В последние годы в кругах корпоративной и бизнес архитектуры все громче звучит идея моделирования бизнес-компетенций (business capabilities). О планировании на основе бизнес-компетенций написано много материалов, но очень немногие руководители корпораций используют эту концепцию на практике. Хорошие примеры трудно найти даже в интернете. Парадигма бизнес-компетенций - чрезвычайно мощный инструмент, когда он на вооружении у реального бизнеса. Но эти знания почему-то до сих пор воспринимаются как сокровище сокрытое в “башне из слоновой кости” (ivory tower) для архитекторов. Чтобы изменить эту ситуацию, Architectural Thinking Framework предоставляет вам план с подробными руководствами, которые шаг за шагом показывают, как моделировать бизнес-компетенции.
Сегодня мы рады поделиться с вами серией из трех постов, которая представляет из себя экспресс-курс по моделированию бизнес-компетенций. Она заключает в себе десятилетний опыт проб и ошибок в нескольких компаниях, проверенный многими передовыми практиками.
Architectural Thinking Framework определяет концепцию бизнес-компетенций следующим образом:
Определение бизнес-компетенции
Бизнес-компетенция — это сама суть того, “что” делает бизнес.
При правильном определении бизнес-компетенции образуют прочную основу вашего бизнеса [BIZBOK].
Руководство BIZBOK® приводит ряд принципов, которым должны следовать бизнес-компетенции. Эти принципы и рекомендации можно свести к нескольким простым пунктам:
Бизнес-компетенции определяют “что”, а не “как” бизнес делает что-либо, а это означает, что бизнес-компетенция должна представлять собой надежную долгосрочную перспективу бизнеса;
Бизнес-компетенции представляют собой уникальные, не повторяющиеся представления о бизнесе, которые определяются для бизнеса единожды;
Бизнес-компетенции не определяются случайным образом или под нужды какой-либо конкретной программы или бизнес-подразделения. Они представляют собой фундаментальную, универсальную бизнес-концепцию для всех программ и бизнес-подразделений.
Почему моделирование бизнес-компетенций является обязательным шагом в вашей цифровой трансформации?
Бизнес-компетенции оперируют организационными терминами и концепциями. Они представляют из себя надежный скелет, на основе которого определяются все остальные элементы корпоративной архитектуры. Бизнес-компетенция “элегантна в своей простоте, но мощна в своей способности служить фокусом для преобразований — больших и малых” [BIZBOK].
Бизнес-компетенции помогают сделать бизнес-стратегию выполнимой. Они стараются привести бизнес в соответствие с доступными технологиями, предоставляя структуру для всех созданных активов, от бизнес-стратегии до внедрения IT.
На основе бизнес-компетенций можно построить “тепловые карты”, которые помогут нам ответить на такие вопросы, как: “Какие стратегические сферы деятельности мы видим в каждой конкретной бизнес-компетенции?”; “В какие бизнес-компетенции мы планируем инвестировать и сколько?”; “Какие бизнес-компетенции недостаточно поддерживаются IT?”
Корпоративные архитекторы используют технику моделирования бизнес-компетенций в рамках планирования IT-решений, отвечающих потребностям их клиентов.
Сопоставление бизнес-компетенций с потоками создания ценности (value stream) помогают корпорации визуализировать, какие возможности необходимы для обеспечения ценности для его клиентов в различных сценариях. Потоки создания ценности сопоставляются с бизнес-компетенциями, чтобы показать, как компания реализует свои возможности для создания ценности для ее клиентов.
Стратегические сферы деятельности (Strategic Fields of Action), используемые в стратегическом планировании, могут быть сопряжены с бизнес-компетенциями. Таким образом, бизнес-компетенции важны для согласования проектов с видением/стратегией компании.
Моделирование бизнес-компетенций может показаться делом нехитрым, но реализовать его на практике может быть достаточно трудно. Если вы займетесь изучением этой темы в специализированной литературе или интернете, то советов вы найдете не так уж и много. По крайней мере я не встречал “Руководства по моделированию бизнес-компетенций”. Чтобы исправить эту ситуацию, Architectural Thinking Framework предоставляет план с подробными руководствами, которые показывают вам, как моделировать бизнес-компетенции шаг за шагом.
1. Изучите опыт моделирования бизнес-компетенций максимально приближенный к вашей отрасли
В связи с тем, что сегодня моделирование бизнес-компетенций берут на вооружение все больше и больше компаний, можно найти готовые модели бизнес-компетенций для вашей конкретной отрасли (например, BIAN для банковской сферы), и их количество быстро увеличивается.
Пытаясь построить свою модель бизнес-компетенций на основе уже готового решения для вашей отрасли, вам следует воспринимать его как общие руководство, от которого вы можете отталкиваться в рамках формирования собственной модели. Термины, бизнес-модели и взгляд на иерархические отношения между бизнес-компетенциями значительно различаются от компании к компании. Следовательно, модели бизнес-компетенций двух компаний в одной и той же сфере бизнеса будут различаться больше, чем можно было бы ожидать. Тем не менее, отраслевые стандарты структуры бизнес-компетенций являются хорошей отправной точкой, которая может натолкнуть вас на хорошие идеи при формировании вашей индивидуальной модели. Но не ожидайте слишком многого: по моему опыту, отраслевые стандарты для моделей чересчур универсальны, и вам все равно придется проделать большую часть работы самостоятельно.
Вы можете предпринять следующие шаги:
Используйте бизнес-компетенции из отраслевых стандартов, которые подходят для вашей компании;
Адаптируйте названия бизнес-компетенций из отраслевых стандартов к терминам, используемым в вашей компании;
Уменьшите сложность бизнес-компетенций, позаимствованных из отраслевых стандартов.
