Окончен бой, зачах огонь и не осталось ничего,

А мы живём, а нам с тобою повезло назло.

Агата Кристи, «Как на войне»

м/ф "Мадагаскар"
м/ф "Мадагаскар"

Для многих российских компаний уход иностранных вендоров ПО и железа стал, мягко говоря, ударом под дых. Сервис-провайдерам пришлось вдвойне тяжело: им надо было обеспечить кислородной маской необходимым софтом не только себя, но и своих заказчиков. Немалая часть наших сервисов ИБ базировалась на западных решениях. Что-то стало работать с урезанным набором функций, а что-то из-за отзыва лицензий просто превратилось в кирпич. На долгие поиски альтернативы времени не было, часть компаний уже находилась под атаками. С чем мы столкнулись, когда зарубежные вендоры стали отзывать лицензии и сворачивать техподдержку, как искали им замену и что делали, когда остались без оркестратора – расскажем в этом посте.

Больно, но терпимо

С частью описанных проблем столкнулись, наверное, почти все, кто сейчас читает этот пост. Первая и самая очевидная была связана со сворачиванием локальных офисов зарубежных вендоров и прекращением полноценной техподдержки. Поэтому мы решили начать с людей: усилили свои технические команды развития и эксплуатации. Так мы избавились от острой потребности в сторонней экспертизе и сейчас можем закрывать эти задачи собственными силами.

С аппаратными платформами было сложнее. Здесь нам помог архитектурный подход с многократным резервированием каждого из компонентов (в «обычной жизни» это позволяет распределить нагрузку на платформу и сделать работу сервисов более стабильной). Кроме того, мы изначально проектировали сервисы с солидным запасом аппаратных ресурсов, чтобы гарантировать их высокую производительность. Благодаря этому используемые нами платформы могут «жить автономно» года три.

С лицензиями на ПО тоже, естественно, возникли сложности. Как и в случае с аппаратными мощностями, лицензии мы закупали с большим запасом и планами на будущее. Часть решений внутри платформ основаны на лицензировании по принципу Right-to-Use, то есть технической возможности отзыва там просто нет. Так что пока держимся и ищем альтернативное ПО.

Зато можно обновиться… Ну, как можно? Даже если удалось скачать апдейт окольными путями, доверия к новым версиям скорее нет. В нынешних условиях появление в них недекларированных возможностей кажется весьма вероятным. Поэтому сейчас стоит 100 раз подумать прежде, чем загрузить то или иное обновление. Конечно, если установить обновление просто необходимо, мы проводим функциональные и нагрузочные тесты, чтобы минимизировать риски, но исключить их полностью, увы, невозможно.

Дальше возник вопрос железа. Как закупить оборудование на замену (ЗИП) и для расширения вычислительных и сетевых мощностей?  Вариантов тут немного: найти альтернативные подходы к выстраиванию логистических цепочек или проработать паритетные замены по серверному и сетевому оборудованию. Пока спасает имеющийся запас прочности: большой ресурс оборудования позволит проводить замену каждого из компонентов примерно три года.

Как конкретно это было

А теперь разберемся на конкретных примерах. Два наших сервиса базировались на решениях американской Fortinet: для защиты электронной почты (SEG) использовался FortiMail, а для защиты от сетевых угроз (UTM) – FortiGate. Компания стремительно отозвала свои лицензии в начале марта, хоть до последнего и утверждала, что не планирует уходить с российского рынка. 

UTM превратился в кирпич

Сервис защиты от сетевых угроз в один миг превратился в тыкву из-за особенностей лицензирования (один из немногих, он не был реализован по принципу Right-to-Use). Мы работали с вендором по схеме, предусмотренной для MSS-провайдеров, – облачное лицензирование. К этой лицензии привязывались поинты для использования виртуальными машинами FortiGate наших клиентов. В качестве сервера лицензий использовался локально развернутый FortiManager в HA-конфигурации, который на постоянной основе общался с облаком FortiGuard для валидации лицензии и списывания использованного баланса поинтов. Это позволяло более гибко конфигурировать сервис для каждого клиента и платить только за тот набор функций, который востребован. Дополнительные опции по необходимости можно было подключить и отключить в онлайн-режиме. Кроме того, такой тип лицензии позволял не расходовать лишние ресурсы – ни наши, ни клиента. В общем, все это было очень удобно до поры, до времени. При невозможности проверить валидность лицензии межсетевой экран вообще перестал маршрутизировать трафик, делая информационные системы заказчиков недоступными.

