В ДОМ.РФ мы активно развиваем разного рода программы стажировок и развития молодых кадров. Эта деятельность дает нам обширный опыт и массу информации к размышлению. В этот раз наш эксперт решил проанализировать, какие тренды есть в студенческой среде, и куда стремятся молодые специалисты.

Закинул удочку, поймал результат

На рынке труда в ИТ я давно наблюдаю кадровый голод, который вызван в том числе искажением видения, каким должен быть молодой специалист, что он должен уметь и знать.

Я задал вопрос: кто и как себя позиционирует в будущем? В качестве узкого специалиста (например, по одной технологии) или как специалиста с широким кругозором и знаниями?

Экспресс-голосование показало, что соотношение голосов склонилось в пользу развития широкой экспертизы в смежных областях деятельности или знаний. Соотношение составило примерно 80% на 20%.

А так ли на самом деле?

Реальный же рынок труда в ИТ показывает обратную картину: найти спеца широкого профиля уже давно никто не мечтает. Считается, что такие люди дорогие, они угрюмые погасшие звезды, которых компании не потянуть и заново не зажечь.

Сама по себе взрывная динамика технологического развития отрасли не побуждает ИТ-специалистов к постоянному повышению квалификации. Технологическое разнообразие не дает комфорта, хочется выбрать узкое направление и им заниматься.

И денежный вопрос здесь напрямую связан с конъюнктурой: модные, редкие технологии или знания начинают цениться на вес золота, за такими спецами охотятся.

Спрос не рождает предложения, дефицит остается, цена специалиста для работодателя растет в геометрической прогрессии. И работодатель этому не сопротивляется, а сам разгоняет рынок еще больше.

Получается, что весь душевный порыв молодых студентов рушится сразу с первых шагов в реальный мир. Их как спецов широкого профиля никто не ждет, да и нельзя сказать, что молодой специалист – это специалист какого-то широкого профиля, все равно это еще обучающийся, это еще только кандидат на спеца.

Работая 25+ лет в отрасли ИТ на стороне заказчика, я всегда искренне считал, что эникейщик, фулстек-разработчик полезнее компании-заказчику, КПД у него больше. Сами по себе широкие знания показывают, что такой человек имеет внутреннюю мотивацию к развитию.

Мнения других профессионалов

Недавно случился разговор с одним техническим директором, который представлял известную компанию по производству ПО. Примерно такой:

Автор: Узкая специализация, как мне кажется, на сегодняшний день, скорее, зло, чем добро для компаний–заказчиков?

Тех. директор: Узкая специализация требуется там, где необходим тонкий тюнинг технологий. Ширококвалифицированные сотрудники могут не иметь достаточно глубоких познаний в определенной сфере. В таком случае имеет смысл применять специалистов в конкретных проектах.

Автор: Есть мысль, что узкая специализация не перспективна для работодателя, т.к. разогревает рынок, но выгодна для кандидатов. Каково ваше мнение?

Тех. директор: С точки зрения работодателя-заказчика ИТ-услуги узкая специализация может быть неперспективна, т.к. кандидат имеет ограниченный набор знаний. Такой кандидат применим только в определённых проектах или на задачах, и его невозможно перевести в другой проект при нехватке сотрудников. Также узкая специализация разогревает рынок, что приводит к буму узкоспециализированных кандидатов на рынке, что в свою очередь приводит к уменьшению вакансий с широкой специализацией.

Автор: Широкая специализация - возможность профессионального и карьерного роста, но требует постоянного повышения квалификации. Готовы ли работодатели вкладываться в развитие персонала?

Тех. директор: С точки зрения кандидата широкая специализация - это возможность профессионального и карьерного роста. Однако для получения широкой специализации необходимы средства. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, проходя множество курсов и программ. При широкой специализации кандидат имеет дополнительные преимущества при поиске потенциального работодателя, т.к. сам работодатель заинтересован в сотрудниках, имеющих широкую специализацию. Регулярное обучение, повышение квалификации – один из важных аспектов развития, влияющий положительно как на самого специалиста, так и на его результативность для компании.

Автор: Компания должна стимулировать/ мотивировать работника на непрерывное повышение квалификации. Вспоминаем про советские практики дополнительного профессионального образования?

