ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога на основе интервью с А. Мишуковым, основателем производства электродвигателей.
Удовлетворить базовые потребности человека в воздухе не так-то просто.
Вы в самолете идёте в туалет, справляете нужду, нажимаете на кнопку слива. Раздается характерный звук всасывания, и все содержимое мгновенно исчезает.
За этим простым действием стоит сложная инженерная система с электродвигателем, который создает вакуум.
Такие двигатели раньше импортировали, а после 2022 года перестали.

Мое производство делает разные электродвигатели: для медицинских приборов, подводных аппаратов, геофизических систем и в том числе двигатели для туалетов в самолете ограниченными партиями.
В статье расскажу, как производят электродвигатели в России, сколько на этом можно заработать, когда произвести на родине выгоднее, а когда без Китая не обойтись.
Зачем туалету в самолете нужен электродвигатель?
В самолёте около 30 разных электродвигателей. Одни поднимают самолет в воздух, другие управляют закрылками и рулями, третьи останавливают самолет, а четвертые помогают всему этому добру не перегреться.
Но нас интересуют двигатели вакуумных насосов — они устанавливаются в туалете.
Чтобы избежать множество неприличных упоминаний в тексте, слово, обозначающее продукты жизнедеятельности человека, будет заменено словом «тело», как в школьной физике.
Раньше тела из самолётов просто сбрасывали наружу. Нет, никому на голову не падало — на высоте 10 км отходы сразу замерзают и рассыпаются в воздухе.
Ещё могли использовать классические туалеты — они смывали тела водой, как дома. На один слив нужно от 6 до 15 литров воды. Чем больше воды, тем больше должен быть самолёт, чтобы это вмещать. Чем больше вес, тем больше нужно топлива. Такие туалеты неприятно пахли, для них нужны большие канализационные трубы, они легко ломались.
С 1980-х в самолётах используется вакуумная система.

Когда кто-то нажимает кнопку смыва, включается вакуумный генератор, который высасывает воздух из бака и труб. В баке воздуха становится меньше, значит, он давит слабее. А в салоне воздух продолжает давить с прежней силой.
Получается разница давления: в салоне воздух давит сильно, в трубах и баке — слабо. Воздух из салона начинает уходить туда, где давление меньше, и увлекает за собой тела (содержимое унитаза).

Как видно на схеме, генератор качает воздух из труб через бак. Чтобы тела остались в баке и не полетели дальше в генератор, в системе стоит сепаратор с фильтром.
Чтобы было понятнее, можно подумать, о заварочном чайнике. Когда выливаешь чай в кружку, заварка остаётся в ситечке. Здесь также: воздух «проливается» через фильтр в генератор, а отходы остаются в баке.
Воздух, который генератор выкачал из труб, нужно куда-то девать. Поэтому он выходит наружу через трубу.
Ровно по такой же схеме работает пылесос, только он сосёт пыль, а не… тела.
Весь процесс занимает 3-5 секунд. Двигатель для такой системы весит около 2 кг при мощности 1,5 кВт. Для сравнения: промышленный двигатель такой мощности весил бы 15-20 кг, и не выдержал бы авиационной тряски, перегрузок при взлёте и посадке, турбулентности, температурных скачков.
На высоте более 5 км система работает еще проще. Разница давления между салоном и атмосферой настолько велика, что вакуумный генератор даже не включается.

Запах от вакуумных туалетов меньше обычных, потому что с телами засасывается и воздух в кабинке, а все трубы закрыты клапанами.
После посадки к самолёту подъезжает специальная машина, подключает шланг и опустошает бак с отходами.

Заканчиваю с образовательной частью, перехожу к экономической.
Из Роскосмоса в свое производство электродвигателей
Я закончил московский политех (ранее МГТУ “МАМИ”) по специальности "конструктор-технолог литейного производства" с красным дипломом. В 2010 году пошел работать в Роскосмос.
Параллельно я, как очередной фантазёр-утопист, мечтал создать свою настольную игру. Занимался этим, а потом начал производить деревянные фигурки для настольных игр.
Для этого нужно было помещение, а в Москве с этим сложно — все производственные помещения от 100 квадратов, мне нужно было 15 кв.м.
Поэтому я построил мастерскую на даче и творил там.

Производили фигурки оптом для издательств, и продавал в розницу за границу через маркетплейс Etsy. В месяц получалось до 3 000 $.
В 2022 ввели санкции, мой магазин полностью удалили со всеми отзывами, и бизнес умер.
Недавно купил настольную игру на Озоне, а там лежит наша фигурка. Классно.
В 2017 году с другом начали делать электродвигатели. Первый мотор делали как хобби из подручных материалов, написали про это статью на Хабре и стали получать заказы.

