Два года назад я писал о потенциальном новом поисковике, дерзнувшем бросить вызов гигантам — Google и Bing. С упором на приватность данных и (шок!) платным поиском. Который жил бы не за счет продажи данных пользователей рекламодателям. Со слоганом «Вы — не продукт». Так вот, вчера он объявил о своем закрытии. По крайней мере, в качестве поисковой системы. Ставка на то, что некоторые пользователи готовы платить за безопасность своих данных, не оправдалась. Людей, не пожелавших быть продуктами, оказалось немного.
Сервис нового поколения
Neeva создали два бывших топ-менеджера Google, треть его сотрудников тоже была из Google, а подписка стоила $4,95 в месяц. В первые месяцы своего существования компания привлекла почти $80 млн. Команда рассчитывала, что если они создадут хороший платный поиск и убедят всего один-два процента пользователей перейти туда из Google или Bing, это уже будет огромный успех. Потому что каждый подписчик, являясь прямым покупателем, будет для компании в сотню раз ценнее, чем один пользователь — пассивный потребитель рекламы у конкурентов. Эти пользователи должны были «вытянуть» бесплатность сервиса и для всех остальных.
Рекламы на Neeva не было, вообще. Без неё поиск даже кажется пустоватым (зайдите — проверьте). При этом 20% своей выручки сервис отдавал тем сайтам, на которые переводил пользователей (а не наоборот). В числе таких партнеров у Neeva были Quora, Medium, Wikipedia и журнал PCMag.
Одной из позднее добавленных функций в Neeva стала возможность отфильтровывать определенные источники информации. Например, если вы не хотели покупать на Amazon, можно было попросить Neeva понижать его в будущих результатах. Точно так же с новостями от определенного издательства: можно было сказать Neeva, что хотите видеть меньше статей из этого издания — или больше, если вам оно нравится.
Это подчеркивало главное преимущество бизнес-модели Neeva: ориентированность на пользователей. Google не позволяет нам самим понижать в выдаче рейтинг определенных компаний — это не в его интересах, эти платформы часто платят ему, чтобы там оставаться. Но Neeva были важны именно деньги от потребителей, а не от компаний.
Кроме того, Neeva не делала ставку на одну определенную экосистему. Cервис позволял всем участникам подключать личные учетные записи Google, Office 365 и Dropbox, так что поиск превращался в полностью персонализированный инструмент, охватывающий электронную почту, календари, документы и многое другое. А премиум-пользователи могли также подключать учетные записи Slack, GitHub, Confluence, Jira, Box, Notion, Figma и других сервисов.
Как так получилось?
Почему закрылась Neeva? Ну, понятно, нет трафика. Судя по рейтингу SimilarWeb, это 15500-й по популярности сайт Интернета (а Google — первый). В месяц его посещали 4,8 млн человек. Причем эта популярность все последние месяцы падала.
Небольшую жизнь в сервис вдохнул только его официальный запуск в Европе осенью 2022 года. В Германии и Франции число посетителей там даже сейчас растет. Но всё-таки даже пиковых 8 млн не хватало бы для развития такого сервиса. Для сравнения, у DuckDuckGo, другого поисковика с упором на приватность данных, №43 в мире, и около 800 млн клиентов в месяц. Ровно в сто раз больше, чем на пике у Neeva. Поисковик Brave может похвастаться трафиком в 193 млн. Даже у You.com, куда более простого поисковика, вобравшего в себя все возможные ИИ-сервисы, уже под 17 млн посетителей.
Другой вопрос, почему трафика нет?
Я активно сервисом не пользовался (кто пользовался и платил за него — жду в комментариях!). Но вижу три причины.
1. Объективно — не очень хороший поиск. С Google, понятно, сравнивать смысла нет, но даже DuckDuckGo находит куда больше релевантной информации. Скажем, в написании этой статьи я активно «гуглил» информацию о Neeva в разных поисковиках. И меньше всего информации о Neeva нашлось… в самой Neeva! Даже мою статью двухгодичной давности о себе она не отыскала.
Лучше всего (на мой вкус) кроме Гугла показал себя Brave. DuckDuckGo был хорош, но зачем-то параллельно рассказывал о городках, которые находятся вокруг меня. Bing, на который Neeva частично полагается, был вполне неплох. А сам Neeva как поисковик провалился.
2. Cхожесть с интерфейсом Google. Тот же DuckDuckGo взлетел на скандалах с утечками данных от других компаний. Туда шли те, кому не нравились традиционные корпорации. Юморной логотип с уткой, глупое название, слегка странный дизайн — всё играло на это.
