Привет! Меня зовут Таня, я инженер-физик, специалист по электронике электрофизических установок. Когда я 16 лет назад выходила из института, мне задали вопрос: “Таня, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” Я не очень понимала, кем хочу стать, но точно знала, чего я делать не хочу. Я сказала: “Я никогда не буду работать с айтишниками”.

Я занимаюсь обучением и развитием персонала уже 17 лет. В двух предыдущих компаниях я построила два обучающих центра. Сейчас я помогаю найти ответ на этот вечный вопрос тем, кто еще не в IT, но очень хотел бы туда попасть, и тем, кто уже в IT, но яростно хочет расти и развиваться в этой роли. Поэтому сегодня расскажу всю правду о том, как мы развиваем IT-специалистов в компании Сибур Диджитал. 

Итак, СИБУР. Достаточно крупная производственная компания. Зачем мы начали придумывать какие-то штуки, чтобы обучать IT-специалистов? Дело в том, что в 2020 году мы столкнулись с офигенной такой текучкой IT-специалистов, ребята достаточно высокого уровня стали активно искать работу и покидать нас. 

С чем это связано? Мы производственная компания, каких-то драйвовых задач мы постоянно давать сотрудникам не можем. IT-специалисты делятся по трем уровням знаний: Junior - начальный уровень, Middle - средний и Senior - высокий. В нашей компании была такая проблема, что люди, наращивающие экспертизу годами, уходят из компании. Как вы понимаете, все то, что они нарастили и сделали, активно уходит вместе с ними. Мы поняли, что эту экспертизу было бы неплохо как-то сохранять и что сотрудники начальных уровней активно хотят развиваться, но мы не знаем, как их развивать.

Кстати, мало кому известно, что 32% IT-специалистов планировали уйти с работы, потому что их там не растят и никак не развивают. На основании этого мы подумали, что круто бы было сделать какую-то штуку, где мы бы все эти вопросы закрыли. Но перед тем, как говорить о создании Центра Экспертизы, давайте обсудим, почему же я с такой опаской относилась к IT-специалистам. 

В первую очередь — они интроверты. Без обид и ничего личного, это усредненная модель. Общение - не совсем про них, ходить на конференции, веселиться со мной и рассказывать басни никому не интересно. Это индивидуалисты, они сначала думают, а потом говорят, и бывает так, что IT-специалист подумал, принял решение, вам сказал о нем когда-нибудь потом, а это невыгодно руководителям. Они очень требовательны к деталям, то есть они будут долго и скрупулезно вычитывать эту задачу, разбираться.

IT-специалисты могут бесконечно переделывать задачу, то есть он сидел-сидел, пилил-пилил, сделал, показал, потом такой: “Все, чуваки, работает, но я знаю, как сделать это лучше” — и начинай сначала. Тут тоже есть сложность, потому что мы можем одну задачу пилить бесконечно. Для истинных айтишников проект интереснее денег. 

Правда, недавно я прочитала интересное исследование — говорят, что проект был интереснее денег примерно до конца 2020. А начиная с 2022 — уже наоборот. IT-специалисты постоянно развиваются, что-то делают. Ты смотришь и думаешь: “Ты с работы пришел, что ты там делаешь опять в этом компьютере? Сядь, поговори уже со мной”. А у него там свой проект, он не собирается его куда-то в продакшн выдавать, он что-то там делает, у него какие-то свои задачи, он там что-то пилит. 

Это — усредненная модель IT-специалиста.

На основании этого понимания мы и решили создать Центр Экспертизы. Это среда для развития различных ролей в IT. Роль, например, это фронтенд-разработчик, бэкенд-разработчик, Android-разработчик, владелец продукта, бизнес-аналитик и так далее. Цель создания среды Центр Экспертизы — сохранение и преумножение существующей экспертизы (если специалист нас покинул, то все, что он наработал, должно оставаться вместе с нами). Конечно же, нам очень хочется удерживать Senior’ов, хочется развивать Middle’ов и Junior’ов.

