В 2020 году мы с партнерами решили сделать мегапроект - платформу для игр по видео-связи, как зум, но заточенную под игры. Спустя 3 года, смену рынка и модели, пивота продукта и более 30 миллионов потраченных рублей - мы (вроде) что-то нащупали. Расскажу сегодня о нашей PartyStation - как мы с шутками и прибаутками собирали грабли, и куда в итоге пришли.
Итак. 2020 год, самое начало ковида. Сейчас странно это вспоминать, но тогда все казалось очень сложным и серьезным. Чтобы не сойти с ума мы с моими друзьями-предпринимателями придумали себе забаву - раз в неделю играть в Codenames по зуму. (Мы играли с помощью пиратского сервиса www.codenames.me - если что, я пиратство, конечно же, осуждаю - но очень неплохо сделано). Процесс был не то чтобы суперудобный - переключения из зума в телегу, оттуда в браузер - это местами раздражало.
Поскольку перспективы ковида были туманны - мы подумали, а не склепать сервис, где можно играть удобнее. Мы - это я (Дмитрий Кибкало, основатель Мосигры), Тимофей Бокарев (автор кучи настолок, и в том числе Свинтуса, основатель Tabletopia), Валера Комягин и Сергей Филиппов (основатели SVK.digital). Собрали команду - сделали прототип, нам понравилось. Прикинули хрен к носу, предположили, что мулей в 8-10 мы точно уложимся - сможем сделать что-то, во что людям будет по кайфу играть. Ну и понеслась.
Первый подход к снаряду
Сначала мы решили сделать просто веб-конференцию с возможностью выводить задания на общий экран и выбирать/набивать варианты ответов - типа для игры Крокодил. По мере разработки хотелки росли - вот уже хочется сделать покер, Свинтуса, Мафию и т.д. Причем не просто в формате виртуального игрового стола - а с rules enforcement. Это важная оговорка - потому что даже удобный виртуальный игровой стол сделать - сложно. А систему контроля соблюдения правил - очень сложно. Особенно если ставить целью платформизацию - то есть переиспользование блоков и быструю сборку под новые игры.
Кроме того, оказалось, что интеграция веб-конференции в браузер - та еще задачка. Бесплатные решения категорически не тянули 5-6 ситов - после недолгих мучений мы решили не изобретать велосипед, и воспользоваться готовым (платным) решением. После небольшого исследования решили начать с отечественного VoxImplant - там были заявлены многие требуемые функции, плюс удалось наладить контакт с поддержкой. По цене Воксимплант выходил нам примерно в 25 копеек за человекоминуту - оказалось, что для нашей модели это один из главных параметров.
Тем не менее, достаточно быстро от Воксимпланта мы отказались - во-первых, были нерешаемые проблемы. Так, периодически после обновлений начиналась свистопляска с устройствами - пользователи не могли активировать камеру, иногда не слышали друг друга. А для нашей платформы это корневая фича. Кроме того, некоторых очевидных функций вообще не было - например, нельзя было выделить говорящего пользователя. Справедливости ради, тогда продукт был совсем свежий - и интеграция по SDK на тот момент просто не была в полной мере прописана.
Самое главное для нас - ВоксИмплант достаточно шустро работал для пользователей внутри РФ, но из других стран были ощутимые задержки, справиться с которыми мы не смогли. Поскольку мы приняли решение таргетироваться на рынок США - в итоге выбрали Agora как провайдера решения - и надо сказать, по качеству и удобству - это прямо очень хорошо. Агора оказалась на 30% дороже, но завелась с первого раза, и работает просто как часики - стабильно, гладко и независимо от локации. Я могу дать ссылку на пилот, если захотите пощупать.
Одна из первых версий продукта - еще нет полноценного игрового стола, минималистичный дизайн, но уже весело
Для реализации самого игрового стола - мы сначала использовали canvas, но достаточно быстро уперлись в лимит производительности - игры с кучей карт и фишек очень тормозили. В итоге даже раздача покерной колоды подвешивала браузер. Мы походили по умным людям, поводили жалом, в итоге благодаря совету коллег из Miro пересели на Pixi - и эту часть проблемы удалось решить. Сейчас задержка если и есть - не бросается в глаза (хотя мы, конечно, знаем, что можно еще там доделать). По итогу на мой вкус получился очень крутой виртуальный игровой стол - с возможностью выкладывать и убирать объекты, управлять порядком, положением, видимостью, делать всякие групповые операции - перемешивать, раздавать карты. Ну и вкусные мулечки типа разных типов кубиков, озвучки и т.д.
