Привет! Меня зовут Алексей Рожков, я руковожу агентством контент-маркетинга «Сделаем», поэтому варюсь в копирайтерско-редакторской тусовке. И такое ощущение, что весь рынок хороших контентщиков — это человек 100, которые бегают из проекта проект. На какой проект ни посмотришь, везде знакомые лица.
Если хороший копирайтер или тем более редактор убегает из вашего проекта, это очень больно. Мы в агентстве постоянно ищем ребят на новые проекты и уже привыкли, что чтобы найти кого-то нормального, нужно перелопатить в лучшем случае 100 откликов. Из них 99 будут без портфолио, КрЕаТиВнЫе или вообще напишут текст о себе в стихах.
Копирайтеры и редакторы не сбегают, если у вас интересные задачи и нормально по деньгам. Первое индивидуально, а по финансовому аспекту есть, что рассказать. В этой статье поделюсь рабочими системами оплаты с плюсами и минусами, а также дам адекватные рыночные расценки.
Гонорар за единицу контента
Когда подходит: в проектах с разовыми однотипными задачами — написать статью, пост, рассылку или текст для сайта.
Контентщик выпускает за месяц N материалов, которые вы оплачиваете по определенной ставке. Сколько написал — столько и получил.
+ Прозрачно и понятно по сравнению с обычной зарплатой. Вы платите за конкретный результат в виде написанных материалов, а не за время, в рамках которого один копирайтер напишет десять статей, а другой еле-еле сделает три.
- Неопределенность. Контентщик обычно понимает гонорарную систему так: я сам определяю свой доход, сколько хочу денег, столько и беру единиц контента. Заказчик — примерно так же, но с другой стороны: когда нужны статьи, я плачу, а когда не нужно, то не плачу.
Поэтому, если вы не совпадаете в ожиданиях по объему, начинаются проблемы. Или автор не берет столько работы, сколько вам нужно, или вы его недозагружаете и он ищет другие проекты. А на другом проекте ему дадут комфортную нагрузку, и работать с вами не будет смысла.
- Автор может набрать кучу работы и всё слить. Если автор слишком любит деньги или не умеет отказывать, он перегружается, из-за этого страдают дедлайны и качество. Чтобы не краснеть перед клиентами, мы всегда делаем два срока сдачи: клиентский и внутренний. Внутренний раньше — поэтому в случае, если что-то пошло не так, есть запас, чтобы переделать текст с этим же автором или отдать задачу другому.
- Не все готовы брать сложный разовый проект даже за хороший гонорар. Например, чтобы написать подробную статью по управленческому учету, автору нужно сначала провести несколько интервью с экспертом, самому начитаться статей, изучить кейсы — и все равно всплывут нюансы, из-за которых надо будет пройти пару раундов правок.
Подписываться на такое за стандартный гонорар себе дороже, платить за статью 20-30 тысяч может далеко не каждый проект. Плюс самому заказчику придется очень долго объяснять тему, даже если исполнитель найдется. Проще нанять человека в штат, один раз погрузить его в тему и больше об этом не думать.
- Сложности в нестандартных задачах. На бумаге выглядит просто: пост пишем за N, статью за 2N, лендинг за 10N. Но на практике возникает куча нюансов: а если для поста нужно провести интервью? а если статья нужна короткая, с ответом на один простой вопрос? а если для рассылки надо глубоко разобраться в продукте? и так далее. Все это упрощает или усложняет задачу, и делает прайс-лист неадекватным.
Если забить на эти нюансы и платить строго по прайсу, авторы будут неохотно брать нестандартные задачи — зачем суетиться с постом, если все равно заплатят тысячу?
А если пытаться учитывать эти нюансы в цене, прайс-лист разрастется с трех пунктов до бесконечности, и все равно будут всплывать вопросы. Скажем, пишем пост по интервью с экспертом, но бывают эксперты пунктуальные и понятные, а бывают необязательные и из которых информацию нужно вытаскивать щипцами. Это тоже разные уровни сложности, которые надо учитывать в цене.