2. Вы можете позаимствовать существующую модель бизнес-процессов верхнего уровня
Уже сформированная модель бизнес-процессов успешной компании является отличной отправной точкой для моделирования бизнес-компетенций. Обычно она предоставляет ценную информацию о следующем:
Названия, используемые в компании;
Основные подпроцессы (такие как “Продажи” или “Документооборот”);
Существующие вспомогательные процессы (такие как “Управление продукцией”, “Маркетинг” или “Кадры”) часто становятся бизнес-компетенциями верхнего (первого) уровня.
Хорошей идеей будет сравнивать отраслевой стандарт модели бизнес-компетенций с существующим реестром бизнес-процессов.
Вы можете рассматривать структуру модели бизнес-процессов успешной компании (верхний уровень) в качестве отправной точки. Во многих случаях бизнес-процессы верхнего уровня транслируются в бизнес-компетенции верхнего уровня.
В описаниях подпроцессов и основной деятельности могут скрываться потенциальные бизнес-компетенции.
При моделировании не поддавайтесь искушению просто скопировать готовую структуру организации или ее бизнес-процессы. Довольно часто происходит их реорганизация, и это не должно влиять на вашу модель. В то время как организация и бизнес-процессы часто меняются, бизнес-компетенции остаются относительно неизменными.
3. Перекрестное сопоставление бизнес-компетенций с потоками создания ценности
Потоки создания ценности организуют поддерживающие их бизнес-компетенции, которые “перекрестно сопоставляются” с этапами потока создания ценности. Таким образом, потоки создания ценности добавляют “как” к “что” бизнес-компетенций. Бизнес-компетенции являются движущей силой и, следовательно, представляют собой различные этапы потока создания ценности. Такое сопоставления часто наглядно демонстрирует, где определенные потоки создания ценности требуют нашего внимания, и помогает выявить необходимые бизнес-компетенции, которые были упущены или не полностью разобраны на карте бизнес-компетенций. Это отличный шанс дополнить карту бизнес-компетенций, чтобы улучшить вашу бизнес-архитектуру [BIZBOK].
В предыдущих частях мы обсудили определение бизнес-компетенций, их важность, как применять отраслевые стандарты моделей бизнес-компетенций и как использовать существующие карты бизнес-процессов и потоков создания ценности. Теперь наконец пришло время для пошаговых рекомендаций по созданию карты, которая будет легко доступна и предельно понятна всем заинтересованным сторонам. Наслаждайтесь!
Создание максимально четкой карты
Во время моделировании бизнес-компетенций, вам следует задать себе следующие вопросы:
“Достаточно ли я понимаю свой бизнес, чтобы называть бизнес-компетенцию следующим образом?”
“Важна ли эта возможность для бизнеса?”
“Что делать, если компания не реализует эту бизнес-компетенцию?”
“Подходят ли названия, которые мы дали бизнес-компетенциям? Привычны ли эти названия в кругах делового сообщества?”
Модель бизнес-компетенций является центральным элементом вашей архитектуры. По этой причине она должна быть графически оформлена таким образом, чтобы быть информативной и понятной без особых усилий.
Закладывайте примерно 6–10 бизнес-компетенций на верхнем уровне;
Закладывайте два (максимум три) иерархических уровня бизнес-компетенций;
Именуйте бизнес-компетенции единообразно и максимально конкретно (например, “Управление контрактами”);
Создайте описание для каждой бизнес-компетенции, по крайней мере, по полстраницы чистого текста. Важно, чтобы эти тексты были хорошо поняты вам и всему остальному деловому сообществу;
Пишите описание бизнес-компетенций итеративно. Начните с нескольких предложений, обсудите их с заинтересованными лицами и добавляйте все больше и больше деталей в последующих итерациях.
При отображении бизнес-компетенций в виде блоков в графической модели важно расположить их в логическом порядке:
Располагайте бизнес-компетенции, ориентированные на клиента, вверху (“Продажи и обслуживание”);
Располагайте бизнес-компетенции, представляющие основные процессы, внизу (“Операции и исполнение”);
Располагайте вспомогательные бизнес-компетенции справа (“Управление и поддержка”);
Убедитесь, что все блоки имеют одинаковый размер и хорошо выровнены.
Следующая карта является примером того, как будет выглядеть модель для достаточно упрощенного (в целях демонстрации) случая с банком, построенная с учетом этих рекомендаций:
Примечание от преподавателя OTUS - Петра Подымова.
Важно отметить, что первый (верхний) уровень иерархии бизнес-компетенций является не более чем логической группировкой, позволяющей лучше понять структуру деятельности, визуально располагать эти области можно по-разному.
При описании экосистемы, не ограниченной одной индустрией, 3-х уровней иерархии будет недостаточно, чтобы быть достаточно специфичными в определениях контекстов для бизнес-компетенций.
Предпочтительно вместо длинных текстовых описаний «не менее пол страницы» использовать структурное описание бизнес-компетенций с набором типизированных полей - так ваша карта станет, в том числе, машиночитаемой.
Ключевой момент внедрения управления на основе бизнес-компетенций - это определение их владельцев и метрик (подобно классическому сервисному подходу) - вы же не хотите, чтобы карта осталась запертой в "башне из слоновой кости"?
Перевод статьи подготовлен в преддверии старта курса Enterprise Architect. Также приглашаем всех желающих на бесплатный урок, где поговорим про становление гибкой организации, современный тренд на экосистемные модели бизнеса, обсудим актуальные подходы к управлению изменениями и роль корпоративной архитектуры в такой трансформации.
Ссылки
Business Architecture Body of Knowledge (BIZBOK) Guide — https://www.businessarchitectureguild.org/page/about
Architectural thinking framework — https://architectural-thinking.com/architectural-thinking-overview/