В 2018 году я уволился из Роскосмоса и начал зарабатывать на производстве электродвигателей. В шутку называю компанию электродвигательным ателье — мы делаем штучные заказы под специфические требования.
Делаем крошечные двигатели в форме крючка, которые вставляются в вену на ноге и проталкиваются кровью до сердца. Или двигатели-трубки для нефтяных скважин диаметром 6 см — если покупать на рынке двигатель такой мощности, он будет размером с чемодан.
Как устроен рынок электродвигателей
Купить электродвигатель можно в четырёх местах: на китайском серийном заводе, на российском серийном заводе, в научно-исследовательском институте и у небольших производителей вроде меня.
1. Китайские заводы
Если нужен двигатель для стиральной машины, вентилятора или простого станка – скорее всего, он приедет из Китая.
Китайцы научились делать электродвигатели дешево и много. У них отлажена вся цепочка: от производства магнитов до сборки готовых изделий. Плюс дешевая рабочая сила и государственная поддержка экспорта.
В результате китайский двигатель может стоить 20 000 ₽, а его российский аналог – 70 000 ₽.
Проблема в том, что когда начинаются санкции или политические разборки, поставки могут прекратиться в любой момент. Как это случилось в 2022 году, когда объем продаж упал до минимума за пятилетие.
Еще проблема: китайцы ничего не любят кастомизировать. А среди тех, кто любит – 90% тех, кто кастомизирует, как им хочется, а не так, как вы их просите.
2. Российские серийные заводы – наследники СССР
В России работает около 30 крупных заводов-производителей электродвигателей. Это такие гиганты, как Красногорский завод «Электродвигатель», «Владимирский электромоторный завод», «Уралэлектро».
Большинство из них – наследники советских предприятий. У них есть цеха, оборудование и опыт производства. Но серийный двигатель российского производства стоит дороже китайского. Почему?
Во-первых, Россия покупает за границей редкоземельные металлы и большую часть комплектующих для двигателей. С 2022 года выбора поставщиков стало меньше — теперь сотрудничают в основном с Китаем.
Во-вторых, в Китае материал доходит до производителя через одного-двух посредников:
Производитель материала → Региональный дистрибьютор → Завод электродвигателей
А в России таких три-четыре. Условный пример:
Производитель материала → Российский Федеральный дистрибьютор → Региональный дистрибьютор → Локальный поставщик → Завод
На каждом этапе перепродажи — наценка. В результате то, что китайские заводы покупают у поставщиков за 100$, в РФ для заводов будет стоить 200-300$.
Плюс в Китае государство целенаправленно выстраивает производственные кластеры. В одном городе делают магниты, в соседнем – подшипники, в третьем – собирают готовые двигатели. Логистика отлажена десятилетиями.
У нас магниты для двигателей везут, условно, из Челябинска, подшипники – из Самары, сталь – из Липецка. В итоге получается дорогая логистика.
Если покупателю нужен индивидуальный двигатель под заказ, он может заказать его у местного российского производителя. Но есть проблема:
У таких заводов работает условно 500 человек с зарплатным фондом 50 млн ₽ в месяц. Когда к ним приходит заказчик и просит сделать один специальный двигатель, заводу нужно окупить всё это добро, и этот единственный двигатель будет стоить 80 млн ₽.
Заказчик такую цену, как правило, не тянет.
3. НИИ
Третий тип игроков – научно-исследовательские институты. Например, ВНИТИ ЭМ в Санкт-Петербурге или НИПТИЭМ во Владимире.
Когда какому-нибудь НИИ химмаша нужен специальный двигатель для их установки, они часто делают его силами своих сотрудников.
У НИИ есть умные люди, лаборатории и доступ к грантам. Но производственных мощностей у них кот наплакал. Плюс бюрократия – пока они все согласуют, заказчик либо найдет другой вариант, либо вообще откажется от проекта.
4. «Электродвигательные ателье»
Это компании типа моей. У нас есть дорогое производственное оборудование, как у больших серийных заводов, и умные люди, как в НИИ. Поэтому мы можем изобрести двигатель с нуля, произвести какое-нибудь изделие по готовым чертежам или всё вместе.
Цена у нас получается лучше серийного завода — нам не нужно кормить огромный штат.
Раньше мы брались за проекты от 200 000 ₽, но тогда нас с партнёром было всего двое, и экономика вообще не сходилась. Сейчас берём заказы от 1 млн.
Делаем так ещё потому, что заказы приходят нерегулярно. В один момент можем работать на полную мощность, а потом 3 месяца сидеть без заказов. Всё это время нужно платить деньги людям — квалифицированных сотрудников мало, я не могу увольнять и нанимать людей по мере поступления заказов.
Производство электродвигателей с нуля
Полный цикл производства занимает от 2 до 6 месяцев. Начинается с поступления заявки на производство.
1. Разговариваем с клиентом
Выясняем задачи, потом просим заполнить опросный лист — какая мощность мотора нужна, в каких габаритах, в каких условиях будет работать мотор.
На этом этапе многие отсеиваются — часто приходят люди, которые не понимают, что им нужно и для чего. Некоторые вообще не знают, что такое двигатель.
Кто-то говорит:
— Нам нужен точно такой же китайский мотор
Таких тоже не берём. Кажется, что если сделать товар в России, то будет дешевле китайского — мол, не надо везти из-за границы.
Но не всё так просто. Например, одна деталь для двигателя на рынке может стоить 100 ₽. Но для этого нужно:
— Спроектировать и заказать штамп за 3 млн ₽
— Организовать цех
— Нанять и обучить людей
— Штамповать 100 тыс. изделий в год 5 лет подряд, тогда все затраты на организацию производства окупятся.
Нам нужно организовывать производство новых моделей каждый раз. Поэтому наши двигатели в 100% случаев будут дороже тех, что производят на рынке. Китайский двигатель за 20 000 ₽ у нас будет стоить 60-90 000 ₽.
2. Проектируем мотор
Это самый долгий этап — он занимает от месяца до полугода.

