В силу рода деятельности и публичного присутствия мне каждый день прилетает несколько запросов на инвестиции. То, что я скажу дальше, написано в куче статей, учебников и т.д. — и тем не менее из раза в раз повторяется один и тот же цикл. Стартапер отправляет презентацию, получает отказ (или не получает ответа вообще), делает какие-то свои выводы (инвестор — мудак, не понял идею , меня недооценили, и все такое) и идет к новому инвестору с тем же набором.
Я много раз сидел по обе стороны стола. И постараюсь быть максимально объективным, описывая интересы каждой из сторон.
Если вы стартапер — прежде, чем нажать кнопку «отправить», прочитайте свой запрос глазами инвестора — проанализируйте, есть ли в нем ответы на вопросы ниже.
Если вы — начинающий бизнес-ангел — вам будет полезно знать, на какие вопросы точно хорошо бы найти ответы, прежде чем принимать решение.
Важно: это не заменитель 10 слайдов питчдека (они все равно должны быть). Это те дополнительные вопросы, которые как правило питчдеком не покрываются.
Итак, допустим, есть стартап. У него идея, которая по какой-то причине кажется интересной (про идею можем отдельно поговорить). И, допустим, сумма не выглядит неподъемной. Намеренно оставляю за скобками сам питч — потому что это тоже тема целой отдельной статьи. Предположим, что питч был бодрым, содержательным, захватывающим. Что будет останавливать инвестора от принятия решения?
Сколько денег нужно, на что их хватит, и что будет потом?
Вопрос кажется простым, но на самом деле в нем есть нюансы. Инвестору интересно давать деньги только в том случае, если понятно, что:
-
этого раунда хватит до следующего значимого чекпойнта (точки безубыточности или следующего раунда) — то есть сам чекпойнт продуман, описан. И инвестор верит в то, что за эти деньги можно до этого чекпойнта добежать. Потому что если не будет ни безубыточности, ни легких денег — стартап может закончиться (не добежать). Это риски — которые просто так на себя брать западло.
Нужен четкий план, почему суммы раунда хватит — на что ее хватит, когда и какие следующие шаги.
б) стартап соберет остаток раунда. Потому что если не соберет — значит денег не хватит даже до чекпойнта, через некоторое время стартап снова будет вместо того, чтобы ковать железо, бегать по рынку с протянутой рукой. Западло (см. выше)
Соответственно, на переговорах наверняка будет вопрос — а сколько у стартапа уже есть софт-коммитов. Нормально их не иметь — просто надо понимать, что тогда лучшее, с чем стартап может уйти — это «ну ок, подумаю, будем на связи». И начиная от этого «будем на связи» пойдет обратный отсчет — время, за которое нужно набрать еще потенциальных партнеров, чтобы потом их разом подсекать. Тут как раз будет следующий пункт.
Есть ли положительный трекшен?
Да, так, конечно же, бывает, что стартап (идея + команда) настолько офигенный, что в него кидают деньгами с порога. Чаще всего это бывает с фаундерами, у которых за спиной успешные экзиты или суперэкспертиза. И вокруг них уже создан пиар — слава катится впереди. Для всех остальных работает другая фигня — инвестор хочет знать, что стартап в адеквате, корректно оценивает свои силы и перспективы. Поэтому он будет смотреть на стартап не в статике, а в динамике. Например, если на первой встрече (так чаще всего бывает) план нарисован примерно как на картинке — у инвестора будет справедливое желание подождать месяцок и посмотреть, началась ли эта клюшка.
Опять же. Нормально, если клюшка через месяц не началась в той степени, в которой была в презентации — все всё понимают, стартапер должен быть оптимистом и мечтать о великом. Но если нарисована клюшка, а на деле не поменялось ничего — это (к сожалению) выглядит как булшит. Поэтому нужно быть готовым до начала клюшки как-то тачку возить самому. И это будет сложно.
Стоит ли очередь на пороге? Кто еще хочет дать денег?
