«Мысль начинается там, где мы наталкиваемся на препятствие» Лев Выготский

Соломенное чучело


В чёрной риторике есть приём под названием «соломенное чучело». Его суть — аргументы оппонента подменяются на слабые искаженные версии себя. Обычно для этого они утрируются и возводятся в абсолют до такой степени, что всем становится очевидна ошибочность подобных суждений. Это в каком-то смысле оправдано, ведь риторика и дебатные технологии не ставят целью отыскать истину. Мерило результата — убеждение аудитории. 

Использование соломенного чучела в споре относится скорее к вопросам этики и экологии общения. В этом нет ничего хорошего, но есть ситуация и похуже. Стремясь проверить некоторые существующие у себя убеждения, мы эмулируем (создаём виртуальную копию) критика. К сожалению, эта копия по умолчанию выставляет в качестве контраргументов соломенные чучела. 

Эмулированный критик воспринимается внутренне, как «чужак» который «атакует» нашу позицию. Нельзя же допустить, чтобы в его руки попало сильное оружие? К счастью, раздача оружия в нашем ведении (ведь всё происходит у нас в голове). Дадим ему самые слабые и смешные аргументы. Те , что никто не стал бы использовать. Он займёт сторону, которую никто не захотел бы отстаивать. 

Ура! Мы получаем слабую критику своей позиции, убеждаемся в победе и забываем, что, изначальной задачей было проверить, правильно ли мы думаем. Ведь убеждения нужны для прогнозов, а эта победа никак не сделает их лучше. Когда мы столкнёмся с реальностью, умение убеждать кого-либо (особенно себя) не будет иметь никакого значения.

Стилмэнинг

Можно ли с этим что-то сделать? Да, для критической проверки убеждения нужно создать «железного человека» - самый сильный набор контраргументов. Практика максимально серьёзного критического восприятия своих же убеждений называется «стилмэнинг» (с англ. железный человек). Это эмуляция оппонента, наделённого всеми ресурсами вашего мозга, к которому вы относитесь с должным уважением. Он не будет говорить глупые и абсурдные аргументы. 

Какие свидетельства убедили бы вас в другой гипотезе? Существуют ли подтверждения этому? Даже у самых абсурдных теорий есть неглупые аргументы. Возьмём плоскоземельцев. Исходя из кривизны окружности земли, с высоты человеческого роста можно видеть всего на несколько километров, однако иногда мы наблюдаем корабли с кратно большего расстояния. Очень хочется сказать, что «чужаки» где-то ошибаются, и так оно и есть. Но не все смогут с ходу указать где именно. А значит, аргумент не так уж плох. Можно ли теперь сказать, что «чужак» просто верит в ерунду по своей глупости? Ведь он изучил свидетельство и обновил свою уверенность, так же как это сделали бы вы исходя из доступного материала.

Иногда под натиском «железного человека» убеждения будут рушиться или вы будете снижать свою уверенность в них. В другой раз, напротив, проделав хорошую работу, вы увидите, что здание ещё прочнее, чем ожидали. Но как проверить себя и не спутать соломенное чучело с железным человеком? Как избежать чисто ритуального стилмэнинга, в котором вы имитируете усилия?

Идеологический тест Тьюринга

Первым заметным эффектом от стилмэнинга будет то, что «чужаки» перестанут вам казаться глупцами. Ведь судим мы по себе, а мы бы поверили в соломенных чучел исключительно из-за скудоумия. Застелмэнив позицию мы понимаем — вот почему люди выбрали другие убеждения. Ну или думаем, что понимаем. Это как раз можно проверить, и поможет нам «Идеологический тест Тьюринга».

Суть вот в чём. Вы заранее озвучиваете «чужакам» их собственные аргументы в вашем представлении. Затем спрашиваете, считают ли они данную аргументацию обоснованием своих убеждений? Если собеседники откажутся принимать данные аргументы, то вы провалили тест. Если дополнят список новыми аргументами, над которыми вы вообще не думали - вы провалили тест. Если внезапно выяснится, что они вообще не придерживаются подобных убеждений - вы провалили тест. 

Навыки убеждения себя или людей вам не помогут. Единственное что может действительно помочь, это всесторонне изучить тему. 

Про правильное исполнение. Важно сначала высказать все сильные аргументы. Их нельзя записать или запомнить. Нужно именно озвучить и сказать, что данные аргументы, по вашему мнению, обосновывают позицию собеседника. Лучше всего, если человек, с которым вы беседуете, не знает, что именно вы пытаетесь сделать, это сохранит чистоту эксперимента.

Идеологический тест Тьюринга позволяет проверить, не используете ли вы стилменинг просто как ритуал. Не делаете ли вы вид, что используете все свои возможности, чтобы затем триумфально остаться при «своём» мнении. Иногда достаточно вспомнить про тест, и это сразу позволит обнаружить соломенных чучел.

Кстати, этот инструмент не ставит задачей подготовку к разгрому «чужаков». Ведь практики рациональности направлены на поиск точных карт, а не на исправление чужих карт на вашу версию. Однако использование этого инструмента для диалога может сделать разговор намного более экологичным.

