Привет! Ты можешь знать меня по java-публикациям. Время идет, и вот я уже продакт-менеджер. Недавно я ушел из одного крупного банка и сейчас активно прохожу собеседования на продакта. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями, которые я сделал в этом процессе. Надеюсь, кому-то они помогут найти работу быстрее или наняться в более подходящее место, а кто-то просто узнает много того, что сам видел и улыбнется или всплакнет. 

Моим собеседником выступил рекрутер из сферы tech на российском и зарубежном рынках. Мы начали с простого вопроса к рекрутерам, который однако вызывает достаточно раздражения и непонимания у кандидатов, а именно «почему рекрутеры так часто пропадают»? Затем углубились в контекст, чтобы понять, что там, «за ширмой» не так все просто.

Интервью получилось объемным и выйдет в трех частях. Следующие две части – в два следующих понедельника. Многие освещенные вопросы касаются не только продактов, а носят универсальный характер для tech, особенно, в первой части.

Что в первой части:

  1. Почему рекрутер не отвечает.

  2. Как выглядит типичная воронка найма.

  3. Как рекрутеру, применяя школьную арифметику, выбрать оптимальную стратегию работы с кандидатами.

  4. Как отсутствие обратной связи кандидату влияет на hr-бренд.

Итак.

*Прошу любителей технологий обратить внимание на то, что статья расположена в категории "Менеджмент", что явно намекает на ее нетехнический характер.

Привет, Рекрутер! В своем канале я сделал пару заметок о том, как со стороны кандидата вижу процесс найма продактов. Ты был не во всем согласен. В этой беседе я тебя прошу поделиться своим видением и как рекрутера, и как нанимателя. И первый вопрос такой: как процесс найма выглядит «от нанимателя» и почему рекрутеры иногда могут пропадать без обратной связи?

Р: Да, бывает такое, что рекрутеры с одной стороны, ведут себя вежливо, с другой – пропадают, и часто навсегда. 

Тут много причин. Первая – в том, что рекрутинг – это профессия с достаточно большим числом монотонных действий, которые занимают, как правило, весь день.

Например: прошерстить работный сайт и найти X кандидатов, подходящих по резюме, разобрать отклики на вакансии, отправить N первичных писем/сообщений с презентацией вакансии, сделать M звонков кандидатам, ответить на K вопросов в письмах или в сообщениях, написать сопроводительное письмо про кандидатов, с которыми ты общался и переслать их нанимающим, пингануть нанимающих по фидбеку, напомнить кандидатам и нанимающим про сегодняшние встречи, найти время в календаре нанимающего для собеса, выставить офферы, уточнить у нанимающих требования и т.д.

То есть, операций много, они мелкие, требуют достаточно четкого планирования. И поэтому какую-то задачу очень легко забыть. В день тебе нужно сделать сотни мелких задач, и одна из них может быть «отказать Васе Петрову». И она может просто потеряться, но не только на сегодня, но и вообще навсегда. Обычно для хранения информации о кандидатах используют специализированные программы: ATS (applicant tracking systems) или CRM, что в принципе одно и тоже, но часто кандидатов могут вести просто в экселе - везде суть одна и та же - Kanban доска, где карточка - это кандидат и он двигается по воронке найма. Но к сожалению, эти программы не могут полностью защитить тебя от потери каких-то задач. Чем лучше выстроены процессы, тем реже случаются такие факапы.

Вторая история – надо понимать, что у задачки “отказать кандидату” очень низкий приоритет. Потому что отказать кандидату Васе Петрову это настолько неприоритетная задача за день, что даже если ты ее сделаешь, то ничего особенно не изменится с точки зрения движения к цели, к который ты идешь. А какая у тебя цель? Найти кандидата, который успешно пройдет все этапы и трудоустроится. А тратить время на кандидата, который точно не проходит, менее приоритетно, чем на тех, у которых еще есть шанс пройти. И как правильно нас учит товарищ Голдрат, задачи нужно приоритизировать от конца воронки.  

Поясни подробнее про воронку по Голдрату 

Р: У тебя есть воронка найма по какой-то конкретной вакансии, это целый процесс.

Схематично воронка такова:

  • Все, кто подошел по требованиям вакансии на условном HH.

  • Все, кто согласился на собеседование с рекрутером.

  • Все, кто пришел на собеседование. Надо понимать, что тут конверсия не стопроцентная - бывает, что кандидаты не приходят без предупреждения. Как правило, чем выше позиция, по которой ты общаешься, тем выше вероятность, что человек придет. Например продакты или техлиды достаточно обязательные люди, а например люди на начальных позициях склонны чаще не приходить.