Что влияет на решение инвестора отсыпать вам денег? Во-первых, намного больше хочется дать денег тому, кому они не очень нужны. И не хочется дать тому, кто уже на грани того, чтобы сдохнуть. Поэтому, кстати, деньги нужно начинать искать заранее (когда еще есть разбег и ресурс). Во-вторых, на инвестора сильно влияет эффект очереди — если видно, что проект вызывает интерес, значит (в соответствии с пунктом выше) он соберет денег, добежит до чекпойнта.
Кроме того, инвестор думает, что кто-то из тех кто в очереди, проанализировал стартап более тщательно — и если он еще в очереди, значит тема норм. Надо вписываться.
Эффект очереди может поднять и оценку, и сумму, и очень сильно помочь в переговорах.
При этом мое персональное мнение:
не стоит врать (блефовать). Если у вас параллельно идут не одни переговоры, сказать об этом — вполне нормально. Но если на деле переговоров нет, бросаться именами — (на мой взгляд) не очень корректно.
не стоит перегибать палку — потому что у инвесторов тоже есть из чего выбирать. Можно упомянуть о других заинтересованных лицах, но не стоит тыкать каждый раз.
Зачем инвестору давать вам деньги? Как ваш стартап сделает его богаче?
Я думаю, что даже самый новичок-стартапер где-то в глубине подсознания догадывается, что инвестор хочет заработать. При этом на вопрос, зачем ему давать деньги именно вам, не все могут ответить.
Это выглядит вроде как естественным: он инвестор, он сидит на деньгах, ему жжет руки — поэтому он дает деньги. А я — стартапер. Я пью смузи, тыкаю в планшет пальцем и трачу деньги. На деле экосистема несколько сложнее.
Давайте разберемся, как именно это все устроено. Приготовьтесь, сейчас будет ликбез. Кто знает, просто пролистываем этот пункт.
Для начала — стоит посмотреть на замечательный график, на котором отражены самые значимые вехи развития стартапа.
Первые деньги, которые привлекает стартап — обычно называются FFF (friends, family, fools). Если сравнивать FFF с ангельскими инвестициями — в FFF это больше похоже на «поддержку», чем на «финансовый инструмент», обычно отношения с инвестором FFF существовали до появления стратапа (родители/друзья/коллеги и пр.) и не связаны напрямую с ним. Ну и на раунде FFF редко делается нормальный дьюдил — иногда даже документами особо не подкрепляется, все на доверии.
Далее я буду говорить именно об ангельском раунде — то есть когда:
у стартапа есть или выручка (больше нуля, но меньше 100-200 тысяч долларов в месяц), или хотя бы MVP продукта и ощущение product-market-fit.
искомая сумма — не меньше 100 тысяч долларов и не больше 1 млн.
стартап уже инкорпорирован — есть компания (юрлицо), которая будет принимать деньги — и эта компания как-то документально связана и с командой, и с продуктом, у нее есть банковский счет, на этот счет уже поступает выручка от продаж.
В США по разным оценкам около 300 тысяч бизнес-ангелов. В РФ — по моей оценке — нет даже 10 тысяч. Соответственно, спрос на инвестиции меньше — и в РФ это точно рынок покупателя, а не рынок продавца (хотя в этом году и в мире это скорее рынок покупателя).
Больше всего стартапов умирает не в первый или второй год, а в интервале 3-5 года. Потому что в первый-второй год можно проехать на энтузиазме даже если денег нет, а дальше — сложно. Косты растут, если они не покрываются доходами — никакого энтузиазма не хватит
Вопреки мнению, что все инвесторы гребут бабло лопатой, медиана возврата для инвесторов ранних стадий (бизнес-ангелов) — в районе 2,5Х за 4-5 лет.
70% стартапов возвращают меньше 1х (условно, это можно назвать списанием)
20% возвращает до 5х,
5% — до 10х,
3% — до 30х,
2% — более 30х.
Что это означает? Если мы дали 100 стартапам по 100 тысяч долларов (10 млн долларов суммарно) и подождали 5-7 лет — из них 70 стартапов сдохли (меньше 1х — это условно «ничего» — потому что прошло время + есть терминальные косты), 20 вернули в среднем 2,5х — то есть 5 млн долларов, 5 — вернули в среднем 5х, суммарно 2,5 млн, 3 — вернули 15х, суммарно 4,5 млн, 2 — вернули 50х, суммарно 10 млн. Итого — 22 млн или 2.2х. Или меньше 20% годовых.