Мы используем такую систему для копирайтеров — у нас это ребята, которые пишут тексты в разных форматах под руководством редактора. Редактор договаривается с ними по деньгам под каждую задачу, пишет подробное ТЗ, часто даже сам проводит интервью с экспертом — копирайтеру остается только хорошо написать текст.
При этом, все равно бывает, что хотим заказать у копирайтера статью, а он не может ее взять. Приходится договариваться с кем-то другим, вводить его в задачу с нуля. Поэтому мы очень держимся за копирайтеров, с которыми сработались: можем где-то «продавиться» по цене, даем комфортную загрузку, холим и лелеем.
Вот наши средние гонорары за разовый копирайтинг:
пост в соцсети — от 500 до 2 000 ₽
статья — от 3 000 ₽ за простую статью в блог до 15 000 ₽ за большие материалы на сложную тему, например, про финансы
проект лендинга или презентация — от 7 000 до 12 000 ₽
Фикс с индексацией
Когда подходит: у вас есть стабильный объем работы для копирайтера или редактора, задачи разноплановые и проще один раз договориться на зарплату, чем каждый раз считать гонорары.
В этой системе контентщик просто получает зарплату каждый месяц за задачи, которые успевает делать за свои 40 или 20 часов в неделю. Раз в несколько месяцев или раз в год зарплата повышается на процент, о котором вы договоритесь. Повышается просто за лояльность, а не за дополнительную нагрузку.
+ Стабильно. Сотрудник спокоен за деньги: ему не надо крутиться, чтобы получить комфортную сумму. Для многих в копирайтинге это огромный плюс, ради которого многие даже готовы чуть просесть в деньгах. На гонорарах ты, может, заработаешь немного больше — но зато на окладе не надо постоянно искать клиентов, вести переговоры, притираться к новым заказам и волноваться, а получится ли в этом месяце заработать нужную сумму.
+ Легко планировать расходы. Вы можете заложить оплату копирайтинга в маркетинговый бюджет хоть на год вперед, и больше к этому не возвращаться.
+ Есть понятный финансовый рост. Доход вырастет не тогда, когда копирайтер сделает что-то экстраодинарное, наберет смелости провести переговоры о деньгах или у работодателя будет хорошее настроение — а просто через, условно, полгода.
- Риск облапошиться с нагрузкой. Договорились на фултайм-работу, потом поняли, что столько задач по контенту в компании нет — а зарплату платим полную.
Но еще хуже, если получится наоборот: задач по факту оказалось больше, чем планировали. Потому что большинство копирайтеров не скажут: «Дружище, мы так не договаривались, давай что-нибудь придумаем». Они просто начнут искать новую работу, как только упахаются.
- Нет финансовой мотивации брать новые задачи. Например, редактор на фиксе работал над статьями в блог. Потом вдруг статьи стали не нужны, понадобились сценарии для видео. Но это вам они понадобились, а редактору теперь разбираться с новой задачей, набивать шишки, что-то изучать, адаптировать. Ради чего? Деньги ведь те же.
У нас в «Сделаем» фикс получают редакторы — это ребята, которые отвечают за контент внутри проектов. В их задачи входят контент-планирование, подбор авторов, дизайнеров и корректоров, созвоны с клиентами, проверка и доработка текстов.
У них всегда есть работа, поэтому мы не переживаем, что они будут сидеть без дела. А если задач становится много, то мы добавляем в команду еще одного редактора.
Нанять хорошего копирайтера или редактора на фултайм — это от 50 000 до 100 000 ₽ в месяц. Вилка широкая, потому что многое зависит от необходимого уровня. Если нужно постить про новые товары в соцсети магазина, оплата будет ближе к низу вилки. Если у вас серьезный контент-маркетинг, где сложно добывать фактуру и нужно высокое качество контента, то ближе к верху.
