Я продолжаю изучать различные решения автоматизации для дома и бизнеса, недавно я побывал в умном коттедже с автоматизацией в несколько миллионов, а также в умном отеле Vertical Boutique. В октябре мне удалось посетить жилой комплекс «Крин» по адресу ул. Советская 49 в г. Кирове.
Девелопером проекта является «Железно» – застройщик, известный несколькими интересными проектами многоквартирных домов, о чем можно прочитать в интервью. Также у девелопера есть собственная управляющая компания «Азбука быта» и самостоятельная IT-компания «Философт».
Я решил ознакомиться с проектом лично и отправился в жилой комплекс. Экскурсию мне провел Михаил, инженер управляющей компании «Азбука быта».
Летом 2023 я планирую побывать в другом проекте «Железно», строящемся умном многоквартирном доме премиум-класса «Булычев» класса «А», поскольку в нем используются еще более интересные решения, в том числе концепция умной квартиры, что позволит сравнить прогресс рынка российского умного дома за три года.
«Крин» был сдан в 2021 году, относительно недавно, но в нем уже используются несколько интересных систем автоматизации, о которых я расскажу дальше.
Регулировка отопления
Поскольку климатические условия в Кировской области не самые благоприятные, отапливать квартиру приходится с октября по апрель. Поэтому я начну с автоматизации отопления. Здесь две задачи: возможность регулировки отопления и сбор информации с приборов учета.
Современные системы отопления обязаны поддерживать температуру воздуха в помещении на заданном уровне – этого требуют нормы по энергоэффективности. Жители дома могут задать для каждого помещения три температуры: дневную, ночную и нейтральную, когда никого нет дома, тем самым ощутимо снизив сумму в платежке.
В каждой квартире ЖК «Крин» регулируется отопление, а также установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ) тепла «Гефест» или «Карат» – собственнику будет приходить квитанция непосредственно по его прибору учета. Какую комфортную температуру он захотел, какое количество гигакалорий потратил, столько и заплатит. Например, ночью можно делать температуру на несколько градусов ниже, чтобы было комфортно спать. А если в квартире никто не живет, то температуру можно снизить еще больше, чтобы меньше платить. Все это настраивается в виде расписания через приложение «Мажордом», которое имеет простой и понятный пользователю интерфейс. За свое приложение разработчик «Философт» был удостоен престижной премии Tagline Awards.
Одна из «головных болей» управляющих компаний заключается в том, что в «инвестиционных» квартирах хозяева могут выставить 5 градусов, например, после чего переплачивать за отопление будут уже соседи. Поэтому в приложении температуру в комнатах нельзя снижать меньше 16 градусов – таковы требования нормативов.
Многие пользователи считают важным анализировать свои расходы и сравнивать от месяца к месяцу – удобнее это делать с помощью графиков. И в приложении можно посмотреть всю информацию с приборов учета квартиры и статистику.
В серверной комнате в цокольном помещении установлены контроллеры Wiren Board со стилизованным дизайном под застройщика «Железно» (обратите внимание на синие наклейки). Каждый контроллер обслуживает свой этаж дома. От установки контроллеров в щиток на каждом этаже застройщик отказался, поскольку кабеля расходуется не так много, а обслуживать контроллеры в одном месте проще. На этаже в герметичном корпусе установлены реле WB-MR6C. Как сказал Михаил, причина сплошного корпуса кроется в защите от протечек воды. Реле управляют электроприводами вентилей, регулирующими поступление теплоносителя в систему отопления квартиры. Чуть выше установлены счетчики тепла.
Сбор информации со счетчиков
В ЖК «Крин» используются приборы отечественного производителя WAVIoT, которые работают по беспроводной энергоэффективной технологии LPWAN. Счетчик электричества тоже изготовлен WAVIoT, а в остальные приборы учета установлены модемы LPWAN. На крыше «ЖК Крин» располагается базовая станция, она собирает информацию со счетчиков всех квартир (тепло, вода, электричество). Конечно, я поднялся на крышу, чтобы подышать свежим воздухом выше 17 этажа и посмотреть на базовую станцию.
Счетчики обладают дополнительными функциями, которые на руку ресурсным компаниям: защита от магнита, защита от прокола, что препятствует манипуляциям со стороны потребителей. Команда «Философт» настроила шлюз, который передает показания приборов учета напрямую в управляющую компанию, то есть потребителям не надо вбивать никуда показания, они подставляются при расчете квитанций автоматически. Удобно всем: у жителей нет необходимости передавать показания, у управляющей компании – контролировать жителей.
