Вот наконец я созрел для написания отзыва о своей учебе в Яндекс практикуме на потоке Java программировании. Долго не мог и не хотел оставлять отклик по учебе, думаю он был бы не совсем корректным. Теперь, когда утихли первые и последние эмоции, думаю можно.   Итак, прежде чем описать свое мнение, ведь все что будет написано является сугубо субъективным, пропущенным через мой опыт и чувства, поэтому маленькое предисловие: немного о себе, это важно с точки зрения дальнейшего описания событий. Образование высшее медицинское, стаж работы на врачебных должностях, в том числе и заведующим отделением обширный, к тому же имею педагогическое образование и стаж преподавания семь лет. Это все к тому, что я понимаю о чем говорю и пишу в своем отзыве. А также для тех, у кого образование гуманитарий. Одно дела переучиваться людям с техническим образованием на программиста, а другое без такового. И последняя ремарка, сравнивать не с чем, пока на других платформах не пытался учиться, обзор будет сугубо о платформе Яндекс практикум,  и наверно будет отзыв не совсем честен, так как к началу обучения я самостоятельно в течение шести месяцев изучал данный вопрос, к моменту обучения представлял, что такое ООП (объектно-ориентированное программирование), в целом имел представление об языках программирования, а также изучил наизусть основы программирования java по книги «Java Полное руководство» Герберт Шилдт 10-е издательство и спокойно пользовался технической документацией по Java SE 11 на тот момент.

В двух словах: имел ясное понятие об основных библиотеках (lang, util, io) и уже подходя к образованию мог воспроизводить большинство методов наизусть (не в программе, а на листке бумаги с помощью ручки), кроме того, спокойно писал циклы, знал об 4 принципах программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм, абстракция. Это все к чему? Сейчас чуть-чуть абстракции.

 Представьте Вы участвуете в забеге на выживание, не больше и не меньше, вот стоите на старте, естественно все правила игры до вас довели, юридическим языком и хитростью менеджмента, вроде все ясно прозрачно, но то на старте, адреналин в крови, понимание, что я справлюсь, а остальные «лузеры» - как-то так, грубо говоря. Читая отзывы тех, кто обучался и зачастую, особенно когда сам учишься, думаешь про негативные отзывы, что пишут слабаки и не удачники. Да, есть отзывы, которые и у меня вызывают недоумения, поскольку явно написаны конкурентами или нытиками, но отнюдь не все таковые. Вернемся к нашим «баранам». И вот настал счастливый день, за учебу заплатили, первый модуль открылся (перескакивать далее буду часто, как способ довести до читателя всю бурю эмоций после учебы), да про модули, каждый модуль включает в себя три, четыре спринта, один спринт это две недели учебы: изучения теории и прохождение практических задач, пишите программу по пройденной теории (работы по написанию кода по техническому заданию в конце каждого спринта, бывают исключение, без контрольной задачи, но редко), во всяком случае так оно будет в первом модуле пока вы не доберетесь до финальной работы в конце модуля, где вас будет ждать умопомрачительный квест и первое не понимание, как можно так запутать техническое задание.

Первый спринт в нашем абстрактном забеге выглядит так: старт дан, кто рванул сразу, кто решил придержать силы на потом, совет давать явный не буду, но одно скажу, начнете тормозить вылетите на первом же модуле.

Первый модуль для меня был очень легким, поскольку теорию мне не приходилось понимать и учить, но даже при этом приходилось зависать на практических задачка (об этом ниже). Обучение построено следующим образом: в конце спринтов – «мягкий» дедлайн, если вы не сдали работу, то следующий спринт вам откроется, но до его окончания необходимо реализовать финальную работу предыдущего спринта, при несданном задании (при «мягком» дедлайне) спринт проходить можно, но только до финальной работы, при чем условие этой задачи будет недоступно до реализации предыдущего. Вот тут кроется ловушка, дело в том, что пока не будет сдана работа по первому спринту, финальная работа второго и третий спринт не откроются, так что все надо сдавать вовремя. Самое смешное: вы успели первый спринт сдать на первой неделе, бинго, вам не откроют заранее второй спринт, будите сидеть и ждать остальных, то есть вперед вы не сможете убежать. Таким образом, например, у вас отпуск и вы решили пройти сразу весь модуль за этот месяц, пока есть время, но этого не получится при всем желании, спринт открывается по расписанию.

