В многочисленных публикациях о метрике CLV (Customer Lifetime value) разные авторы дают разные определения метрики, используют разные обозначения и подходы в зависимости от решаемой задачи, более знакомого им контекста и понятийного аппарата.
В разных источниках одна и та же концепция CLV описывается с разных позиций, часто с использованием разных обозначений и исходных предположений.
Во всех этих подходах я постарался выделить главное, чтобы индивидуальные предпочтения в терминологии и выборе обозначений не влияли на понимание сути дела.
Надеюсь, что для тех, кто знаком с метрикой CLV, схема сравнения наиболее распространенных подходов к CLV выглядит достаточно прозрачной и в то же время позволяет лучше понять природу CLV и технику ее расчета.
Предлагаю взглянуть на диаграмму:
Главное о метрике CLV:
Формула расчета метрики CLV основана на методе расчета NPV, известном из инвестиционного анализа.
Независимо от предпочтений в терминологии и выбранных обозначений, структура метрики остается неизменной и соответствует логике расчета метрики NPV.
Используя логику CLV=NPV, мы можем рассматривать любого клиента как инвестиционный проект с позиций инвестиционного анализа.
Методы и критерии принятия решений по управлению инвестициями, разработанные на основе метрики NPV в инвестиционном анализе, полностью применимы к метрике CLV.
CLV можно рассматривать как инвестиционную модель жизненного цикла Клиента, независимо от того, что мы считаем носителем Стоимости — Маржу, CF (денежный поток) или Маржинальную прибыль по клиенту.
Ключевой инновацией метрики CLV является добавление в модель NPV такого фактора поведения клиента, как вероятность удержания (или обратной метрики — вероятности оттока).
Выводы на основе схемы:
Фактор поведения клиента во времени в виде вероятности оттока или удержания следует использовать при расчете метрики CLV независимо от продолжительности жизненного цикла клиента LTS (более или менее года).
При длительности жизненного цикла клиента и горизонте принятия управленческих решений менее года фактор стоимости денег во времени не актуален, его можно не учитывать и ограничиться маржинальным подходом к метрике CLV с учетом фактора вероятности оттока (удержания).
Для горизонта принятия управленческих решений менее года, т.е. для краткосрочных управленческих решений, маржинальный подход к расчету CLV остается работоспособным и актуальным.
CLV для модели SaaS является частным случаем общего подхода к метрике CLV на основе NPV. Все закономерности подхода к CLV, основанного на инвестиционной модели NPV, применимы к SaaS с учетом особенностей структуры денежных потоков и поведения клиентов для практики SaaS.
Затраты на привлечение клиентов (в более общем плане, все маркетинговые затраты) можно и нужно рассматривать не как операционные расходы, а как инвестиции, по крайней мере, с точки зрения управленческого учета. Это относится к вопросу о нецелесообразности бухгалтерского учета для целей расчета CLV, а также для целей принятия управленческих решений. Сейчас этот вопрос активно обсуждается практиками управленческого учета.
На практике, в зависимости от горизонта и важности управленческих решений, можно и нужно использовать разные варианты расчета метрики CLV с учетом, в том числе, сложности расчета, рисков и соотношения риска и доходности.
Для тех, кто только изучает метрику CLV, я бы предложил несколько советов:
(в частности, для целей интернет-маркетинга и IT-предпринимательства)
Еще раз взгляните на представленную схему сравнения подходов к метрике CLV.
Постарайтесь представить, что каждый из ваших клиентов является инвестиционным проектом.
Если у вас есть основания предполагать, что LTS (длительность жизненного цикла) вашего среднестатистического клиента будет больше года (нескольких лет), найдите хороший учебник по инвестиционному анализу и пролистайте его. Вы удивитесь, сколько полезной информации для расчета CLV=NPV и принятия управленческих решений можно найти даже для простейших моделей NPV, если рассматривать клиента как инвестиционный проект.
Если у вас нет достаточно оснований предполагать, что продолжительность LTS клиента будет несколько лет (например, стартап на ранней стадии, новый на рынке продукт и т.д.), то усложнять расчеты не стоит. Вы можете использовать формулу для CLV без техники дисконтирования. Традиционный маржинальный анализ вполне применим на практике для принятия краткосрочных управленческих решений — например, для оценки и прогнозирования операционной прибыли на горизонте до года.
