Привет, Хабр! Сегодня продолжаем рассказывать о нашем образовательном проекте, который называется «Школа 21». Ему в 2023 году исполняется уже пять лет. Школа позволяет кандидатам старше 18 лет, которые успешно прошли отборочные этапы, бесплатно получить развитие навыков, востребованных в сфере IT. О том, что такое «Школа 21» и в чём особенность её методологии, мы уже рассказывали. А сейчас поговорим о том, каких результатов удалось достичь и что ждёт нашу школу программирования в будущем.

Немного о самом проекте

Для тех, кто ещё не знает о «Школе 21» — вот краткая информация о проекте и нюансах обучения.

Основное, что стоит знать: обучение в «Школе 21» ориентировано на получение участниками актуальных знаний и навыков в области программирования и информационных технологий. Ключевая особенность обучения — его необычная методология peer-to-peer, то есть «равный — равному». В основе концепции лежит идея взаимопомощи в сочетании с самостоятельным поиском решений, что впоследствии формирует широкое ИТ-комьюнити.

Участникам даётся задание, а для его выполнения можно использовать все доступные способы, кроме списывания и читерства. В классической модели обучения главным источником информации является наставник. У нас же нет никаких ограничений, можно обращаться с вопросами к другим участникам или к авторитетным спикерам, брать информацию из любых доступных источников. Участники могут примерить на себя роль как ученика, так и ментора, оценивая знания и навыки друг друга. Свобода в выборе источников информации развивает самостоятельность и умение видеть главное, что в реальной жизни помогает очень быстро находить ответы на самые сложные вопросы.

Преимущество методологии в том, что она учитывает характеристики личностного развития, включает в себя решение творческих и практических задач, развивает самообучаемость. Благодаря методике peer-to-peer участники лучше запоминают материал, прокачивают мягкие навыки и глубже вовлекаются в процесс обучения.

Знания и навыки, которые были получены в школе, не потеряют актуальности даже спустя много лет, так как проект обучает тем компетенциям, которые позволят быстро адаптироваться в любых условиях. Это отражается на скорости адаптации участников на новом месте работы. Мы изучили этот показатель, оказалось, что участники «Школы 21» в 2 раза быстрее адаптируются в компаниях и на 15% быстрее получают повышение.

Важный нюанс ещё в том, что программа обучения соответствует всем современным запросам. Она постоянно дорабатывается и совершенствуется с учётом требований рынка. Обучение бесплатное и рассчитано на 1,5–3 года. Длительность зависит от успеваемости участника и объёма материала, выбранного обучающимся для освоения в рамках индивидуальной траектории обучения.

Кто может обучаться в «Школе 21»? Все люди, достигшие 18-летнего возраста — это единственное требование для участников. В школу приходят с различным багажом знаний, опыт каждого участника имеет значение для учебного процесса.

Как попасть на обучение? Нужно подать заявку на сайте, пройти онлайн-игру и после — отборочный интенсив. Это целых 26 дней непрерывного кодинга в одном из кампусов «Школы 21». Участники, успешно прошедшие интенсив, получают возможность поступить на основное обучение в школе.

Переход на собственную геймифицированную платформу

Всё обучение в «Школе 21» выполняется на собственной образовательной платформе, которая была разработана совместно со Сбером. Её запустили летом 2021 года в кампусе в Новосибирске. Уже зимой 2022 года платформу стали использовать в Москве и Казани, скоро на ней запустится ещё и кампус в Сургуте. Продукт представляет из себя образовательную платформу полного цикла, которая помогает реализовывать методологию школы peer-to-peer. Там участники выполняют проекты, ведут коммуникацию друг с другом, планируют свой день, проводят и записывают проверки заданий.

Каждое задание может включать в себя три этапа проверок: peer-to-peer, автотесты и код-ревью. Все это позволяет в процессе обучения сформировать “паутинку” компетенций участников.

На этапе peer-to-peer-проверки задание участника проверяется другими пирами [участник школы — прим.ред.] на соответствие определённым критериям чек-листа к текущему заданию. За проверки начисляются и снимаются PRP-поинты — очки, за которые участники могут проводить проверки. Таким образом, каждый мотивирован не только провериться, но и проверить другого участника.

При успешном завершении peer-to-peer-проверок решение проходит автоматическую проверку школьной тест-системой.

После успешного завершения автоматической проверки проект переходит к этапу код-ревью, на котором два других участника поочерёдно проводят обзор кода на предмет соответствия определённому стилю.