  • Все, кто прошел критерии после собеседования.

  • Все, кто прошел N этапов с нанимающим (в разных компаниях этапы разные).

  • Все, кому сделали оффер.

  • Все, кто принял оффер.

  • Все, кто вышел на работу.

  • И все, кто прошли испытательный срок.

У нас получилась такая воронка:  

Воронка найма. Слева-начало (вход)
Воронка найма. Слева-начало (вход)

С утра ты планируешь свой день, у тебя на разных стадиях воронки находятся кандидаты. Обычно, чем ближе к концу воронки, тем меньше кандидатов, находящихся на этих этапах. Чем ближе к началу, тем их больше. У каждого этапа есть типичная конверсия в финальный этап (например, финальный этап это “найм”), например если кандидат находится на этапе “согласился на общение с рекрутером”, то чисто для примера, скажем, у него шанс дойти до этапа “нанят” 2%, а если кандидат на этапе “провели последнее собеседование с нанимающими” шанс уже, например, 70% (цифры у каждой вакансии конечно свои, это чисто для примера). Соответственно, чем ближе находится кандидат к концу воронки, тем выше его приоритет. Допустим, у нас осталось несколько кандидатов, которым осталось пройти один этап, и кто-то из них может трудоустроиться. На них нужно потратить первую часть рабочего дня, если конечно по их позициям нужно что-то сделать (может быть так, что кандидат на финале и ничего делать не надо: или он, или ты чего-то ждете). Когда ты прописываешь задачи на день, ты идешь от конца, смотришь «чем я могу тут помочь» и если есть что-то, что надо сделать, ты добавляешь себе задачку в план. И так идешь к началу воронки. Если в конце рабочего дня ты понимаешь, что какие-то низкоприоритетные задачи ты не успеваешь сделать, то они переносятся на следующий день.

Давай с математической точки зрения попробуем подумать, почему надо так делать: начинать с тех, кто на конце воронки. Приоритизировать от них. А тем, кто в начале воронки уделять время, если успеешь. Давай на примере задачки.

Давай

Р:  Есть 2 лотерейных билета. Первый стоит 15 минут твоего времени и вероятность выиграть 50%, а есть второй лотерейный билет, у него пусть цена будет тоже 15 минут (для простоты), а шанс выиграть 1%. Выигрыш пусть у них одинаковый. Какой лотерейный билет ты выберешь?

Билет с вероятностью выигрыша 50%

Р:  Верно, первый лотерейный билет – это работа по кандидату в конце воронки, а второй – по кандидату в начале воронки.

Соответственно, у тебя есть 8 часов, и тебе надо делать этот выбор. Ты сначала выгребешь все билеты с большей вероятностью выигрыша, потом – что останется, со все меньшей и меньшей вероятностью. Да, выхлоп от действий снижается, но эти действия тоже необходимы, так как тебе нужно продвигать всю воронку в целом - если ты будешь двигать только конец воронки, то скоро воронка встанет. Рабочий день не резиновый, поэтому ты сначала выставляешь задачки про самых перспективных кандидатов, и где-то там очень-очень далеко в списке дел находится задачка «отказать кандидатам». Ну потому что никак она тебя не продвигает к твоей цели. Это была вторая история, приоритетность.  

Еще вариант. Ты как кандидат можешь быть на холде. Про тебя помнят, и отказывать пока не хотят, ты там, где-то висишь, но бывает так, что есть другие кандидаты, которые находятся уже на финальных этапах. И вероятность у них попасть на работу выше. В плане трудозатрат на них эффективнее тратить время. Поэтому рекрутеры ждут, что кто-то из этих кандидатов попадет на работу в ближайшее время. А потом они вернутся к тебе, если с теми кандидатами не выгорит. Это затягивает цикл фидбека достаточно сильно.  

Четвертый момент: нанимающий может быть в отпуске. Летом это довольно часто. Вроде пообщался, все нормально, тебе говорят: «фидбек скоро будет». Пингуешь, а в ответ «фидбека нет, фидбека нет». А менеджер на Бали сидит, пытается свои неврозы вылечить, которые приобрел от предыдущего отпуска, пока работал. Ему не до тебя. Он восстанавливается. 