Тех. директор: Несомненно, компаниям необходимо мотивировать сотрудников на непрерывное повышение квалификации. Тогда им будет выгодно брать узкоспециализированных сотрудников, а в последствии с помощью программ по повышению квалификации “слепить” нужного для самой компании сотрудника с широкой специализацией.

Хоть это и выглядит как идеальный план, но кажется, что это правильное направление развития компетенций в компании.

Реальная жизнь многообразна, и в технологиях необходимы как специалисты с широким кругозором, так и с узкой специализацией. Важно найти правильный баланс с учетом особенностей каждой из компаний, а баланс возможен только тогда, когда производство новых кадров будет осуществляться с учетом рынка труда/ производства в ИТ-компании, и тут мы вспоминаем хорошо забытые практики - советские целевые программы обучения по заявкам предприятий, но, конечно, с учетом новой специфики и форматов.

Резюме: узкие спецы важны там, где есть существенные требования к производительности, надежности, масштабируемости, безопасности, где доскональное знание технологии становится критичным для производства.

Ложка дегтя

Но вся правда в том, что таких задач у заказчика немного, такие проблемы бОльшей частью - всегда на стороне производителя. Каких-то особых требований к ИТ, работая в даже самых больших компаниях финансовой отрасли, я не видел.

И это было бы верным на 100%, если бы не так давно не случился тренд превращения заказчика в ИТ-компанию. И вот тут случается метаморфоза, когда не профилирующаяся на производстве ПО на заказ компания начинает создавать решения, которые ориентируются только на внутреннего заказчика.

Т.е. теперь мало-мальски себя уважающая компания должна потратиться на все необходимые атрибутики современной ИТ-компании, в т.ч. и персонал, где эникейщикам и фулстекерам не место - согласно современным тенденциям.

Потратиться на технологии и работы по модернизации себя в единственном числе. Т.е. ИТ-продукт становится уникальным и дорогим, немасштабируемым. Накладные расходы не снижаются, а растут.

Что в итоге?

Молодые специалисты, выпускаемые вузами сегодня, будут определять тренды рынка труда ИТ в ближайшем будущем.

Ровно так же ИТ-компании должны влиять на рынок труда и планировать своё развитие с учетом рынка труда.

Всем участникам рынка труда важно понимать тренды рынка и искать выгоду.

Участники рынка должны найти точки соприкосновения для эффективного взаимодействия.

Даже на этапе стажировки необходимо найти правильную конструкцию специализации стажёров с максимальной выгодой как для самих стажёров, так и для потенциального работодателя.

Однако это не так легко сделать, т.к. на рынок влияет много факторов – дефицит или профицит квалифицированных кадров доступных на рынке, тренды и стратегии технологического развития компаний (в том числе с учётом импортозамещения), динамика самого развития, наличие финансирования, соответствие ожиданий соискателей и работодателей и т.д.

Алло, мы ищем таланты!

Компании, запуская программу стажировки, преследуют
цель селекции наиболее талантливых кандидатов под свои потребности и ожидания.
Реальный же качественный скачок произойдёт, когда компания-заказчик будет
формировать с профильными вузами целевую программу подготовки под свои
потребности и стратегию развития. В ДОМ.РФ мы стремимся стать заказчиком таких
кадров, а в перспективе - и кузницей талантов. Поэтому приглашаем студентов к
участию в новых волнах стажировки https://ДОМ.РФ/career/internship/.
А высшим учебным заведениям предлагаем жить дружно и совместно подумать о
партнерских программах целевого обучения.

База для холивара

А теперь немного терминологического сахара для умной дискуссии в комментах, если эта тема вообще кого-то беспокоит, кроме меня.

Как часто бывает, нам нужно воспользоваться кем-то придуманными классификациями работников по определённой степени мастерства в сфере, в которой они специализируются.

Не столь важна сама сфера компетенции человека, как его глубина знаний в данной сфере и смежных с ней.

Полная модель выглядит так:

В зависимости от степени знания сферы и смежных областей формируется определенная модель специалиста, называемая Shape (с eng. форма). Основных видов Shape моделей определенно всего три:

1.    I-Shape

2.    T-Shape

3.    Comb-Shape

Сама буква I в названии не имеет никакого смысла. Она лишь показывает форму модели. Для пущей наглядности давайте посмотрим на следующую модель:

I-Shaped сотрудник представляет из себя специалиста, который специализируется исключительно в своей сфере, не выходя за её рамки.

