Сегодня очень мало отраслей, которые еще не затронуты цифровой трансформацией. Перевод бизнес-процессов в онлайн-режим обеспечивает рентабельную эффективность, но при этом возникает ряд проблем. Термин «цифровая трансформация», введенный институтом McKinsey в 2015 году, включает четыре основных направления. Итак, каковы четыре основных направления цифровой трансформации и как вы можете использовать их в рамках своей бизнес-стратегии?

Мы рассмотрим в этой статье.

Что означает термин "цифровая трансформация"?

Цифровая трансформация описывает процесс повышения конкурентоспособности бизнеса с помощью технологий. На цифровом рынке предприятия должны использовать новейшие технологические инструменты, чтобы оставаться актуальными. Это включает в себя автоматизацию бизнес-процессов для повышения эффективности. Это также означает разработку более инновационных продуктов, оптимизацию процессов и обеспечение улучшенного цифрового взаимодействия с пользователями.

Цифровая трансформация — это непрерывный процесс, а это означает, что все изменения можно внедрять поэтапно, чтобы продвигать бизнес вперед.

Какие преимущества дает цифровая трансформация?

Общая цель цифровой трансформации — сделать бизнес более эффективным и конкурентоспособным.

Дополнительными преимуществами будут:

  • привлечение клиентов за счет лучшего и более оптимального взаимодействия,

  • повышение лояльности клиентов за счет более глубокого вовлечения в процесс взаимодействия,

  • усиление мотивации сотрудников с помощью продвинутых инструментов работы,

  • повышение общей эффективности компании,

  • модернизация ИТ-инфраструктуры,

  • увеличение дохода за счет сокращения издержек и возможности внедрения новых сервисов и продуктов.

4 основных направления цифровой трансформации

Существует много разных стратегий, используемых при цифровой трансформации.

Их можно разделить на четыре основные области:

  1. Трансформация бизнес-модели. Оцените, имеет ли смысл текущая бизнес-модель компании в условиях быстро меняющейся цифровой среды? Тут можно посмотреть на новые стратегии ценообразования, приходящие продукты-заменители, новые услуги, тренды изменения потребностей клиентов. Оцените, что привлекательно на современном рынке. Посмотрите на свои долгосрочные и краткосрочные цели, чтобы определить, как развивать свой бизнес. Примером трансформации бизнес-модели может служить переход большего числа телекомпаний в создание цифрового контента для видеохостингов или расширение линейки продуктов банков на совсем не-банковские продукты.

  2. Реструктуризация бизнес-процессов. Оцените, как можно и нужно обновить бизнес-процессы компании. Проведите аудит процессов компании, чтобы выявить любые неэффективности для улучшения. Также рекомендую использовать критерии оценки показателей, чтобы проанализировать, насколько эффективен каждый новый инструмент или процесс с течением времени. Например, если срок согласования договоров до реструктуризации в компании составлял 9 рабочих дней, а после 2, то критерием оценки логично выделить показатель "срок согласования документа".

  3. Переход в облако и аутсорс. Эта третья область цифровой трансформации описывает перемещение процессов бизнеса в облако и на аутсорс. Использование облачных систем обеспечивает повышенную безопасность, гибкость и масштабируемость — и все это при меньших затратах. Аналогично, аутсорсинг части не профильных процессов может существенно повысить общую эффективность. Так, например, известно, что для маленьких компаний оптимально передача ведения бухгалтерского и кадрового учета на аутсорс, а многие производственные компании в пиковые периоды привлекают внешних сотрудников для выполнения работы. Оцените, какие процессы можно переместить в облако и на аутсорсинг? Определив их, можно приступить к выбору подходящих продуктов и сервисов.

    4. Трансформация корпоративной культуры включает подготовку, внедрение и обучение команды к изменениям, проявление лидерства в части внедренных изменений. Так, например, если компания перешла на электронный документооборот, а руководитель по старинке отказывается от электронного взаимодействия, то такие изменения будут приниматься командой с трудом и могут не дать ожидаемого эффекта. Одно дело предложить своим сотрудникам новые правила или программное обеспечение, а другое — убедить их использовать их.

4 ключевых проблемы на пути цифровой трансформации

Теперь, когда мы разобрали каждую из четырех основных областей, полезно взглянуть на проблемы, с которыми мы, вероятно, столкнемся в ходе цифровой трансформации.

  1. Сопротивление персонала. Некоторые сотрудники могут сопротивляться изменениям, видя в них много рисков. Поэтому в разработке стратегии цифровой трансформации важно заранее позаботиться о возможных сопротивлениях, проработать меры по снижению возникновения и влияния этого фактора.

  2. Отсутствие цифровых навыков. Вторая проблема, которую необходимо решить, — это пробелы в наборе цифровых навыков (или цифровая грамотность сотрудников). Даже если люди доверяют трансформации, им потребуется соответствующее обучение и инструкции, чтобы правильно использовать эти инструменты. На наших проектах мы предлагаем заказчикам дополнительный этап при внедрении - обучение основам цифровой грамотности - работы с офисными приложения, основам работы с операционной системой, периферийным оборудованием.

  3. Цифровая трансформация требует существенных финансовых инвестиций. Поэтому следует заранее включить стоимость цифровой трансформации в бюджет. Некоторые компании ищут дополнительные инвестиции исключительно для цифровой трансформации, понимая отдачу на вложения.

  4. Недостаток внутренней экспертизы. Если с текущей командой вы находитесь в точке, из которой хотите перейти на новый, более технологичный уровень, то, возможно, на этом пути вам потребуются более квалифицированные сотрудники или привлечение внешних подрядчиков на определенные задачи.

Несмотря на описанные проблемы, преимущества цифровой трансформации их перевешивают.

