Попросили коллег рассказать про их первые и самые запоминающиеся игры, летние каникулы в компьютерных клубах, миссии в Age Of Mythology и столкновение цивилизаций в Red Alert 2. Затем эстафету подхватили вы — делились историями про Doom II, Carmageddon, Warcraft, Heroes Of Might And Magic и множество других игр. Нам они очень понравились, поэтому решили собрать еще один текст.

В эту подборку попали истории из наших блогов на Хабре и vc. Мы старались не менять комментарии по стилю, но для лучшей читабельности поправили опечатки и знаки препинания.

Max Payne


Кто-то такой, автор комментария на vc.ru

Пейн, Макс Пейн. Первая игра, которая подарила нам эффект замедления времени — slow-mo, как в «Матрице», поражающий воображение в то время.


Max Payne. Источник

Commander Keen 4, Prince of Persia и другие


mt19937, автор комментария на Хабре

В детстве мое воображение захватили:

  • Commander Keen 4
  • Prince of Persia
  • Supaplex — считаю ее одной из лучших и гениальных игр за всю историю геймдева
  • Упомянутая в статье Heroes Of Might And Magic — у меня была вторая часть
  • The Legend of Kyrandia II: Hand of Fate

Было и много других игр, но эти были моими любимыми. Также играл в жуткую трехмерную low-poly игру, где нужно было управлять человечком в каком-то средневековом городке. Помню мало: сцену, где человечек прятался в шкафу и выпрыгивал из него. И еще один эпизод, где человечка настигал и убивал какой-то быкообразный демон. Игра казалась непонятной, сложной и страшной, я так ее и не прошел.

iskender_gen, автор другого комментария, подхватил это обсуждение:

Это же Ecstatica. Поначалу тоже не понял, а когда разобрался, игра оказалась довольно интересной.
Выглядела она в то время очень необычно.


Ecstatica. Скриншот игры.

Игру Prince of Persia изучил вдоль и поперек, научился проходить за 20 минут. Подробно исследовал, где можно пробегать перед лезвиями, не останавливаясь, а где нужно сначала как-то специально прыгнуть или шагнуть. Все пытался отыскать какие-нибудь неведомые секретные локации, в которых еще не бывал.

Иногда в сновидениях игры смешивались — мне снился, например, прыгающий гриб из Commander Keen 4 на уровне Prince of Persia :)


Commander Keen. Источник


X-Com, Jagged Alliance и другие


Valentin Dombrovsky, автор комментария на vc.ru

До сих пор помню имя бойца, который у меня под конец X-Com прокачался до полковника и был «командиром» финальной экспедиции в штаб-квартиру инопланетян — Матиас Гейслер :)


X-Com: UFO Defense. Источник

Также Валентин дополнил список другими любимыми играми:

А Doom I и II? :) И Mortal Kombat еще.
У меня первый сетап был помощнее: 486-й компьютер появился в 1995-м. Процессор на 100 MHz, жесткий диск на 500 мб, SVGA и видеопамять на мегабайт, 8 мегабайт оперативки. Впрочем, места на диске все равно постоянно не хватало, разумеется.

Digger, Tetris, Lines


adeshere, автор комментария на Хабре

Да, из жанра выпадают слегка, но первыми-то были они… У меня начальник ВЦ относился к ним как к серьезному спорту. Помню его фразу около двух часов ночи, с непередаваемой интонацией: «Все, пора домой: РЕЗУЛЬТАТ НЕ РАСТЕТ!!!»

Шел примерно 1989 год…


Digger. Источник

Galactic


John Doe, автор комментария на vc.ru

Моей первой игрой была Galactic на Поиске примерно в 1989 году. Там самолетик летал.

[прим.ред.] Насколько мы поняли, речь про игру Space Conquest: A Galactic Odyssey, которая реализовывалась на DOS.

Потом была Paratrooper — эту игру я воспроизвел в седьмом классе на Паскале. Потом был период Робика, но я слабо помню тот поток игр.

