Бизнес ставит цели. Профессионалы их достигают. А воз и ныне там. Но почему? Потому что профессионал не сможет создать вам счастье, если вы сами не в курсе, что это такое. Далее рассмотрим "счастье бизнеса" и помехи этой радости со стороны Ай-Ти-ландшафта.

На самом верху находятся достаточно случайные люди. Выращивать бизнес не всегда просто, особенно если вы обошлись без папиной протекции, но набор компетенций (как сегодня можно называть навыки) у вас однобокий. Вы заточены на постоянное переключение задач. Сегодня вам нужны контакты клиентов, где их взять? Завтра вам нужна реклама, у кого купить? Послезавтра вам нужны работники, как их нанять? А потом вам всё это нужно сразу и в один момент.

Качество достигается другим способом. Это вдумчивая и крпотливая работа. Чаще всего она не для вас. Вы это осознаёт и покупаете решение. Вариант "сделать самому" воозвращает задачу к состоянию непрерывного, и ещё более напрягающего, переключения. Итог - вы соглашаетесь, что проще купить. И далее наступает неизбежность. Вы согласились на упрощение своей участи. Вы наняли профессионалов. Они вам показали сертификат. Там так и написано - Настоящий Профессионал! И вы успокоились. Ведь профессионал знает своё дело. Так с чего бы вдруг меня должна ждать засада?

Правильно, профессионал знает своё дело. Но есть ещё и вы, собственной персоной. И вы не знаете дело профессионала. Но ставите профессионалу задачи. Задачи озвучиваются по разному, но сводится вся эта озвучка к короткому - дайте мне чего я хочу. А хочу я, понятное дело, денег. Как при этом перемещаются атомы во вселенной, мне, по большому счёту, не интересно. Ведь так? Или мягче - я не могу освоить всё на свете, поэтому мне придётся делегировать. Но кому? Понятно же - профессионалу!

В этом месте возникает разрыв. Для понимания рассмотрим аналогию - профессионала зовут "Молоток". Вы ставите задачу - денег! Молоток не умеет в деньги, но он умеет в гвозди. И ещё он тоже хочет денег. От вас. За гвозди. Потому что кроме гвоздей ничего не умеет. Но по гвоздям он профессионал! И получается очень простая ситуация - деньги не гвозди, а решить задачу надо. Как совместить? Очень просто - нужно убедить вас в том, что чем больше вы заплатите за гвозди, тем больше будет денег. У кого их будет больше, это уже не важно. Точнее - об этом важно не упоминать. И в итоге мы запускаем линию по забиванию гвоздей. А нужны-то были деньги.

Но это упрощение. Если рассмотреть реальность под микроскопом, то мы увидим, что для решения задачи "деньги" бизнес сегодня строит линии по производству микросервисов и прочих "артефактов", которые "позволяют повышать конкурентоспособность, увеличивают гибкость, ускоряют реакцию на изменения и вообще очень профессионально выглядят". Только напрямую денег эти линии по штамповке сервисов не делают. Между деньгами и линией из сервисов стоит целая толпа профессионалов. И каждый в своей области - молоток. И им всем нужны ваши деньги. Теперь подумаем, а что же вы в итоге купили?

Вы купили набор инструментов. Он красиво упакован, и даже, возможно, к нему прилагается улыбающийся продавец счастья, в красивом пиджаке и с галстуком. Его задача - продать вам инструмент. Ваша задача - получить денег. Но промежуточное преобразование типа - купи слона, сделай на нём денег - вами не контролируется. Потому что вы не профессионал по деланию денег на слонах. Вы достигли вашего положения другим путём, без слонов. А теперь конкуренты все пересели именно на слонов. И вы боитесь опоздать. Тем более вы отлично видите, что слон большой и сильный, реально тянет очень большую телегу. А вдруг конкуренты действительно смогут "запрячь слона"?

Но мешает разрыв. Вам рассказывают бесконечные истории про сияющие горизонты, которые открывает "ловкая" метдология управления слоном, про "скрам" (свалка, драка, потасовка в переводе с языка-источника), который тоже очень любят слоны, ну и так далее. Вы слуашете, но деталей не улавливаете. Точнее - улавливаете, но не те. Вам в подробностях расскажут про стендапы и коучей, о том, как они эффективно мотивируют и как быстро растёт KPI слона. Но как конкретно слон делает деньги - про это обычно докладывают в духе "слон стандартный, наргузка 5 тонн, скорость 5 км/ч, а про деньги в ТЗ ничего не сказано".

Ваша задача

Вы действительно можете купить только инструмент. Счастье купить нельзя, потому что для вас счастье - это деньги. Напрямую за деньги нельзя купить больше денег. Здесь нужен посредник. Например - слон. И если роль слона в вашем бизнесе возрастает, значит ваша задача - понять слона. А потом снова понять, но уже по другому - как сделать качественного слона. Теперь вспомним о разнице между вашим привычным многозадачным режимом и концентрацией на качестве. Вам нужно решать все вопросы. А качеству нужно уделить особое внимание, отодвинув все помехи в самый глухой угол. То есть вы останавливаете всё. И концентрируетесь на качестве. Вы можете себе позволить пол года не участвовать в вашем бизнесе? А может и год. Или два, тут как повезёт.

Но я же плачу деньги профессионалам! Да, и они профессионально запрягают слона. А куда он потом тянет вашу телегу - этого в ТЗ не написано.

