Summary: Елена Бинун, ведущий аналитик направления развития экосистем Лиги Цифровой Экономики, поделилась лайфхаками по использованию платформы Miro для работы аналитика.
При аналитике крупных задач большое количество информации и артефактов необходимо сохранять и держать под рукой. При этом важно, чтобы доступ к файлам был прост и удобен, все было четко структурировано.
В условиях распределенной команды также остро стоят вопросы, связанные с локацией проведения брейнштормов и шерингом вспомогательных материалов.
В нашей команде мы решаем эти проблемы с помощью доски Miro.
В этой статье расскажу, как мы используем инструменты этой платформы, чтобы визуализировать план проведения исследования и зафиксировать его результаты.
Что такое Miro?
Miro — интерактивная онлайн-доска. По сути, это виртуальный аналог обычной доски для рисования, но в дополненной реальности.
Зачем она нужна и что с ней можно делать?
Я прибегаю к Miro для структурирования потока мыслей (своих, твоих, наших) на любом этапе разработки. Если нужно что-то порисовать и поразмышлять, я использую доску.
В Miro хранятся вспомогательные и просто полезные материалы по задаче. Они не являются частью ТЗ, но имеют непосредственное к нему отношение.
Наша команда проводит в Miro брейнштормы, ретро и прочие встречи, так как на платформе много свободного пространства, есть удобные инструменты, а содержимое могут редактировать несколько пользователей одновременно.
В качестве основных функций Miro я выделяю:
Рисование, добавление и форматирование текста и фигур на доске.
Совместное редактирование содержимого участниками команды.
Возможность добавления изображений на доску.
Создание диаграмм и таблиц по готовым преднастроенным шаблонам, коих в Miro достаточно много.
От простых и плюс-минус понятных…
…до сложных и нарядных.
Подробнее со списком шаблонов можно ознакомиться тут.
Карта созданной доски — удобный инструмент, облегчающий навигацию в условиях разросшегося пространства.
Наблюдение за экраном другого пользователя — по клику на аватар участника команды твой экран следует по всей доске за экраном коллеги. Классная функция для проведения совместных митапов. Удобно обсуждать и сразу корректировать контент.
Другие функции и возможности Miro можно найти здесь.
План проведения анализа
План анализа, актуальный для текущего проекта, помогает мне ничего не забыть при проведении исследования. Его соблюдение дает полную картину о решаемой задаче и помогает рассмотреть разные ее аспекты в совокупности. А если придется вернуться к проекту через время — собранные артефакты помогут освежить воспоминания.
Условно план разделен на три этапа.
Этап 1. Я сам
Этот этап подразумевает самостоятельную работу аналитика (или нескольких) в начале исследования.
1. Подготовка
Для начала разбираемся, какие пункты плана анализа актуальны для нашей задачи, что необходимо добавить, а также определяем дорабатываемые разделы системы.
В командном пространстве в Miro я создаю:
фрейм под саму задачу;
внутри периметра задачи — фреймы для каждого этапа исследования.
Каждому фрейму присваивается соответствующее название, которое автоматически попадает в оглавление фреймов (Open Sidebar > Frames). По клику на интересующий раздел в оглавлении фокус будет перемещен в область связанного фрейма. Это упрощает навигацию по доске.
Так я формирую план предстоящего исследования и определяю периметр, отведенный под каждую задачу. В дальнейшем мне нужно будет наполнить контентом все созданные фреймы.
2. Изучение конкурентов
Нужен этот пункт в плане или нет — зависит от специфики задачи и проекта в целом.
По возможности я стараюсь ознакомиться с решениями, которые уже есть на рынке: просматриваю варианты схожего функционала у других компаний, делаю скриншоты, строю наброски UX-схем в Miro. Здесь же добавляю свои комментарии.
Благодаря бесконечно увеличивающемуся размеру доски, я могу добавить то количество контента, которое посчитаю необходимым. Как правило, в Miro я фиксирую два-три основных и самых конкурентоспособных варианта.
3. Брейншторм
Далее проводится брейншторм по требованиям внутри команды. Обычно это проходит так: я собираю встречу на двух-трех аналитиков, описываю поставленную задачу и предлагаю коллегам вместе погенерить идеи по заданной теме:
функциональность, обязательная к реализации;
функциональность необязательная, но которая будет нас выгодно отличать от конкурентов;
красивые «бантики» и т. д.
Все «космические корабли», пришедшие в наши светлые головы, фиксирую. Но не на стикерах, как это обычно принято, а формате mind map с помощью встроенного шаблона в Miro. Дерево mind map распределяется по разделам системы, в которые будут вноситься изменения.
Поток мыслей превращается в структурированную диаграмму, с которой будет удобно работать в дальнейшем.
Как построить такой mind map?
Сначала создаем центральный элемент, в моем случае это название самой задачи. Добавляем новую ветку — раздел системы, в который необходимо включить изменения. И в ветке, которая идет далее, кратко фиксируем суть фичи. Уровень декомпозиции остается на ваше усмотрение.
