Что общего у ритейла и строительной сферы? Отвечаем: опыт торговых сетей можно применить и для совершенствования работы с поставками стройматериалов. И нам в СберКорус удалось применить это на практике первыми. 

Спойлер: эксперимент удался, ведь срок обработки заказов стройматериалов сократился на целую неделю, а ошибок в них стало в 2 раза меньше. Расскажем, как команды СберКорус и группы «Самолет» — этого добились.

Когда обычный электронный документооборот не справляется с объёмами информации

Группа «Самолет» — крупнейшая федеральная корпорация в сфере девелопмента и proptech. Она входит в ТОП-2 компаний по объёмам текущего строительства в России. Сегодня компания реализует десятки строительных объектов в России и сотрудничает с более 1 000 контрагентов. 

Количество деловых партнёров девелопера только растёт — к концу 2023 года прогнозируется сотрудничество уже с более 1 500 контрагентов. 

В условиях столь стремительного роста места для кастомизации отдельно взятых процессов, когда их количество переваливает за тысячу, не остается. 

Именно поэтому так важно было упростить взаимодействие с поставщиками стройматериалов и на 100% контролировать заказы. 

Контролировать предстояло немало — девелопер использует в своих проектах более 470 видов стройматериалов. И чтобы каждый их них в нужном количестве добрался до объекта, отделу снабжения предстояло провести множество манипуляций: провести тендер, оформить договор, составить смету, зарезервировать материалы, проконтролировать их отгрузку и расход. 

Каждое действие сопровождалось оформлением соответствующих документов. И с ростом компании рос объем документооборота. 

Ранее «Самолет» взаимодействовал с контрагентами через самописные или коробочные системы работы с поставками, — и у каждого поставщика была своя собственная. Единого стандарта работ не было — приходилось приспосабливаться к системам поставщиков, вручную формировать заказы и уделять массу времени их контролю. 

Обычный документооборот, пусть и в электронном виде, уже не справлялся с объёмами информации. Девелопер постоянно расширяет свою деятельность, и вместе ней увеличиваются и объёмы документооборота, что усложняет бизнес-процессы в геометрической прогрессии. 

С чего началась цифровизация работы с поставщиками и подрядчиками

Решение проблемы нашлось в опыте ритейлерских компаний, а именно — в EDI-системе. Группа «Самолет» работает с модулем снабжения S.Materials — разработанным компанией маркетплейсом стройматериалов для всех своих подразделений. На начало 2022 года цифровизация работы с заказами составляла 35 %. Однако этого показателя было недостаточно.

Внедрение сервиса СФЕРА EDI — разработки СберКорус, которая обеспечивает электронный обмен данными с помощью стандартизированных сообщений — позволила «Самолету» автоматизировать работу с заказами на текущий момент на 80%. 

Вместо длительных процессов с транзакциями документов, которые каждый раз нужно было с нуля подстраивать под каждого поставщика, компания получила стандартизированные процессы, которые одинаково подходили под каждый новый заказ. 

Как система для ритейла показала себя строительной отрасти

Сервис СФЕРА EDI успешно показала себя в ритейле. На сегодняшний день с ним работает более 170 торговых сетей как федерального, так и регионального уровней, а также 4 000 их поставщиков. Система обрабатывает более 12 млн электронных документов. 

Гибкость продукта позволила переработать сервис под строительную отрасль, впервые в России создав EDI-систему, подходящую для работы с поставщиками строительных материалов. 

Сервис позволяет обмениваться сообщениями не только без использования бумажных документов, но и без необходимости ручного ввода данных. Все сообщения формируются в электронном виде, а процессы обработки ряда документов, — товарных накладных, счетов и заказов, — автоматизируются. 

Сейчас, вместо работы с десятками самописных систем обработки заказов, весь процесс поставки стройматериалов проходит через СФЕРА EDI. Выглядит это следующим образом: 

  1. Поставщики публикуют товарные каталоги в системе управления заказов группы «Самолет». Выгрузить их можно в форматах EDIFACT или XML. В каждой карточке товаров отражаются штрихкоды и весогабаритные характеристики, что поможет правильно организовать будущую отгрузку.

