Всем привет! Я Розалия, ведущий разработчик в Тинькофф. Три года назад я пришла в компанию на стажировку, развивалась сама и с уровня мидл начала развивать других.

Расскажу про свой путь джуна и ментора, проблемы, с которыми сталкивалась с обеих сторон, и почему нужно работать с новичками.

Откуда берутся джуны

Дети начинают заниматься программированием уже в школе.Так появляется много талантливых новичков. В то же время сильных разработчиков хантят и там, и тут, соревнуясь в бонусах и плюшках. Зачем ввязываться в работу с новичками? Вот несколько причин:

— Сильных разработчиков всегда не хватает, и их сложно переманить.

— Появляется много новичков без опыта, и работодатели могут не пытаться нанять много сеньоров, а научиться работать с новичками.

— Есть много платных и бесплатных курсов по разработке, а количество студентов по ИТ-специальностям в вузах растет: в 2022 учебном году количество бюджетных мест увеличилось в два раза, 160 000, а значит, на рынке уже есть и будут появляться достойные новички.

Плюсы работы с новичками:

  • Получаем лояльность на годы.

  • Растим сразу под себя, не надо переучивать.

  • Прививаем нашу корпоративную культуру.

  • Часто у вчерашних джунов есть желание самим развивать других.

Кажется, все просто. Компания хочет быстро получить из джуна опытного разработчика. Новичок тоже хочет расти и развиваться, получать вознаграждение. Цели смотрят в одну сторону, и это классно.

Но в реальности все немного сложнее. Не все стажеры заряжены на рост и развитие, а у компаний бывают предубеждения: «Молодежь уже не та» или «Вдруг наберем лентяев, а они разбегутся, зачем тратить силы?»

Поэтому многие компании не ввязываются в работу с джунами. Боятся потратить силы и не получить пользу. А с точки зрения новичка все выглядит еще сложнее и страшнее. Попробуем разобрать этапы работы с новичками и проблемы, которые с ними связаны.

Как провести отбор

В теории все легко: устраиваем отбор → выбираем лучших, кто скоро окончит универ, чтобы сразу работали.

Но вспомним себя в начале пути. Какие чувства были, когда в первый раз устраивались на работу?

Многим часто бывает страшно попробовать: мешает мысль «кому я нужен без опыта?» или не знают о возможностях для новичков. Получается, компания устраивает отбор, а на выходе ожидания не сбываются, потому что новички боятся. Можно стать привлекательнее для новичков, работая с аудиторией до отбора и в процессе.

До отбора попадаем в поле зрения: ярмарки вакансий и конференции для новичков, сарафанное радио, друзья и знакомые, объявления, хакатоны, информация на профильных сайтах и лендингах.

В процессе отбора не пытаемся выжать максимум из новичка. На собеседовании кандидат будет волноваться очень сильно, поэтому лучше проводить полезные собесы: подсказки в процессе, хороший фидбэк.

Джуны выбирают любую возможность, которая им кажется посильной. Ребята бывают разными — кто-то переживает, что он ничего не знает и его никуда не возьмут, а кто-то ищет стажировку с неоправданно большой зарплатой. Главное — не показаться слишком страшными и не создавать плохую репутацию.

Например, когда я начинала свой путь на ярмарке вакансий в универе, мне попался очень странный собес, где довольно жестко убеждали в том, что я не разбираюсь в области. Но я и так в этом не сомневалась, в результате у меня предвзятое отношение к этой компании до сих пор. При этом после собеса в той компании, куда я в итоге пошла, у меня осталось ощущение, что я начала учиться уже во время собеседования. Для джунов это важно.

Как ментор я стараюсь лично общаться с новичками на профильных конференциях и ярмарках вакансий. Мы рассказываем о возможностях для новичков в нашей компании и поддерживаем связь с талантливыми и мотивированными ребятами.

Специфика собеседования новичка в том, что он не всегда может выбрать направление разработки. Поэтому нужно понять, почему человек пришел к вам. Часто ребятам кажется, что их вообще никуда не возьмут, поэтому готовы браться за первую попавшуюся возможность. Стоит обратить внимание, интересно ли это направление человеку и пробовал ли он его раньше.