Итак, во-первых, в посте мы поговорим про IT-специалистов, которые уже работают в какой-то своей роли, но хотят продолжать развиваться в ней. Во-вторых, обсудим тех, кто уже работает на какой-то роли, но хочет перейти и попробовать себя на каком-то новом поприще. В-третьих, о тех, кто хочет попробовать себя в IT, но опыта работы в IT у этого человека нет. 

Все эти люди подходят в Центр Экспертизы. 

А теперь реальные примеры из практики

Жил-был у нас Василий, работал инженером в Тобольске, никакого отношения к IT не имел. В один прекрасный (или не очень) день Василий осознал, что хочет стать фронтенд-разработчиком. Welcome, Василий, приходите в Центр Экспертизы. Мы его обучили, теперь Василий работает в СИБУР Диджитал на роли фронтенд-разработчика. 

Тут в компании появляется новая задача для бизнес-аналитика достаточно высокого уровня — Senior. У нас есть Ольга, которая очень хочет выполнить эту задачу. Мы говорим ей, что её навыков недостаточно. Что делать? Направляем Ольгу на обучение в Центр Экспертизы, Ольга растет, обучается, параллельно решает новые задачи. Выгодно ли это Ольге? Да. Выгодно ли это компании? Конечно!

ОК, идем дальше. У нас есть Артем, бэкенд-разработчик, достигший своего потолка, и с высоты этого потолка уже начинающий посматривать на рынок. Напомню, мы производственная компания, мы не такие привлекательные для Senior’ов, как Avito, VK, Яндекс и прочие. Мы не можем постоянно Артему повышать зарплату. Мы предлагаем ему стать тимлидом, а он отказывается, аргументируя тем, что хочет кодить. 

Да, не все сотрудники хотят стать тимлидами и техлидами, кто-то хочет развиваться вширь. Мы предлагаем Артему начать передавать свои знания в Центре Экспертизы. В итоге Артем, у которого куча знаний и экспертизы, продолжает развиваться в своей роли, продолжает кодить и передает знания сотрудникам, у которых более низкие навыки. 

Круто? Круто. В дальнейшем, кстати, Артем будет амбассадором нашего бренда и будет выступать на конференциях, но это уже потом. В нашем с вами контексте Артем — тот человек, который и свою работу делает, и других параллельно развивает. Причем ему очень выгодно их развивать, потому что они все разработчики, значит, часть тех тех скучных и нудных задач он в дальнейшем может сплавить, а себе выбрать что-то более интересное.

Еще у нас есть два Android-разработчика, Никита и Олег. Никита недоумевает: “Почему у Олега другая зарплата и почему у Олега более интересные задачи?”. Никита уверен, что у них совершенно одинаковые скиллы, и начинает печалиться и задавать вопросы. Мы предлагаем ему прийти в Центр Экспертизы. Никита пришел, прошел там оценку, теперь он знает, какие у него навыки реально как у Олега, а над какими еще стоит поработать. 

Все это— случаи, которые нам реально удалось решить в процессе создания среды Центр Экспертизы. Что это такое? Это обучение на базе фреймворка. 

Небольшой спойлер сразу —конкретно мы используем платформу, но вам, если тоже хотите, необязательно с этого начинать, не надо какие-то платформы покупать и тратить на это деньги. Вы вполне можете такие штуки пилить где-нибудь в Excel, вообще без проблем. 

Главное — горизонтальная передача знаний и навыков, то есть у нас знания и навыки передает не руководитель своим подчиненным, а сам эксперт, тот человек, который уже достиг какого-то хорошего уровня. 

Второе — всю экспертизу, которую человек накопил за годы работы в компании, он складывает в фреймворк. Центр Экспертизы — понятная система развития сотрудников, тут каждый понимает, что у него есть такие скиллы, а ещё ему хорошо бы прокачать вот эти, чтобы достичь каких-то результатов.

Как это реализовать на практике 

Во-первых, выбираем критично значимые роли для компании, экспертизу по каким ролям вам прямо сейчас в компании нужно сохранять. Выбрали роль какого-нибудь фронтендера, бизнес-аналитика или еще кого-то. 

Дальше мы начинаем составлять профиль роли: пишем, что это за роль, как она называется, описание, самое главное прописать навыки — какими навыками должен обладать сотрудник в рамках этой роли. 