Это я рассказываю так легко, но на деле на решение проблем с видео и игровым столом для создание работающего пилота, наполненного тестовыми играми у нас ушло больше года. За это время успели на разные эксперименты сжечь почти 30 млн рублей - в основном на зарплаты разработчиков, дизайнеров и прочих дорогих людей.
Проблем было много, но мы были очень вдохновлены. Продукт получался классный. Верный признак - нам самим нравилось то, что получается. Тестили с удовольствием! Зимой 2022 года мы начали собирать раунд на Angellist и готовить кампанию на Кикстартере - но как раз когда начали прилетать первые деньги, случилось 24 февраля - и раунд наш сходил лесом. Вместе с последующим краудфандингом.
Пивот
Еще осенью 2021 года, параллельно с разработкой, мы начали общаться с телекомами (в РФ и не только) - обстукивали опцию интеграции Фесты в разные пакеты и тарифы. И в процессе от них пришел запрос - нам бы то же самое, но под смарт-тв, чтобы можно было в одной комнате играть перед большим экраном. Мы начали это ковырять параллельно - и стало понятно, что технически это совсем другой продукт. Кое-что пересекается (лицензии на игры, общие принципы конструктора игр), но в остальном - в значительной части разработка с нуля.
И когда в феврале развалился основной план по Фесте, у нас уже был на руках MVP Патистейшена с подтвержденным интересом от провайдеров трафика, и мы решили сконцентрироваться на нем, а ветку с гейм-платформой заморозить до лучших времен.
Не то, чтобы мы первыми придумали саму концепцию игры на большом экране. Есть, например, Jackbox Party - у них сотни миллионов инсталлов, и в целом всё хорошо. Не знаю, по конкретно причине, но они решили не делать известные бренды игр, клепают все механики сами - выпуская по 5-6 игр в год. Мы же решили пойти по пути платформы - где контент можно будет публиковать без знания программирования (используя заготовки разных механик). Наш план-капкан в итоге стать как Нетфликс, но для игр, которые уместны на телевизоре.
Последний тезис - он неспроста. Не знаю почему, но игры на телевизоре в основной своей массе - полный шлак. В то же самое можно намного удобнее поиграть на телефоне или планшете. Суперсила телевизора в них вообще не используется. А вот для патигеймов большой экран - идеальный носитель. Всем видно состояние игры, можно всякие смехуечки там пускать. При этом персональная информация (роль в мафии, карты в руке и т д) - на телефоне, то есть не видна остальным.
Телефон в виде контроллера тоже не мы придумали - есть AirConsole - но у них в каталоге в основном простенькие аркады - это забавно, но мне хватило 5 минут чтобы наиграться. Хотя сделано все добротно. Я все-таки думаю, что в экшн-игры лучше играть на хорошем компе :)
А что внутри?
Поверхностно продукт не выглядит сложным - клиент-серверное приложение, работающее через веб-сокеты, где веб-сайт на мобильном телефоне (он же - наш пульт) командует “телевизором” через гейм-сервер. Тем не менее по пути была некоторая кучка технологических челленджей.
Значительная часть приставок - наследие старины глубокой, железо слабое, приходится бить себя по рукам в плане графики и анимаций, чтобы не тормозило. Кроме того, основу каталога (пока) у нас составляют квизы, построенные на видеороликах с вопросами и ответами.
Соответственно, нам приходится думать об оптимизации как с точки зрения контента (стараться максимально уменьшить вес роликов без потери качества), так и с точки зрения разработки - для этого мы проверяем скорость интернета и подстраиваем качество видео, которое мы отдаем пользователю.
Отдельный гемор мы словили со сбором статистики - логика работы такова, что каждый участник цепляется к платформе с мобилы, а нам интересно трекать игровую сессию как сущность (то есть связку конкретной игровой комнаты и всех подключенных устройств). Для этого пришлось собрать на коленке свою статистическую приблуду - зато теперь умеем всё замерять - и кажется, нас уже не остановить :) Тем более, что надо отбивать вложения - эта ветка встала нам еще в 20 миллионов, и конца и края в разработке пока не видно.