Получается, что чтобы метить в доходность 20% годовых (а для американского рынка 20% годовых — достойная ставка, не так уж много инструментов сопоставимой доходности есть) нужно искать стартапы, которые могут вернуть 30+ иксов. Из сотни 1-2 — выполнят задачу, а остальные — сгорят в костре революции. Для российского рынка ставка 20% годовых не катит — проще денег дать в долг. Отсюда несколько выводов:
на российском рынке надо строить математику, дающую намного большую доходность (50+ процентов годовых).
если предположить, что вероятность выживания стартапа примерно сопоставима на рынках РФ и США, то доходность (иксы) для российских стартапов должна быть кратно выше.
значит, в момент переговоров у инвестора должна быть вероятность выхода со 100х (не 30х, как в предыдущем расчете, а выше). Даже не просто вероятность — некий план (который может не сбыться, но в момент планирования в нем не должно быть логических несростов).
А это значит, что если инвестор заходит по оценке 300 млн рублей — у него должна быть ненулевая вероятность выхода по оценке 30 млрд рублей (100×300 млн = 30 млрд). Ну и тут поспевает простой вопрос — а много ли сделок в РФ с такими оценками было за последние годы? А особенно — в выбранном сегменте рынка/индустрии. Скорее всего — не много.
Что же делать стартапу?
выбирать рынок, где деньги дешевле (меньше ожиданий к доходности и больше вероятность сделок);
снижать аппетиты к деньгам (снижать оценку входа);
-
искать аргументы по снижению ожиданий инвестора. Факторами, влияющими на оценку, могут быть:
рентабельность юнита (если рентабельность высокая — оценка может быть существенно выше);
опыт фаундеров, экзиты за плечами и т д — повышают оценку;
скорость добегания до сделки (например, наличие подтвержденного интереса к покупке от потенциального стратега).
Ок. Куда переводить деньги?
Есть еще одна ошибка, особенно свойственная first time фаундерам — бегать с горящими глазами, искать денег — без готовой структуры для приема (компании, готовой принять деньги на счет). Соль тут вот в чем. Как бы цинично это не звучало — инвестора нужно вовремя подсекать. Если человек сказал, что он готов дать денег — нужно как можно быстрее заключить сделку. Потому что он может передумать, обстоятельства могут измениться. В конце концов, результаты стартапа могут разойтись с тем, что было анонсировано в питчдеке.
Соответственно, чтобы «подсечь» инвестора, нужны:
готовое юрлицо и счет в банке. Юрлицо, которое создано и занимается только этим бизнесом (на котором нет смежной деятельности). У которого в порядке отчетность и учредительные документы. Состав акционеров которого отражает реальные взаимоотношения в бизнесе;
готовый договор на прием денег. Это может быть сделка в эквити, конвертируемый заём, SAFE (если это сделка в США);
на компанию оформлены интеллектуальные права (собраны с физлиц и прочих мест, где они могли оказаться по неосторожности), есть договора с ключевыми сотрудниками, переведены на юрлицо домены, подписки на ключевые сервисы, сервера и прочее.
Рассчитывайте на то, что подготовка документов занимает время. Можно ли закрыть сделку без этого? Да, просто все время подготовки придется бежать на свои (а не на инвесторские) деньги — под риском того, что сделка может отмениться.
Я за последние пару лет заключал много сделок со стороны стартапов — время от предметных переговоров до денег на счету может занять месяц-два (если все хорошо), а может — полгода и более (если все не готово). И за эти полгода существенная часть сделок может отвалиться. У меня такое бывало.