В школе применяется практико-ориентированный подход, что позволяет готовить универсальных специалистов, которые разбираются в тенденциях рынка, знают, как устроен бизнес, и имеют полную картину своего профессионального развития. Это достигается, во-первых, благодаря выполнению проектов, которые соответствуют задачам программистов в реальных компаниях, а во-вторых, благодаря используемым инструментам, которые позволяют погрузиться в условия реальной разработки. Так, на платформе школы была проведена интеграция с сервисом поддержки совместной разработки (Gitlab), с помощью которого участники могут практиковаться в работе с системой управления репозиториями.

В школе используется своеобразная система отслеживания приобретенных навыков у участников — паутинка скиллов. Она отражает прокачиваемые хард-скиллс и их баланс. Такой инструмент — настоящий находка в «Школе 21», где каждый участник самостоятельно формирует свою траекторию профессионального развития.

Выпускник школы может использовать свою паутинку и вставить ее в своё CV. Такая визуализация очень понятна HR-сотрудникам, которые подбирают новичков с определенным профилем.

Команда школы продолжает развивать этот проект и готовит еще одну паутинку — уже по софт-скиллам. Для этого мы проводим масштабное исследование развития софт-компетенций, в котором может поучаствовать любой участник школы.

Обучение в школе нацелено на то, чтобы участники учились формулировать цели и видели свой прогресс относительно самого себя. Для этого есть удобный инструментарий для планирования учебной нагрузки и наглядная карта профессионального развития. Эти инструменты помогают участникам грамотно выстраивать работу над учебными проектами и самостоятельно определять свою траекторию к достижению целей. В карте профессионального развития (project map) можно в режиме реального времени отслеживать свой прогресс и видеть предыдущие, текущие и будущие учебные проекты. Участникам видны дедлайны, поэтому каждый может спланировать своё время и подстроить график. В календаре, доступном в личном кабинете, можно назначать встречи для проверки своих проектов, следить за мероприятиями «Школы 21» и самостоятельно формировать график ивентов. После выполнения каждого из заданий появляется возможность отслеживать свой прогресс на шкале освоенных навыков, которая заполняется в зависимости от учебного прогресса участника.

Нельзя забывать и об элементах геймификации:

  • получение опыта (XP);

  • получение ачивок за успешную работу;

  • достижение уровней;

  • деление участников на трайбы (команды);

  • взыскания (пенальти);

  • получение очков, требуемых для взаимных проверок, а также внутренней валюты школы (коины).

Ачивки можно получить за выполненные проекты, за ускоренное прохождение основного обучения, за участие во внеучебных активностях. Чем лучше участник справляется с заданием, тем больше очков он получает. Каждый навык участника оценивается отдельно — например, оцениваются такие навыки, как умение работать в команде, алгоритмы, структурное программирование и др.

Геймификация позволяет более глубоко вникать в процесс обучения, быстрее достигать образовательных целей и сохранять мотивацию на протяжении всего обучения. И ещё приятный бонус — на полученные очки участники могут приобрести реальные предметы, например мерч «Школы 21».

Основные направления обучения

«Школа 21» готовит специалистов по самым разным направлениям IT. С течением времени появляются всё новые и новые образовательные направления. На основном обучении изучаются языки: C, C++, Java, С#, Python, Go, SQL, инструментарий DevOps. После основного обучения участники проходят обязательную стажировку, и тогда им становятся доступны вариативные направления:

  • Backend;

  • Frontend;

  • мобильная разработка;

  • кибербезопасность;

  • DevOps;

  • алгоритмы;

  • Databases & Data engineering;

  • робототехника и электротехника;

  • архитектура ПО;

  • компьютерная графика и разработка игр;

  • машинное обучение и анализ данных;

  • системное программирование.

Здесь стоит повторить, что если вы хотите стать кандидатом на обучение в «Школе 21», нужно зарегистрироваться на сайте 21-school.ru, пройти вступительную игру и закончить 4-недельный отборочный интенсив. Он состоит из ряда испытаний: индивидуальных и групповых проектов, экзаменационных заданий. На выполнение одного индивидуального проекта отводится 38 часов, группового — 62. На отборочном этапе каждый участник 6 раз в день обсуждает код (трое проверяют его, троих должен проверить он).

Поступление в «Школу 21» не зависит от предыдущих знаний, результатов ЕГЭ, опыта работы, умения программировать и наличия дипломов. Для более чем 50% обучающихся участие в проекте — первый опыт программирования.

Ну хорошо, а что происходило со школой в эти 5 лет?

