ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана С.Рюминым на основе интервью с владельцами пекарни.
После того, как статья была написана, герои истории предложили убрать конкретные цифры и негативную интонацию на франшизодателя, чтобы не портить отношения. Поэтому я решил опубликовать историю анонимно.
Герои подумали, если читатели этой статьи узнают себестоимость выпечки, то они перестанут ходить в пекарню. Хотя я считаю, что внимательный читатель статьи, глядя на итоговые цифры, захочет доплачивать владельцам пекарен и обнимать их при встрече.
В 2021 я с женой открыл пекарню по франшизе. Сейчас у нас в среднем 167 посетителей в день и 1,5 млн оборота в месяц. У нас 18 позиций хлеба и около 20 кондитерки: зефир, эклеры, наполеон.
Мы думали, что франшиза — это готовые процессы, окупаемость – 10 месяцев и работа под сильным брендом. Недавно я подбил все цифры и решил рассказать, как все вышло на самом деле. А еще я посчитал себестоимость батона, эклера и сосиски в тесте.
Это не жалоба на наших франшизодателей, мы разошлись с ними в хороших отношениях и все еще покупаем у них муку. Это наши цифры и выводы за 3 года бизнеса, где мы успели сравнить работу пекарни по франшизе и работе самостоятельно.

Немного вводных
Мы купили франшизу под друга управляющего. Он, казалось, разбирался в ресторанном бизнесе, склонял нас открыть пекарню, и мы легко склонились. С нас — деньги, с него — управление.
Через 4 месяца партнер охладел к бизнесу и мы разошлись. У нас на руках остался склад ненужной продукции, долги персоналу, роялти франшизодателю, поставщикам за продукцию, кофе, и пр. Из-за долгов остались без продавцов и с одним пекарем.

Первым делом, когда мы немного разгреблись, и свели дебет с кредитом, мы поняли, что нужно бежать от франшизы. Для нас работа с ними была экономически невозможной и мы расходились принципиально.
Покупатели все схавают.
Считали франшизодатели
Продукция оставляла желать лучшего, цены высокие, много списания, и никакой помощи. А мы хотели делать качество.
В итоге от франшизы отказались, хлеб усовершенствовали, кондитерку начали печь сами.

Сколько стоит открыть пекарню по франшизе
Изначально мы купились на слоган “пекарня под ключ”. Нам обещали учесть все нюансы: от ершика в туалете до дырокола в офисе.
Открытие по франшизе в арендованном помещении обошлось нам в 6,5 млн. Выпечка хлеба с нуля, а кондитерка и пирожки полуфабрикатами. Позднее у нас осталось всего несколько полуготовых позиций, остальное мы начали печь с нуля.
Ремонт помещения, свет, мебель: около 2 млн
Паушальный взнос франшизодателю: 500к,
Адская ненужная закупка: около 500к
Оборудование: 2 подовые печи и 3 конвектомата, холодильники и пр: около 2,2 млн.
Аренда на время ремонта: 280к
Витрины, вывески, кассы, хоз. мелочи: около 1 млн
Тут мы ошибочно положились на франшизодателя. Сейчас если бы все делали самостоятельно, уменьшили бы эту сумму процентов на 30.
Доходы пекарни
В 2021 году средний оборот в месяц вышел в 1 150 000 руб. Мы получили 61 000 чеков – 167 чеков в день, ср. чек 220 руб.
В 2023 году оборот – 1,5 млн. Это 66 000 чеков, 181 чек в день, ср. чек 260 руб.
Но расходная часть выросла в большем проценте, чем выросла выручка. Всего наша пекарня продает:
Хлеб – 23% от всего оборота
Кофе/напитки – 17% – от оборота, еще чуть чуть и мы будем кофейней с булочками
60% – это кондитерка и мелкоштучка, пирожки