Бывает еще история чисто психологическая. Когда рекрутер с тобой общается и понимает, что ты не подходишь, говорит, что-то типа «спасибо, мне надо передать коллегам информацию, будем ждать от них фидбек». И это на самом деле не всегда правда. Он мог уже четко решить, что ты по каким-то критериям не подходишь и у него достаточно информации, чтобы уже на этом этапе тебе отказать. Как тут сделать грамотно со стороны рекрутера? Сказать «слушай, я уже понял, что мы не проходим по требованиям», но сразу на встрече так делают не всегда. Есть причины, по которым легко отказывать, а есть причины, по которым не очень легко отказывать. Причины, по которым легко – вы сильно не сходитесь по деньгам или чувак не готов ходить в офис, потому что он хочет исключительно удаленку. Или он живет в другом городе и ему нужно три месяца на переезд, а тебе нужно, чтобы кандидат вышел еще вчера. По таким критериям легко прямо на встрече сказать кандидату, что он не подходит. А бывают случаи, когда отказывать сложнее. Критерии могут быть как субъективные, так и объективные, но тебе как рекрутеру не хочется этому человеку выкладывать всю правду потому, что ты не хочешь чувствовать дискомфорт, потому что отказывать людям на самом деле неприятно. Более того скажу, что все рекрутеры это испытывают. Они как правило, человеколюбивые, им больно отказывать. Как и матерым рекрутерам, так и начинающим. Начинающим возможно сложнее. Поэтому ты откладываешь отказ на письменную коммуникацию, которую в итоге можешь сильно деприоритизировать.

Слушай, а не скажется ли это на HR-бренде? Действительно ли для сохранения HR-бренда важно не забывать отказывать? Ты обещал человеку и обманул ожидания. Причем часто осознанно. Как с этим?

Р: Да, эйчар-бренд – это вещь вполне себе конкретная. И фактор ухудшения HR-бренда из-за отсутствия явных отказов, на мой взгляд, ты переоцениваешь. Обычно с HR-брендом ничего не происходит. Что такое сильный HR-бренд в цифрах и что это вообще означает? Это про то, что если у тебя есть сильный HR-бренд, у тебя будут более высокие конверсии в случае, когда ты начинаешь рекрутинговую кампанию на какую-нибудь вакансию. Рекрутинговые кампании для простоты бывают двух типов: исходящие и входящие. Бывают еще и внутренние, но забьем для простоты. Исходящие – это, когда ты сам ищешь кандидатов и сам инициируешь контакт с ними - пишешь, звонишь. Входящие - когда кандидат сам откликается на вашу вакансию. По исходящим кампаниям если HR-бренд сильный у тебя повышаются конверсии (по отношению к рынку) в согласие кандидатов пообщаться с тобой. Повышаются конверсии в прохождение в следующие этапы. Если у тебя сильный HR-бренд, когда ты говоришь кандидату «ура, ты успешно прошел с этапа 4 на этап 5», он не говорит «я уже устал с вашими этапами» и не отказывается двигаться по этапам дальше. 

С входящими рекрутинговыми кампаниями то же самое - на твою вакансию будут больше откликаться.

Дальше, есть уменьшение вероятности отказов от офферов. Это все про конверсии на разных этапах воронки найма, я просто подсветил отдельные этапы.

Плюс когда HR-бренд сильный, улучшается и удержание уже нанятых сотрудников - они в среднем могут дольше работать в такой компании.

Есть еще такое мнение, что если у компании сильный HR-бренд, вы можете меньше платить сотрудникам. Потому что в компании классно работать или сотрудник получает строчку в резюме, которая повышает шансы на дальнейшее трудоустройство. Якобы это позволяет платить людям меньше. Но это спорная вещь, на самом деле. Потому что по-хорошему есть баланс. Есть рынок. Другие компании тоже пытаются переманить людей. И если они платят больше, сотрудник компании с громким именем может выбрать деньги. Сильно меньше ты не сможешь платить. Возможно, ты можешь платить среднюю ЗП в условном Яндексе и не переплачивать. С другой стороны, ты как Яндекс хочешь лучших кандидатов. А лучшие всегда хотят больше денег, чем в среднем. Хотя в целом наверно тезис о том, что с хорошим HR-брендом, ты снижаешь затраты на зарплаты, может быть верен для отдельных компаний, но с моей колокольни как рекрутера видится более важным фактор более быстрого найма, большего потока кандидатов и снижение затрат на привлечение кандидатов.

