Необычная тема для Хабра, хочу поразмышлять на образовательную тему на Хабре, благо всегда есть повод. Все мы дети своих родителей и рано или поздно сами будем родителями.
Ученик не хочет ходить в школу и выполняет домашние задания только после нескольких замечаний - знакомая ситуация? Таких учеников часто могут определять как “лентяев”, ученик ленится, поэтому и не занимается. Однако причина такого поведения кроется в отсутствии понимая того, зачем ему это нужно – иными словами в отсутствии мотивации. Ученик искренне не понимает зачем ему нужно ходить на уроки, много заниматься и делать домашнюю работу. Естественной реакцией в таком случае является отторжение и нежелание учиться.
Представьте, что вам прямо сейчас предлагают пройти курс по скалолазанию или игре на скрипке. Вряд ли вы воспримете эту идею с энтузиазмом, ведь возникает логичный вопрос: “а зачем мне это?”. Вот и у учеников точно также.
Меня зовут Тигран Басеян, автор канала https://t.me/blackproduct, генеральный директор учебного центра geekz.ru (центр профориентации подростков в ИТ и подготовки к экзаменам, преподаватель в ВШЭ.
Понятно, что мотивация ученика является немаловажным элементом образовательного процесса, ведь она напрямую влияет на его академические успехи. Но как можно его мотивировать и кто должен этим заниматься?
Инобр ВШЭ (Институт образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики) провел исследование с целью выяснить, какую роль российские учителя отводят школе, семье и самим учащимся в формировании учебного успеха школьников.
Гасинец М.В., Капуза А.В., Добрякова М.С. (2022) Агентность учителей в формировании учебного успеха школьников: роли и убеждения // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. № 1. С. 75–97. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-1-75-97
В представленном исследовании были рассмотрены следующие вопросы:
Как учителя оценивают роль школьных факторов, т.е. вклад школы, в формировании образовательных результатов учеников?
Как связан высокий уровень агентности учителя по отношению к академическому успеху ученика с принятием на себя ответственности за формирование метапредметных результатов?
Как учителя объясняют роль тех или иных факторов в формировании образовательных результатов учеников?
В рамках данного исследования рассматривались такие аспекты как мотивация, интерес к получению новых знаний и желание охотно учиться. В исследовании участвовали 4 тысячи учителей со свей России.
Аналогичные вопрос о мотивации мы в гикз задали родителям (в нашем исследовании поучаствовали 1,5 тысячи родителей) и получили следующие результаты:
75,5% родителей согласились с тем, что они самостоятельно должны поддерживать уровень мотивации учеников, а 24,5% считают, что это задача учителя.
Родители отмечали, что школьные учителя проводят с ребенком гораздо больше времени, чем родители, а также, что хороший учитель способен привить любовь к своему предмету, а плохой - отбить всё желание заниматься.
Результаты исследования показывают как учителя отвечали на аналогичный вопрос и позволяют увидеть полную картину.
53% опрошенных учителей признают задачей школы или учителей формирование у школьников интереса к новым знаниям и желания учиться (рис.1). При этом учителя считают, что они не могут влиять на мотивацию ученика. Более половины учителей не относят свою работу к числу главных факторов, влияющих на успех школьника. Школа выполняет лишь инструментальную функцию раскрытия того потенциала, который заложен в ребенка семьей. Учителя ориентированы на свою первоочередную функцию — передачу знаний, хотя сами отмечают, что хороший ученик — это не тот, кто имеет высокие оценки, а тот, кто обладает набором определенных личных качеств.
Вы тоже заметили очевидное противоречие?
Приведём отрывок интервью с респондентами, представленный в исследовании.
Интервьюер: А что ученику помогает стать хорошим? Что на него влияет, чтобы он стал хорошим?
Респондент 1: Мотивация.
Респондент 2: Сначала все идет именно из дома.
Так, создается ситуация, в которой до конца непонятно, кто должен нести ответственность за мотивацию школьника. Между родителями и учителями нет договоренности об этом.