У Neeva принцип был другой. По дизайну платформу специально сделали похожей на продукт Alphabet. Мол, смотрите, у нас тот же Google, только с блекджеком и только без платного контента в топе! Умудренные временем, мы теперь можем сказать, что это тоже не оправдалось: лояльные пользователи не захотели менять сервис, а те, кому не нравился Google, не хотели тот же интерфейс.
3. Хотя… всё-таки значимая разница в интерфейсе была. И не в лучшую сторону.
Потому что отсутствие «конфиденциальности» в Google часто компенсируется бонусной пользой, которую он предлагает. Он точно знает ваши интересы, локацию, релевантные результаты. В поиск встроено множество дополнительных функций: время работы заведений, их загруженность, адрес, дальность от вас, пошаговый способ добраться до нужного места, телефон заведения. Можно посмотреть фото, посмотреть отзывы пользователей. И всё это доступно почти для любого заведения в вашем конкретном городе.
Единственный браузер, с которым удалось скооперироваться и сделать Neeva системой по умолчанию — Vivaldi
Neeva, как и другие поисковые системы с упором на конфиденциальность, не могут предложить массу таких вот мелких деталей. Они знают об этом пробеле, и в какой-то степени пытаются его устранить — например, за счет интеграции со сторонними поставщиками данных, такими как Yelp и Tripadvisor. А в качестве карт они использовали Apple Maps. Но вся эта информация не находится в одной экосистеме, не «подвязывается» друг к другу. И к тому же не всегда является полной и свежей, а без указания вашего точного местоположения навигация попросту не работает.
В то же время «платность» — мне кажется, вряд ли стала самой главной проблемой для сервиса. Всё-таки основной поиск здесь всегда был доступен бесплатно для всех, так же, как и у Google с «Яндексом» и Bing. Компания могла бы начать ограничивать какие-то функции, если бы набрала аудиторию. Но этого никогда не случилось.
Давид против Голиафа
Сами создатели платформы в интервью TheVerge говорят о том, что им пришлось бороться со «сделками на миллиарды долларов», которые выплачивает Google, чтобы сделать себя поисковой системой по умолчанию на всех устройствах. На Android они стоят и так, всем остальным — предлагают большие контракты. А если пользователь хочет переключиться, перед ним выплывает огромное окно «Вы уверены, что хотите изменить поиск по умолчанию?». Которое становится большим блоком перед всеми другими поисковыми системами. Любой, кто пытается отвоевать хотя бы полпроцента пользователей у Google, ведет очень тяжелую битву.
Сами Neeva в начале года говорили о том, что их сервис посещает более 600 000 тысяч пользователей. Но даже если бы все они платили по пять долларов — это было бы от силы $36 млн в год. А на деле платных пользователей среди них было не больше пары процентов, и компания зарабатывала около $250 тысяч в месяц. Тем временем активно теряя деньги — на запуск на новых рынках, поддержание собственных серверов, зарплату 90 сотрудникам, а также оплату Bing, который выполнял за них половину функций поиска по платному соглашению.
«Создавать поисковые системы сложно», — написали соучредители Neeva Шридхар Рамасвами и Вивек Рагунатан в блог-посте, объявляя о закрытии своего сервиса.
«В ходе этого путешествия мы обнаружили, что одно дело создать хороший поиск, и совсем другое – убедить обычных пользователей в необходимости на него переключиться. Тут есть масса ненужных трений, от необходимости изменения настроек поиска по умолчанию, до проблем, связанных с тем, чтобы помочь людям понять разницу между поисковой системой и браузером. Привлечение новых пользователей было действительно очень трудным делом. Вопреки распространенному мнению, убедить пользователей платить на самом деле было менее сложной проблемой, чем просто заставить их попробовать новую поисковую систему.
Это, в сочетании с новой экономической средой, ясно показало нам, что пути к созданию устойчивого бизнеса в области поисковых систем больше нет. В результате в течение следующих нескольких недель мы закроем neeva.com и наш продукт для поиска, и переключимся на новую область деятельности».
На сайте Neeva объявлено, что поисковая система закроется 2 июня. У вас есть последние несколько дней, чтобы её протестировать и оценить.