Еще надо прописать каждому навыку оценку. Здесь два фрагмента - Junior и Senior - с прописанным скорингом навыков. Откуда взялись цифры 100, 200, 300, 400? Вы можете выбрать любую градацию. Что сделали мы? У нас ноль - ничего не знаю, слышал только термин, сто - знаю теорию, но не применяю на практике, двести - знаю теорию и иногда применяю на практике. 

Таким образом мы проставляем оценки. 

Вот так выглядит идеальная картинка навыков и знаний. Темно-фиолетовый цвет (самый маленький) - Junior, самый большой (зеленый) - Senior. 

Едем дальше. Вы составили профиль роли. Теперь в эту платформу вам хорошо бы закинуть какие-то образовательные материалы. 

Вы прописываете карточки трех видов: артефакты (шаблоны, выполненные кейсы, решенные задания), знания (теория, которая нужна для того, чтобы воспроизвести артефакт) и какие-то кейсы и задания. Все, вы оцифровали роль. 

Дальше интересный вопрос: кто может попасть в Центр Экспертизы и может учиться? Важно то, как мы формируем группы на обучение. 

Для этого вернемся к нашему Василию, который работал инженером в Тобольске. Представляете, сколько работает в Тобольске инженеров Василиев, которые мне звонят и говорят: “Привет, я хочу быть фронтендером, научи меня”?. Мы говорим: “Нет, Василий, это чуток не так работает. Нужно понимать, что ты с этими знаниями будешь делать дальше”.

Потому что однажды у нас уже была история, когда человек прошел обучение в Центре Экспертизы, потом смотрит на свои результаты и говорит: “А где мои деньги?”. 

А я говорю: “Ты что делать-то будешь после этого? Все то же самое, что и делал?”. То есть важно, чтобы у сотрудника и у его руководителя была совершенно четкая картина в головах, что он будет делать после обучения. Итого месяца через три звонит мне Василий и говорит: “Хочу быть фронтендером, и в случае моего успешного обучения я перехожу в СИБУР Диджитал воооон к тому тимлиду и буду у него работать.” 

Welcome, Василий, заходи.

Или вот вам история про Ольгу. Она звонит и говорит: “Татьяна, я хочу расти и развиваться как бизнес-аналитик.” 

Я говорю: “Круто, Ольга, но…”. Она говорит: “Ладно”. 

Перезванивает и говорит: “Все, мы разобрались с руководителем. Есть сложная задача для внедрения платформы мест на Биаксплене, на нашем заводе. Эта задача сложная, скиллов у меня не хватает, учите меня.” 

И вот теперь мне уже понятен образ результата, мне понятно, чему я ее собираюсь учить, какие скиллы и навыки я у нее собираюсь развивать. Супер, Ольгу зачисляем на обучение. 

Что ключевое в этом центре экспертизы

Во-первых, знания передаются не сверху: это горизонтальная передача знаний от экспертов - более опытных сотрудников. 

Во-вторых, группы формируются так, что сотрудник и руководитель одинаково понимают образ результата, что они хотят на выходе получить, потому что если у нас этой истории нет, то мы работаем во благо других компаний. 

Потому что человек, у которого выросли скиллы, но никак не поменялись задачи, особой мотивации продолжать работать в СИБУРе не имеет. В-третьих, у нас, как вы поняли, не массовое обучение, нет такого, чтобы мы взяли 125 Data Engineer’ов и начали их толпой учить, записали серию видео, они там сидят и смотрят. Это так не работает. У нас точечное обучение, потому что мы учим их под конкретные задачи и прокачиваем им конкретные скиллы, которые им нужны. 

Передачу знаний в Центре Экспертизы я обычно сравниваю с тренажерным залом: если вы разово придете в тренажерный зал, композиция вашего тела никак не поменяется. В лучшем случае вы получите выброс гормонов удовольствия, разовая история, на этом все закончится. Для того чтобы достичь какого-то результата, вам нужно систематически прокачивать какие-то скиллы и знания. 