Все осложняется тем, что в сознании учителей есть деструктивное убеждение, о том, что они лично никак не могут повлиять на желание школьника учиться. Когда есть такая неопределенность, вопросы, связанные с мотивацией ученика, легко пустить на самотек.
Действительно ли учитель никак не может повлиять на интерес ученика к учебе?
Считаю иначе.
Учитель — это человек, который погружен в образовательный процесс гораздо сильнее, чем родитель. Именно учитель располагает полным спектром инструментов, с помощью которых можно повлиять на мотивацию ученика. Например, отслеживать учебный прогресс ученика, отмечать, что в этот раз он справился с задачей лучше, чем в предыдущий.
Надо признать в современной школе много внимания уделяется бумажной волоките, что не оставляет свободного рабочего времени, иногда сил, для работы с учениками 1:1.
Немаловажным фактором является и личный контакт учитель-ученик. В статье, посвященной обзору важных элементов образовательного процесса, мы писали о том, что высокой успеваемости в большей степени способствует личный характер отношений с учителями.
В Geekz ученики лично встречаются со своим преподавателем каждый месяц. Эти беседы преследуют много различных целей, одна из которых — поддержание высокого уровня мотивации ученика и моральная поддержка. Так, учителя действительно могут поддержать ученика в период обучения и значительно облегчить этот путь для него.
Что тогда стоит делать родителям?
Безусловно, родители также могут влиять на желание ребенка учиться, только характер мотивации будет немного другим. Если учителя могут обращать внимание на академические успехи, то родители по большей части могут оказывать эмоциональную поддержку. Только методы необходимо подбирать очень осторожно.
Ругать за плохие оценки — лучший способ отбить у ребенка любое желание заниматься!
Постарайтесь ответить честно на следующие вопросы:
вам бы хотелось, чтобы оценки вашего ребенка стали лучше?
на какие оценки вы чаще обращаете внимание? на 3 или на 5?
Подавляющее большинство родителей отвечают на эти вопросы: да и на 3. Насколько это хорошо? Давайте разбираться.
Оценка показывает лишь то, насколько хорошо ученик усвоил ту или иную тему. В современной образовательной системе оценки не могут объективно отражать уровень знаний, часто они используются в качестве мотивационного элемента.
Современная система оценок в РФ была введена еще в 20 веке, она состоит из 5 оценок. При этом 1 и 2 почти не используются, как характеризующие знания – наоборот если их используют, то, чтобы наказать за поведение.
Если вы видите, что по каким-то предметам ученик занимается отлично, а по другим приносит одни тройки, то возможно это повод за него порадоваться!
Почему стоит радоваться тройкам?
Одна из целей образовательного процесса (особенно актуально для старшей школы) — помочь ученику найти себя в чем-либо и раскрыть его потенциал. Если ученику это удалось, значит что разрыв между оценками в различных предметах неизбежен. Родитель может видеть всю картину успехов ребенка целиком, в отличие от учителей, которые действуют в рамках своего предмета.
Учителям также стоит принимать во внимание эту идею об оценках. Если их предмет вызывает живой интерес у ребенка, то это замечательно, нужно помогать ему осваивать дисциплину. Но если вдруг предмет не соответствует ориентирам ученика, то не нужно пытаться всеми силами заставить его полюбить.
Здесь надо сделать отступление, например, математика – она является обязательной для целого ряда направлений в вузах и в работе. Часто говорят мне никогда не нужно было то, что проходят в школе на математике. Но суть этого предмета в том числе в том, чтобы развивать абстрактное мышление ребенка. А не любовь к предмету и как следствие неуспехи кроются в том, что преподается предмет плохо. Можем посмотреть на средний результат на выпускных экзаменах.
Ваш ребенок приносит отличные оценки по математике и информатике, но регулярно приносит двойки по литературе?
Важно это заметить и сделать соответствующие выводы. Возможно, у него большое будущие в IT и именно сейчас важно поддержать его интерес и помочь ему развиваться. Разговаривайте с ребенком о его увлечениях, узнайте какие предметы ему нравятся больше остальных, расскажите о профессиях, которые могут заинтересовать вашего ребенка. Так вы сможете поддерживать в нем живой интерес к учебному процессу.