Цифровая трансформация требует определенного времени. Искусство маленьких шагов может позволит начать ее уже сегодня. Например, перевод обмена документами с контрагентами в электронный вид, перевод кадрового взаимодействия с сотрудниками в электронный вид, эти функции доступны из любой учетной системы 1С и не требуют практически никаких дополнительных вложений. Следующим шагом может быть внедрение системы электронного документооборота, также маленькими шагами, начав с создания договоров, настроив шаблоны, как вариант. Только этот шаг позволит существенно сократить время сотрудников на подготовку договора.

Надеюсь, что все описанные инструменты и станут помощниками на пути вашей трансформации к эффективности.

Комментарии (8)


  1. vin2809
    04.04.2023 09:31
    +3

    Очень похоже, что автор перевода живет еще в, как максимум, октябре 2021г.


    1. Nataly_Burtseva Автор
      04.04.2023 09:31
      -2

      почему? есть обоснование для возможности поддержания комментария.


  1. AlexeyK77
    04.04.2023 09:31
    +2

    если взять базовое определение в статье, то цифровая трансформация асолютно ничем не отличается от компьютеризации позднего ссср, автоматизации и всего такого.

    Очередной маркетинговый шлак, где даже определиться с объектом маркетинга не получается.


    1. Nataly_Burtseva Автор
      04.04.2023 09:31

      Базовое определение в статье дал Маккинзи. на минуточку. Вам известно кто это?


      1. AlexeyK77
        04.04.2023 09:31
        +2

        Наталья, у вас в статье есть определение. Я его прочитал. К этому определению и есть вопросы. Т.е. вопрос к тезису. Есть вопросы к раскрытию сути, которое крайне поверхностное и ниочем, но давайте вначале о тезисе "цифровая трансформация".
        Как человек, который застал рождение эпохи PC, то скажу, что настоящая автоматизация и цифровая революция началась в 80х-90х, когда весь бизнес перешел на электронные склады/бухгалтерии и другие системы автоматизации написанные еще на Clipper, Foxpro или даже вручную на ТурбоПаскале. А зарубежомвсе ушло еще дальше и уже тогда эл. почта, средства групповой работы, документооборт уже крутился на том-же Лотус Нотес. Хотя автоматизация на самом деле началась еще раньше, когда на крупных производствах стали появляться вычислительные центры на ЕС ЕВМ и т.п. (но эту эпоху лично я не застал особо).

        Так вот, ваше определение от того, что происходило тогда ничем не отличается. И именно тогда реально тетеньки бухгалтеры учились работать а компьютере.

        Так чем ваша "цифровая трансофрмация" отличается от цифровой революции 80х-90х?


        1. Nataly_Burtseva Автор
          04.04.2023 09:31

          мы читаем разные статьи с вами. причем тут автоматизация? в статье говорится, что цифровая трансформация - ускоряет компанию, повышает эффективность за счет технологий.

          Далее мы говорим о трансформации бизнес-модели: это совсем не про автоматизацию, это про то что, например, нетфликс раньше писал контент на диски, а теперь это видеохостинг и совершенная новая модель бизнеса; таксисты работали чуть-ли не вышибалами, а теперь это агрегаторы убер или яндекс.такси, новая модель бизнеса. Далее мы говорим, что поняв как трансформировать бизнес-модель, мы начинаем перестройку бизнес-процессов и их автоматизацию, это тоже не чистой воды автоматизация, так как новые процессы надо спроектировать, внедрить адаптирвать. На след шаге - мы отдаем все что можно на аутсорс или в облако. На последнем - обучаем людей.

          Автоматизация может быть частью второго шага, но это лишь часть, не факт что главная.

          Короткий ответ: цифровая трансформация это изменение бизнес-модели компании, а не установка 1с:предприятия 8, 9,10 и тп.


          1. AlexeyK77
            04.04.2023 09:31
            +2

            Замените "цифровая трансформация" на "автоматизация, компьютеризация" вместо "бизнес" - "народное хозяйство" и ваша статья абсолютно ничем по сути не будет отличаться от аналогичных здравиц кибернетики 30-40-50 летней давности. Понимаете, все что написано в статье - это абсолютно банально и затерто. Нет ни новизны, ни идей, ни мысли. Вы думаете в 200х внедрение всемирной паутины не повлияло на бизнес и процессы, или в 90х не влияло? Влияло, причем гораздо более радикальным способом чем сейчас.

            Поэтому и воспринимается это все как очередная маркетинговая агитка без конкретики, отдающая нафталином.

            А на практике, с этой цифровой "трансформацией" приезжает микрософт ездить по ушам топ-менеджмента крупных компаний с предложением перевести весь бизнес к ним в облако. И вот это я хорошо вижу, как непосредсвенный участник этого всего.


  1. progchip666
    04.04.2023 09:31
    +3

    Как было удобно пользоваться сайтом Райфайзен Банка, пока те не начали цифровую трансформацию. В итоге они внедрили в чате недостойный отпрыск цифрового интеллекта, который не может ответить ни на один вопрос, а пока ты дождёшься ответа оператора коннект с сайтом слетает. Приходится сидеть по 15 минут и двигать мышью изображая активность. Ребята оптимизировали окошко чата под смартфон так, что им стало практически невозможно пользоваться с компьютера. Ну и как вишенка на торте - обновления стали сыпаться в последнее время каждую неделю и в результате 5 моих последних попыток зайти на сайт приводили к процедуре восстановления пароля.

    Дотрансформировались до того, что я пообещал себе закончить взаимодействие с этим банком сразу как только выплачу взятый кредит.

    Однако сопротивление крайне недовольных клиентов в расчёт не берётся. Айтишники-трансформаторы, осваивающие деньги на трансформацию выше этих вечно недовольных денежных мешков, у них свои понятия о прекрасном.