Есть и жесткие дедлайны, они как правило в конце каждого модуля, это значит, что если вы не сдали финальную работу, то у вас есть две недели на сдачу, а далее вы автоматически вылетаете в академ. Про это я отдельно напишу, про гениальный академ в понимании Яндекс практикума. После не сданного жесткого дедлайна, следующий модуль для вас закрыт. Если обратили внимание на слово как правило в конце модуля, это означает, что есть модули где жесткий дедлайн в конце спринта, а не модуля, иначе говоря два жестких дедлайна в одном модуле, но до него вам еще предстоит добраться. Теперь вкратце о проверке работы, далее подробно об этом напишу, а сейчас вишенка на торте: ревью (проверка) осуществляется человеком (ревьювером), которые закреплены за каждым студентом, у вас в теории он один и тот же, а вот у него вас до фига и больше, итог проверка в среднем занимает сутки, а теперь реальность. Ревьюверы меняются как перчатки, не по их вине, Яндекс все адаптирует, что б на одного ревью приходилось максимальное количество студентов: у каждого ревью свои требование, сколько преподавателей, столько и требований, знаю по собственному опыту, даже при стандартизированном подходе. Приходится подстраиваться под каждого ревьювера, а им под вас, все это приводит к удлинению сдачи времени работ как с Вашей, так и со стороны проверяющего. Представьте вы сдали работу на проверку, если повезет ее проверят в течение суток, чаще это 36 часов и более, потом вы исправляете и снова отсылаете на проверку, таких проверок всего три, далее-АКАДЕМ. При хорошем раскладе проверка работы занимает минимум трое суток, обычно неделя. Что бы все успевать, надо на теорию отводить пять дней, а за выходные написать задание и в течение недели его сдать, других решений нет, так как ком будет налипать и в конце концов вы утоните. Вы не успеете по времени перейти к следующему спринту, получается откроют спринт для тех, кто сдал работы ревьюверам, а вам нет пока не сдадите работу, хотя казалось пока проверяют, можно было изучить теорию, но нет сидите ждите, а потом у вас вместо двух недель останется одна и тут опять не успели пройти ревью, и итог - конец адового забега.

О ревьюверах, наставниках, лекторах описание будет ниже. Сейчас же вернемся к нашему забегу. Первый модуль это прямая с хорошим покрытием трассы для бега, тут вам прохлада и свежесть воздуха, горка вниз приготовлена, все для того, чтобы студенты не сбежали в начале обучения и как можно дольше оплачивали курсы. Про оплату, не могу судить про другие платформы, но на Яндекс практикуме денежные средства за обучение возвращают, но не все. Если хоть один спринт открыли в модуле, то оплата берется за весь модуль, даже если вы решили бросить учиться вам за него (модуль) деньги не вернут и самое прикольное не откроют, то есть деньги уплачены, а контент не получен. С каждым спринтом, воздух становится горячее, суше, покрытие портиться и постепенно переходит в гору, где периодически все чаще начинают попадаться сначала камни поменьше, а потом такие откровенные булыжники и не только под ногами, но и на голову прилететь могут. Теория в первом и втором модуле дана на приемлемом уровне, достаточно что бы суметь с помощью интернета и пару книжек написать все работы, а вот потом, ну об этом далее. С теорией ясно, а как же практика? А практика, это платформа, разработанная Яндексом.

Теперь об этом, это чудо чудное, по ходу теории вам предстоит решать практические задачи, дописывать программы, сдача проходит не человеку, а программе (платформе), вот тут-то и начинается веселуха. Иногда на задании можно зависнуть дня так на два, и дело окажется в пустяке, допустим в выводе, в результате, ошибетесь в склонении слова, или не с большой буквы, а самое бесящее это когда не по «фэн-шую» назовете переменную, класс или не тем методом решите задачу, даже при правильном выводе, так как считается, что эту тему вы не прошли, короче, решение должно быть по всем ступеням шаблонное. Если вы не экстрасенс, не сумели догадаться о правильном названии переменных или классов, то готовьтесь убивать время и нервы на тренажерах, но, поверьте, дальше будет «интереснее», хорошо есть наставники и студенты, которые прошли уже эту задачку, вам помогут решить. Бывало, сами наставники не с первого раза могли совладать с этой задачей (они люди, а не экстрасенсы, задачи решать умеют, но вот отгадать какая логика в данной задаче лежит не сразу выходит). Времени и так мало, а его приходится тратить на такую ерунду. Но скажу в защиту Яндекса, платформа постоянно обновляется, баги и ошибки исправляют, явную бесовщину убирают, так что есть надежда на более оптимальный вариант прохождения обучения. С точки зрения обновлений, чаще в лучшую сторону для студентов, у Яндекса присутствует, но хочется получить образование, за которое платишь, а не быть тестировщиком, который сам платит за свою работу, а не Яндекс.