Компания говорит, что теперь они переходят в сферу разработки ИИ. Как и очень многие другие за последний год. Правда, их преимущество (вроде бы) — в том, что они занимались этим уже больше двух лет, и построили свой уникальный интеллект, Neeva AI, «шерстивший» Интернет и выдававший результаты. Они говорят, что он лучше, чем ChatGPT, потому что тот обучен на общедоступных интернет-данных по состоянию на 2021 год, и поэтому устарел. ИИ от Neeva выполняет поиск в Интернете по состоянию на сегодня, поэтому результаты, которые он возвращает, могут быть более актуальными. А ещё их ИИ показывает, откуда бралась информация, и дает возможность пользователю быстро туда перейти.
Есть слухи, что сервис хочет купить Snowflake, одна из крупнейших «облачных» компаний, чтобы развивать свои ИИ-возможности. Два года назад Neeva оценивалась в $250 млн, сейчас — компания будет довольна, если её купят за несколько десятков миллионов. В своей главной задаче, составить конкуренцию Google или хотя бы DuckDuckGo, она полностью провалилась.
А жаль.
P.S. Тысячи крутых вакансий в РФ и за рубежом — в телеграм-боте getmatch. Задаете нужную зарплату, и к вам приходят лучшие предложения, а наши эксперты помогают пройти интервью. Не нужно ни резюме, ни портфолио, настройка занимает меньше 30 секунд. А ещё это отличный способ следить за текущим рынком труда.
Комментарии (63)
Akuma
22.05.2023 11:11+28Они предполагали, что в мире много людей, недовольных идеей торговли их данными, а оказалось, что всем плевать.
zenhower
22.05.2023 11:11+11Откуда такое резкое мнение? Я бы платил за поисковик, но если бы о нём знал. Они там раскручивались вообще? Билборды, реклама на ТВ?
Rive
22.05.2023 11:11+4Раскручивались. О нём даже была новость на Хабре: https://habr.com/ru/companies/getmatch/articles/566030/
Просто в мире, где некоторые люди готовы буквально сжигать себя заживо ради привлечения внимания к своему сообщению (*не является рекомендацией действия), на рекламу коммерсантам надо тратить огромные бюджеты.
VitalySh
22.05.2023 11:11+6Скорее не так: когда на одной чаше весов - удобство, функциональность, знакомый интерфейс, а на другой - отсутствие рекламы за деньги (чего можно добиться в гугле бесплатным плагином к браузеру), очевидно какой выбор сделают пользователи.
Newbilius
22.05.2023 11:11+5Удивительно, но у сервиса ProtonMail, который обещает конфеденциальность пользовательских данных, всё идёт отлично. DuckDuckGo, который движется в подобном направлении, пускай и иначе - жив. Так что, имхо, немного странно сваливать провал коммерческого продукта на то, что, мол, общество неправильное попалось. Более вероятно, что не смогли успешно пропиарить продукт и предоставить потенциальным пользователям качественный сервис, за которые те были бы рады платить.
AiR_WiZArD
22.05.2023 11:11+5DuckDuckGo для меня основной поисковик по другой причине - переключатель языков, красивый дизайн и шикарная выдача. В отличие от гугла он не пытается сильно вникнуть в контекст, а ищет по ключевым словам. Если знаешь, что тебе конкретно надо, он идеален.
sptor
22.05.2023 11:11у сервиса ProtonMail
У них в пакете есть еще ВПН сервис, собственно чисто просто вот "платной почты" там вроде нет ВПН будет в пакете, который, подозреваю и приносит основной поток денег, потому как в бесплатной версии, скорости меньше, только три страны с серверами, нет плюшек типа поддержки стриминга, торрентов и ТОР.
K0styan
22.05.2023 11:11+1Они подписку объединили не так давно. Некоторое время назад можно было отдельно платную почту купить.
Но это как раз подчёркивает разницу - Proton нащупал то, что нужно пользователю, тот самый product-market fit, да ещё красиво отпозиционировался на старте своим швейцарским флагом - и здравствует. А Neeva осталась с одним предложением и так и не вышла на прибыльность.
kokonT
22.05.2023 11:11В России, к сожалению, Proton уже совсем не работает (их эффективно блокируют, а фирме на это наплевать). К тому же у них проблемы с организацией разработки: существенно разный код для Windows, Linux и Android, что сильно сказывалось на работоспособности разных версий в те времена, когда они их поделия в России ещё шевелились
nin-jin
22.05.2023 11:11+2Тем временем, одновременно с ним появившийся бесплатный поисковик без рекламы, но где можно забанить любой сайт, живёт и здравствует.
