В приступе горячей любви к автоматизации всего, что только возможно, я взял в работу задачу своих братьев‑ручных‑тестировщиков. Суть: релиз‑кандидаты (далее RC) для регрессионного тестирования на 3 стенда ставятся из GitLab CI вручную, что отнимает либо личное время дежурного тестировщика, либо время у регресс тестирования (от 1.5 опытного до 3 новичковых ощутимых часов). Такое количество часов обусловлено тем, что в нашей системе много сервисов, работа над ними ведется командами параллельно. А как известно, разработчики хотят видеть свой код в продуктиве регулярно. Из чего мы и получаем охапку веточек RC, которые нужно вылить на тестовые стенды.
Надо автоматизировать. Но чтобы автоматизировать, нужно узнать, каков алгоритм накатки сейчас.
Алгоритм накатки:
- Создание ветки от RC. 
- Создание pipeline от ветки с указанием номера стенда. 
- 
Прожатие (тут и далее — последовательное нажатие) кнопок. Причем: - кнопки не связаны друг с другом — нельзя зажать 1 и успокоиться, нужно прожать самостоятельно некоторое количество; 
- количество кнопок от сервиса к сервису отличается; 
- деплой на стенд уже существующего там сервиса и деплой отсутствующего — два разных мероприятия; 
- существуют особые конфигурации кнопок (в одном случае используется один набор кнопок, в другом —отличный вне зависимости от того, находится ли сервис на стенде). 
 
Проведение исследования
Исследовав GitLab API, я понял, что общение с репозиторием устроено дружелюбно и даже мило: генерируешь токен в настройках — все двери открываются (при условии, что на учетке, от которой создан токен, есть нужные разрешения). Я наскреб нужных методов в ладошку по алгоритму выше:
Важно отметить, что все действия требуют branch-ID (project-ID)/pipeline-ID/job-ID.
Формулирование видения реализации
В самом начале идея была такая:
- в корпоративный мессенджер пишется информация о том, что надо накатить и куда; 
- информация попадает через роут на сервис; 
- сервис внутри себя генерирует магию. 
Итог: указанная веточка с кодом от разработчика доставлена на стенд.
Вещи, которые я реализовывал ранее для коллег, прокидывал через мессенджер (бота). Поэтому для данной задачи я решил, что хорошая идея тут тоже его использовать (спойлер: не особо).
Первое приближение
Я начал с данных. GitLab понимает обращения к репозиториям (и всему остальному) по ID, а ручные тестировщики знают только их названия, поэтому я создал JSON файл для мапы одного с другим для удобства использования. То есть на вход мы подаем имя репы — на выходе имеем ID для работы с ним. Вышел файл вида:
{
  {
    "name":  "service_name_1",
    "id": "service_id_1"
  },
…
  {
    "name":  "service_name_n",
    "id": "service_id_n"
  }
}
Далее я определился с общим набором данных для запуска:
- имя ветки; 
- название репозитория; 
- стенд для накатки; 
- ник юзера в мессенджере (для обратного оповещения о результатах). 
Чтобы упростить для себя (как я тогда думал) мешанину кнопок, я разделил сервисы на группы по количеству кнопок — микросервисы/backend/frontend. Для каждого создал свой роут.