И вот, после явных матюгов и нервных срывов, если еще не разбили монитор, не выкинули ноутбук и добрались до финальной работы, Ура, можете себе налить кружку чая, дальше будет просто не реальная штука под названием техническое задание от Яндекса, может не прав буду, что напишу, но складывается впечатление, эти задания брались из заказов фирм к Яндексу о написании программ (поэтому такие сырые), по типу хочу, что бы кнопки были не круглые, не квадратные и без углов, желательно черного цвета, но не темные, логика дальше надеюсь понятна, требования противоречат сами себе, вводной части должен быть один функционал, а в частной – иметь совершенно другую функцию, часто противоречащую первой. Но есть и плюсы, вы научитесь понимать русский язык во всем его многообразии. Кстати, в тех. задании всем студентам очень «нравилось» выражение (не до словно) по типу: а теперь нам предстоит написать тесты (из библиотеки JUnit) на проверку вашей работы программы, данная тема будет изучаться в следующем модуле, зависимости вы не умеете пока подключать, поэтому делаете то то и далее используя библиотеку (которую вы не учили) пишите тесты по примеру от Яндекса, похоже на то, что гранату вам в руки сунули, но не сказали что это граната, как и куда ее кидать, а вот чеку как высунуть, на примере, показали, а дальше как повезет. То есть тема не пройдена, но вот вы берите сейчас и реализуйте. Разъясняю, берете и самостоятельно изучаете тему и пытаетесь это написать.Такие приколы будут сопровождать все обучение и чем дальше, тем чаще. Самое классное вас ждет впереди. Когда в теории начнут появляться фразы типа: это сами изучайте по технической документации и дана ссылка, а по этой теме посмотрите видео бесплатное на ютюбе. Я все конечно понимаю, но с этим же успехом могу сам все учить, как до этого и было не тратя деньги на обучение. Изучать доступные материалы как на ютюбе, так и других сайтах. У меня сложилось впечатление, что первый и второй модуль сил более-менее хватило создать, а потом, как в том анекдоте – «Делает хирург операцию. Внимательно делает надрез, осторожно, сосредоточено. Через 5 минут бросает скальпель: "А, черт, опять ничего не получилось!"». Вот так и тут, остальное учите сами. А если вы любите читать техническую документацию, то сами обратите внимание, что многие вещи в теории Яндекса это копипаста с этой самой документации только на русском языке, порой даже с хреновым переводом.

Еще чуть о теории и на этом закончим, некоторые объяснения у Яндекса тааааааааааааааааааааааааак запутаны, что проще прочитать и изучить на стороннем ресурсе, если вам не понятна теория, то скорее не вы «осел», а учитель фиговый.

Теперь о том, кто с вами будет учиться. Если вы не технарь, и не имели до сего момента понимания о программировании, то десять раз подумайте брать курсы на Яндексе, не потянете. Ниже объясню и приведу доводы. Итак, самые успешные кто эти курсы тянет, это программисты, которые учат второй и более языки, или хотя бы знают, что это такое, был у нас студент пятого или четвертого курса технического университета по специальности, связанной с программированием, так вот он сбежал еще на первом модуле. Что бы учится и тянуть темп, заданный Яндексом, вы должны тратить на обучение не менее шести часов в день и все субботы и воскресенья целиком, готовьтесь, что для семьи вы пропадете на девять месяцев и это я не утрирую. В идеале с третьего модуля это 8 часов в день, а на финальные программы с третьего модуля, желательно три дня без отрыва, куски программы огромные, если хоть неделю вы не откроете ее, то потом придется самому разбираться в своем же коде. Так что если опыта в программировании нет, то указанные временные интервалы это среднее значение, но близкое к реальному. Поэтому если вы где-то учитесь или работаете, то забудьте о работе и учебе, только практикум, иначе не потянете, гарантирую, либо завалите учебу, либо уволят с работы, а если семья, могут выгнать за непосещение семьи.

Теперь аналогия, когда вы стартанули и вам поначалу кажется, что все так просто, позже приходит понимание, но поздно. Мне кажется, что Яндекс создал платформу не с целью обучить, а с целью вложиться в временной интервал отпущенный на обучение (9 месяцев) и впихнули сюда максимум, а качество обучения…кто-нибудь да пройдет это издевательство, и родится специалист, возможно с нормальной психикой. Перефразирую, Яндексу все равно, лишь бы платили деньги, конечный результат не важен.