Ну и что в итоге вышло?
Первых пользователей мы позвали в самом конце декабря, но продукт был тогда до неприличия сырой. Игр было мало, а ошибок много. Тем не менее, ретеншен второго месяца уже перевалил за 60% (что не может не радовать: это значит людям нравится и они возвращаются), а lifetime по когортам уже 3+ месяца, и все когорты еще живые.
С привлечением пользователя - пока не все очевидно. Простой директ конвертить в подписку сложно - потому что далеко не всегда пользователям удобно сразу протестировать продукт. А без тестирования - не всегда понятно, что это вообще за шляпа. Сейчас задача - найти альтернативные каналы привлечения подписчиков. Пока неплохо показали себя стримы с ютуберами, где они играют в наши игры. Плюс по опыту Вокса попробуем поработать через Тикток. Ну и другие каналы ищем. Если вдруг у вас есть идеи и опыт, выраженный в цифрах - буду очень признателен за любую информацию.
Параллельно тестируем ценообразование - мы стартовали с цены в 399 рублей за ежемесячную подписку, но экономика вообще не сходится на таких цифрах. Потом нас качнуло в другую крайность - и мы сделали 990 рублей - но так только людей напугали, сейчас сделали цену примерно посерединке. А еще тестируем версию, где помимо подписки на полный каталог есть опция проката отдельных игр на 30 дней. Не покупка, а именно прокат - потому что игры у правообладателей мы берем на условиях, что они в любой момент могут отозвать лицензию. У нас лицензия неисключительная, и в целом очень гибкие условия - за счет этого удается брать интересные тайтлы.
Так или иначе, прямо сейчас платформа работает, база игр растет - сейчас на платформе почти сотня квизов, из других пати-игр - Засланец, Имаджинариум, Крокодил, Мемы, готовится к выходу Правда или Действие. Если звезды сойдутся (а мы активно работаем над этим), до конца года на платформе появится еще пара сотен квизов и штук 10 уникальных игровых механик (Мафия, Ерш, День вождей + несколько зарубежных механик, о которых лучше потом расскажу, когда все получится). К декабрю найти Патистейшен можно будет во всех онлайн-кинотеатрах и на всех приставках и смарт-телеках (сейчас есть на сбер-устройствах, ростелекоме, ксиоми, гугл-плей и в вебе).
Приглашаю всех хабровчан попробовать и сказать свое мнение. Промокод на доступ ко всему каталогу на месяц - HAB62. Не кидайтесь ссаными тряпками, это самая ранняя стадия :)
З.Ы. Чтобы два раза не вставать, приходите на мой канальчик - там много всякой диванной философии о бизнесе и не только.
Комментарии (24)
aylarov
09.06.2023 07:39Привет! По поводу Voximplant - с тех пор уже очень много изменилось, как с SDK, так и с географическим покрытием, поэтому если будет желание - всегда рады помочь сделать более экономически эффективный сервис :) telegram мой есть вроде у вас
TheRaven
09.06.2023 07:39+7Если это ориентировка на пати — непонятно почему подписка? Мы вот сейчас собрались, решили вдруг поиграть. Ни завтра, ни послезавтра мне вот это всё уже ненужно будет.
Только разовая оплата с возможностью играть сразу во всё.В качестве приложения на ТВ, лично мне это тоже нафиг не сдалось — ТВ это тупой экран подключенный к ПК. В браузере работает?
Странно звучит, что вы не нашли бесплатного решение на конфу из пяти человек. А Jitsi ?
Ну и вам бы в хаб "я пиарюсь" с рекламными статьями, всё-таки.
Kibkalo Автор
09.06.2023 07:39Касательно оплат - разовые игры тоже введем, пока непонятно, что в итоге будет лучше работать.