Следующий этап — знакомство с реальным x86. Мне было 10-11 лет. Сначала играл в компьютерной школе, а где-то через год у меня появился свой ПК. И там пошло-поехало. Игры обменивали в той же компьютерной школе на пятидюймовых дискетах или покупали на Свердловском рынке. Туда нужно было приходить со своей дискетой или купить чистую на месте, заказать игру и на следующий день забрать. Моим каталогом была энциклопедия компьютерных игр. Увлекательное чтиво, скажу я вам :)

И, конечно, товарищи ниже ↓


Бонус и Гамовер из программы «От винта». Источник

Возможно, эти тексты тоже вас заинтересуют:

Техноартефакты прошлого, по которым скучаем: истории о любимых играх детства
«Могла набирать СМС с закрытыми глазами»‎: читатели наших блогов рассказывают о первых телефонах и КПК
Гаджеты, по которым сильно скучаем: истории про первые приставки, игры и консоли

Doom II, Carmageddon, WarCraft II и другие


Macmep_007, автор комментария на Хабре

К 2000 году у меня появился Pentium 120, который даже MMX. Он стоил целых семь тысяч рублей. На первом курсе у меня даже карманных особо не было, поэтому компьютер купили родители для учебы. Я их не подвел и стал программистом. Но параллельно…

Сначала был Win95, на котором я играл в Doom II, Carmageddon, WarCraft II, Quake I, C&C, RedAlert и разные DOS-игры, которые шли под расширением DOS4GW. Первое время даже боялся обновлять Windows, но потом все-таки поставил 98, о чем нисколечко не пожалел. Система вела себя намного стабильнее, я смог пересесть с Boland Pascal на Delphi 3. Стал подрабатывать, купил уже на свои AMD Duron — и понеслась!


Doom II. Источник

Vampire: The Masquerade — Bloodlines


Кто-то такой, автор комментария на vc.ru

Настоящий бриллиант от людей, стоявших у истоков знаменитого Fallout. Игра провалилась в продажах, но стала культовой среди фанатов благодаря чарующей атмосфере ночи, вампирской тематике и прекрасному сюжету. Мимика персонажей для того времени была на высоком уровне: даже у Half-Life 2, на движке которой была сделана игра, анимация лиц выглядела хуже. К сожалению, издатель подгонял разработку. Баги и технические недоработки привели к провалу и банкротству игровой студии.

P.S. Музыка в каждом ночном клубе этой игры создавала неповторимую атмосферу.


Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Источник

The Curse of Monkey Island


Banyanya, автор комментария на vc.ru

Я обожала квесты девяностых за загадки, сюжет и юмор в диалогах. Например, The Curse of Monkey Island с удовольствием перепрошла уже студенткой в 2010-х. Просидела неприличное количество времени в змее и выбралась только с подсказками. Также любила Torin's Passage — «ковер вонючий одна штука» в инвентаре — и игру про Петьку и Василия Ивановича.

Еще одну игру из детства, King's Quest, я тоже пыталась пройти во взрослом возрасте и сфейлила, потерявшись в пустыне в первой же локации. Изображение ниже взяла из очень страшной локации: там умираешь не только на каждом шагу, но и стоя на месте — и даже ничего не делая.


Скрин из игры King's Quest

Дальнобойщики-2


Илья Могилевцев, автор комментария на vc.ru

Ох, я помню, как с утра вставал, включал компьютер, накладывал себе хлопьев с молоком и запускал «Дальнобойщиков».

У старшего брат был компьютерный руль, поэтому я вживался в роль максимально. Получалось, что с утра я не просто садился играть в ПК, а шел на смену – возить грузы. И все это под аккомпанемент «Арии».

