Видеосвязь сейчас настолько привычна для нас, что дети и подростки, выросшие с планшетами и смартфонами в руках, просто не представляют себе жизни без всего этого. Но многие помнят, что даже обычные телефоны лет 30 назад были не у всех, не говоря уже о таких специфических устройствах, как видеотелефоны с камерой и экраном.

Сегодня о них и поговорим ― вспомним наиболее интересные модели и порассуждаем о причинах, которые не позволили такому, казалось бы, нужному виду связи стать популярным. Что же, приглашаем под кат!

История видеосвязи без интернета

Вот так, согласно представлению художника из 1910 года, должна была работать видеосвязь в 2000 году
Вот так, согласно представлению художника из 1910 года, должна была работать видеосвязь в 2000 году

Сразу стоит прояснить ситуацию ― в статье говорим именно о телефонных, а не вычислительных устройствах, которые массово распространились по планете. Идеи о связи, позволяющей не только слышать, но и видеть собеседника, появились ещё в XIX веке.

Вот так, например, видеотелефоны представляли себе наши предки в 1870 году.

В целом, дизайн таких устройств вполне соответствует технологическому окружению тех времён. Нечто вроде гибрида персонального кинотеатра и устройства для передачи звука. Трубка, в которую нужно говорить, экран (скорее всего, проектор, так как тогда никто и представления не имел об электронно-лучевых трубках) плюс внешние динамики.

Вот диалог собеседников, которые изображены на иллюстрации принципа работы устройства. Это семья: отец и мать, а также их дочь, которая находится в другой стране.

Отец семейства (в Англии): «Беатрис, подойди поближе, хочу посекретничать».
Беатрис (на Цейлоне): «Да, дорогой папа».
Отец семейства: «Кто та милая девушка, играющая рядом с Чарли?»
Беатрис: «Она только что приехала из Англии, папа. Я вас представлю, как только игра закончится!»

Концепцию, о которой мы говорим, придумали всего через два года после того, как был запатентован сам телефон.

Спустя 50 лет, в 1927 году, инженеры из AT&T Bell Telephone Laboratories (Bell Labs), используя передовые технологии того времени, создали устройство для телесвязи, которую испытал Герберт Гувер, будущий президент США. Изображение и звук передавались на расстояние в 320 км. Это был прототип устройства, которое не было доступно никому.

Ещё через 9 лет, во время проведения XI летних Олимпийских игр в Германии, немецкий изобретатель по имени Георг Шуберт разработал уже более-менее практичный видеотелефон с экраном, камерой и обычной телефонной связью для передачи звука. Такие системы предполагалось устанавливать в кабинках почтовых отделений, чтобы у людей была возможность видеть и слышать друг друга.

Ещё примерно через 15 лет американская компания AT&T Bell Labs приступила к разработке видеотелефона, который получил название Picturephone. Рабочее устройство показали на одной из выставок в 1960 году. Ну и ещё через несколько лет эти устройства начали устанавливать в отделениях связи Нью-Йорка, Вашингтона и Чикаго. К сожалению, услуга так и не стала популярной. Видимо, стоило всё это очень недёшево.

Стоит отметить, что устройства от американской компании были небольшими. Ниже ― фотография сеанса связи, где система хорошо видна.

Стоимость переговоров такого рода была недоступна для большинства людей, поскольку за три минуты разговора нужно было заплатить $27. Вроде немного, но в пересчёте на современные деньги это около $25. К 1968 году кабинки с видеосвязью убрали, проект, можно сказать, провалился.

Правда, компания не отказалась от идеи видеосвязи и представила ещё более портативную модель Picturephone Mod II. Она выглядела уже очень по-современному. Ниже ― фотография сеанса связи из офиса какой-то компании.

Стоило это тоже недёшево, компания ввела модель подписки ― $160 в месяц за 30 минут связи. Сегодня всё это обошлось бы в $1092.

К счастью, сохранилась видеозапись презентации модели, на которой видно, как всё это работает. Можно лишь представить себе, насколько крутой казалась (и действительно была) людям того времени эта модель.

Конечно, не только американцы работали над видеосвязью. В 1960 году компания Ericsson представила собственный видеотелефон.

Были и проекты, которые резко отличались от представленных выше устройств. Ниже ― фотография с переносным видеотелефоном. Есть кнопки, экран, трубка ― всё это размещено в дипломате.