Про ТВ - речь о смарт-тв и PartyStation (не Феста). На самом деле их прямо много, и на них уже установлены всякие онлайн-кинотеатры. Мы метим в тот же рынок
Jitsi - мы пробовали, были те же проблемы, что у многих других решений. Периодически что-то не работает. На тот момент, когда мы проводили эксперименты, Агора была на голову выше. Честно скажу, последние полтора года особо не смотрел
Про "Я пиарюсь" - туда не хватило кармы запостить :)
mokhin-denis
09.06.2023 07:39+1Вот я тут соглашусь. Собрались мы компанией. Внезапно. Нам нужно начать играть быстрее (ну или не дольше) чем достать настолку и разложить... Покупать подписку на месяц я не буду. Взять в аренду на вечер?
luckydon
09.06.2023 07:39+1Денис, там не на вечера - там если "поштучно" игры покупать, они месяц будут доступны. Это получается дешвле, чем месячная подписка. Мы сейчас еще размышляем над тем, не стоит ли сделать краткосрочную подписку на весь каталог -- на 2-3 дня (выходные) или на неделю.
Zara6502
09.06.2023 07:39+2Сразу отмечу - проект мне понравился (сужу по статье), но:
Даже если подписка будет 99р, то я не стану подписываться, так как вероятность пати-игры во что-то минимальна. У всех свои дела и заботы и найти хотя бы час вечером чтобы собрать 4 человека - неразрешимая проблема. Ну а за 399-990р я вообще не понимаю кому это будет нужно.
Не люблю играть в целом с людьми по сети, это обязывает, а я могу играть, поставить на наузу и пойти покушать, посмотреть с женой тут же сериал минут 20, поискать что-то в сети, собрать/разобрать что-то из ПК, вернуться к игре. Должно быть делание делать это, а не временной промежуток где несколько человек в раз оказались вместе в сети. Пандемия в этом смысле была уникальна, сейчас всё вернулось на круги своя.
У меня нет игр на телефонах, планшетах и ТВ, просто потому что там их нет, и отвратительное управление даже если бы они там были. Поэтому только ПК, мышь и клава и ооочень редких случаях геймпад.
Kibkalo Автор
09.06.2023 07:39Спасибо! Я, наверное, плохо написал и всех запутал рассказом о первой версии продукта. Сегодня Патистейшен - это игра группы людей (собравшихся в офлайне) перед одним большим экраном. Это (наверное) не развлечение на каждый день, но вполне себе на каждую пятницу-субботу (ну или когда семья/друзья собираются вместе). По-крайней мере, идея была такая :) Если будет время - попробуйте, расскажите о впечатлениях? Может быть, вы поменяете мнение (а может быть и нет - значит мы будем еще работать).
Zara6502
09.06.2023 07:39Хм, в целом да, я так и понял, что это комбинация Zoom и Пати-игр.
Но смысл мною написанного не поменяется, для оффлайна вообще нет шансов XD У нас это максимум раз в год, а то и в два. А с супругой мы в Героев 3 играем на XXL карте, это совсем другое развлечение.
Возможно если большие семьи или дети с соседскими будут играть. Но всё равно - дорого. Я интернет когда со 100 мегабит на 500 решил перейти у меня цена на 120 руб была дороже и я пол года думал. Я отключаю всегда все смс информирования у карт банков, это 720 руб в год на банк. В общем если все расходы смотреть то 3-5 тыс в месяц легко можно экономить на ненужных сервисах, а если платить за Кинопоиск, Netflix, Disney и т.п., и еще платить за пати-игры и тут так или иначе будешь думать - что убрать, а что оставить. Всё же сессионное развлечение с оплатой за комнату, как пишут тут же в комментариях мне кажется удобнее.
Если будет время, то посмотрим. Мы года три назад играли в пиратку Jukebox или как там оно называется, но понравилась только одна игра и совсем не нравится что нужно пользоваться смартфоном, особенно когда задания на скорость, на мелком экране ничерта не видно, как там люди вообще во что-то играют? У меня ТВ на 43" и он только-только для игр подходит, хотя во многих проектах HUD и субтитры до сих пор не научились делать нормально масштабируемыми (как люди на Steam Deck например или Switch играют, я вообще не понимаю).
В общем если доберемся на посмотреть, то напишу о впечатлениях. Спасибо за статью, интересно читать как изнутри появляются такие проекты.