В моем потоке стажеров был человек, который проходил стажировку по направлению Android-разработки, но в итоге передумал и пошел совсем в другое. Обидно потратить два-три месяца жизни и ментора, и менти.

Когда отбирали стажеров на позицию iOS-разработчика, помимо разных технических вопросов мы задавали один простой, но важный: «Почему ты выбрал iOS-разработку». Большинство ответов были «Потому что я купил макбук». Только один человек дал хороший мотивированный ответ.

Скорее всего, у кандидатов мало опыта или нет совсем, но есть адекватные теоретические знания после технического этапа отбора, поэтому все внимание — на мотивацию и софты. Еще важно, как выстраивается контакт: без хорошей коммуникации будет сложно передавать опыт и знания.

Вот мой набор вопросов для собеседования джуна:

  • Как узнал про компанию?

  • Пошел, куда позвали?

  • Как выбрал сферу?

  • Чем привлек его выбранный язык программирования/фреймворк/технология/платформа?

Как вырастить джуна

Ищем ментора. В процессе роста джуна важную роль играет хороший наставник. Чтобы его найти или стать им, поделюсь, что мотивирует делиться знаниями:

  • Саморазвитие. Хочешь что-то понять — объясни это! Отличная возможность более тщательно разобраться в вопросах. Покопаться вместе в том, что казалось очевидным.

  • Челлендж. Прийти в новую команду или, возможно, даже на первую в жизни работу — стресс. Новая компания, проект и команда со своими законами и правилами, да еще и в технологиях не очень уверенно разбираешься. Задача ментора — сделать этот процесс увлекательным, а не пыткой.

  • Развитие для сообщества, команды и компании. С одной стороны, это приносит моральное удовлетворение от того, что ты делаешь что-то хорошее. С другой, чисто практически это инвестиция в будущее. Сегодня ты помогаешь новичку разбираться с проектом, завтра он будет приносить пользу, а послезавтра сам начнет менторить новичков.

  • Общение. Его может не хватать — особенно с учетом удаленки.

Делаем годного ментора. Проблема может заключаться в том, что наставник плохо справляется со своей ролью. В прошлом пункте я рассказала о том, что мотивирует менторов. Теперь о том, почему это важно.

Ментор может быть крутым как специалист, может хорошо разбираться в предметной области, но без мотивации. Как следствие, задачи для галочки и нет времени на подробные объяснения.

Для меня как для бывшего стажера ментор крутой, когда он открыт к общению и готов уделять время. Мой ментор после стажировки был именно таким, и даже то, что он из другого города, не мешало ему уделять мне достаточно времени.

Что делает ментора крутым:

  • Умение поддержать. Часто процесс обучения — боль. У меня возникала дизмораль от того, что я что-то не понимаю или что-то не хочет работать. Важно помочь подопечному не только знаниями, но и морально.

  • Эмоциональный интеллект, чтобы чувствовать, понимает подопечный или стесняется сказать, что нет.

  • Уравновешенность и готовность к огромному потоку вопросов разной сложности.

  • Умение давать обратную связь. Это важно для развития.

  • Hard Skills. Главное, чтобы ментор чувствовал себя уверенно. И даже если не знает ответ прямо сейчас, он должен знать, к кому обратиться или как решить проблему.

  • Не демотивировать. Демотивирующий ментор пишет комментарии «Переделай» или «Так не принято», но не объясняет, как правильно.

Настраиваем онбординг. Все начинается с грамотной адаптации. В нашей команде помогает процесс онбординга, включая ознакомительную задачу, затрагивающую максимальное количество технологий, людей и процессов, с которыми мы сталкиваемся на боевых задачах. Задача унифицирована, и все могут поревьювить ее. Собирая фидбэк в конце процесса, мы меняем его, полируя для новых ребят. 

Будет здорово иметь базовую документацию, чтобы новичку было проще влиться в проект и реже тревожить ментора.

Даем интересные задачи. Идеально сразу давать боевые задачи и проводить новичка через весь цикл работы:, начиная от общения с заказчиками или аналитиками и, заканчивая выводом в прод. 