Особенно наше отношение к оценкам играет роль при переходе из начальной школы в среднюю. В начальной школе у ребенка есть интерес, желание и успехи. При этом уже в 5-6 классе происходит постепенная сегрегация в оценках в классах. Например, не все могу сразу понять абстракции в геометрии. Что делает нормальный родитель, когда у ребенка намечается проблема с таким важным предметом? Нанимает репетитора, догоняет ребенка нагрузкой, давит. Это отбивает желание учиться и вот уже к исходу средней школы, ученик строит параллель в голове – плохая оценка = я плохой. Это тема для отдельного разговора, если интересно поговорить об этом, пишите в комментариях.
Так, на учебные успехи школьника и родители, и учителя могут влиять приблизительно в равной степени. Все они являются важными участниками образовательного процесса. Для того, чтобы помочь ученикам, родителям и учителям необходимо быть в одной команде и быть открытыми для коммуникации.
Несколько советов в заключении:
Не стесняйтесь общаться напрямую с классным руководителем ребенка, задавайте ему вопросы, выясняйте о возможных трудностях. Классный руководитель и учителя — важные люди в жизни школьника, для того, чтобы помочь ему добиться успехов, с ними обязательно стоит сотрудничать.
Поднимайте вопросы мотивации учеников на родительских собраниях, общайтесь с другими родителями, коллективные решения могут принести свои плоды.
Общайтесь с ребенком, как только замечаете, что он неохотно берется за выполнение домашних заданий, важно спокойно и открыто обсудить с ним возможные причины и поддержать его.
Помните, плохие оценки не означают, что плохое будущие неминуемо. Это лишь показывает, что какие-то темы даются ученику хуже остальных и это абсолютно нормально!
Напишите в комментариях, как вам тема, ссылка на исследование.
Спасибо за внимание!
Комментарии (8)
yarovoyyyyyyy
12.07.2022 09:26+4За своё детство я ни разу не помню, чтобы родители похвалили меня за 5-ку, но помню как ругали за каждую тройку. Мотивация игнора хороших оценок и кнута за плохие сводилась к лозунгу "у тебя всегда должны быть 5, 5-ки это нормальные, для тебя, оценки".
И пускай я закончил школу с хорошим аттестатом и хорошо сданными экзаменами - удовольствия от учёбы в школе я не получал никогда
tintobro Автор
12.07.2022 14:37Известный синдром отличника, который не дает возможности извлекать из неудач уроки и опыт. Мне кажется очень важно учить ребенка ошибаться и не бояться ошибок, учитывая, что это очень важный навык во взрослой жизни.
webhamster
12.07.2022 13:42О мой мозг, почему рис.2 обозначен рис.1? В статье всего две диаграммы, автор в них ухитрился запутаться... Преподаватель ВШЭ.
tintobro Автор
12.07.2022 14:34Рисунок из исследования, поэтому нумерация не сквозная, но спасибо за комментарий.
yerbabuena
Зависит от страны. В Китае - это однозначно дорога сборщиком на Foxconn и пр. фабрики-потогонки. Да и ребенок, скорее всего, сам поймет, что когда из-за его оценок его дорога практически гарантированно останется навсегда "Свободной кассой", то ему нужно сменить модель поведения и показывать хорошие баллы хотя бы просто для того, чтобы дерьма в жизни не хлебать ведрами.
tintobro Автор
Почему Вы так считаете? откуда информация?
мне кажется чтобы делать подобный вывод надо ответить себе на вопрос, отображают ли оценки в Китае образовательный успех? Например, в Китае есть стандартизированный экзамен для поступления в университеты страны, понятное дело, чтобы его сдать и выиграть конкуренцию, нужно показать впечатляющие результаты. Но означает ли это , что оценки в школах не носят профориентационный характер?
Кажется, что нет.
Выдержка из первого гуглинга в интеренете ниже, то есть профориентация по направлениям также присутствует.
Хочу, чтобы меня правильно поняли, если ребенок ни делает ничего и забивает на учебе, значит мы уже опоздали на несколько лет.
Надо смотреть на первые проявления плохих оценок и принимать меры тогда. Интерес дело такое