Через приложение «Мажордом» можно посмотреть показания счетчиков в квитанциях, которые приходят каждый месяц. Если показания приборов учета непонятны, то через приложение можно получить комментарий от управляющей компании.
Видеонаблюдение
В ЖК «Крин» установлено большое количество камер, используется оборудование TRASSIR и Hiwatch. Видеонаблюдением оснащены зоны парковок, кладовок, а также зона первого этажа, в том числе основная входная группа и остальные входы. Как и подобает современному умному дому, есть поэтажное оснащение камерами в местах общего пользования: в лифтовых холлах на каждом этаже с входом на лестницу, а также в самих лифтах. В холле первого этажа дежурит вахтер. Я сфотографировал его рабочее место с камерами.
Есть и видеоаналитика от TRASSIR, а именно – распознавание номеров автомобилей. Система видеонаблюдения интегрирована со СКУД – системой контроля и управления доступом. Суть в том, что система определяет номер подъезжающего к воротам или шлагбауму автомобиля, после чего пропускает на территорию, если номер есть в базе.
Решение TRASSIR – не облачное, а локальное для каждого дома, это принципиальная позиция. Видеонаблюдением застройщик начал заниматься еще тогда, когда интернет был плохого качества. Когда запись отправлялась в облако, бывали случаи, что именно в нужный момент запись обрывалась. Поэтому было принято решение хранить записи локально, тем более в хранилище используются жесткие диски серверного класса.
Интересно, что решение TRASSIR интегрировано в фирменное приложение «Мажордом», поэтому жильцам не нужно ставить какой-либо дополнительный софт. В приложении реализован онлайн-просмотр видеокамер как в обычном разрешении, так и HD.
Внутри жилищного комплекса доступ к общедомовым камерам не разделяется, то есть все жители получают доступ ко всем камерам в местах общего пользования, то же самое касается жилищных комплексов с несколькими домами. Например, ваш ребенок может играть на соседней площадке, и вы бы хотели за ним посмотреть. Но есть возможность сортировки, например, по внутренним камерам выбранного подъезда. То есть в приложении можно сворачивать ненужные камеры, указывать избранные.
Сервис видеонаблюдения для жильцов не бесплатный. Управляющая компания в свои тарифы закладывает видеонаблюдение отдельной строкой. Причина – в обслуживании самих камер. От абонентки отказаться нельзя, поскольку камеры надо протирать, например. Также необходимо копить сумму для замены оборудования. Кроме того, покрываются облачные услуги, которые требуются для каждого дома помимо локального хранилища. «Железно» использует российские Яндекс-серверы для работы всего сервиса. Ежемесячная плата с жильцов небольшая, 2,47 ₽ за квадратный метр, то есть для квартиры площадью 60 м² она составит 148,2 ₽. В абонемент входят видеонаблюдение, диспетчеризация приборов домового учета, IP-домофония, СКУД, управление отоплением. Непосредственно за пользование мобильным приложением абонентской платы нет.
Домофон тоже интегрирован в приложение «Мажордом». Например, жилец получает звонок с домофона на калитке в приложение, при этом можно поговорить с гостем, открыть замок либо сбросить звонок. Жильцы старшего возраста, которые не пользуются смартфонами, могут открыть калитку, используя панель домофона в квартире.
Система контроля и управления доступом
В ЖК «Крин» используется система на контроллерах SIGUR, а также считыватели UHF от Smartec, которые применяются для удаленного считывания пассивной метки автомобиля. Когда автомобиль заезжает или выезжает с парковки или подземного паркинга, считывателю достаточно расстояния 3-5 метров для распознавания метки, либо ворота открываются по распознаванию номера, как я отмечал ранее. В этом случае система дублируется: если номер грязный и распознать его не получается, то ворота будут открываться по метке.
Номер своей машины можно внести самостоятельно в мобильном приложении, также можно добавить номер автомобиля для гостевого доступа в течение суток, и ваши друзья смогут заехать на территорию.
Авторизованный жилец может добавить/удалять в приложении гостя, который получит доступ к выбранным дверям. Гостю достаточно поставить мобильное приложение, затем провести авторизацию смартфона через SMS.
Через приложение можно управлять замками на дверях в места общего пользования. Например, открыть дверь в колясочную. Конечно, можно воспользоваться и обычным ключом.
Мобильное приложение
Отдельно хотелось бы рассмотреть приложение «Мажордом», поскольку этот компонент очень важен для управления умным домом. Приложений на рынке много, но вот насколько хорошо они работают – уже другой вопрос.