В отличии от I-Shaped сотрудника T-Shaped сотрудник имеет расширенный список смежных сфер, в которых сотрудник не имеет достаточно глубоких познаний. Однако это добавляет разносторонности и мультизадачности сотруднику.

Это и отражено на модели:

DevOps’ами была придумана группа Comb-Shaped моделей. В неё входят следующие виды:

1.    π-Shaped

2.    E or M-Shaped

3.    V-Shaped

4.    X-Shaped

π-Shaped. Как и в предыдущих моделях, форма кроется в названии:

Рассказать много нового о данной модели не представляется возможным, так как она имеет тот же содержательный смысл, что и T-Shaped. Вместо одной сферы, в которой специализируется сотрудник, тут две.

Такая же ситуация и с M или E-Shaped моделями. Ничего в них кардинально не меняется за исключением количества компетенций, на которых специализируется сотрудник.

V-Shaped-модель и X-Shaped-модель кардинально отличаются по своей сути.

Согласно определению V-Shaped модель – это модель, демонстрирующая сотрудника, который на протяжении своей карьеры/работы получает различные знания из различных смежных компетенций и в итоге получает углубленные знания смежной компетенции. Звучит сумбурно, однако её становится проще понять, если обратить внимание на форму модели:

Идея заключается в том, что сотрудник, изначально не имея глубоких познаний, получает их из смежных компетенций и за счет этого развивает их и в начальной.

X-Shaped преследует ту же идею, но в более глобальных масштабах. Здесь уже не имеет значения, какие есть компетенции. Главное - как они друг с другом пересекаются, и чем больше таких пересечений, тем лучше для самого сотрудника.

Комментарии (17)


  1. MedicusAmicus
    06.09.2022 10:44
    +7

    А у вас ссылка "Посмотреть все стажировки" ведет в раздел вакансий, результатов по которому нет. "Вакансий не найдено"
    Тестировщикам плохо платите? Наймите стажера. Oh, sh...


    1. kramgres
      08.09.2022 02:03

      Все правильно работает, открывается страница с вакансиями и проставленной галочкой "Только стажировки". То что места на стажировку закончились, это не проблема


  1. akhkmed
    06.09.2022 11:23

    Как на счёт TT-shape? Когда, например, инженер-электронщик (T) умеет в профессию в IT (T). С точки зрения работодателя совершенно бесполезная половина сотрудника ведь?


    1. DOMRF_IR Автор
      06.09.2022 17:38

      Полезная, конечно. В том то и дело, что, если эксперт имеет широкий кругозор и, компании этот скил полезен, было бы глупо не получить синергию, для общего блага/ выгоды для эксперта и компании от использования этого навыка.


  1. sergey-gornostaev
    06.09.2022 11:49
    +6

    Каких-то особых требований к ИТ, работая в даже самых больших компаниях финансовой отрасли, я не видел.

    Да-да, менеджмент больших компаний в финансовой отрасли тоже так думает зачастую, а потом удивляются высокой цене сопровождения и развития продуктов, падениям сервисов, сливам данных и прочему.


    1. DOMRF_IR Автор
      06.09.2022 17:54
      -1

      Высокая цена, в том числе, может быть из-за ошибочного нецелевого применения навыков сотрудников. Какие-то компании с этой [1] проблемой работают (думая об общей выгоде, например, перепрофилированием), а кто-то [2] заливает проблему деньгами (нанимая новых), кто-то [3] просто теряет ценных спецов из-за выгорания… и т.д. и т.п.

      Я за вариант [1], это выгодно всем.


  1. Ivan22
    06.09.2022 13:19
    +3

    ничего не понял, но 5 копеек обязательно вставлю:

    1. нельзя так просто сразу взять и стать "специалистом широко профиля". Это не галочку поставить в нужной форме. Это процес эволюции разработчика, когда он сначала специализируясь на чем-то одном, с опытом постепенно начинает понимать закономерности и общие черты в смежных областях и экстраполирует свой опыт на более широкую область.

      p.s. Ну и конечено это не обязательный этап, можно и не расти в ширь так. как см. п2

    2. С ростом маштаба проектов - растет и специализиция, это естественный процесс. Когда каждый занимается своим делом и достаточно людей то часто эффективнее потратить время на рост вглубь свой технологии - что сделает тебя более уникальным и поможет проекту прямо сейчас, нежели пытаться залезть на поле соседней команды

    3. Сложность ИТ проектов растет - а значит и специализация тоже только растет, это неизбежный процесс.