Спустя много лет поиграл в Euro Truck Simulator, но ощущения были уже не те. До сих пор мечтаю порулить настоящим тягачом :)


Дальнобойщики-2. Источник

Комментарии (29)


  1. Japet
    04.11.2022 14:03
    +4

    Как ни странно, олдскулы свело от диггера


    1. Exchan-ge
      04.11.2022 19:33

      Как ни странно, олдскулы свело от диггера


      Я играл в ВинДиггера три дня назад :)


  1. Linder666
    04.11.2022 14:33
    +1

    Дальнобойщики, сколько всего в этой игре. И нет, сравнивать эту игру с Euro Truck Simulator 2 никак нельзя, хоть и есть возможность в ETS2 замодить карту Дальнобойщиков. Все таки физика Дальнобойщиков даже на симуляторном уровне была далека от реализма, но это исправляла относительная свобода перемещений и модель повреждений. Зато в ETS2 и физика, и наполнение трафиком, следящим за пдд, и экономика, но увы нет той соревновательной части в плане доставки груза)


    1. beskrovnaya Автор
      04.11.2022 16:22

      А какая из этих игр вам запала в душу сильнее? Дальнобойщики, получается?


      1. Linder666
        07.11.2022 10:19

        обе держатся на одном уровне, у каждой есть свой шарм и особенности, которых нет у другой)


  1. Hamlet_dat
    04.11.2022 16:21
    +1

    Duke Nukem забыт?


    1. beskrovnaya Автор
      04.11.2022 16:21
      +2

      Теперь нет :)


  1. kvazimoda24
    04.11.2022 18:37

    Оригинальный тетрис на ДВК
    Пек-ман тоже на ДВК
    Какие-то мотогонки со стрельбой на Спектрум
    Утки на Денди
    Первая игра, что мне включил батя на IBM совместимом компе - Ворона. Честно говоря, до сих пор не понимпю, это он меня потролить решил, или действительно считал, что что-то более сложное я не потяну.
    Из того, что запомнилось на "АйБиЭмках":
    Неверь в худо
    Паркан. Хроники Империи
    LBA
    Вторая Диабло


  1. Exchan-ge
    04.11.2022 19:53
    +2

    Голосовалка не та — у меня как минимум четыре равнозначных варианта :)

    X-Com (раз в пять-шесть лет)

    Doom

    WarCraft II (пару лет назад)

    RedAlert (недавний ремастер, прошел от начала до конца :)

    ну и:
    Command & Conquer (ремастер)

    Age of Empires (в комплекте)

    Cyberia (летом этого года)

    Defender of the Crown (1986) (временами :)

    Disney Aladdin (1993) (аналогично :)

    Duke Nukem 3D: Megaton Edition (ну куда без него :)

    Dune 2/Dune 2000/Dune 3 (Emperor: Battle for Dune)

    Fallout (все)

    Half-Life (от начала и, надеюсь — не до конца :)

    Lost Eden (внезапно)

    Return to Castle Wolfenstein (и все то, что было до :)

    Star Control 2 (вторая игра, так как первой был Диггер :)

    STAR WARS™: X-Wing (1993) (все еще собираюсь таки пройти ее до конца :)

    StarCraft 1/2

    Z (играю сейчас :)


  1. vasyaa747
    04.11.2022 20:01

    У меня была некоторое время в лидерах бродилка-стрелялка Corridor7 Играл её ещё на своём первом 386 DX. Игра занимала три 3,5" дискеты в архиве arj.


  1. gnusy
    04.11.2022 22:40

    Dungeon Keeper оба


  1. KongEnGe
    05.11.2022 11:38
    +1

    Goblins II и III


    1. Exchan-ge
      05.11.2022 13:14

      Goblins I


  1. Japet
    05.11.2022 14:16
    +2

    Раз тут наваливают олдового, тоже отмечу.

    Причём эти игры ходили реально на дискетах (а то я гляжу тут уже и халву с RtCW в дискетные записали)

    Golden Axe
    Golden Axe
    Magic pockets
    Magic pockets
    The Lost Vikings
    The Lost Vikings
    Warlords
    Warlords
    Into the Eagle's Nest
    Into the Eagle's Nest


    1. Exchan-ge
      05.11.2022 15:21

      в дискетные записали


      так тут (все выше) разве что Диггер был на 5" дискетах :)

      Тот же Дум попадал в руки игроков уже на сидиромах, бо их эра началась еще с 1993.