В нашем агентстве редактор начинает с зарплаты 60 000 ₽, по факту после НПД у него выходит 56 400 ₽. Через 4-6 месяцев повышаем зарплату до 70 000 ₽, начинаем компенсировать налог.
Спустя год работы начинаем индексировать зарплату на 15% в год. То есть, через год работы с нами у редактора получается 80 500 ₽, через два — 92 500 ₽, через три — 106 000 ₽.
Фикс с бонусом за медийные KPI
Когда подходит: проект и сотрудник нацелены на достижение медийных показателей — охватов, вовлеченности, открываемости, лайков, комментариев.
У специалиста по контенту есть базовый оклад, а вторая часть дохода зависит от того, на сколько он выполнил план по своим ключевым показателям. Такую систему есть смысл внедрять только при условии полной свободы действий: вот тебе ключевые показатели, работай как хочешь — я буду только следить за цифрами.
+ Качество работы напрямую влияет на доход. Например, СММщик мог бы просто делать посты по шаблону, но теперь сам заинтересован в том, чтобы смотреть глубже: анализировать реакцию аудитории, искать самые эффективные заходы, убирать из контент-плана неудачные темы и форматы.
+ Ответственность и проактивность. К сожалению, многие контент-проекты строятся так: есть кто-то один самый заинтересованный, который предлагает идеи, замечает просадки, тестирует гипотезы, запускает новые форматы — а остальные просто делают, что он скажет. А пока не скажет, будут делать по накатанной.
При системе оплаты с бонусом за KPI появляются другие заинтересованные — каждый за свою область. Ответственность равномерно распределяется, жить становится проще.
+ Поддерживается интерес. Вторая главная причина, почему контентщики бегают с проекта на проект — им становится скучно делать одно и то же. Когда же отчитываешься по показателям, а внутри делаешь, что хочешь, появляется больше пространства для новых идей.
- Зависимость от внешних факторов. Допустим, у вас работает редактор с KPI по дочитываемости статей в блоге. А специалист по рекламе вдруг промахнулся с аудиторией и привел в блог людей, которые просто тыкают и не читают. Итог: редактор не попал в KPI, потерял в деньгах, хотя работал нормально.
Другой пример: бонус СММщика подвязали к внутреннему охвату постов. Но потом вы решили снизить бюджет на новых подписчиков, приток снизился, аудитория стала тухнуть, охваты упали. А посты, может, были хорошие.
Примеров можно приводить еще много, потому что все взаимосвязано. Поэтому, чтобы такая система работала, обязательно нужны ответственный за всю систему и гибкость в отношении KPI — иначе контентщик не будет в полной мере контролировать свой ключевой показатель.
- Есть пространство для махинаций. Есть разные приемы, которые хорошо влияют на медийные показатели, но не приносят реальной пользы бизнесу.
Опять возьмем для примера СММ-щика с бонусом за достижение плана по охвату. Он быстро поймет, что кейсы в соцсетях получают меньше охвата, чем мемы, цитаты и прочий попкорновый контент. Ему придется решить: делать полезные для бизнеса кейсы и терять в деньгах или пилить веселые картиночки и не приносить пользу — зато бонус в кармане.
Эта система хорошо мотивирует, но сложно создается: нужно уметь планировать показатели на основе твердых данных, а не с потолка, подробно прописать контент-стратегию, иметь управляемый контент-маркетинг. И все равно будет риск, что сотрудник не получит бонус не по своей вине, поэтому лучше, чтобы процент бонуса был небольшим.
За повышенную ответственность нужно платить больше: от 80 000 до 120 000 ₽ в зависимости от объема и сложности задач. За меньшие деньги человеку будет проще пойти туда, где с него не спрашивают за показатели.
Фикс с бонусом за прибыль или лидов
Кому подходит: главным редакторам и проджектам в агентствах и контент-маркетологам в штате.