Иногда есть наработки, на основе которых можно сделать чертежи. Иногда нужно делать 2 варианта мотора, такое часто в авиации.
Например, проектируем 2 мотора. Первый весит 22 кг, КПД 89%. Второй весит 30 кг, но КПД выше — 92%.
Из-за более высокого КПД второй мотор экономит энергию, а значит, самолету нужно меньше аккумуляторов. В данном случае экономия составляет 9,5 кг аккумуляторов.
Получается: второй мотор тяжелее на 8 кг, но экономит 9,5 кг аккумуляторов. Итоговая разница всего 1,5 кг в пользу второго мотора — его и выбираем.
Но если бы экономия составляла не 9,5 кг, а, скажем, 7 кг аккумуляторов, то итоговая разница была бы 1 кг в пользу первого мотора. Тогда выбрали бы первый вариант.
3. Заказываем материалы
Заказываем редкоземельные металлы в Китае в нужной нам геометрии — в России их не делают.
4. Делаем мотор
Двигатель состоит из неподвижной части (статор) и вращающейся (ротор с магнитами или с медной клеткой). На статор наматывается медный провод — обмотка.
В серийном производстве двигатели обычно мотают автоматически — так получается быстро и точно.

Но иногда намотку нужно делать вручную. Например, если у статора сложная геометрия пазов, провод слишком толстый или тонкий, либо если это штучный заказ.
Например, генераторы для электростанций мотают только вручную — они огромные, провод там толщиной с руку, с таким не справится ни одно оборудование.
У нас чаще приходится мотать руками, т .к. работаем под заказ.

Когда мотаешь вручную, нужно считать мотки. Права на ошибку нет — 1-2 лишних витка могут испортить весь мотор.
Если витков до 10 – это одно, если их более 100 – совсем другое.
Если считать стандартно, например, по 10 витков, и отмечать в таблице — легко сбиться. Не отметить десятку или 2 раза записать одну и ту же.
Сотрудник решил эту проблему: предложил считать неравными порциями — Например, сначала 7 витков, потом 12, потом 15, потом снова 7.


5. Испытываем мотор
Иногда это страшно. Какая-нибудь деталь отлетит — останешься без глаза или пальца.

Это не типовые тесты, а экспресс-проба. В типовых тестах все детали фиксируются на жестких оправках, и руками никто ничего не держит.
Но испытывать нужно даже в тех условиях, для которых мотор не рассчитан — мало ли, произойдёт внештатная ситуация, в небе или под землёй. Двигатель должен выдержать.
Недавно тестировал мотор на оборотах, которые на 60% больше его заявленной мощности. Разогнал до 230°C, ушел читать Яндекс.Дзен и пить чай. Всё прошло хорошо. На контрасте вспомнил, как я обращался со своим самым первым двигателем. Боялся включать его надолго — «вдруг сломается», «работает — лучше больше не трогать».
После испытаний отправляем результаты заказчику — если его устраивают характеристики, переходим к следующему этапу.
6. Изготавливаем корпус и собираем
Делаем корпусные детали на токарном станке, собираем мотор в корпусе, еще раз испытываем.
В мастерской 2,5 года на видном месте лежит кусок железа — запоротая деталь. Она задержала проект на 1,5 месяца и стоила лишних 100 000 ₽. Тогда это было очень больно.