К счастью, Fortinet, хоть и был самым востребованным, но не единственным нашим вендором для сервиса UTM. В частности, мы находились на финальном этапе тестирования отечественного UserGate. Экстренное переключение на российского вендора мы в итоге реализовали в течение одного-двух дней.  Нам помог тот факт, что мы уже имели паритетные решения под замену. Также у нас в арсенале был (и пока остается) израильский Check Point.

Почти без SEG

Сервису защиты электронной почты повезло чуть больше – письма продолжали проходить.  Но из-за отзыва лицензий решение лишилось возможности обновлять свои сигнатуры и правила в онлайн-режиме. А значит, мы не могли гарантировать клиентам качественную защиту электронной почты. Да, у нас была техническая возможность обновлять часть функциональных модулей защиты офлайн, что полностью обесценило бы преимущества облачного сервиса.

Но все-таки SEG не превратился в кирпич, дав нам возможность проработать замену базового решения. Мы постепенно занимались этим вопросом, но такого готового ответа, как с UTM, не было. На данный момент прорабатываются варианты подключения от российских вендоров.

VM остался без облака

Еще один сервис, который оказался недоступен после отзыва лицензий, это сервис контроля уязвимостей (VM).  Для него мы использовали облачный американский сканер Qualys. Тут все было относительно просто: нет лицензии, нет доступа к сканеру. Было очевидно, что в новых условиях заменить решение можно только отечественным облаком. Мы уже работаем с одним из российских вендоров, так что без сканирования периметра заказчики не остались. Пока сервис ориентирован скорее на массовый средний и крупный бизнес. Однако в ближайших планах – расширение облака под нужды крупного Enterprise-сегмента.

Как мы остались без оркестратора

Итак, мы были готовы к миграции клиентов, но в этот момент словили аварию с нашим высокоуровневым оркестратором, через который обеспечивается развертывание сервисов для клиентов и изменение параметров сервиса, включая замену одного решения на другое. Наверное, аварии в таких условиях мы бы не избежали, как бы ни старались.

Во-первых, на нас обрушился резкий приток клиентов, которым срочно нужна была защита от всего и сразу. Кроме того, для их подключения нам пришлось выделить дополнительные серверные мощности, которые обычно резервируются под менеджмент компонентов облака. Вдобавок у нас шла миграция сервисов на обновленную платформу, а на это нужны были дополнительные мощности. Ну, и до кучи – новые решения требовали больше мощностей, чем, например, тот же FortiGate.

Словом, мы остались без инструмента по управлению сервисами внутри сервисной платформы, возможности ждать его восстановления не было: обязательства перед клиентами никто не отменял. Поэтому команда наших инженеров оперативно переработала существующие дескрипторы по автоматизации, которые дергаются с внешнего оркестратора платформы во внешние по отношению к платформе плейбуки. Это позволило развернуть сервис с тем же уровнем автоматизации, но в обход оркестратора. Короче, подготовили плейбуки, согласовали график и вручную провели работы по замене на альтернативные решения.

Вообще развертывание сервиса у нас полностью автоматизировано. По нажатию кнопки разворачиваются выделенные тенанты на всех уровнях платформы, создается выделенная логическая сетевая и вычислительная инфраструктура, разворачивается необходимый набор сетевых функций VNF, организуются взаимосвязи между компонентами в рамках SDN/SD-WAN частей платформы в соответствии с дизайном нужного сервиса, настраиваются сами VNF, создаются отказоустойчивые конфигурации и т.д. А это тысячи строк кода.

Давайте без старых граблей

Опыт экстремального перехода на новых вендоров был, конечно, незабываемым, но повторять его совсем не хочется.  Поэтому сейчас очевидно, что, выбирая технологии для наших сервисов, мы будем отдавать предпочтение отечественным решениям.