Идею считали жизнеспособной и продвигали её в СМИ. Было понятно, что далеко не любой человек сможет использовать такое устройство, поскольку стоили девайсы, как чугунный мост, при этом не один. Но бизнесмен, которому нужно срочно заключить сделку, вероятно, смог бы себе позволить приобрести такой телефон.

И да, уже тогда существовала идея дистанционного обучения. Она вовсе не новая, как можно было бы подумать.

Проекты видеотелефонов появлялись в разных странах, их разрабатывали крупнейшие технологические компании того времени. Ниже ― фотография японского видеотелефона от Toshiba. Это 1968 год.

Естественно, Советский Союз разрабатывал собственные аппараты. В 70-х они были установлены в крупнейших городах страны, включая Москву, Ленинград, Киев, Таллин, Вильнюс, Каунас, Львов, Казань, Ташкент, Андижан и Фергану.

Советский ВТ-701 (видеотелефон-701)
Советский ВТ-701 (видеотелефон-701)

Более того, примерно в то же время были разработаны видеотелефоны для больниц, что позволяло обеспечить связь посетителей с пациентами ― например, в роддомах. Стоил такой девайс 44 тысячи рублей, что было огромной суммой. Кроме того, требовалось ещё техническое обслуживание, которое тоже стоило немало. Эти факторы сделали идею нежизнеспособной.

Разрабатывались и цветные видеоустройства. Вот, например, такой девайс от Bell.

В 1985 году Toshiba и Atari представили собственный концепт видеотелефона, достоинство которого было в возможности передачи видеосигнала по телефонной линии. Правда, частота смены кадров составляла около 12 кадров в минуту (не секунду), так что это был не видеопоток, а, скорее, сменяющие друг друга картинки. Но и это было неплохо!

В целом идея понемногу развивалась, хотя и не проникала в массы. Уже в 90-х годах компания AT&T выпустила массовую модель видеотелефона VideoPhone 2500. Стоила она $1500, картинка была довольно качественной, плюс это были не отдельные картинки: частота смены кадров в 10 fps ― это реальное достижение.

Ну окей, так где же наши видеотелефоны?

К сожалению, они так и не стали популярными. Анализируя причины, разные авторы, которые занимаются историей технологий, приводят такие факторы, как отсутствие зрительного контакта (люди смотрели на экран, а не в камеру), боязнь пользователей показаться не в лучшем виде, ведь не будешь же целый день ходить в парадной одежде, ожидая звонка и т. п.

Но, на наш взгляд, всё проще. То же отсутствие зрительного контакта и сейчас распространено ― люди всё так же смотрят на экран, а не в камеру, а общаются без проблем в повседневной одежде.

Насколько можно судить, главная причина ― это всё же дороговизна такого типа связи. Для обычного человека она была попросту недоступной, за исключением единичных проектов вроде кабинок для телесвязи в СССР. То есть видеосвязь могли позволить себе только крупные компании и государственные организации.

Поскольку связь такого типа не была массовой, устройства для видеозвонков были штучными. Соответственно, их производство было дорогим, это касалось и компонентов для ремонта. Ну а сколько стоит подготовка специалиста, который в состоянии обслуживать нечто настолько экзотическое, остаётся только догадываться.

Возможно, компании AT&T и удалось бы довести свой последний проект до ума (к слову, общая его стоимость составила $500 млн, что является огромной суммой сейчас, но тогда, несколько десятков лет назад, это были совсем другие деньги). Но помешало бурное развитие интернет-технологий, которые дали возможность получить видеосвязь дёшево и без проблем, присущих видеоаппаратам.

Так что интернет, можно сказать, убил отрасль телевидеосвязи, но вряд ли кто-то из нас остался недовольным, правда?

Комментарии (23)



  1. Exchan-ge
    16.09.2022 22:50
    +1

    и причины, по которым они так и не стали популярными


    Видеотелефония грубо нарушает приватность.
    Так как входящий звонок может застать вас где угодно.
    (Точнее — в любом месте, любом положении и в любой ситуации :)

    Поэтому видеотелефония не взлетела и никогда не взлетит.