Точно так же в Центре Экспертизы: это регулярные встречи с экспертом, регулярные встречи друг с другом (практиками мы называем тех, кто учится, а “учителей” мы называем экспертами). Они решают какие-то задачи, коммуницируют, обсуждают. Основной формат — Peer-to-Peer. Peer в одном из значений переводится с английского как “равный”. 

Дико хочется блеснуть и написать, что это я такая молодец и придумала такой крутой формат. На самом деле это неправда, этот формат придумали еще в восемнадцатом веке Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер для обучения детей. Дело в том, что учителей в школах не хватало, поэтому учителя обучали более старших учеников, смотрели, насколько усвоены знания, а затем уже те ученики шли и передавали свои знания массово в образовании. 

Поэтому это совершенно не новая история, однако, этот тренд довольно демократичный. Согласно одному из исследований, примерно к 2030 году практически вся система обучения будет подвержена каким-то демократичным трендам, не “я преподаватель, вы слушаете и выполняете”, а каким-то другим образом. 

Почему Peer-to-Peer такая хорошая штука? Было проведено исследование, которое показало, что когда тебя обучает какой-то руководитель, собственник бизнеса или еще что-то, то это круто с точки зрения практики, но тебе очень сложно себя с ним идентифицировать. Ты говоришь: “Конечно, ему же легко было.” Вы учитесь менее эффективно. А когда вас учит человек, который по навыкам чуть выше, чем вы, вам гораздо проще идентифицировать себя с ним и мотивировать себя достичь такого же уровня, поэтому эта история с Peer-to-Peer мне очень нравится.

Как мы учим по этой схеме

Во-первых, более опытный сотрудник обучает менее опытного: Senior или уверенный Middle обучает Junior’а. Кстати, Senior’у эта история очень выгодна, потому что он не просто какие-то задачки пилит, но еще сам прокачивает свои преподавательские навыки. 

Вторая история — дискуссионные семинары. Выносим какую-нибудь проблему на обсуждение, и практики в группе начинают ее активно обсуждать и решать. 

Следующее — групповые совместные проекты, когда мы даем нашим, например, бизнес-аналитикам какие-то задачки. Здесь параллельно прокачиваются soft skills (работа в команде, способность договариваться и так далее). Это то, что касается групповых проектов.

Обратная связь — моя самая любимая история, которую я постоянно использую в обучении. Вы даете какое-то задание, люди расходятся по комнатам, сидят и выполняют задание. После выполнения задания они не приходят ко мне, а встречаются друг с другом в парах, рассказывают друг другу, что у них получилось, дают обратную связь, расходятся. Проделывают работу над ошибками. 

Потом они снова не идут ко мне, а опять встречаются друг с другом, но уже с другим партнером. Они снова показывают переделанную работу, потом дают друг другу обратную связь, снова расходятся, и ко мне уже они приходят с глубоко проработанными задачами. Естественно, для каждой группы у нас есть отдельные чаты, потому что все-таки я настаиваю на том, что Центр Экспертизы - среда, у них есть отдельные чаты, в которых они могут обмениваться информацией, ссылками и еще чем-то. 

В принципе, эти чаты остаются, поэтому даже после обучения спустя какое-то время можно вернуться и задать какой-то вопрос, где-то что-то перелистать или еще что-то.

Резюмируя

Вы выбрали критичную для компании роль, вы эту роль оцифровали, у вас точно по этой роли есть эксперт, который хорошо понимает. Есть практик или группа практиков, которые будут у вас учиться. 

Следующий пункт — каждый практик и его руководитель точно понимают его карьерный трек, что будет после того, как он закончит. Затем мы проводим предварительную оценку на входе. 

Смотрите, оранжевый — наш фронтендер Василий, такой он пришел к нам учиться. А потом после обучения он стал таким, видите темную линию, вот так у него выросли навыки после нашего обучения. Провели такую оценку, можно понять, Василий достоин того, чтобы его брать или нет. 