Также мы еще раз убедились, что все решения надо интегрировать в собственную инфраструктуру и разворачивать исключительно на своем облаке, чтобы у нас всегда был доступ ко всем технологиям, которые мы используем.  Так у нас всегда будет полный контроль над инфраструктурой сервисов. Однако, как мы писали выше, всегда есть риск различных НДВ – этот риск сокращает сертификация ФСТЭК.

И, конечно, надо отдать должное нашим клиентам, которые, понимая ситуацию, так же шли нам навстречу, не сильно ругались и давали необходимую обратную связь. Сейчас задача доступности сервисов и защищенности клиентов решена. Импортозаместились %@&#, как говорится!

Комментарии (22)


  1. volchenkodmitriy
    30.08.2022 09:13

    Спасибо за статью! Тоже примерно все это проходили только со своим набором продуктов, а сценарий как у Вас)


  1. Nprasolov
    30.08.2022 09:18
    +4

    А почему раньше не были 100% на отечественном - дорого?


    1. 13werwolf13
      30.08.2022 09:24
      +27

      жить в мире фантазий вообще дорого, на одни только вещества сколько денег улетает ????????????


    1. in_heb
      30.08.2022 10:09
      +7

      никто не хотел верить что начнутся полномасштабные военные действия и случится то, что случилось (прекращение продаж и блокировка ИТ-сервисов в отношении РФ).

      даже 1С продавался на Украину до войны и там он даже покупался, хотя то, что обстановка напряженная понимали все


      1. Layan
        30.08.2022 13:13
        +1

        В Украину продается не 1С, а "европейский аналог" BAS, который по сути 1С с другим названием и "разрабатывается" и продается европейской компанией.


      1. Didimus
        31.08.2022 21:15

        А во что ещё не хотели верить? Что может прийти вирус по почте? Или производитель оставит бэкдор? Вроде как использование отечественного для защиты должно быть одинаково оправдано в любое время


    1. Breathe_the_pressure
      30.08.2022 10:57

      - Что ж это вы не поспешили?

      - Не вели казнить!

      -Ну ладно, ладно...


    1. SolarSecurity
      31.08.2022 12:07

      Роадмап по полному импортозамещению на этот год у нас уже был (поэтому и удалось довольно быстро исправить возникшую ситуацию), но никто, конечно, не ожидал, что его реализацию придется так ускорить


  1. AlexeyK77
    30.08.2022 11:27

    а что с SIEM? Арксайту или qradar адекатных замен то нет, да и просто так мигрировать на другую сием проблематично.


    1. suslovas
      30.08.2022 12:34

      А решение от PT не подходит?


    1. SolarSecurity
      30.08.2022 17:33

      Более менее адекватной заменой является PT SIEM. На текущий момент это наиболее зрелый отечественный продукт. Мы, как SOC работавший на двух платформах (ArcSight и PT SIEM), можем это оценить. Конечно же, есть текущие ограничения у продукта, но они решаемы. Вторым SIEMом мы выбрали KUMA от Kaspersky. Сейчас идет процесс «переезда». Он небыстрый, но опять же – темпы разработки и изначальная зрелость продукта внушают доверие и оптимизм.


  1. aamonster
    30.08.2022 11:34
    +2

    Поэтому сейчас очевидно, что, выбирая технологии для наших сервисов, мы будем отдавать предпочтение отечественным решениям.

    Мысль в целом понятная, но не надёжнее ли просто готовить все решения к миграции? Отечественные тоже не гарантируют 100% доступности в будущем...


    1. Seamens
      31.08.2022 18:38
      +1

      Так сразу после идет предложение о своем облаке с блэкджеком... )
      > Также мы еще раз убедились, что все решения надо интегрировать в собственную инфраструктуру и разворачивать исключительно на своем облаке, чтобы у нас всегда был доступ ко всем технологиям, которые мы используем


  1. halted
    30.08.2022 12:36
    +11

    предусмотренной для MSS-провайдеров, – облачное лицензирование
    на постоянной основе общался с облаком
    что полностью обесценило бы преимущества облачного сервис
    использовали облачный американский сканер
    которые обычно резервируются под менеджмент компонентов облака

    " ... переходите в облака ... облака это круто ... облака это надёжно ... облака это гарантия ... ", - говорили все и старательно игнорировали любую критику.