NeoCode
22.05.2023 11:11+7Это кстати весьма полезная фича. Ведь проблема поисковиков - отсутствие обратной связи от пользователей. Что толку что юзер клинкул по ссылке - дальше поисковик ничего не знает, полезным ли оказался сайт, или мусорным. Обратная связь - первый шаг к сетям доверия, в которых лайки/дизлайки не просто локальны, а децентрализованно распространяются между "друзьями" (по сути единомышленниками по какому-то вектору интересов).
nin-jin
22.05.2023 11:11+5Для одноклеточных это было бы полезно, но для людей с разными интересами, это только вредит. Задача поисковика - найти то, что ищет пользователь, а не решать за него, что он хочет искать. Простой пример со стоп-словами, через которые пользователь может конкретизировать область поиска:
Mihaelc
22.05.2023 11:11+1На самом деле там есть система оценки оказывается ли сайт полезным или мусорным в среднем.
1) Если человек после перехода на этот сайт сразу вернулся обратно и начал искать дальше - сайт не дал, что человеку было надо.
2) Если вернулся не сразу - тоже не очень хорошо
3) Не вернулся - возможно нашел то, что было нужно.
Понятно, что там могут быть исключения, но в целом это довольно точная оценка. Ну и плюс на сайтах стоят всякие гугл аналитики/яндекс метрики, которые тоже передают поисковику инфу про посещение сайта из поискаnin-jin
22.05.2023 11:11+5У меня чаще ситуация такая:
Вернулся - решил ознакомиться и с другими материалами.
Не вернулся - устал искать и пошёл в другой поисковик.
BlackMokona
22.05.2023 11:11В такой системе сайты будут как можно дальше прятать нужную пользователю информации. Чтобы подольше задерживались и не возвращались в поисковик. А то быстро залетали, нашли и пошли искать дальше, будет катастрофой.
Mihaelc
22.05.2023 11:11+1Если бы это было выгодно, так бы и делали. Если спрятать - вероятно, бОльший процент людей пробежавшись взглядом и не найдя инфу сразу уйдут тыкать на след ссылку в поиске.
Format-X22
22.05.2023 11:11Счётчик на сайте для просмотра гугл аналитики - и поисковик уже знает чего как. А если это гугл хром - то ещё проще. Для гугла, конечно.
Andrusha
22.05.2023 11:11+2Более того, отправка жалобы на ссылку с малварью не особо очевидна - эту форму саму надо нагуглить, она никак не привязана к выдаче, и скорее всего большинство тупо забивает на эти телодвижения, которые вроде бы нужны Google не меньше, чем его пользователям.
playermet
22.05.2023 11:11Проблема в том, что как только появится способ массовой пользовательской модерации, она тут же будет использована SEO-шниками для продвижения своих сайтов и утапливания сайтов конкурентов.
Zangasta
22.05.2023 11:11+2Интересно, а существует ли поисковик, который игнорирует запреты указанные в Robots.txt и индексирует ВСЕ доступные в интернете страницы?
nin-jin
22.05.2023 11:11+6Или даже взламывает аккаунты и индексирует всю переписку.
Zangasta
22.05.2023 11:11+2Взлом чужой почты --- это преступление. А что плохого в индексации открытой информации?
zenhower
22.05.2023 11:11+3Как пример - "Если вы открыли доступ для документа всем, у кого есть ссылка, и отправили эту ссылку одному человеку, то имейте в виду — эта ссылка может стать известна «Яндексу», а тот сделает ваш «приватный» документ доступным для поиска." https://habr.com/ru/news/418435/
nin-jin
22.05.2023 11:11А что плохого в случайном вводе правильного пароля?
Zangasta
22.05.2023 11:11Во вводе правильного пароля ничего плохого нет. А вот подбор пароля перебором --- уже предосудительное занятие.
nin-jin
22.05.2023 11:11+1Это просто индексирование всех возможных паролей. Если мой сарказм не понятен, то тут либо крестик надо снять и найти всё, что плохо лежит, либо трусы надеть и не распространять то, что для этого не предназначено.
ssj100
22.05.2023 11:11+2Или даже взламывает аккаунты и индексирует всю переписку.