TheRaven
09.06.2023 07:39Они не совсем по сети предлагают. У них кейс собраться вместе (оффлайн) и играть в настолки без настолки. Вместо карты и скореборда — телек, вместо колоды и фишек — пыриться в телефончик. И всё это по подписке за стоимость интернета в месяц.
P.S. вашу нелюбовь к играм вне ПК разделяю, у самого на телефоне только Acron для редких VR пати.
crazy_kucher
09.06.2023 07:39+2Мне кажется лучший вариант монетизации это аренда комнаты на вечер, в комнате есть пресет игр плюс несколько на выбор, и тут разные варианты стоймости в зависимости от размера комнаты(максимум человек), и игры в пресетах или доступных к добавлению
Kibkalo Автор
09.06.2023 07:39Попробуем на следующей неделе сделать тест с таким вариантом. Спасибо!
Harrix
09.06.2023 07:39Попробовал.
Я правильно понимаю, что почти все игры - это квизы? Выделите их в отдельный блок, чтобы не надо было искать что-то другое среди большого количество квизов. Или сделайте раздел «Не квизы». Огромное количество квизов быстро надоест людям.
А есть там полный каталог игр? Есть несколько разделов «Выбор редакции», «Новинки» и др. А как посмотреть всё, что есть? Например, в видео на главной странице сайта говорится о играх «Мафия» и «Правда или действие», но я не нашел их. Есть «Мафия-квиз», но это опять квиз, а не нормальная игра.
Навигация не совсем удобная. Чтобы найти тот же «Крокодил», надо долго листать в горизонтальном списке, который странным образом сортирован.
Например, по квизу «Мир Гарри Поттера» создается ощущение, что вопрос об авторских правах не стоит. Я не против, но тогда в приложении «Караоке» вместо опять-таки квиза хотелось бы увидеть настоящее караоке.
Дайте возможность посмотреть вступительный ролик с правилами игры в каталоге отдельно, чтобы можно было изучить их до проведения тусовки. А сейчас пока достаточное количество людей не подключится, правила игры не узнаешь.
Во время теста пришлось свернуть на телефоне страницу и отойти. Вернулся, выбрал игру, а фоновая музыка от «Мир Гарри Поттера» сохранилась и наложилась на музыку от другого квиза.
А будет Android версия в Google play или в виде отдельного apk файла?
Все квизы одноразовые? Будет ли возможность скрывать уже пройденные квизы?
Надеюсь, что не зря потратил подписку на 1 месяц.
Kibkalo Автор
09.06.2023 07:39Спасибо за развернутые комментарии, очень крутые. Некоторые вещи уже в беклоге, но в целом все это будем делать.
1. Сейчас квизов намного больше, чем других игр - потому что их добавлять проще. Но реиграбельных игр к концу года будет штук 10-15
2. Каталог переделаем, это версия, в которой было мало игр. Уже сейчас в ней тесно. Будет поиск, будет подбор по жанрам
3. Ответил выше
4. Караоке как жанр - кстати, крутая мысль, сделаем
5. Уже в беклоге, скоро будет
6. Это баг, будем лечить
7. Она есть в гугл-плей (https://play.google.com/store/apps/details?id=com.partystation.app&hl=ru&gl=ru) - но может не искаться из-за настроек региона или устройства. АПК-файл тоже есть
8. Пройденные квизы отмечаются в каталоге как сыгранные. Но в них можно играть второй раз
Про подписку - там на несколько дней игр точно есть :) я вот только от друзей пришел - мы успели за вечер 3 квиза и партию в Имаджинариум сыграть
Zara6502
09.06.2023 07:39+1Еще будет тест в 4 игрока, пока пишу для игры вдвоём с супругой.
1) Баги интерфейса управления (как я понимаю - нет учета масштабирования шрифта)
Hidden text
2) Странное поведение кнопки "оспорить", она в какой-то момент находится вверху, а потом упрыгивает в самый низ, на моем телефоне я её не сразу увидел и не понимал как работает принцип оспаривания.
3) Так же должна быть пауза после озвучивания правильного ответа до момента появления кнопки "Далее" у управляющего игрой, у нас была ситуация когда супруга хотела оспорить, а я уже нажал "Далее". Вообще имеет смысл её делать главной кнопкой в момент озвучивания ответа.