Что еще спросить у стартапера (или подсветить инвестору):
шкура на кону. Это очень важный аргумент - какие риски понес лично фаундер? Когда в стартап вложены собственные деньги, много времени, когда предприниматель занимается стартапом изо всех сил (full time job) — это хороший знак. Когда этого нет — для инвестора выглядит как желание «попробовать» за его счет;
круто, когда у стартапа не один фаундер, который все знает и все тащит, а команда (не обязательно акционеров) — людей, обладающих подтвержденными компетенциями и опытом, профильным для этого стартапа. До большого результата добегают именно команды;
(холивар детектед) статистика показывает, что стартаперы из топовых вузов добиваются большего возврата на инвестиции (конкретно в штатах цифры таковы — иксы основателей из Ivy League — MIT — Stanford в 2,2 раза выше);
очень важный критерий — результаты ранних инвесторов в прошлых проектах фаундера. Заработали ли они?
В качестве заключения хочу сказать: все, что я изложил выше — это просто один из нескольких возможных взглядов. Это опыт отдельно взятого меня на сегодня (завтра будут новые вводные и что-то может поменяться).
Чтобы добавить веса я могу сказать, что в качестве стартапера в разные проекты я привлек несколько миллионов долларов инвестиций. А как инвестор вложил почти 1 млн долларов своих и примерно столько же в рамках нашей венчурной студии
Еще важно! Эта статья — не руководство по инвеситрованияю. В ней довольно много упрощений и точно не освещены все вопросы, такие как: питчинг, оценка идеи, фаундера, команды, рынка, оформление сделки и тд. Помните, что решения об инвестициях принимает лично инвестор — и он сам несет за них ответственность. Даже если кто-то умный посоветовал.
З.Ы. Чтобы два раза не вставать:
я инвестирую в проекты ранних стадий. Если вы фаундер, у вас крутой стартап, и по итогу статьи на все вопросы есть ответы — пишите (в телегу), поговорим. Или, если не страшно - пишите прямо в комментах - тут же и разберем;
вокруг меня всегда есть проекты, которые ищут денег. Если деньги жгут руки — пишите. Но если это ваша первая инвестиция — не пишите :) первые инвестиции — это слишком много эмоций и сомнений, венчур — дело рисковое, а не каждый инвестор, как это ни странно, готов столкнуться с риском;
мой канальчик о бизнесе и прочем — тут.
Комментарии (20)
LuggerFormas
19.06.2023 09:08значит, в момент переговоров у инвестора должна быть вероятность выхода со 100х
Остап закурил, гуляйте. Стократно вернуть инвестора на выбеге в пять лет - это прям я даже не знаю куда вас пристроить.
Очень уж непонятно мне, откуда так молодецки на одну фирму взваливаются все риски веерной раздачи инвестором 99-ти другим фирмам?
Kibkalo Автор
19.06.2023 09:08Именно поэтому в РФ венчуру сейчас нелегко. Собственно, этот кусок как раз из тезиса про сложность венчурного рынка в РФ
Kibkalo Автор
19.06.2023 09:08Если построить табличку в экселе - становится понятно. Если ставка рефинансирования как в РФ, если заемные деньги стоят 15+ процентов годовых - инвестиционные деньги стоят 50+ процентов годовых. При статистике выживаемости стартапов для того, чтобы получать требуемую доходность, нужны компании, у которых есть шанс вырасти в 100 раз относительно оценки на ангельском раунде. Таких компаний - единицы.
korvint
19.06.2023 09:08Не могли бы подсказать - как называются те инвесторы, которые инвестируют в стартап не столько ради прибыли, столько из-за личного интереса в сути стартапа.
Например, по слухам, великий Чингиз-Хан сильно вложился в стартапы по обретению бессмертию. Не прибыли ради, а личного интереса для.
Даже в своем родном Таганроге я знаю двое подобных инвесторов:
вложился в клуб греко-римской борьбы. Потому что инвестору был интересен этот вид спорта
вложился в конный клуб, поскольку любит коней
Причем никто из вышеперечисленных не меценаты. У них есть личный интерес, да и какой-то финансовый. Но главное - интерес к сути стартапа. Как называются такие инвесторы?