7. Готовим документы и отгружаем
Готовим отчетные документы, руководство по эксплуатации и отправляем заказчику.
Инвестиции в производство электродвигателей
В 2023 году мы с партнёром нашли частного инвестора. Он владеет 10% доли,дал нам 11 млн ₽. Эти деньги распределили так:
7 млн ₽ — на производственное оборудование (токарные станки, намоточное оборудование, электроэрозионная резка)
2 млн ₽ — на ремонт нового помещения (электрика, вентиляция, покраска стен и потолков)
2 млн ₽ — на внутренние НИОКР (расшифровывается как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
Итого инвестиции в свое производство электродвигателей – около 11 млн ₽.

Себестоимость двигателя
У нас есть три направления работы.
1. Изготовление основы электродвигателя (т. е. сердечников статоров)
Структура себестоимости:
30% — материалы
30% — амортизация оборудования и стоимость машино-часов
40% — зарплаты, накладные расходы и прибыль

2. Производство двигателей по готовым чертежам
Когда делаем моторы по уже разработанным проектам — нашим или заказчика. Здесь больше ручной сборки и настройки.
Структура себестоимости:
20% — материалы (магниты, подшипники, провода, корпусные детали)
20% — амортизация оборудования
60% — высококвалифицированный труд, испытания и тестирования, прибыль.

3. НИОКР (разработка двигателя с нуля)
Самые сложные проекты, где нужно спроектировать двигатель под уникальные требования — например, для туалета в самолете или для работы в нефтяной скважине.
Структура себестоимости:
10% — материалы для прототипов
90% — инженерный труд

? Работа формата зависит от вашей поддержки, чтобы поддержать автора статьи, подпишитесь на канал "Упал, поднялся".
Расходы производства электродвигателей
Считаю на среднем месячном обороте 2 083 000 ₽, такой был в прошлом году.
Зарплаты — 1 млн ₽
Это основная статья расходов. Работают 8 человек, включая меня. Каждый сотрудник занимается только 1 функцией, кроме меня. Я совмещаю роли 7 сотрудников.
Сотрудникам плачу чуть больше 100 000 ₽ — по московским меркам это немного. Вся зарплата белая — плачу 43% налогов с зарплат: 30% как работодатель и 13% НДФЛ сотрудника. Себе зарплату плачу из прибыли (когда она есть).
В найме есть две особенности:
1. Размещаю объявления везде, где могу.
Использую все площадки: HeadHunter, Авито, телеграм-каналы. Лучше потратить больше времени на поиск и перебрать больше кандидатов, чем потом работать с кем попало.
2. До того, как предложить работу, прошу кандидата написать список задач, которые он хотел бы выполнять, исходя из своего опыта и того, что у него лучше получается. А сам составляю список ожиданий от него.
После очного собеседования обмениваемся этими списками, а через месяц работы провожу диалог по итогам.
Один раз такой подход помог мне уволить сотрудника. Человек был компетентный, но работал очень медленно. За 1-2 дня я сам делал столько, сколько он за неделю.
В конце месяца я сказал о том, что хочу его уволить. Показал списки:
— Смотри, месяц назад мы с тобой условились, что ты сделаешь вот это. А получилось, что не сделал и половины от этого.
И вопросов нет — человек понял, почему я принял такое решение. И для себя полезно — помнишь, чего ожидал от сотрудника, о чём договаривались на старте.
Аренда и коммунальные — 95 000 ₽
У нас очень комфортные условия аренды — неловко их озвучивать. За аренду платим около 80 000 ₽, за электроэнергию и транспортный въезд — еще 15 000 ₽.
Такие условия, потому что мы сами сделали ремонт в помещении и арендуем цех у старого советского производства электродвигателей. Мы помогаем им компетенциями, они иногда дают нам небольшие заказы.
Возможно, когда мы подрастем, а у них появятся деньги, они купят долю в нашей компании.
Всего мое производство тратит около 1,8 млн ₽ в месяц.

Доходы производства электродвигателей
Канала доходов два:
1. Постоянные клиенты — 50% оборота или около 1 млн ₽.
2. «Шальные заказы» — тоже 50% оборота или около 1 млн ₽. Это разовые проекты, когда приходят предприятия типа:
— Мы полтора года работали с другой компанией, потратили много денег, но ничего не получили. Можете за месяц-два сделать то, что они не смогли?
Такие заказы хорошо оплачиваются, но их нельзя планировать. Если убрать эти непредсказуемые проекты и смотреть только на базовую выручку, получается 12-15 миллионов в год. При ежемесячных затратах около 2 млн ₽ — будем работать в минус.
Всего ежемесячные поступления в кассу – около 2 млн ₽.

