Меня зовут Игорь, мне 34 года. Я разработчик и будущий летчик. Работаю в компании CUSTIS и при этом студент-первокурсник Якутского авиационного технического училища. Мой процесс поступления растянулся на три года, но я не потерял мотивацию, не сдался и всё же сумел доказать самому себе, что возможно всё — было бы желание!

В своей статье расскажу, как пришел в ИТ-сферу, как здесь развивался, почему внезапно принял решение снова пойти учиться, но совсем по другому профилю. А еще: как бесплатно получить профессию летчика, как выбрать, куда именно поступать и как подготовиться к экзаменам, а главное — как успевать совмещать всё это с разработкой программ?

Программирование было моим детским увлечением. Мне очень нравилось писать программы, пока мои сверстники играли на компьютере. Первые книги по программированию мне купил мой отец, когда я был в первом или втором классе — толстенные тома «Программирование для Windows 95». Я понимал там только введение, дальше была полная абра-кадабра. Но потихоньку учился и разбирался: программирование для меня стало той сферой, куда я постоянно возвращался. Когда появлялось время, читал книги, обсуждал с друзьями какие-то идеи. Потом интерес пропадал, я забрасывал это дело на полгода-год, а потом снова возвращался.

Образование у меня совсем не ИТ: я закончил Петрозаводский государственный университет по специальности «Государственное и муниципальное управление», экономический факультет. Но пока учился, всё равно не отходил от программирования. У меня тогда был небольшой бизнес: несколько отделов по продаже электроники, и вот я сам написал программу, которая учитывала товары, выручку, строила отчеты, и программу по учету рабочего времени для продавцов.

Когда я закончил университет, то очень хотел открыть ИТ-контору. Для этого я переехал в Москву. У меня был план: сначала устроиться менеджером по продажам, а потом и программистом, чтобы понимать, как продавать программы и как их писать. Но через некоторое время я понял, что бизнес и руководство — это не мое, поэтому от идеи что-то продавать я отказался, а программирование было той стезей, которая мне понравилась.

Как я пришел в CUSTIS

В CUSTIS я попал совершенно случайно. К поиску работы до этого я подходил очень системно: составлял резюме, рассылал, ходил минимум на 5–7 собеседований, делал табличку плюсов и минусов компании с учетом зарплаты и прочее. Получал несколько предложений и из них выбирал то место, куда я хочу идти.

Здесь было совершенно иначе. Сначала я точно так же составил резюме и разослал его по разным компаниям. В CUSTIS я ничего не отправлял — рекрутер сам нашел меня и пригласил на собеседование. На тот момент мне уже назначили собеседования в других местах, но прежде я решил зайти в CUSTIS и пришел в восторг! Через два или три часа мне перезвонили и дали оффер, причем предложили зарплату больше, чем я просил. Но дело не только в этом. Мне понравился дух компании, и я не раздумывая согласился. И ни о чём потом не пожалел!

Я работаю в подразделении «Управление товаром», за восемь лет успел поучаствовать в разных проектах, все так или иначе были связаны с товарным учетом. В компании мне нравится открытость руководства, честность, принцип «сказал — сделал». То есть, если ты о чём-то договариваешься, то люди либо выполняют договоренности, либо честно говорят, почему не могут, и предлагают обсудить новые условия. Что еще импонирует, компания открыта к инициативам, всегда поддерживает идеи сотрудников. Так, я успел много чего внедрить: когда приходил к руководителю и предлагал свою идею и с последующим масштабированием, ни разу не услышал отказа, всегда только поддержка. 

В CUSTIS я попробовал себя в разных ролях: был и разработчиком, и руководителем. К последней должности стремился, но, проработав два или три года руководителем отдела разработки C#, понял, что мне это совершенно не интересно. Ведь даже будучи начальником, я по-прежнему искал возможности кодить! А вот организационные моменты мне не нравились: я принимал это близко к сердцу, переживал и в итоге вернулся к разработке.

Я чувствую комфорт и стабильность. За восемь лет, что я здесь работаю, у меня не было мыслей о смене компании, потому что мне дают возможности попробовать себя в разных ролях и на разных проектах. И дальше я уже сам могу принять решение, на чём именно сосредоточиться в своем профессиональном развитии.

Как я захотел стать пилотом

Лет пять назад я решил построить радиоуправляемый самолет и начал искать в интернете, как это делается. Закупил разную электронику в Китае. Делал его из потолочной плитки — материал легкий, удобный. Первая модель предельно простая, но делал я ее долго — может, даже целый год. Вечерами сидел и мастерил, а потом стал учиться управлять моделью. Самолет полетел у меня не с первого раза — было сложно даже просто продержаться десять метров в воздухе!

Зимой тренироваться с ним было очень удобно: много где есть снег, который смягчает падение самолета, и повреждения не такие серьезные. Иногда самолет падал с первого раза и ломался так, что приходилось разворачиваться и ехать домой, чтобы чинить. Но я человек настойчивый, я таки научился им управлять, и он у меня летал по кругу.

