Каждый из нас хоть раз в жизни получал отказ. Слышать «нет» так неприятно, что мы сами стараемся реже отказывать другим. В результате — лишние обязанности на работе или нереализованные возможности. Мы попросили сотрудников Selectel поделиться своими историями, как они столкнулись с отказом, но повернули ситуацию в свою пользу.
На текст нас вдохновила книга «А я тебя «нет»», из который мы также взяли несколько полезных рекомендаций. Сохраняйте статью в закладки и делитесь в комментариях своими историями судьбоносных отказов.
Используйте навигацию, чтобы быстро перемещаться по тексту:
→ О чем эта книга
→ Как проходил эксперимент автора
→ Какие преимущества есть в отказах
→ Как формулировать просьбы
→ Главные тезисы из книги
О чем эта книга
Книга «А я тебя «нет»» строится на эксперименте, который придумал и реализовал ее автор — Джиа Джианг. Он развивал свое дело и болезненно реагировал на отказы инвесторов. Понял, что нужно исправлять это после того, как из-за очередного «нет» чуть не поставил крест на карьере.
Чтобы научиться жить с отказами, Джиа поставил перед собой цель — выполнить как можно больше заданий, пусть даже безумных. Так появился эксперимент под названием «сто дней отказа». Каждый день он подходил к людям со странными просьбами. Например, просил постричь его в зоомагазине или спеть колыбельную сыну на ТВ-шоу. В процессе Джианг изучал поведение — собственное и чужое.
Посмотрим, что из этого вышло и какие выводы он сделал. Ниже видео с TED от автора для вдохновения.
Как проходил эксперимент автора?
Челлендж: устроиться на работу на один день
Джиа пытался найти себе работу на один день. После нескольких провальных попыток он встретил эйчара, которая согласилась выслушать Джианга, изучила его резюме и предложила позицию ассистента на один день. Позже он узнал, что родители с детства учили ее помогать другим, а любопытство не позволило сказать Джиангу «нет». Тогда Джиа понял, что на отказ влияет не только стратегия, дар убеждения или настойчивость.
Отказ не оценивает вас как хорошего или плохого человека. На подобное решение могут повлиять самые разные факторы.
Челлендж: высадить цветы на газоне соседа
Джиа предложил соседу высадить цветы на его газоне. Мужчина отказался, но совсем не из-за того, что ему показалось это странным. У него была аллергия на цветы. Поэтому сосед подсказал Джиа другого человека, который смог по достоинству оценить такой подарок.
Отказ — это не навсегда. То, что не актуально одному человеку, может прийтись по душе другому.
Челлендж: съесть макзавтрак в обед
Джиа попытался заказать фреш макмаффин в середине дня. Отказ был ожидаем, ведь макзавтрак подают только утром. Вместо того, чтобы развернуться и молча уйти, Джиа спросил, почему они не могут приготовить для него этот бургер. Ему объяснили, что на кухне помыли машину, на которой готовят яйца и бекон. Тогда Джиа сменил тактику. Он попросил что-то похожее на желаемый бургер. В итоге получил его же, но без нескольких ингредиентов.
Когда озвучиваете просьбу, будьте готовы ее переформулировать. Благодаря этому эксперименту Джиа нашел выигрышную тактику: отступление, переосмысление и вторая попытка.
«Если я смогу немного изменить мою просьбу, подойти к ней с другой стороны, то результаты будут очень неожиданными и непременно интересными».
Все отказы Джиа записывал на видео. Посмотреть ролики вы можете на его YouTube-канале.
Какие преимущества есть в отказах
Есть убеждение, что отказы закаляют. Они могут причинить боль, но также бывают полезными, если их правильно переработать. Джианг смог сделать отказы своей зоной развития. Вот какие преимущества он обнаружил.
Мотивация
Майкл Джордан, Стив Джобс и многие другие успешные люди стали такими, потому что много раз переступали через «нет» и шли дальше. Стараясь доказать себе и окружающим, что они сильнее отказов, двигались к поставленной цели.
Боль отказа — это не единственная сила, которая мотивирует работать и покорять высоты. Любовь к своему делу, желание оставить след в истории — все это тоже имеет значение. Тех, кто воспринимает «нет» как помеху, а не как непреодолимое препятствие, отказ только распаляет.
Например, наш разработчик Вова (ака Firemoon ) откликался на вакансии Selectel несколько раз и не сдавался до тех пор, пока не получил положительного ответа.
«Впервые я откликнулся в Selectel в 2018 на позицию системного инженера. Тогда у меня не было опыта работы с физическим оборудованием, тогда я лишь кодил на С++ около полугода. После отказа я расстроился, но решил подтянуть те навыки, которых не хватило для трудоустройства.
Спустя полгода я еще раз откликнулся на эту же вакансию. Не получил ответа и поинтересовался, в чем причина молчания. Оказалось, что рекрутер почему-то думал, что я сам отказался от оффера в прошлый раз — но это было не так. Когда мы устранили недопонимание, я смог попасть на собеседование и занял место системного инженера. Вывод: отказ — это не навсегда.