Теперь про академ: максимально два академа, и каждый академ не превышает одного месяца. После второго академа вы автоматом вылетаете с учебы. Имейте в виду академ не вы под себя подстраиваете, а Яндекс практикум, его задача, чтобы вы попали в группу, которая по учебе идет за вами. Болеете вы или еще какие причины - никого не волнует, срок максимум месяц и только два академа, так что советую не болеть и отпуск не планировать, если только на учебу в Яндексе и не забывайте раньше спринт не откроют для вас, все «бежим» одинаково. Будто лес подожгли, и вы бежите, но количества огня становится все больше и со всех сторон, единственная возможность это бежать не останавливаясь и не оглядываясь, как только остановитесь или посмотрите назад, вы понимаете, что сзади только пепелище ваших знаний, тут уж как врач говорю, мозг такая интересная «штука», в котором есть кратковременная память и долговременная, а еще есть понятие как в компьютере «кеш», так вот если вы его переполнили, мозг физиологически, что б «не заболеть» начнет полученную ранее информацию, которая не в долговременной памяти, стирать и записывать новую, а особенно если информация чем то похожа, на выходе вы имеете обрывки и «окрошку» из полученных знаний (примерно то, что я сейчас написал). Если были студентами вспомните три пары в день, учтите вы там просто слушали или писали в тетрадь лекции, а тут надо осознать, усвоить, понять и желательно сохранить путем неоднократного повторения. А тут это без варианта, учеба превращается в ад погони за временем, при чем на вашей личной жизни отразится, ее просто не будет на время учебы. НЕ ВЕРЬТЕ В ТО, ЧТО НАДО ТРАТИТЬ НА УЧЕБУ ПАРУ ЧАСОВ В ДЕНЬ.

И еще раз напомню, не болеть, как я, умудрился ковидом в августе заболеть, иначе потом не втянетесь сходу в режим ада, да и не захотите, потому что поймете, ВАМ ЭТО НЕ НАДО. В итоге в конце предпоследнего модуля, почитав разные форумы, посмотрел на результаты учебы и найдя определенные ресурсы, для себя решил, что не стоит оно того, даже несмотря на то, что к тому моменту я написал финальную программу на этот модуль, не стал ее отсылать на проверку, написал заявление на возврат денег, помните, что при открытии модуля…, деньги за него не возвращаются.

Итак, теперь об преподавателях, наставниках, кураторах и уж больно мне хитрая фича Яндекса понравилась, — это старший студент, человек которому платить не надо, более, он сам платит за свое обучение, ну Яндекс по окончанию учебы обещал таким студентам бумажку с хорошей характеристикой. Так вот, что делает старший студент, он выполняет работу вместо вашего наставника (это программист которой приставлен к вашей и не только группе, задача которого помогать вам в программировании, раз в две недели проводит семинар, как правило, по спринту или финальной работе и помогает с ней справиться – зависит от наставника, его опыта в такой работе). Все студенты в Яндексе разбиты на группы, и общаются друг с другом на платформе Slack и так этот супер студент, вместо наставника, сидит и большую часть суток отвечает на ваши интересные и не «очень» вопросы, сами понимаете иногда приходится кидать ссылки на обсужденную тему, студенты они такие студенты, ну а по «чесноку» нет времени «капаться» в этом море массива информации, тут время поджимает, не ясно что делать, а еще разбирайся в куче проблем своих сокурсников, это приводит к сомнениям правильности писания своего кода, короче, как итог можно на весь день зависнуть в Slakе, проблему может не решишь, но пар спустишь, можно с такими же товарищами по не счастью обсудить и поныть на жизнь, сложность и «тупость» очередного технического задания от Яндекса, по типу делай так, а в итоге мы имели в виду совсем другое, спасибо наставнику (который наставник, а не студент) он разобрался и направил группу по верному решению, но так к сожалению бывает не всегда.

Короче, вот этот старший студент разгребает все это за наставника, да, хотел бы сказать в защиту наставников, то количество групп, которых на них вещает Яндекс, они не успевают физически быть во всех местах и помочь всем. Идея со старшим студентом хорошая, но все же оплата должна быть соответственная, например в виде скидки на учебу, или там бесплатный последний модуль, но как говориться бизнес и ничего более. Наставники (уже реальные) разных групп как правило проводят раз в неделю в группе лекцию, в одной недели лекция для вашей группы читается одним из наставников Яндекса, а вторая лекция, на другой недели, отдается вашему наставнику. Скажу как педагог выпустивший не один курс врачей, многие, да большинство наставников являются отличными программистами с огромным опытом в программировании, но при этом никакими преподавателями и лекторами просто ужасными. Надеюсь, что понабравшись опыта  в преподавании они смогут передавать свой опыт и знания студентам Яндекса, во всяком случае на момент моего обучения было так, но не все такие, есть и самородки и очень надеюсь, что Яндекс за таких людей держится и всячески их деньгами поощряет, при мне такие люди менялись как перчатки, только попадется хороший наставник, на тебе, меняют на другого, причина - оптимизация групп, большая «текучка», студенты разбегаются как тараканы.