  1. Подрядчик со стороны «Самолета» (сейчас с компанией работает 420 подрядчиков) заказывает стройматериалы у поставщика. Последний проверяет у себя наличие товара и может отправить стандартизированное сообщение ORDRSP. 

заказ
заказ

Поставщик может согласиться с заявкой и сразу же направить счёт. Как только подрядчик утвердит счёт, направляется пакет с универсальными передаточными документами (УПД), по которым в дальнейшем и будут приниматься машины с доставленными стройматериалами. Если же у поставщика нет нужных товаров, его не устраивают сроки доставки, он отправляет покупателю сообщение о том, что заказ не согласован.

уведомление об отгрузке
уведомление об отгрузке
  1. После сборки заказа поставщик уведомляет подрядчика, что он готов к отгрузке. К сообщению прикладываются номер накладной, дата отгрузки и иные важные для сторон сделки детали. Покупатель от застройщика подтверждает, что готов принять отгрузку в определённое время и место.

ответ на заказ
ответ на заказ
  1. Поставщик отгружает товары на договорных условиях, а подрядчик принимает заказ. Каждая из сторон отправляет сообщение через EDI-систему, где указывается, когда и сколько товаров было отгружено или принято. 

  2. Последний этап — подписание УПД представителями группы «Самолет» и поставщиком. Документ используется в дальнейшем в налоговой отчётности и подтверждает факт отгрузки и принятия стройматериалов. 

схема оборота EDI-документов выглядит следующим образом
схема оборота EDI-документов выглядит следующим образом

Объёмы информации, которые обрабатываются маркетплейсом S.Materials от «Самолет», автоматизированным с помощью EDI-системы, составляют:

  • 140 тыс. документов в год;

  • свыше 5 000 отгрузок стройматериалов ежемесячно.

Как внедрение EDI-системы сказалось на работе бизнеса

Выгоды группы «Самолет» от внедрения СФЕРА EDI в цифрах:

  1. Срок обработки заказов стройматериалов сократился до 8 дней. Ранее их обрабатывали в течение 15 дней. Дальнейшая автоматизация процессов позволит сократить сроки обработки заказов до 1-2 дней.

  2. Количество ошибок в заказах сократилось до 7,5 %. Ранее этот показатель был равен 15 %. В «Самолете» уверены, что EDI-система позволит снизить количество ошибок до 0,5 %. 

  3. Затраты на хранение, дублирование и сортировку документов сократились на 20 %. 

  4. Риски потери документов сводятся к нулю. 

  5. Время обработки документов снизилось на 70 %. 

  6. 100 % контроль поставок благодаря полностью прозрачному процессу: от момента создания тендера до непосредственной отгрузки товаров. 

  7. Исключение коррупционных рисков при создании заказов и их итоговой отгрузке.

Динамика сокращения срока обработки заказов стройматериалов
Динамика сокращения срока обработки заказов стройматериалов
Динамика сокращения количества ошибок ручного ввода в заказах
Динамика сокращения количества ошибок ручного ввода в заказах

Планы на будущее

Цели группы «Самолет» и СберКорус в части внедрения EDI-системы на ближайшее будущее:

  1. На 100 % автоматизировать цепочку заказов стройматериалов к концу 2023 года.

  2. Помочь поставщикам адаптироваться с работой в сервисе СФЕРА EDI. «Самолет» разрабатывает обучающий курс для подрядчиков и поставщиков, чтобы они смогли быстро и с комфортом освоиться в новой системе. СберКорус берёт на себя обязанности по техническому подключению подрядчиков и поставщиков к СФЕРА EDI. Для поставщиков подключение к сервису полностью бесплатное. 

  3. Внедрение мобильного приложения S.Materials для приёмки товаров.

Комментарии (1)


  1. conrad98
    14.04.2023 06:05

    470 видов материалов от 1000 поставщиков и всего то?!

    Походу толком в снабе вы никогда не работали)

    Стоит глянуть на любого прымышленное предприятия, где от составов до сотни грамм в поставке в несколько тысяч номенклатуры от сырья, материалов до узлов и изделий.

    И даже тогда не раздували щëки от значимости проделанной работы ;)