Kibkalo Автор
19.06.2023 09:08Я всегда считал, что если кто-то спонсирует, не получая материальной выгоды - это меценат. Возможно, есть и какие-то другие слова для этого
Enfriz
Со своей совершенно дилетантской точки зрения никогда не понимал всю эту деятельность по инвестициям на начальной стадии (по крайней мере для айти). Если продукт интересный для людей, пользовательская база растёт изо дня в день, то и без всяких инвестиций можно вытащить. Это заблуждение, что нужен офис с дорогущими Apple-компами и десятки сотрудников для вывода проекта в продакшен. Прогеры легко собираются у кого-то на хате и пилят продукт за оплату из кармана фаундера или даже за будущий процент, если верят в проект. Я в таком стартапе участвовал, как разработчик, и команда развалилась совершенно не из-за отсутствия денег, а просто из-за грубых ошибок фаундера в организации работы и коммуникаций.
Если же пользовательской базы нет, или она не растёт — я бы не давал инвестиции, потому что выглядит так, будто бы деньгами хотят залить отсутствие реального интереса и ценности для людей. Какая разница, какой питч, если просто можно посмотреть на факты?
DMGarikk
А кто оплачивать будет хостинг? рекламу? (если считаете что это не надо и проект сам себя рекламирует… то это такое..)
Это всё в теории, а пробовали вы таких прогеров найти? и желательно чтобы не джунов. сеньоры с горящими глазами еще большая редкость чем просто сеньоры
курица и яйцо, я в свое время делал проект, аналогичный яндекс.такси (в 09-10 годах), затык был в том что я так и не смог никого убедить что это стрельнёт… до смешного дошло… приходил в один фонд, описал что как откуда деньги, показал прототип "никому это не надо. все вызывают такси через телефон, а в такси стоит рация, в чем новизна? кому это пригодится? бред какойто!!"
через пару лет стрельнул Яндекс… приходил к темже людям… горящие глаза.."дада!!! оно!!! почему к нам никто такое не предлагал???… я такой… ну я же к вам приходил с таким проектом...(ступор)… не помню.."
как базу набирать в таком варианте? фаундеру надо по умолчанию иметь десяток лямов? моих денег тогда хватило оборудованить пяток машин местного автопарка.
Но проекты не всегда начинают программисты чтобы самому собрать MVP на коленке, а тут уже деньги нужны
Enfriz
Ну вот у меня под хобби-проекты выделенный сервак стоит около 5000р в месяц, и он без проблем выдержит 100к DAU. А если у проекта больше 100к DAU, уже можно зарабатывать.
Так я же упомянул, что работал буквально так. Сидели по кафешкам и хатам, норм было :) Понятно что это не фултайм. Для фултайма да, надо платить. Но наших сил (было 5 разработчиков) хватило чтобы за несколько месяцев запустить первые три стабильные продакшен-версии стартапа. Сеньоры кстати для MVP не нужны. Сеньоры нужны когда, во-первых, появилась нагрузка, которую надо оптимизировать. Во-вторых, очень большая команда, для которой нужна единая архитектура итд.
Ну может в то время и не стрельнуло бы. Для работы онлайн-такси у каждого бомжа должен быть смартфон с интернетом и привычка к цифровым платежам.
Suvitruf
Если говорить именно про стартапы, то сейчас можно без особых проблем получить кредит на серваки на большинстве облачных провайдеров.
DMGarikk
и что за проект? клон твиттера? dau бывают разные, ктото текст читает, а ктото чтото активно генерирует
ну вы экстраполируете свой опыт на все возможные виды проектов
я работал в одном бывшем, поглащенном стартапе внутри крупной компании, так там только хранилище файлов было около 300терабайт, я уж молчу про пяток баз размером гигабайт 50 каждая
или это уже не стартап?
Kibkalo Автор
Бутстрапить круто, но не все можно забутстрапить. Самые значимые продукты (будь то цифровые услуги - типа uber, airbnb, dropbox, или даже в большей степени физические продукты) - создаются на деньги инвесторов. Сделать их на свои либо очень долго, либо невозможно. Условный Убер не может быть прибыльным с первого дня.
Круто, когда удается собрать команду разработчиков, работающих за хлеб и будущие прибыли - но это срабатывает только тогда, когда с первого раза случилось попадание в цель. Очень редкий случай.