Летом в поле тоже занимался такими полетами, но было сложнее: трава не такая мягкая, как снег, и конструкция при падении ломалась сильнее.

Тогда же я сделал себе подарок. Я узнал, что в Подмосковье есть такие клубы, где можно попробовать себя в качестве пилота и сесть за штурвал.

Я купил себе сертификат на день рожденья, но он пролежал нетронутым почти год — то нелетная погода, то у меня появляются дела, то пилот заболел. Я несколько раз пытался туда приехать — и всё срывалось. Но однажды это получилось.

Мой первый полет был на Cessna 172 — это американский четырехместный самолет, достаточно популярный в частной авиации. Это были потрясающие эмоции! Понятное дело, что взлетать мне никто не дал, там для этого был пилот. Исполнительный старт, разгон по грунтовой полосе, отрыв, быстрый набор высоты. На разворотах смотришь в окно, а под тобой земля. Пилот разрешил поуправлять самолетом, и это было очень интересно. Нужно много на что обращать внимание: просто лететь прямо достаточно сложно, эмоции захлестывают, и ты не знаешь, за чем нужно следить. На земле такого не испытаешь! Потом я ехал домой и был под таким впечатлением, что мне казалось, что я лечу, а не еду. Помню, что для себя тогда записал это в блокнот как несбыточную мечту — стать пилотом гражданской авиации.

Я тогда подумал: мне уже тридцать, есть образование и работа, ну куда мне? Разве что лицензия частного пилота, чтобы самому для себя управлять самолетом. Но я решил, что нужно хотя бы узнать, где на это учат. Я написал в Ульяновск с вопросами, и мне сразу ответили, сориентировали, что лучше идти в училище, причем, так как это мое первое среднее профессиональное образование, то получить его можно бесплатно. Это была действительно замечательная новость, потому что авиационное образование у нас в стране стоит достаточно дорого: три года порядка 3,7 млн рублей.

Я выяснил, что в России есть три крупных училища — Сасовское (Рязанская область), Бугурусланское (Оренбургская область), Краснокутское (Саратовская область), и еще два небольших — в Красноярске и Якутске.

Как я готовился к поступлению

Для поступления в училище нужно пройти медкомиссию, принести школьный аттестат и сдать физкультуру. Для поступления не требуется ЕГЭ, только аттестат, а у меня была золотая медаль в школе. Самое главное — нужно иметь хорошее здоровье, чтобы пройти ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) — там обследуют слух, зрение, вестибулярный аппарат.

Нормативы были достаточно высоки, и я начал готовиться. С работой совмещал это достаточно легко. У меня было две-три тренировки в неделю, вставал в пять-шесть утра, чтобы заниматься с тренером до работы. Но мне было не так уж и сложно, ведь я понимал, зачем и ради чего это делаю. На работу это не влияло, я всё успевал. Так удачно сложилось, что тогда же нам в компании выдали ноутбуки, так что я успевал всё сделать без отпусков и без отрыва от производства.

Я поступал три года. Не проходил по физкультуре: нужно было сдать бег — стометровку и 3 км — и подтягивания с жесткими нормативами. С бегом на длительную дистанцию мне было легко, а вот подтягивания и сто метров долго не давались.

Конкурс в училище достаточно большой: если имеешь хоть одну четверку в аттестате, то шансы поступить невелики. Даже мой отличный аттестат в 2021 году был на 150 или 160 месте в Бугуруслане: чтобы попасть в 80 счастливчиков нужно было успеть подать документы в первую неделю работы приемной комиссии.

В итоге я поступил в Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации имени В. И. Гришукова.

Как я всё успеваю

В вопросе совмещения руководство CUSTIS пошло мне навстречу. Перед поступлением я поговорил с начальством и честно обрисовал ситуацию, что хочу поступать и учиться. Понятное дело, что уже не тот возраст, чтобы поступить и отказаться от заработка — мне за тридцать. И мы решили, что я буду работать на плавающей ставке, посмотрю, сколько смогу делать, а затем станет понятно, как это оформить юридически.

Училище находится в Якутске, это +6 часов к Москве. Такая разница во времени мне удобна, потому что в 14:00 заканчивалась учеба, а в Москве в это время только 8:00 утра. Я успеваю немного передохнуть и сажусь работать вместе с коллегами, хоть и в разных городах. Я работаю по 3-4 часа шесть дней в неделю. Честно говоря, думал, что совмещать будет проще, что учебы вне сессий будет меньше, как это было в вузе. Но здесь ты каждый день готовишь домашние задания, это тоже нужно иметь в виду.

Специфика работы в ИТ требует того, чтобы мозги не ржавели. Там постоянно надо чему-то учиться. Это не та работа, когда в 20 лет ты закончил университет, и потом начал строить карьеру на тех скиллах, которые есть. У меня хорошая память, я быстро схватываю материал, погружаюсь в него и запоминаю — в этом мне помогла работа. Сессия по сравнению с моим вузовским образованием проходит по-другому, не так напряженно, как учеба, — зимняя прошла на полном лайте. Если ты хорошо учишься в течение семестра, то будет легко. Весенняя сессия посложнее, но я ее уже сдал.

