![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/264/69a/a1d/26469aa1d438ea81cf6181f0370bed7e.png)
В профессии техписа, на мой взгляд, есть два прекрасных момента:
возможность познакомиться с новыми решениями и технологиями раньше, чем они будут доступны широкому кругу пользователей;
постоянно приходится “ковырять” вещи, о которых раньше понятия не имел.
В этот раз я приоткрыл для себя завесу удивительного мира продуктовой аналитики и A/B тестирования благодаря UX Rocket 2.0.
Если кратко, то это российская замена популярным на рынке сервисам аналитики, персонализации и A/B тестирования от Google, Amplitude, Appsflyer, AB Tasty, Dynemic yield, Oracle, SAS и другим продуктам от менее известных компаний.
В данном материале мы немного поговорим о важности повышения конверсии для интернет-маркетинга в современных условиях, а также посмотрим на функционал UX Rocket 2.0.
Те кто читал мои статьи про NanoCAD и Canny, знают, что я весьма положительно отношусь к отечественным разработкам, конкурирующим с иностранными брендами, поэтому должен предупредить, что этот обзор может получиться чуть более субъективным, чем обычно. Как говорится, “не судите строго”.
Оглавление
Немного о конверсии
Как бы это “громко” ни прозвучало, но 2022 год внёс значимые изменения в структуру рынка интернет-рекламы. Из РФ уходят крупные международные компании и объем рынка интернет-рекламы снижается (почитать об этом можно у «РБК», «Ведомостей» или даже здесь на Хабре). При этом крупнейшие рекламные площадки тоже в том или ином виде перестают предоставлять свои услуги на территории РФ (см. статью), что приводит к ажиотажу на оставшихся рекламных площадках (см. статью).
Я не нашел статистики по динамике реальных рекламных бюджетов в компаниях за 2022 год, но могу предположить, что сейчас ответственные руководители и специалисты будут придерживаться тактики повышения конверсии с каждого пользователя, а также рассматривать альтернативные пути доведения потенциального пользователя до желанного действия, в том числе с использованием персонализации контента.
Именно в этот момент на арену выходит герой нашей сегодняшней статьи и его «одноклассники».
Инструменты для пользовательской аналитики и A/B тестирования
Хотя соблазн казаться всезнайкой велик, должен признаться, что c продуктовой аналитике для интернет-порталов и мобильных приложений я знаком весьма поверхностно.
Но даже мне в процессе работы не раз приходилось слышать мистические слова: "воронка*, “A/B тесты” и “персонализация”.
Если вдруг по каким-то причинам вы не знаете, что это такое, то поясню своими словами:
Воронка – показывает нам какое количество (или %) пользователей, попавших к нам на сайт или в приложение, смогли пройти предусмотренные сценарием шаги и сделать-таки ключевое действие, например, заказать подписку на сервис, зайдя на главную страницу портала.
A/B тесты – это проверка гипотезы на разных группах пользователей в рамках сайта или приложения, например, одной части пользователей показывать на лендинге большого розового слона, а другой – нет. В итоге сравнить кто больше купит розовых слонов.
Персонализация – тут все очевидно. Каждому пользователю покажем тот контент, который его больше заинтересует. Например, на сайте лотереи условному Михаилу Исааковичу мы бы показали возможность выиграть новый дом у пруда в Подмосковье, а Алле Борисовне возможность выиграть миллион алых роз, ну или целый айсберг льда, чтобы крошить его в коктейли.
Про инструменты для анализа трафика на сайте я думаю слышал практически каждый пользователь Хабра, сталкивающийся с миром WEB-технологий. Обычно первыми всплывают в памяти Яндекс Метрика и Google Analytics, более искушенные специалисты вспомнят Oracle Infinity (кстати, Oracle как и большинство других вендоров благополучно сворачивает деятельность в РФ).
A/B тестирование также можно проводить с помощью продуктов от крупных игроков, например, Google Optimize, Oracle Maxymiser, Amplitude и др.
Персонализацией занимаются примерно те же самые участники рынка.
При этом существуют решения, которые реализуют “Всё, везде и сразу” (да, вы правильно поняли, эта фраза — отсылка к названию моего любимого фильма).
В идеальном мире процесс повышения конверсии за счет аналитики и тестирования гипотез мог бы выглядеть так:
![Процесс повышения конверсии Процесс повышения конверсии](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/63d/f9f/09b/63df9f09b712eccf5179934959957c67.png)
Инструментов на самом деле много и выбор ограничен только вашим вкусом и бюджетом. Можно даже найти open source решения.
Однако с точки зрения коммерческих программ и сервисов, для РФ сейчас ситуация складывается так, что в обозримом будущем надежней будет ориентироваться на отечественные разработки.
