Что общего у ритейла и строительной сферы? Отвечаем: опыт торговых сетей можно применить и для совершенствования работы с поставками стройматериалов. И нам в СберКорус удалось применить это на практике первыми.
Спойлер: эксперимент удался, ведь срок обработки заказов стройматериалов сократился на целую неделю, а ошибок в них стало в 2 раза меньше. Расскажем, как команды СберКорус и группы «Самолет» — этого добились.
Когда обычный электронный документооборот не справляется с объёмами информации
Группа «Самолет» — крупнейшая федеральная корпорация в сфере девелопмента и proptech. Она входит в ТОП-2 компаний по объёмам текущего строительства в России. Сегодня компания реализует десятки строительных объектов в России и сотрудничает с более 1 000 контрагентов.
Количество деловых партнёров девелопера только растёт — к концу 2023 года прогнозируется сотрудничество уже с более 1 500 контрагентов.
В условиях столь стремительного роста места для кастомизации отдельно взятых процессов, когда их количество переваливает за тысячу, не остается.
Именно поэтому так важно было упростить взаимодействие с поставщиками стройматериалов и на 100% контролировать заказы.
Контролировать предстояло немало — девелопер использует в своих проектах более 470 видов стройматериалов. И чтобы каждый их них в нужном количестве добрался до объекта, отделу снабжения предстояло провести множество манипуляций: провести тендер, оформить договор, составить смету, зарезервировать материалы, проконтролировать их отгрузку и расход. Каждое действие сопровождалось оформлением соответствующих документов. И с ростом компании рос объем документооборота. |
Ранее «Самолет» взаимодействовал с контрагентами через самописные или коробочные системы работы с поставками, — и у каждого поставщика была своя собственная. Единого стандарта работ не было — приходилось приспосабливаться к системам поставщиков, вручную формировать заказы и уделять массу времени их контролю.
Обычный документооборот, пусть и в электронном виде, уже не справлялся с объёмами информации. Девелопер постоянно расширяет свою деятельность, и вместе ней увеличиваются и объёмы документооборота, что усложняет бизнес-процессы в геометрической прогрессии.
С чего началась цифровизация работы с поставщиками и подрядчиками
Решение проблемы нашлось в опыте ритейлерских компаний, а именно — в EDI-системе. Группа «Самолет» работает с модулем снабжения S.Materials — разработанным компанией маркетплейсом стройматериалов для всех своих подразделений. На начало 2022 года цифровизация работы с заказами составляла 35 %. Однако этого показателя было недостаточно.
Внедрение сервиса СФЕРА EDI — разработки СберКорус, которая обеспечивает электронный обмен данными с помощью стандартизированных сообщений — позволила «Самолету» автоматизировать работу с заказами на текущий момент на 80%.
Вместо длительных процессов с транзакциями документов, которые каждый раз нужно было с нуля подстраивать под каждого поставщика, компания получила стандартизированные процессы, которые одинаково подходили под каждый новый заказ.
Как система для ритейла показала себя строительной отрасти
Сервис СФЕРА EDI успешно показала себя в ритейле. На сегодняшний день с ним работает более 170 торговых сетей как федерального, так и регионального уровней, а также 4 000 их поставщиков. Система обрабатывает более 12 млн электронных документов. Гибкость продукта позволила переработать сервис под строительную отрасль, впервые в России создав EDI-систему, подходящую для работы с поставщиками строительных материалов. |
Сервис позволяет обмениваться сообщениями не только без использования бумажных документов, но и без необходимости ручного ввода данных. Все сообщения формируются в электронном виде, а процессы обработки ряда документов, — товарных накладных, счетов и заказов, — автоматизируются.
Сейчас, вместо работы с десятками самописных систем обработки заказов, весь процесс поставки стройматериалов проходит через СФЕРА EDI. Выглядит это следующим образом:
Поставщики публикуют товарные каталоги в системе управления заказов группы «Самолет». Выгрузить их можно в форматах EDIFACT или XML. В каждой карточке товаров отражаются штрихкоды и весогабаритные характеристики, что поможет правильно организовать будущую отгрузку.
Подрядчик со стороны «Самолета» (сейчас с компанией работает 420 подрядчиков) заказывает стройматериалы у поставщика. Последний проверяет у себя наличие товара и может отправить стандартизированное сообщение ORDRSP.
Поставщик может согласиться с заявкой и сразу же направить счёт. Как только подрядчик утвердит счёт, направляется пакет с универсальными передаточными документами (УПД), по которым в дальнейшем и будут приниматься машины с доставленными стройматериалами. Если же у поставщика нет нужных товаров, его не устраивают сроки доставки, он отправляет покупателю сообщение о том, что заказ не согласован.
После сборки заказа поставщик уведомляет подрядчика, что он готов к отгрузке. К сообщению прикладываются номер накладной, дата отгрузки и иные важные для сторон сделки детали. Покупатель от застройщика подтверждает, что готов принять отгрузку в определённое время и место.
Поставщик отгружает товары на договорных условиях, а подрядчик принимает заказ. Каждая из сторон отправляет сообщение через EDI-систему, где указывается, когда и сколько товаров было отгружено или принято.
Последний этап — подписание УПД представителями группы «Самолет» и поставщиком. Документ используется в дальнейшем в налоговой отчётности и подтверждает факт отгрузки и принятия стройматериалов.
Объёмы информации, которые обрабатываются маркетплейсом S.Materials от «Самолет», автоматизированным с помощью EDI-системы, составляют:
140 тыс. документов в год;
свыше 5 000 отгрузок стройматериалов ежемесячно.
Как внедрение EDI-системы сказалось на работе бизнеса
Выгоды группы «Самолет» от внедрения СФЕРА EDI в цифрах:
Срок обработки заказов стройматериалов сократился до 8 дней. Ранее их обрабатывали в течение 15 дней. Дальнейшая автоматизация процессов позволит сократить сроки обработки заказов до 1-2 дней.
Количество ошибок в заказах сократилось до 7,5 %. Ранее этот показатель был равен 15 %. В «Самолете» уверены, что EDI-система позволит снизить количество ошибок до 0,5 %.
Затраты на хранение, дублирование и сортировку документов сократились на 20 %.
Риски потери документов сводятся к нулю.
Время обработки документов снизилось на 70 %.
100 % контроль поставок благодаря полностью прозрачному процессу: от момента создания тендера до непосредственной отгрузки товаров.
Исключение коррупционных рисков при создании заказов и их итоговой отгрузке.
Планы на будущее
Цели группы «Самолет» и СберКорус в части внедрения EDI-системы на ближайшее будущее:
На 100 % автоматизировать цепочку заказов стройматериалов к концу 2023 года.
Помочь поставщикам адаптироваться с работой в сервисе СФЕРА EDI. «Самолет» разрабатывает обучающий курс для подрядчиков и поставщиков, чтобы они смогли быстро и с комфортом освоиться в новой системе. СберКорус берёт на себя обязанности по техническому подключению подрядчиков и поставщиков к СФЕРА EDI. Для поставщиков подключение к сервису полностью бесплатное.
Внедрение мобильного приложения S.Materials для приёмки товаров.
conrad98
470 видов материалов от 1000 поставщиков и всего то?!
Походу толком в снабе вы никогда не работали)
Стоит глянуть на любого прымышленное предприятия, где от составов до сотни грамм в поставке в несколько тысяч номенклатуры от сырья, материалов до узлов и изделий.
И даже тогда не раздували щëки от значимости проделанной работы ;)