Приложение разрабатывается уже много лет, оно сочетает в себе все сервисы умного дома ЖК «Крин»: видеонаблюдение, управление отоплением, просмотр информации со счетчиков и статистика, открывание дверей, домофон и т.д.
В приложении можно отключить розетки в квартире, если никого дома не остается. Другими словами, мы получаем кнопку мастер-выключателя напрямую в приложении. Конечно, некоторые жизненно важные устройства, тот же холодильник, мастер-выключатель не затрагивает, либо можно сделать по кнопке отключение розеток в детской комнате, например. Все зависит от коммутации в щитке и потребностей клиента.
Через приложение можно отправить заявку в управляющую компанию, например, вызвать слесаря, а после прихода специалиста оценить его работу. Можно провести онлайн и общедомовое собрание – особенно популярным этот сервис был в пандемию.
Приложение «Мажордом» уже вышло за пределы собственных проектов «Железно» и успешно продвигается на рынке. На сегодня под управлением приложения находятся более 70 многоквартирных домов. За пять лет «Мажордом» обработал более 80 тысяч заявок, в том числе на платные услуги. Сейчас приложением пользуется свыше 15 тысяч пользователей и при этом 98% активны. Не все девелоперы на рынке России смогли выпустить успешные приложения, поэтому здесь стоит отметить успех разработчика «Философт». Посмотрим, как софт будет развиваться дальше.
Заключение
Мы находимся лишь в начале долгого пути автоматизации. Сервисы умного дома в «ЖК Крин», вроде бы, совсем простые, но они работают и облегчают повседневную жизнь каждого жильца. Застройщик «Железно» весьма осторожно добавляет новые услуги и сервисы. Однако уже через несколько месяцев я смогу посетить умный дом «Булычев», который обещает более интересную реализацию умной квартиры.
Пишите в комментариях, что вам было бы интересно рассмотреть подробнее. На каких моментах акцентировать внимание на следующей экскурсии? Какие составляющие умного дома и умной квартиры вам наиболее интересны?
Комментарии (49)
sneka
05.01.2023 10:34+1А теперь вот этот "мажордом" на тест на проникновение.
Уверен, что удастся поиграть чужими розетками и отоплением.
OgyAbza
05.01.2023 10:59+7Красным обведены недочеты.
Где заземление?
Использовать D-Link, славящийся своей ненадёжностью и непредсказуемостью, в серьёзных приложениях - ужасный моветон и вопиющее неуважение к клиентам.
За такой монтаж кабелей в приличных организациях монтажников штрафуют и/или увольняют.
Наверняка другие специалисты, гладя на снимки, ещё кучу недостатков найдут.
Складывается впечатление, что хотели сделать круто, но сильно пожадничали. А ещё, небось, деньги с жильцов дерут, как за настоящее.strokoff
05.01.2023 11:41+4Ещё хочу добавить отсутствие кранов от затопления, например,нептун краны с датчиками протечек. Вроде позиционируют квартиру, как умную, а банальные датчики протечек отсутствуют. Зато счётчиков не пожалели)
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 14:38+1Как сообщил застройщик, заземление подведено к самому щиту. D-Link данной модели не давал сбоев в проекте.
mrzim
05.01.2023 15:20+1Полагаю, что про заземление самого щита - не правда. Штатное место заземления щита (правый нижний угол) не подключено, что видно также и на дверце шкафа. А ещё розетка, не имеющая заземляющего контакта.
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 15:31Спасибо за бдительность, передам информацию застройщику
mrzim
05.01.2023 15:42Тогда передайте застройщику, что герметичный серый корпус (на 3 фото) не выглядит герметичным. Гермоввода для кабелей на корпусе не наблюдается, просто выломан кусочек пластика )
tzlom
05.01.2023 17:42не пластика а резины, хотя конечно завести могли по аккуратнее. IP44 достаточно если там произойдет фонтан
1delovoj1
05.01.2023 11:02+3Интересно посмотреть стоимость метра квадратного. И обоснование тарифа. В 95% случаев "умный дом" и "удобство абонентов" это неправомерная статья дохода управляющей компании.
Инвестиционные квартиры это беда бедучая. Плохо отрегулированная законодательством РФ. Страдают добросовестные абоненты.
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 15:18В статье же указано: Ежемесячная плата с жильцов небольшая, 2,47 ₽ за квадратный метр, то есть для квартиры площадью 60 м² она составит 148,2 ₽. В абонемент входят видеонаблюдение, диспетчеризация приборов домового учета, IP-домофония, СКУД, управление отоплением. Непосредственно за пользование мобильным приложением абонентской платы нет.