Самая сложная, ответственная и прибыльная система мотивации. У вас есть специалист, который отвечает аж за экономику проекта — и его оплата зависит от того, насколько эта экономика эффективная.
Плюсы очевидные, минус только один — очень сложно будет найти человека, который готов взять такую ответственность. Еще сложнее найти того, кто не только готов, но еще и умеет: ) Не будем на этом останавливаться, лучше расскажу, как это устроено у нас в «Сделаем».
Фикс с процентом от прибыли. Мы ведем 30 постоянных проектов, которые распределены между 4 главными редакторами. Главред ведет переговоры с клиентами, определяет стратегию проектов, подключает к проектам редакторов.
В итоге, у него получается пул проектов, по каждому он считает выручку и расходы на редакторов, авторов, корректоров, иллюстраторов, дизайнеров. Получается общая прибыль со всех проектов.
У главного редактора есть фикс 70 000 ₽, остальное он получает в виде бонуса с прибыли. Бонус рассчитывается так: берем прибыль → вычитаем фиксированную комиссию агентства → оставшаяся прибыль делится пополам между главредом и агентством.
Фиксированная комиссия агентства зависит от общей выручки главреда:
до 1 млн — 200 000 ₽
до 1,5 млн — 300 000 ₽
1,5+ млн — 400 000 ₽
Таким образом, главреды у нас зарабатывают около 150 000 ₽ в месяц.
Фикс с бонусом за лидов или продажи. Если контент напрямую приводит к лидам или продажам, можно платить контент-маркетологу бонус с этих показателей. У нас пока работает только один лоскут этой системы — расскажу про него.
У «Сделаем» есть дополнительное направление — продажа копирайтерского обучения: это большой курс по копирайтингу и платный Телеграм-канал. Так сложилось, что это обучение у нас продается только прогретой аудитории в соцсетях и рассылке и только на распродажах.
Этим у нас занимается один человек — контент-маркетолог: ведет соцсети, пишет рассылки и цепочки писем, организует распродажи. Он работает на окладе — получает 100 000 ₽ в месяц за ~2/3 своего рабочего времени. А для последней распродажи мы придумали ему бонус с продаж:
продаешь на 500 000 ₽, получаешь 50 000 ₽ бонуса
800 000 ₽ — бонус 80 000 ₽
1 млн + — бонус 100 000 ₽
За основу взяли результаты прошлых распродаж и заложили небольшой рост. В итоге, сделали продаж на 721 000 рублей, заплатим 50 000 рублей.
***
Если нашли «своего» копирайтера, редактора или тем более главреда, держитесь за него. Хороших специалистов мало, а вакансий в «Тинькофф», «Яндексе», «Райфе» и другом крупняке много, даже после 24 февраля. Платите нормально, давайте свободу и следите, чтобы человек не закисал — и он будет с вами долго.
Возможно, у вас есть задачи по текстам и вы не знаете, сколько за них платить. Напишите о своем проекте в комментариях — мы поможем определить адекватную вилку оплаты.
Комментарии (23)
ReadOnlySadUser
30.08.2022 14:05+3Как и сколько платить копирайтерам, редакторам и главредам, чтобы они не сбежали при первом оффере со стороны
Больше, чем предлагают конкуренты :) Сработает почти всегда.
Madcopy Автор
30.08.2022 14:24+1Ну, кстати, не всегда. Вернее, не всегда это возможно, плюс не обязательно люди остаются рад денег. Понимание того, что ты сам создаешь продукт и влияешь на его эффективность зачастую работает не хуже. Если подкрепить это рыночной оплатой, то выходит комбо ))
LuggerFormas
30.08.2022 15:02+4Чем больше общая выручка, тем больше фикс
И тут даже Остап закурил. Это не фикс.