Причина кроется как в санкциях, так и в ужесточении требований со стороны государства, что особенно важно для государственного сектора и близких к нему компаний.
Например, было бы хорошо иметь уверенность в том, что данные пользователей хранятся и защищены в полном соответствии с ФЗ-152, а интересам вашего бизнеса не угрожает ремаркетинг. Вот UX Rocket 2.0 точно соответствует этому критерию, а что на счет остальных?
Вот так плавно я подвел вас дорогие читатели к краткому обзору функционала UX Rocket 2.0.
Краткий обзор UX Rocket 2.0
На момент моего знакомства с сервисом, был готов основной функционал, при этом многие вещи для решения кейсов крупных компаний кастомизируются под каждого клиента, что, конечно, предопределяет проектный режим внедрения и ориентацию на enterprise сегмент.
Сделать пакетную версию продукта для массового рынка – закономерно будет следующим этапом. Однако, об этом немного позже, а пока предлагаю кратко пробежаться по функционалу.
Установка сервиса
Установка сервиса очень простая, не надо морочиться с отдельной установкой счетчика для аналитики и кода тестирования как в связке Google Analytics + Google Optimize.
Просто берем и вставляем скрипт в секцию<head>
или <body>
![Пример скрипта для установки на сайт. Пример скрипта для установки на сайт.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/af5/b68/0c1/af5b680c1ee96c44be4d640a40cda6c6.png)
Лучше вставлять в <head>
, чтобы “железно” избежать “мерцания” страницы при A/B тестировании.
Продуктовая аналитика
Сегодня я не буду подробно описывать функционал, а просто пробегусь по ключевым разделам.
Сводка
Этот раздел вполне знаком всем, кто хоть раз открывал Яндекс метрику или похожие сервисы. Виджетами само собой можно управлять. Здесь и далее я замажу все ключевые показатели на скриншотах.
![Раздел "Сводка". Раздел "Сводка".](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7d9/eda/5d1/7d9eda5d13ffddc7aaf7c3f4ada5c4a8.png)
Сырые данные
Да, да, сырые, как мои ботинки в майскую грозу.
![Раздел "Сырые данные". Раздел "Сырые данные".](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/cfb/9bc/455/cfb9bc455f499f440825ffa031bf3c57.png)
Данных на самом деле много, они собираются из cookie, полей и переменных сайта, сбор данных можно настроить. В раздел «Сырые данные» попадают все события на страницах, где установлен скрипт, потом данные необходимо будет размечать.
В будущем, я так понимаю, еще планируется собирать offline данные и связать online и offline события, но об этом я еще напомню в разделе про дальнейшие планы.
Кстати, надо отметить, что UX Rocket 2.0 нормально работает с лендингами (одностраничниками) безо всяких “плясок с бубном”.
Естественно, данные можно фильтровать.
![Фильтр сырых данных Фильтр сырых данных](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/892/1fa/5a3/8921fa5a300223a92ae3deeb87ac7575.png)
Отчеты
Вот и уже знакомые нам “воронки”.
![Список "воронок". Список "воронок".](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/271/74a/735/27174a7350cbe5b7774bc116104686d1.png)
Ниже пример воронки:
![Пример "воронки". Пример "воронки".](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/601/205/fb3/601205fb3866c435d03d05abbe15c632.png)
Пусть вас не смущает 140% на одном из этапов. Просто на данный этап воронки можно пройти несколькими путями и это отражено в статистике.
Для того чтобы более детально посмотреть пути прихода на каждый этап есть диаграмма SanKey.
![Диаграмма SanKey. Диаграмма SanKey.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/029/bd5/791/029bd579129d2f18c2c619cc427d1dbd.png)
Воронки, само собой, можно настраивать — добавлять шаги, менять их местами и т.п. Подробно останавливаться на этом не буду.
![Настройки "воронки". Настройки "воронки".](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fde/4e5/2ab/fde4e52abd21ab0e44fd71c7a5d24590.png)
Можно было бы еще разобрать некоторые фичи по аналитике и её настройке, но я не хочу раздувать статью.
Давайте лучше одним глазком взглянем на тестирование.
Проверка гипотез и персонализация
Тестирование
Я часто упоминал про A/B тестирование, но на самом деле с помощью UX Rocket 2.0 без проблем можно организовать и многовариантный тест.
![Примет тестирования Примет тестирования](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/2b4/d97/ef7/2b4d97ef7a6e1eadf941209c324c9a50.png)
Само собой, по тестам можно смотреть статистику.