То есть умный дом здесь обходится вполне бюджетно.
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 15:33Про стоимость квадратного метра, информация от застройщика: она начиналась от 60 тысяч рублей и в конце достигала 95-100 тысяч рублей за квадратный метр. Дом был сдан июнь-июль 2021 года
oraclejob
05.01.2023 11:356 счетчиков воды, 3 счетчика тепла, владелец квартиры в курсе, сколько денег ему готовить к моменту поверки?
Busla
05.01.2023 12:42+1присмотритесь - на них номера квартир написаны - это фотографии этажных коллекторов/щитов
oraclejob
05.01.2023 15:50Я прочитал этот текст к фото: 'Электроприводы вентилей, регулирующие поступление теплоносителя в систему отопления квартиры', на основании него и сделал вывод. Возможно, там должно было быть написано 'отопления квартир'?
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 16:18Спасибо, подпись поправил
1delovoj1
05.01.2023 17:01Согласно законодательства зона ответственности УК до первого запорного устройства от стояка. Получается электроприводы находятся на балансе потребителя и из стоимости тарифа замена не предусмотрена? как и тепловых счетчиков?
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 17:20Да, все верно. Приборы учета и электропривод - это собственность жильцов, они их меняют за свой счет.
mrzim
05.01.2023 15:58С одной стороны - металлический забор и ворота, с другой - автоматический шлакбаум, рядом с которым по газону можно проехать буквально на чем угодно. Б - "безопасность". Кстати о ней: в приложении на вкладках "безопасность" (фото 11, 14) камеры видеонаблюдения может заблокировать любой из жильцов?
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 18:12На фотографиях не видно, но шлагбаум регулирует только въезд на подземную парковку дома, которая закрывается рольставнями. То есть попасть на территорию двора через шлагбаум нельзя.
Камеры выключать нельзя, там кнопки открывания дверей на скринахmrzim
05.01.2023 19:02На скрине: надпись "test_post", слева от нее пиктограмма видеокамеры, справа - кнопка, такая же как и для открывания дверей (белый замок в красном круге) -- я об этом.
P.S. спасибо за статью, за ответы в комментариях, с наступающим рождеством.
P.P.S.: судя по всему, вы близко знакомы с какими-то сотрудниками застройщика, раз они довольно оперативно отвечают на вопросы в вечернее время выходного дня...
Dmitrii43 Автор
06.01.2023 16:00Там скриншоты оказывается мне дали из офиса застройщика, у них тоже Мажордомо используется, поэтому какая-то тестовая камера. Теперь прислали скрины уже из самого ЖК.
Вас тоже с Рождеством. Конечно, я напрямую общаюсь со специалистами застройщика, они же экскурсию проводили
stopper79
05.01.2023 16:58Я правильно понимаю, 2 контролера на квартиру? Там 1 хватит на 3-4 квартиры
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 16:58Один контроллер на несколько квартир
stopper79
05.01.2023 17:05судя по скриншоту, у нижних умный дом из одной умной розетки, но платят они за весь умный дом
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 17:14+1Все же написано в статье. Не все функции умного дома заведены через проводной контроллер, часть через беспроводную сеть сделаны, например. За что платят тоже расписано.
stopper79
05.01.2023 17:50А можете спросить у автоматизатора куда единственный провод заведен? На тамбур/кухню/туалет/спальню?
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 17:54Контроллер управляет реле WB-MR6C, оно регулирует отопление в каждой квартире через электроприводы вентилей. Умных розеток штатно нет, жильцы могут ставить их самостоятельно.
stopper79
05.01.2023 18:01Т.е., этот единственный провод на отопление? Я не пытаюсь вас дискредитировать, просто хочу разобраться и понять. ПС у меня такой проект в процессе
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 18:06Да, застройщики очень аккуратно подходят к добавлению функций умного дома, а здесь проект был с 2020 года еще. Здесь на контроллере сделано отопление, поэтому он один на несколько квартир. В новых проектах функций будет больше (свет, розетки), там контроллер уже на квартиру ставится.
Dart55
05.01.2023 18:18+1Сваренные из стальной трубы, самодельные коллекторы для отопления и воды, после интерьера с КДПВ выглядят как экономия на спичках.
Картинка из статьи
Схема регулирования отопления очень странная: при изменении пропускной способности одного из кранов, меняется гидравлическое сопротивление всей системы, и вместо поддержания температуры приводы борются друг с другом.