Решение

Как мы видели - купить правильного слона непросто. Потому что нужно правильное ТЗ. И там должно быть указано всё, о чём могут возразить профессиналы. И если не указано - слон поедет не туда.

В этой связи здесь недавно появился текст от "тоже профессионала". Я не хочу сказать, что он плох, но он вполне корректно осознал свою роль - роль молотка, про который его владелец не знает, к какой части слона эту штуковину прикрутить. Статья "К вопросу о роли аналитика..." повествует нам о горькой участи людей, которые изначально задумывались как те самые "концентрирующиеся на качестве" запчасти к слону. Вывод там такой: "Стало совершенно понятно, что бизнес-анализ в enterprise в нынешнем объеме скоро перестанет быть востребован". Давайте задумаемся на секундочку. Бизнес-анализ. Подчеркнём - анализ. Вашего бизнеса. А потом: "перестанет быть востребован".

Правильно, нужно ведь гвозди забивать! Некогда думать. Процессы выстроены, слон куда-то идёт, все сияют и с готовностью получают зарплату. А с чего бы им грустить? Они сидят, а денежки идут.

Но кто виноват? Неужели слон? В ТЗ об этом ничего не сказано.

Поэтому остаётся вариант "сами, всё сами". Иначе, как пишет выше упоминавшийся аналитик, получаем "выяснилось, что из документации у всех только плохие ТЗ на разработку". То есть слон по частям, хоть и плохонько, но нарисован, а вот цель его существования - просто отсутствует. И решение, принятое профессионалами, может выглядеть так: "Казалось, бы надо опять нанимать технических писателей, или студентов-практикантов, которые бы денно и ношно сидели бы и описывали". Вдумайтесь - студнеты-практиканты денно и нощно что-то там описывают (не в физиологическом смысле, я надеюсь). Студенты. Денно и нощно. Но зачем? Что бы не туда идущий слон был зарисован во всей красе? А может поворотить громаду? Но нет, доктор сказал "описать", значит - описать. И, что интересно, всё это объясняется так: "уровень зрелости бизнеса в ИТ начинал расти". Вы чувствуете жар от котлов? Градус повышается! Слон идёт к обрыву, но "уровень зрелости", безусловно, стремится только вверх!

Итак, в отчётах, и во время их озвучивания на многочисленных заседаниях, нам сообщают, что "уровень зрелости растёт", это означает - несите больше денег, мы их освоим.

Если вы всё же не согласны с полезностью детализации слона, тянущего телегу в пропасть, то стоит срочно поменять отношение к анализу. До тех пор, пока, как блестяще сформулировал безвестный автор и задокументировал выше упоминавшийся аналитик, к анализу будут относиться в духе "команда без аналитика, что деревня без дурачка", в вашем царстве всё так же будут раскрашивать слонов вместо достижения цели.

Основная проблема бизнеса - отсутствие анализа. Да, по факту его нет. Нет в требуемом качестве. Хотя есть множество студентов, денно и нощно что-то там описывающих, разрабатывающих, тестирующих, и конечно же - руководящих всем этим сложным процессом. Проблема в том, что отдавать важнейшую для бизнеса задачу на аутсорсинг нельзя. Понимать под ней описание запчастей к слону - тоже нельзя. Вам нужен системный аналитик. Но не в совремнном убогом понимании "молоток для рисования квадратиков и стрелок". Не надо вам нанимать сонм студентов, рисующих слона по частям. Вам нужен мозг, способный охватить и картину в целом, и её важные детали, и к этому ещё умещийся концентрироваться на качестве. Это редкость. Вы для этой роли не подходите, потому что многозадачность. Как в такой ситуации найти редкую птицу? Очень просто - вы же подняли бизнес? Или вам папа подарил? Если папа, то я пас. Но если первое, то вы просто обязаны разбираться во всех этих древнейших советах, вроде "найти то место, где такие звери собираются толпой". Ну и приложите все те усилия, которые вы прикладывали к построению своего бизнеса. Потому что ваш бизнес зависит от слона. Если слон идёт не туда - ваш бизнес умрёт. Да, сейчас нужны те самые бодрые усилия, которые вы не жалели в момент становления дела. Уже не способны? Растолстели? Ну что-ж, тогда слон уже летит в пропасть.

А пока - нет пониманья в датском королевстве. Земля дрожит от скорби. Она обледенела...

Комментарии (5)


  1. klimkinMD
    04.12.2022 11:16

    Одна "древнейшая" бизнес поговорка: "Если такой умный, покажи свои деньги".

    Предположу, что "правильное" ТЗ на решение агентской проблемы ещё не написано


    1. murkin-kot Автор
      04.12.2022 20:49

      Что такое "агентская проблема"?



  1. ava321Miayk
    04.12.2022 20:40

    Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.

    Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.

    Анализ и синтез лишь в своем единстве дают полное и всестороннее знание действительности.


    1. murkin-kot Автор
      04.12.2022 20:48

      Части, признаки, свойства - философские категории, не отражающие реальную глубину явления.

      Изучение - классификация/систематизация, где выявляются первичные общие характеристики. Затем выявляются зависимости и ограничения. Потом строят модель/модели. Полное понимание - программа, отвечающая на любые вопросы о явлении. Наша ограниченность - мы не знаем, какие вопросы корректны. Соответственно, нам далеко до полного понимание почти во всех хоть сколько-нибудь сложных вопросах.