      1. Japet
        05.11.2022 15:35

        Я не уверен в том, когда эра CD началась на территории бывшего СССР.

        Могу точно вспомнить только то, что дум2 я ставил с пяти трёхдюймовых дискет, а виндовс 95 c пятнадцати или около того (причём собирал дискеты по друзьям, и пара оказалась "битыми" и пришлось их перезаписывать).


        1. Exchan-ge
          05.11.2022 16:12

          Я не уверен в том, когда эра CD началась на территории бывшего СССР.


          Осенью 1993 года, зная, что я буду проездом в Москве, меня попросили купить привод CD-ROM.
          Покупал я его в какой-то крупной фирме (отдельное пятиэтажное здание, скорее всего — бывшего НИИ. Широкий коридор по центру и склады в больших комнатах по сторонам. Название начиналось на Т, далее не помню («Технотрейд»?)- район, возможно — где-то возле Авиамоторной).

          В 1994 я и сам приобрел такой привод (4х), уже в своем городе ($200, примерно)
          А в 1995 уже можно было купить и пишущий привод, только стоил он неподъемных для меня денег.

          а виндовс 95 c пятнадцати


          95-тую я ставил с сидюка, а вот 3.1 — таки да, с пятидюймовых дискет (12 штук)

          и пара оказалась «битыми»


          У меня однажды случилась более интересная ситуация — при очередной установке 3.1 (или даже 3.11, не помню уже) процесс стартовал норм.
          Но он продолжался чувствительно долго, так, что за это время успели набежать тучи и началась сильная гроза. И, прямо как в голливудских фильмах, на последней, 12 дискете- молния шандарахнула где-то совсем рядом и свет в доме вырубило :)

          (никаких UPS, в те времена, конечно же не было)


  1. slavanikolsky
    05.11.2022 21:44
    +1

    Dune

    Год выхода: 1992 г.

    Платформы: Amiga, Sega Mega-CD, MS-DOS

    Режим: Однопользовательская игра

    Серия: Дюна

    Разработчик: Cryo Interactive

    Музыка: Стефан Пик

    Жанр: приключенческая игра, стратегия в реальном времени

    Игра внесла свой вклад не только в развитие жанра, но и в игровую индустрию в целом. «Дюна» стала первой в истории игрой, в упаковке которой использовались вкладыши-обложки для стандартных коробок. До этого вся полиграфия выполнялась прямо на коробках с играми.

    На момент своего выхода «Дюна» была достаточно успешной, разойдясь за 5 лет тиражом в 300 тысяч копий.

    Одна из первых моих игр в которой зависал часами.


    1. Exchan-ge
      06.11.2022 02:44

      Одна из первых моих игр в которой зависал часами.


      Первую Дюну любили запускать как демку продавцы компьютеров — она смотрелась ярко и привлекательно.
      Но играли в нее мало.

      А вот когда вышла Дюна 2 — вот тогда и понеслось, лавиной…
      Рабочий процесс был полностью парализован (для наглядности — Дюна 2 по своей разрушительной силе намного превосходила вышедшую позже Lines-98 :)

      (потом многие, узнав о существовании первой Дюны — вернулись после второй к первой :)


      1. PuerteMuerte
        06.11.2022 05:11

        Но играли в нее мало.

        Потому что в первую Дюну хрен поиграешь - там сложность даже для опытного геймера высокая, что уж говорить за казуалов.