Расходы пекарни
Расходы – это первое, что занижают франшизодатели. Мы считаем эти цифры, когда мы уже ушли от франшизы и большую часть продукции выпекаем самостоятельно с нуля. Считаем на текущем обороте в 1,5 млн в мес.
26% мы откидываем на продукты, при 1,5 млн закупка это 390к, учитывается списание это около 400к. За три года добились около 20% списания, за счет сухарей и переработки
Аренда – сейчас 315, начинали с 280к. Каждый год растет на 5%
Коммуналка - 40-45к
Зарплаты – 300к
2 продавца и трое на кухне. Продавец может сделать миндальный круассан, сухари.
От пекаря в этом бизнесе зависит очень много. Так как мука хранится при разной влажности, яйца отличаются по весу итп. У пекаря должно быть чувство хлеба, он по консистенции и внешнему виду должен уметь определять нужно ли поправить рецепт по ходу.
Айко для учета и бухгалтерский софт – 9 000.
Раньше были субсидии на ПО, выходило в 2 раза дешевле
Система лояльности – 25-30к. Это накопительные бонусы (у нас 3%), чашки кофе бесплатные.
Налоги – 31к
Налоги по зарплатам около 30к
Хоз. расходы и упаковка – 20-30к
Эквайринг – 15к
Итого: 400 000 + 315 000 + 40 000 + 30 000 + 300 000 + 9 000 + 31 000 + 30 000 + 15 000 + 25 000 = 1 195 000
При обороте 1,5 млн. прибыль около 305к, пекарне больше 3-х лет.
Но кроме плановых расходов, есть расходы внеплановые, поэтому средняя прибыль в месяц меньше.
Оборудование через 3 года работы начинает потихоньку сбоить.
Например, в этом году мы потратили 500 тыс. на ремонт и докупку оборудования (сломался тестомес, обновили витрину и т.п.)
Просто вызвать мастера, который знает, где завернуть гаечку, будет стоить 5 000 рублей.
На той неделе перестал нагревать конвектомат. Мастер сказал, что поломки не видит, потыкал отверткой, включил-выключил, где-то что-то заискрило и заработало, с вас 3000 руб. Если что-то бы сделал, было бы 5 000. У нас 5 печей, и ломаются они часто.
Некоторые поломки могу править сам: поменять лампочку в подовой печи, поменять пружину на дверце, которая держит дверь когда пекарь закладывает тесто. Соленоид разобрать/почистить пришлось научиться делать самому. С холодильниками так не получается, потому что фреон, специальное оборудование.
Только на поддерживающий ремонт в год уходит не меньше 120 000. Сначала думали, что ухаживать не нужно, но теперь больше обращаем на это внимание. Весна настала – все холодильники, камеры, кондиционеры на профилактику, и мы спокойны. Зимой в зимний режим морозилку на 11 кубов.
Окупаемость пекарни
Нам обещали 10 месяцев окупаемости. Спустя 3 года можно подытожить как на самом деле.
За 2023 год средняя прибыль получилась в районе 250к. Тут мы учитываем, что жена работает на полной ставке как технолог, а я провожу мелкий ремонт, работаю на поставках и с персоналом, сын помогает, доставка яндекс доставка и мелкие поставщики на нем. Мы с женой в этом бизнесе 24 на 7.
На данный момент мы не окупили и половину вложенных 6,5 млн.
И мы не считаем нашу пекарню какой-то ущербной.
Мы расположены в отличном ЖК, продаем хлеб в дорогие рестораны, прошли испытания во Вкусвилл, но решили не работать с ними из-за жестких условий по договору.
А если бы мы все еще работали с франшизой?
А теперь давайте посчитаем выглядят цифры, если вы готовите не сами, а покупаете полуфабрикаты у франшизодателя.
При нашем текущем обороте в 1,5 млн руб. мы получаем чистыми в среднем 250к.
При себестоимости в 26% тратим на продукты 390к.
При себестоимости в 50%, как это происходит при покупки заморозки у франшизодателя, на том же объеме вы получите закуп на 750к, что на 360к больше чем когда печете с нуля.
Итого если бы все то же мы делали с франшизой, то были бы в глубоком минусе. А франшиза бы кушала нашу прибыль, А еще вы платите ей роялти.
Мы поняли смысл франчайзинга как способ переложить предпринимательские риски на других и гарантировано! заработать на паушальном взносе, продаже полуфабрикатов и роялти.
Поэтому когда вам рисуют картины, что пекарня приносит золотые горы и может требовать минимум внимания владельца, подумайте 100 раз. А лучше приезжайте и поработайте месяц с действующим предпринимателем-практиком. Чтобы принять взвешенное решение.