  1. maximw
    06.09.2022 15:26
    +3

    Статья изначально с глупым посылом.

    Я задал вопрос: кто и как себя позиционирует в будущем? В качестве узкого специалиста (например, по одной технологии) или как специалиста с широким кругозором и знаниями?

    "Специалист широкого профиля" - оксюморон, это не специалист. Просто по определению. Специалист - тот, кто обладает глубокими знаниями. Обладать глубокими знаниями в широкой области сейчас практически невозможно, особенно в ИТ, где сложность технологий растет огромными темпами.

    Вообще времена Леонардо да Винчи, когда ты успешный художник, учёный, изобретатель, писатель, музыкант, философ давно прошли. Количество знаний стало слишком велико.

    И работодатель этому не сопротивляется, а сам разгоняет рынок еще больше.

    Да-да, глупый работодатель сам загоняет свой бизнес в минус. А рынок труда на самом деле не рынок, да?


  1. MechanicusJr
    06.09.2022 19:08
    -4

    На рынке труда в ИТ я давно наблюдаю кадровый голод, который вызван в

    Который отсутствует .

    На рынке дефицит квалифицированных низкооплачиваемых специалистов разве что

    Который должен быть решен указом о ввозе дешевой, трудолюбивой, квалифицированной рабочей силы из других стран -

    Президент России Владимир Путин подписал закон «О правовом положении иностранных граждан в России», согласно которому зарубежные ИТ-специалисты смогут получать вид на жительство в упрощенном порядке. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

    Федеральный закон от 28.06.2022 № 207-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

    Реальный же рынок труда в ИТ показывает обратную картину: найти спеца широкого профиля уже давно никто не мечтает.

    На основании чего такое предположение?

    Сама по себе взрывная динамика технологического развития отрасли не побуждает ИТ-специалистов к постоянному повышению квалификации.

    Так к повышению квалификации или к ширине охвата?

    Спрос не рождает предложения,

    Разумеется. Потому что эластичность спроса и временные задержки - это вторая и третья лекция по экономике, а не первая.

    Тех. директор: С точки зрения кандидата широкая специализация - это возможность профессионального и карьерного роста.

    Но это не точно.

    Участники рынка должны найти точки соприкосновения для эффективного взаимодействия.

    Касса - отличная точка соприкосновения.

    Реальный же качественный скачок произойдёт, когда компания-заказчик будет формировать с профильными вузами целевую программу подготовки под свои потребности и стратегию развития.

    Численность дом рф - 3к человек. Сколько надо разработчиков ? сто на следующие 10 лет?

    X-Shaped преследует ту же идею

    Не понял смену темы.

    Только что рассуждали что специалист подобен флюсу, и вдруг пошел перевод статьи 2016 года How to Get Hired: Understand If You’re an I, T, or X-Shaped Person


    1. sshikov
      06.09.2022 21:32
      +2

      >Который отсутствует
      Ну найдите мне специалистов по Spark/Hadoop? Десяток сможете? Мы наймем всех. Только вот что-то не ищутся они нихрена — и на мой взгляд, просто потому, что их нет в природе.

      >На рынке дефицит квалифицированных низкооплачиваемых специалистов разве что
      Нет. Этих вы конечно не найдете, но до разговора о деньгах с квалифицированными дело вообще как правило не доходит — на рынке просто нет специалистов нужной нам квалификации.

      Дефицит квалифицированных людей еще как есть, и залить деньгами его просто так нельзя. Можно его кратковременно сместить из компании в компанию, сманив лучших. Или можно воспитать специалистов у себя. Но нельзя быстро увеличить число специалистов, на это нужно время. И это время — годы. И это в любом случае дорого, что сманивать, что выращивать. И рисковано — и то, и другое.

      При этом надо еще заметить, что имеющиеся люди (выращенные внутри) получают сравнительно немного, и при этом не особо склонны искать новую работу. Но на эти же деньги взять сегодня человека со стороны получается плохо. Есть такая специфика, мы смогли найти условно двух человек на 300К, но чтобы найти еще десяток — 300к уже становится категорически недостаточно (скажем, потому что сманить у конкурента можно только на +20%).