![Пример анализа результатов тестирования Пример анализа результатов тестирования](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0f2/23b/c2b/0f223bc2baf7c0cbfa83d565073fbf98.png)
UX Rocket 2.0 позволяет вначале отладить тест, а уже потом перевести его в прод.
![Список кампаний Список кампаний](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/521/95c/bc4/52195cbc47d4f35f58a2a7d9e997ae59.png)
Давайте посмотрим немного на отладку вариантов для теста.
Вариант сайта с ракетой:
![Пример варианта для тестирования с ракетой. Пример варианта для тестирования с ракетой.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/0b2/8c5/448/0b28c54485f6678534c5985e6a09e784.png)
Вариант сайта с сотрудниками и условным и баннером:
![Пример варианта для тестирования с сотрудниками и баннером. Пример варианта для тестирования с сотрудниками и баннером.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/503/204/eb3/503204eb396cd20fecb8e9987b2e1534.png)
Настроек много, логи можно отслеживать, результаты просматривать, но я специально не буду останавливаться на этом подробнее. Возможно я когда-нибудь напишу туториал на этот функционал, а значит нужно поберечь материал.
Персонализация
Система позволяет настроить скрипты и включать их пользователям по определенным условиям. Например, разместить скрытую кнопку или поменять заголовок страницы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e09/589/88e/e0958988e3abcdb2cb046f466fc9db98.png)
Как видите это обычный JS.
При этом у скриптов есть удобное версионирование (которого нет у Oracle Maxymiser), так что можно без проблем откатится на последнюю рабочую версию скрипта.
![История версий. История версий.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/11f/db3/027/11fdb3027db75bc2e25ed15dd9fc6136.png)
Планы на перспективу
На сколько мне известно в планах у разработчиков:
SDK для мобильных разработчиков. Это позволит работать не только с WEB но и с мобильными устройствами, как например делает AppsFlyer (на момент демонстрации релиз был на 90% готов)
Реализовать offline сбор данных и связь событий. Этот функционал позволит отследить даже те кейсы, когда пользователь не делает покупку на сайте. Например, клиент заказывает на сайте демонстрацию товара, а выкупает его в магазине или пункте выдачи за наличные.
Визуализатор-конструктор коммуникаций, анкетирование и сбор данных на сайте (в первую очередь для сбора обратной связи в ключевых точках клиентского пути).
Конструктор отчетов
CDP клиентский профиль
Активация в Яндекс.Директ, My Target, call-центр и e-mail
Заключение
Несмотря на то, что я застал продукт в стадии активной разработки и не весь функционал работал идеально, проект мне показался интересным настолько, что я возможно напишу один или пару туториалов после следующих релизов.
Разработчики приятные в общении ребята, чувствуется, что любят свое дело и свой продукт.
Демонстрация вдохновила рассказать коллегам на работе о UX Rocket, чтобы они подумали над функционалом A/B тестирования.
Единственное, что осталось “за бортом” - это вопрос стоимости, но поскольку мне была интересна только техническая сторона, я его специально не поднимал.
Комментарии (5)
AlexBream
29.07.2022 11:25-1Совершенно напрасно, по моему мнению, пропущена смысловая часть "как делать", и показываются только "непонятные результаты непонятно каких действий".
Крайне сумбурное и непоследовательное изложение фрагментов инструмента, вместо пусть части, но нормального последовательного процесса использования.
Ни системного анализа инструмента, ни технического описания его не обнаружено в тексте (а я старался это сделать, несмотря на предубеждение с первых строк статьи)
BosonBeard Автор
29.07.2022 11:56Плохо старались товарищ, старайтесь лучше!
AlexBream
29.07.2022 16:15Критику воспринимать не умеем, выстраивать диалог - тоже. Все печально, я надеялся увидеть нормальную пост-релизную версию статьи
BosonBeard Автор
29.07.2022 16:23Да как Вам объяснить...
Просто представьте, что я писал не для Вас и у меня нет никакого желания потакать потенциальному интернет троллю, который гуляет по комментариям и делится с людьми безгранично ценным мнением.
Вы может быть даже большой профессионал в своей сфере, это круто и Вы молодец. Но в данном конкретном случае для меня это никакой ценности не имеет.
П.с. если Вы внимательно читали статью, то должны были обратить внимание на явное упоминание о том, что в будущем я возможно напишу туториал по одной или нескольким фичам (а возможно и нет), так что ваше ожидание "нормальной пострелизной" статьи недостаточный аргумент, чтобы изменить мом планы. Мы с Вами не знакомы, я Вам ничем не обязан. Подразумеваю, что остальные люди, которых вы осчастливили своими комментариями — тоже.
Ivnika
Напрасно опустили вопрос про стоимость (а на сайте об этом тоже ничего не нашел, только предложение оставить заявку)..