kirillk0
    06.07.2022 11:52
    +4

    По-моему, тут любое узкопрофильное b2b-ПО описано, не обязательно российское. Все эти пункты в евпропейском софте я регулярно наблюдаю, а китайское ПО -- вообще отдельное сказочное царство, в котором всё это помножено на 10.


  1. Finist_S
    06.07.2022 12:40

    Есть еще в России команды IT, где достаточно грамотных специалистов, но практически отсутствуют аналитики рынка, которые могут направить хаотический поток творческого сознания в нужное русло...


  1. Tomasina
    06.07.2022 12:49

    "…потому что опытного разработчика мы не потянем. "

    Вот весь абзац прямо про внутренний ЛК продавца Wildberries.


  1. iboltaev
    06.07.2022 14:59
    +1

    "И так сойдет" - это не есть проблема отечественной разработки, и не только отечественной, и не только разработки, и вообще не баг, а фича. Смотрите, главное ведь что? Чтобы продукт купили, или принял заказчик, в общем - бинарный результат, да/нет. А зачастую у заказчика или покупателя тоже выбора либо нет, либо он сужается тем, что деньги уже потрачены на текущую разработку и отказаться уже сложнее, в общем, обстоятельства его сильно склоняют к "да". Дальше - простая физиология (за последние пару миллиардов лет не особо изменившаяся), то есть минимально приемлемое качество для получения положительного результата с минимальными затратами усилий.

    Качество вообще есть функция от размера рынка. Победителя городских соревнований с большой вероятностью порвут на областных, и так далее. И это простая математика, работает везде, не только в России.


  1. greenTransistor
    06.07.2022 17:22

    Они уверены, что знают о паттернах поведения всё и навязывают своё
    мнение, не слушая остальных. Разубедить — невозможно. А потом
    пользователь вообще не может понять, для кого разрабатывалась программа,
    требует обучения, жалуется на профильных сайтах и отзовиках. Короче, у
    пиарщиков таких компаний всегда много работы.

    Если обучение платное, то есть подозрение, что это делают не просто так. И разубедить невозможно именно потому, что на самом деле руководитель понимает, какой именно источник доходов будет являться самым жирным, но не признается, чтобы информация не просочилась клиентам. Хотя чаще, наверное, все-таки некомпетентность. В любом случае - согласен с предыдущими комментариями о том, что это - не местная, а общая закономерность в условиях капитализма.


  1. vvf1973
    06.07.2022 23:51
    +1

    Имхо, перечисленные проблемы характерны для всех отраслей. Очень трудно найти человека любой профессии, который может и со стабильным качеством выполняет свою работу. Начиная от сантехника.


  1. Alpha_Ceph
    07.07.2022 07:16

    Очень быстро я стал замечать, что вкус напитков испортился, появилась
    какая-то неприятная, неописуемая химозинка, которая потом долго
    держалась во рту и вызывала жажду.

    Сукралоза: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сукралоза

    Недорого (0.5 рубля за эквивалент чайной ложки сахара), и по вкусу не отличить.