Зачем Гуглу что-то взламывать, просто предоставить доступ ко всем данным Gmail согластно пункту 3.14.157a пользовательского соглашения
simenoff
22.05.2023 11:11+1Роботсом закрывают всякий мусор, а не секретную интересную инфу
Zangasta
22.05.2023 11:11+1Роботсом закрывают всякий мусор, а не секретную интересную инфу
С тем, что эта инфа не секретная --- я согласен полностью. Но с тем что это мусор не согласен. Вот например форумы флибусты --- у меня там было много интересных дискуссий. А найти их я могу только когда пираты, копируя флибу, забывают про роботса.
simenoff
22.05.2023 11:11Если роботсом оказался закрыт полезный контент - это как правило из-за кривых рук
А каком форуме речь? Дайте адрес
K0styan
22.05.2023 11:11+1robots.txt - это всё ж таки некое джентльменское соглашение. Мы просим туда не смотреть, за это мы разрешаем собирать инфу по остальному сайту.
Сделать краулер, который будет индексировать то, что закрыто роботами - дело нехитрое. Более того, наверняка сейчас такие ходят во множестве, от любительских поделок до спецслужб. Но если какой-то сервис вытащит в коммерческую эксплуатацию поиск по скрытому роботами, он моментально налетит на то, что его будут банить на подходе.
NeoCode
22.05.2023 11:11Те у кого есть мозги - не будут платить за то, что способны сделать самостоятельно и бесплатно: критически оценивать и отфильтровывать информацию, не оставлять персональные данные где ни попадя, и т.д. Ищешь что нибудь конфиденциально - зайди через отдельный браузер с прокси-расширением и ищи через duckduckgo. Это минимум, но уже он дает приемлемый уровень конфиденциальности для большинства случаев.
friend001002
22.05.2023 11:11+7А может все дело в том, что этот поисковик делали выходцы из Google с их неумением в рекламу?
Серьезно, есть целый сайт с длинным списком закрытых проетков Google, читая который обычная реакция это: "Какая крутая штука была! Вот если бы я знал о её существовании!"
С этим Neeva такая же фигня -- о её существовании я узнал из этой статьи. О каких пользователях может идти речь с такой рекламой? Даже о DuckDuckGo иногда появляются статьи на каких-нибудь TheVerge.
aik
22.05.2023 11:11платность» — мне кажется, вряд ли стала самой главной проблемой для сервиса
Одним поисковиком в наше время не прожить.
Зачем мне нужен платный, если всё равно придётся дополнительно идти к гуглу и яндексу?simenoff
22.05.2023 11:11+1Одним поисковиком в наше время не прожить
Поэтому гуглояндексы чем только сейчас не занимаются, а на поиск подзабили
aik
22.05.2023 11:11Да, но остальные ещё хуже ищут.
Я обычно начинаю с яндекса, если не нахожу — там есть кнопка "искать в гугле".А вот в гугле нет кнопки "искать в яндексе" :(
RedHead
22.05.2023 11:11А зачем создавать новый поисковик, если достаточно брать результаты поиска гугла\яндекса и вырезать оттуда рекламу?
eton65
22.05.2023 11:11Одним поисковиком экосистему Гугла не перебить. Помогла бы глубокая интеграция страницы результатов поиска с каким-то уже известным браузером. Также нужен качественный поиск. И я совсем не против таргетированной рекламы.
В статье в основном маркетинговая (со знаком минус) чушь.
PavelAnisimov
А по мне логично, что закрылся, сейчас почта бесплатная, диск бесплатный, а тут плати за поиск...
0x200
Да, никто наверное даже не заметил, как он закрылся
Paul_Arakelyan
Я даже не заметил, как он открылся, а о закрытии тут прочитал :).
Большинству - реально плевать даже если их телефон будут слушать, я в детстве эксперимент провел, побыл 3-м участником разговоров по телефону (глюк АТС был): только пара детей оказались "в теме" и побежали перезванивать быстрее, чем я им вопрос задал, взрослые же даже на что-то типа "я же могу поматюкаться" не особо среагировали - "мы - тоже.". Кто-то скажет, что "выборка не репрезентативная" - да, наверное, но все же время было другое - и взрослые вполне понимали, что их реально могут слушать "кому положено".
AiR_WiZArD
Нет, все верно. Когда-то проводили исследование - подопытным по всей квартире развешивали камеры (вроде как в туалетах тоже, не помню уже), какое то время люди тревожились (в районе недели), а потом просто привыкали и жили как обычно.
AiR_WiZArD
Я плачу за chatgpt - по факту тот же самый поисковик на стероидах, половина запросов в "гугл" теперь улетают туда. Проблема в том, что компания не смогла предложить уникальное решение - обычный поиск сейчас действительно никому не нужен, в вебе слишком много мусора, а копаться в мусоре можно и с бесплатными сервисами.