Псевдокод
routes.post('/deploy', async (req, res, next) => {
    //находим ID сервиса
    projectID = _.find(projectID, function (o) { return o.name === req.body.service })
    //создаем веточку
    branch = createGitlabBranch(req.body.branch, projectID)
    if (branch != undefined) {
        writeMessage(`Создана ветка ${branch.web_url}`, 'chat')
        //создаем pipe для веточки
        pipe = createGitlabPipeline(projectID.id, branch.name, req.body.stand)
        if (pipe != undefined) {
            writeMessage(`Создан pipeline ${pipe.web_url}`, 'chat')
            //забираем объект стейджей из pipe
            stagesObj = await getStagesID(projectID.id, pipe.id)
            //забираем из k8s сервисы, чтобы понять делать update или install
            if (_.find(k8sServ, function (o) { return o.Name === `${req.body.service}-${req.body.stand}` })) {
                //запускаем job
                runStage(projectID.id, stagesObj, `${req.body.inst_target} update`)
                //ожидаем окончание job
                waitStageResp(projectID, stagesObj, `${req.body.inst_target} update`)
            } else {
                runStage(projectID.id, stagesObj, `${req.body.inst_target} install`)
                waitStageResp(projectID, stagesObj, `${req.body.inst_target} install`)
            }
            writeMessage(`Стейджи сервиса ${req.body.service} отработали`, 'chat')
        } else {
            writeMessage(`${req.body.user} Pipeline не создался`, 'chat')
            return next(new Error(`Pipelin не создался`))
        }
    } else {
        writeMessage(`${req.body.user} Ветка не создалась`, 'chat')
        return next(new Error(`Ветка не создалась`))
    }
    res.status(200).json({ status: '200', message: "успех" })
})* И так для каждой конфигурации сервиса и разных типов сервисов.
Реализовать очень хотелось как можно скорее, не привлекая дополнительно DevOps‑инженеров для решения здорового человека (о нем позднее). Из‑за этого возник другой интересный момент: кнопки в CI между собой не связаны — нужно знать, когда job кнопки прошел, чтобы инициировать запуск следующего. Это подтолкнуло меня на реализацию бесконечного ожидания ответа от запущенного job:
function waitStade(projectID, pipelineStageID)
        while (!response.includes('Cleaning up file based variables')) {
            response = await getStageLog(projectID, pipelineStageID)
        }
     response = response.split('Cleaning up file based variables')
     return response[1]
}Позже коллега показал мне, что можно вместо опроса логов написать через опрос статуса job, но это было сделано во втором приближении.
В части бота решение выглядело как расщепление строки входа по разделителям на цикл запусков API‑вызовов для всех переданных веточек, что имитировало параллельно ставящиеся сборки.
Я отдал эту красоту на «потрогать» ручникам, и оказалось, что решение не настолько жизнеспособное, как мне представлялось:
- Выплевывание на каждый чих ссылок с созданной веткой/pipeline плюс результат работы каждого job, когда поставить нужно больше, чем три сборки, делали разбор полетов и сам информационный чатик утомительными. 
- Люди могли запутаться в обозначениях и поставить микросервис через front или наоборот, что генерировало ошибки в чат и вызывало грусть. 
- Из‑за бесконечного ожидания ответа от job мы ловили ситуацию: три сборки поставились нормально, четвертая после создания pipeline просто не ставилась (причем выстрелить такое могло в середине цикла: сборки 1, 2, 4 отработали как надо, а третья устала на первой кнопке). Кнопки не прожимались. 
Все эти пункты для поставки релиза,состоящего из 10–20 и более задач, которые нужно вылить на три стенда, делали решение, мягко говоря, так себе.
Вторая (текущая) реализация
Далее я попытался своими силами решить те проблемы, которые было возможно, чтобы дотянуть решение до поставки целого RC на стенд.
Первое, что я сделал, — выпилил излишние обратные сообщения в мессенджер. Оставил только ссылку на pipeline и конечное сообщение об успехе или ошибке.
Естественно, нужно было объединить три роута в один. Файл JSON, мапящий id и название репозитория я превратил в конфиг, который содержит в себе дополнительно наборы кнопок для разного рода накатки. Он превратился в:
{
  {
    "name":  "service_name_1",
    "id": "service_id_1"
    "btns":  {
        "config_1": ["job_1", "job_2", "job_3"],
        "config_2": ["job_1", "job_4", "job_3"]
        }
  },
…
  {
    "name":  "service_name_n",
    "id": "service_id_n"
    "btns":  {
        "config_1": ["job_1", "job_2"],
        "config_2": ["job_1", "job_4"]
        }
  }
}За счет этого роут приобрел унифицированный вид.