    1. red_dragon
      17.09.2022 09:23
      +2

      Видеосвязь может нарушать приватность только в случае, если человека к такому принуждают. Но это отдельная история. Во всех остальных случаях, нормальный человек, волен выбирать как и с кем общаться.

      Если бы видеосвязь никогда бы не взлетела, её бы не встраивали в каждый утюг посредством всяких скайпов и прочих вайберов.


      1. Exchan-ge
        17.09.2022 09:35
        +1

        Видеосвязь может нарушать приватность только в случае, если человека к такому принуждают


        Простите за пример — но вот вы сидите в туалете.
        И тут вам приходит видеовызов от вашего начальства :)

        Или вы еще спите в 11 утра (потому, что работали до 3-4 утра) и вас будит аналогичный звонок.

        (про дам и речи нет — они могут получить моральную травму только по причине того, что не успели должным образом накраситься :)

        Если бы видеосвязь никогда бы не взлетела, её бы не встраивали в каждый утюг посредством всяких скайпов и прочих вайберов.


        А это уже маркетинг — фича, которая есть, но которой пользуются только вынужденно :)


        1. red_dragon
          17.09.2022 11:00
          +3

          Был почти уверен, что будет этот пример с туалетом, но где-то, в глубине души, надеялся увидеть что-нибудь более неординарное.
          А неужели Вы, будучи в туалете, на обычный звонок ответите? Я, вот нет. Я в туалете даже на текстовое сообщение отвечать не стану. Но, лично знаю одного индивида, который примет любой вызов в любой ситуации. В том числе и в уборной. Но не потому, что слабак. Пофигист.
          То же самое и со спаньём. Это должен быть Ваш выбор, отвечать или нет. И если кто-то этот выбор делает за вас, то должен быть обязательно послан куда подальше или наказан по закону.

          Что касательно маркетинга, то видимо я сильно профан в нём, но совершенно уверен, что нормальный бизнес никогда не станет вкладываться в то, что никому не нужно. Ну и про "пользуются только вынужденно", у Вас, наверное есть какая-то статистика и Вв готовы её предъявить? Иначе это совершенно голословное утверждение, не имеющее под собой никаких оснований.


          1. Exchan-ge
            17.09.2022 11:48

            Был почти уверен, что будет этот пример с туалетом, но где-то, в глубине души, надеялся увидеть что-нибудь более неординарное.


            Так это суровые реалии современной жизни. Куда от них денешься :)

            Банальность, как и звонки, когда ты летишь за рулем и опаздываешь — там главное не материться вслух, про видео и речи нет :)

            А неужели Вы, будучи в туалете, на обычный звонок ответите?


            Более того — еще и жена прибежит, уже с принятым звонком и трубкой в руках — начальство ждать не любит, а причину «перезвоните мне позже!» в таком случае объяснить сложно :)

            Это должен быть Ваш выбор, отвечать или нет.


            Да-да, конечно :)

            (не, были же когда-то времена, когда все звонки были анонимными. Можно было расслабиться и не отвечать :)

            И если кто-то этот выбор делает за вас, то должен быть обязательно послан куда подальше


            Очевидно, что вам сильно повезло с местом работы.

            Звонок в 11 часов обычно означает, что вам нужно незапланированно и срочно прибыть на работу ровно в 12.

            (и это еще счастье, что мне, ссылаясь на пенсионный возраст — удалось отмазаться от получения аналогичных вызовов в текстовом виде через Телеграмм или Вайбер :)

            Вас, наверное есть какая-то статистика и Вв готовы её предъявить?


            Это вы что, требуете от меня отчета? :)


            1. red_dragon
              17.09.2022 14:41

              Да, я понял, что у вас всё работодатель урод, и Вы проецируете это на весь остальной мир. Далее, дискуссия не плодотворна.


              1. Exchan-ge
                17.09.2022 14:56

                Да, я понял, что у вас всё работодатель урод, и Вы проецируете это на весь остальной мир. Далее, дискуссия не плодотворна.


                Да нет, это у вас исключение из общего правила.


        1. dimitrii_z
          18.09.2022 09:28

          Мне искренне жаль людей, которые идут в туалет с телефоном и ещё и звонок примут ????

          Извините, но если нет проблем со здоровьем типа запора, то дел в уборной на 1-5 минут в зависимости от самого дела, это время современные люди не могут прожить без смартфона, что ли?