Enfriz
Dropbox абсолютно точно можно собрать без больших денег. У него первые версии были на базе Amazon S3 хранилища. По сути первый Dropbox это просто удобный UI к S3. И масштабировался он очень легко: ты ставишь цену, равную проценту платящих умноженную на общие траты на хранилище за человека. Было сразу же видно, работает это или нет.
У Airbnb был очень интересный MVP, вообще без всяких айтишников. Основатели просто сдавали свой диван где-то в прихожей :) А там уже было понятно что бизнес-модель заводится. Ну и кстати для Airbnb тоже не нужна дорогая инфраструктура, даже сейчас.
Такси конечно да, без денег не сделать. Но такси уже не совсем айти-стартап. Это просто айти-обёртка для дорогостоящего неайтишного бизнеса. В теории можно было бы прийти к какому-то существующему таксопарку и попробовать заколлабиться с ними, сделав для них айти-часть.
Kibkalo Автор
Не с целью поспорить - но ни dropbox, ни airbnb не смогли бы добиться значимого результата без внешнего финансирования. "Бизнес-модель заводится" - это как раз тот момент, когда надо ходить и искать инвестиции (до этого их дадут только друзья). Цифровой стартап - это соревнование на скорость набора аудитории. В большом рынке стать номером один без инвестиций - практически невозможно. Если делать на свои - это всегда медленнее. А значит кто-то обойдет на повороте.
Enfriz
Я и не утверждаю, что финансирование не нужно. Меня смущает вот эта вот текущая модель с питчем и ангелами. Условный Dropbox может прийти к инвестору и просто показать работающий продукт и продажи, нет?
Kibkalo Автор
Ангелы (обычно) дают денег не на идею, а когда уже есть ощущение product-market-fit и стратегия выхода на рынок. Пилеж прототипа и всякие метания - чаще всего происходят до этого.
Бизнес-ангел - это и есть инвестор. Просто это инвестор ранних стадий. инвестиционные фонды редко смотрят стартапы без ощутимой выручки - просто потому что в модель не укладывается. Эта пищевая цепочка выстроена годами экспериментов. Какие-то этапы можно обойти, но статистически - обычно работает именно так.
Suvitruf
Как сооснователь стартапа могу сказать, что на этих этапах инвестиции очень сильно помогают с ростом. Да, без инвестиции можно выйти в ноль хотя бы, чтоб не загнуться сразу, но это будет медленней. Ранние инвестиции могут очень ускорить развитие. Это особо важно на фоне конкурентов.
Enfriz
Вам тот же вопрос, что и автору статьи выше: почему просто не показать инвесторам уже работающий продукт с цифрами? По формату статьи у меня создалось впечатление, что речь о раздаче денег если не под идею, то под очень черновой вариант, и поэтому нужно специальным образом доказывать инвестору, что его деньги вернутся.
Suvitruf
По-разному. Тут вопрос рисков больше. Вот две ситуации:
Стартап зарабатывает сам и нет предпосылок к закрытию. Инвестор получит в таком случае, скорей всего, меньший процент за те же деньги.
Стартап на уровне идеи и/или не зарабатывает пока, тогда инвестор может получить лучшие для себя условия, но, при этом, риск провала больше.
Enfriz
Ну вот, если бы я был инвестором, под второй вариант деньги бы не давал. Сказал бы идите делайте и проверяйте, нужно ли это кому-то. Впрочем, видимо поэтому я и не инвестор :)
Kibkalo Автор
Наверное, я плохо раскрыл.
Сначала стартапер что-то делает сам в гараже. Потом ему перестает хватать своих средств, и он идет к друзьям и знакомым. Это - FFF-раунд. Статистически размер такого раунда - от 50 до 200 тысяч долларов при оценке 1-2 млн долларов.
Далее идет ангельский раунд (о котором речь в заметке) - это уже когда есть продукт, есть первый трекшен, возможно, даже первая выручка. Обычно оценки на ангельском раунде 6-10 млн долларов (в США, в РФ - поменьше, конечно же). И сумма раунда - 5-10% от оценки.
А уже когда стартап становится бизнесом - подключаются инвестиционные фонды.