Вот таких наставников приятно слушать, объяснят, разложат все по полкам, и ты «бежишь» опробовать на коде и все получается, а часто бывает так, что так запутает, казалось бы, даже самые простые вещи. Бесит, когда приходит наставник самоутвердится в глазах студентов, в моей практике часто приходится таких горе коллег наблюдать, с одними поговоришь и они исправляются, а другие проявляют агрессию и продолжают самоутверждаться. Придёт к вам на лекцию такое чудо и начинает рассказывать вещи такие, что и люди со стажем в программировании других языков едва понимают о чем идет речь. Это если я приду в аудиторию к школьникам и начну рассказывать дифференциальную диагностику хронической обструктивной болезни легких с бронхиальной астмой, и критерии постановки диагноза, при чем буду говорить сугубо медицинскими терминами, в лучшем случае я получу раздражение аудитории, но чаще они просто заснут, в нашем случае люди просто отключались и больше к таким лекторам не ходили, смысл терять время свое.

Отдельно скажу про ревьюверов, ребята Вам «респект и уважуха» копаться в «шлаке» кода студентов, вот профи с Большой буквы. Мне повезло сразу у меня был ревьювер благодаря которому я не бросил практикум в начале пути, были такие мысли, после первого ревью, по-жесткому так меня отчитал, что вызвало у меня раздражение (не злое, а азартное), после каждого такого ревью код мой стал чище, структурировании, понятнее, короче, сам от такого кода стал «тащится», теперь пишу и всегда думаю как его улучшить, сделать меньше и проще, для тех же программистов, что после меня могут с ним работать. Огромное тебе спасибо Андрей Блохин за твои ревью, если Яндекс соизволит прочитать отзыв, и данный человек от вас еще не сбежал, держите его всеми силами, вот именно такие специалисты могут вывести ваше, пока прямо косячное образование, на новый профессиональный уровень.

Теперь о ваших кураторах, это не программисты, а организаторы всего, вас как группы, расписание, вопросы академа, и т.д., писать много не буду – это золушки своего дела, пытаются сгладить все острые углы, 24 часа с вами и в выходные, стоят между молотом и наковальней в лице вас и Яндекса.

Вкратце описал все что хотел, эмоций море, сложно объективно было писать. Подведем итоги.

На момент обучения (2022) платформа для JAVA языка у Яндекса крайне сырая, как и многие вещи в целом, НО в процессе идет улучшение, даже при моей учебе многие вещи исправлялись на ходу, а какие-то в перспективе, потому могу надеяться, что лет так через пять, при определенном пересмотре многих позиций, возможно данная платформа сможет выйти в лидеры дистанционного образования. Пока этих «если» - очень много, как и проблем в преподавателях, самой образовательной программе, но подвижки есть и чаще в лучшую сторону, жалко кардинальных изменений пока не предвидится.

Итак, что лично для себя вынес из Яндекс практикума: опыт общения с программистами, опыт практических навыков написания кода, чистота и упрощения кода, «все гениальное – просто». Благодаря кривой теории, научился искать нужные ресурсы (я не про навык, он у меня профессионально сформирован после окончание академии медицинской, я про то, что научился работать с технической документацией, естественно сам, Яндексу благодарность за то, что поставил в безвыходную ситуацию, вот и пришлось самостоятельно искать и учить). По завершении забега теорию пришлось всю заново повторять, учить, искать сторонние ресурсы что б разобраться в этом на уровне понимания, а не как та обезьяна с гранатой, которая знает, что гранату можно кинуть или использовать ее не по назначению, например для колки орехов, вот только результат удручает. О затраченном мной семи месяцев обучения не жалею, считаю приобрел интересный опыт, первый, в дистанционном обучении на платформе Яндекса, сформировал разнообразные навыки, благодаря наставникам и ревьюверам (мое вам уважение), а так же своем упорством и желанием разобраться в столь удивительном мире программирования, но, во всяком случае, пока не решаться вышесказанные проблемы, в Яндекс образование ни ногой, у нас теперь в семье шутка появилась – если жена говорит, что я не уделяю ей времени, я отвечаю, что пойду учится в Яндекс практикум.

Я порекомендую Яндекс практикум тем, кто умеет достаточно неплохо программировать на языке Java или хорошо программировать на других языках, или лицам, у которых нет работы, учебы, абсолютно свободным в ближайшие 10 месяцев, при этом - помним - не болеть. Всем остальным, если вас не пугают выше перечисленные проблемы, добро пожаловать в личный АД, для вас и вашей семьи.

Комментарии (24)


  1. nirom
    00.00.0000 00:00
    +2

    Да, платформа не плохая, но учиться лучше предварительно хорошенько подготовившись, благо с литературой сейчас проблем нет.


  1. Plesser
    00.00.0000 00:00
    +7

    Вообще меня поражает подход образовательных платформ, когда они посылают за дополнительной информацией на какие то внешние ресурсы. Бесспорно, иметь скилы по поиску нужной информации необходимы. Но что бы ее искать необходимо иметь уметь правильно сформировать свой вопрос. При этом судя по отзывам с других образовательных платформ и моему личному опыту этим грешат все. При этом когда лекции идут в записи это отдельная боль.