Дальше все складывалось классно. Я перешел на должность тестировщика оборудования, а потом стал разработчиком в команде выделенных серверов».
Самосовершенствование
Представьте, что ищете работу. Вы уже в сотый раз отправляете одно и то же резюме, но каждый раз отказывают. У вас есть выбор: можете воспринимать отказ как знак того, что вам не хватает квалификации или стоить понизить планку. А можете улучшить резюме, переписать мотивационное письмо — и посмотреть, что из этого выйдет.
Арина, специалист по развитию HR-бренда, поделилась своей историей об отказах и о том, как они заставили ее пересмотреть взгляд на привычные вещи.
«Я дважды училась за рубежом на программе обмена в бакалавриате, мне это очень нравилось. Последние два года планировала поступление, изучала, какие направления мне интересны. Я искала магистратуру только с полным финансированием. В этом году подала заявки на шесть направлений и, несмотря на сильное портфолио, везде получила отказы.
Удручает ли это? Да. Но я осознала несколько вещей:
- «Нет» зависит от «хотелок» универа: кто-то ценит академическую успеваемость, а другим важнее опыт работы.
- Можно спросить: «А почему нет?» — и получить фидбэк. Например, от одной приемной комиссии я узнала, что у них сократилось финансирование. Так как я претендую только на полное покрытие расходов, дальше заявку рассматривать не стали.
- Можно (и нужно) уметь пересмотреть свою просьбу.
Поучиться за рубежом мне все еще хочется. Опускать руки я не собираюсь, но приоритеты по направлениям и формату точно буду пересматривать в этом году».
Идеи, опережающие время
В книге автор приводит исследование профессора Пенсильванского университета о том, почему креативные идеи часто отклоняют. Считается, что люди видят в них отсутствие определенности и предсказуемости, а это пугает. Если вам сказали «нет», это не значит, что предложение плохое. Попробуйте озвучить его кому-то другому: может быть, люди в этой компании окажутся смелее.
Формирование характера
Сталкиваясь с отказом в непривычных и сложных обстоятельствах, вы можете стать сильнее и в будущем ставить перед собой более амбициозные цели. Для некоторых страх получить отказ сопряжен со страхом говорить «нет» самостоятельно. Таким кейсом поделилась Наташа, старший аналитик Selectel.
«На первой работе в качестве менеджера я столкнулась с огромными ожиданиями от заказчиков и руководства в вопросе выпуска новых доработок по продукту. Запросов было столько, что я не всегда успевала их прочитать, не говоря о выполнении.
Мне хотелось показать, как круто работаю и все успеваю: я работала до полуночи, напрягала команду, мы выходили в срок. Спустя 2-3 месяца я стала замечать, что все измотаны: мы начали ругаться, забыли про личную жизнь и задерживали релизы. Начальство стало душить еще больше, ведь мы все успевали раньше, почему перестали сейчас?
В какой-то момент поняла, что моя проблема — в том, что я не умею отказывать людям. Чтобы не потерять себя как хорошего менеджера, я прочитала несколько книг и начала применять техники тайм-менеджмента, планирования и фасилитации. Я стала оценивать все задачи с точки зрения важности для бизнеса и отдавать приоритеты тому, что принесет больше денег компании. Планировала на квартал вперед, стараясь соблюдать баланс важных и интересных задач для команды. Отказывать было страшно, но в результате коллеги перестали меня использовать. Они хорошо обдумывали вопросы, старались сделать свою часть работы идеально, приглашали на встречи только по важным вопросам. Меня стали ценить даже больше, а к команде вернулась радость от работы. Я так хорошо научилась отказывать, что даже давала пару мастер-классов коллегам на эту тему. С тех пор считаю мотивированный отказ одним из важных своих рабочих качеств».
Как формулировать просьбы
Первый шаг на пути к тому, чтобы не услышать отказ, — правильно сформулировать просьбу. Чаще всего люди говорят «нет» не потому, что действительно не хотят помочь: они не знают, что и для чего нам нужно, а также как это сделать.
Чтобы не допускать таких ситуаций, объясните свою просьбу. Сформулируйте ее конкретно и однозначно.
Как это работает:
- Человек может не догадываться, что что-то идет не так.
- Ваша задача — показать, как облегчить вам жизнь.
- Для этого избегайте абстрактных понятий.
Формулировать просьбы внятно и отвечать отказом на сомнительные предложения поможет ассертивность. Подробнее про умение самостоятельно регулировать свое поведение и отвечать за него вне зависимости от оценок и влияния других людей рассказали в тексте.
Еще два совета от Джиа Джианга:
- Начните с «я». Джеймс Пеннебейкер, социальный психолог из Техасского университета в Остине, обнаружил, что чем чаще люди используют местоимение «я», тем вероятнее то, что они говорят правду или воспринимаются так.