      Ну и вот, глядя на то, что я щас описал, вы не согласны, что это дефицит? А если это не он — то что это?


  1. Floyd54
    08.09.2022 01:54

    99% статей на Хабре о кадровом голоде в ИТ описывают проблемы компаний с точки зрения разработчика. А ИТ не замыкается только на разрабах. Есть ИБ, сетевики, админы винды и линукса, виртуальщики, специалисты по серверам и СХД и т.д.. Недавно общался с коллегами, они не могут найти человека, который бы хорошо шарил в VSphere, рынок просто высосан за время ковида, народ отказывается от удаленки, далеко не все готовы работать по часовому поясу Москвы, находясь в условном Иркутске и ребята уже начали искать везде, где есть филиалы их. Так же есть масса специалистов, которые просто не умеют себя продавать на интервью, их начинает просто колотить (бывают такие люди) и они сыпятся на простых вопросах, потому что от них хотят по сути услышать какое-то формальное определение сервиса, а они не могут его внятно объяснить, хотя прекрасно в консоли им управляют. Так же в найме есть такая дичь, как попытки завалить собеседуемого. Лично сам с этим столкнулся, когда меня спросили про один из вариантов использования СХД в виртуальном окружении, про что было честно сказано, что только в теории знаю, как это работает, практики не было и у работодателя это оказалось минусом, при учёте того, что сам работодатель этой технологией не владеет тоже. Очевидно, что скилл каждого работника зависит от его предыдущих мест работы и к примеру какой-нибудь VMware nsx существует в единичных экземплярах в стране и в большинстве своём народ его в глаза не видел, но работодатель хочет, чтобы человек его знал.


  1. Livingstoun
    08.09.2022 02:03

    Интересно, что на принципе T-Shaped строятся все спецподразделения


  1. while_true_fork
    08.09.2022 02:04

    все равно что вы о нас думаете, мы о вас не думаем вообще(с).

    жесткие и прикольные скиллы, лэвэл - ветеран и прочие плоды зрелости к рынку отношения не имеют. странно рассматривать математику, и что для нее хорошо, и как там к успеху прорваться, с точки зрения анализа конъектуры рынка.

    те, кого вы называете погасшими звездами, вероятно просветлены, на опыте, и вам не по зубам.


  1. atoshin
    08.09.2022 21:04

    Перевожу на русский язык.

    "Рынку" не нужны специалисты, действительно разбирающиеся в своём деле. Ведь не возможно быть профессионалом, когда пытаешься угнаться за бесконечным паровозом хайпа. Профессионализм подразумевает накопление и углубление опыта, а как это сделать, если каждый год выходит новый фреймворк? Вот и мыкаются бедолаги-программисты, крутятся как белка в колесе. Не выучил очередную хайповую технологию? На мороз! Успешному менеджеру бонус же надо получать за очередное "внедрение". Отсюда повсеместное засилие "семируких пятих*ев" на всех уровнях, и как следствие - качество производимого софта. Но в том и соль - именно такие и нужны.


  1. dkuzminov
    08.09.2022 22:45
    +1

    Плохой инженер ничего не знает и не умеет. Хороший инженер тоже ничего не знает и не умеет, но в состоянии обо всем прочитать.

    Беда не в специализации. Беда в том, что большинство современных клавишестучателей не пригодны для инженерной работы. Мне порой кажется, что дай им собрать детский Лего, так они на выходе выдадут комок пластика в перемешку с суперклеем.


  1. danillobin
    09.09.2022 00:37

    Сама по себе взрывная динамика технологического развития отрасли не побуждает ИТ-специалистов к постоянному повышению квалификации.

    Дальше даже не читал...


  1. pon007
    09.09.2022 00:41

    Плач Ярославны:

    Грустно мне, сисадмину, читать об узкой специализации. Дайте мне ее. Оставьте мне сервера, циски, демонов и сервисы. Отдайте кому нибудь техподдержку, обслуживание принтеров. Я задолбался с контроллерами СКУД и станками с их ЧПУ и win nt. Я не хочу разбираться, почему не работает ЭЦП и документооборот в 1с. Я не могу тянуть провода и вешать камеры.

    Плач окончен.....