Себестоимость булочек
Себестоимостью здесь я называю только расходы на продукты: муку, сливочное масло, злополучные яйца, итп. Без упаковки, без зарплат пекаря и продавцов, без коммуналки итп. Например, когда я говорю себестоимость 26%, то имею в виду “чтобы приготовить хлеб, который продам за 100р, надо купить продуктов на 26 рублей”.
Итого, цифры окупаемости, которые я дал выше, возможны только если моя себестоимость не превышает 25%.
Популярные франшизы и франшиза, которую мы купили, продают полуготовую заморозку, себестоимость такой заморозки 50%.
Например, сейчас так мы берем круассаны в Туле, температура в цеху должна быть 16 градусов, а у нас нет отдельного холодного цеха, печи слишком разогревают помещение.
Круассан – себестоимость 50 руб., продаем за 100 руб.
Также сначала брали покупные эклеры: синие, красные, ореховые за 50 купил, за 100 продал.
Сейчас понимаем, что лучше всего идет то, что делаем с нуля сами. Люди, которые едят и то и то, говорят что допеченная заморозка быстрее портится, плесневеет. Мы тоже грешим заморозкой багетов перед Новым годом, когда невозможно по-другому обеспечить всех.
Если все печь с нуля, то себестоимость выглядит так:
Себестоимость простого хлеба
Средняя себестоимость простого хлеба от 10 до 13 рублей, что около 10-13% от цены продажи.

Бородинский хлеб (300 гр) – себестоимость 12 руб., продаем за 100 руб.
Это: ржаная и пшеничная мука, закваска, солод, сахар, соль, кориандр
Дарницкий хлеб (450 гр) – себестоимость 13 рублей, продаем за 100 руб.
Это: ржаная и пшеничная мука, пшеничной больше, чем в бородинском, закваска, солод, сахар, соль, кориандр
Батон (300 гр) – себестоимость 12 рублей, продаем за 90 рублей
Пшеничная мука и пшеничная закваска
Если мы печем хлеба, например, на морковном и свекольном соке или чесночный хлеб, себестоимость выходит порядка 24 руб. Но и продаем его за 140 рублей
Себестоимость кондитерки
Кондитерка собственного производства не так интересна, как хлеб.
Зефир
Так как фруктовое пюре — это половина себестоимости зефира, мы сами заготавливаем клубнику летом, когда она дешевле, и получаем его в 2 раза дешевле покупного – за 400 руб. Готовое фруктовое пюре обойдется в 800 руб. Но, я, конечно, не считаю работу по заготовке пюре.
Зефир (80 гр) – себестоимость 16 руб. продаем за 80 руб.
Эклеры
Мы пробовали и сложные начинки: маскарпоне, рикотты, шоколадные, фисташковые, все это получалась дорого, и не сказать что пользовалось спросом.

На дистанции у покупателей победил самый обычный эклер — эклер с заварным кремом, сделанный с нуля.
Эклеры – себестоимость 16 руб. продаем за 80 руб.
Казалось бы, но чтобы эклер получился, нужна определенная квалификация кондитера. Сочетание жиров и воды должно быть такое, чтобы при выпечке вода испарилась и эклер получился полым. Если баланс нарушить, то все будет плохо. А мука разная, яйца разного веса. Недоложил яиц, и тесто уже не поднимется, или переложил – очень густое и тот же эффект.
Сосиска в тесте
Это изделие из области лояльности к покупателям.
Сосиска в тесте – себестоимость 38 руб., продаем 120

Чтобы экономика сходилась, вместо Мираторга нужно брать сосиски “папа может.” А если вы работаете по принципу “покупателям то же, что и своим детям”, приходится жертвовать конечной прибылью.
Торт Наполеон
Торт Наполеон (кусочек 180 гр) – себестоимость 45 руб., продаем за 240
Сколько можно сэкономить используя пальмовое масло?
Тут надо оговориться, что все описанные цифры получаются, если не использовать растительные жиры и брать только сливочное масло. Нормальные бизнесмены, те которые любят деньги, пекут пирожки на маргарине и делают кондитерку на растительно-сливочном заменителе – спредах. А самый дешевый растительный жир – пальмовый. Поэтому когда покупаете дешевый торт, вы заведомо получите продукт на пальмовом масле.
Если в кондитерке стоит круассан за 67 рублей, будьте уверены — он сделан из пальмового масла. Мы берем сливочное масло напрямую с завода за 690 руб/кг, а маргарин может стоить 200 руб.
Например, половина от себестоимости коржей наполеона — это масло. Себестоимость крема 381 рублей, из них на 239 руб. это масло. То есть наполеон на 56% состоит из масла.
То есть как мы писали выше, нам сделать кусочек (180 гр) наполеона стоит 45 рублей, а если брать масло растительное, то себестоимость будет равна 28,2 руб. То есть почти на 40% дешевле.
Вывод: вся прибыль – в пальмовом масле.
Кофе
Покупаем кофе и за это нам дают в аренду кофемашину. Чашка кофе себестоимость 20 руб. – американо, продаем за 100р. Но что такое сделать американо, и что такое сделать хлеб.
Выводы
Наши выводы за 3 года работы с франшизой и без:
Пишите бизнес-план на основе работы с действующими предпринимателями, желательно разной степени успешности. Очень много
Старайтесь печь сами без полуфабрикатов. Когда франшиза продает полуфабрикаты, зарабатывает франшиза.
Внимательно выбирайте локацию, за выпечкой и хлебом далеко не поедут, как ни рекламируй.
Известность бренда вам ничего не даст, если франшиза не Макдональдса.
Пальмовое масло сделает вас богатым, а совесть нечистой.
Франшиза не продает "чувство хлеба"
Выводы популярного портала по продаже франшиз:

Титры
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана автором блога “Упал, поднялся” на основе интервью с владельцами пекарни.
Больше историй про бизнес и новые интервью – на канале Упал, поднялся. Подписываясь вы помогаете работать дальше.
Комментарии (18)
EvgeniyIvanovhabr
14.07.2025 14:59Всю жизнь наблюдаю, как какие-то бизнес-ниши переживают взрывной подъем популярности, а потом столь же резко сходят на нет.
В своё время это были:
– игровые автоматы на каждом углу;
– всевозможные салоны связи под разными брендами (по десятку-другому у каждой станции метро);
– микрофинансовые организации буквально в каждом пригодном закутке;
– суши-шопы с роллами из майонеза и крабовых палочек;
– «столбики» для оплаты мобильной связи и кредитов, комиссии в которых возрастали буквально на глазах…
И много чего ещё, всё сразу и не упомнить, может кто вспомнит еще такие тренды? Как правило всё заканчивается консолидацией рынка за парой-тройкой игроков или вообще полным забвением.
Сейчас, несомненно, «эпоха» сетевых пекарен, которые открываются с какой-то невероятной скоростью повсюду и конечно же маркетплейсов, от продажи на них до открытия точек выдачи (сами маркетплейсы при этом зарабатывают на монетизации трафика, рекламе и финансовых услугах, продажа товаров для них в целом убыточна или приносить минимальную прибыль).
И конечно долгоиграющий тренд экспресс-доставки продуктов, который всё ещё выживает за счет бесконечных вливаний инвесторов. Вроде бы только у «Вкусвилла» онлайн-доставка изначально не убыточна, за счёт изначально высокой наценки на товары – они не участвуют ни в каких ценовых войнах принципиально.
Интересно, как долго это всё продержится, хотя концепция маркетплейсов с удобной выдачей товаров, как по мне, вполне может пройти проверку временем. А вот число пекарен уже кажется избыточным.
Мне лично этот бизнес всегда казался перспективным только для владельцев крупных сетей или франшиз, но никак не для тех кто управляет единичными точками, выйти на какие-то приемлемые показатели в таком случае гораздо сложнее. Статья это подтвердила.
xSVPx
14.07.2025 14:59Меняются условия - меняется и бизнес.
"Киоски для оплаты сотового" давали некогда очень приличную прибыль даже при нулевой комиссии...
Пекарни вряд ли выживут. В центре плотность народу маловата. На переферии они не нужны. Ну т.е. я пользуюсь иногда, но, к сожалению, обычно их эклер за 250руб ничем совершенно не лучше чем шесть штук из условного перекрестка, а цена на шесть штук всего раза в полтора больше. Т.е. если тебе не один он нужен, то дешевле заказать с доставкой :).
Кто любит хлеб - давно сам печет, остальные купят в продуктовом, где его выпекают ради запаха и теоретически могут отдавать и бесплатно...
Вот в начале 90х пекарни да - поперли знатно...
ЗЫ. Вы, главное не думайте, что тут какие-то цифры верные :).
Edward39
14.07.2025 14:59Ну хз уже 15 лет пекарни в Калининграде в которую хожу, улица проходная, там куча торгашей. И все завтракают там :)
killyself
14.07.2025 14:59Пока жил в регионе, из пекарни не вылезал можно сказать - хлеб заметно качественнее и вкуснее местных пятерочек/магнитов, при этом ещё и чуть дешевле. Примерно то же по булочкам/пирожкам. Ноо, очень всё зависит от места - где-то хлеб буквально несъедобный, где-то пекарня это раскрашенный хлебларек, с продукцией далеко среднего качества.
Сейчас в СПб же как-то совсем грустно, потому что в пятерочке всё 1 в 1, а в пекарне и цена х2, и качество хромает. Либо вкусно, но прям дорого-дорого, проще действительно в магазине взять. У Вольчека норм, как по мне, но близко нема..
EvgeniyIvanovhabr