- Озвучьте чужие сомнения. Признавая очевидные и вероятные недостатки вашей просьбы, вы повышаете уровень доверия собеседника.
Саммари: главные тезисы из книги, которые раскрываем в тексте выше
- Слово «нет» может стать сильнейшей движущей силой, которая поможет закалить характер и ставить более амбициозные цели в будущем.
- Умение слышать «нет» — это про работу над собой. Оно учит корректировать свои действия в соответствии с обстоятельствами.
- Если вы еще не услышали «да», возможно, подходящее время пока не пришло.
- Отказ — это взаимодействие двух людей. Это не истина в последней инстанции и не главное суждение о достоинствах человека.
- «Нет» — это мнение лишь одного человека. Одна идея не может быть принята или отвергнута сразу всеми людьми в мире.
Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:
→ Гайд по ненасильственному общению
→ Как улучшать продукты, опираясь на мнение пользователей
→ Зачем компании Skills Set и можно ли разложить по полочкам навыки разработчиков
Комментарии (17)
maximtkachev
23.05.2023 17:20+1Другой вопрос - что делать с теми, кто эту книгу прочитал и теперь не понимает, что такое "нет"? Вот подошёл к тебе человек с чем-нибудь, ты ему говоришь - "нет, не вариант" (как в том рассказе про 8 параллельных красных линий). Он снова повторяет и снова вы ему говорите "нет". И снова, и снова, и снова, и снова, и снова. А послать его открытым текстом вежливость не позволяет.
ihouser
23.05.2023 17:20+2У меня мелкий бизнес. Заказчики часто просят всякую (кажущуюся) дичь, что с первого взгляда я не могу выполнить. Но слово за словом выясняется, что они сами не разбираются в том чего хочет, незнает как это озвучить, много чего подразумевает но не догадывается что это важно рассказать.
В итоге мы находим взаимопонимание и если я не могу помочь я могу хотя бы посоветовать куда копать.
DMGarikk
23.05.2023 17:20+1В итоге мы находим взаимопонимание и если я не могу помочь я могу хотя бы посоветовать куда копать.
тут есть некая грань, переход которой поидее должен стоить денег, одно дело когда вы делаете чтото простое и понятное, а другое когда выполняете работу консультантов-аналитиков бесплатно.
грубо говоря человек к вам приходит купить леску для мотокосы и жалуется на то что очень плохо стрижет, а вы ему читаете трехчасовую лекцию как правильно высаживать газон и обрабатывать участок
вот в данном случае человеку надо отказывать в такомihouser
23.05.2023 17:20Трехчасовая лекция перебор :) А лекция, как правильно высаживать газон и обрабатывать участок, это отдельный бизнес, если есть спрос - надо зарабатывать :)
Но сами бесплатные консультации это хорошая реклама для мелкого бизнеса (для большого, это расходы). Выяснить, чего на самом деле хочет человек тоже надо, это уменьшает ошибки и стресс в последствии. Естественно, что в не моей компетенции, много нераспиляюсь, просто говорю что искать, а дальше сам.
navion
23.05.2023 17:20Не нужно устраивать лекцию, достаточно выяснить у человека какую проблему он хочет решить.
Человек просит леску потолще для срезания сорняков, когда на самом деле ему нужен гербицид.
beskrovnaya Автор
23.05.2023 17:20+2Очень часто люди настаивают на чем-то не потому, что для них это принципиально, а потому, что они не знают, как можно по-другому. И в таком случае наша задача — объяснить им, как еще бывает.
Согласна с вами, это отличный навык!
beskrovnaya Автор
23.05.2023 17:20+18 параллельных красных линий — кошмар любого адекватного человека, конечно)
Мне кажется, важно не просто снова и снова говорить «нет», а объяснить причину отказа. Автору книги, например, это серьезно помогало: он либо переосмыслял собственные вводные, либо принимал отказ и двигался дальше.
RedHead
23.05.2023 17:20+3Может достаточно сместить ракурс?: Отказывают не человеку, а поставленной задаче.
beskrovnaya Автор
23.05.2023 17:20+1Согласна, это важный поинт. Но многие приходят к этому не сразу: людям кажется, что отказ оценивает их самих, а не идею/задачу, с которой они пришли.
Didimus
23.05.2023 17:20+2А это так и есть. Попросит вас бомж пять рублей, не дадите. А знакомому дадите. Все зависело от вашей оценки человека
timsiling
23.05.2023 17:20Дамон Захариадис, Искусство говорить нет. Или что-то в этом роде. Рекомендую к прочтению. В жизни помогает.
beskrovnaya Автор
23.05.2023 17:20Навыки говорить «нет» и принимать отказы связаны между собой, я согласна. Спасибо!
Еще одна книга в копилку :)
navion
В Макзавтраке главное яйца, свиная котлета и пресные булки, которые никак не получить из дневного меню.