1. Мы открыли три современных кампуса и готовим к открытию еще несколько

Решение открыть «Школу 21» в Москве было принято в мае 2018 года, сам проект запустили в ноябре 2018 года. За пять лет школа получила около 400 тысяч заявок на поступление. За прошедшие 5 лет мы открыли кампусы школы в Казани и Новосибирске, а совсем скоро откроется кампус в Сургуте, затем планируем запуск кампусов в Ярославле и Нижнем Новгороде. Сейчас школа проводит набор участников на обучение, который продлится ещё несколько месяцев.

Зачем новые кампусы? Их открытие дает возможность людям из регионов бесплатно получить востребованную профессию, закрывая потребность местных работодателей в ИТ-специалистах. В среднем около половины участников приехали из городов и регионов, где нет кампусов «Школы 21». Таким участникам предоставляется возможность бесплатно проживать в общежитии на время прохождения основного обучения. На данный момент количество участников «Школы 21» превышает 4 100 человек.

Для участников кампус — третье место в городе, помимо работы, учёбы и дома. Поэтому школа стремится создать высокий уровень комфорта и рабочую атмосферу, которая мотивирует участников проводить в кампусе как можно больше времени, находясь рядом со своими друзьями. Для этого есть все возможности: просторные и современные кампусы открыты круглосуточно 365 дней в году.

В кампусах есть зоны как для обучения, так и для отдыха. Например, после интенсивного кодинга можно с другими участниками поиграть в приставку, почитать книги или провести время в зоне отдыха. Команда школы проводит для участников разные активности, такие как викторины, хакатоны или тематические праздники — например, День кибербезопасности, День студента и многие другие. Часто участники инициируют активности самостоятельно, например организуют клубы по интересам, устраивают вечеринки или проводят спортивные соревнования.

За пять лет мы получили сплочённое комьюнити, которое постоянно увеличивается.

2. Разработали программы в онлайн-формате для социально незащищённых категорий населения

Как говорилось выше, одно из главных преимуществ школы в том, что поступить сюда могут все желающие, для этого не нужно обладать специальными знаниями или иметь опыт в ИТ. Некоторые участники приходят сюда, чтобы полностью сменить свою профессию, другие развивают необходимые для построения карьеры навыки. Аудитория у школы очень разнообразная, здесь разбиваются все стереотипы, касающиеся возраста, пола или определённого склада ума.

Возможность изменить свою жизнь к лучшему есть не только у людей, которые могут приехать и очно обучаться в одном из кампусов школы. Кроме того, не у всех есть возможность уделить обучению несколько лет, поэтому школа разработала 4-месячную онлайн-программу. За время обучения участники таких программ не выходя из дома приобретают востребованные навыки, которые способны помочь им найти работу мечты.

Обучение на онлайн-курсе тоже строится по методике peer-to-peer. Участники коммуницируют друг с другом, участвуют в выполнении командных проектов, проверяют задания, и всё это происходит онлайн. Геймифицированная платформа позволяет вовлечься в дистанционное обучение, общаться с участниками и выстраивать удобный график обучения. Обучение требует серьёзных временны́х инвестиций (около 20 часов в неделю), но интенсивность погружения позволяет за относительно сжатые сроки достигать образовательных результатов. Так, 80% прошедших обучение отмечают, что достигли целей, которые сформулировали на старте. За 2022 год «Школа 21» уже обучила участников в двух социальных проектах: i-can.pro в партнёрстве с todogood и «Содействие занятости» в партнёрстве с Томским государственным университетом.

3. Помогли трудоустроиться в крупные компании более 1 800 участникам

Согласно исследованиям, один из главных запросов к специалистам — развитые soft skills. Сотрудники должны быстро обучаться, уметь реагировать на изменения, справляться со стрессом, а также работать в условиях многозадачности. Для того чтобы готовить специалистов, соответствующих этому запросу, «Школа 21» акцентирует внимание на всестороннем развитии участников.

Отборочный интенсив — концентрированный опыт реальной жизни для участников. Например, нет подробных инструкций по обучению, поэтому нужно быстро сориентироваться в условиях неопределённости. Участники могут это сделать при помощи самостоятельного поиска информации, а также благодаря коммуникации с другими обучающимися. Методология школы выстроена таким образом, что без общения с другими пирами невозможно завершить свои проекты. Получается, что с первых же дней обучения у участников прокачиваются навыки самостоятельного поиска информации, работы в команде, тайм-менеджмента и принятия решений. Со временем развиваются и такие востребованные работодателями навыки, как делегирование задач, лидерство, планирование, самопрезентация, управление командой, ответственность.