        1. Exchan-ge
          06.11.2022 11:45

          там сложность даже для опытного геймера высокая


          На тот момент это не особо пугало.
          Но выбор игр был уже достаточно большой.
          (и первая Дюна таки требовала от игрока хорошего знакомства с текстом романа. Игроки во вторую про существование книги могли и не знать :)


          1. PuerteMuerte
            07.11.2022 00:29

            Ну как не пугало, ты сидишь такой и думаешь, какой ответ на вопрос Чани был правильный, пробуешь их все по-очереди, а там в фоновом режиме в это время Харконнены твою добычу спайса поганят. Это бесит. Надо быть очень терпеливым человеком, чтобы в итоге узнать, что ничего Чани говорить не надо, надо просто посидеть с ней на скале до рассвета.


            1. Exchan-ge
              07.11.2022 01:58

              сидишь такой и думаешь


              Я еще помню распечатанный на АЦПУ мануал к ко второму Старконтролу.
              Это был 1993 год.

              Потом дело дошло до «Энциклопедии компьютерных игр» (в 15 томах :)
              (ФОЛИО-ПРЕСС 1995-1997 гг.)

              Интернета не было, инфа была…


  1. slavanikolsky
    05.11.2022 22:02
    +1

    Не уверен, что своим детям разрешил бы в ее играть, но сам тут часто зависал.

    Постапокалипсис есть и в гонках. Суровый, циничный, кровавый. Carmageddon — самый известный и показательный пример. В недалёком будущем атмосфера Земли загрязнилась так, что большая часть человечества превратилась в зомби. Против заражённых не нашлось лучшего оружия, кроме автомобилей. А вокруг охоты на мертвецов возник настоящий спорт.

    Вряд ли можно найти более противоречивую гонку, чем Сarmageddon: её любили за насилие, за насилие же её цензурировали и запрещали. Наравне с Mortal Kombat это была одна из первых игр, обративших внимание общественности на жестокость в виртуальных мирах. Вместе с тем она преобразила внутриигровую физику аварий, повторы, а также повлияла на становление «песочниц» в своём жанре.

    Слухи о жестокой игре просочились в прессу, после чего игру начали травить. Журналисты утверждали, что подобное произведение испортит молодёжь и требовали его запретить. Разработчики даже ходили на радио, чтобы поучаствовать в дискуссии с участниками движения «Мир на дорогах» по этому поводу.

    Скандал сыграл разработчикам на руку: гонка была на слуху ещё до выхода и обрела не только ненавистников, но и армию поклонников. Всего за год в её честь создали 200 фанатских сайтов. За первые несколько лет она разошлась тиражом в два миллиона копий — невероятный результат по тем временам — и получила десятки модификаций. Так рискованная игра положила начало серии, в которой на данный момент вышло пять тайтлов.


    1. PuerteMuerte
      06.11.2022 05:17
      +1

      В недалёком будущем атмосфера Земли загрязнилась так, что большая часть человечества превратилась в зомби.

      Это в отстойных лайтовых версиях для самых трусливых рынков сбыта были зомби. В оригинальной Карме были обычные людишки, коровки и овечки, которых можно было кромсать на кровавые джибзы.

      Не уверен, что своим детям разрешил бы в ее играть

      Почему?


  1. slavanikolsky
    05.11.2022 22:10

    Разработанная Xatrix Entertainment в 1994-м, Cyberia покорила сердца публики своей потрясающей графикой.

    Геймплей Cyberia четко разделен на три составляющих — приключение от третьего лица, решение паззлов и рельсовый шутер. 

    Cyberia не стала предвестником синергии видеоигр и кино, а оказалась на деле короткой, далеко не идеальной, но вполне увлекательной игрой. 


    1. Exchan-ge
      06.11.2022 02:36
      +1

      Cyberia не стала предвестником синергии видеоигр и кино, а оказалась на деле короткой, далеко не идеальной, но вполне увлекательной игрой.


      Казалось бы, что общего между Cyberia 2 и Half-Life 2: Episode One? :)


  1. meranged
    06.11.2022 14:31

    https://youtu.be/SEl_RvMIjeQ Death Track - это была бомба. Даже в чёрно-белом варианте


  1. OptimumOption
    07.11.2022 08:45

    "Micro Machines 1,2" с мультиплеером до 4х человек