Я считаю, что HR-бренд не сильно страдает от отсутствия обратной связи кандидату. Дело в том, что это такой маленький проступочек: просто ты не дал информацию человеку. Если человек, которому ты отказываешь, расскажет об этом своему окружению, то это не так сильно отразится на компании, так как это все же не такой криминал и это скорее всего не пойдет дальше этого окружения. Например, в Америке есть сайты типа Glassdoor, вот у них там сильнее следят за HR-брендом потому, что там легче сделать больно бренду: ты просто идешь на Glassdoor и ставишь ему оценку. А Glassdoor — это очень популярный в Америке ресурс. В России есть какие-то отзывики, но их влияние на мой взгляд гораздо меньше. Но вообще конечно стоит явно отказывать кандидатам и хорошо бы тут иметь процессное или автоматизационное решение для этой низкоприоритетной задачи. В конце концов тебе будет легче вернуться с новой вакансией к кандидату, с которым вы корректно закончили коммуникацию в прошлый раз.

Читай во второй части:

  1. Как кандидаты движутся по воронке найма.

  2. В чем специфика подбора на b2b и b2c позиции. Что нужно знать и уметь кандидату.

  3. Что не так с b2e продактами.

Комментарии (20)


  1. NineStems
    25.07.2022 08:54
    +3

    Я не согласен с рядом пунктов, прошу не воспринимать их как агрессию, но как взгляд со стороны и субъективное отношение к работе

    Первая – в том, что рекрутинг – это профессия с достаточно большим числом монотонных действий, которые занимают, как правило, весь день.

    Разве не любая работа это профессия с большим количеством монотонных действий?

    Вторая история – надо понимать, что у задачки “отказать кандидату” очень низкий приоритет

    Почему нельзя собрать отказы в кучу, например раз 2-3 дня массово отказывать?

    Просто откидывать задачи с низким приоритетом - ну прямо такое.

    Если представить ситуацию, где я просто "забиваю" на задачу с низким приоритетом, потому что у неё приоритет низкий без объективных причин - я бы сам себя за такое по голове не погладил

    А тратить время на кандидата, который точно не проходит, менее приоритетно, чем на тех, у которых еще есть шанс пройти

    Кандидат может просто не проходить по требованиям, но при этом не быть плохим. Сейчас все IT сообщество общается (плюс-минус). Площадки для подбора работы активно обзаводятся частью с отзывами. И отсутствие любой ОС может негативно сказаться на бренде.

    Р: Да, эйчар-бренд – это вещь вполне себе конкретная. И фактор ухудшения HR-бренда из-за отсутствия явных отказов, на мой взгляд, ты переоцениваешь

    В связи с пунктов выше - вот с этим не согласен в корне.
    Сейчас любой инфоповод меняет отношение к компании-нанимателю

    Лично я часто сталкиваюсь с тем, что мне не то, что вакансии не опыту/стеку предлагают, а имя не могут написать верно на хабркарьере (уже две новые личности родились благодаря таким невнимательным рекрутёрам). И даже если это наёмный рекрутёр я уже трижды подумаю, даже просто идти общаться.

    Хотя компания может быть крутой, но как я это узнаю, если их сотрудник даже имя в не может поправить в авторассылке?


    1. Kiselioff Автор
      25.07.2022 12:14

      По своему опыту работы разрабом и менеджером я бы не сказал, что это всегда куча рутины. Наверное, зависит от задач бизнеса и стадии развития проекта/продукта. Если делать что-то с нуля, то на начальных этапах задачи больше разноплановые. Это потом чем больше сделано, тем больше можно переиспользовать. И все равно, даже в задаче, где что-то переиспользуется, есть часть новизны. Это касается как разработки, так и менеджмента. Конечно, инструменты оттачиваются и подбираются со временем. Я могу представить монотонной работу разработчика только если в проекте не происходит ничего принципиально нового.


    1. Aleks_ja
      25.07.2022 12:16
      +2

      +1

      Мне кажется, ещё тут неправильно понимают слово "приоритет". Что-то простое но неважное также может быть вверху по приоритету.

      Что может быть проще написать стандартный имэйл?

      Это просто указывает на непрофессионализм рекрутера. Особенно, когда тебе говорят, свяжемся через 2-3 дня, а потом молчат. И даже после напоминания не отвечают.

      "Низкий приоритет" - значит можно не исполнять свои обещания?

      Я бы гнал в шею каждого такого рекрутёра, чтобы сами шли на рынок труда, и неделями ждали ответа от своих "коллег".