Берём от 1 млн ₽ за проект. Раньше могли работать и за 200 000 ₽, но сейчас это нерентабельно — производство в Москве, у нас слишком высокие расходы на аренду и зарплаты.
Рассматривал переезд производства в Дмитров — это город в часе от Москвы. Знакомый оттуда сказал, что квалифицированные кадры там дороже. Логика такая: если специалист живет в Дмитрове, он найдет работу в Москве за бОльшие деньги. Чтобы он остался в местной компании, нужно платить больше Москвы.
Бизнес на электродвигателях — нестабильная штука. Сегодня тебе приходит заказ, ты его делаешь, потом три месяца сидишь без работы и платишь людям зарплаты. Обогатиться на этом пока не получилось.
Сколько можно заработать на производстве электродвигателей
В 2024 году наш оборот в средний месяц был 2 083 000 ₽, из них было расходов 1 858 583 ₽. Заработали 224 417 ₽.

А за год заработали 2,5 млн ₽. Рентабельность производства — 10,14%.

Но большая часть денег шла на нужды производства, себе оставлял только обязательный минимум.
В этом году не всё так радужно. В декабре заключили крупный контракт, который кормил бы нас пару лет, аванс обещали перевести в апреле. Сейчас июнь, а денег до сих пор нет. Сбережений, чтобы держать производство, осталось на пару месяцев. Непонятно, что будет дальше.
Многие производства нашей сферы живут на господдержке. До 2020 года я тоже пробовал подаваться на гранты и конкурсы. В Сколково сказали, что мы проходимцы и занимаемся ерундой. В фонде Бортника эксперты посмотрели проект, сказали, что всё это есть в продаже и проект плохой.
Сейчас бы к нам относились серьёзнее, но с тех пор у меня болезненное отношение к господдержке. Готовишь кучу документов, тратишь время, а в итоге получаешь отказ от людей, которые не понимают специфики.
Даже если грант дают, это не решает системную проблему. Если бизнес нежизнеспособен, он всё равно закроется рано или поздно, грант только «продлит мучения». А если жизнеспособен — он и без гранта выживет.
Пока наша история мне кажется незаконченной – просто потому, что еще не пришло время как будто бы. Возможно стоило сделать интервью когда я обанкрочусь.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога «Упал, поднялся» на основе интервью с Алексеем Мишуковым, основателем производства двигателей «Мотохром». За подготовку материала спасибо Бауэр Анастасии.

Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.
Может показаться, что «Упал, поднялся» – это весёлые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.
Подписывайтесь на блог «Упал, поднялся – интервью про бизнес».
Комментарии (69)
n0isy
23.06.2025 14:13Я не верю, что в самолётах стоит такая кустарщина. Как это сертифицировать, ведь сгорит вместе с самолётом. Кликбейт!
jaelynn23
23.06.2025 14:13на внешних топливных баках вертолётов-ми такие же на (прям) коленках собранные насосы ставят (а ещё патент на них) и во все страны отправляют - статиска сама себя корректирует ... я не удивлён
garus_ru
23.06.2025 14:13Тут ведь надо понять, на чьих самолётах требуются, на чьих стоят. Тогда будет видно нужное количество. И много вопросов отпадет.
Вообще, не понятно, если на новьё нужно новое разрабатывать, да ещё чтобы стоило дешево, то почему не брать готовое от советских самолетов? Там же работают предприятия и всё для серийного производства давно есть.
А вот представьте, случайно прилетает что-то беспилотное, исчезает и производство, и производитель, и документация. Или контора, не получив апрельских денег исчезает без шума и пыли. Так вот, продается само изделие - насос, - или дополнительно документация, чертежи, техкарты и прочее, чтобы все тоже самое быстро организовать на другом производстве? А то ведь опять "сроки сдвинутся ещё сильнее вправо".
Pb_hard
23.06.2025 14:13Готовое от советских самолетов?
Советские самолеты не выпускают уже 35лет. Предприятия которые делали это уже давно закрылись, поставщики которые поставляли им материалы требуемого качества тоже. Или вы про б/у или залежавшиеся на складе детали.?
garus_ru
23.06.2025 14:13Ну вот ИЛ-76, например, или ТУ-214. Делают же. Или со складов комплетуют?
В 2014 году еще ИЛ-18 точно летал. ИЛ-62 летает. Может для таких он собирает? Не, список был бы интересен.
Pb_hard
23.06.2025 14:13Кустарный это сделанный не фабричным способом.
Фабричные делают на конвеере. Кустарные вручную.
Если надо сделать 1-500 экземпляров это только вручную сделать, т.е кустарно.
Если нужно несколько тысяч и более, то появляется смысл сделать линию для производства, и производить фабрично.
Теперь вопрос - сколько у нас самолетов данной модели производится в год? Тысяча? Пять тысяч?
Как только придет производитель какого нибудь суперджета и скажет нам нужно 5тыс двигателей на ближайший год, так сразу и будут производить фабрично.
Ну не производят у нас самолеты такими партиями.
А под мелкие серии конвеер строить - это не окупится.
Tim7456
23.06.2025 14:13Это не кустарное производство. Это малосерийное и экспериментальное.
Тут производство разбито по шагам. Контроль качества, включая контроль между этапами. Производственная и конструкторская документация. Наверняка есть специализированная оснастка. В общем, соблюдается ТЕХНОЛОГИЯ производства.Т.е. если после производства 10 экземпляров, покупатель закажет еще одну партию в 100 экземпляров, то изделия будут ТАКОГО ЖЕ КАЧЕСТВА.
А при кустарном производстве это не так. Конвеер же нужен для массового производства.Такие производства были и в СССР и сейчас существуют. Всегда есть изделия которые производятся совсем малыми сериями или даже в единичных экземплярах. Например, литографические машины от ASML, подводные лодки, аппараты радиационной терапии.
Wolframium13
23.06.2025 14:13Записали все гиперкары в кустарные гаражники.
Asterris
23.06.2025 14:13Как не странно, но примерно такие они и есть. Тот же Koenigsegg собирается ручками штучно, дядьки прям руками детали гнут и страшно этим гордятся. Поэтому в таком гиперкаре всё скрипит и грохочет и приклеено на суперклей.
Samedi_Da_Kapa
23.06.2025 14:13Ладно там гиперкары. Они действительно штучные экземпляры.
Но это же получается, что и Falcon 9 не какое-то фабричное изделие, а чисто кустарщина...
rapidstream
23.06.2025 14:13Летать и раньше страшновато бывало, а теперь ещё страшнее.
boulder
23.06.2025 14:13К безопасности самого полёта данный двигатель имеет опосредованное отношение.
Да и опция "потерпеть и не рисковать своими 'телами'" вполне доступна :)
0Q0
23.06.2025 14:13Почему то звучит принебережение.
Получается логика: то что произведено на крупном предприятии - не кустарщина, а то что на не крупном - кустарщина?
Тогда нужно уточнить что такое крупное предприятие. Каков порог перехода к не кустарщине.
По опыту работы могу сказать что и на "крупных" предприятиях кустарщина зашкаливает.
Что касается сертификации, то сертифицироваться может и целиком узел, в который входит такая комплектующая деталь. Тут нужно разбираться с областью применения.
aresteil
23.06.2025 14:13Если почитать про историю происхождения слово Кустарщина, то кустарный промысел[1] — мелкосерийное производство изделий, главным образом, вручную.
И ничего плохого в этом нет.
Перед тем как поставить любое изделие на "ответственный агрегат" его протестируют сотни людей в течение года.
К тому чтобы наши изделия были надежными мы шли с 2016 года, занимаясь в рамках нашей компании узкой специализацией (как бы это с точки зрения было нерационально) ради одной цели - добиться совершенства в том что мы делаем. У нас в офисе есть дэшборд (маркерная доска) на которой отмечено число решенных технологических проблем. Не переживайте - еще много нерешено. Так что можете обогнать нас в этом плане и делать более классный продукт.