Но ментор может опасаться давать сразу продовые задачи. Может казаться, что потом все переделывать самому. Просто не забывайте о хорошей декомпозиции и качественном код-ревью.

Помним про культуру компании. Ментор должен не только рассказывать не только про технические вещи, но и передавать культуру и ценности компании —  это важно для новичков. Расскажите о том, как:

  • Принято ставить и достигать цели.

  • Коммуницировать в команде.

  • Расти и развиваться и какие есть возможности в компании для этого.

  • Не стесняться задавать вопросы.

Думаем о конце стажировки до ее начала. Нужно понимать, зачем вы берете стажера, кого вы хотите из него вырастить. После стажировки соберите новичка, ментора, руководителя и обсудите итоги. 

Когда я перестала быть новичком, мало-помалу начали поступать предложения от рекрутеров, и их становилось все больше. В том числе от тех, с кем я общалась в самом начале своего пути, когда искала стажировку. 

Кроме интересного проекта и неплохих условий, меня мотивировало остаться осознание критериев успеха и возможности расти дальше. Понимание пути. У нас есть программа «Путь джуна», которая предполагает ревью раз в полгода с пересмотром зарплаты.

Показывайте новичку проекты, где он может развиваться. Можно рассказать про свой путь развития или другие success story в вашей компании. Выясните, что мотивирует, разговаривайте, задавайте вопросы. Проводите 1-on-1.

Мини-гайд по работе с джунами

  • Не пугайте. Новички и так переживают. Важно рассказывать о возможностях для стажеров и джунов в своей компании и проводить отборы с пользой для развития кандидата.

  • Помогайте новичку понять, правильно ли он выбрал направление. Зачастую новички сами не уверены, туда ли они пришли. На собеседовании обратите внимание на мотивацию и обоснованность выбора направления.

  • Готовьте силы для менторства. Это будет требовать времени и эмоциональных сил, но и взамен приносит много хорошего.

  • Подбирайте правильные задачи. Они должны быть разнообразными, чтобы прокачивать новичка с разных сторон. Не скидывайте всю рутину на джуна.

  • Поддерживайте лояльность и не забывайте про культуру компании. Среди усиленной работы над развитием хард- скиллов, обращайте внимание на софтовые вещи.

Работа с джунами —  это здорово. Для меня это стало еще одним лекарством от выгорания, способом внести свой вклад в развитие сообщества, а еще подарило возможность завести новых приятелей и друзей.

Комментарии (4)


  1. csharpreader
    00.00.0000 00:00
    +12

    Слушайте, ну серьёзно? 10 тыс. знаков с пробелами, чтобы изложить полторы общеизвестные мысли, что
    1. новичку нужен ментор;
    2. нужно старацца.

    Простите, но ни одной новой мысли/наблюдения/просто чего-то уникального или хотя бы забавного. Просто пара параграфов из давно запылившейся методички из серии «Плохо не делай, делай хорошо!»

    P. S. Понятно, что далеко не все от рождения «писатели буквами». Вы молодец, что попробовали. Но обкатать текст на коллегах, близких? Прочесть его хоть кому-то, кто собаку съел на джунах и менторстве? И чтобы не просто покивали «Ну, норм, чо», а чтобы было понятно, что в тексте есть польза. И, повторюсь, не обязательно польза может быть в лоб, технической, методической. Удовольствие прочесть пару конкретных кейсов про чей-то бег по граблям – тоже польза для читателя.

    «
    Вехов и успехов», в общем, вам в дальнейшем.


    1. ro_am Автор
      00.00.0000 00:00

      Спасибо за комментарий!
      Текст родился после двух докладов на конференциях и множества выступлений в ВУЗах, которые получили хорошие отзывы. Ревью коллег безусловно тоже было.
      Возможно учту в будущем ваши идеи :)


  1. LuggerFormas
    00.00.0000 00:00

    Об оплачиваемости стажировок ни слова тоже не заметил


    1. ro_am Автор
      00.00.0000 00:00

      Думаю это сильно зависит от компании и уровня подготовки. У меня первая стажировка была неоплачиваемая, длилась месяц, но и мой уровень был минимальным.
      В Тинькофф стажировки оплачиваются на мой взгляд хорошо, правда уже нужно пройти отбор.