Madcopy Автор
30.08.2022 23:03Почему, в том смысле, в котором пишем — фикс. Имеется в виду не фикс как гонорар или зарплата человеку. А сумма, которую мы используем для расчета. И в определенном промежутке она фиксированная. Но если придраться, то да, можно переназвать это «комиссией» или «налогом» или «данью» ))
PereslavlFoto
30.08.2022 17:07статья — от 3 000 ₽ за простую статью в блог
С такими ставками к вам должны шеренгами идти журналисты изо всех региональных газет. Это же две статьи в неделю — и отличная зарплата обеспечена. Причём этот объём работы примерно в 3—5 раз меньше, чем делает обычный журналист.Madcopy Автор
30.08.2022 23:03Да, именно шеренгами в откликах они и идут обычно. Но штука в том, что они почти бесполезны в разрезе коммерческих текстов ¯\_(ツ)_/¯
PereslavlFoto
30.08.2022 23:25+1Не пишут привлекательно? Не пишут по вкусу SEO? А пишут только про реальность?
Madcopy Автор
31.08.2022 20:59+1Почему, критерии другие совсем — они не умеют писать о продукте, не умеют писать для лендингов, даже для карточек товара элементарных. Пишут с кучей воды и обо всем сразу. Журналисты — это другая профессия совсем и к копирайтингу отношение не имеет.
vconst
31.08.2022 00:10+1Это же две статьи в неделю — и отличная зарплата обеспечена
Просто повторю — демпинг, дикий и беспощадный. 24к в месяц, за две статьи в неделю, это какая-то насмешка
И нет, здесь такое не сработает, народ избалованныйPereslavlFoto
31.08.2022 01:29+1В обычной газете за 24 000 рублей в месяц надо писать по 4—5 статей в каждый еженедельный выпуск. Это не демпинг, а реальный уровень зарплат в России.
vconst
31.08.2022 11:18Но эта реклама размещена на Хабре, а не в региональной газете. Потому — не зайдет. То что это демпинг для авторов, не значит, что все корпы кинутся заказывать статьи в это агентство. «Недорогой копирайт» здесь заходит в минуса только так.
Ну и зп главреда — душат слезы…
Я сейчас в пассивном поиске, сам на вакансии не откликаюсь, но раз в неделю падают предложения от компаний, в штат, а не на фриланс. И…
Вопщем — ребята мощнейше промахнулись с аудиторией. И с форматом блога — тоже, ибо такой формат рекламы тут стоит от 130к в месяцMadcopy Автор
31.08.2022 21:00В августе Главреды получили 250+ за свои проекты. Интересно, в чем тут слезы? Внимательно прочитали бы для начала. Даже для примера по минимуму в таблице зарплата Главреда — от 150 выходит. Если считаете, что это демпинг и ниже рынка — покажите мне, где за контент платят больше. Именно за контент, а не маркетинг, аналитику или запуск проектов.
vconst
01.09.2022 13:42Вопросы сняты)
Меня убедили, что я был не прав и не стоит кидаться на новичков так резко :)
Madcopy Автор
31.08.2022 21:02Автор может писать не просто статьи, а брать более сложные задачи. А может писать статьи быстрее, чем две в неделю. Постоянным мы повышаем ставку, чтобы они оставались с нами. Странно прочитать статью по верхам, а потом судить о процессах ))
copywr1ter
01.09.2022 17:22В чем смысл дубляжа статьи здесь и на VC? Разве это не запрещено правилами обеих площадок?
Madcopy Автор
01.09.2022 22:19Нет, не запрещено, а смысл в разной аудитории и большем охвате. Вполне ок, чтобы один и тот же контент приносил больше эффекта и о нем узнало больше людей, разве плохо? ))
datacompboy
02.09.2022 00:06Раньше было в правилах хабра "только уникальный контент". Его убрали с введением англохабра в надежде, что хабравчане принесут свое сюда.
datacompboy
"Вовремя и хорошо"