14.07.2025 14:59Если где-нибудь рядом есть супермаркет Пловдив – рекомендую попробовать их хлеб. Даже самые простые виды очень вкусные, с хрустящей корочкой и вкусным мякишом. Вольчека до них очень далеко по вкусу хлеба, на мой вкус.
Tschop10
14.07.2025 14:59Герой статьи называет себестоимостью сырьевую себестоимость. А остальные расходы как бы не учитывает. А они часто намного выше стоимости сырья, особенно для трудоёмких изделий. Выводы поэтому не особо верные. Как раз не выгодно печь всё самим. При невысокой квалификации пекаря много брака, куда его деть? Не всё годится на сухари, которые режет продавец в данной пекарне. Так что можно себестоимость смело умножить на два. А пекарь высокой квалификации стоит дорого теоретически. А практически, вы не найдёте таких. Везде временный персонал, текучка. И работают медленно, ручной труд, производительность низкая. Кроме держателя франшизы есть много производителей кондитерских изделий. Можно найти поставщиков готовой продукции и полуфабрикатов, это выгоднее, чем производить всё самим. И ассортимент расширять проще. Но герой статьи боится пальмового масла, оно ему везде мерещится. Открою секрет - кроме пальмового масла есть и другие растительные жиры. Которые даже Вкусвилл разрешает. Человеку, далёкому и от масложировой промышленности, и от диетологии, лучше вообще эту тему не трогать. Пальмовое масло - вполне здоровый и полезный продукт. Во многих странах считается полезнее сливочного масла, которое как раз считается нездоровым продуктом. Демонизировали его только из-за того, что с его помощью подделывают сливочное масло. Подходит оно для этих целей по своим свойствам, а цена намного ниже. Ну, что сказать, забавно почитать рассуждения дилетанта.
killyself
14.07.2025 14:59В Наполеоне будет заметная разница. В эклере том же. С остальным согласен. У пекарен безумная текучка, причём даже у тех, где платят нормально - загадка таки.
saege5b
14.07.2025 14:59В эклере сахарная пудра даст не меньший эффект. Делали как-то. С кучей разных маргаринов и сахарных пудр.
А на тему зарплат: повар-технолог с опытом, получает в одно лицо почти как у ТС общая зарплата.
alexhott
14.07.2025 14:59немножко экономист по образованию тоже при слове себестоимость - берем только продукты, сразу мысль ой не надо так!!!
Sercius
14.07.2025 14:59Демонизировали не само пальмовое масло, точнее сначала само масло, но потом некоторые СМИ дали таки разъяснение шир. нар. массам, что опасно не масло, а спред из него.
vesowoma
14.07.2025 14:59После съезда субарендаторов осталось немного специфичного оборудования (яйцемойка, столы, тестомес, газовая печь). С коллегами освоили производство, сначала для "своих", потом для "своих-своих". Благо газ был почти бесплатный. Вкусный хлеб. Делали три вида:
аналог булки городской
батон нарезной, но большой, 750 г
мелкие булки с разным наполнителем, типа чеснока, укропа, грецкого ореха и т.п.
Работали два года, в основном после основной работы, но в итоге маштабировать было нереально, распродали оборудование, но до сих пор бывает грустим )
И без всяких франшиз )))
Romyll
14.07.2025 14:59Много цифр не вникал но близко к истине, когда прочитал что 5 печек, и комуналка 45 тыщ. Многое не сошлось. Значит маленький объём продаж у вас. 3 печки и сопутствующее оборудование спокойно на 50-70К жгут это при среднем чеке 200р и 200-250 чел . Потраченные 6,5к это 2 пекарни полного цикла с 0 можно открыть. Хорошие. Либо 1 и с подушкой 3к. Что даст возможность хорошо развиться на старте. Как то так)
Wesha
Вот это открытие! Какая неожиданность! Да не может такого быть! Ведь франшиза — это благотворительная организация, которая не должна совсем-совсем ничего брать себе! /sarcasm