После основного обучения наступает этап стажировки. Чтобы подготовить участников к стажировке, на собственной платформе школы был реализован карьерный трек, который помогает составить резюме, подготовиться к собеседованиям, написать сопроводительное письмо. Также всё это даёт возможность понять принципы корпоративной культуры и адаптироваться к ним. Получается, что к моменту выхода на стажировку обучающиеся уже знают, как вести себя в свой первый день, как наладить общение с коллегами и как выстроить карьерную траекторию.

Как следствие всего этого — быстрая адаптация. Сейчас более 1 800 участников трудоустроено в крупнейших компаниях страны, среди них: Сбер, Ozon, Tele2, Лаборатория Касперского, Ингосстрах, Yandex и многие другие компании.

4. Обучили цифровым компетенциям руководителей компаний, госслужащих и преподавателей

Развитие технологий и цифровизация экономики повысили значимость цифровых навыков не только у ИТ-специалистов, но и у сотрудников из разных сфер. Особенно важен навык работы с данными, который влияет на качество и точность статистических данных в компании. Чтобы подготовить сотрудников к новым требованиям, «Школа 21» разработала интенсив «Введение в анализ данных», который включает в себя изучение статистических методов, методов интеллектуального анализа и машинного обучения. Обучение по этим программам в 2022 году уже прошли госслужащие, руководители технологических компаний и преподаватели информатики и программирования. Программы занимают 1 или 2 недели, в течение этого срока участникам ежедневно поступает набор заданий со сроком сдачи на следующий день. Такой интенсивный формат стимулирует быстрое освоение материалов, а также повышает эффективность командной и индивидуальной работы. В результате участники осваивают базовые инструменты разработки, тренируют навыки самоорганизации, управления временем и работы в условиях очень сжатых сроков. У интенсива нет цели сделать из участников программистов, основная цель — обучить востребованным цифровым компетенциям и мягким навыкам, а также научить общаться с ИТ-специалистами на одном языке.

5. Разработали собственную цифровую платформу

Платформа помогла школе стать более самостоятельной, гибкой, ориентированной на потребности рынка. Этот инструмент даёт возможность лучше реализовать методологию peer-to-peer. С помощью платформы участники погружаются в условия настоящей разработки, используют самые современные инструменты и следят за своим результатом в режиме реального времени. Успехи напрямую зависят от приложенных усилий — чем больше обучающиеся стараются, чем быстрее выполняют задачи, чем больше навыков они задействуют при выполнении проектов, тем более внушительным оказывается результат.

Отслеживать успехи очень удобно — очки опыта отражают прогресс в обучении, каждый успех участника оценивается определённым количеством очков опыта, который он получает в итоге. В результате участники могут пользоваться действительно уникальным образовательным продуктом, который делает процесс обучения более удобным, быстрым и результативным.

Перспективы и планы на будущее

За пять прошедших лет «Школа 21» помогла людям найти любимое дело и достигнуть желаемых целей — более 1 800 человек трудоустроились в лучшие ИТ-компании и стартапы. В дальнейшем мы планируем развивать проект, открывая новые кампусы по всей стране. Сейчас ведутся переговоры об открытии кампусов с несколькими десятками регионов. В 2023 году запланированы открытия кампусов в Ярославле, в ближайшем будущем - в Великом Новгороде и Нижнем Новгороде. Школа уже подписала соглашения о сотрудничестве с Самарой, Владивостоком и Кемерово.

Ещё одна важная цель — постоянная актуализация образовательного продукта. Такую гибкость позволяет обеспечить собственная платформа школы, которая будет развиваться и подстраиваться под запросы работодателей и пожелания участников. Через несколько лет образовательный продукт «Школы 21» не потеряет своей актуальности, и можно быть уверенными в том, что проекту удастся сохранять высокий уровень качества образования и готовить специалистов с актуальными навыками. Например, уже в ближайшем будущем планируется добавить новые направления обучения:

  • автоматизированное и ручное тестирование;

  • системный и бизнес-анализ;

  • UX/UI-дизайн;

  • project management;

  • full-stack-проекты — это комплексная работа над проектом группы участников, где каждый выполняет задачи по своей специализации: frontend, backend, devops и т. д.

Также планируется увеличивать количество проектов от бизнеса, которые позволят участникам заниматься заказной разработкой и выполнять задачи из реального мира. Формат, в котором мы это видим, — бизнес приходит с реальной задачей, а мы собираем команду из пиров, которые работают как аутсорс. Для участников это возможность развить свои навыки, протестировать работу в компании, а для бизнеса это возможность найти настоящие таланты.

Комментарии (1)


  1. MAXH0
    00.00.0000 00:00

    Как там у Раковой дела?