          1. Exchan-ge
            18.09.2022 10:58

            Извините, но если нет проблем со здоровьем типа запора, то дел в уборной на 1-5 минут в зависимости от самого дела


            Есть такая книга, «У нас дома в далекие времена», автор — Ганс Фаллада.
            Вот в ней замечательно и вполне литературно описана ситуация и связанные с ней проблемы.
            Можно сказать, это классика, по этому вопросу :)

            (и вообще, книга хорошая — рекомендую)


    1. kahi4
      17.09.2022 17:06

      Поэтому видеотелефония не взлетела и никогда не взлетит.

      Как там живется в 2003? Еще пару месяцев и релизнится скайп, вот вы удивитесь.

      А если серьезно — странно говорить про не взлетевшую видеотелефонию во времена где только в одних США совершается 11 млн видеозвонков ежедневно. Себя плохо приводить в пример, но последний раз обычный звонок я делал месяца два назад, да и то это был случайный выпад, когда видео звонок делаю по пару раз каждый будний день.


      1. Exchan-ge
        17.09.2022 19:56

        11 млн видеозвонков ежедневно.


        И какая это доля от общего количества сделанных звонков?

        (большие цифры — вещь крайне ненадежная против других больших цифр)

        Себя плохо приводить в пример, но последний раз обычный звонок я делал месяца два назад,


        У меня в пятницу была встреча в Зум, 44 человека — и хоть бы один включил камеру без моего напоминания. Хотя положено включать и всю дорогу держать включенным.
        А таких виртуальных встреч с момента начала пандемии было уже очень много, иногда по пять-шесть в день.
        Так вот что я вам скажу по этому поводу — не любит наш народ включать свое видео, однозначно и массово :)


        1. nikolas78
          17.09.2022 20:28

          У меня в пятницу была встреча в Зум, 44 человека — и хоть бы один включил камеру без моего напоминания. Хотя положено включать и всю дорогу держать включенным.

          Так вот что я вам скажу по этому поводу — не любит наш народ включать свое видео, однозначно и массово
          Так это два разных кейса: человека заставили прийти на встречу и контролируют его через видео. Или он сам хочет с кем-то пообщаться.


          1. Exchan-ge
            18.09.2022 01:52

            Так это два разных кейса: человека заставили прийти на встречу и контролируют его через видео. Или он сам хочет с кем-то пообщаться.


            Не.
            Еще раз напомню — люди
            обязаны
            включать видео, но всеми способами пытаются этого избежать.

            Полагаю, если они не включают видео даже в таком случае — то и сами не хотят :)


          1. red_dragon
            18.09.2022 13:29

            Этот человек в своём мире живёт, со своими стандартами. И в этом, его мире, всё не очень. Там всех заставляют, и ничего с этим не поделаешь. Даже в отхожем месте. Такие дела.


  1. LeshaRB
    17.09.2022 10:07

    Стоимость переговоров такого рода была недоступна для большинства людей, поскольку за три минуты разговора нужно было заплатить $27. Вроде немного, но в пересчёте на современные деньги это около $25

    25?


    1. Exchan-ge
      17.09.2022 10:56

      25?


      Скорее всего — $2,7


      1. unrealee
        17.09.2022 22:47
        +1

        Или 250$ с учетом обесценивания денег.


        1. Exchan-ge
          18.09.2022 01:54

          Или 250$


          Там ключевая фраза — «Вроде немного»
          Но $27 за три минуты — это реально много даже сейчас.


    1. red_dragon
      17.09.2022 11:11

      Видимо, ноль в конце потерялся.


    1. Adel-S
      18.09.2022 02:46

      При перепечатке прошлой копии этой же статьи (https://habr.com/ru/company/sberbank/blog/682180/) ноль таки потерялся:


      "Стоимость переговоров такого рода была недоступна для большинства людей, поскольку за три минуты разговора нужно было заплатить $27. Вроде немного, но в пересчёте на современные деньги это около $250."


  1. dimitrii_z
    17.09.2022 12:44
    +1

    А что, на хабре можно 2 раза выложить совершенно одну и ту же статью? Или потому что это сбер?????


    1. nikolas78
      17.09.2022 18:33

      Так Хабру за каждую корпоративную статью отдельно платят — почему же нельзя?