Привет, Хабр! Подходит к концу год, который стал переломным для ИТ-отрасли в целом. И если говорить о том, что нам делать дальше, в мае-июне было еще рановато, то сейчас самое время задаться вопросом — как будет работать наша сфера в 2023 и подвести некоторые итоги 2022 года. В этом посте я расскажу о самых любопытных выводах нашего исследования о развитии сервисной составляющей, которое мы провели совместно с TAdviser Analytics. Под катом — интересные цифры о том, что именно сильнее всего повлияло на работу крупных компаний с точки зрения ИТ, сравнение планов по привлечению сервис-партнеров к обслуживанию ИТ-систем в 2022 и 2023 году, а также ТОП-5 ключевых направлений развития сервиса a-la Russe в ближайшем будущем.
Не будем повторять в очередной раз то, что все и так знают (это нужно в деловой прессе, но не тут, конечно). Вендоры ушли, это создало для всех кучу проблем. Все это знают, все об этом писали, читали и говорили. Хватит. Вопрос в том, насколько велики страдания от отсутствия вендоров сегодня? Как коллеги справляются с этим сейчас и что планируют делать завтра?
Чтобы изучить этот вопрос, мы совместно с коллегами из TAdviser Analytics провели интервью и анкетирование представителей компаний из рейтинга RAEX-600 (крупнейшие поставщики) — 89 ответили на вопросы, а еще 35 согласились на детальное интервью. В результате удалось выяснить несколько интересных фактов.
Кого нам больше всего не хватает?
Всего респонденты назвали более 40 вендоров, уход которых действительно серьезно повлиял на ИТ. Однако рейтинг ТОП-9 выглядит следующим образом:
Вендор |
Доля респондентов |
Microsoft |
15,84% |
Cisco |
14,85% |
Hewlett-Packard |
13,86% |
VMware |
7,92% |
SAP |
3,96% |
Oracle |
3,96% |
Dell |
3,96% |
IBM |
2,97% |
Huawei |
1,98% |
Что же, видеть Microsoft на первом месте, а Cisco на втором, пожалуй, полностью ожидаемо. Тем не менее, VMware оказался ниже Hewlett, а отсутствие в стране SAP и Oracle отметили не так уж многие — всего 3,96% процентов в каждом случае. Интересно также, что в ТОП попали пострадавшие от ухода Huawei.
Еще один любопытный факт в том, что довольно многие вендоры, в число которых входят Citrix, Avaya, Hitachi, Lenovo, Veeam, Symantec, Atlasian, Ivanti, Autocad и другие, получили меньше 1% и не попали в ТОП-9. То есть для крупных заказчиков уходы вендоров привели к точечным проблемам в более узких и специализированных сферах.
Насколько все это критично?
Еще одна интересная картина — оценка критичности происходящего. Ее респонденты производили в зависимости от доступности запасных частей, сервиса, возможности продолжить работу и развивать инфраструктуру.
Первый любопытный факт заключается в том. что чуть менее половины опрошенных назвали происходящую ситуацию не критичной! А это значит, что менеджменту в сфере ИТ удалось так или иначе решить вопрос и справиться с текущими задачами. Но, с другой стороны, проблемы испытали более 54% компаний.
Отсутствие поддержки привело к следующим сложностям:
Проблемы, беспокоящие респондентов в связи с уходом иностранных вендоров |
Доля респондентов, озвучивших проблему |
Проблемы с развитием инфраструктуры |
22% |
Отсутствие понимания, чем заменить продукты, оставшиеся без поддержки |
13,9% |
Рост стоимости оборудования и комплектующих |
11,1% |
Отсутствие качественной отечественной печатной техники |
10% |
Увеличение сроков поставок оборудования и ПО |
8,3% |
Тут в целом все предсказуемо, но неожиданно распространенной оказалась проблема отсутствия качественной печатной техники. Эту сложность указали 10% респондентов. Поэтому сегодня мы все еще ждем выхода на наш рынок новых игроков в сфере печати. Как говорится, Ни-Хао! ????
Как решаем, что делаем?
Конечно, нам интересно было узнать, как именно выходят из положения компании, которые считают проблемы ухода вендоров не столь уж критичными. Оказалось, что в основном применяются три подхода
Переход на отечественное оборудование и ПО 36,3%
Параллельный импорт 18,18%
Закупки Б/У техники 9,09%
Любопытна достаточно высокая часть закупок старой техники. И это создает предпосылки для того, чтобы задаться вопросами сервиса и обслуживания, ведь б/у надо тоже поддерживать — будь оно параллельное или отечественное.
Так что же с сервисом?