Как я вижу свое будущее

Я точно вернусь в Москву из Якутска. Не знаю, останусь ли я в ИТ после завершения учебы, пока строить планы рано. Я ведь поступил, чтобы работать пилотом гражданской авиации. Но пока я учусь, я планирую продолжать работать в CUSTIS, чтобы и дальше развиваться на этом поприще и себя обеспечивать.

Вот к чему я пришел: очень важно реализовать свои мечты, пусть маленькими шагами. Нужно стать профи в своем деле, в том, которое тебе по душе: будь то программирование или пилотирование самолета. Чтобы не жалеть потом всю жизнь об упущенных возможностях.

Комментарии (15)


  1. vtal007
    05.08.2022 11:38

    Интересный опыт, спасибо

    (интересно, зачем будущим пилотом бег на 3км и подтягивание. Тут бы мозги проверять, а не физ. показатели)


    1. Matshishkapeu
      05.08.2022 11:44
      +2

      Бег показатель общего сердечно-сосудистого здоровья, чтоб в обмороки не педали и перегрузку держали. Подтягивания - общие силовые. Самолёт может быть без достаточного усиления органов управления, тогда "штурвал на себя" это не джойстик пальчиками, это ближе к становой тяге. Самым крупным самолётом с безбустерным управлением является Ил 68, до сих пор летают кстати.


      1. vtal007
        05.08.2022 11:45

        Спасибо!


      1. mpa4b
        05.08.2022 15:03

        ИЛ-62 может быть? И оно там конечно безбустерное, но сервокомпенсаторы, существенно уменьшающие усилия -- имеются.


        1. Matshishkapeu
          05.08.2022 17:09

          Да, конечно, Ил 62. Про детали не уверен, но судя по описаниям на нем штурвал тягать было вполне себе силовое упражнение.


    1. IgorShatalkin Автор
      05.08.2022 13:52
      +1

      Добавлю к @Matshishkapeu что даже на учебном самолете приходится прикладывать усилия по 16-20 кг на взлете и посадке. Насчет джойстиков - не все будут летать на аэробусах, боингах и МС-21. По рассказам преподавателей, в некоторых ситуациях пилоты вдвоем (!!!) с трудом удерживали самолет в нужной конфигурации. Речь, конечно, об экстренных ситуациях, но от них никто не застрахован.

      Несколько лет назад сдачу физо отменили, но это привело к тому, что стали поступать совсем слабые курсанты. Поэтому 3 года назад физо вернули. На мой взгляд, совершенно не зря.

      А что касается проверки мозгов, то их проверяют. На ВЛЭК проходишь психолога. Достаточно серьезный тест на внимательность, память, логику, реакцию и т.п. Желающим почуствовать себя пилотом у психолога - добро пожаловать на https://www.aviaknow.ru/proftest.


      1. qideil
        05.08.2022 23:22

        Вы, извините, очень сильно утрируете. Если триммер исправен и им пользуются, то усилия 2-3 кг максимум. Но если оттриммировать нос до упора вниз и пытаться взлететь, то да, наверное можно получить и 20 кг.


        1. IgorShatalkin Автор
          07.08.2022 09:46

          Я про Diamond DA40NG. На нем усилия значительны при правильной установке триммера


  1. yulchurin
    05.08.2022 11:56
    +1

    Учитывая тенденции, в России это довольно бесперспективная профессия. Сужу по знакомым пилотам, один из которых закончил обучение в 2020 году) то ещё время конечно) сначала ковид, а теперь война. В итоге чувак между редкими полетами таксует.

    Ну автор в отличие от моих знакомых может продолжить работать в ИТ. Хотя может найдёт возможность уехать в Китай или ОАЭ

    В любом случае - успехов!


    1. IgorShatalkin Автор
      05.08.2022 13:52
      +1

      Спасибо! А насчет перспективности - поживем-увидим. В авиации всегда волны. Я верю, что к окончанию училища все наладится)))


  1. seryh
    05.08.2022 12:50
    +3

    слишком много тегов "CUSTIS", от такой навязчивой рекламы в глазах рябит


  1. RA-NGR
    05.08.2022 20:10

    настоятельно не советую бросать этот CUSTIS, пока не будет подписан контракт с авиакомпанией. Куча знакомых пацанов после училища не первый год мыкаются - никуда не берут


  1. axe_chita
    06.08.2022 16:36

    Истории о том как в ИТ из авиации приходят на Хабре уже были. Но вот наоборот, я вижу впервые. Но то что человек загорелся небом и реализует свою мечту, это замечательно. Можно пожелать только исполнения мечты и открытого неба.


    1. RA-NGR
      06.08.2022 17:05

      Не впервые. и автор даже не десятый )))


    1. IgorShatalkin Автор
      07.08.2022 09:47

      Спасибо!