    Вообщем я бы добавил к Вашему

    практикум тем, кто умеет достаточно неплохо программировать на языке Java или хорошо программировать на других языках, или лицам, у которых нет работы, учебы, абсолютно свободным в ближайшие 10 месяцев

    еще иметь навыки телепата, иметь доступ к успокоительным и гореть желанием поделиться деньгами с Яндекс/Гикбрэйнс/etc


    1. Tim_86
      00.00.0000 00:00
      +2

      Поиск нужной информации в интернете, умение читать документацию (в том числе в, и в первую очередь, на английском языке) - необходимый навык любого программиста. Если этому не учиться, этот навык не развить. Да, нужно уметь формулировать запрос. И этому опять-же надо учиться на практике, без этого просто никак.

      Лекции, на мой взгляд, абсолютно непродуктивны. Главное - практика, то есть самостоятельные усилия написать код, только после этого в голове что-то останется. А теории и так в сети достаточно.

      И пожалуйста, не ставьте в один ряд Яндекс.Практикум и Гикбрэйнс. Это совершенно разный уровень, разные цели обучения.


      1. Plesser
        00.00.0000 00:00

        Лекции, на мой взгляд, абсолютно непродуктивны. Главное - практика, то есть самостоятельные усилия написать код, только после этого в голове что-то останется. А теории и так в сети достаточно.

        Гикбрэйнс изначально подкупил меня лекциями в формате вебинара, то есть человек писал код и рисовал всякие схемы в реальном времени и ему можно было задать вопрос и получить ответ.

        И пожалуйста, не ставьте в один ряд Яндекс.Практикум и Гикбрэйнс. Это совершенно разный уровень, разные цели обучения.

        Может быть разный уровень и разные цели, я не знаю. Я учился на гикбрэйнсе, но на выходе мы имеем одно и тоже, разочарование и не понимание за что заплатили.

        ps

        Поиск нужной информации в интернете, умение читать документацию (в том числе в, и в первую очередь, на английском языке) - необходимый навык любого программиста. 

        Именно что программиста, который знает что ему нужно, человек с нуля просто утонет в море информации. Сначало в голове должна быть база, и уже отталкиваясь от нее идти на stackoverflow.


    1. kpmy
      00.00.0000 00:00

      Например, про JPA пишут книги и циклы статей, а у студента в программе по JPA, допустим, десять уроков. Уместятся ли все знания про JPA в десять уроков, и можно ли ставить здесь минус за отправку студента в сторонние ресурсы? Формально - да, отправили ведь, а если по существу разобраться - нет.


      1. Plesser
        00.00.0000 00:00

        Так может в студента за 10 уроков надо запихнуть азы, задать вектор куда двигаться дальше после окончания курса.


        1. kpmy
          00.00.0000 00:00

          А тут следующий вопрос, как студент поймёт, что ему за эти десять уроков авторы задают минимум базы, а не просто так занимают целый выходной день и потом отправляют за доп.материалом, (который не нужен в рамках курса)?

          Он не поймёт, он пойдёт на хабр писать пост "Ой вы знаете, у них там ссылки на внешний контент, в каждом уроке они отправляют меня что-то читать, так я и сам мог, за что я заплатил двести тысяч рублей?".

          Извините, но сам не мог. Пока не потребил курс, не мог пойти и понять всё остальное в интернете. Впрочем, это особенность любого образования. Когда из тебя что-то образовали, сам ты увидеть разницу не можешь. Ибо уже другой человек.


          1. Plesser
            00.00.0000 00:00

            Как я понимаю куда мне идти с тем же Golang? Я прошел курс на степике, и понял что для решения моих задач мне надо идти туда то.

            Как я понял что гикбрэйнс отстой? Когда вместо вебинаров стали транслировать записи лекций, и домашки без телепата не сделать. Я понимаю когда на дипломном проекте приходится самому искать информацию, но когда тебе обещают что надо тратить 2 часа в день а по факту надо тратить 6-8 часов, и помощи от преподавателей нет как таковой, потому что нет преподователей, единственный источник это годовалая запись лекции, посылать искать материал неподготовленного человека это стыд и позор.


  1. Elena-314
    00.00.0000 00:00

    Спасибо за статью - очень живо и много полезных деталей. Согласна с оценкой наставников на платформе - хороший специалист часто никудышно объяснял и да, самоутверждался. Удалось ли Вам найти работу по новому профилю, если, конечно, Вы ставили себе такую цель?


  1. umsPolite
    00.00.0000 00:00
    +2

    А я вот в декабре закончил курс Java от ЯП с получением корочки. Скажем так - тут есть лайфхак, как сильно упростить себе жизнь после начала изучения spring boot. Дело в том, что с начала этого модуля работы сдаются только через гитхаб и через публичные репозитории. Соответственно можно поискать репо студентов, которые уже сдали работы, посмотреть код - разобраться в нем. Заодно прокачается навык чтения чужого кода. Конечно тут не надо перебарщивать - тупое списывание аукнется на финальном проекте, он большой и непростой.