diakin
23.06.2025 14:13А что с сертификацией? Испытания на климатику (Мороз) и вот это вот все? Представитель заказчика в конце концов? ))
Alexolshe
23.06.2025 14:13Предохранители наверно дураки придумали. На всем электрооборудовании явно стоят предохранители, при кз в электродвигателе сгорит предохранитель. Так что не бойтесь , специалисты вроде вас самолёты не обслуживают)
alexhott
23.06.2025 14:13Молодцы, удачи и побольше заказов. Еще бы статейки с техническими подробностями про такие изделия.
Ну и сколько стоит в итоге один смыв в туалете самолета?aresteil
23.06.2025 14:13Ахаха. Смеюсь, потому что при проектировании мы рассчитываем ресурс (по ОСТ авиационным стандартам) и там везде используется либо наработка на отказ в часах, либо число летных часов, а вот посчитать число смывов было бы прикольно =) Но какое количество смывов я и сам не знаю к своему стыду. По цене стараемся быть привлекательны - с Китаем конечно непоконкурируешь, но Китай и не берется делать специфические вещи в партиях по 10...20 штук. В части организации эффективного производства помогает мой опыт в озвученном проекте с деревянными фигурками:
Rubilnik
23.06.2025 14:13Так во время полёта на эшелоне (или как это называется) насос уже не нужен, как я понял. А на земле туалетами почти не пользуются)
AlexEf
23.06.2025 14:13А на каком оборудовании балансировка проводится.
Как проходят виброиспытная готового изделия?
rapidstream
23.06.2025 14:13Вот же фото - сотрудник держит включенное изделие в руках проводя виброиспытания!
aresteil
23.06.2025 14:13У нас два балансировочных стенда: один самодельный на базе прибора "Балком", второй покупной настольный (модель не будем уже называть).
Виброиспытания делает заказчик всего узла в сборе. В течение года насиловал два пилотных образца. Образцы выжили - заказали партию. Не переживайте - вы не знаете какие изделия стояли ранее (я о качестве).
Robastik
23.06.2025 14:13В течение года
А какой полный цикл заключения договора?
заказали партию
Сколько штук?
alesh1n
23.06.2025 14:13Алексей (герой интервью) молодец, пытается создавать что-то свое и уникальное. Но с чисто экономических соображений получается, что он работает за 7-х и получает за это зарплату среднего айтишника (или даже меньше)...
aresteil
23.06.2025 14:13Да так и получается. Надежда/план что разрастемся и поэтапно буду делегирвоать роли. В целом план пока воплощается, но
медленноне так быстро какхотелось быпоказано в фильмах про успешных людей.
garus_ru
23.06.2025 14:13Разогнал до 230°C, ушел читать
А потом разбираете, смотрите результаты экстремальных испытаний? Или там смотреть особо и нечего?
Ramirez174
23.06.2025 14:13По сути, это просто кустарщина с ценами и сроками на уровне "советских" заводов.
Заводы хоть и советские, а оборудование давно уже новое.
Честно говоря, ожидалось, что подобный частный бизнес решает проблемы быстро и дешевле рынка, а по факту тот же самый завод, только поменьше
Tim7456
23.06.2025 14:13Малосерийное производство дешевле рынка??? Да вы шутите! Массовое производство всегда будет дешевле малосерийного. А малосерийное дешевле уникального. Это основы экономики.
"Дешевле рынка" можно, если вы проедаете старые запасы (запасы сырья, не отчисляете средства за аммортизацию, не платите работникам) или воруете. Тогда производство встанет, когда вы доедите старые запасы. Мы 30 лет проедали запасы накопленные СССР, но теперь они закончились. И дальше производить "дешевле рынка" уже невозможно.
Ramirez174
23.06.2025 14:13С точки зрения уникального продукта вообще без разницы кто его делает. Всё равно закладывается полная стоимость всего. Что завод, что бизнес. Только будет ошибкой считать, что надо вносить цену всего завода или всего бизнеса.
Так что всецело непонятно в чём такое преимущество: те же затраты, те же бумажки, те же огромные сроки
andrewilife
23.06.2025 14:13"Петрович там в боинге какая то @ня сломалась"
"подержите мою стопку"
Если в мизерной статье столько ошибок, то что с производством...
old_bear
23.06.2025 14:13Раньше тела из самолётов просто сбрасывали наружу.
Я конечно прочитал предшествующее объяснение, но всё равно взоржал на этом предложении.
AKudinov
23.06.2025 14:13Хотелось бы посмотреть на этот процесс "сброса наружу" на высоте 10км, когда за бортом минус 50 температуры и давление низкое. И унитаз, наверное, как раньше в пассажирских вагонах стояли: нажал педаль, крышечка открылась, и всё наружу
вывалилосьвысосало. Наверное, вместе с тем, кто эти "тела" произвёл.p07a1330
23.06.2025 14:13На самом деле, без троллинга, на ряде самолетов раньше туалет именно так и работад
Wolframium13
23.06.2025 14:13Накопитель был, в него накачаешь чуть воздуха и снаряд вылетает как торпеда. Всё очень просто и надёжно.
Yuriy_krd
23.06.2025 14:13главное, не нажимать на кнопку спуска, сидя на белом коне ))) хорошо еще, если просто присосет..)
Samedi_Da_Kapa
23.06.2025 14:13Так что в итоге? Когтеточки все еще впереди планеты всей по доходности?
2 млн в год с производства такого масштаба - как будто бы совсем мало, с учетом капитализации предприятия.kenomimi
23.06.2025 14:13Да, пока бизнес на когтеточках выглядит самым привлекательным из того, что было показано.
venanen
23.06.2025 14:13У когтеточек есть один серьезный нюанс - очень простая ниша, и зарабатывают там те когтеточки, которые выползли в топы продаж. Повторить успех шансов мало, стать успешным блоггером шансов больше, субъективно, а там денег шибко больше.