До февраля 2022 года самым распространенным способом обслуживания инфраструктуры была прямая поддержка вендора (47,1%). Сегодня большинство компаний сопровождают оборудование и ПО своими силами (49%) или пользуются услугами сервис-провайдера (33%).
После ухода вендоров большинство стали решать задачи поддержки самостоятельно. При этом доля компаний, передавших поддержку на аутсорсинг, увеличилась на 3,6%. Но выделение своих ИТ-ресурсов — это огромная дополнительная нагрузка на департаменты. Поэтому интересны также планы руководителей по сопровождению на следующий год.
В следующем году 78% компаний планируют прибегать к помощи сервисного партнера, 19% хотят продолжать самостоятельное обслуживание, 3% пока не выбрали стратегию.
По результатам опроса в число самых востребованных услуг сервис-провайдеров попали:
38% — обращение по заявкам в случае инцидентов
Разовые работы, с которыми не справляются штатные специалисты из-за отсутствия необходимых компетенций, запчастей, версий ПО.
34% — гарантийное обслуживание
Предоплаченные услуги по устранению неисправностей в случае их появления
12% — полный аутсорсинг
Передача всех задач и сервисных процессов провайдеру с минимальным участием штатных специалистов
8% — управляемые услуги 8%
Аутсорсинг функций по управлению ИТ-услугами, включая настройку, администрирование и инцидент-менеджмент ИТ-инфраструктуры
7% — мониторинг
Контроль работы оборудования и ПО 24/7 для проактивного обнаружения сбоев
Кстати, про аутсорсинг, по итогам 2022 года 58,1% участников опроса (речь идет о тех, кто не использует аутсорсинг сегодня), готовы частично или полностью делегировать поддержку провайдеру. И если у 31,9% есть ограничения, связанные со сложностью инфраструктуры и спецификой ПО, то только 10% не рассматривают переход, отдавая приоритет инхаус-команде.
В целом, судя по всему, и дальше будет развиваться гибридный подход к обслуживанию инфраструктуры:
Часть задач передается подрядчикам (у некоторых респондентов их свыше 100), а высоко специфичные и легаси-решения дешевле поддерживать самостоятельно.
Чем недовольны коллеги?
Еще один интересный факт: с уходом вендоров с рынка общий уровень удовлетворенности снизился, причем по различным параметрам:
38% отметили повышение стоимости
33% столкнулись со снижением скорости
13% считают, что стало хуже качество услуг
17% оценивают негативно все три фактора.
При этом несколько участников опроса отметили, что скорость реагирования и исполнение SLA повысились за счет территориальной близости и меньшей бюрократизированности российских сервис-провайдеров.
Заключение
Пожалуй, самый интересный вывод из исследования заключается в том, что уход популярных зарубежных вендоров оказался не столь критичным для крупных компаний, как ожидалось в начале года. Да, с марта до середины лета было тяжело. Да, потеря поддержки вендоров увеличила нагрузку на ИТ-службы, но в большинстве случаев проблемы оказались решаемы.
Многие компании, особенно со сложной инфраструктурой и множеством легаси-систем, взяли техподдержку на себя. Тут все понятно: для них подключение провайдера потребует длительной адаптации, но данные о планах привлечения сервиса в 2023 году говорят о том, что опора на инхаус-команды являлась скорее временным решением, и в ближайшее время мы увидим развитие рынка ИТ-сервиса. Собственно, события текущего года и стали катализатором для этого этапа эволюции российских ИТ. По словам участников исследования, коллеги ждут, что сервис-провайдеры наладят стабильные поставки оборудования и комплектующих, дополнительно нарастят экспертизу в области ремонта, а также подберут достойные альтернативы существующим продуктам. Кстати, мы тоже активно занимаемся этим — тестируем новые системы резервного копирования, собираем стенды с российским ПО и так далее.
Если вы хотите узнать все подробности исследования, вы можете прочитать его здесь. Тем временем, мне было бы очень интересно узнать, чего ждут в вашей компании от сервис-партнеров и подрядчиков, выполняющих техническое обслуживание харда и софта? Считаете ли вы сервисную поддержку заменой вендорской, или склоняетесь к наращиванию собственного штата специалистов? Пишите в комментариях или личными сообщениями.
Заходите в наш уютный Telegram-канал и чат-бот мероприятий
M_AJ
Не знаю чему тут удивляться, это просто показывает, что у вас подобралась очень специфическая выборка. Косвенно маркером тут может служить то, что 36% планирует уйти на отечественное оборудование и ПО, и если ПО я ещё могу понять, то где они собрались брать столько российского железа я просто не представляю. Отдельный вопрос кстати к составителям методологии, которые почему-то решили соединить две очень разные метрики в одну, в результате чего получилось обобщенное и мало о чем говорящей значение.