    Гораздо больше беспокоит, что в процессе обучения совершенно не затронули темы многопоточности. Также хотелось бы потрогать отдельные вещи а-ля spring security, spring cloud и т.д.

    Также если вы будете учиться - не стесняйтесь просить менять ревьюеров. После того, как у меня не заметили явные ошибки в работе (в начале обучения), которые я сам у себя потом нашел - я попросил поменять ревьюера и не прогадал. В целом потом ревьюер поменялся еще раз, одни только хорошие слова могу сказать.

    Однако в теории есть вопросы к различиям в требованиях ревьюеров. Это можно увидеть по одним и тем же сданным проектам. Где-то ревюеры пропускали обращение к базе в цикле например (у меня же сразу за это по рукам дали, сказали сделать один запрос к базе). Где-то придирались вроде бы к откровенным мелочам.

    По поводу времени - требуется заниматься прежде всего регулярно. Я сам гуманитарий, никаких доп знаний перед учебой не было. Только бесплатную часть прошел. Но если забросить на недельку-другую - можно крупно попасть и уже не успеть нагнать, если тема окажется сложной.


    1. sshikov
      00.00.0000 00:00

      также хотелось бы потрогать отдельные вещи а-ля spring security, spring cloud и т.д.
      Так а что вам мешает-то? Вот без всякой там предвзятости — если после базового курса вы не можете взять и разобраться по документации в spring cloud — вы зря потратили время. Все равно ни один курс вам всего никогда не даст. Учиться будете всю жизнь, пока программируете. Так начинайте.

      темы многопоточности
      Откройте для себя замечательную книжку JCIP. Она старая, но вполне актуальная.


      1. umsPolite
        00.00.0000 00:00

        Логичный коммент, в целом курс позволяет потом самостоятельно изучать указанные темы. Вопрос в другом. Можно прочитать кучу книг и статей, но на курсе тебе могут дать условно best practice, что очень полезно.


        1. SimSonic
          00.00.0000 00:00

          Тут есть некий замкнутый круг, что бы понять, что best practice — вот он, нужно сначала узнать основы, в какой-то мере и плохие практики тоже нужно сначала увидеть.


        1. sshikov
          00.00.0000 00:00

          А почему вы думаете, что они бест? Потому что преподаватель из Яндекс так считает? Так на этот счет есть замечательная фраза: помните, что вы не Гугль. И не Яндекс. Поэтому когда вы самостоятельно к ним придете, они будут бест для вас, а не для кого-то, у кого другие начальные условия и потребности.


          Опять же, к многопоточности — я много лет писал то под J2EE, то под Apache Camel. И почти никогда не думал про многопоточность. За меня думали фреймворки. Не есть ли это бест в каком-то смысле — ты про нее не думаешь, а она в тоже время у тебя есть и работает? Склонен думать, что для меня так и есть. Для всех — уже не факт.


  1. Tim_86
    00.00.0000 00:00
    +3

    Учился на Яндекс.Практикуме, и да, у меня осталось примерно такие же "ощущения" - стегают и в хвост и в гриву.

    Но, на мой взгляд, это правильно, и говорит о качестве курсов. Сложную профессию программиста по-другому, как мне кажется, не освоить.

    Несколько лет в обзоре одной из платформ прочитал - "в среднем наши студенты занимаются по 3-5 часов в неделю". Стоили эти курсы немногим дешевле чем у Яндекса (хотя сразу предлагались огромные скидки), но о качестве обучения можно судить хотя бы по этим словам.

    Так же читал инсайд одного программиста, который писал курс для другой похожей платформы. Когда он начал включать в курс серьёзные вещи, ему прямо дали понять: "у нас цель не научить людей программировать, а обеспечить им приятное времяпрепровождение".

    У Яндекс.Практикума цель все-таки научить, поэтому "дерут как сидорову козу", при этом объясняя и основы (и поддержка очень мощная). После этих курсов я смог устроиться стажёром и уже почти два года работаю программистом.


    1. Elena-314
      00.00.0000 00:00

      интересно, как называется платформа, которая и не собирается учить программировать, а обеспечивает приятное времяпровождение?


      1. Tim_86
        00.00.0000 00:00
        +3

        Geek brains (и не только она).