Фактор поведения клиента в будущем (будущее удержание или отток) следует учитывать в модели CLV только при наличии достаточно достоверной информации (статистики) о поведении клиентов в прошлом. Если такой информации недостаточно (данных нет), то стоит начать проверку своей гипотезы о CLV с предположения о постоянстве средней маржинальной прибыли по клиенту, т.е. с проверки безубыточности и маржинального анализа.
Комментарии (11)
partgraphic
05.01.2023 20:19Жизненный цикл клиента, так же как и уровень его удовлетворенности, все равно как считать, потому что это не контролируемые величины в маркетинге. Инвестиции в это, или просчет юнит экономики с учетом "прибыли со второй продажи" большой риск, или требует действительно условно "безграничных" возможностей инвестора.
Дело в том, что бизнес не в вакууме, каждый день меняется конкуренция, цены, аукционы в рекламе, предпочтения клиента, его опыт, и т.д. То, что сегодня он купил у нас и остался супер доволен - ни о чем не говорит. Да это + в лояльность, но завтра ему показали то что он купил в товарке дешевле и это уже минус. Кто-то настроил кампании по вашему бренду и все пошли посмотреть как там у него и часть осталась.
Для отчетов конечно многие считают, так заведено, но для собственников проектов я бы не рекомендовал ставить на эти показатели.
GFactors Автор
05.01.2023 20:32Спасибо. Интересный комментарий. Жизненный цикл клиента - это инструмент, которым вы можете пользоваться или не пользоваться. Это ваш выбор. Так же как и метрика NPV в инвестиционном анализе. Вы можете знать что такое NPV и как использовать эту метрику для принятия инвестиционных или управленческих решений или не знать и не использовать.
Возможности инвестора нужно оценивать тогда, когда есть возможность окупить инвестиции с разумным риском. Если возможности окупить инвестиции не просматривается, то возможности инвестора не помогут (точнее не имеют значения). Разумный инвестор не станет инвестировать не понимая возвратность, доходность и риски инвестиций.
Именно в этом смысле и стоит взглянуть на метрику CLV, смысл которой лучше понять, если воспринимать ее как инвестиционную метрику NPV жизненного цикла вашего клиента (как любого отдельно взятого, так и усредненного или среднестатистического).
Aquahawk
Главное это изобретать новые термины, чтобы определять тех кто варится в тусовке от тех кто дело делает. Вчера было LTV, теперь CLV, завтра ещё какое нибудь сокращеник придумают
GFactors Автор
Да согласен. Прежде чем изобретать новые термины не плохо бы со старыми разобраться. Для справки о термине LTV - понятие LTV можно использовать не только для клиента. Например - жизненный цикл компании, жизненный цикл продукта, жизненный цикл технологии и т.д.
Aquahawk
Да, именно об этом я и говорю. А потом будет YCLV что будет обозначать Your customer lifetime value, вед customer может быть и ваш и соседа и в магазине за углом, а еще вдруг это будет facebook customer.
GFactors Автор
И здесь согласен. Какие еще варианты для метрики NPV можно придумать? А главное для чего? Для тусовки? Может стоит попробовать разобраться с NPV?
Kardagar
Я пока из тех, кто "за партой сидит", но собственно, могу предложить свою точку зрения на причину существования LTV и CLV.
GFactors Автор
Интересно
Kardagar
В учебных материалах эти метрики пока встречались в связи с Юнит-Экономикой: там тоже путаница понятий, но в общем наиболее популярны подходы Ильи Красинского (по прибыли) и Даниила Ханина (по выручке). Так и в курсах строго разделен смысл LTV и CLV - соответственно по выручке и по прибыли - возможно, дело в этом. Правда, путаница уже захватила всё и вся, и даже материалы, где о ней предупреждают, говорят о LTV как о CLV (что LTV нужно считать по прибыли, а не по выручке).
GFactors Автор
Интересно. А что маркетологи об LTV и CLV читают только Красинского и Ханина? Тогда многое проясняется. Мне попадались публикации и других авторов. Можно погуглить. Как впрочем и о метрике NPV тоже можно погуглить. Уверяю не повредит.
GFactors Автор
Ссылочка на википедию https://en.wikipedia.org/wiki/Customer_lifetime_value
Перевести можно и онлайн-переводчиком.
Там же несколько ссылок на публикации, что можно почитать, чтобы разобраться.
Там же кратко об NPV.
Там же кратко, что использовать для расчета CLV - выручку или прибыль.