      1. Kiselioff Автор
        25.07.2022 12:20

        Вот кстати как отнесетесь, если получите автоматически сформированную отбивку? То есть рекрутер дал ответ, но шаблоном с Вашим именем.


        1. Aleks_ja
          25.07.2022 12:22
          +3

          Отнесусь ок, если нужно, ответным имэйлом запрошу подробности.


          1. taalo
            26.07.2022 09:13

            Вот. И эта дискуссия отнимет ещё больше времени =)


            1. Kiselioff Автор
              26.07.2022 09:16

              а в чем потеря? письмо - коммуникация асинхронная. пока рекрутер отвечает, кандидат уже работает по другим позициям)


    1. Kiselioff Автор
      25.07.2022 13:28

      Спасибо за развернутый ответ. Я сейчас не как автор статьи или с позиции гостя, просто как рядовой читатель хочу уточнить пару вещей.

      Просто откидывать задачи с низким приоритетом - ну прямо такое. 

      Если представить ситуацию, где я просто "забиваю" на задачу с низким приоритетом, потому что у неё приоритет низкий без объективных причин - я бы сам себя за такое по голове не погладил

      Выставленный приоритет разве не является главной объективной причиной того, в какой последовательности мы делаем те или иные задачи? Основания выставления приоритетов сейчас не берем в расчет.

      Сейчас любой инфоповод меняет отношение к компании-нанимателю

      У Вас есть примеры того, как отзыв одного человека, не прошедшего отбор, уничтожил имидж компании и привел к ее закрытию? Если вспомнить даже открытые и известные скандалы действующих сотрудников компаний последнего времени, то кажется что после волны негатива, компании так и работают как раньше (Amazon, XSolla). А мы говорим о гораздо более безобидной вещи.


      1. NineStems
        25.07.2022 14:01
        +1

        Выставленный приоритет разве не является главной объективной причиной того, в какой последовательности мы делаем те или иные задачи? Основания выставления приоритетов сейчас не берем в расчет

        Возможно я недостаточно ясно выразил свою позицию
        Имел ввиду, что мы делаем задачи по их приоритету, но не имеем права совсем забивать, если приоритет низкий. А статье это написано прямым текстом

        Плюс уже после написания комментария я перечитал и меня очень сильно смутил момент: "Отказывать очень сложно, мы переживаем"

        По моему - это непрофессионализм чистой воды. На текущем месте я провожу собеседования и стараюсь всегда дать развёрнутую обратную связь (очень сильно покалечило меня, когда я сам её не получал). У меня это 10-15 минут в неделю, а человеку приятно.

        У Вас есть примеры того, как отзыв одного человека, не прошедшего отбор, уничтожил имидж компании и привел к ее закрытию?

        Я согласен с тем, что позиция выглядит голословно, что прямо вот таких ярких примеров нет, кроме ярких скандалов с увольнениями (а там все же решения менеджмента, а не подбора персонала), поэтому и указал, что мнение не агрессия, а сугубо субьективное.

        Но всегда делюсь о впечатлениях с собеседования с окружающими меня коллегами и знакомыми. Так же и сам внимательно слушаю подобные рассказы. Плюс ищу все доступные отзывы (если память не подводит - на hh можно оставлять отзывы даже на то, как тебе ответили и отвелили ли на отклик вообще). Не считая того, что система отзывов вкатывается в нашу сферу достаточно быстро.

        Поэтому сейчас нельзя говорить только об отзывах одного-двух человек. Бренд, а если другими словами, репутация строится годами. А, увы, лицо компании - это рекрутёр. И со временем репутация просто испортится и заманить будет сложнее. Явный пример wb, хотя проблема там была не в подборе, но после скандалов они предлагали ЗП на +15-30% выше рынка - иначе к ним просто никто не хотел идти.

        Я сужу только по личному опыту и уверен, что он на 90% совпадает с опытом коллег по цеху(возможно он немного зашорил меня, но все же):
        - Мы вам перезвоним
        - Предложение о сеньёрности вакансий по стеку, если стек вообще совпадал
        - Холдили на несколько месяцев и отписывались банальностью, а когда разморозили я уже успешно нашел другую работу
        - Просто игнорировали после собеседования
        - ОС, хотя бы минимально развёрнутую предоставляли в 15% случаев
        - Отправляли кривые задачи, игнорировали и переобувались на ходу

        Буду ли я сам потом идти в эти компании, даже если у них что-то изменилось? Точно нет.
        Буду ли я советовать такие компании друзьям/знакомым/коллегам? Точно нет.