P.s.

На всякий случай: в данной статье слово «чужак» я использую в смысле человека (или эмуляции), у которого иной взгляд на реальность с принципиально отличающимися прогнозами. То есть у вас у обоих карты одной и той же территории, но у него там есть дерево, а у вас нет. Проблемы, связанные с мышлением «свой-чужой», я разберу в другой статье.

P.p.s.

Если вернуться к теме дебатов — с помощью стилменинга мы готовились к региональному чемпионату. Один из членов команды пытался выдвинуть самые сильные аргументы оппонентов, и мы проводили подготовку к их отражению. А Идеологический тест Тьюринга проходил уже на играх при аудитории. Если мы проваливали его, то все заготовки летели в мусорку. Правда, здесь данные инструменты вообще никак не улучшали убеждения, скорее наоборот. Дебаты подарили мне поразительное количество дурных привычек для мышления, но об этом есть другая статья здесь же на Хабре.

Мой канал в телеграмм

Мой канал на ютуб

Комментарии (6)


  1. rezedent12
    12.04.2023 14:22
    +1

    Автор ничего нового не придумал. Это практиковали в Индии несколько тысяч лет назад.

    Я эту тему давно много обдумывал и пришёл к выводам что действительная разница между убеждениями людей заключается в доминирующей в их сознании парадигме мировосприятия (традиция, модерн, пост-модерн). А главным фактором формирующим философскую честность, является воспитанная в детстве любовь к правде. Остальное же по моим наблюдениям оказалось вторичным.

    Смысл (жизни) является главной потребностью человеческого индивида, поэтому за него держатся до последнего.

    Например когда спорят верующий "традиционалист" и атеист "модернист", то верующий может и рад бы получить новую истину, но ведь "модернист" не даст абсолюта. А "традиционалист" всё что будет предлагать "модернист", будет примерять на роль абсолюта и отбрасывать, потому что оно не подходит. Кроме того считая "модерниста" идиотом, так как у него вместо достойного абсолюта, вместо Бога, на том самом "святом месте" которое как известно пусто не бывает, находиться какая то ничтожная фигня. Сообщение об отсутствии у кого то в душе "алтаря для бога", воспринимается верующим обычно как ложное. Потому что это заставляет его ставить под сомнение фундамент всех своих этических убеждений. А без экстремальной мотивации, люди обычно не готовы к такому.


    1. stago
      12.04.2023 14:22

      То есть сначала вера, потом все остальное =)

      Не буду рассуждать за других, скажу за себя. Например,у меня в голове куча разных концепций, я их постоянно пристыковываю к реальности, чтобы посмотреть, что лучше работает. То есть я в себе переключаю эти паттерны мышления - премодерн/модерн/постмодерн. В общем, я осознаю, что стою и держусь за премодерн (гностицизм и санкхъя с адвайта-ведантой, например), но научный метод (как метод) - безусловно, одно из лучших изобретений человека. Просто смотря с точки зрения премодерна, ты понимаешь его ограничения гораздо яснее, чем сам он их формулирует (в принципе неопределенности, например).

      Поэтому любому ученому нужна опора в виде метафизик. Я сознательно гприменяю множественное число, потому что метафизики бывают разные. Это просто заранее отточенные методы мышления, основанные на разных принципах; применяя эти принципы в разных тупиковых ситуациях, наверняка можно существенно повысить шанс их решения. Я совсем не ученый, но в моих мелких проблемах мне это всегда помогает =)


      1. rezedent12
        12.04.2023 14:22

        То есть сначала вера, потом все остальное =)

        Вера - это самая простая и дешёвая опора.

        Зачем нужна метафизика, если можно освоить диалектику?


        1. TuzSeRik
          12.04.2023 14:22

          Соломенное чучело подсовываете, товарищ!

          А теперь уберём картинку, где другое мнение представлено как тупиковое, не имеющее развития, и зададим противоположный вопрос - Зачем нужна диалектика, если можно освоить метафизику?

          Сможете ответить?


          1. rezedent12
            12.04.2023 14:22

            А теперь уберём картинку, где другое мнение представлено как тупиковое, не имеющее развития

            Тогда можно сформулировать вопрос. Какое развитие у метафизики?

            Диалектика позволяет осмыслить в том числе и метафизику, а метафизика не может вместить диалектику.


  1. TuzSeRik
    12.04.2023 14:22

    Спешу огорчить автора, никакого "Идеологического теста Тьюринга" не существует. То, что описано в статье, есть ни что иное, как один из принципов Rogerian argument, сформулиронного на работах Карла Роджерса, одного из известнейших психологов 20-го века. Этот принцип - как минимум ровесник теста Тьюринга, если не старше.

    Это не относится конкретно к автору, скорее вообще к современному науч-поп дискурсу. Меня очень задевает, когда, в угоду сциентизму, всё в этом мире пытаются выражать через математику, физику или, на худой конец, информатику. Когда человек ограничивает для себя допустимые области знания по принципу "если не математика, то не круто", мы получаем на выходе статьи по типу "Почему ChatGPT - это сильный ИИ" и другие переизобретения колеса.