Псевдокод
routes.post('/deploy', async (req, res) => {
    //находим конфиг для сервиса
    projectConfig = _.find(projectConfig, { name: service })
    //подбор кнопок для мс
    if (projectConfig.type === 'ms') {
        if (req.body.deploy_type === 'usual' || req.body.deploy_type === 'eac') {
            //забираем из k8s сервисы, чтобы понять, делать update или install
            btns = (k8sServ) ? projectConfig.btns.update : projectConfig.btns.install
        } else {
            btns = projectConfig.btns.force
        }
    } else if (projectConfig.type === 'be') {
        btns = (req.body.deploy_type === 'usual') ? projectConfig.btns.usual : projectConfig.btns.eac
        buildName = projectConfig.btns.build_name
    } else {
        //front
        btns = projectConfig.btns
        buildName = projectConfig.btns.build_name
    }
    deploy(req.body, standNumber, projectConfig, buildName, btns)
    res.status(200).json({ status: '200', message: "успех" })
})Проблему с поставкой пачки сервисов, состоящей больше чем из 3–4 сборок, своими силами решить без костылей (а куда уж дальше) не удастся. Для этого нужно переделать немного логику внутри решения и продеть часть ее в.yml файлы GitLab CI репозиториев (об этом далее).
Однако на время можно пойти в обход. Если ставить сборки (обновления стенда в нерегрессионную неделю и накатку RC в неделю регресса) ночью, то можно пренебречь временем и проливать их по одной. Для этого я поместил роут в крону, а в кроне организовал цикл.
Псевдокод
cron(night  () => {
  
//вытаскиваем включенные сборки
records = getTestMap({ flag: true })
  
//цикл по включенным типам сборок
for (const { stand, type, assembly } of records) {
  
//цикл по сборкам
for (const { service, branch } of assembly) {
  
//находим конфиг для сервиса
projectConfig = _.find(projectConfig, { name: service })
  
 //подбор кнопок для мс
if (projectConfig.type === 'ms') {
  
//забираем из k8s сервисы, чтобы понять, делать update или install
if (k8sServ) 
  btns = projectConfig.btns.update else btns = projectConfig.btns.install
  }
  
//подбор кнопок для be
else if (projectConfig.type === 'be') btns = projectConfig.btns.usual
  
//подбор кнопок для front
else btns = projectConfig.btns.btn
body = {
 branch,
 service,
 inst_target: stand,
 }
autoDeploy(body, standNumber, projectConfig, buildName, btns)
}
})Но откуда брать данные о сборках, которые нужно поставить? Их хранение я организовал в своей mongoDB. Сам объект имеет вид:
- Стенд 
- Тип пачки сборки 
- Флаг 
- Массив сборок 
Я набросал роуты: простенькую логику для добавления/удаления/изменения типов сборок. Мысль такая — типов сборок может храниться несколько (в зависимости от номера стенда и цели), их можно включать с помощью флага и условно можно разделить на regress/stable/other.
Для тех, кто не хочет слать запросики в Postman, я организовал тот же функционал через Jenkins pipeine: выбрал из выпадающих списков стенды/типы, передал объект сборок и нажал кнопочку.
Доработка решения, которая меня устроит
Тут я наконец‑то могу сказать, что решение бесконечного опроса от job до момента, пока я не получу ее статус — такое себе удовольствие. Я бы хотел (WIP) вот как модифицировать логику:
Роут_1:
- приходит сигнал поставить сборку; 
- создаем веточку; 
- создаем pipeline; 
- жмем первую кнопку. 
Не опрашиваем никого сами — забыли о сделанном действии.
Роут_2:
- 
от кнопки GitLab из post секции получили обращение: - ошибка — вывели ее; 
- 
успех — выкачали из JSON файла конфиг репозитория; - последняя кнопка — вывели сообщение об успехе; 
- не последняя кнопка — запустили нажатие кнопки[index + 1]. 
 
 
Конечно, для работы такой схемы мне из GitLab нужно получать определенный список параметров.
Итог
Получилось существенно сократить по времени поставку RC перед регрессионным тестированием: вместо 1,5–3 часов ребятам нужно минут 15 вечером (собрать веточки) и минут 10 утром (посмотреть, что все действительно хорошо). Потратил я на это дело примерно недели 2–2,5 (с исследованием/разговорами/написанием кода/формированием полной картинки).
Порог входа для новых сотрудников/стажеров упал «в ноги». Достаточно ознакомиться раз с инструкцией по пользованию, чтобы сразу начать использовать автонакатку.
Масштабируемость у текущей реализации приятная. Для добавления нового сервиса достаточно в JSON‑файл прописать параметры, о которых я уже упоминал.
Поддерживаемость по ощущениям средняя. До внесения правок в код нужно войти в контекст глубже, чем хотелось бы. Однако сейчас ведется разработка по образу идеи, описанной выше, что в том числе должно повлиять на поддерживаемость в позитивном ключе.
Если у вас есть опыт решения подобной задачи с использованием, например, другой логики, или ваша задача осложняется большими вводными — мне будет интересно это обсудить.
 
          