    1. AlexeyK77
      30.08.2022 13:03
      +4

      а кто критиковал - того эффективные менеджеры просто демонизировали и ярлык: старпера и ретрограда был самый мягкий.


    1. Ztare
      30.08.2022 13:07
      +1

      Вот такое вот управление рисками. Уверен почти на 100% что был вариант почти все купить в собственность, но так же дешевле )


      1. Didimus
        01.09.2022 06:36

        Своё почти всегда дешевле, если не очень маленький масштаб


  1. vconst
    30.08.2022 13:38
    +2

    Вариантов тут немного: найти альтернативные подходы к выстраиванию логистических цепочек или проработать паритетные замены по серверному и сетевому оборудованию. Пока спасает имеющийся запас прочности

    Другими словами — поставок нет, никаких. Ни параллельных, ни перпендикулярных, ни через условный казахстан и тд тп. Верно?


  1. Azimut99
    30.08.2022 16:12
    +1

    Опыт экстремального перехода на новых вендоров был, конечно, незабываемым, но повторять его совсем не хочется.  Поэтому сейчас очевидно, что, выбирая технологии для наших сервисов, мы будем отдавать предпочтение отечественным решениям.

    Я так понимаю, что и в случае использования отечественных систем, нужно иметь в качестве запасного варианта не одно такое решение. На всякий случай, так как не исключено, что у частной компании в будущем могут появиться иностранные владельцы и соответствующий риск риск блокировки.


  1. goodvin
    31.08.2022 14:41

    Я правильно понял что вы:

    1. Не умели в архитектуру без специалистов вендора

    2. Не умели в сайзинг и просто перезакладывали мощности, на которые каждый год закупали техподдержку и обновление сервисов

    3. 8 лет, после событий 2014 года, не приступали к импортозамещению средств ИБ и сейчас за два дня мигрировали на Юзергейт

    Все верно?


    1. Solar_MSS Автор
      31.08.2022 19:12

      1. Нет, у нас всегда был штат архитекторов и технических специалистов, которые были обучены и сертифицированы по применяемым решениям. Но часть задач было целесообразно передать вендору в рамках действующих контрактов поддержки - это чисто экономические соображения. При этом мы предусмотрели сценарий, что будем делать «если вдруг», но надо понимать, что это «вдруг» с закрытием офисов и полной приостановкой операций - совершенно экстраординарное событие. После ухода вендоров мы довольно быстро восполнили необходимые компетенции и сейчас можем сами выполнять работы, которые ранее были на вендоре.

      2. Нет неправильно, мы всегда ищем способы снизить свои затраты – в том числе и за счет оптимизации ресурсопотребления.

      3. Линейка MSS (в посте мы пишем именно по эти сервисы) появилась только в 2018 году. При этом у MSS мультивендорный портфель. Были и зарубежные вендоры, и отечественные – под запросы разных заказчиков. Если говорить про Юзергейт - мы же пишем, что к марту находились уже "на финальном этапе тестирования отечественного UserGate", поэтому и удалось так быстро на него перейти.


      1. goodvin
        01.09.2022 10:58

        1. Часть задач передать вендору - о каких работах идет речь и это как делать в рамках технической поддержки? И как вы у российского юрлица вендора приобретали техподдержку?

        2. Давайте без лукавства, никто не мог предусмотреть такой риск, как полный уход вендоров. Таким образом "мы изначально проектировали сервисы с солидным запасом аппаратных ресурсов" значит, что вы либо просто не просчитывали финсовую сторону проекта, либо у вас была формула для прогнозирования необходимых ресурсов. Есть формула?

        3. Интересно как можно быстро перейти в облаке с Фортигейта на Юзергейт за два дня и не поиметь проблем?