А у такого производства, если оно кому-то нужно, клиенты будут всегда.
Сейчас, например, многие попытались свою элементную базу делать, но как-то все заглохло, а ведь производство конденсаторов, например, озолотит любого, там такая огромная очередь стоит на эту расспыху за огромный оверпрайс и браком каждый третий.CitizenOfDreams
23.06.2025 14:13а ведь производство конденсаторов, например, озолотит любого
Ага, производителя озолотит, а покупателей этих конденсаторов может и... какой у нас антоним к слову "озолотить"?
"Конденсаторную чуму" еще помните, когда примерно такой же предприниматель цап-царапнул у Рубикона формулу электролита (как потом выяснилось, неправильную) и начал делать свои конденсаторы "за 1 миллион вместо 60"?
0Q0
23.06.2025 14:13Странно, что в статье не приведены контактные данные владельца компании (Алексея Мишукова ?) и его компании.
В чем причина такого замалчивания?
Может быть стоит дать хоть какие то контакты? Реклама в данном случае не лишняя.
p/s в интернете можно конечно "нагуглить": Алексей Мишуков руководитель и главный конструктор компании «Мотохром».
Вероятно речь о нем. Так чего скрывать?trinxery
23.06.2025 14:13Чтобы не показаться рекламой, которая на Хабре без корпоративного аккаунта запрещена.
Robomanus
23.06.2025 14:13Заказываем редкоземельные металлы в Китае в нужной нам геометрии — в России их не делают.
Прям грустно стало, из всех утюгов слышим, что у нас вся таблица Менделеева, а на деле вот такое...
Статья классная, автору успехов.
Arlekcangp
23.06.2025 14:13Они есть, но добыть их сложнее, чем в Китае. Поэтому как только рухнул СССР, в РФ добыча если и была, то загнулась, проиграв Китаю в цене . Часть редкоземов осталась на той же Украине. Так что в этом то как раз ничего удивительного - не надо было на "царства" разбегаться. А у Китая сейчас наоборот, период объединения. Плюс им уже подконтрольны производства африки и части азии вне Китая. Вполне возможно, что часть сырья они сами импортируют.
Guestishe
23.06.2025 14:13Скорее вопрос в геометрии. Было бы таких "моторщиков" в России под 1000, то стало бы рентабельно для них всякую мелочевку производить.
Flexits
23.06.2025 14:13Интересная статья, но, когда вчитываешься, вылезают неприятные нюансы.
Недавно тестировал мотор на оборотах, которые на 60% больше его заявленной мощности.
Это точно технарь пишет, который проектирует с нуля моторы?
Разогнал до 230°C
И пробоя изоляции не было? Чем обмотка намотана?
Мое производство делает разные электродвигатели: для медицинских приборов, ... и в том числе двигатели для туалетов в самолете
Что, прям вот так, без длительных и безумно дорогих сертификаций, испытаний, и прочего? Просто кто-то берёт у маленького предприятия, по словам же автора, стоящего на пороге банкротства, двигатели, и ставит их в самолёты и медтехнику?
aresteil
23.06.2025 14:13Отступления от технической точности статьи моя вина - я не потратил достаточного времени для вычитки. Но и не придал значения - блог же про общепопулярный.
По эмальпрвооду который держит 230оС - тут ничего удивительного - эмальпроводов и лаков/пропиток на эту температуру полно. Недавно подольский Микропровод вывел в продажу провод ПЭКПэ - с изоляцией из полиэфирэфиркетона - 250оС номинальная температура - кратковременная до 300...350оС
Tomasina
23.06.2025 14:13На каждом этапе перепродажи — наценка. В результате то, что китайские заводы покупают у поставщиков за 100$, в РФ для заводов будет стоить 200-300$.
При том, что исходное сырьё (ниодимовая руда, металл, древесина, химреактивы) китайцы покупают в основном в России.
8SuperMaks8
23.06.2025 14:13Двигатель для такой системы весит около 2 кг при мощности 1,5 кВт. Для сравнения: промышленный двигатель такой мощности весил бы 15-20 кг
У меня довольно древний пылесос который 400w всасывания, 2кw потребляемая, ну он не весит столько. Я его разбирал сам двигатель наверное до 2х кг и будет
pieceofbrain3
23.06.2025 14:13бытовой двигатель не проработает непрерывно столько, сколько промышленный - сравнение не вполне корректно
Asterris
23.06.2025 14:13Не, ну технически, кустарщина в данной ситуации может иметь место. Большие зарубежные самолёты тоже отдельные мелкие компоненты могут отдавать на аутсорс каким-то специализированным компаниям. Только проблема-то не в том, чтобы найти мужичка, который может у себя в гараже накрутить десяток вакуумных насосов. Проблема в том, что этот насос нужно годами тестировать на надежность и работу в разных сложных ситуациях. Потому что засорение туалета в самолёте - это вообще-то нештатная ситуация, которая предполагает немедленную посадку на запасной аэродром.
Wolframium13
23.06.2025 14:13Прям годами гоняют бедный насос. Есть цикл испытаний под нагрузкой, под вибрацией и т.д. под авиационные стандарты - не развалился, значит ок.
pieceofbrain3
23.06.2025 14:13Жаль, что два месяца приходится простаивать, а не работать на склад. Понимаю, что ресурсов на это нет. Но я бы рассмотрел ниши на маркетплейсах. Не моторы - так агрегаты, пользующиеся спросом и продающиеся сейчас по неадекватно высокой цене - такие есть.
YMA
Это как? Сжиженный, что-ли?
atues
Да-да, я тоже сразу обратил внимание на эту чушь )))
slava_rumin Автор
Спасибо, поправил