В итоге мы получаем «бэклог мечты» для создания и дальнейшего развития функциональности с указанием разделов, требующих доработки в рамках каждой фичи.
На этом первый шаг завершается, и мы переходим к следующему.
Этап 2. Движемся навстречу бизнесу
Этап подразумевает обсуждение доработки с заказчиками и закрытие возникших ранее вопросов.
1. Вопросы
Во время брейншторма всегда возникает множество попутных вопросов: «А можно ли так сделать?», «Что думает заказчик насчет этого пункта?», «Как реализована смежная функциональность?» и прочее. Собственно, эти вопросы я фиксирую здесь же, в Miro.
Для этого создаю таблицу, в которой указываю суть каждого и кому его можно адресовать. Если над задачей работает сразу несколько аналитиков, указываю ответственного по каждому вопросу.
Решенные помечаем цветом и по необходимости добавляем комментарии.
Существенный минус таблиц в Miro — это отсутствие фильтров. Однако ситуацию сглаживает возможность просмотра и быстрого редактирования содержимого таблицы в общем пространстве проекта.
2. Макеты
Далее начинается подготовка к встрече с заказчиком, на которой мы обсуждаем концепцию решения и накопившиеся вопросы.
Чтобы заказчику было проще понять, что именно изменится в системе в рамках реализуемой фичи, мы отрисовываем макеты/прототипы по мотивам будущих доработок. И для удобной совместной работы с макетами я добавляю их на доску в Miro в формате UX-схемы. Если вариантов схем несколько, включаю их все.
И пусть это будут максимально простые, нарисованные от руки эскизы — как правило, заказчику проще воспринимать визуальную информацию в виде прототипа или макета, нежели в формате текстового сценария (или вообще устно).
Во время встречи с заказчиком мы можем добавлять заметки, комментарии на прототипы, что-то дорисовывать от руки.
Кроме того, эти материалы оказываются крайне полезны и в дальнейшей работе, например, при постановке задачи дизайнеру.
В итоге после обработки материалов встречи с заказчиком мы имеем:
совместно проработанные прототипы и UX-схемы;
список доработок, входящих в состав фичи.
Этого нам достаточно для следующего действия.
3. Определение MVP по продукту и планирование дальнейших работ
Для визуализации состава MVP можно использовать как минимум два инструмента.
Первый инструмент — канбан-доска.
Нехитрый и знакомый всем инструмент, шаблон для которого есть в Miro.
На каждую таску создается отдельный тикет, в нем указывается исполнитель и краткое описание задачи. Приоритет или принадлежность тикета к back/front-end определяем цветом. Эту же доску используем в дальнейшем для управления спринтами.
Второй инструмент — mind map.
Да, для визуализации MVP мы тоже можем его использовать.
Делим все фичи из главного mind map по секциям — этапам разработки…
…или создаем отдельный mind map, куда будут включены только те фичи, которые относятся к MVP.
Вариации зависят от объема задачи и временно́го ресурса аналитика.
И вот наконец мы добрались до заключительного этапа.
Этап 3. Режиссерская версия
Сюда входит проверка всего описанного ранее и процесс сборки воедино артефактов для написания ТЗ.
Итак, что у нас есть:
В пространстве Miro определен периметр для работы с конкретной задачей.
Он разбит по темам исследования.
Проанализированы решения конкурентов.
Записаны и структурированы все идеи по развитию продукта.
Зафиксированы (и к этому этапу, надеюсь, уже решены) возникшие вопросы.
Готов черновик прототипа системы.
Определен MVP продукта.
Со всеми этими данными аналитик со спокойной душой может приступать к детализации решения. Название этапа вдохновлено объемом работы при написании такого документа ????
Помимо своего прямого назначения, у информации, собранной в Miro, есть и менее очевидные вспомогательные функции. Например:
Упрощение онбординга — вы с новым сотрудником отправляетесь на «экскурсию» по фрейму задачи, анализируя различные этапы проведения исследования, а также отмечая, где применим тот или иной раздел.
Можно отследить ход мыслей аналитика, если возникло непонимание, откуда взялось то или иное требование. Это одна из причин, по которой я не удаляю с доски альтернативные варианты прототипов, реализаций и комментарии.
Резюме
Перечислю основные плюсы и минусы Miro, которые выделила для себя.
Плюсы:
Наличие бесплатной версии.
Возможность общего доступа к контенту.
Обширный инструментарий бесплатной версии.
Понятный интерфейс.
Сохранение историчности действий пользователей.
Вместительность пространства.
Встроенные интеграции с различными сервисами (в платной версии).
Минусы:
Ограничение количества досок в пространстве пользователя: в бесплатной версии единовременно для работы доступны только три доски. При увеличении количества досок та, которая была создана первой, переходит в режим чтения.
Торможение при большом количестве контента на доске.
Возможная блокировка аккаунта в связи с санкциями.
Плюсов все же больше, чем минусов. Не могу не упомянуть также факт, что все перечисленные в статье инструменты доступны в бесплатной версии Miro. А их применение ограничено лишь потребностями проекта и вашей фантазией.