4) В кукисы не сохраняется промокод, его нужно вводить постоянно, когда я зашёл второй раз то не мог понять почему за всё просит деньги и промокод не работает. Так же нет ввода промокода в уже созданную пати, приходится её разбивать, перезаходить в новую комнату и собирать людей снова.
5) Интерфейс управления в целом очень путаный, напоминает логику Windows 3.1 - больше кликов Богу кликов. Постоянно или не мог куда-то вернуться или комнату предлагали закрыть. Так же неочевидна кнопка показать/скрыть QR-код комнаты, я не сразу понял что иконка перечеркнута и нужно нажать её еще раз.
6) В одном из квизов был выбор ответов кнопками - мне кажется это оптимальный вариант, так как вводить текст на телефоне с огромным шансом на ошибки ввода, да и вообще кому может нравиться вводить что-то на смартфоне? Как правило ответ знаешь, но что именно написать - всегда непонятно, часто имя вспомнить не можешь персонажа или актера и расстраивает что не можешь дать ответ. А если бы было 4-5 вариантов ответа (продуманных), и отвечать было бы удобно. Всё же мы собрались получать удовольствие от игры, а не страдать от склероза. Вот песню поёт Алиса Фрейндлих, я даже фильм знаю, но блин забыл что она "Фрейндлих" и нет шансов дать правильный ответ.
7) Понимаю что качество квизов это наверное не совсем к вам, но в целом имеет смысл наладить контроль качества. Всё во что мы поиграли - ужасно. Приведу пример, играли квиз про сериалы, вопрос по сериалу "Сверхъестественное" - "Кто едет в машине?", тот кто смотрел сериал понимаю кто едет в Импале, но я написал "Братья", а супруга "Сэм и Дин", мой ответ не приняли, оспорил. Подобного было много, много было вопросов где намеренно путали между выбором имени актера и персонажа, опять же не ясно - издеваться над игроком и есть задача квиза? Про мир Гарри Поттера вообще капец полный, там такую ахинею спрашивали что мне кажется сама Роулинг ни на один вопрос не ответит, всё же в такие вопросы и дети могут играть или думаете ребенок в 10 лет лучше будет отвечать чем взрослый в 48? В общем мы скучали скорее. А квиз про расстановку картинок вообще капец какой-то, там одно дело с логикой кто-то не просто не дружит, а скорее логике наркоты дал понюхать, так еще расстановка элементов по порядку просто боль какая-то, сами элементы на экране ТВ и подписаны буквами, а кнопки с буквами на телефоне да еще и не по порядку, через 10 секунд мне уже было всё равно что происходит я просто остановился и ждал когда раунд закончится - я не хочу такого.
8) И почему мне нельзя отправлять пустой ответ? Постоянно приходилось вбивать какую-то ерунду. Я понимаю что это защита от случайного касания кнопки, ну сделайте мелкую кнопку слева в углу помимо основной.
9) Есть игра "Смертельная вечеринка", там есть моменты которые тоже вызывают негатив, но буквально 1-2, а 10-15 дают только фан. В самой игре нет зацикленности на вопросы с набором ответа, игры меняются, темп меняется, несколько финалов.
Hidden text
Игры где нужно что-то изображать или прыгать - не играли, не наше. 4+ поиграем через неделю, когда еще двое приедут.
Прошу прощения конечно, но мне кажется 30 лямов за это - слишком дорого.
Kibkalo Автор
09.06.2023 07:39Спасибо! Очень крутой разбор.
30 лямов, это за Фесту :) она там выше есть по ссылке, но ее будем дальше качать позже. Эта штука подешевле (но не сильно)
Sergey_Kovalenko
Привет! Мне кажется ваш проект может быть классной идей для тех случаев, когда почему-то нельзя собраться у камина и поиграть в настолки? Возможно если вы сделаете клона под игры наподобие настолок (игровая механика как повод для общения и предлог для подумать), то сможете продать какому-нибудь SkyEng-у. У них под это дело аудитория уже есть и очень хорошо нагретая, а команды под разработку - скорее всего нет.
Не знаю, может такой сервис в мире уже есть?
Kibkalo Автор
Все это в планах, мы только начали :) в мире много чего есть, но и народу немало. Место есть