        А вот когда осталось нейтральное и выше впечателние, почему бы и не порекомендовать.


        1. Kiselioff Автор
          25.07.2022 14:07

          Да, мне кажется, проблема в том, что мы на данный момент не обладаем каким-то объемом данных, чтобы перейти от личного опыта к каким-то статистически значимым обобщениям. Собственно, эта статья - попытка для начала посмотреть на найм "с той стороны". И собрать больше точек зрения, чтобы сделать картину более объемной. А Вы разрабов нанимаете?


          1. NineStems
            25.07.2022 15:00
            +1

            А Вы разрабов нанимаете?

            Да, провожу техническую часть собеседования, редко нужно выбирать из резюме кандидатов, кого позвать. Стараюсь давать шанс людям и ОС (из моего личного списка источников собираю индивидуальный список и передаю его hr), даже если они пытались мухлевать или были откровенно слабыми.

            У нас очень шустрый hr, который всегда на связи и если чего-то не понимает, всегда уточняет. Боюсь, что если бы не она и её коллеги - подбор был бы адом.


      1. Aleks_ja
        25.07.2022 18:12
        +1

        У Вас есть примеры того, как отзыв одного человека, не прошедшего отбор, уничтожил имидж компании и привел к ее закрытию?

        В Amazon - после каждого собеса присылают опросник (как минимум мне прислали), как вы оцените собес и так далее. Теоретически, учитывая бешенную внутреннюю конкуренцию в Амазон, это может принести проблемы рекрутёрам, которые там работают. Правда, даже при наличии такого инструмента, мне так и не ответили, пересылали от одного рекрутёра к другому, а потом через месяц статус поменяли "No longer under consideration". Высоко такое интервью не оценишь :)


  1. Kuch
    25.07.2022 09:06
    +4

    Такое долгое оправдание простой идее: да нам просто пофиг на тех, кому отказываем.


    1. nin-jin
      25.07.2022 11:35
      +4

      Особенно забавно наблюдать как меняется отношение от приветливого "ты нам очень интересен, давай просто поговорим, вдруг заинтересуешься" до презрительного "да ты кто такой, чтобы я тратила на тебя время?".


  1. alexhott
    25.07.2022 10:05
    +6

    Бывает и так что через пару месяцев просыпаются со звонком "Добрый день, мы решили что вы нам подходите". А ты у же на новом месте почти испытательный срок отработал.

    А вообще это уже почти стандарт - не дали обратной связи, не жди общайся пока с другими работодателями.


    1. nin-jin
      25.07.2022 11:38
      +4

      А потом они плачут, что ты им изменяешь, общаясь с другими. Ой, простите, ошибся чатом.


    1. Kiselioff Автор
      25.07.2022 12:33

      Да, в целом похоже на некий сформировавшийся баланс: нет ответа, идем дальше. Понятно, что отсутствие ответа может и задевать, если ты уже придумал как получил классный оффер и уже на этой должности работаешь. Но если чисто рационально подходить, то и кандидат, и рекрутер при найме работают на конвейере. Только у рекрутера он бежит гораздо более интенсивно. Тут просто важно понимать, как у кого конвейер устроен.


  1. Mike-M
    25.07.2022 21:41
    +1

    Хорошая статья, «живая», из первых рук.
    Странно только что ее заголовок делает акцент на продактах. Ведь в целом содержание статьи применимо к любой позиции. И не только в сфере IT.


    1. Kiselioff Автор
      25.07.2022 21:52

      Спасибо) Действительно, первая часть универсальная , а уже во второй и третьей начнется продуктовая специфика.


  1. p0st
    28.07.2022 04:28

    Из опыта, всё что заходит в обычном режиме поиска работы - вот такое. Никто ничего никому не должен.

    Да и на личном бренде, связях и знакомстве тоже случается в обе стороны. Меня игнорили дни/2 недели/месяц, и я забивал, потому что иногда объяснить почему нет сложнее, чем просто уйти с радаров и может создать много проблем в отрасли (например, отказ от работы по этическим причинам).

    Из потенциальных рисков, каждый из hr у меня сохраняется в чатах и переписках. Точно знаю с кем не буду работать, кого попрошу на выход из компании при первой возможности, а куда даже заходить не буду пока не вычистят всех от hrd до последнего рекрутера. На рекомендации так же влияет, но совета спрашивают единицы, прислушиваются ещё меньше.