Вы спросите — зачем нужен этот ваш Центр Экспертизы, если в каждой более-менее крупной компании есть корпоративное обучение, есть внешнее обучение? Сразу скажу, что корпоративное обучение дает знание, но не прокачивает конкретные навыки, нужные конкретно в данной компании. Внешнее обучение — точно такой же ответ, ничего не имею против него, но, во-первых, это дорого, во-вторых, внешние эксперты не обладают теми особенностями, которые приняты в вашей конкретной компании.

Кому выгодно иметь Центр Экспертизы? Понятно, что выгодно компании, это выгодно экспертам, потому что они сами уходят от своей интровертности, они получают новые задачи с точки зрения преподавания, они сами более активно прокачиваются в скиллах. Для того чтобы подготовиться к обучению, им все равно приходится прокопать какие-то материалы, где-то что-то открыть. 

Это выгодно обучающимся, потому что они получают прозрачную схему, понимают, по каким навыкам их оценивают, что нужно продвинуть, получают визуальную картинку. 

Конечно же, это выгодно руководителям: ты в данном случае не являешься каким-то итоговым человеком, который отвечает за то, насколько развит твой сотрудник. У тебя есть задачи, у тебя есть сотрудник, и ты уже распределяешь эти задачи между теми, кто ее тянет или нет. Если сотрудник не тянет, то направляешь его в Центр Экспертизы.

И последнее, обучение в Центре Экспертизы действительно экономически более выгодно, чем внешнее обучение ( я проверяла и считала!).

Комментарии (4)


  1. panzerfaust
    30.12.2022 15:13
    +1

    мы не такие привлекательные для Senior’ов, как Avito, VK, Яндекс и прочие. Мы не можем постоянно Артему повышать зарплату.

    Мы предлагаем Артему начать передавать свои знания в Центре Экспертизы

    Круто? Круто.

    Честно говорю, очень сомнительное решение и умозаключение. Сеньоров в техгигантах может привлекать совсем не зарплата, а именно что задачи топового уровня. Грубо говоря, если бэкенд вашей компании это апишки с CRUD и какие-то загрузки-выгрузки по крону, то из этого вырастаешь за год-два. Отрефакторил, отточил производительность, переписал на grpc, ну максимум переписал не реактивный стек. Все, нет больше вызовов. А у компании нет других задач. В этой ситуации энтузиасту кодинга что идти менеджить, что идти джунов учить - на самом деле одна и та же грустная перспектива, которая совсем не каждому подходит.


    1. nordligeulv
      30.12.2022 15:23

      Не ради развязывания спора, просто интересно. А какие альтернативы могут быть вместо менеджмента и менторства или решения типичных задач в соврменных компаниях? Как мне кажется, даже в топовых компаниях будет примерно тоже самое


  1. AllexIn
    30.12.2022 16:25
    +1

    По поводу обучения как мотивации остаться хочу сказать слово.
    Это кажется парадоксальным: "зачем нам внутри компании тратить ресурсы на обучение, он же вырастет и уйдет на зарплату выше!"
    Но лично на мне это работает. В компании где внутри есть постоянный рост квалификации хочется остаться. Не потому что "за английский не надо платить". А потому что я постоянно расту, в любой момент я могу найти работу лучше. Даже если я делаю скучные задачи - еженедельный курс по повышению квалификации в среду от коллег всё равно дает мне возможность улучшиться. А уж если компания еще и следит, чтобы все более-менее равномерно развивались и перекидывает между задачами - развитие становится вообще непрерывным.
    И вот я уже не вижу альтернатив куда идти... Да, где-то платят больше. Но там меня за год выжмут и выкинут. Да и всегда успею я уйти туда, но сначала здесь еще подрасту...


  1. slavanikolsky
    30.12.2022 17:51
    -2

    Первая проблема

    У вас центр обучения, центр экспертизы или центр оценки уровня сотрудников?

    Вторая проблема

    Вы точно понимаете, что делаете?

    Меня зовут Таня, я инженер-физик, специалист по электронике электрофизических установок. Когда я 16 лет назад выходила из института, мне задали вопрос: “Таня, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?” Я не очень понимала, кем хочу стать, но точно знала, чего я делать не хочу. Я сказала: “Я никогда не буду работать с айтишниками”.

    Третья проблема

    Цель статьи и польза от ее прочтения?