Dmitrii43 Автор
05.01.2023 18:26Комментарий от застройщика про коллекторы: Если они так же эффективны как и брендовые дорогие, то зачем платить больше? В любом случае производитель и застройщик на них дал гарантию. Они являются общедомовым имуществом, а значит обслуживаются в рамках тарифа
stopper79
05.01.2023 18:28спорный вопрос про эффективность, но это потом УК разгребать. Да, и почему нет фильтра на ХВ? И еще вопрос, нафига на каждый счетчик в этой схеме шаровый кран? Закрыл общий на 10 минут и все, а так еще шанс протечки
dust70
06.01.2023 06:35+1Там регулятор перепада давления перед коллектором стоит - он исключает то, что вы описали.
DMGarikk
05.01.2023 23:06Интересно посмотреть что от всего этого останется лет через 10
Снимал в Москве квартиру в доме которому где-то 10 лет и тоже была всякая автоматика и прочее (насколько оно было тогда)...от нее только проводочки из стены остались, жильцы на очередном собрании решили ее выкинуть чтобы не платить за обслуживание
Akr0n
06.01.2023 03:28-1В итоге, сколько средняя плата УК за 1 кв. метр квартиры в этом ЖК? УК для застройщика - золотое дно, сомнительно, что он заинтересован в реальном снижении платежей.
fndrey357
06.01.2023 09:45Система отопления.
Это называется удобный интерфейс. По фоткам интерфейса получается, что контроллер в общем коридоре контролирует температуру в каждой комнате и выдает сигнал на открытие каждой батареи? При этом еще и клапан на теплосчетчике. И на каждый кабель надо проложить. Жесть.
Москва лет 10 стандартно ставить все, что описано, за исключением внешней регулировки температуры по комнатам. При этом система расчетов кардинально другая.
Интересно, какая целевая аудитория этого проекта? Москву и область они "окучить" с таким подходом не смогут. Остается регион. Но это если только монтажников не сменят. На фотке с водой и протечка по резьбе и непонятная врезка в ХВС 16 квартиры и непонятные фильтра (кто-то из квартиры вынес??). А уход труб в подливку пола на отоплении - с изломами, хрен знает какими гильзами - отдельная тема для технадзора.
Dmitrii43 Автор
06.01.2023 16:04Фильтры - это дополнительные магистральные фильтры для третьего крана питьевой воды, ставятся УК как дополнительная услуга.
Вы можете привести пример умного дома в Москве, где 10 лет назад появились IP-камеры, вызовы с домофона на смартфон, и всего за три рубля с квадратного метра в месяц?
Единые мобильные приложения для МКД начали разрабатываться лет пять назад. Раньше что-то было, но не в комплексе. Поэтому здесь ребята молодцы, что запилили свой софт, который много всего умеет и действительно работаетfndrey357
08.01.2023 09:59Вы можете привести пример умного дома в Москве, где 10 лет назад появились IP-камеры, вызовы с домофона на смартфон, и всего за три рубля с квадратного метра в месяц?
Ну есть. У нас дом 8 лет назад сдали. В принципе есть такая возможность - доп. переходник и в принципе все интегрируется: квартирный звонок-домофон-подъездный домофон с видеокамерой-выход на смартфон. Мне это особо не надо, поэтому тонкостей не знаю. У соседей есть что-то подобное.
Три рубля - это зависит от коэффициента жадности УК. У нас жадная.
Поэтому здесь ребята молодцы, что запилили свой софт, который много всего умеет и действительно работает
Вариантов этого софта - мильен. У нас в доме этот софт по барабану, потому как его должна внедрять... А кстати, что должен внедрять?
Сейчас я общаюсь:
МОЭК - передача показаний счётчиков вручную и оплата по прямым договорам отопления и тепла на приготовление ГВС
МОЭСК - передача данных (3 тарифа) по электрике, оплата - по прямому договору
МВК - данные по ГВС и ХВС, оплата - прямой договор
Москва - оплата капремонта
-
УК - оплата остального
Это только по квартире, не трогаю кладовку-парковку.....
Сейчас везде идет тенденция, чтобы не кормить паразитов переходить на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями.
Итак вопрос знатокам - кто должен внедрять этот софт? Кто должен настроить автоматическую передачу данных? И кому он нужен? И самое главное, когда вы внедрите это, как будет воровать УК?
ИМХО - работа у ребят правильная, но нафиК никому не нужная в сегодняшней ситуации.
little-brother
Живу в Мск дому которому 7 лет от ПИК: у нас тоже счетчики на батареях и секция АСКУЭ в щитке коридора. Только все это нифига не работает и показания ручками передаем (в том числе и на воду).
Монтаж щита с контролерами - имхо слишком плотный монтаж для кросса.