        И ещё добавлю - чтобы освоить хотя бы основы программирования, надо заниматься хотя бы по 3-5 часов в день, а не в неделю, в течение минимум 6-ти месяцев (для особо одарённых)


        1. Elena-314
          00.00.0000 00:00

          у меня сложилось впечатление, что часть публики учится для развлечения (прокрастинирует); то есть проблема не только в платформах, но и в спросе публики. Платформы (со своей стороны) не могут разделить своих студентов на группы по целям, чтобы давать им разный материал. В результате серьезные студенты недовольны поверхностным характером обучения. Получается парадокс: бесплатные платформы могут быть намного полезнее платных.


  1. DX28
    00.00.0000 00:00
    +1

    Добро пожаловать в параллельную вселенную ит мира.На рабочих задачах будет также.


  1. Scott_Leopold
    00.00.0000 00:00
    +1

    Ну хоть один человек нашёлся, который понял: на "войти-вайти" курсах берут деньги за то, чему нужно учиться самому и бесплатно. Ведь всё, абсолютно всё есть в доступе.


    1. Tim_86
      00.00.0000 00:00

      Не согласен с вами. Легко сказать - всё есть в открытом доступе. Но как человеку, который никогда не занимался программированием, всё это освоить "с нуля"? Он просто не будет знать что искать, что изучать. Или будет месяцами, годами, барахтаться в каких-то простых вещах.

      Учился на Яндекс.Практикуме, поэтому могу перечислить некоторые вещи которые дают эти курсы.

      1) Предоставляют практичный и реалистичный план обучения и помогают ему следовать.

      2) С самого начала обучение заточено на практику, на самостоятельное выполнение заданий - сначала в тренажёре, потом и в IDE.

      3) доступно объясняются основы, например работа в командной строке, git и т.д. Если никогда с этим не сталкивался и даже не знаешь что это такое, самому освоить такие вещи может быть очень непросто. Например я знаю человека который около года самостоятельно изучал JavaScript и при этом не знал что такое git.

      Практикум ведёт "за ручку", давая программу и уча именно тому что нужно.

      4) Ссылки на документацию даются только с образовательной целью - чтобы студент сам учился навыку читать доки, разбираться в них (абсолютно необходимый навык для программиста). В целом теория изложена неплохо, всё разжевано. Упоминание в статье что якобы где-то "посылали на ютуб" - на совести автора, я ни разу такого не встречал.

      5) Один из главных плюсов - очень мощная поддержка в чатах. Если забуксовал на практических заданиях, всегда можешь рассчитывать на своевременную помощь. В чатах в слаке студенты могут задавать любые вопросы или читать ответы на уже заданные. Отвечают сами студенты из когорты или наставники. Обычно ответов не приходится долго ждать, всё очень оперативно.

      Если изучать самостоятельно с нуля, можно долго биться о стену в элементарных вещах. Программирование - штука сложная, без помощи, вопросов не обойтись.

      6) дисциплинируют. Не справляешься, не успеваешь, не сдаешь вовремя - сначала академ, потом отчисление. Жёстко, зато эффективно. Но программирование по-другому не освоить. Приходится решать - или занимаешься регулярно (по 20-30 часов в неделю), или...

      7) ты должен сам писать код, каждый спринт (спринт - двухнедельный отрезок обучения). После каждого теоретического блока, и в финальном задании спринта. Отделаться просмотром видосиков (которых, кстати, на Практикуме нет вообще, только факультативно вебинары по выходным) или чтением теории не получится.

      "Вы учитесь ровно то время, пока вы пишете код" (С.Немчинский)


  1. 1CUnlimited
    00.00.0000 00:00
    +1

    Образование высшее медицинское, стаж работы на врачебных должностях, в том числе и заведующим отделением обширный, к тому же имею педагогическое образование и стаж преподавания семь лет.

    Я когда смотрю на курс яндекса по Java и задаю вопрос -а что после этого человек сможет написать? Ну максимум Crud бэкэнд какойто , там даже на микросервисы отдельного спринта не выделили , так где то в одном упоминание. В целом программирование это не только кодинг, но и принадлежность к некоторой области computer science , прикладной области из знание best practice из нее.

    У меня есть знакомые с медицинским образованием которые уходили в ИТ, но не программистами а проектными менеджерами, аналитиками и т.д. в проектах где использовалось их мед образование. Ихмо оно ваше конкурентное преимущество поскольку на стыке областей мало кто работает

    Вопрос почему сразу в программисты с 0?

    Зачем сразу такой язык как Java? Есть более простые и эффективны с прикладной точки зрения.


  1. AliBlogger
    00.00.0000 00:00
    +1

    Отзыв полезный.

    Есть дополнительные пожелания к автору:

    • При написании разделять текст на абзацы, чтобы было удобнее читать.

    • Перед публикацией прогонять текст на предмет поиска грамматических ошибок. Их достаточно много.


  1. LucyM
    00.00.0000 00:00
    +1

    Спасибо за Ваш отзыв) очень было интересно и честно. Не хватало как раз таких отзывов.